Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПОгосударственный технический университет
Курсоваяработа
по экономикепредприятия
на тему:
«Технико-экономическоеобоснование эффективности строительства нового предприятия»
Выполнил:
Слушатель I курса группы
Проверил:
г. Тамбов2006г.
Содержание курсового проекта:
Введение 3 Раздел 1 Маркетинговое исследование
1.1 Общая характеристика производства и товара
1.2 Преимущества продукции перед конкурентами
1.3 Анализ рынка. Наименование и типы потребителей
1.4 Анализ конкурентов
1.5 Стратегия маркетинга
Раздел 2 Определение плана производства и обоснование производственной мощности
Раздел 3 Технико-экономическое обоснование варианта размещения
предприятия
3.1 Расчет затрат по доставке сырья и транспортировке готовой
продукции
3.2 Расчет потребности в инвестициях для строительства предприятия
3.3. Расчет численности и заработной платы работающих
3.4 Технико-экономическое обоснование выбора пункта строительства нового предприятия
Раздел 4 Расчеты Эффективности проектируемого объекта
4.1 Расчет издержек производства
4.2 Расчет потребности в оборотном капитале
4.3 Расчет эффективности капитальных вложений
4.4 Определение прибыли и порядок ее распределения
4.5 Сводная таблица технико-экономических показателей
Выводы и предложения Литература /> /> /> />
Введение
Технико-экономическоеобоснование (ТЭО) — это документ, который разрабатывается для вновь создаваемыхи реконструируемых предприятий и подтверждает экономичность проектирования иработы будущего предприятия. В процессе ТЭО устанавливается производственнаямощность предприятия, потребности его в материалах, сырье, полуфабрикатах иисточниках их получения, уточняется место размещения нового предприятия,решаются транспортные вопросы, определяется себестоимость продукции и общие затратына ее производство, необходимые капитальные вложения и их экономическая эффективность.От качества ТЭО зависит не только решение кратковременных проблем, связанных скапитальным строительством и вооружением завода новой техникой, но иэффективность его дальнейшей деятельности — его будущее как производителя. Всвязи с этим очевидна необходимость в исследовательской работе на тему«Технико-экономическое обоснование целесообразности строительства нового предприятия».
В условиях перехода крыночным отношениям и конкуренции ТЭО, кроме сведений о прогнозных объемахпроизводства и реализации товара, затратах на производство, прибыли ирентабельности, должен содержать данные о рынках сбыта, спросе на продукцию,ценах, т.е. должен содержать результаты маркетинговых исследований.
Перспективы развитиярынка башенных кранов связаны сегодня прежде всего с ростом объемовстроительства. Правительственные программы по системе ипотечного кредитования,значительное увеличение капиталовложений в недвижимость, необходимость заменыстарого изношенного оборудования — все эти тенденции лежат в основе растущегоспроса на высококачественную строительную технику. Применение современных подъемныхкранов — прямой путь к уменьшению общих затрат на строительство, от котороговыигрывают все — и заказчики, и подрядчики, и, в конце концов, все те россияне,для которых строятся новые дома, кварталы, города третьего тысячелетия.
Малый и крупный бизнес влюбой экономике является объектом пристального внимания различных слоевобщества. Однако истинная роль малых предприятий и финасово-промышленных группв народном хозяйстве не выявлена, что обусловлено следующими обстоятельствами:
— во-первых, почти всеисследования, посвященные малому и крупному бизнесу, основаны намикроэкономическом анализе, то есть от частного к общему. Такой подходсводится, как правило, к рассмотрению отдельных фактов, которые затемэкстраполируются на всю экономику. Разумеется, подобные обобщения не всегдаправомерны, и, следовательно, макроэкономическая картина остается непонятной;
— во-вторых,статистические данные для оценки функционирования малого и крупного бизнесанестабильны. Это связано с тем, что Госкомстат РФ не только постоянно удлиняетдинамические ряды, но и периодически пересчитывает задним числом ретроспективныеданные, в результате порой существенно изменяются выявленные ранее тенденции развития.
Создание ифункционирование предприятий в рыночной экономике существенно облегчается ипроисходит гораздо эффективнее, если комплекс институтов, определяющий этусистему, достаточно полный и взаимосвязанный. Таким образом, благоприятные предпринимательскиеусловия зависят не только от непосредственных мер текущей экономическойполитики (например, изменения ставки налога на прибыль, или поддержкиинвестиций), но и от того, насколько целостными и непротиворечивыми являютсяинституциональная среда, базисные параметры деятельности предприятий. Наиболееобщие институты, конституирующие рыночную конкурентную экономику, — ценовоймеханизм, стабильная денежная единица, открытые рынки, частная собственность –предоставляют конкретные механизмы, делающие возможным эффективноепредпринимательство.
Учитывая то, чтополностью полагаться на статистические данные нельзя, данная работа позволяетреально оценить возможности и перспективы вложения капитала в создание новогопредприятия. Исходя из заранее известных данных (заработная плата по региону,стоимость расходного материала, амортизационные отчисления и др.) в даннойработе будет проведен анализ целесообразности создания нового предприятия и егорентабельность.
По проделанной работеможно будет сделать вывод: выгодно или невыгодно создавать новое предприятие вусловиях нашей нестабильной экономики.
Раздел1 Маркетинговое исследование
1.1 Общаяхарактеристика производства и товара
Производственноепредприятие намерено наладить производство башенных кранов типа КБ-403Б. Он является строительным передвижным полноповоротным краномна рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой,обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей иматериалов. КБ-403Б монтируется собственными механизмами и с помощьюавтомобильного крана и обладает следующими характеристиками:Наименование характеристики Количественный показатель характеристики 1 2 Грузоподъемность 5 тонн Грузовой момент 105 тм Вылет стрелы 20 м Мощность электродвигателя 120 кВт Частота вращения башенного крана 0,65 об./мин База башенного крана 4 м Колея башенного крана 4 м Высота подъема башенного крана 20,4 м Скорость подъема (опускания) груза 30,45 м/мин Скорость посадки груза 5 м/мин Скорость передвижения башенного крана 18 м/мин
Башенный кран КБ-403Б предназначендля механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданскомстроительстве. Он позволяет возводить сооружения высотой до 20,4 м. иперемещать груз массой до 5 тонн.
1.2Преимущества продукции перед конкурентами
Конструкциибашенных кранов постоянно совершенствуются и развиваются. Основные направленияразвития:
-совершенствованиенорм и методов расчета кранов;
-повышениегрузоподъемности кранов за счет уменьшения запасов прочности, заложенных вболее ранних конструкциях, а также применение материалов с более высокимипрочностными и другими показателями, производство которых осваивается отечественнойпромышленностью;
-внедрениеконструкций электронных систем защиты кранов нового поколения, использующихимитационную модель рабочего режима крана.
Башенный кранКБ-403Б относятся к кранам нового ряда — быстромонтируемые, перевозимые вприцепе за тягачом практически без разборки, без демонтажа электрооборудованияи канатов, что позволяет ускорить ввод крана в эксплуатацию и увеличить полезноевремя его работы.
Подвескаходовых тележек — флюгерная, при этом уменьшена в 1,5-1,8 раза транспортнаяширина крана за счет сведения флюгеров к продольной оси крана при перевозке.
Краны новогоряда имеют возможность движения по криволинейным рельсовым путям малого радиуса(7-12 м), что позволило уменьшить число кранов при строительстве зданий сложнойконфигурации.
1.3 Анализрынка. Наименование и типы потребителей
Общий объем производствабашенных кранов в России на конец 1 квартала 2006г. составляет 7000 башенныхкранов в год, потребности рынка, в связи с все более развивающимся рынкомстроительства, превышают эту величину на 4300 единиц. Половину этой потребностив башенных кранах на российском рынке закрывают иностранные производители,специализирующиеся в основном на производстве кранов с большой грузоподъемностью(до 200 тн.) и с большой высотой подъема (до 185м).
Перспективы развитиярынка башенных кранов связаны сегодня прежде всего с ростом объемовстроительства. Правительственные программы по системе ипотечного кредитования,значительное увеличение капиталовложений в недвижимость, необходимость заменыстарого изношенного оборудования — все эти тенденции лежат в основе растущегоспроса на высококачественную строительную технику. Применение современных подъемныхкранов — прямой путь к уменьшению общих затрат на строительство, от котороговыигрывают все — и заказчики, и подрядчики, и, в конце концов, все те россияне,для которых строятся новые дома, кварталы, города третьего тысячелетия.
Следовательно, кранынужны и их производство будет целесообразным.
Потенциальнымипотребителями данной продукции являются такие крупные строительные компании,имеющие множество филиалов по всей стране, как:
— ООО «Жилищнаяинициатива»;
— ОАО «Строим вместе»;
- ОАО «Жилпотребсоюз»;
- ОАО «Современнаяиндустрия» и пр.
1.4 Анализконкурентов
Сегодня на российскомрынке башенных кранов твердо занимают свои ниши как российские, так и зарубежныепроизводители. Более крупными из них являются:
— Нязепетровскийкраностроительный завод. Предприятие занимает порядка 25% российского рынкабашенных кранов. Кроме башенных кранов 3-х типов завод производит крановыетележки и погрузчики.
— Ржевскийкраностроительный завод. Данное предприятие — первенец отечественногокраностроения, начало выпускать башенные краны в 1964г. Продукция завода используетсяне только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья и занимаетоколо 20% российского рынка;
— Зуевскийэнергомеханический завод. Предприятие занимает около 18% российского рынка икроме башенных кранов производит очень большой ассортимент продукции поставляетее в 22 страны мира.
— Карачаровский механический завод.Наряду с обычными башенными кранами завод производит краны для работ,производимых в стесненных условиях городской застройки и занимает 14%российского рынка башенных кранов.
Эти заводы удовлетворяютпотребности Европейской части России и части Урала. Для большинствазаводов-потребителей Урала и Западной Сибири продукция этих заводов слишкомдорога в связи с большими затратами на транспорт. Качество и оптовые ценыконкурирующего завода аналогичны планируемым, однако в связи с территориальнымрасположением потребителям будет выгоднее закупать продукцию у вновь создаваемогозавода.
1.5Стратегия маркетинга
Система распределения и сбытпродукции должны осуществляется:
1) путем заключения контрактов напоставку крупных партий продукции с каждым предприятием в отдельности;
2) продажу продукции черезсобственную сбытовую сеть;
3) продажу через фирмы-посредники.
Ценовая политика должнаучитывать возможности покупателей, обеспечивать высокий объем продаж и максимальную прибыль.
Необходимо стимулироватьрост объемов продаж и продвигать продукцию на новые рынки, что возможно прииспользовании систем скидок, премий и т.п., а также активной рекламыпродукции.
В качестве рекламы можнорекомендовать включение рекламных объявлений в различные специализированныесправочники по предприятиям России, прямую рассылку предложений по почте,размещение информации в электронных конференциях и справочниках, в Интернете ипрочих компьютерных сетях; также можно рекомендовать задействовать системурассылки Торгово-промышленной Палаты России; размещение рекламы продукта наспециальных выставках, проводимых в России и за рубежом и т.д.
Раздел2 Определение плана производства и обоснование производственной мощности
План производства крановопределяется на основе баланса производства и потребления продукции. Объем этихпотребностей определяется самим предприятием на основе предварительно выполненныхмаркетинговых исследований.
В данном курсовом проектеуровень потребности в подъемных кранах определен, задан 6 000 шт.Сравнивая этот уровень с объемом выпуска продукции на действующем производстве 4000шт. и возможностью его увеличения за счет организационно-техническихмероприятий (не требующих капитальных вложений), что составляет, как правило,не более 10% от выпуска, а именно 400 шт., определяется необходимость расширенияпредприятия или нового строительства, а также его объем.
Кроме того, необходимоучесть, что предприятия, как правило, первые несколько лет не достигают, пообъективным причинам, стопроцентного использования производственных мощностей,в работе задан коэффициент использования производственных мощностей равный 0.82,которым необходимо руководствоваться при определении мощности нового илирасширяющегося предприятия.
На основании исходныхданных составляется баланс производства и потребления продукции (табл.1)
Таблица 1 — Баланспроизводства и потребления продукции
№
п/п Ресурсы, шт.
№
п/п Потребление (распределение), шт. Показатели Кол-во Показатели Кол-во 1 2 3 4 5 6
1 Действующее производство (ДП)
4 000
1 Объем возможного потребления внутри страны (П)
6 000
2 Прирост выпуска за счет организационно-технических мероприятий (не более 10%) (АДП)
400
2 Экспорт (Э)
-