Реферат по предмету "Экономика"


Теория издержек и её использование в производственных решениях

БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РЫБОПРОМЫСЛОВОГОФЛОТА
Кафедра «Экономической теории и региональнойэкономики»
Курсовая работа
по дисциплине
«Экономическаятеория»
на тему:
«Теорияиздержек и ее использование в производственных решениях»
Выполнила:
Студентка 2 МРз
Калининград
2005 г.

Содержание
Введение. 3
Введение. 3
1. Издержкипроизводства. 5
1.1Виды издержек. 5
1.2Предельные издержки. 8
1.3 Закон убывающей предельнойотдачи. 12
2. Равновесие фирмыв краткосрочном и долгосрочном периодах. 14
2.1Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. 14
2.2Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. 16
3. Исследованиеиздержек в производственном процессе. 21
3.1Прибыль. 21
3.2 Максимизация прибыли. 22
3.3Точка безубыточности. 24
Заключение. 28
Использованнаялитература: 30/>Введение
Проблема издержекзанимает центральное место в рыночной экономике, так как в зависимости от нихопределяется конкурентное предложение на рынке. Имея ясное представление обиздержках, можно найти методы, с помощью которых можно сократить или уменьшить издержки,а тем самым добиться наибольшей отдачи от ресурсов и материалов, оборудования ирабочей силы. Под издержками подразумеваются все расходы, или затраты, напроизводство определенного объема продукции. Обращаясь к энциклопедическому словарюпо экономике можно выделить общее понятие издержек производства. Итак, издержкипроизводства – это совокупность затрат материальных средств (сырья, материалов,топлива, энергии, оборудования и др.) и необходимость труда (труда,затрачиваемого на производство товара), показывающих, во что обходитсяпроизводство и реализация продукции на данном предприятии. В денежном выраженииони представляют собой себестоимость продукции, текущие затраты предприятия. Ихразмерами определяется минимальная цена товара, в то время как максимальная — спросом. Предприятие (компания, фирма) стремится назначить за товар такую цену,чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению исбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. Издержки– это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостнуюформу. Издержками называют денежное выражение использования производственныхресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализацияпродукции.
Покупателя приприобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, продавцаже (производителя) издержки производства. Уровень издержек производстваоказывает определяющее воздействие на размер прибыли и на возможностьрасширения производства, а также на то, останется ли фирма на рынке или будетвынуждена его покинуть.
Существует несколькоподходов к рассмотрению издержек производства. Во – первых, издержкипроизводства с позиции социально-экономических отношений делятся на издержкиобщества и издержки предприятия. С позиции общества к издержкам относятся затратывсего живого и овеществленного труда, отраженные в стоимости готовой продукции.Издержки производства предприятия представляют собой результатвоспроизводственного процесса и отражают денежные затраты предприятия напотребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы.Во – вторых, существуют экономический и бухгалтерский подходы к определениюиздержек предприятия. При бухгалтерском подходе издержки представляют собойфактический расход факторов производства для изготовления определенногоколичества продукции по ценам их приобретения. Издержки предприятия вбухгалтерской и статистической выступают в виде себестоимости продукции. Экономическоепонимание издержек производства основывается на факте редкости ресурсов ивозможности их альтернативного использования. Экономические издержки любогоресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при наилучшемиз всех возможных вариантов использования.
Существуют разные подходык процессу формирования издержек. В данной работе будут рассмотрены основныепринципы взаимосвязи издержек производства и объема предложения, а также условияравновесия фирмы при рыночной структуре совершенной конкуренции.
1.Издержки производства 1.1 Виды издержек
 
Издержки производства –это затраты на приобретение факторов производства (ресурсов – земли, труда,капитала). В определении величины издержек производства проводится различиемежду бухгалтерскими издержками и экономическими издержками.
Бухгалтерские издержкипредставляют собой денежные затраты фирмы на производство товара, чтоотражается на бухгалтерских счетах. Бухгалтерские издержки не учитываютположения с распределением ресурсов в экономике, с одной стороны, ивозможностями для каждой фирмы выбрать оптимальный вариант ресурсов, с другой. Поэтомудля определения величины издержек производства используется категорияэкономических издержек.
Экономические издержкиучитывают, что:
·         запасы ресурсов,доступные для вовлечения в производство, ограничены;
·         для каждого видаресурсов имеется несколько вариантов применения.
Следовательно, для любогопредприятия (фирмы) использование какого-либо ресурса в производстве того илииного товара является результатом выбора между несколькими альтернативнымивариантами.
Альтернативные издержки –это денежные затраты, связанные с упущенными возможностями наилучшегоиспользования ресурсов фирмы. Суть экономического подхода выражена в концепции«издержек упущенных возможностей». Величина издержек упущенных возможностей –это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способовиспользования ресурсов.
Структура издержексостоит из явных и неявных издержек. У предприятия наряду с явными издержками(затратами на материалы, оборудование, рабочую силу) существуют неявныеиздержки (стоимость затраченных ресурсов, являющихся собственностью фирмы:оплата труда предпринимателя, процент на вложенный капитал).
Явные издержки(бухгалтерские) включают: стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизациюоборудования, заработную плату со всеми начислениями по социальномустрахованию, административные расходы.
Неявные издержки(издержки упущенных возможностей) – это те доходы, которые могли бы бытьполучены на собственные ресурсы, если бы их предоставить за плату,установленную рынком, другим пользователем. Сюда можно включить процент насобственный капитал, арендную плату за помещение, плату за менеджерскую работусамого предпринимателя.
С точки зрениязависимости величины издержек от объема продукции подразделяют на постоянныеиздержки и переменные издержки.
Постоянные издержки – эторасходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количествопроизводимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты наоборудование, оплату управленческого и административного персонала и т.п.
/>

Рис. 1.1 Постоянные,переменные и валовые издержки фирмы
Q — объем продукции;
С – издержки;
FC – постоянные издержки;
VC — переменные издержки; TC – валовые издержки.
Переменные издержкименяются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратамина покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек неравномерна(рис. 1.1.): начиная с нуля, по мере роста производства они первоначальнорастут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемовпроизводства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, ирост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличениепродукции. Но если вступит в действие закон убывающей производительности,переменные издержки снова начинают обгонять рост производства.
Валовые (общие) издержкипредставляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретномуровне производства.
TC = FC + VC
Неравномерное изменениеваловых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объемапроизводства и издержки на единицу продукции, или средние издержки.
Средние издержки равнываловым издержкам, деленным на производственное количество товара:
AC = TC/Q
Соответственнорассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки:
AFC = FC/Q;                 AVC = VC/Q;              ATC = AFC + AVC.    
Этот вид издержек имеетособое значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предпринимательстремиться их минимизировать. Сначала средние издержки весьма высокие. Этосвязано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на незначительныйобъем продукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся навсе большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя доминимума в точке М (рис. 1.2.) По мере роста объема производства основноевлияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, апеременные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности криваяначинает идти вверх.
/>

 
Рис. 1.2 Средние издержкифирмы
Кривая средних издержекзависит от кривых средних постоянных издержек(AFC) и средних переменных издержек (AVC). Постоянные издержки остаютсянеизменными на протяжении краткосрочного периода, поэтому по мере увеличенияколичества произведенной продукции величина средних постоянных издержекубывает.
Кривая средних издержекимеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, прикаком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.
1.2 Предельныеиздержки
Предельные издержки – этоиздержки, которые дополнительно требуются для производства однойдополнительной, сверх определенного объема, единицы продукции.
Предельные и средниеиздержки тесно связаны:
MC = ΔTC/ΔQ, а АС = ТС/Q, отсюда ТС = АС*Q;
Взаимное расположениекривых на графике всегда подчинено определенным закономерностям. Когда криваяпредельных издержек проходит ниже кривой средних переменных издержек, последняявсегда имеет характер понижающейся кривой, так как эти издержки сокращаются.
/>

Рис. 1.3 Семейство кривыхиздержек фирмы в краткосрочном периоде:
AFC – средние постоянные издержки;
AVC – средние переменные издержки;
АТС- средние валовыеиздержки;
МС – предельные издержки.
С момента пересечениякривой предельных издержек и кривой переменных издержек (точка А) средниепеременные издержки начинают возрастать. Такая же закономерность существует длякривых предельных и средних валовых издержек: кривая предельных издержекпересекает кривую средних валовых издержек в точке с их минимальным значением(точка Б).
Производстводополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другойстороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этогодополнительного, т.е. предельного дохода представляет собой разность междуваловой выручкой от продажи единиц продукции: MR = /> — />. Можно выделить два случаявзаимосвязи предельного дохода и цены:
·         предельный доходсовершенного конкурента, который совпадает с ценой товара. При совершеннойконкуренции любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную ценупутем продажи дополнительного количества товара;
·         предельный доходнесовершенного конкурента. Он будет меньше цены, поскольку для продажидополнительного количества товара на несовершенном рынке приходится снижатьцену. /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

а)                                                               б)
Рис. 1.4 а) предельныйдоход совершенного конкурента; б) несовершенного.
Линия спроса совершенногоконкурента dd идет горизонтально, а несовершенного– наклонно (цена падает). Соответственно его предельный доход МR будет меньше цены РМ.
Пока предельный доходувеличивается быстрее, чем предельные издержки, прибыль предприятия возрастает,и поэтому оно будет расширять производство товаров. Когда предельные издержкипревысят предельный доход, предприятие станет сокращать производство.Оптимальный уровень будет достигнут тогда, когда предельные издержки сравняютсяс предельным доходом. Именно здесь можно рассчитывать на получение прибылей.   Общая прибыль,получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В своюочередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции нацену (TR = Q*Р), а валовые издержки – произведение количества продукциина средние издержки (TC = Q*AC). Если соединить данные по предельным издержкам ипредельному доходу с анализом динамики средних издержек, можно точно определитьобъем получаемой прибыли.

C  
/>/> C MC AC С МС
 АС
 
 М
 Р2
 Р1
 С2 L
0 Q1 Q 0 Q2 Q
а)                                                               б)
/>
C МС АС
в)
C3 L
Рис. 1.5 Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции   P3
М
0 Q3 Q
На рис. 1.5 представленытри возможных рыночных ситуации. Когда линия предельного дохода лишь касается кривойсредних издержек (Рис. 1.5а), валовая выручка в точности равна валовымиздержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равнасредним издержкам.
Если линия цены ипредельного дохода располагается выше кривой средних издержек (рис. 1.5б), то вточке равновесия М фирма будет получать квазиренту. При оптимальном объемепроизводства Q2 средние издержки будут равны С2,следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника 0С2LQ2. Валовая выручка (прямоугольник 0Р2М Q2 ) будет больше, и площадьзаштрихованного прямоугольника С2 Р2 МL покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.
На рис. 1.5в показанаиная ситуация: средние издержки при любом объеме производства превышаютрыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС = Р)фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадьзаштрихованного прямоугольника Р3 С3 LM минимальна именно при объеме Q3 ).1.3 Законубывающей предельной отдачи
Основная закономерность,действующая для фирмы в краткосрочном периоде – это снижение предельной отдачифактора производства. Под предельной отдачей фактора производства понимаетсядополнительная отдача, вызванная увеличением затрат какого-либо вида ресурсовна одну единицу продукта. Показатель предельной отдачи (предельного продукта)сам по себе не дает представления об эффективности деятельности фирмы: онвсегда рассматривается в сравнении с другими показателями (прежде всего споказателями средней отдачи фактора производства).
Суть закона сниженияпредельной отдачи (уменьшения предельного продукта) заключается в следующем:расширение производства за счет увеличения степени использования только одного(или нескольких) из всех видов используемых ресурсов помогает ростуэффективности предприятия лишь до определенного предела, затем эффективностьначинает падать. Этот предел есть момент достижения равенства двух показателей– предельной и средней отдачи фактора производства. Превышение средней отдачинад предельной станет сигналом того, что эффективное расширение производствапрежними методами дальше невозможно и требуются изменения во всех используемыхфакторах. Закон снижения предельной отдачи отражается в динамике стоимостныхпоказателей производства используется для определения условий минимизациииздержек производства.
2.Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Временные промежутки, втечение которых хотя бы один фактор производства остается постоянным, получилиназвание краткосрочных периодов в деятельности предприятия, а временныепромежутки, в течение которых все факторы переменные, — долгосрочных периодов. Краткосрочныйи долгосрочный периоды означают разные условия в деятельности предприятия.Поэтому закономерности эффективности производства формулируются отдельно длякаждого из них. Эти закономерности существенны для динамики как физическихобъемов выпуска продукции, так и стоимостных характеристик производства. 2.1 Равновесиефирмы в краткосрочном периоде
В краткосрочном периоде,когда не изменяются основные фонды, а меняются только переменные факторы (труд,сырье, материалы), важно сопоставление общих и предельных издержек с доходомфирмы. В результате делаются выводы об оптимальном объеме производства, омаксимальной прибыли и минимальных убытках. В частности, фирме целесообразно заниматьсяпредпринимательской деятельностью, если общий доход превышает общие издержки,или если общие издержки превышают общий доход на величину меньшую, чемпостоянные издержки, или, наконец, когда цена продукта равна средним переменнымиздержкам. Фирма будет получать максимальную прибыль, когда общий доходпревышает общие издержки на максимальную величину. Убытки окажутся минимальнымипри таком объеме производства, когда общие издержки минимально превышают общийдоход и они меньше, чем постоянные издержки. Минимальные убытки фирма несет,если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средниеиздержки. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, то лучшепрекратить производство.
На рис. 2.1 показаны тривозможных варианта положения фирмы на рынке./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

AC  
AC            />
/>/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
P   />
P   />
P   /> /> /> /> /> />   />
Q     />
Q    
Q   /> /> /> /> /> /> /> /> />

а)                                            б)                                            в)
Рис. 2.1 Положениеконкурентной фирмы на рынке
Если линия цены Р лишькасается кривой средних издержек АС в минимальной точке М (Рис. 2.1 а), тофирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные средние издержки. Точка М вданном случае является точкой нулевой прибыли. Это не значит, что фирма вообщене получает никакой прибыли. В издержки производства включаются не толькозатраты на сырье, рабочую силу, но и процент, который фирма могла бы получитьна свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли. То есть нормальнаяприбыль определяется путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнемриска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составнойчастью издержек. Как правило, фактор предпринимательства рассматривается какпостоянный фактор. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки.
Если средние издержкиниже цены (Рис. 2.1 б), то фирма при определенных объемах производства (от /> до />) получает всреднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. сверхприбыль –квазиренту.
Если средние издержкифирмы при любом объеме производства выше рыночной цены (Рис. 2.1 в), то даннаяфирма терпит убытки и разорится, как написано выше, лучше прекратитьпроизводство.
Условие равновесия фирмы,как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулироватьследующим образом:
МС = МR. Любая фирма, добивающаяся прибыли,стремиться установить такой объем производства, при котором соблюдается этоусловие равновесия.2.2 Равновесиефирмы в долгосрочном периоде
По мере увеличениярассматриваемого периода времени, во – первых, для отдельной фирмы исчезаетразличие между постоянными и переменными издержками, и все издержки становятсяпеременными, а во – вторых, на рынке в целом изменяется число фирм. Припланировании долгосрочного расширения или сокращения объемов производства фирмане может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек. Вэтом случае эффективность производства снизится, т.к. при сохранениинеизменными производственных мощностей (постоянных издержек) нарушитсяоптимальное сочетание факторов производства. Для увеличения получаемой прибылифирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде онаизменяет свои размеры при изменении объемов производства.
Долговременные изменениясредних издержек в деятельности фирмы или предприятия обычно рассматривают какизменения в масштабе производства. Существует много объяснений положительного иотрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабовпроизводства, вызвана тем, что:
·         по мере ростаразмеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществспециализации в производстве и управлении;
·         на более крупныхпредприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящееоборудование;
·         большевозможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпускапродукции на базе отходов основного производства.
         Отрицательныйэффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмернокрупной фирме:
·         снижаетсяэффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирмастановится неповоротливой, теряет гибкость;
·         затрудняетсяконтроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;
·         в отдельныхподразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересамфирмы в целом;
·         с ростом размеровфирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимойдля принятия решений, и т.п.
На рис. 2.2 показанынесколько вариантов краткосрочных кривых средних издержек фирмы,соответствующих разным объемам производства и разному действию эффектамасштаба. Основная закономерность, действующая для фирмы в долгосрочном периоде– это рост отдачи от масштабов производства. Источник роста отдачи от масштабовпроизводства – специализированное использование ресурсов при расширениипроизводства (подетальное разделение труда работников, применение различногорода машин и оборудования и т.п.). Рост отдачи выражается в увеличениипоказателя средней суммарной отдачи всех факторов производства. Рост отдачи отмасштабов производства в долгосрочном периоде не является беспредельным: вкакой – то момент чрезмерная специализация ресурсов ведет к потереэффективности и к снижению отдачи от масштабов производства.
/>                    АС                            
 АС1 АС4      
 АС2 АС3
 LАС
 0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q
Рис. 2.2 Долгосрочныесредние издержки фирмы
При возрастающей отдачеот масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит кснижению средних издержек (переход от кривой АС1 к АС2). При убывающей отдачеот масштаба, когда объемы производства слишком велики, пропорциональноеувеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривойАС3 к АС4). U – образная линия LAC, огибающая все возможныекраткосрочные кривые средних издержек, представляет собой долгосрочную кривуюсредних издержек: ее исходящий участок соответствует возрастающей отдаче отмасштаба, а восходящий участок – убывающей отдаче от масштаба. При изменениисвоего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую АС ив то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC.
Таким образом, изменяявеличину всех вовлекаемых в производство ресурсов, фирма стремитсяоптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.
На рис. 2.3 показаноусловие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде, котороевыражается следующим образом:
МС = Р = АС = LAC
/>Р
АС
МС
LAC
Р1 MR
0 Q1 Q
Рис. 2.3 Равновемеконкурентной фирмы в долгосрочном периоде
В условиях совершеннойконкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность какс точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства,так с точки зрения их распределения между различными производственнымипроцессами.
Условие Р = АСпоказывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальныхсредних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективныетехнологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие АС = LAC предусматривает, что фирма имеетоптимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны минимальным долгосрочнымсредним издержкам.
Условие Р = МСпоказывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельнымиздержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Такимобразом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены всоответствии с предпочтениями потребителей.
Поскольку рассмотреннаязакономерность выражается в снижении издержек производства на единицувыпускаемой продукции, то данное снижение издержек получило название экономииот масштабов производства. Экономическая теория выделяет два типа такойэкономии: внутреннюю и внешнюю.
·         Внутренняяэкономия связана с удешевлением производства продукции вследствие расширениядеятельности фирмы. На основе такой экономии фирма, снижая в долгосрочномпериоде средние издержки производства до минимума, достигает оптимальногоразмера своих предприятий и оптимизирует масштабы всей своей деятельности.
·         Внешняя экономияот масштабов производства связана с размещением ресурсов в экономике в целом. Ееисточник – комплексное экономическое развитие регионов. Этот тип экономии такжевыражается в снижении средних издержек производства фирмы. Однако причинатакого снижения – уменьшение расходов на наем и подготовку работников, транспорт,связь и т.п. Внешняя экономия от масштабов производства служит основойоптимизации размеров центров деловой активности.
3.Исследование издержек в производственном процессе 3.1 Прибыль
Прибыль – это результатвсей хозяйственной деятельности фирмы. Прибыль обычно трактуется как разницамежду доходами и издержками. Соответственно видам издержек фирмы доходподразделяют на:
·         Общий доход – этоденежная сумма, поступающая от продажи определенного количества товаров(выпуска). Он равен цене товара, умноженной на количество товара.
·         Средний доход — этообщий доход, деленный на количество единиц продукции, т.е. цена единицы товара.
·         Предельный доход– это приращение дохода за счет бесконечно малого увеличения произведенной ипроданной продукции (увеличение продаж на одну единицу товара).
Следует различатьэкономическую и бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль выступает какразница между выручкой и реальными денежными затратами, исчисленнымибухгалтерией. В России в бухгалтерскую прибыль предприятия включают выручкупредприятия от реализации продукции за вычетом и нее затрат на производствореализованной продукции, добавляя (исключая) при этом доходы (расходы) отвнереализованных операций (доходы от ценных бумаг, расходы на выплату некоторыхналогов и др.)
Экономическая прибыль,или чистая, прибыль – доход фирмы, который определяется как разница между общейвыручкой и общими издержками производства. Прибыль предприятия в экономическомзначении в расходы нужно включать временные расходы (земельную ренту и т.п.).
Прибыль являетсяважнейшей категорией рыночной экономики, синтетическим, обобщающим показателемрезультатов экономической деятельности. В широком значении – это разница междуполученной выгодой и понесенными затратами.
Таким образом, прибыль –это своего рода комплексный показатель использования экономических ресурсов.Распределение ресурсов регулируют так, чтобы их использование приносилонаибольший совокупный доход (прибыль).
Хотелось бы отметитьфункции прибыли:
·         Прибыльэффективно воздействует и на уровень использования ресурсов, и на ихраспределение среди альтернативных видов производства;
·          Прибыльдействует как стимул для нововведений и инвестирования, что, в свою очередь, вызываетрост объема производства и занятости;
·         Прибыль – этосигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли, убыткиже сигнализируют о необходимости сократить ненужные отрасли.
         Экономическаяприбыль – это цель любой фирмы в рыночной экономике. Источники экономическойприбыли следует видеть в эффективном использовании ресурсов, как людских, так иматериальных. 3.2 Максимизацияприбыли
 
Эффективность размещенияфирмой своих ресурсов отражается не только на издержках производства.Минимизация издержек создает условия для появления и роста прибыли фирмы. Приэтом, поскольку издержки отражают затраты фирмы в процессе производства,прибыль является главным результатом этого процесса. Поэтому основной мотивдеятельности фирмы – стремление к максимальной прибыли.
Максимальная прибыльдостигается при взаимодействии внутренних (динамика издержек производства) ивнешних (динамика дохода фирмы после реализации продукции) факторовдеятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли – прибыльность(окупаемость) каждой единицы выпуска. Фирма стремиться максимизировать разностьмежду общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительнойпродукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек, ноодновременно повышает и общий доход на величину предельного дохода. Покапредельный доход больше предельных издержек, общая прибыль повышается, критериймаксимизации прибыли еще не достигнут, и фирма может увеличивать объемпроизводства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, ростобщей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным.
Следовательно, величинаприбыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции, при котором предельныйдоход равен предельным издержкам.
Итак, максимальнаяприбыль достигается в двух случаях:
·    Когда валовойдоход (TR) в наибольшей степени превышаетсовокупные издержки (ТС);
·    Когда предельныйдоход (MR) равен предельным издержкам (МС).
         Максимизацияприбыли фирмы существенным образом зависит от выбора той или иной комбинацииресурсов. Чтобы максимизировать прибыль на конкурентном рынке фирма должнаиспользовать такую комбинацию ресурсов, при которой их цена равна ихпредельному денежному продукту (предельный денежный продукт равен предельномуфизическому продукту, умноженному на его цену).
         Цена труда =предельный денежный продукт (ПДПТ).
         Цена земли =предельный денежный продукт земли (ПДПЗ).
         Если комбинацияресурсов состоит из труда и земли, то максимизация прибыли достигается приусловии:
1   />/>ПДПТ = ПДПЗ =
 ЦТ ЦЗ
Такое уравнение возможнотолько в случае, когда предельные денежные продукты равны ценам ресурсов. Если равенствоне соблюдается, то ресурсы недоиспользуются. Необходимо комбинацию ресурсовизменить таким образом, чтобы цены сравнялись с прельными денежными продуктами.Пока предльные денжные продукты превышают цену ресурса, целесообразнопривлекать все новые и новые единицы ресурса до тех пор, пока предельныйденежный продукт не сравняется с ценой ресурса.
Таким образом, фирмастремиться к оптимальной комбинации ресурсов, позволяющей ей минимизироватьиздерджки и максимизировать прибыль. 3.3 Точкабезубыточности
Каждая фирма, начинаяпроцесс производства или принимая решение о его расширении, должна бытьуверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль.
Для расчета объемавыручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразноиспользовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволитопределить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя своюпродукцию, с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль. Понятиесредней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке фирмы вцелом, а о цене отдельного товара. Расчет суммы и средней величины покрытияпозволит определить и точку безубыточности.
Суммой покрытияназывается разница между выручкой от реализации и всей суммой переменныхиздержек. Сумму покрытия можно рассчитать и по – другому как сумму постоянныхиздержек и прибыли. Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянныхрасходов и получение прибыли.
         Под среднейвеличиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменнымииздержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытиепостоянных затрат и получение прибыли.
Коэффициентом покрытияназывается доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельноготовара) доля средней величины покрытия в цене товара.
Под точкой безубыточностипонимается такая выручка и такой объем производства фирмы, которые обеспечиваютпокрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточностипозволяет фирме решить следующие задачи:
·         Поскольку будущийобъем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, егоемкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса,производитель дожжен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль вбудущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, несможет быть достигнуть вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда обэтом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
·         Поскольку выручказависит от двух компонентов – цены товара и количества, может быть рассчитанонеобходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонентизменится.
·         Если предприятиеполучает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оноработает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактическойвыручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти двазначения выручки, можно оценить, насколько может фирма допустить снижениевыручки без опасения оказаться в убытке.
Расширяя объем продаж,фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большогообъема продукции такое предположение не является правомерным. Однако длякороткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтомуграфик валовой выручки выглядит как прямая линия.
/>
                    Р
 TR
Точка безубыточности ТС
/>R´
VC
FC
Q´ Q
Рис. 3.1 График валовойвыручки: FC – постоянные издержки; VC
— переменные издержки; ТС– валовые издержки; TR – валоваявыручка;
R´ – пороговая выручка; Q´ — пороговый объем продаж.
Во-вторых, аналогичноепредложение относится и к затратам. Известно, что при расширении объемапроизводства скорость изменения затрат различная. На определенном этапеначинает действовать закон убывающей отдачи, и темп роста издержек ускоряется.Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственныемощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь можно предположить,что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятиеработает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска ненаблюдается.
На рис. 3.1 точкабезубыточности – это точка пересечения графиков валовой выручки и валовыхиздержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукциименьше объема Q´, то она терпит убытки, еслибольше – получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q´ и выручке R´, получаемой фирмой, иявляется точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ееваловым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точкебезубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) вточке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболееважное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объемпродаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.
R´ = FC / К – формула точки безубыточности, где R´ — пороговая выручка; FC – постоянные издержки; К –коэффициент покрытия.
Нахождение точкибезубыточности имеет важное практическое значение. Начиная производство, всегданеобходимо знать, какого объема продаж следует достичь, с тем, чтобы окупитьвложенные средства. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительнойстепени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей,эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятсяи принесут прибыль в будущем. Если выручка предприятия больше той, котораясоответствует точке безубыточности, значит, оно работает с прибылью.
Заключение
Главный мотивдеятельности любой фирмы в рыночных условиях – это получение прибыли и еемаксимизация. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всехслучаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Нодлительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит вконкурентной борьбе. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли иодновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решенийруководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производстваих величины на перспективу.
С точки зренияэкономистов, издержки фирмы можно разделить на явные и альтернативные. Явныминазываются издержки, связанные с использованием не принадлежащих фирме факторовпроизводства, за которые она должна заплатить сторонним организациям иличастным лицам. Альтернативные издержки – это издержки, обусловленные использованиемресурсов, принадлежащих фирме. Разность между валовым доходом (выручкой) ивсеми (явными и альтернативными) издержками представляет собой экономическуюприбыль. Далее издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянныеиздержки не зависят от объема производства и не могут быть изменены в течениикороткого времени. Переменные издержки изменяются в зависимости от количествавыпускаемой продукции. В связи с этим анализ издержек фирмы может проводиться вкраткосрочном и долгосрочном временных интервалах.
Изменение издержек вкраткосрочном периоде подчинено действию закона убывающей отдачи. Его суть втом, что при расширении использования в производстве какого-либо одногопеременного ресурса отдача от него сначала растет, а затем начинаетзамедляться. В результате предельный продукт на определенном этапе начинаетсокращаться, а предельные издержки – возрастать. Изменение издержек вдолгосрочном периоде позволяет фирме правильно выбрать размер предприятия. Еслифирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительныйэффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются. Однако придальнейшем увеличении размера предприятия эффект масштаба становитсяотрицательным, средние издержки увеличиваются. Анализ точки безубыточностиимеет важное практическое значение. Начиная производство, всегда необходимознать, какого объема продаж следует достичь, с тем, чтобы окупить вложенныесредства.
В данной курсовой работебыли рассмотрены основные принципы взаимосвязи издержек производства, а также условияравновесия фирмы при рыночной структуре совершенной конкуренции. В силудействия феномена редкости (ограничения всех видов ресурсов) производство безнекоторых издержек вообще невозможно. Можно сделать однозначный вывод, чтопроблема издержек очень актуальна на сегодняшний день.

    Использованнаялитература:
1.        Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия«Завтра экзамен»).
2.        Золотогоров В.Г.Энциклопедический словарь по экономике. Мн.: Полымя, 1997 – 571 с.
3.        Казаков А.П.,Минаева Н.В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории. Курслекций. Упражнения. Тесты и тренинги. 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Издательство«ГНОМ-ПРЕСС», 1998 – 280с.
4.        Курсэкономической теории: учебник – 4-е доп. и переработанное издание / Подредакцией проф. Чепурина М.Н. – Киров: «АСА», 2002. — 752 с.
5.        Носова О.С.Экономическая теория: Учебник для вузов. – М., Издательско – торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2003. – 864 с.
6.        Погорлецкий И.И.Основы экономической теории. Учебн. пособие. Часть I/БГА РФ. Комитет РФ по рыболовству4. Калининград, 1994.
7.        Райхлин Э. Основыэкономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. – М.: Наука,1995. – 347 с.
8.        Рузавин Г.И. –Основы рыночной экономики: Учебн. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1996. – 423 с.
9.        Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учебн. пособие для неэкон. спец.вузов / Отв. ред. и руководитель авт. коллектива П.В. Савченко. – М.:Экономика, — Техлит, 1996. – 367 с.
10.     Экономика:Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство БЕК, 1997. – 816 с.
11.     Экономическаятеория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб:Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. – 480 с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совет Экономической Взаимопомощи
Реферат Этикет невербального общения
Реферат Учет налога на добавленную стоимость
Реферат Международная валютная система. Hациональная денежная система. Валютные операции предприятия при осуществлении внешнеэкономической деятельности
Реферат Типы травм семян и методы их определения
Реферат Воспитание у детей культуры поведения
Реферат Формы организации рынка
Реферат Внешняя политика КНР вторая половина ХХ века
Реферат Шпаргалки для контрольной по немецкому (средняя ступень)
Реферат Анализ мер, применяемых сотрудниками исправительных учреждений, по обеспечению режима отбывания наказания
Реферат Борьба с компьютерными вирусами
Реферат Розірвання шлюбу за національним правом
Реферат Постмодернизм и исторические мифы в современной России
Реферат Freedom VS Destiny Essay Research Paper People
Реферат Контент-вопрос Видеоконтент в телекоммуникациях или Video over Broadband как символ времени