Введение.
Внимание российскойобщественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. Приэтом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так иколичественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакцияхозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертвправового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики,которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме,присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. Многие российскиеспециалисты, как правило, склоняются к тому, что теневая экономика охватываеттри самостоятельных понятия, три сектора:
1. подпольный бизнес –запрещенные законом виды экономической деятельности: торговцы оружием инаркотиками, рэкетиры, наемные убийцы, сутенеры и т.п.;
2. неофициальнаяэкономика – легальные виды экономической деятельности, но производство товарови услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие от налогов,неформальная занятость и т.п.;
3. фиктивная экономика –экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества.
Что касается размеровкапитала, незаконно вращающегося в торговых операциях. По данным ГоскомстатаРоссии, объем теневой экономики составляет 25% от ВВП на начало 1997 г.
Теневая экономикапредставляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, которыйотносительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практическився информация, которую удается получить ученому-экономисту, являетсяконфиденциальной и разглашению не подлежит.[1]
Теневая экономикапредставляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протеканиебольшинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов:формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономическогороста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, чтосовершенно очевидна необходимость их анализа.
В своей работе хотелосьбы рассмотреть причины, породившие подобное угрожающее состояние российскойэкономики, попытаться найти хотя бы примерные пути выхода из тупика тотальнойкриминализации социально-экономических отношений.
При написании работы мноюиспользовались работы различных известных ученых и практиков, которые, в своюочередь, я качественно изучил и сделал для себя определенные выводы. Особыйинтерес у меня вызвала лекция Крылова А.А. «Социально — экономические основыдеятельности ОВД в условиях рыночных отношений», выпущенная на базе академииМВД России в 1994 году. Хотя с момента издания работы прошло немало времени, ееактуальность ничуть не снизилась, ведь проблемы первой половины 90-х годов XX века все еще характерны и для нашеговремени. Идеи лекции послужили основой в раскрытии третьей главы уже моейработы, ведь качественный анализ деятельности ОВД, основных проблем представляет для меня большую практическую ценность.
Так же большой интересдля меня составили научные статьи В.О. Исправникова, а именно «Теневой капитал:конфисковать или инвестировать?» и «Как «высветлить» реформируемую экономику».На основе последней представленной работы постараемся изучить комплекс мерэкономического, правового и силового характера, необходимых для действительного«высветления» экономики.
Глава 1. Понятие теневой экономики и формы
ее проявления.
Что такое теневаяэкономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение,согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность,противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собойсовокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовныепреступления различной степени тяжести.
Согласно другому мнению,под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и неконтролируемыеобществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
Третья точка зрения — теневая экономика — все виды деятельности, направленные на формирование илиудовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.
Каждая из указанных точекзрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся вэкономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различныхсторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневаяэкономика как бы распадается на три крупных блока:
1.Неофициальная экономика.Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамкахкоторых имеют место не учитываемые официальной статистикой производство услуг,товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
2. Фиктивная экономика.Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого родамошенничества, связанные с получением и передачей денег.
3. Подпольнаяэкономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономическойдеятельности.
Объективной причинойстремительного роста теневой экономики в Росси является переход отбюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественногостроя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должнабазироваться и развиваться из конкретных источников.
Первый из них — этопресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (пооценкам авторитетных экспертов это около 30 млрд. долларов в год)[2],при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е.осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуютсяза рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующийпроцент от прибыли последних оседает за рубежом.
Вторым, и основнымисточником теневой экономики является нерегистрируемая государственнымиорганами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферахэкономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленныеслои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным)значительно ниже прожиточного минимума?
Согласно официальнойстатистике, уровень жизни населения в России в 1995 году относительно 1991 годасоставил 60%, причем только в 1995 году реальная зарплата снизилась на 25%.Между тем количество легковых автомобилей в частном владении не уменьшилось, ачисло иномарок — увеличилось: только в 1995 году в Россию было ввезено 400тысяч автомобилей.[3]Эту статистику можно объяснить только наличием теневого фактора.
В общемировом масштабеудельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннегопродукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии — 18%, а на Украине — 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном оборотеРоссии равен 40%[4].
Показатель 40-50%является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственнуюжизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневымукладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ключевым признакомтеневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрациикоммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации.При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенноиностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые«разборки».
Если приоткрыть «теневуюзавесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального сектораэкономики.
Своеобразная надстройкатеневой экономики — сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками,оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этойкатегории можно отнести и представителей органов власти и управления, если ониберут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.
В середине — теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов,финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и“челноков”. Эти люди — “мотор” экономической деятельности, и не тольконелегальной.
Третья группапредставлена наемными работниками, причем как физического, так иинтеллектульного труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственныеслужащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.
Конечно, данное деление вопределенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн.активного населения страны.
Общий интерес для всехслоев «пирамиды» заключается в получении дополнительного дохода за пределами «правовогополя». Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубежприсущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают этов основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, симпортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал,вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд[5].Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.
Криминальные структурыдействуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получаютвнеэкономическими методами, главным образом насилием — от шантажа до наемногоубийства.
Представители среднегослоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимыхдоходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы отналогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафови пени ставит под угрозу существование собственного дела. На рольсудей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальныхструктур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально варбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.
Криминальный слой«пирамиды» объективно заинтересован в существующих условиях, при которыхнабирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90%предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальныхдоходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборныхи назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются взаконодательных органах соответствующие законы?
Теневиков-хозяйственниковсегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом инаковальней. С одной стороны — криминальные структуры, с другой — правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом повыполнению условий сделки.
Объективно оказываютсясейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странахзарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, ав России — лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усилениевлияния криминальных элементов. Плата за «крышу» автоматически удорожает товарыи услуги на 30%, а это серьезно бьёт по бюджету потребителя.
Глава 2. Особенностиформирования и развития теневой экономики в Российской Федерации.
Хотя процесс формированиякапиталистического общества в России находится в самом начале, некоторые чертыроссийского капитализма уже определились. Можно сказать, что в страневозникает «теневой капитализм». Одними из его важнейших характерныхчерт являются институционализация теневой экономики, превращение ее в устойчивыйэлемент экономической системы, тесное переплетение с легальной хозяйственнойдеятельностью, а также огромные ее масштабы. Взрывной рост теневой экономикиоказался совершенно неожиданным последствием перехода России ккапиталистической системе. В эпоху горбачевской перестройки общепринятым быломнение, что теневая экономика — это порождение присущих советской системеособенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введениемчастной собственности в рамках «перехода к рынку». Поэтому считалось,что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будутсокращаться, а легальной — возрастать.
Произошло же всенаоборот. По данным МВД РФ, в 1990-1991 гг. в теневой экономике производилось10-11% ВВП. В 1993 г. эта доля составила 27%, в 1994 г. — 39, в 1995 г. — 45, в1996 г. — 46%. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаныпримерно 58-60 млн. человек.
Заметно меньшую и,возможно, более реалистичную оценку дает Госкомстат России. За первые годыреформ (1992-1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9-10%,в 1995 г. — 20, в 1996г. — 23%2. При этом, по оценкам МВД, 41 тыс.предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связис организованными преступными сообществами.[6]
Рост теневой экономикибыл настолько значительным, что приблизительно в 1996 г. перекрыл сокращениеее легальной части. Этим объясняются те признаки экономического роста, которыенаблюдались в российской экономике в 1996-1997 гг. Компенсация паденияпроизводства в легальной экономике за счет увеличения ее теневой части имела местодаже в сфере ВПК. Так, сравнивая результаты выборочных обследований софициальными данными о динамике производства в оборонном секторе, можно сделатьвывод о том, что, например, в 1996-1997 гг. рост теневой сферы (связанный спроизводством гражданской продукции) в ВПК составил 15-20% в год. Возможно,аналогичная ситуация складывалась и в других секторах экономики. Однако вцелом утверждение о компенсации падения легального производства за счет ростатеневой экономики является лишь гипотезой и нуждается в дальнейшей апробации.
Хотя приведенные данныемогут быть преувеличенными, ясно одно — масштабы теневой экономики в Россиисейчас весьма велики, они значительно возросли с момента начала экономическойлиберализации и продолжают расти. Для того чтобы понять причины неожиданного ростатеневой экономики при переходе к рынку, нужно обратиться: во-первых, к анализутрадиций теневой экономики в советской системе и, во-вторых, к описаниюособенностей рыночных реформ в России.
В советское время теневаяэкономика охватывала такие виды хозяйственной деятельности, которыеосуществлялись вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органовуправления: партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и егоисполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и ихисполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзныхреспублик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились:бартерные обмены; несанкционированное совместительство (дополнительная занятость);поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановоестроительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск вкоммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных нормрасходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за платуили «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки припоступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.
Теневая экономикавключала в себя три части. Во-первых – «легкую», то есть хозяйственнуюдеятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушениемзаконов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которыезакон не регламентировал вообще. Во-вторых – «среднюю», представлявшую собойнарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой.В-третьих – «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, таки принятых в странах с рыночной экономикой. К «легкой" теневой экономике относились,например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость(люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплатыкоторых получали и распределяли руководители-работодатели) или деятельность «толкачей»- работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы; к «средней»- частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки, оказаниеуслуг за плату в частном порядке; к «тяжелой" — торговля наркотиками,воровство, коррупция, мошенничество, рэкет.
Практически все директорапредприятий и большая часть линейных руководителей (начальники цехов, участков,мастера и др.) регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой»и «средней» теневой экономики. Прежде всего, это относилось к такимотраслям, как агропромышленный комплекс, строительство, нефтехимия, торговля,легкая и пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Можносказать, что в работе руководителей этих отраслей была постоянная теневаясоставляющая.
Самыми распространеннымивидами теневой деятельности были бартерные обмены
материальными ресурсами, продажаресурсов (стройматериалов, горюче-смазочных материалов, продовольственныхтоваров и др.) «на сторону», взятки за принятие нужных «клиенту»управленческих решений, оказание услуг в частном порядке.
В 70-е — начале 80-хгодов теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономическойсистемы, превратилась в экономический институт советского общества. Какэкономический институт теневая экономика обладала относительно стабильной социальнойструктурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретныесоциальные роли («толкачей», рыночных торговцев, квартирных маклерови др.). Все знали, что такие роли существуют, что они необходимы и без нихпроизводство нормально функционировать уже не может. При этом выполнявшиеданные роли были определенным образом взаимосвязаны и их отношенияопосредовались денежными потоками (нижестоящий платил деньги вышестоящему,который платил своему начальству и т.д.). В результате сформироваласьэкономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы ужене могла нормально работать. Иными словами, в советской хозяйственной системетеневая экономика выполняла важные функции. Главными из них были две.
Первая функция — экономическая,состоявшая в компенсации недостатков работы официальной советской экономики.Очевидно, что спланировать сверху всю экономическую деятельность нельзя. И чемболее сложной и развитой становилась хозяйственная деятельность,
чем сильнее былапотребность в технологическом обновлении, тем сложнее было осуществлятьдирективное управление сверху. Поэтому в централизованном плановом хозяйствепостоянно возникали «диспропорции»: на каком-то предприятии нехватало определенных ресурсов, другое имело ненапряженный производственныйплан и избыток соответствующих ресурсов. Предприятия устанавливалинеконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобныедиспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составлялаоснову теневой экономики в плановом хозяйстве. В ее рамках осуществлялисьнеформальные взаимодействия между руководителями и работниками различныхрангов, обеспечивавшие функционирование этой системы.
Вторая функция — социальная. Она заключаласьв обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не моглиреализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамкахобщественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей вСССР, стремившихся самореализоваться, владеть собственностью и получатьадекватное вознаграждение за свой труд. Даже если доля таких людей составлялавсего лишь немногим более 1% населения страны, то их число превышало миллиончеловек. В действительности их было намного больше — к ним в той или иной мереотносились большинство хозяйственных и партийных руководителей как внизу (науровне предприятия), так и наверху (на уровне республиканских и союзныхорганов власти). Безусловно, дух предприимчивости и развитые потребительские ориентацииэтих людей не соответствовали официальной советской уравнительной идеологии, аих экономическое поведение нередко вступало в противоречие с требованиямифинансовой дисциплины и законов СССР, что для многих из них заканчивалосьтюремным сроком. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину длясамой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, новыполняла функцию обеспечения ее самореализации. Большая часть теневыхопераций осуществлялась для решения критических проблем предприятия,предотвращения остановок производства, удержания людей на том или иномучастке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху. Иестественно, теневые операции проводились для того, чтобы получить такиедоходы, которые не могла предоставить официальная экономика. В результате ухозяйственников под влиянием теневой деятельности сформировалась весьмаразнородная совокупность мотивов, выступавшая дополнением к«официальной» мотивации и включавшая как более «высокие»,так и более «низкие» мотивы, которые подавлялись официальнойэкономикой.
Так как теневая экономикабыла сформировавшимся экономическим институтом советского общества, она немогла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Однако, чтобыпонять, почему ее масштабы не только не уменьшились, но и существенно возросли,надо остановиться на особенностях рыночных преобразований в России.
Главной причиной ростатеневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была«незавершенная либерализация». Иначе говоря, из всего набора«экономических свобод» (свобода конкуренции, свобода ценообразованияи др.) одни были введены, другие — нет, одно делать было можно, а другое (такженеобходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать ипокупать землю) — нельзя. В тех сферах, где свободу формально разрешили,отсутствовали ее гарантии, защита со стороны государства. Наоборот,преобразования были проведены так, что у населения и деловых людей Россиипоявилась боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организациивнимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушенийправил и законов не было. С начала преобразований возник раскол междугосударством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевскойперестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремлениеполностью исключить какие-либо контакты с государством и чиновниками. Населениеи деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего в неформальныеотношения, как с частными лицами, а с государством — иметь дело не как сформальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как смножеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью иможет оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствоваларазвитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованнойв России реформы. Можно выделить из них шесть важнейших.
Первая особенность - возникновение делового тандема чиновникаи предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предпринимателипопали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государстваотдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкоеповышение хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властныхполномочий государства в экономике. В то же время эти преобразованияспособствовали значительному усилению неопределенности функций, прав,возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же,как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальнымигруппами деловым опытом и инициативностью, сумели с наибольшей выгодой для себявоспользоваться открывшейся экономической свободой. Они фактическиприватизировали свои рабочие места и стали выполнять должностные обязанности(или не выполнять их), насколько это отвечало их частным экономическиминтересам. В результате, когда предприниматель обращается к государству зазащитой своих интересов, он ее от органа власти не получает. Тогда деловойчеловек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственнойспецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, какдругим работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятсяигнорировать государство и действуют так, как будто его не существует. Уплатаже налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, посколькувсе покупают государственные услуги в частном порядке, в конкретном объеме,который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. Вобществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера,когда уклонение от уплаты налогов — норма, следование которой не осуждается.
Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства вэкономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранениизначительного государственного сектора без прежних экономических и правовыхограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая частьвоенно-промышленного комплекса). Осталась государственной существенная частьэнергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуютсяпрямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основераспределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики,когда высокопоставленные чиновники через систему «дружественных» имфирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далееэти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся зарубеж и т.д.
Во-вторых, в чрезмерном ипрактически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическуюдеятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных илинегосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частныефирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, созданиемуниципального банка, через который все организации региона обязаныосуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.).Функционирование компаний подобного типа — источник теневой активности, таккак предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность илижелая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.
Другой источник теневыхотношений — лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставитчастные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и даетпоследним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточнораспространенная практика — выдача лицензий на какую-нибудь деятельностьчастным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятсямонополистами в одном из районов города. Ясно, что для «обхода» этогоположения конкуренты вынуждены платить. Наконец, прямое силовое подавлениеконкуренции органами власти в пользу «дружественных» им компаний.Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами,нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощьюмилиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарнойбезопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В такомслучае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш,отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые,в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов или отдельных чиновников частьполученной сверхприбыли.
Вмешательство государственныхорганов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положенииразличных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним иприводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частногобизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) иувеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанныхцивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса игосударства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (к подкупучиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишитьфирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономикупри его слабости и зависимости от различных групп интересов порождаетблагоприятные условия для роста теневой экономики.
Третья особенность - сохранение прежних (характерных длясоветской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны сдеятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль заработой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневуюактивность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей(как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступатуда частного капитала служат источником существования черного рынка торговлизолотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотникилограммов в год.
Четвертая особенность- чрезвычайновысокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системыналогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку вих исчислении. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственнойналоговой инспекцией, — одно из следствий ситуации, когда в условияхэкономической либерализации государство стремится сохранить «командныевысоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. Врезультате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплатыналогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень». Впринципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневойдеятельности.
Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразованийв России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш,уровня жизни и сбережений. Хотя цены были «отпущены», введенасвободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики,механизмы экономического отбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйствеи других секторах многие годы действуют неэффективно работающие предприятия ссотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума.В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономическойактивности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людямприходится искать средства к существованию и новые виды занятий внесложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплатытруда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Онивынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности. Государственные ибывшие государственные (приватизированные) предприятия обросли множествомкоммерческих структур, возникло огромное число независимых фирм, через которыелюди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Крометого, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либоофициальной регистрации.
Шестая особенность - неправовой характер экономических преобразований,обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформлишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работеправоохранительной системы не заинтересованы прежде всего правящиегруппировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и других правоохранительныхорганов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе зараздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, самиправоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность иявляются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Иначе говоря,они, во-первых, заняты не свойственной им деятельностью, во-вторых,коррумпированы. Естественно, при этом они не могут эффективно поддерживатьправопорядок в сфере экономики и выступать арбитрами при разрешении возникающихконфликтов. Тогда последние улаживаются неформальными структурами.
Глава 3. Основные принципы и методы противодействиятеневой экономике в ОВД.
В государственных властных структурах,общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода крешению проблем «теневой» экономики. Первый — радикально-либеральный,реализуемый с конца 1991 — начала 1992г. и связанный с целевыми установками насверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итогивоплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой»составляющей отечественной экономики и образование мощныхфинансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, содной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, преждевсего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков сталипоявляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой»экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получатобщественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников,испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступнымисообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы бытьзастреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
Второй – репрессивный — подходвозник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального.Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ,налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшениевзаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системытотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства,направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В данномподходе основным звеном являются ОВД, на которых возлагается основной объемработы.
Создается впечатление,что в новом российском государстве абсолютно всеми проявлениями теневойэкономики занимается ряд государственных органов: МВД, ФСБ, Госналогслужбу,ФСНП. Практически все государственные ведомства на федеральном и региональномуровне, начиная с ЦБ и Министерства юстиции и заканчивая Министерством труда, втой или иной степени соприкасаются с проблемами теневой экономики. Однакосложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимаются этимипроблемами, а она продолжает развиваться. Несогласованность действий ведомств,дублирование управленческих функций ведет именно к образованию «управленческоговакуума» и позволяет «теневикам» безнаказанно продолжать свою преступнуюдеятельность.[7]
В сложных схемах уклоненияот налогообложения всегда присутствуют фиктивные фирмы. Однако из-за того чтопризнаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются,расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательстваприходится передавать в конечном счете в МВД России. Разрывается логическаяцепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступлениявынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, чтопрепятствует полному и всестороннему его раскрытию.
Подобная же картинанаблюдается в случае с выявлением нарушения валютного законодательства, связанногос невозвращением валюты из-за рубежа. Как правило, здесь применяются сложныесхемы по выводу денежных средств из легального оборота, связанные с нарушениямиуголовного, налогового, валютного и банковского законодательства, а значит, сточки зрения эффективности и полноты выявления и расследования преступления этуработу должно координировать единое ведомство. Необходимость передаватьматериалы другим органам для принятия решения и уголовные дела попоследовательности не позволяет полностью “раскрутить” всю цепочкупреступлений.
Так, проводя следствие онезаконном предпринимательстве, сотрудники МВД не обращают внимания навозможные связи данного преступления с налоговыми преступлениями других лиц,так как это не входит в их компетенцию; в лучшем случае появившиеся материалысразу направляются в органы налоговой полиции. Отсутствие прав по борьбе сналоговой преступностью и необходимых подразделений не позволяет органам МВДРоссии осуществлять эффективную борьбу с теневой экономикой в целом. В то жевремя придание ему подобных функций означало бы фактическую ликвидацию ФСНПРоссии как самостоятельного органа.
Сосредоточение у ФСНПполномочий по борьбе с теневой экономикой, в том числе и через выявление ипресечение «организованных налоговых преступлений», повысило бы статусфедеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов ипозволило бы более эффективно выполнять данную работу.[8]
Для борьбы с теневымиоперациями создана комплексная система контроля за экономикой, построенная попринципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельностипредприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованнымигосударственными органами. Установление действенного и постоянного декларативногоконтроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственнымиорганами, а не коммерческими банками. МВД России как головномуправоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общегокоординатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью вцелом как единым явлением.[9]
При сложившейся ситуациимежду центром и регионами особую значимость приобретает правоохранительнаяструктура, подчиненная только центральной власти, то есть некий аналог Федеральногобюро расследований. Российский аналог ФБР должен заниматься расследованиямисложных преступлений, в том числе экономических и связанных с коррупцией вгосударственных органах.
Однако если, наконец,встанет вопрос о создании «отечественного ФБР», то можно не сомневаться –против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны,действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительнопресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обузданиягосударственного криминала, разрушающего экономику и власть.
В связи сэкономическими преобразованиями в стране проблема определениясоциально-экономических основ деятельности ОВД требует нового осмысления.Пересмотр и переосмысление прежних традиций, форм и методов их работы тольконачался. Сегодня всеобщей становится идея об объективном процессе усложнения имногообразия общественных структур. В реальной жизни это будет отнюдь невозврат к старому, а возрождение и развитие новых социально-экономическихструктур. ОВД как элемент системы социального управления должны охранять иподдерживать новый механизм развития, восстановления, самовозрождениямногообразия социально-экономических структур. Именно это должно стать одним избазисных принципов деятельности ОВД на современном этапе и в обозримом будущем.[10]
В сложной и многообразнойдеятельности, осуществляемой ОВД, помимо традиционных принципов управления(научной обоснованности, плановости, законности) существенное место должназанять ориентация на поиски приемлемых для ОВД форм и методов поддержки, можетбыть, охраны механизма развития многообразия социальных и экономическихструктур в обществе. Все общественные процессы взаимообусловлены ивзаимосвязаны, поэтому добиться решительного изменения в какой-либо однойсфере, не меняя остальные, невозможно. Это доказал исторический опыт.Следовательно, органы внутренних дел просто обязаны чутко реагировать напроцессы, происходящие в обществе, в какой бы сфере общественной жизни они непроисходили.
ОВД, обладая сильноразветвленной территориальной структурой, должны собирать социологическую икриминологическую информацию, на базе которой можно было бы вырабатыватькриминологические прогнозы и соответствующие организационно-правовые и экономическиерешения.
Деятельность ОВД должна бытьосвобождена от навязанных «сверху» функций. В то же время ее не следует слишкомжестко регламентировать. Должна быть довольно высокая степень свободы, ибосоциальный заказ органам внутренних дел в демократическом обществе — категорияподвижная. В совершенствовании деятельности ОВД чрезвычайно важной являетсяпроблема преемственности и новаторства. Поэтому необходимо, с одной стороны,избавиться от догматизма, предвзятости к новым социальным субъектам, а с другой- не потерять то хорошее, ценное, что традиционно имело место в деятельностиОВД. Реальная социальная структура общества и особенности образа жизниразличных слоев населения должны быть объектом пристального внимания ОВД.
Уникальностьобщественного сознания современного российского общества накладывает особыйотпечаток на сознание сотрудников всех уровней ОВД. Нужны реальные вложения втак называемый человеческий фактор. Это касается, прежде всего, повышенияуровня экономической культуры. Настоятельность этого требования обусловливаетсяи тем, что более половины преступлений сейчас совершается на основе реализациикорыстных экономических интересов. Предупреждение и раскрытие этих преступленийтребует компетентной экономической экспертизы. [11]
ОВД должны взять на себяинициативу по обучению и консультированию предпринимателей эффективным методамзащиты от нечестной конкуренции. В противном случае эта ниша на рынкеправоохранительных услуг будет монополизирована негосударственнымиправоохранительными структурами. Помимо того, что любая монополия вредна дляобщества и нарушает интересы потребителей, отставание ОВД от запросов рынкаправоохранительных услуг оборачивается большой упущенной выгодой для ОВД.Ориентация экономики страны на экономические методы управления предполагаетиспользование методов в борьбе с экономической преступностью. Экономическийанализ должен стать одним из приоритетных методов борьбы и профилактикиэкономической преступности, теневой экономики вцелом. Исследование различныхкосвенных экономических показателей может дать сотруднику ОВД не меньшеинформации, чем специальные оперативно-розыскные действия. Сегодня, когда ОВДсильно отстают в своих возможностях использовать экономический анализ вконтроле законности поведения новых коммерческих структур, очень важно найтиприемлемые формы взаимного сотрудничества с аудиторскими фирмами.[12]
Таким образом, необходимосделать следующие выводы. Так, практически на всех этапах и во всехслужбах правоохранительной деятельности ОВД присутствуют в той или инойстепени экономические аспекты. ОВД через свою главную правоохранительную функциюактивно воздействует на сохранение и более эффективное использованиеэкономических ресурсов и, тем самым, на развитие в нужном направлениипроизводственных отношений. И даже, несмотря на то, что при переходе к рыночнойэкономике хозяйствующие субъекты, прежде всего, сами перед собой несутответственность за сохранность и приумножение своей собственности и поэтомусами обязаны и заинтересованы ее охранять, не снимается с повестки дня вопрос опомощи им в этом деле со стороны ОВД.
Давая свою субъективнуюоценку происходящему в экономической жизни страны, хотелось бы отметить целыйкомплекс выводов, мер государственно-правового, экономического,управленческого и иного характера, которые могли бы помочь Российской Федерациирешить ряд актуальных проблем.
В числе наиболее важных изних могут быть названы следующие:
1. повышение эффективности защиты всехформ собственности;
2. повысить влияние ОВД насовершенствование экономического законодательства;
3. усиление уголовной ответственности заэкономические и коррупционные преступления;
4. разовая «экономическая амнистия» дляпредставителей «серой» теневой экономики, т.е. включающей в себя непреступныевиды бизнеса, выведенные или не поставленные под государственный контроль;
5. широкое материальное стимулированиеэффективности работы правоохранительных органов, борющихся с теневойэкономикой;
6. усиление правовой пропагандыэкономического и уголовного законодательства;
7. Необходимо провести полноерасследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобыприватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемыенастоящими хозяевами, национализировать.
8. Необходимы жёсткие меры,препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.
Заключение.
Концепция национальной безопасности РоссийскойФедерации гласит, что угрозы в сфере экономики обусловлены «существеннымсокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной,инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрногосектора, разбалансированием банковской системы».[13]Большое значение в сложившейся экономической ситуации принадлежит теневойэкономике, ее определяющего воздействия.
Сегодня уже очевидно, что значительное расширениесферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не кцивилизованному рынку и демократии, а к установлениюкорпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствуетистория, может быть длительным и даже способным обеспечить определеннуюсоциальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная,замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связинебезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход будущихвыборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.
Становится понятно, что особая роль в борьбе с теневойэкономикой в настоящее время принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раззаострить наше внимание на выводах из проделанной работы, а именно начем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения борьбы с «теневой»экономикой.
Как представляется,деятельность ОВД должна базироваться на следующих принципах:
— благоприятные длябизнеса изменения правохозяйственных условий, причем изменения, носящиеупреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
— формирование новогоотношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским»,проживающим за рубежом.
— укрепление доверия квласти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защитынаселения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самогоинститута частной собственности;
— установлениеобщественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границахправового поля.
Итак, в Россиипараллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней помасштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набормеханизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют своиправила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеетсяспецифический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственныемеханизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей,создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемамитеневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российскомобществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмыпреобразуются в легальные правила экономического поведения.
Так, в ближайшее времярезультаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики,будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественнойэкономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона,что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как вразвитых странах, с сильными демократическими традициями и значительнымисоциальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет полатино-американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов,недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Скореевсего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение илегализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых дляцивилизованного общества норм. Все зависит только от нас.
Списокиспользованной литературы.
1. «Концепциянациональной безопасности РФ»утверждена УказомПрезидента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300(в редакции УказаПрезидента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) – М, НОРМА, 2000г.с. 15.
2. Булатов А. Вывоз капитала из России:вопросы регулирования.
// Вопросы экономики — 1998 г. №3. с. 30 –33.
3. Величенков А., Куликов В. “Теневыепирамиды реформируемой экономики” //РЭЖ – 1996 г. №8. с. 4 – 8..
4. Исправников В.О. Теневой капитал:конфисковать или инвестировать? //Экономика и жизнь - 1996. №24. с.24 — 30.
5. Исправников В., Куликов В. – Как«высветлить» реформируемую экономику// РЭЖ — 1997 г. №5. с. 5 — 8.
6. Крылов А. А. Социально — экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. Лекция,Академия МВД России, М. – 1994. с.112.
7. Кузнецова Т. – Некоторые аспектыисследования неформальной экономики в России. //Вопросы экономики — 1998г. №9. с.18 — 20.
8. Макаров Д. Экономические и правовыеаспекты теневой экономики в России//Вопросы экономики — 1998 г. №3. с. 38 – 41.
9. Ореховский П. Статистическиепоказатели и теневая экономика. //Российский экономический журнал — 1996. №4. с.6- 9.
10. Петров С. М.Экономика, политика, право в управлении правоохранительной деятельностью.Лекция, Москва. Академия МВД России, 1995 г.с.80.
11. Суетин Д.Экономика России: из тени в свет перелетая.
//Экономика и жизнь — 1997г. №13. с. 10 — 11.
12. Тимофеев Л.М.«Теневая Россия: экономико-социальное исследование».- М, 2000. с. 19 — 22.