Издержки производства
Экономическиеиздержки — это те расходы, которые фирма обязана сделать, чтобы отвлечь этиресурсы от использования в альтернативных производствах.
Выборпроизводства какого-либо товара означает невозможность использования ресурсовдля создания какого-то другого товара или услуги. Именно в этой связи,экономические, или вмененные, издержки любого ресурса, выбранного дляпроизводства товара, равны его стоимости, или ценности, при наилучшем вариантеих использования.
Существуетнесколько видов издержек.
Внешниеиздержки — это денежные расходы, которые фирма несет «из своего кармана» впользу «аутсайдеров», поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо,транспортные услуги, энергию и т.д.
Внешниеиздержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим кчислу владельцев данной фирмы. Однако фирма может использовать определенныересурсы, принадлежащие ей самой.
Внутренниеиздержки — это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.
Например,заработная плата, рента, вознаграждение за труд предпринимателя. То, чтополучает предприниматель в рамках предприятия, называется нормальной прибылью.Таким образом, издержки — это платежи — внешние или внутренние, включая впоследние и нормальную прибыль, необходимые для того, чтобы привлечь и удержатьресурсы в пределах данного бизнеса.
Прибыль
Фирмаиспользует ресурсы с целью получения прибыли. Бухгалтеры и экономисты по-разномупонимают значение термина «прибыль».
Бухгалтерскаяприбыль — представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.
Экономическаяприбыль — это общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних,включая в последние нормальную прибыль предпринимателя).
Поэтому,если фирма едва покрывает издержки, то это значит, что все внешние и внутренниеиздержки возмещаются, а предприниматель получает такой доход, которого едвахватает, чтобы удержать его. Если сумма денежных поступлений превышаетэкономические издержки, то этот остаток называется экономической, или чистой,прибылью (см. рис. 11.1). Итак:
Экономическаяприбыль = Общая выручка − Вмененные издержки.
/>
Экономическаяприбыль не входит в издержки, так как, по определению, это доход, полученныйсверх нормальной прибыли, необходимый для сохранения заинтересованностипредпринимателя в деятельности фирмы.
Теперьпопытаемся ответить на вопрос: каким образом будет изменяться объемпроизводства по мере того, как все большее и большее количество переменныхресурсов будет присоединяться к фиксированным ресурсам фирмы?
Ответна этот вопрос дает закон убывающей отдачи, который также называется «закономубывающего предельного продукта» или «законом изменяющихся пропорций».
Закон убывающей отдачи
Этотзакон гласит, что, начиная с определенного момента, последовательноеприсоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному,фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийсядобавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицупеременного ресурса. Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающихданное машинное оборудование, будет увеличиваться, то рост объема производствабудет происходить все медленнее по мере того, как больше рабочих будетпривлекаться к производству.
Следуетподчеркнуть, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласнокоторому все единицы переменных ресурсов, например рабочие, качественнооднородны, т.е. предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такимиже умственными способностями, координацией движений, образованием,квалификацией, трудовыми навыками и т.д.
Предельныйпродукт начинает убывать не потому, что нанятые позднее рабочие оказались менееквалифицированными, а потому, что относительно большее количество занято притой же величине имеющихся капитальных фондов.
Врезультате присоединения все большего количества переменного ресурса (труда кпостоянным ресурсам — земле или капиталу) общий продукт сначала возрастет,затем достигнет своего максимума и начнет уменьшаться.
Предельныйпродукт показывает величину изменения общего объема производства, связанного сприсоединением каждой добавочной единицы труда.
Среднийпродукт — это просто объем производства продукции в расчете на одного рабочего.
Криваяпредельного продукта пересекает кривую среднего продукта в точке максимумасреднего продукта (см. рис. 10.2).
Каждыйдобавочный рабочий вносит меньший вклад в общий объем производства по сравнениюсо своим предшественником. Когда общий продукт достигает максимальной точки,предельный продукт равен нулю. А когда общий продукт начинает снижаться,предельный продукт приобретает отрицательное значение.
Видыиздержек производства в краткосрочном периоде
Вкраткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо кпостоянным, либо к переменным.
Постоянными(FC) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости отизменений объема производства.
Постоянныеиздержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы ядолжны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.
Кпостоянным издержкам, как правило, относятся рентные платежи, часть отчисленийна амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалованьевысшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы. Согласноопределению показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровняхпроизводства, включая нулевой.
Переменными(VC) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости отизменения объема производства.
Кним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большуючасть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы. Сумма переменныхиздержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако следуетотметить, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объемапроизводства на одну единицу, не является постоянным.
Увеличениепредельного продукта в течение какого-то времени будет вызывать все меньший именьший прирост переменных ресурсов для производства каждой дополнительнойединицы продукции. А поскольку все единицы переменных ресурсов покупаются поодной и той же цене, это значит, что сумма переменных издержек будет возрастатьуменьшающимися темпами. Но как только предельный продукт начнет падать всоответствии с законом убывающей отдачи, все большее и большее количестводополнительных переменных ресурсов придется использовать для производствакаждой последующей единицы продукции. Сумма переменных издержек, таким образом,будет увеличиваться нарастающими темпами.
Суммапостоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства есть общиеиздержки (TC).
Различиемежду постоянными и переменными издержками имеет существенное значение длякаждого бизнесмена.
Переменныеиздержки — это издержки, которыми предприниматель может управлять, величинакоторых может быть изменена в течение краткосрочного периода времени путемизменения объема производства. Постоянные издержки находятся вне контроляадминистрации фирмы. Такие издержки являются обязательными и должны бытьоплачены независимо от объема производства.
Дляфирмы важное значение имеют
средниеиздержки (AC) — издержки в расчете на единицу продукции.
Ещеодна важная категория издержек — это предельные издержки.
Предельныеиздержки (MC) — это дополнительные издержки, связанные с производством ещеодной единицы продукции.
MCможно определить для каждой добаночной единицы продукции как изменение величиныобщих издержек к изменению общего объема производства, вызванного добавочнойединицей расходов.
Втечение длительного периода времени все желательные изменения в структурересурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими еефирмами. Фирма может изменить масштабы своих производственных мощностей: онаможет установить дополнительное оборудова-ние или оставить в своем владениименьшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить своимасштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могливступить в отрасль, а уже существующие — покинуть ее.
Издержки и масштабы производства
Известноутверждение, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятияв течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производстваединицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большиеразмеры предприятия означают повышение средних издержек. Объясним эту закономерность.Прежде всего надо подчеркнуть, что закон убывающей отдачи в данном случаенеприменим, потому что условием его действия является неизменность количестваодного из используемых в производстве ресурсов, тогда как в долговременномпериоде допускаются изменения в количестве всех ресурсов. Экономисты ееназывают положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производстваили эффектами масштаба.
Положительныйэффект масштаба. По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинаетдействовать в направлении снижения средних издержек производства.
Специализация производительного труда
Повышениеуровня специализации используемого труда становится возможным по мере ростаразмеров предприятия. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестьюразличными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них.Получив возможность сосредоточиться на выполнении одного задания, тот же самыйрабочий сможет работать гораздо производительнее. Наконец, более высокийуровень специализации труда исключает потери времени на переход рабочего отодного задания к другому.
Специализацияуправленческого труда.
Большиемасштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов поуправлению благодаря его более глубокой специализации. Расширение масштабаопераций будет означать, что специалист по маркетингу сможет полностьюпосвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как длявыполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующиеспециалисты. В конечном счете, специализация управленческого труда приведет кповышению эффективности и снижению издержек производства единицы продукции.
Эффективноеиспользование капитала.
Мелкиефирмы неспособны воспользоваться наиболее эффективным с технологической точкизрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видовпродукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Болеетого, эффективное использование этого машинного оборудования требует большихобъемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себеприобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.
Производствопобочных продуктов.
Организаторкрупномасштабного производства располагает более широкими возможностями дляпроизводства побочной продукции, чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковкемяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд другихпродуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшеныза ненадобностью.
Всеэти технологические факторы будут вносить свой вклад в снижение издержекпроизводства единицы продукции тем производителем, который окажется способнымрасширить масштабы своих операций. Иными словами, увеличение количества всехвовлеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более чемпропорциональному росту объема производства — например, на 20%; необходимымрезультатом будет снижение средних общих издержек (ATC).
Объяснимали рыночная концентрация экономией, обусловленной ростом масштабовпроизводства?
Некоторыесчитают, что высокий уровень промышленной концентрации — господство на том илиином рынке всего нескольких фирм — полностью оправдан существованиемположительного эффекта масштаба. И действительно, в большинстве случаевсуществующий уровень промышленной концентрации оправдан эффектом масштаба.
Минимальныйэффективный размер (МЭР), т.е. наименьший размер предприятия, обеспечивающийминимизацию издержек производства на единицу продукции, был вычисленприменительно к целому ряду отраслей промышленности. Выясняется, что всего внескольких отраслях — при производстве дизельных двигателей, турбогенераторов,электромоторов и холодильников — определенный уровень концентрации являетсянеобходимым для реализации эффекта масштаба. В большинстве же отраслейминимальные эффективные размеры предприятия оказываются весьма небольшими посравнению с величиной внутреннего рынка каждого продукта. Это означает, чтоположительный эффект масштаба не может служить основанием для установлениявысокого уровня концентрации (олигополии, например) в большинстве отраслей.
Канализу следует привлечь еще несколько факторов. Мы рассуждали об экономии,обусловленной ростом масштабов производства, исключительно в производственнойсфере. Между тем существование фирм, владеющих несколькими предприятиями, можетбыть оправдано на основании иных — внепроизводственных выгод. К примеру,крупная «многозаводская» фирма может: 1) иметь возможность сэкономить насодержании аппарата управления, используя одних и тех же бухгалтеров, юристов ифинансистов для обслуживания всех своих предприятий и 2) обеспечить себеэкономию в сфере рекламы, мобилизации денежного капитала и сбыта продукции.Однако могут быть и некоторые экономические потери, связанные с отдельными аспектамифункционирования «многозаводских» фирм. Так или иначе, с учетом всех этихфакторов, общий вывод гласит, что существующий уровень концентрации во многихотраслях не может быть оправдан экономией, обусловленной только ростоммасштабов производства.
Отрицательныйэффект масштаба. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательнымэкономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства наединицу продукции.
Основнаяпричина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определеннымиуправленческими трудностями. Разрастание аппарата управления создает проблемыобмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличиваетвероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутсяпротиворечащими друг другу. В результате страдает эффективность и растутсредние издержки производства. Например, если увеличение количества всехресурсов, скажем, на 10%, приведет к менее, чем пропорциональному росту объемапроизводства, скажем, на 5%, то средние издержки (ATC) увеличатся.
Постояннаяотдача от роста масштабов производства. Разница между объемом производства, прикотором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемомпроизводства, при котором вступает в силу отрицательный эффект масштаба, можетбыть довольно значительной. Но в жизни крупного предприятия есть периодвремени, на протяжении которого средние долгосрочные издержки будутнеизменными: увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10% вызываетпропорциональное увеличение объема производства на те же 10%, т.е. ATC неизменяются.
Логическиподходим к выводу: положительный или отрицательный эффекты масштаба являютсяважнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли. В то же время,согласно концепции минимального эффективного размера существует наименьшийобъем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочныесредние издержки. А это означает, что при данном объеме потребительского спросадостаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшимколичеством промышленных гигантов. Мелкие же фирмы не смогут обеспечитьминимального эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными.
Вслучае если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный возникаеточень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемомпроизводства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спросабудет поддерживать существование значительного количества относительно мелкихпроизводителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие видырозничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самоеможно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, напримерхлебопекарной, швейной, обувной. В таких отраслях совсем маленькие фирмыоказываются столь же или даже более эффективными, чем крупномасштабныепроизводители.
Являетсяли отрасль «конкурентной» (состоящей из относительно большого количества мелкихфирм) или «концентрированной» (подчиненной господству нескольких крупныхпроизводителей), в некоторых случаях зависит от применяемой в отраслитехнологии. Однако структура отрасли зависит не только от характерных для нееусловий формирования уровня издержек. Необходимо также принимать во вниманиепоследствия государственной политики, географические границы рынка, компетенциюуправленческого персонала и множество других факторов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта matfak.ru/