Реферат по предмету "Экономика"


Тарифная политика и специфика ценообразования на продукцию транспорта

--PAGE_BREAK--1.              Тарифы железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса России. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет 80%. Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте яв­ляется прейскурант «Тарифы на грузовые железнодорожные перевоз­ки» № 10-01, который был введен в действие в 1990 г.

Железнодорожные транспортные тарифы разрабатывалиськакединые для всей страны (СССР), хотя затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, грузонапряженности участков дорог и дру­гих факторов. В качестве базового тарифа была принята средняя для всех железных дорог себестоимость грузовых перевозок, которая оп­ределяется в целом по всему грузообороту и по перевозке отдельных грузов в зависимости от дальности пробега. Нормативная прибыль рассчитана исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыль­ности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава и с уче­том равновыгодности перевозок на различные расстояния. Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделением началь­но-конечной и движенческой операции. Рассчитаны ставки за вагон, тонну, вагоно-километры, тонна-километры.

Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отпра­вок, скорости и расстояния перевозки, грузоподъемности вагона, осо­бых условий перевозки и других факторов.

Плата за перевозку грузов определяется по разработанным на ос­нове тарифных схем расчетным таблицам, которые содержат величи­ну платы за перевозку на любое расстояние. Минимальная платазаперевозку грузов установлена на расстояние 50 км.

На железнодорожном транспорте применяются тарифы несколь­ких видов. Они подразделяются на общие, местные и исключитель­ные. Общие тарифы являются основной формой тарифов: по ним определяются провозная плата для подавляющей массы грузов. Мест­ные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных зат­рат местных предприятий и утверждаются их руководителями. Ис­ключительные тарифы применяются при перевозке грузов в опреде­ленных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тари­фам. Исключительные тарифы имели распространение в плановом хозяйстве. В настоящее время они практически не действуют. На пе­ревозку грузов, требующих специальных устройств или условий пе­ревозки, устанавливаются повышенные тарифы.

По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделя­ются на повагонные, контейнерные, малотоннажные и тарифы мел­ких отправок. В основе повагонного тарифа лежит ставка за вагон при определенной норме его загрузки. Провозная же плата взимается за вагон независимо от степени его загруженности, что стимулирует более полное использование грузоподъемности и вместимости ваго­на. Тарифы по контейнерным отправкам рассчитываются с учетом полного использования грузоподъемности контейнера. Они значи­тельно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения дополнительных затрат по содержанию контейнера. В настоящее время удельный вес контейнерных перевозок незначите­лен, однако в перспективе он будет возрастать. Потонные тарифы применяются на малотоннажные и мелкие отправки. Тарифы мелких отправок используют при перевозке грузов в сборном вагоне по раз­ным документам. Тарифы мелких отправок различаются в зависимо­сти от массы груза.

В 1995 г. была введена классность грузов. В первый класс были включены грузы, транспортная составляющая которых превышает 15%. К таким грузам относится сырье и другие массовые грузы. В гру­зах второго класса затраты на транспорт составляют 5–10%. К тре­тьему классу отнесены дорогостоящие грузы, в которых удельный вес затрат на транспорт 5% и менее.

В базовый прейскурант не входит ряд услуг, которые оказывают­ся за дополнительную плату, устанавливаемую в договоре между же­лезной дорогой и клиентом.

Начатые в 1992 г. экономические преобразования привели к быст­рому росту уровня грузовых тарифов в условиях регулирования их государством. До середины 1994 г. федеральными органами испол­нительной власти устанавливались предельные коэффициенты повы­шения тарифов прейскуранта № 10-01. В 1994–1995 гг. тарифы ин­дексировались ежемесячно в зависимости от роста цен на основные материально-технические ресурсы, потребляемые железнодорожным транспортом. С 1996 г. размер индексации тарифов не должен был превышать 80% от уровня оптовых цен в промышленности. Со вто­рого полугодия 1996 г. повышение грузовых тарифов не должно было опережать рост цен на промышленную продукцию предприятий-про­изводителей.

В первые годы либерализации цен грузовые тарифы росли быст­рее, чем цены на промышленную продукцию, что было связано с не­совершенством действующего порядка индексации тарифов. В 1996 г. повышение уровня грузовых железнодорожных тарифов в два раза превысило рост цен на промышленную продукцию. В конце 1997 г. грузовые железнодорожные тарифы были снижены на 5% в основном за счет снижения на 25–30% тарифов на перевозки минерального сырья.

С начала либерализации цен предусматривалась возможность пре­доставления скидок с тарифов прейскуранта 1990 г. в зависимости от конкретных условий перевозки. Неупорядоченная система оказала негативное влияние на экономику транспорта. С 1 июля 1997 г. в на­шей стране действует единая система скидок с тарифов в зависимости от прироста объемов отправления грузов и сроков предварительной оплаты за перевозки. В апреле 1997 г. был введен также новый поря­док предоставления скидок в сфере транспортно-экспедиционной де­ятельности взамен прежнего, когда эти скидки предоставлялись экс­педиторским организациям в зависимости от объемов работ, что ста­вило их в неравные условия. В 1993 г. была введена оплата в иностранной валюте провоза экспортно-импортных грузов в странах СНГ. На российских железных дорогах ставки в иностранной валюте были приближены к тарифным ставкам прейскуранта 1990 г. и рас­считаны в швейцарских франках, кроме перевозок по Транссибирс­кой магистрали, которые рассчитываются в долларах США. По ряду грузов и направлений ставки оплаты в валюте международных пере­возок оказались ниже российских с оплатой в рублях, что привело к образованию двух уровней тарифов на перевозки одинаковых гру­зов. Такая ситуация вряд ли правомерна.

В системе железнодорожного транспорта страны особой областью являются тарифы на перевозку грузов предприятиями промышленно-железнодорожного транспорта, которые прежде входили в состав промышленных предприятий, а в ходе реформ выделились в самосто­ятельные транспортные предприятия. Предприятия промышленно-железнодорожного транспорта занимают, как правило, монопольное положение в регионе. В такой ситуации необходимо проводить госу­дарственное регулирование тарифов на работы и услуги предприя­тий промышленно-железнодорожного транспорта. В этих целях раз­работан «Рекомендуемый порядок установления и регулирования тарифов на работы и услуги промышленного железнодорожного транспорта в Российской Федерации», который утвержден департа­ментомцен Министерства экономики России. В «Порядке» указано, что целью регулирования тарифов является обеспечение баланса ин­тересов предприятий транспорта и потребителей транспортных услуг.

Регулирование тарифов включает в себя решение процедурных вопросов, определение методов формирования тарифных систем и тарифных ставок, обоснование размеров индексации тарифов, контроль за уровнем тарифа и правильностью их применения.

Регулирование тарифов на работы и услуги предприятий промыш­ленного железнодорожного транспорта осуществляется с учетом сле­дующих факторов:

· имеющихся резервов по повышению эффективности, снижению трудоемкости и фондоемкости работ и услуг;

· изменения заработной платы, объемов работ и услуг на регули­руемых субъектах;

· эффективности осуществления мер по развитию, модернизации и реорганизации производства работ и услуг;

· изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, технику и материалы, потребляемые регулируемыми субъектами и формирую­щие себестоимость выполняемых работ и услуг;

· обоснованности затрат на содержание социальной сферы;

· сезонных изменений в объемах работ и затрат;

· спросовых стимулов и ограничений;

· использования заемных и других источниковкоммерческого фи­нансирования;

· бюджетных дотаций.

В основу расчетов тарифов промышленно-железнодорожного транспорта закладывается принцип базирования их на объективно необходимых затратах труда и материально-технических ресурсов. Выбор вида расчетной базы тарифов определяется условиями достав­ки грузов, объемами перевозок, их интенсивностью и регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностями изменения количественных характеристик транспортного процесса. Тари­фы рекомендуется рассчитывать индивидуально по видам перевозок и технологиям. В этих целях необходимо разрабатывать классифика­цию обслуживаемых организаций и предприятий, систему индивиду­альных удельных технико-экономических и финансовых нормативов по видам работ и услуг, а также технологии их выполнения. Средняя тарифная ставка по предприятиям промышленно-железнодорожного транспорта или по их подразделениям и технологии работ на расчет­ный период определяется в общем виде по формуле:

Т = (З + П): О,

где Т – средняя тарифная ставка за единицу транспортной продукции, руб.;

      П– масса прибыли, руб.;

      З– затраты на перевозки (полная себестоимость), руб.;

     О – объем транспортной продукции.

На услуги и работы предприятий промышленного железнодорожно­го транспорта применяются сдельные, повременные, покилометровые тарифы за вагоно-часы. Схемы их построения и уровень определяются и применяются по согласованию с пользователями услуг. Сдельный та­риф рекомендуется устанавливать при перевозках массовых грузов. При неопределенности количественных характеристик перевозок и неста­бильности временных интервалов, в течение которых по условиям за­казчика возможно производительное использование подвижного соста­ва и трудовых ресурсов, применяются повременные тарифы. Рациональ­ной сферой применения покилометровых тарифов является, как правило, собственно перемещение самих транспортных средств.

Тарифы на перевозку определяются на основе единых принципов формирования структуры тарифа и методов определения основных его составляющих.

Правительством РФ в январе 1998 г. была одобрена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», которая направлена на создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и раз­вития рыночной конкуренции. Создание конкурентной среды воз­можно в основном за счет различий в условиях доставки грузов и пассажиров по одним и тем же линиям, предлагаемых разными компа­ниями. Концепция предусматривает изменения в принципах ценообразования. В монопольном секторе предполагается сохранить государственное регулирование тарифов, а в конкурентном будет проводиться их постепенная либерализация. Государственные тари­фы на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта уста­навливаются в прейскуранте на основе экономически обоснованных затрат и нормы прибыли. Финансовые ресурсы должны перераспре­деляться между железными дорогами и централизованными фонда­ми Министерства путей сообщения России.

Тарифы будут дифференцироваться по типу вагонов, их принад­лежности, виду отправок, степени использования грузоподъемности вагонов, особым условиям перевозок, их скорости и расстоянию, другим параметрам. Устанавливаются единые тарифы для всех пользо­вателей на территории России без учета затрат на содержание вагон­ного парка. Плата за использование вагонного парка устанавливает­ся в прейскуранте.

Грузовые компании будут определять для своих клиентов плату за услуги в зависимости от их состава и качества. Плата должна по­крывать расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией подвиж­ного состава, оказанием услуг грузовладельцам.

Пассажирские железнодорожные тарифы представляют собой ус­тановленную плату и сборы за перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа. Пассажирские тарифы включают в себя общий тариф, при­меняемый при проезде во всех поездах прямого и местного сообще­ний, и пригородный тариф – при проезде в пригородных поездах. Последний, в свою очередь, подразделяется на зонный тариф, кото­рый применяется в пригородном сообщении крупных городов, покилометровый, общий тариф на участках, где не установлен зонный или покилометровый тариф, и абонементный тариф.

Тарифы пассажирского железнодорожного транспорта зависят от вида перевозок (дальнего следования, местного сообщения, пригород­ные перевозки).

Тарифы на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования диф­ференцируются в зависимости от скорости поезда и типа вагона. В на­стоящее время перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте убыточны. Убытки от пассажирских перевозок составляют 15–16%.

Регулирование тарифов на перевозку пассажиров в дальнем сле­довании осуществляется Минэкономики и Минфином России по пред­ставлению Министерства путей сообщения. При индексации пасса­жирских тарифов принимается во внимание рост реальных доходов населения. Повышение пассажирских тарифов отставало от роста тарифов на грузовые перевозки. Право регулирования тарифов на перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения предостав­лено субъектам Российской Федерации при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, из соот­ветствующих бюджетов. Однако на практике пригородные тарифы, как правило, не покрывают затраты, и убытки компенсируются за счет доходов от грузовых перевозок.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оплата труда и материальное стимулирование
Реферат Проверочный расчет на прочность зубчатых передач на ПЭВМ
Реферат Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
Реферат Микронезия
Реферат Когда возникает административная правоспособность и дееспособность правосубъектность граждан
Реферат Пластиковые карточки в платежной системе России
Реферат Универсальный передвижной гидроагрегат
Реферат «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В. М. Кокова»
Реферат Взаимодействие права и морали
Реферат Президентские выборы в США 1912
Реферат Последний из могикан. Купер Фенимор
Реферат Розробка інвертора напруги для апаратури зв`язку
Реферат Лирический герой в поэме Маяковского Хорошо
Реферат Особенности композиции стихотворения А. Блока «Незнакомка»
Реферат Россыпные месторождения