--PAGE_BREAK--Субъектами мирового рынка могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, а также частные лица. Так же как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних все большее значение в современных условиях приобретают информационные рынки. Кроме того, можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку — европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и пр.
Для того чтобы страна могла выйти на мировой рынок, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом, валюту или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банковскими организациями, а страховой бизнес страны осуществляет страхование грузов и перевозок. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать свою собственную инфраструктуру.
Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.
На мировом рынке, как и на любом рынке, формируется спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные цены и разные условия равновесия (рис. 3).
По горизонтальной оси располагаем объемы производства товара, а по вертикальной — цены. Для страны Х спрос будет показан кривой D1 D1, а предложение — кривой S1 S1. Соответственно для страны У спрос отразится кривой D2D2, а предложение – кривой S2S2. В этом случае внутреннее рыночное равновесия будет отражать соответственно точки Ех и Еу, а равновесные цены — Рх и Ру. Поскольку Ру больше Рх, данный товар дешевле в стране Х. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спорс на него, и по более высоким ценам продавать в страну У. Стране У выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже Ру, и страны договариваются о торговле данными товарами.
D2 S2
P D S E
D1 S1 E
Py
Po Ey S2 D2
S1 D1 S D
Px Q Q Q
Рис. 3. Спросвпредложение на мировом рынке
Равновесная цена, существующая на рынке страны Х, говорит о том, что спрос равен предложению, и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена Рxслужит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране У равновесная цена Рy,также говорит о равенстве спроса и предложения и о том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена Ру служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну У.
Мировой спрос и мировое предложение — соответственно показаны на графике кривыми DDи SS.Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами [1, с. 187-189].
В настоящее время в развитии мирового рынка наблюдаются следующие существенные изменения:
— количество развивающихся стран в международной торговле постоянно растет;
— увеличился внешнеторговый потенциал ведущих индустриальных стран;
— наукоемкая продукция является основным продуктом товарооборота.
Сущность мирового рынка раскрывается в его основных функциях. Функциями мирового рынка являются:
· Ценообразующая — определение мировой рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.
· Репродуктивная — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности мировой экономической сиcтемы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства.
· Регулирующая — оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики разных стран, приведение в соответствие платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций.
· Контролирующая — определяет рациональность производства уровнем мировых цен.
· Конкурентная — формирующая отношения соперничества между производителями товаров и услуг в пределах мирового хозяйства.
· Санирующая — обеспечивающая выбраковывание из международного обмена неэффективных и нежизнеспособных товаров, которые не соответствуют международным стандартам качества при конкурентных ценах.
· Балансирующая — балансирует спрос и предложение через мировую цену.
· Информационная — через постоянно меняющиеся мировые цены, процентные ставки на кредит рынок дает своим участникам объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на мировой рынок. Стихийно протекающие операции превращают мировой рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий обобщенные данные по всему глобальному хозяйственному пространству, которое он охватывает.
Основные черты мирового рынка:
— является высшей ступенью развития товарного производства;
— характеризуется структурированностью сегментов;
— включает множественность применяемых цен;
— опирается на действие системы экономических законов, с одной стороны, и различных торгово-политических и коммерческих факторов — с другой;
— главным внешним признаком выступает мировая торговля, т. е. перемещение товаров и услуг между странами;
— создает предпосылки к оптимальному использованию факторов производства;
— применяет международные стандарты качества товаров и услуг, повышая тем самым качество продукции.
Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура.
Конъюнктура — это конкретное состояние на рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием целого ряда факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.).
В качестве источников информации при исследовании конъюнктуры мирового рынка используются данные статистических отчетов и публикаций международных организаций, к наиболее значимым из которых можно отнести ВТО, ЮНКТАД ООН, МВФ, МБРР, ОЗСР и др.
Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием конъюнктурообразующих факторов, которые можно условно подразделить следующим образом:
— циклические и нециклические;
— стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;
— постоянные и переменные;
— кратко-, средне- и долгосрочные — по срокам [5, c.66 – 71].
Международная торговля: структура и динамика
Международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Исходя из общепринятого определения в мировом сообществе (ООН, ОЭСР, ВТО), международная торговля понимается как трансграничный обмен товарами и услугами, а также совокупность внешней торговли всех стран в мировом хозяйстве.
Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики, предприятий и организаций на производстве товаров и услуг для международного обмена.
Международная торговля зародилась в глубокой древности в период формирования первых национальных государств (в Месопотамии и Египте в IV — III вв. до н. э.), претерпевала под воздействием НТП значительные изменения и отражала переход к новым ступеням развития мирового хозяйства. Основным фактором, способствующим развитию международной торговли вот уже на протяжении 100 лет, считается вывоз капитала и роль современных государств. В целом все это во многом определяет основные тенденции в развитии международных экономических отношений.
Развитие международной торговли тесно связано с процессом глобализации мировой экономики, в котором международные товарные потоки приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира.
В свою очередь деятельность ТНК на современном этапе оказывает существенное воздействие на развитие международной торговли путем формирования собственных внутренних рынков, которые определяют масштабы и направления товарных потоков, цены на товары и общую стратегию развития.
В качестве предпосылок развития международной торговли можно отметить неравномерность распределения ресурсов и их обеспеченности, а также разную эффективность производства отдельных товаров и предоставления услуг. Последняя оказывает влияние на валютный курс и способствует удлинению жизненного цикла товаров.
На международную торговлю оказывают влияние следующие факторы:
— особенности внешнеэкономической политики национальных государств (либерализм или протекционизм) и международных организаций;
— уровень конкурентоспособности товаров и услуг;
— особенности и способы продвижения товаров и услуг на внешние рынки;
— условия и механизмы действия валютного законодательства.
Главными функциями международной торговли являются:
· Определение объема и структуры мирового производства;
· Развитие международного разделения труда;
· Посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международного обмена технологиями и т.д.) [4, c. 224].
Международная торговля товарами складывается из противоположно направленных потоков — экспорта и импорта, а также реэкспорта и реимпорта.
Экспорт, как упоминалась выше, это вывоз за границу товаров для их последующей реализации на внешнем рынке. К экспорту также относится вывоз капиталов в форме инвестиций или кредитов, а также предоставление различного рода услуг.
Импорт — приобретение у иностранных лиц товаров для их реализации на внутреннем рынке, а также платное пользование потребительскими и производственными услугами, вывоз товаров на выставки и ярмарки, капиталов в форме займов и инвестиций.
Реэкспорт — вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.
Реимпорт — приобретение ранее вывезенного за границу товара, который не подвергался там значительной обработке (возврат товаров, от которых по различным причинам отказался покупатель).
Фактическое совершение экспортно-импортных операций фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.
При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли.
Номинальный объем международной торговли — стоимость международной торговли, выраженная в текущих ценах в долларах США, которая зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам.
Реальный объем международной торговли — это ее номинальный стоимостной объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора (коэффициента пересчета в неизменные цены).
Международная торговля товарами и услугами один из важнейших и динамических факторов развития глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. В современных условиях ни одна страна не может рассчитывать на получение конкурентных преимуществ без участия в международной торговле.
Основными показателями участия страны в международной торговле являются: экспортная, импортная и внешнеторговая квоты, «чистый» экспорт, и внешнеторговый оборот.
Стоимостные показатели, как правило, рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются примеры отдельных стран (прежде всего тех, для которых характерна высокая инфляция), где данные показатели рассчитывают сразу же в долларах США
Стоимостные показатели, как правило, рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются примеры отдельных стран (прежде всего тех, для которых характерна высокая инфляция), где данные показатели рассчитывают сразу же в долларах США
1. Экспортная квота отражает долю экспорта страны в ее ВВП и рассчитывается по формуле:
Кэ = х100 %,
где Э — экспорт; ВВП — валовой внутренний продукт.
Этот показатель реально отражает участие страны в МРТ, т. к. отражает долю ресурсов страны, вовлеченных в МРТ, свидетельствует о степени зависимости процесса реализации произведенной национальной продукции от внешних рынков и о возможности данной страны производить определенное количество продукции для мировых рынков.
2. Импортная квота отражает долю импорта страны в ее ВВП и рассчитывается по формуле:
Ки= х100 %,
где И — импорт.
Импортная квота свидетельствует о зависимости внутреннего потребления страны от внешнего мира.
3. Внешнеторговая квота определяется как соотношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:
К = х100 %.
4. Сальдо торгового баланса (чистый экспорт) представляет собой разницу стоимостных оценок между экспортом и импортом страны:
5. Внешнеторговый оборот представляет собой сумму стоимостных оценок экспорта и импорта страны и может рассчитываться по формуле:
ОВТ= Э +И.
6. Анализ динамики экспортных и импортных цен позволяет определить их индексы. Соотношение этих индексов позволяет определить показатель «условие торговли». Он характеризует степень благоприятности конъюнктуры внешней торговли для отдельных стран:
T= ,
где Т — условия торговли; РХ— индекс экспортных цен; Р — индекс импортных цен.
Условия торговли являются одним из важных показателей эффективности внешней торговли. Если экспортные цены для данной страны снижаются медленнее или растут быстрее, чем импортные цены, то условия торговли считаются благоприятными.
Основные торговые державы — это экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония, Франция и Великобритания.
На ускоренный рост обмена услугами влияют социально-экономические изменения в странах («постиндустриальное развитие») и научно-технический прогресс в мире. В 2003 г. мировой экспорт услуг составил порядка 1,8 трлн долл. (против 155 млрд долл. в 1975), или почти 20 % мировой торговли товарами и услугами. Основными участниками этого обмена выступают экономически развитые страны.
По классификатору ООН существуют 160 видов услуг, которые поделены на 12 основных разделов:
· Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.
· Услуги связи — 25 видов.
· Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.
· Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
· Общеобразовательные услуги — 5 видов.
· Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
· Финансовые услуги, включая страхование — 17 видов.
· Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.
· Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
· Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида.
· Туризм и путешествия — 4 вида.
· Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.
· Транспортные услуги — 33 вида.
· Прочие услуги.
Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в 2000 г. достигла 75 % (70 % в 1990 г.). При этом на долю машин, оборудования и средств транспорта приходится более 41 % (36 % десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное оборудование — более 15 % (9 %), тогда как торговля продукцией автомобилестроения стабилизировалась на уровне 9 %. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности 13 % (14 %), в которой главное место занимает топливо. Значение сельскохозяйственных товаров продолжает уменьшаться — 9 % (12 %), так же как и текстильных изделий — 2,5 % (3 %), при сохранении удельного веса одежды на уровне 3 % и прочих потребительских товаров — около 9 %.
Современная международная торговля, по мнению В.В. Полякова, может быть представлена следующей иерархической структурой:
— рынок базовых товаров — продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности;
— полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, т. е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности). К среднетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки;
— товарами «высоких технологий», или наукоемких отраслей промышленности, и отраслей нематериального производства (офисное и телекоммуникационное оборудование, электроника, электрооборудование, точные измерительные приборы, аэрокосмическая техника, медицинское оборудование и фармацевтика).
Развитые страны занимают лидирующие позиции в международной торговле благодаря своей специализации на продукции высоких технологий. В 2000 г. данной группе стран принадлежало 3/4 мирового экспорта такой продукции на сумму около 1, 1 трлн долл.
В современной международной торговле на первое место выходит электронная торговля, в основе которой лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов. Это упрощает механизм совершения сделок, сокращает трансакционные издержки и ускоряет процесс реализации товаров и услуг.
В последние годы усиливается роль новых индустриальных стран за счет увеличения доли высокотехнологичных товаров, экспорт которых в странах Юго — Восточной Азии составил более 30 %, что подтверждает поддержание курса целенаправленной политики данных стран на развитие экспортоориентированных экономик и углубления международной производственной кооперации. Например, Филиппины, Малайзия, Сингапур увеличили долю продукции высоких технологий до 60 % в общей стоимости экспорта обработанных товаров, а в Таиланде и Южная Корее данный показатель превышает 30 %.
Многие развивающиеся страны продолжают серьезно зависеть от экспорта продукции добывающей промышленности (75 % вывоза стран Ближнего Востока) и сельского хозяйства (страны Латинской Америки и Африки).
Однако и среди развитых государств есть примеры высокой зависимости от сырьевого экспорта, что объясняется наличием у них естественных конкурентных преимуществ (60 % экспорта Норвегии — нефть и газ, 60 % вывоза Новой Зеландии и 2/3 Исландии — сельскохозяйственные товары).
Из стран переходной экономики наибольшие объемы внешнеторговых операций приходятся на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и: Россию, хотя в целом их доля в международной торговле продолжает оставаться незначительной (в 2003 г. — менее 4 %).
Cамoe скромное положение в системе международной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 государств мира, на долю которых приходится лишь 0,6 % мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами «золотого миллиарда» составляет 1:150, а продолжающаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса глобализации.
Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли, являются рынок машин и транспортного оборудования (с объемом экспортных поставок до 2,5 трлн долл.), рынок минерального топлива (более 400 млрд долл.), а также рынок черных и цветных металлов (около 350 млрд долл.).
Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во многом определяет материальное содержание процесса глобализации, называемого в современной литературе глобальным производством. В основе этого явления лежат устойчивые связи производственного кооперирования на базе средне- и долгосрочных контрактов в рамках внутриотраслевой специализации. Здесь в полной мере проявляются преимущества международного разделения труда и межстрановых перемещений факторов производства, включая движение огромных финансовых средств и инвестиций, использование передовых инноваций, информационных технологий, оригинальных предпринимательских решений. Именно в этой сфере, составляющей важный элемент развития всей мировой цивилизации, удерживают свои позиции промышленно развитые страны «золотого миллиарда» благодаря перекрестным внутриотраслевым связям, прибыльность которых является постоянной заботой транснациональных корпораций и транснациональных банков.
В международной торговле услугами, как и товарами, ведущее место принадлежит промышленно развитым странам, в первую очередь странам ЕС. Однако в последнее время доля этих стран в торговле услугами несколько снизилась из-за расширения поставок услуг филиалами ТНК в развивающихся странах. На страны Западной Европы сегодня приходится более 40 % экспорта и импорта услуг, на Северную Америку — более 20 % и примерно столько же на азиатские страны.
Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7 % мирового экспорта в 2003 г.), а также Франция, Германия (по 6 %). Крупнейшими импортерами выступают США (13 %), Германия (10 %), Япония (6 %). На долю России в 2003 г. пришлось около 0,9 % экспорта и 1,5 % импорта услуг в мире[2, c.227].
Определение места России в системе международной торговли весьма противоречиво. В настоящее время в стране активно протекают процессы либерализации внешнеэкономической деятельности.
В 2007 г. положение России в системе внешнеторговых связей значительно улучшилось. Ее внешнеторговый оборот составил 578 млрд долл.
Международная торговля товарами является старейшей и наиболее важной формой мeждyнapoдныx экономических отношений. К наиболее распространенным и традиционным организационным формам международной торговли относятся: междyнapoдныe товарные биржи, международная аукционная торговля, тендеры, а также междунapoдныe выстави и ярмарки.
Особое место в торговле занимают товарные биржи. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда при совпадении цен покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до общественности через прессу и каналы связи.
Существует несколько видов товарных бирж:
1. Открытые или доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.
2. Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками — брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.
3. 3акрытые, которые торгуют также реальным товаром, но на них продавцы и покупатели в данном случае не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем непосредственно контактировать друг с другом.
В настоящее время биржи peaльного товара сохранишь лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Их заменили фьючерсные биржи.
Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита, а также заинтересованность торговца скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими стимулами для нового типа биржевой торговли — фьючерсной.
Фьючерсные (срочные) биржи — биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть:
1. закрытые срочные биржи, где торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска и снижения, или, наоборот, роста в будущем;
2. открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов.
Фьючерская биржевая торговля — один из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.
Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике товаров, отрасли, назначения и т.п. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром. Чаще всего функционируют специализированные ярмарки, что позволяет потребителю сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о необходимых ему товарах. Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а напротив, возрастет, по мере развития и углубления международного разделения труда.
Организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна. Так, в Германии ярмарки, как правило, принадлежат государству или коммунам. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до 400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также интенсивное сотрудничество между тремя сторонами — устроителями, участниками и посетителями. В целом ярмарки в Германии занимают ведущее место в Европе. Одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших и самых динамичных торговых центров Европы[3, c.37 -40]. продолжение
--PAGE_BREAK--