--PAGE_BREAK--1.2. Механизм функционирования рынка
Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к выявлению закономерностей определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.
Как говорит Б.А. Райзберг[6], спрос в рыночных отношениях играет определяющую роль. В принципе спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Именно денежный фактор отличает спрос от обычной потребности покупателя.
Спрос формируют потребители, которые определяют структуру и объем покупаемых товаров по некоторой цене в течение определенного времени. Из этого видно, что сам спрос складывается под воздействием множества факторов. Одним из свойств спроса является тесная взаимосвязь между ценой и объемом спроса. При повышении цены спрос, как правило, снижается и, наоборот, при снижении цены спрос увеличивается при прочих равных условиях. Эта взаимосвязь определяется как проявление закона спроса.
Закон спроса имеет практическое значение для продавцов и покупателей, если его действие имеет количественную определенность, поскольку это влияет на обмен производства и величину возможных расходов потребителей.
Закон спроса имеет свое зеркальное отражение в законе предложения. Если закон спроса выражает реакцию покупателей на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики.
Как писал Б.А. Райзберг[7], предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам.
Известно, что существует прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара. Повышение цен стимулирует производителя в увеличении объема предлагаемого к продаже товара. Эта специфическая связь между величиной цены и объемом производства называется законом предложения. Интерес производителя к увеличению объема производства товаров по более высокой цене объясняется просто: каждая единица товара содержит определенную величину дохода от реализации этого товара. Поэтому, чем больше будет продано, тем большая величина дохода поступит в распоряжение производителя.
На рынке в повседневной практике можно наблюдать такую картину, когда недостаток или избыток предлагаемого товара влияет на увеличение или снижение цен.
Вариант первый. Предложение товаров превышает спрос покупателей. Такое относительное превышение может быть следствием излишнего производства товаров или необоснованного увеличения цен. Также подобная ситуация могла быть спровоцирована низкими доходами населения или другими обстоятельствами.
Вариант второй. Спрос превышает предложение. Такое состояние рынка свидетельствует о дефиците определенных товаров, что толкает покупателя искать приложения своим деньгам. Рынок реагирует на товарный дефицит ростом цен. Выходом из подобной ситуации может служить уменьшение денежных доходов населения, увеличение производства товаров, пользующихся повышенным спросом при более высоким уровнем цен.
Вариант третий. Равновесие спроса и предложения. Состояние соответствия между объемом, структурой спроса на товары и объемом, структурой их предложения может наступить в определенный момент времени. Этот момент времени характеризует равновесную цену.
Авторы Интернет-словаря Глоссарий.ru пишут: «Равновесная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить»[8].
Равновесная цена возникает в условиях свободной конкуренции и такая цена теоретически отрицает соответствие величины цены величине общественно необходимых затрат труда на производство соответствующего товара. Такое равновесие свидетельствует о стабильности производства и рынка, что обеспечивает наибольшую эффективность рыночной экономики.
Итак, теперь мы знаем, что рынок функционирует благодаря законам спроса и предложения, которые приводят рынок в равновесное состояние. В условиях рыночного равновесия экономика более эффективна, ресурсы используются рационально, а потребности удовлетворяются оптимально.
2. СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В этой главе будут исследованы субъекты рыночных отношений: государстве, домохозяйстве и фирме. В первую очередь, мы рассмотри государство как активный субъект рыночных отношений, его экономическую роль в современных условиях. Также дадим понятие предпринимательству, проникающему во все сферы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, информатику. Выясним роль домашних хозяйств.
2.1. Государство как субъект рыночных отношений
В данном параграфе мы рассмотрим роль государства в экономической жизни общества, его функции и характеристики.
Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки. Функция государства как ведущего субъекта экономической политики заключается в том, чтобы оно — на основании своей власти — могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.
По мнению авторов сайта Studentnet.ru[9], государство как рыночный субъект характеризуется тремя признаками.
1. Регулирующий субъект. Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории.
2. Внерыночное происхождение государственного дохода. «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляются расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость состоит в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, так как их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.
3. Императивный статус государства. Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов. Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер. Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи».
Как говорит Камаев В.Д.[10], государство призвано выполнять, прежде всего, свою главную функцию – быть организатором всех социальных и экономических отношений. Конечно, определенные общественные потребности могут быть реализованы негосударственными гражданскими объединениями и иными структурами, но такая возможность весьма ограничена и не может носить всеобъемлющий характер на государственном уровне. Но кроме этой главной функции государство само является активным субъектом рынка, то есть выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, госзаказов, контрактов и др. Государство выступает продавцом и покупателем разнообразных объектов, являясь при этом собственником средств, прежде всего движимого и недвижимого имущества.
Государственная собственность проявилась со времени зарождения самого государства. В разных странах имеются различные виды государственной собственности, которые отличаются по историческому происхождению, источникам формирования, способам огосударствления, характеру управления, правовому статусу, роли в экономике. В России после 1917г. государственная собственность была законно закреплена советской властью и получила статус общенародной.
В своей основе государственная собственность является формой общественной собственности. Общенародный характер государственная собственность принимает не потому, что она принадлежит всем, а потому, что она призвана использоваться в интересах всего общества и под его контролем. Состоит она в основном из объектов и предприятий, созданных многими поколениями народов и данной территориальной общностью людей, за счет доходов от продажи и хозяйственного использования общественных природных ресурсов, имущества государственных предприятий и хозяйственных организаций, за счет обязательных и добровольных платежей населения и субъектов.
Средства производства и ресурсы, принадлежащие государству, используются для реализации общегосударственных интересов. Но в настоящее время, в условиях свободы предпринимательства, в том числе государственного, место, роль и функции государственной собственности требуют критического пересмотра.
Поскольку государственное имущество и его использование может реализовывать не только государственные интересы, чрезвычайно важно обеспечение таких условий, когда макроэкономическая система, включая встроенные в нее институты государственного регулирования, функционирует строго в общенациональных интересах. Важным направлением в условиях предпринимательства должно быть и повышение ответственности хозяйствующих субъектов за наиболее эффективное решение вопросов распоряжения, владения и пользования конкретными объектами собственности.
Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений собственности, институциональных преобразований, достижении сбалансированности между экономической и социальной справедливостью и так далее. Государство, тем самым, выполняет ряд предназначенных ему функций: регулирующей, перераспределительной, контрольной и социальной. Регулирующая функция, обусловлена тем, что государство реализует экономическую политику через институциональную систему, государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора. Для реализации перераспределительной функции решающую роль играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Механизмами этой функции служат государственные системы. Контрольная функция государства проявляется в том, что оно через органы государственного контроля и другие институциональные системы обеспечивает контроль текущих и прогнозируемых программ и проектов, определяет условия предпринимательской деятельности, задает параметры экономического роста и т.д. Механизмами реализации этой функции является система показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений, льгот, выбор приоритетов экономического развития общества. И последняя, социальная функция, заключается в поддержании социальной справедливости и определенного уровня общественного благосостояния. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства, а механизмом реализации служат различные социальные и экономические программы на всех уровнях.
Законодательно государство устанавливает общие нормы и правила хозяйствования, формирует организационно-функциональный механизм регулирования экономики, выполняет определенные полномочия, предполагающие принятие и осуществление решений по хозяйственным вопросам, управляет общественной собственностью и общественным сектором.
В экономических отношениях, представляющих собой фактическое распоряжение и использование благ в интересах определенного субъекта, государство в определенных условиях и является таким субъектом. В этой роли оно выступает в отношениях присвоения, распоряжения и контроля относительно имущества, которое принято называть государственной собственностью.
С позиции права субъектами государственной собственности не могут непосредственно являться конкретные физические лица. В этом состоит основная и характерная черта государственной собственности любого уровня. Субъектами ее присвоения признаются государственные (либо муниципальные) органы, а народ, выступающий в целом как собственник частей национального богатства страны, делегирует представительным и исполнительным органам государственной власти соответствующего уровня функции по управлению данной собственностью.
Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлющее, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.
В.Д. Камаев[11] пишет: «Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи».
Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов.
Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним В.Д. Камаев[12] относит:
1.законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;
2.защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;
3.гарантия приоритетных личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
4.использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;
5.осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;
6.поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.
Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления (общественный транспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживание таких крупных инфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.)
Как пишет А.И. Попов[13], общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
• при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);
• государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию, государственных предприятий над частными;
• государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
• государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективней, чем в более «рыночную» форму оно облачено;
• особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (экспортно-импортные операции международная специализация производства, валютные отношения).
Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно-регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики, по словам А.И. Попова[14], преследует три цели:
• минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
• создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
Таким образом, найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой не найдено. Для каждых конкретных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Домохозяйство как субъект рыночной экономики
В данном параграфе мы проведем исследование роли домашних хозяйств в рыночной экономике. Мы рассмотрим функции домохозяйства и его характеристики.
Для построения рассуждений в данном разделе работы нами были использованы данные по монографии «Рыночная экономика домашнего хозяйства(России)» Г. П. Журавлевой[15].
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
Домашнее хозяйство, в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство воспроизводство “человеческого капитала”.
Семья – это, как правило, осознанно организованная на основе родственных связей и общности быта малая группа людей, жизненная деятельность которых направлена на реализацию социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.
В любом известном обществе семья всегда оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг.
Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений.
Семья вовлечена в производство товаров и услуг, разделяемых между всеми ее членами. Эти вещи доступны в одинаковом количестве и качестве всем. Общие товары могут не соответствовать полностью вкусам ни одного из индивидов, но это товары, которые все согласны купить. В таких случаях, а их множество, индивиду приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющем его предпочтения.
Экономическая роль семьи в рыночных отношениях чрезвычайно сложна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие.
Домохозяйства снабжают рыночную экономику факторами производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности), поставляют их на рынок ресурсов и полученные за них деньги (денежный доход) используют с целью приобретения товаров и услуг (потребительские расходы) для удовлетворения своих потребностей. Семья в данной схеме находится в центре рыночной экономики, определяет в той или иной степени функционирование домохозяйств и фирм, рынков ресурсов, товаров и услуг. Включаясь в круговорот рыночной экономики, семья выполняет самые разные функции.
В условиях рыночной экономики главную целевую функцию домохозяйства можно определить как максимизацию благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения. Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причем при покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег. В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь «делать карьеру». Досуг при этом воспринимается, прежде всего, как способ «набраться сил» для работы, а не как самоцель.
Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве создаются услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи.
К немаловажным функциям семьи Г.П. Журавлева[16] относит:
1. Организация семейного бизнеса,
2. Индивидуальная деятельность семьи,
3. Корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве и т.д.
Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности — на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности: на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.
Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на пели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Таким образом, домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которых зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Став крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими предприятиями и государством, домашние хозяйства участвуют во всех микро- и макрорегулирующих процессах.
2.3. Фирма в системе рыночных отношений
В данном параграфе мы рассмотрим такие понятия как «фирма», «предпринимательство», определимся с целями фирмы, ее видами.
В современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности людей. Термины «фирма» и «предприятие» тождественны, однако особенность заключается в том, что фирма может состоять из нескольких предприятий. В этой связи можно дать следующее определение: фирма — это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Как пишет В.Д. Камаев[17], достижение этой цели возможно посредством реализации набора целевых установок тактического и стратегического характера:
• увеличение объема продаж;
• достижение более высоких темпов роста;
• увеличение доли рынка;
• увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
• увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
• увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
• изменение структуры капитала.
Как пишет В.Д. Камаев[18], поведенческие теории фирмы исходят из того, что фирма одновременно преследует совокупность целей (интересов), таких как:
1) интересы рабочих, стремящихся к высокой оплате труда, хорошим условиям труда, технологической безопасности, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.;
2) интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов и так далее;
3) интересы акционеров, желающих получить максимально высокие дивиденды;
4) интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, укрепить конкурентные позиции фирмы на рынке.
В рыночной экономике фирмы образуют сектор коммерчёских организаций или предпринимательский сектор. Предприниматель — это менеджер-новатор, который ведет собственное дело, как индивидуальное, так и коллективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.
продолжение
--PAGE_BREAK--