Реферат по предмету "Экономика"


Сущность ценовой политики

Курсовая работа
по курсу «Финансовый менеджмент»
тема: «Сущность ценовой политики»

Введение
Целькурсовой работы – углубление и закрепление теоретических знаний, полученных впроцессе изучения курса «Финансовый менеджмент», путем усвоения методов оценкифинансового состояния предприятия. А также получение теоретических знаний ипрактических навыков по анализу финансового состояния, оценки их финансовойустойчивости, ликвидности, платежеспособности и поиска путей укрепления финансовойстабильности.
Длядостижения поставленных целей были поставлены и решены такие задачи: проведенанализ имущественного состояния предприятия, финансовой устойчивостипредприятия, ликвидности и платежеспособности предприятия, финансовыхрезультатов и рентабельности, деловой активности предприятия, дебиторской икредиторской задолженности.
Основнойцелью деятельности любого предприятия является максимизация прибыли.Возможности ее получения ограничены издержками производства и спросом напродукцию. Издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью ивключаются в стоимость продукта.
Себестоимость– это один из ключевых показателей работы предприятия, который используется дляопределения потребности в оборотных средствах, планировании прибыли, дляопределения экономической эффективности отдельных организационно-техническихмероприятий и производства в целом, для внутрипроизводственного планирования иформирования цен.
Под управлениемсебестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов,влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции,объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырьеи т.д. Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятием функций планирования,контроля и принятия решений.

1. Анализимущественного состояния предприятия
Анализимущественного состояния предприятия характеризуется составом, размещением,структурой и динамикой активов (имущества) и пассивов (собственного капитала иобязательств). Экономические ресурсы обеспечиваются обязательствами и капиталомсобственника:
Активы =Обязательства + Собственный капитал
ликвидностьплатежеспособность задолженность финансовый
Приведенноесоотношение известно как основное балансовое равенство. Элементы баланса,непосредственно связанные с анализом имущественного состояния предприятия иизменений в нем, это: активы, собственный капитал, обязательства.
Анализимущественного состояния предприятия проводится с помощью сокращенногоаналитического баланса (табл. 1.1, 1.2), который составляется при помощиисходного баланса путем объединения в отдельные группы однородных по своемусоставу и экономическому смыслу статей.
Анализсокращенного аналитического баланса делится на горизонтальный и вертикальный. Втабл. 1.1 и 1.2 графы 3, 5, 7, 9 относятся к горизонтальному, а графы 4, 6, 8 –к вертикальному анализу баланса. Горизонтальный анализ определяет абсолютные иотносительные изменения размера отдельных видов активов и пассивов за отчетныйпериод, а также в динамике за ряд годов. Вертикальный анализ предусматриваетизучение структуры актива и пассива баланса. Преимуществом вертикальногоанализа является возможность сопоставления структурных показателей разных поразмеру капитала предприятий аналогичного направления деятельности.

Таблица 1.1– Анализ имущества предприятия (на конец года)Виды активов (имущества) Порядок расчета по данным баланса (строки) 2008 г. (прошедший) 2009 г. (отчетный) Изменения сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. удельного веса в % к 2008 г 1 2 3 4 5 6 7=5–3 8=6–4 9=7/3*100 Имущества, всего 280 15947 100 18284 100 2337 0,00 14,65 1. Необоротные активы 80 9925 62,24 10644 58,21 719 -4,02 7,24 1.1 Основные средства 30 5843 36,64 7315 40,01 1472 3,37 25,19 2. Оборотные активы 260 6022 37,76 7640 41,79 1618 4,02 26,87 2.1 Оборотные производственные фонды сумма 100…120 4961 31,11 6367 34,82 1406 3,71 28,34 2.1.1 Производственные запасы 100 4303 26,98 5811 31,78 1508 4,80 35,05 2.2 Фонды обращения сумма 130…250 (без 161,162) 1061 6,65 1273 6,96 212 0,31 19,98 2.2.1 Готовая продукция и товары 130+140 177 1,11 341 1,87 164 0,76 92,66 2.2.2 Текущая дебиторская задолженность сумма 150…210 (без 161,162) 162 1,02 277 1,51 115 0,50 70,99 2.2.3 Денежные средства и текущие финансовые инвестиции сумма 220…240 677 4,25 655 3,58 -22 -0,66 -3,25 2.2.4 Прочие оборотные активы 250 45 0,2821847 -45 -0,2821847 -100 3. Расходы будущих периодов 270

Таблица 1.2– Анализ капитала предприятия (на конец года)Виды пассивов (капитала) Порядок расчета по данным баланса (строки) 2008 г. (прошедший) 2009 г. (отчетный) Изменения сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. удельного веса в % к 2008 г 1 2 3 4 5 6 7=5–3 8=6–4 9=7/3*100 Капитал, всего 640 15947 100 18284 100 2337 0,00 14,65 1. Собственный капитал 380 10480 65,72 11327 61,95 847 -3,77 8,08 1.1 Уставной капитал 300 6319 39,63 7988 43,69 1669 4,06 26,41 2. Обязательства 430+480+620 5467 34,28 6957 38,05 1490 3,77 27,25 2.1 Обеспечение будущих расходов и платежей 430 2.2 Долгосрочные обязательства 480 2360 14,80 3941 21,55 1581 6,76 66,99 2.3 Текущие обязательства 620 3107 19,48 3016 16,50 -91 -2,99 -2,93 2.3.1 Кредиторская задолженность сумма 520…600 1232 7,73 1194 6,53 -38 -1,20 -3,08 3. Доходы будущих периодов 630
Анализструктуры актива и пассива баланса дополняется системой структурных показателей(табл. 1.3), которые определяются по данным таблиц 1.1, 1.2.
Таблица 1.3– Показатели структуры актива и пассива баланса предприятия (на конец года), %Показатели Года Изменения 2008 2009 1 2 3 4=3–2 Структура актива (удельный вес): * необоротных активов в имуществе 62,24 58,21 -4,02 * оборотных активов в имуществе 37,76 41,79 4,02 *оборотных производственных фондов в оборотных активах 82,38 83,34 0,96 * фондов обращения в оборотных активах 17,62 16,66 -0,96 * текущей дебиторской задолженности в имуществе 1,02 1,51 0,50 * текущей дебиторской задолженности в оборотных активах 2,69 3,63 0,94 * денежных средств и текущих финансовых инвестиций в имуществе 4,25 3,58 -0,66 * денежных средств и текущих финансовых инвестиций в оборотных активах 11,24 8,57 -2,67 Структура пассива (удельный вес): * собственного капитала в общем капитале 65,72 61,95 -3,77 * обязательств в общем капитале 34,28 38,05 3,77 * долгосрочных обязательств в обязательствах 43,17 56,65 13,48 * текущих обязательств в обязательствах 56,83 43,35 -13,48 * кредиторской задолженности в общем капитале 7,73 6,53 -1,20 * кредиторской задолженности в обязательствах 22,54 17,16 -5,37
Кроме того,для оценки имущественного состояния предприятия, с точки зрения характеристикисостояния и движения основных средств используются такие показатели:
1. Коэффициент износа основных средств, %:
/> (1.1)
2. Коэффициент годности основных средств, %:
100 –коэффициент износа основных средств. (1.2)
Приведенныепоказатели могут рассчитываться на начало и конец года и в среднем за год.
Показателисостояния и движения основных средств приведены в таблице 1.4.
Таблица 1.4– Показатели оценки имущественного состояния предприятия, %Показатели Года Изменения 2007 2008 1 2 3 4=3–2 Коэффициент износа основных средств 5,15 5,95 0,81 Коэффициент годности основных средств 94,85 94,05 -0,81
Такимобразом, можно отметить следующие негативные изменения в имущественномсостоянии предприятия:
1) уменьшилась общая стоимость активов;
2) снизился абсолютный размер собственного капитала, а также егоудельный вес в структуре пассивов;
3) появилась краткосрочная задолженность банку не погашенная в срок;
4) увеличился коэффициент износа основных средств (снизилсякоэффициент годности), что свидетельствует об ухудшении функциональногосостояния основных средств.
2. Анализфинансовой устойчивости предприятия
Сущностьфинансовой стойкости определяется эффективным формированием, распределением ииспользованием финансовых ресурсов. Финансовая стойкость – это критерийнадежности партнера. Ее оценка позволяет внешним субъектам анализа определитьфинансовые возможности предприятия в долгосрочной перспективе. Финансовая стойкостьпредставляет собой комплексное покрытие, которое формируется в процессе всейпроизводственно-хозяйственной деятельности под влиянием разныхфинансово-экономических процессов, является главным компонентом общейэкономической стойкости предприятия.
Такимобразом, финансовую стойкость можно определить как такое состояние финансовыхресурсов предприятия, их распределение и использования, при которомпредприятие, свободно маневрируя средствами, способно обеспечить беспрерывныйэффективный процесс производства и реализации продукции, его расширение иобновление, развитие других сфер деятельности на основе роста прибыли и активовпри сохранении плато – и кредитоспособности в условиях допустимого уровняриска. Финансово стойким является такой хозяйствующий субъект, который за счетсобственных финансовых ресурсов покрывает средства, вложенные в активы, недопускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности ирассчитывается своевременно по своим финансовым обязательствам.
Финансовуюстойкость предприятия характеризует, прежде всего, соотношение междусобственным капиталом и обязательствами. Чем больший удельный вес в структурепассивов занимает заемный капитал, тем выше риск кредиторов и ниже вероятностьвозвращения долгов в случае банкротства предприятия-должника. Однакосоотношение между собственным капиталом и обязательствами разрешает дать лишьобщую оценку финансовой стойкости предприятия. Поэтому в мировой иотечественной финансово-аналитический практике разработана система финансовыхкоэффициентов, которые отражают разные аспекты состояния активов и пассивовпредприятия. По смыслу их можно поделить на три группы:
1. Показатели структуры капитала –характеризуют соотношение между статьями и разделами пассива баланса:коэффициент автономии (другие названия: коэффициент независимости, коэффициентконцентрации собственного капитала); коэффициент концентрации привлеченногокапитала; коэффициент финансирования (коэффициент финансовой стабильности);коэффициент финансового риска (коэффициент соотношения заемных и собственныхсредств); коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств; коэффициентструктуры привлеченного капитала.
2.Показатели состояния оборотных активов – характеризуют соотношение междустатьями и разделами актива и пассива баланса: коэффициент маневренностисобственного капитала; коэффициент обеспеченности оборотных средств;коэффициент обеспеченности запасов; коэффициент маневренности собственныхоборотных средств (коэффициент маневренности функционального капитала).
3. Показатели состояния основного капитала– характеризуют соотношение между статьями и разделами актива баланса:коэффициент реальной стоимости имущества; коэффициент реальной стоимостиосновных средств в имуществе; коэффициент накопления амортизации (коэффициентизноса основных средств и нематериальных активов); коэффициент соотношенияоборотных и необоротных активов.
Коэффициентавтономии показывает удельный вес собственного капитала в общей сумме средств,инвестированных в деятельность предприятия. Считается, что при условии егозначения ≥ 0,5 (или ≥ 50%), риск кредиторов (банков, инвесторов,поставщиков) есть минимальным, поскольку в этом случае обязательствапредприятия могут быть выполнены за счет собственных средств. Чем вышекоэффициент автономии, тем более финансово стойким и независимым от кредиторовесть предприятие.
Коэффициентконцентрации привлеченного капитала характеризует удельный вес обязательств вобщей величине пассивов предприятия и отражает уровень его финансовойзависимости.
Коэффициентфинансирования показывает, сколько приходится собственного капитала на 1 грн.обязательств, а коэффициент финансового риска, наоборот – сколько заемныхсредств предприятие использовало на 1 грн. вложенного в имущество собственногокапитала.
Приведенныечетыре показателя являются взаимодополняющими, т.е. если по результатамрасчетов одного из них формулируется вывод относительно финансовой стойкости(или нестойкости) предприятия, то такой же вывод будет и за другимикоэффициентами.
Коэффициентдолгосрочного привлечения заемных средств характеризует структуру капитала.Рост этого показателя – отрицательная тенденция, которая означает, чтопредприятие начинает все сильнее зависеть от внешних инвесторов.
Коэффициентструктуры привлеченного капитала отражает возможности предприятия относительнопривлечения долгосрочных обязательств.
Коэффициент маневренности собственногокапитала показывает, какая часть собственного капитала используется дляфинансирования текущей деятельности, т.е. которая вложена в оборотные средства,а которую капитализировано.
Коэффициентобеспеченности оборотных средств отражает удельный вес оборотных активов,которые сформированы за счет собственных средств. Наличие в достаточном объемесобственных оборотных средств (не меньше 10% от общей величины оборотныхактивов) означает способность предприятия самостоятельно финансировать своютекущую деятельность.
Коэффициентобеспеченности запасов характеризует уровень достаточности собственныхоборотных средств для формирования запасов предприятия.
Коэффициентманевренности собственных оборотных средств показывает удельный вес денежныхсредств в общей величине собственных оборотных средств.
При условииотсутствия у предприятия собственных оборотных средств коэффициентыманевренности собственного капитала, обеспеченности оборотных средств,обеспеченности запасов равняются нулю, а коэффициент маневренности собственныхоборотных средств – не определяется.
Коэффициентреальной стоимости имущества определяет, какой удельный вес в имуществезанимают основные средства и оборотные производственные фонды. Похожеесодержание имеет коэффициент реальной стоимости основных средств в имуществе.
Коэффициентнакопления амортизации характеризует функциональное состояние необоротныхактивов предприятия.
Коэффициентсоотношения оборотных и необоротных активов указывает на уровень обеспеченностинеоборотных активов оборотными средствами. Исходя из того, что финансоваястабильность предприятия достигается в случае, когда обязательствагарантировано покрываются оборотными активами, признаком такой стабильностиесть выполнения следующего условия:
Коэффициент соотношенияоборотных и необратимых активов > Коэффициента финансового риска.
Анализ показателей оценкифинансовой устойчивости предприятия проводится по данным таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Анализфинансовой стойкости предприятия (на конец года)Показатели Нормативное значение Порядок расчета Года Изменения 2008 2009 Потакатели структуры капитала 1. Коэффициент автономии ≥ 0,5 380/640 0,66 0,62 -0,04 2. Коэффициент концентрации привлеченного капитала Анализируяполученные данные, следует отметить:
1) показатели структуры капитала соответствуют нормативным значениям,хотя коэффициенты автономии и финансирования снижаются. Коэффициентдолгосрочного привлечения заемных средств увеличивается, коэффициент структурыпривлеченных средств также увеличивается, это свидетельствует о нормальнойтенденции в развитии предприятия.
2) показатели состояния оборотных средств соответствуют нормативнымзначениям лишь частично. Коэффициенты маневренности собственного капиталаувеличивается, а оборотных средств уменьшается, это говорит о том, чтопредприятие не обладает необходимым количеством необоротных активов
3) показатели состояния основного капитала: коэффициент реальнойстоимости имущества увеличивается – предприятие наращивает производственныйпотенциал; коэффициент накопления амортизации увеличивается – ухудшаетсясостояние необоротных активов предприятия; коэффициент соотношения оборотных инеоборотных активов увеличивается – растет уровень обеспеченности необоротныхактивов оборотными средствами, этот показатель больше коэффициента финансовогориска.
Абсолютныезначения и тенденции изменения финансовых коэффициентов имеют, как правило,разноплановое объяснение. То есть, если по одному показателю предприятиесчитается финансово устойчивым, то по другим – наоборот. С целью определенияодного из четырех типов финансовой стойкости предприятия используется методика,которая базируется на расчетах системы показателей обеспеченности запасовисточниками их формирования (табл. 2.2).
Таблица 2.2– Определение и анализ финансовой стойкости предприятия (на конец года), тыс.грн.Показатели Года Изменения 2008 2009 1 2 3 4 1. Собственные оборотные средства 555 683 128 2. Долгосрочные обязательства 2360 3941 1581 3. Краткосрочные кредиты банков 1287 993 -294 4. Запасы 5138 6708 1570 5. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных обязательств для формирования запасов (1+2) 2915 4624 1709 6. Наличие собственных оборотных средств, долгосрочных обязательств и краткосрочных кредитов банков для формирования запасов (1+2+3) 4202 5617 1415 7. Излишек или недостача собственных оборотных средств для формирования запасов (1–4) -4583 -6025 -1442 8. Излишек или недостача собственных оборотных средств и долгосрочных обязательств для формирования запасов (5–4) -2223 -2084 139 9. Излишек или недостача собственных оборотных средств, долгосрочных обязательств и краткосрочных кредитов банков для формирования запасов (6–4) -936 -1091 -155 10. Тип финансовой стойкости кризисное финансовое состояние 11. Коэффициент обеспеченности запасов соответствующими источниками формирования (1 или 5 или 6 / 4) 0,82 0,84 0,02 12. Излишек или недостаток соответствующих источников формирования на 1 грн. Запасов (7 или 8 или 9 – 4) -6074 -7799 -1725
Вывод:предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, поскольку запасыпредприятия не могут быть обеспеченны источниками их формирования. Такимобразом, предприятие пребывает на гране банкротства. Коэффициент обеспеченностизапасов соответствующими источниками формирования в обоих годах меньше нуля,причем этот показатель уменьшается. Недостаток источников формирования на 1грн. также увеличивается.
В анализефинансовой стойкости предприятия определяются также показатели порогарентабельности и запаса финансовой стойкости (табл. 2.3).
Таблица 2.3– Расчет порога рентабельности и запаса финансовой стойкости предприятияПоказатели Года Отклонение 2008 2009 абсолютное относительное, % 1 2 3 4=3–2 5=4/2*100 1. Чистый доход (выторг) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), тыс. грн. 9898,43 11034,07 1135,64 11,47 2. Переменные затраты, тыс. грн. 7178,89 6842,44 -336,45 -4,69 3. Постоянные затраты, тыс. грн. 203 1401,46 1198,46 590,37 4. Прибыль (убыток) от операционной деятельности, тыс. грн. 3648,33 4224,87 576,54 15,80 5. Маржинальный доход, тыс. грн. (3+4) 3851,33 5626,33 1775,00 46,09 6. Удельный вес (коэффициент) маржинальной прибыли в чистом доходе (выручке) (5/1) 0,39 0,51 0,12 31,05 7. Порог рентабельности, тыс. грн. (3/6) 521,74 2748,47 2226,73 426,79 8. В% к чистому доходу (выторгу) (7/1*100) 5,27 24,91 19,64 372,57 9. Запас финансовой стойкости, % (1–7)/1*100) 94,73 75,09 -19,64 -20,73
Вывод:предприятие достигает порога рентабельности, хотя этот показатель увеличился(свидетельствует о положительной тенденции в деятельности предприятия), а запасфинансовой стойкости уменьшился на 19,64%.
3. Анализликвидности и платежеспособности предприятия
Ликвидность предприятия – это егоспособность быстро продать активы и получить деньги для оплаты своихобязательств. Другими словами, ликвидность характеризуется способностьюпредприятия быстро погасить свои финансовые обязательства. Ликвидностьопределяется соотношением величины ликвидных средств, которые могут бытьиспользованы для погашения долгов, и величины обязательств. По своему смыслуликвидность предприятия означает ликвидность его баланса.
Подликвидностью баланса понимают степень покрытия платежных обязательствпредприятия его активами (платежными средствами), срок превращения которых вденежные средства отвечает сроку погашения обязательств. Чем меньшепродолжительность периода, на протяжении которого данный вид активовтрансформируется в денежные средства, тем выше уровень его ликвидности. Анализликвидности баланса осуществляется путем сравнения платежных средств в активе,которые сгруппированы по уровню ликвидности, с платежными обязательствами впассиве, которые сгруппированы по срокам погашения.
По признакууровня ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, оборотныеактивы делятся на 4 группы (табл. 3.1).
Л1. Наиболее ликвидные активы. К нимотносятся все статьи денежных средств предприятия и текущие финансовыеинвестиции. Данная группа рассчитывается таким образом.
Л1 = стр. 220 + стр. 230 + стр. 240. (3.1)
Л2. Быстро реализуемые активы. К этой группе активов относятсяактивы, для перевода которых в денежную форму нужное более продолжительноевремя: готовая продукция, товары, дебиторская задолженность, векселяполученные. Ликвидность этих активов зависит от ряда субъективных и объективныхфакторов: своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов,скорости документооборота в банках, от спроса на продукцию и ееконкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов. Этагруппа рассчитывается так:
Л2 = стр. 130 + стр. 140 + стр. 150+ стр. 160 + стр. 170 + стр. 180 + стр. 190 + + стр. 200+стр. 210. (3.2)
ЛЗ. Медленно реализуемые активы. Намного больший срок понадобитсядля преобразования производственных запасов и расходов в незавершенномпроизводстве в готовую продукцию, а потом в денежные средства. Кроме того, кэтой группе активов относятся расходы будущих периодов, а также оборотныеактивы, которые не вошли в первый две группы. Расчет этого показателяпроводится таким образом:

ЛЗ = стр. 100 + стр. 110 + стр. 120 + стр. 250+ стр. 270. (3.3)
Л4. Тяжело реализуемые активы. К этой группе относятся необоротныеактивы предприятия, стоимость которых была отражена в первом разделе активабаланса:
Л4 = А1=стр. 080. (3.4)
По данным баланса обязательства предприятия группируютсясоответственно предвиденным срокам погашения. Группирование проводитсясоответственно общепризнанным представлениям о срочности погашения того илидругого вида обязательства.
Используя этот критерий, обязательства предприятия можносгруппировать таким образом:
П1. Наиболее срочные обязательства. К ним принято относитькредиторскую задолженность по приобретенным товарам, роботам, услугам:
П1 = стр. 530. (3.5)
П2. Краткосрочные пассивы. К этой группе относятся краткосрочныезаемные средства, текущие обязательства по расчетам и другие текущиеобязательства. Кроме того, сюда следует отнести также часть пассивов,приведенных в разделе втором пассива баланса «Обеспечение будущих расходов иплатежей», в части сумм, которые планируются к выплате на протяжении 12месяцев, начиная с момента составления баланса, или на протяжении одногооперационного цикла, если он превышает 12 месяцев. Такое же ограничениеотносится и к разделу пятому пассива баланса «Доходы будущих платежей». Другимисловами, в эту группу относятся статьи четвертого раздела пассива баланса завычитанием кредиторской задолженности за товары, работы, услуги и статьивторого и пятого разделов пассива баланса с учетом обусловленных вышеограничений. Формула определения суммы таких пассивов имеет следующий вид:
П2 = стр. 620 – стр. 530 + стр. 430 + стр. 630,(3.6)
или
П2 = стр. 640 – стр. 380 – стр. 480 – стр. 530. (3.7)
П3. Долгосрочные пассивы. Эта группа пассивов была представленадолгосрочными обязательствами предприятия, отраженными в третьем разделепассива баланса, а также статьями второго и пятого разделов пассива баланса, неотнесенными ко второй группе:
П3= стр. 480 + стр. 430 + стр. 630. (3.8)
П4. Постоянные (стойкие) пассивы – это статьи первого разделапассива баланса:
П4 = стр. 380. (3.9)
Для определения ликвидности баланса необходимо сопоставить итогиприведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным,если придерживается следующее равенство:
/>                                           (3.10)
Если выполняются первые три неравенства в этой системе, то этовлечет выполнение и четвертого неравенства. Поэтому важно сопоставить итогипервых трех групп по активу и пассиву. Другими словами, при расчете оценкиликвидности баланса учитываются оборотные активы предприятия и привлеченныеисточники финансирования.
В случае если одно или несколько неравенств системы имеютпротивоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидностьбаланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.
При этом теоретически недостаток средств по одной группе активовкомпенсируется их излишком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной жеситуации менее ликвидные активы не могут заместить в полной степени более ликвидные.
Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву, т.е. Л1 иП1, отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение второйгруппы по активу и пассиву (Л2 и П2) показывает тенденцию увеличения илиуменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем.
Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей и четвертойгрупп отражает соотношение платежей и поступлении в относительно отдаленномбудущем.
Анализ ликвидности предприятия проводится по данным таблицы 3.1.
Итак, скатегорией ликвидности тесно связанно понятие платежеспособности, котороехарактеризует способность предприятия своевременно и полностью выполнить своиплатежные обязательства, которые вытекают из кредитных и других операцийденежного характера, которые имеют определенные сроки уплаты.
Платежеспособностьозначает наличие у предприятия финансовых возможностей для регулярного исвоевременного погашения своих долговых обязательств.

Таблица 3.1– Анализ ликвидности предприятия (на конец года), тыс. грн.Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года Платежный остаток или недостача 1 2 3 4 5 6 7=2–5 8=3–6 1. Наиболее ликвидные активы (Л1) 677,00 655,00 1. Наиболее срочные обязательства (П1) 1232 1194 -555,00 -539,00 2. Активы, которые быстро реализуются (Л2) 339 618 2. Краткосрочные пассивы (П2) 1875 1822 -1536,00 -1204,00 3. Активы, которые медленно реализуются (Л3) 5006 6367 3. Долгосрочные пассивы (П3) 2360 3941 2646,00 2426,00 4. Активы, которые тяжело реализуются (Л4) 9925 10644 4. Постоянные пассивы (П4) 10480 11327 -555,00 -683,00
Для оценкиплатежеспособности предприятия в широком понимании используется системапоказателей, которые имеют название коэффициентов ликвидности(платежеспособности). Экономическое содержание, нормативные значения и порядокрасчета показателей оценки платежеспособности предприятия приведено в табл.3.2.
Коэффициентабсолютной ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств предприятиеимеет возможность немедленно погасить высоколиквидными оборотными активами(денежными средствами и текущими финансовыми инвестициями). Этот показательявляется наиболее жестким критерием ликвидности предприятия.
Промежуточныйкоэффициент покрытия (другое название: уточненный коэффициент ликвидности)показывает, какую часть текущих обязательств предприятие может погасить,используя рядом с высоколиквидными активами дебиторскую задолженность. Этотпоказатель характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период,который равняется средней продолжительности одного оборота дебиторскойзадолженности при условии своевременного ее погашения.
Общий коэффициент покрытия (общийкоэффициент ликвидности) – это наиболее обобщающий показательплатежеспособности, который определяется отношением всех оборотных активовпредприятия к сумме текущих обязательств. Характеризует платежные возможностипредприятия на период, который равняется средней продолжительности одногооборота всех оборотных средств, при условии своевременных расчетов сдебиторами, реализации готовой продукции и, в случае потребности, оборотныхпроизводственных фондов. Общий коэффициент покрытия показывает, сколько единицоборотных активов приходится на каждую единицу текущих обязательств. Когда онстановится меньшим за 1,0, структура баланса считается неудовлетворительной, апредприятие – неплатежеспособным.
Приведенныепоказатели ликвидности дают соответствующую характеристику уровняплатежеспособности предприятия при последовательном включении в расчеты разныхгрупп платежных средств. Кроме того, каждый показатель удовлетворяет интересыопределенных пользователей аналитической информации. Так, для поставщиковматериальных и товарно-материальных ценностей наибольший интерес имееткоэффициент абсолютной ликвидности. Банки особое внимание уделяютпромежуточному коэффициенту покрытия. Акционеры предприятия оценивают егофинансовое состояние преимущественно за помощью общего коэффициента покрытия.
Коэффициентобщей платежеспособности показывает кратность превышения стоимости имуществанад суммой долгосрочных и текущих обязательств. Расчет этого показателяпроводится в условиях значительного ухудшения финансового состоянияпредприятия, вплоть до его банкротства.
Повышение (снижение) показателейплатежеспособности свидетельствует об улучшении (ухудшение) финансовоесостояние предприятия. Сравнение же фактических значений показателей снормативными уровнями разрешает сформулировать вывод о стойком, неустойчивомили кризисном финансовом состоянии предприятия.
Анализпоказателей оценки платежеспособности предприятий проводится за данными табл.3.3.
Таблица 3.3– Анализ платежеспособности предприятия (на конец года)Показатели Года Отклонение 2008 2009 абсолютное относительное, % Коэффициент абсолютной ликвидности 0,22 0,22 0,00 -0,03 Промежуточный коэффициент покрытия 0,26 0,29 0,03 10,43 Общий коэффициент покрытия 1,94 2,53 0,59 30,70 Коэффициент общей платежеспособности 2,92 2,63 -0,29 -9,90
В узкомпонимании платежеспособность означает способность предприятия рассчитаться скредиторами немедленно, в день наступления срока платежей, т.е. речь идет опостоянном наличии у него в необходимых размерах платежных средств, илиактивов, которые могут быть немедленно преобразованы в платежные средства.Считается, что у предприятия на счетах должен быть остаток денежных средств, которыйравняется разности между кредиторской задолженностью всех видов, сроки уплатыкоторой наступают на протяжении определенного ближайшего периода, и текущейдебиторской задолженностью в пользу предприятия, платежи по которой ожидаются вэтот же период. Отношение суммы денежных средств к разности между кредиторскойи дебиторской задолженностью, выраженное в процентах, называется степеньютекущей платежной готовности.
С цельюоперативного анализа текущей платежеспособности предприятия, ежедневного контроляпоступления средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг), врезультате погашения дебиторской задолженности и других поступлений, а такжеконтроля выполнения платежных обязательств перед поставщиками и другимикредиторами, составляется документ, который имеет название платежногокалендаря. В нем, с одной стороны, отображаются имеющиеся и ожидаемые платежныесредства, с другой – платежные обязательства на этот же период.
Вывод: поданным таблицы 3.1 следует отметить, что баланс предприятия абсолютно неликвидный. Таким образом, предприятие может ответить по своим обязательствамтолько в долгосрочной перспективе.
Коэффициентабсолютной ликвидности меньше нормативного значения, хотя этот показательостался в 2009 году как и в 2008. Промежуточный коэффициент покрытия такжеменьше нормативного значения. Коэффициент общей платежеспособности снижается.Таким образом, платежеспособность предприятия уменьшается.
4. Анализфинансовых результатов и рентабельности
Анализ финансовых результатов и рентабельностиявляются одним из важнейших направлений оценки эффективностипроизводственно-финансовой деятельности предприятия.
В отчете офинансовых результатах прибыль (ущерб) делится по видам деятельностипредприятия:
1. Обычнаядеятельность – любая основная деятельность предприятия, а также операции,которые ее обеспечивают или возникают вследствие ее проведения.
1.1.Операционная деятельность – основная деятельность предприятия, а также другиевиды деятельности, которые не является инвестиционной или финансовойдеятельностью.
1.1.1.Основная деятельность – операции, связанные с производством или реализациейпродукции (товаров, работ, услуг), что является главной целью созданияпредприятия и обеспечивают основную долю его дохода.
1.1.2.Другая операционная деятельность – реализация оборотных активов; реализацияиностранной валюты; доходы от операционной аренды; доход (потери) отоперационных курсовых разностей; полученные (уплаченные) пени, штрафы,неустойки; доход от списания кредиторской задолженности; возмещение преждесписанных активов; полученные гранты, субсидии; другие доходы (потери) отоперационной деятельности.
1.2.Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменениям размера исостава собственного и заемного капитала предприятия: доход (потери) отинвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия; доход (потери) от общейдеятельности; дивиденды получены; проценты, полученные за облигациями и другимиценными бумагами; другие доходы от финансовых операций.
1.3. Инвестиционная деятельность – приобретение иреализация тех необоротных активов, а также финансовых инвестиций, которые неявляются составляющей эквивалентов денежных средств: реализация финансовыхинвестиций; реализация основных средств; реализация нематериальных активов;реализация других необратимых активов; ликвидация необратимых активов: доход(потери) от не операционных курсовых разностей; доход от безвозмезднополученных оборотных активов; уценка необратимых активов и финансовыхинвестиций; другие доходы (потери) от обычной деятельности.
2.Чрезвычайная деятельность – операции или события, которые отличаются от обычныхи не происходят часто или регулярно: потери от стихийного бедствия, техногенныхкатастроф и аварий; возмещение убытков от чрезвычайных событий.
Назначениеотчета о финансовых результатах состоит прежде всего в определении чистойприбыли (убытка) отчетного периода.
Чистыйдоход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяютвычитанием из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, других вычитаний из дохода.
Валовую прибыль (убыток) рассчитывают какразность между чистым доходом (выручкой) от реализации продукции (товаров,работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг).
Прибыль(убыток) от операционной деятельности определяют как сумму валовой прибыли(убытка), других операционных доходов за минусом административных расходов,расходов на сбыт, других операционных расходов.
Прибыль(убыток) от обычной деятельности к налогообложению рассчитывают как суммуприбыли (убытка) от операционной деятельности дохода от участия в капитале,других финансовых доходов, других доходов за минусом финансовых расходов,потерь от участия в капитале, других вы трат.
Прибыль отобычной деятельности – это разность между прибылью от обычной деятельности кналогообложению и налогом на прибыль. Убыток от обычной деятельности совпадаетс убытком от обычной деятельности к налогообложению.
Чистуюприбыль (убыток) определяют как сумму прибыли (убытка) от обычной деятельностии чрезвычайного дохода за минусом чрезвычайных расходов и налогов начрезвычайную прибыль.
Анализформирования, структуры и динамики финансовых результатов деятельностипредприятия осуществляется по данным таблицы 4.1.

Таблица 4.1– Анализ финансовых результатов деятельности предприятияПоказатели 2008 г. (прошедший) 2009 г. (отчетный) 2009 в % к 2008 сумма, тыс. грн. удельный вес, % сумма, тыс. грн. удельный вес, % 1 2 4 4 5 6 1. Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 11317 x 12281 x 2. Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 8893,83 x 9814,17 x 3. В% к доходу (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (2/1*100) x 78,59 x 79,91 x 4. Операционные затраты, в т.ч.: 6250,1 100 6809,2 100 а) себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) 5531,4 88,50 5787,8 б) административные затраты 718 11,50 1021,4 в) расходы на сбыт г) другие операционные расходы 5. Валовая прибыль (убыток) (2–4а) 3362,43 x 4026,37 x 6. В % к чистому доходу (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)* x 37,8063219 x 41,03 x 7. Прибыль (убыток) от операционной деятельности 3648,33 x 4224,87 x 8. Финансовые и инвестиционные доходы 918,5 x 1000 x 9. Финансовые и инвестиционные расходы 405,4 x 672 x 10. Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения (7+8–9) 4161,43 x 4552,87 x 11. Налог на прибыль от обычной деятельности 1248,4 x 1365,9 x 12. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (10–11) 2913,03 X 3186,97 x 13. В % к прибыли от обычной деятельности до налогообложения (12/10*100) x 70,0006969 x 70 x 14. Чрезвычайные доходы X x 15. Чрезвычайные расходы и налог на чрезвычайную прибыль x x 16. Чистая прибыль (убыток) 2913,03 x 3186,97 x 17. В% к доходу (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (16/1*100) x 25,74 x 25,95 x 18. В% к валовой прибыли (16/5*100) x 86,63 x 79,15 x
Вывод: в2009 году, по сравнению с 2008, увеличился доход от реализации продукции,вследствие чего увеличилась чистая прибыль предприятия. Исходя из этого, можносделать вывод об увеличении объема производства и реализации продукции.Финансовые и инвестиционные расходы и доходы снизились, что означает сокращениеинвестиционной деятельности предприятия.
5. Анализделовой активности предприятия
Деловая активность предприятия в финансовомаспекте проявляется, прежде всего, в скорости обращения его активов и пассивов.Показатели обращения имеют большое значение для оценки финансового состоянияпредприятия, поскольку скорость обращения имущества, собственного капитала иобязательств оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность.
Анализделовой активности предприятия заключается в исследовании уровня и динамикиразнообразных показателей обращения: коэффициентов обращения ипродолжительности одного оборота отдельных видов активов и пассивов (табл.5.1).
Таблица 5.1– Анализ деловой активности предприятияПоказатели Значение Исходная информация, тыс. грн. 1. Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 9814,17 2. Операционные затраты 8243,9 3. Среднегодовая стоимость капитала 17116 4. Среднегодовая стоимость необоротных активов 10284,5 5. Среднегодовая стоимость оборотных активов 6831 6. Среднегодовая стоимость оборотных производственных фондов 5664 7. Среднегодовая стоимость готовой продукции и товаров 259 8. Среднегодовая стоимость текущей дебиторской задолженности 219,5 9. Среднегодовая стоимость собственного капитала 10904 10. Среднегодовой размер кредиторской задолженности 1213 Показатели деловой активности 11. Общий коэффициент оборачиваемости капитала (1/3) 0,57 12. Фондоотдача необоротных активов (1/4) 0,95 13. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (1/5) 1,44 14. Продолжительность одного оборота оборотных активов, дней (360/13) 250,57 15. Коэффициент оборачиваемости оборотных производственных фондов (1/6) 1,73 16. Продолжительность одного оборота оборотных производственных фондов, дней (360/15) 207,76 17. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции и товаров (1/7) 37,89 18. Продолжительность одного оборота готовой продукции и товаров, дней (360/17) 9,50 19. Коэффициент оборачиваемости текущей дебиторской задолженности (1/8) 44,71 20. Продолжительность одного оборота текущей дебиторской задолженности, дней (360/19) 8,05 21. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (1/9) 0,90 22. Продолжительность одного оборота собственного капитала, дней (360/21) 399,96 23. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (2/10) 8,09 24. Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дней (360/23) 44,49
Коэффициентыобращения показывают количество оборотов соответствующих видов активов ипассивов на протяжении календарного года. Их увеличение (и, соответственно,сокращение продолжительности одного оборота) свидетельствует об ускоренииобращения активов и пассивов, а, следовательно, рост деловой активностипредприятия.
Вывод: в ходе проведения анализа деловойактивности предприятия был рассчитан ряд коэффициентов оборачиваемости.Наибольшее значение этого коэффициента, а, следовательно, и наименьшаяпродолжительность оборота дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.Продолжительность оборота кредиторской задолженности несколько выше, чемдебиторской, это означает, что у предприятия могут возникнуть сложности посвоевременным расчетам со своими поставщиками. В идеале эти показатели должныбыть приблизительно равными.
Также высокий коэффициент оборачиваемости готовойпродукции и товаров. Это означает довольно высокие темпы реализации готовойпродукции высокий спрос на нее.
Наименьший коэффициент оборачиваемостисобственного капитала. Он практически равен фондоотдаче необоротных активов.Это является следствием того, что практически все необоротные средствафинансируются за счет собственного капитала предприятия.
6. Анализ дебиторской и кредиторскойзадолженности
Методологическиеосновы формирования в бухгалтерском учете информации о дебиторскойзадолженности и ее раскрытии в финансовой отчетности определенные в П(С) БУ 10 «Дебиторскаязадолженность». Дебиторская задолженность – это сумма задолженности дебиторовпредприятию на определенную дату. Дебиторы – юридические и физические лица,которые вследствие прошлых событий задолжали предприятию определенные суммыденежных средств, их эквивалентов или других активов. Итак, дебиторскаязадолженность рассматривается как изъятые на определенный период изхозяйственной деятельности предприятия оборотные средства. Рост дебиторскойзадолженности свидетельствует о предоставлении предприятием товарных займовпотребителям своей продукции.
Выделяюттекущую дебиторскую задолженность и долгосрочную дебиторскую задолженность. Вотличие от текущей дебиторской задолженности долгосрочная задолженностьотражается в разделе І актива баланса, что обусловлено меньшим уровнем ееликвидности.
Текущаядебиторская задолженность за товары, работы, услуги включается в итог балансапо чистой реализационной стоимости (ряд. 160). Она определяется как разностьмежду первоначальной стоимостью дебиторской задолженности за товары, работы,услуги (ряд. 161) и резервом сомнительных долгов (ряд. 162).
Величина резерва сомнительных долгов определяетсяисходя из платежеспособности отдельных дебиторов (если существует значительныйриск невыполнения платежей) или на основе классификации дебиторскойзадолженности. За вторым способом осуществляется группирование дебиторскойзадолженности за сроками ее непогашения с установлением коэффициента сомнительностидля каждой группы. По исходной информации баланса проводится анализ состава,структуры и динамики текущей дебиторской задолженности (табл. 6.1).
Кредиторская задолженность – это суммазадолженности предприятия кредиторам на определенную дату. Кредиторы –юридические и физические лица, которым вследствие прошлых событий задолжалопредприятие определенные суммы денежных средств, их эквивалентов или другихактивов. Итак, кредиторская задолженность рассматривается как привлеченные наопределенный период в хозяйственную деятельность предприятия оборотныесредства.
Таблица 6.1 – Анализ текущей дебиторскойзадолженности предприятия (на конец года)Виды текущей дебиторской задолженности Порядок расчета по данным баланса 2008 г. 2009 г. Изменения сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. удельного веса в % к 2008 г 1 2 3 4 5 6 7=5–3 8=6–4 9=7/3*100 1. Векселя полученные 150 0,00 0,00 0,00 0,00 2. За товары, работы, услуги (чистая реализационная стоимость) 160 28 17,28 31 11,19 3 -6,09 10,71 3. С бюджетом 170 0,00 0,00 0,00 0,00 4. По выданным векселям 180 17 10,49 32 11,55 15 1,06 88,24 5. По насчитанным доходам 190 0,00 0,00 0,00 0,00 6. По внутренним расчетам 200 0,00 0,00 0,00 7. Другая текущая дебиторская задолженность 210 117 72,22 214 77,26 97 5,03 82,91 Всего ∑ 162 100,00 277 100,00 115 0,00 70,99
По исходнойинформации баланса проводится анализ состава, структуры и динамики кредиторскойзадолженности (табл. 6.2).

Таблица 6.2– Анализ кредиторской задолженности предприятия (на конец года)Виды кредиторской задолженности Порядок расчета по данным баланса 2008 г. 2009 г. Изменения сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. в % к итогу сумма, тыс. грн. удельного веса в % к 2008 г 1 2 3 4 5 6 7=5–3 8=6–4 9=7/3*100 1. Векселя выданные 520 2. За товары, работы, услуги 530 1232 100 1194 100 -38 -3,084416 3. По полученным авансам 540 4. С бюджетом 550 5. По внебюджетным платежам 560 6. по страхованию 570 7. По оплате труда 580 8. С участниками 590 9. По внутренним расчетам 600 Всего ∑ 1232 100 1194 100 1998 43,94
Вывод: порезультатам расчетов видно, что сумма дебиторской задолженности предприятияуменьшается и кредиторской – уменьшается. В 2008 году имеет место дебетовоесальдо, т.е. превышение общей суммы текущей дебиторской задолженности надсуммой кредиторской задолженности, свидетельствует о том, что часть оборотныхсредств изъята с оборота предприятия и находится в обороте дебиторов. В 2009году присутствует кредитовое сальдо, т.е. превышение общей суммы кредиторскойзадолженности над суммой текущей дебиторской задолженности, характеризуетизъятие предприятием в оборот средств юридических и физических лиц.Кредиторская задолженность по сравнению с дебиторской значительно увеличилась в2008 году. Это указывает на ухудшение финансового состояния предприятия.
7. Сущностьценовой политики и ее оптимизация
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациямив качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары иуслуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс,подвержено взаимодействию множества факторов.
Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов копределению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с цельюувеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства иукрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга.Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетингафирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельностикомпании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты.Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие навсе функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключаетсяв том, чтобы установить на товары такие цены, так варьировать ими в зависимостиот ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добитьсязапланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические задачи. Врамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределахассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимальногосоотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и такдалее) увязываются в единую интегрированную систему.
Заметим, что установление единой цены для всех покупателей – делосравнительно новое. Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в ходепереговоров друг с другом.
Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которуюнамеревались получить, а покупатели – ниже той, которую рассчитывали заплатить.В конце концов, они сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получилираспространение только в конце девятнадцатого века благодаря возникновениюкрупных предприятии розничной торговли, которые предлагали большое разнообразиетоваров и располагали целым штатом наемных работников.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя.Это до сих пор характерно для бедных стран, среди неимущих групп населенияприменительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнеевремя на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, вчастности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг дляразной клиентуры.
Каждая фирма подходит к проблемам ценообразования по-своему. Вмелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупныхкомпаниях проблемами ценообразования, как правило, занимаются управляющиесреднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формируетцели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низшихэшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль(аэродинамическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании и такдалее), фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либопомогают это делать другим подразделениям. На политику цен большое взаимодействиеоказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководителислужбы финансов, бухгалтеры.
На решение руководства фирмы в области оказывает влияние многиевнутренние и внешние факторы. Маркетинговые цели и издержки фирмы служат лишьприблизительными ориентирами для определения цен на товары и услуги. Прежде чемустановить окончательную цену, фирма учитывает также степень государственногорегулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребностиоптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Независимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, вовнимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющиеотклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара.Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, отдеятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от фирмы).К внутренним критериям можно отнести:
– рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем ценатоваров производителя выше);
– специфику производимой продукции (чем выше степень ееобработки, чем уникальное качество, тем цена выше);
– особенности производственного процесса (продукциямелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокуюсебестоимость, товары массового производства имеют относительно низкие издержкии не столь высокую цену);
– рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация наодин или несколько рыночных сегментов);
– специфику жизненного цикла продукции;
– мобильность производственного процесса;
– длительность продвижения товара по цепочке от производителядо потребителя;
– организация сервиса при продаже и в последующем периоде;
– объем рынка;
– имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнемрынке.
К внешним критериям обычно относят следующее: политическаястабильность страны – производителя и государств, где происходит сбыт продукциифирмы;
– отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов(трудовых, материальных, финансовых);
– характер регулирования экономики государством;
– уровень и динамика инфляции;
– объем и отличительные черты существующего и перспективногопокупательного спроса;
– наличие и уровень конкуренции между производителямиоднородной продукции.
Чего хочет добиться фирма, формируя свою цену на конкретный товари услугу? Наиболее распространенные подходы в данной сфере таковы:
– получить в полной мере запланированную прибыль;
– увеличить объем продаж;
– завоевать более солидную долю рынка;
– попытаться добиться более высокой прибыли от реализацииконкретного товара;
– ослабить конкурента;
– сформироватьопределенный имидж товара.

Заключение
В ходевыполнения курсовой работы был проведен анализ финансового состоянияпредприятия. Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод.
Анализируяимущественное состояние предприятия, отметим, что уменьшилась общая стоимостьактивов, снизился абсолютный размер собственного капитала, появиласькраткосрочная задолженность банку не погашенная в срок, увеличился коэффициентизноса основных средств.
Анализируяфинансовое состояние предприятия – предприятие находится в кризисном финансовомсостоянии, поскольку запасы предприятия не могут быть обеспеченны источникамиих формирования. Таким образом, предприятие пребывает на гране банкротства.Порог рентабельности достигается.
Анализируяплатежеспособность и ликвидность – баланс предприятия абсолютно не ликвидный.Таким образом, предприятие может ответить по своим обязательствам только вдолгосрочной перспективе.
Анализируяфинансовые результаты и рентабельность – доход от реализации продукцииувеличился, вследствие чего увеличилась чистая прибыль предприятия.
Анализируяделовую активность – продолжительность оборота кредиторской задолженностинесколько выше, чем дебиторской, это означает, что у предприятия могутвозникнуть сложности по своевременным расчетам со своими поставщиками. Такжевысокий коэффициент оборачиваемости готовой продукции и товаров. Это означаетдовольно высокие темпы реализации готовой продукции высокий спрос на нее.
Анализируядебиторскую и кредиторскую задолженность – сумма дебиторской задолженностипредприятия уменьшается, а кредиторской – наоборот возрастает. Это указывает наухудшение финансового состояния предприятия.
В целом, поитогу двух лет произошли негативные изменения в деятельности предприятия. Ононаходится в кризисном финансовом положении и способно ответить по своимобязательствам только в долгосрочной перспективе. Кредиторская задолженностьвозросла. Предприятию следует предпринять действия по ее сокращению, а такжепостараться улучшить свое финансовое положение.

Списоклитературы
1.  Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність вУкраїні» (від 16.07.1999 р.) // Бухгалтерський облік і аудит. – 1999.– №9. – С. 3–8.
2.  Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К.:Ника-Центр, Эльга, 1999.
3.  Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособ. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999.-512 с.
4.  Фінанси підприємств: Підручник / Керівник авт. кол. і наук. ред. проф. А.М. Поддєрьогін. 3-є вид.,перероб. та доп. – К.: КНЕУ, 2000. – 460 с.
5.  Финансовый менеджмент /Авт. кол. под рук. Е.С. Стояновой. – М.:Перспектива, 1996.
6.  Финансовым менеджмент /Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М.:Финансы, 1997.
7.  Ізмайлова К.В. Фінансовий аналіз: Навч. посіб. – К.: МАУП, 2000. –152 с.
8.  Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК:Учеб. – 2-е изд., испр. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 494 с.
9. Финансовыйменеджмент /Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, 1999.
10. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент /Учеб. пособие. – М.:Издательство «Дело и сервис», 1998. – 304 с.
11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансовогосостояния предприятия. Издание 2-е, перер. и доп. – М.: Центр экономики имаркетинга, 1997. – 192 с.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ 2-е изд., перер. и доп. –М.: Финансы и статистика, 1998.-512 с.
13. Коробов М.Я. Фінансово-економічний аналіз діяльностіпідприємств: Навч. посіб. – К.: Т-во «Знання», КОО, 2000. – 378 с.
14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансовогоанализа. – М.: ИНФРА М.І 996.-176 с.
15. Брігхем Є. Ф. Основи фінансового менеджменту: Підруч.: Пер. зангл. – К.: Молодь, 1997. – 1000 с.
16. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. – К.:МП «ИТБМ ЛТД», СП «АДЕФ-Украина», 1996.
17. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: Т. 1. – К.:Ника-Центр, Эльга, 1999.
18. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.:Финансы и статистика, 2000.
19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом.Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996.
20. Воробйов Ю.М. Фінансовий менеджмент: Навч. посібник. – Кн. 1.– Сімферополь: Таврія. 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Mao Zedong Vs Deng Xioping Essay Research
Реферат Состав и строение атмосферы
Реферат Siberian Husky Essay Research Paper Siberian Huskies
Реферат Особенности расчетов платежными поручениями по ГК РФ
Реферат Свет России в лирике С. А. Есенина
Реферат Sonnet 18 Essay Research Paper SONNET 18William
Реферат Маркетингове дослідження збуту коньячних виробів ТМ "Жан-Жак"
Реферат Технология монтажа компенсаторов
Реферат Методика формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно курортной сферы
Реферат Релаксорные сегнетоэлектрики в системе твердых растворов
Реферат Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России
Реферат Органы исполнительной власти субъектов РФ 2
Реферат Савва Морозов, великий российский предприниматель
Реферат Администрации города Георгиевска в 2010 году
Реферат Признаки государства. Правонарушения