Реферат по предмету "Экономика"


Субъекты экономического поведения в командной экономике

Содержание
Введение. 2
1. Особенности экономического поведениясубъектов командной экономики. 4
2. Экономическое поведение субъектов рыночнойэкономики. 7
3. Затраты каждой системы координацииэкономической деятельности. 13
Заключение. 15
Список использованной литературы… 16
Введение
Рыночная экономика естьобщественная система разделения труда в условиях частной собственности насредства производства. Все ее участники выступают от своего имени, но действиякаждого из них, наряду с удовлетворением собственных нужд, направлены наудовлетворение нужд других людей. Действуя, каждый оказывает услуги окружающимего людям и получает услуги от них. Каждый сам по себе является и средством, ицелью: конечной целью для себя и средством для других людей в их попыткахдобиться собственных целей.
Важной особенностью рынкаявляется система социального сотрудничества (партнерства), которая возникает впроцессе комплементарного обмена экономическими ценностями между преследующимисвои индивидуальные цели людьми. Система разделения труда и соответствующая ейсистема рыночного обмена специализирует экономических агентов, диверсифицируяих отношения в громадном диапазоне значений.
Таким образом,экономические агенты, действующие в различных секторах экономики и находящиесяв отношениях комплементарного обмена друг с другом, объективно заинтересованы вподдержании динамического равновесия в процессе перераспределения выгод ииздержек между ними.
В этом контексте всесубъекты экономического поведения (независимо от их статусов и специализации)являются передаточными (транзитными) звеньями в бесконечной сети экономическогообмена. В ее рамках каждый субъект, преследуя свои персональные интересы,пытается оптимизировать их в процессе ценового приспособления к конъюнктуреспроса и предложения, обмениваясь экономическими ценностями с себе подобными.На этой основе структурируется сложнейшая система взаимообмена ценностями,основная тенденция развития которой базируется на обеспечении устойчивых,длительных и гарантированных связей между большинством агентов рынка. Последниемогут оптимизировать свой экономический интерес преимущественно при условииперераспределения предельных выгод и издержек между своими партнерами.
Одним из важныхкомпонентов взаимовыгодного взаимодействия и согласования предельных нормзамещения благ между экономическими агентами является обмен информацией междуними.
Все субъектыэкономического обмена в той или иной форме (степени) выполняют посредническиефункции по отношению друг к другу, т. е. являются источниками знания для другихпартнеров рынка. Это знание транслируется по цепочкам экономического обмена,постоянно сокращая издержки поиска информации и повышая его эффективность.Таким образом, посредничество в его различных специализированных(профессиональных и непрофессиональных) формах является имманентным свойствомрыночного поведения, объективной функцией каждого, кто вступает в рыночныйобмен, независимо от того, осознает он это или нет.
Цель работы – выявитьотличия экономического поведения субъектов экономических отношений в команднойи рыночной экономиках.
1. Особенности экономического поведения субъектовкомандной экономики
В СССР принуждениеосуществлялось в рамках командной системы: плановики отдавали приказыпроизводителям. Объем выпуска в такой экономике зависел от усилийпроизводителей, а пропорции его распределения между плановиками ипроизводителями — от уровня и характера принуждения, применяемого плановиками ине сдерживаемого законом
Какова была мотивацияперечисленных категорий субъектов? Рассмотрим производителей, максимизирующихпревышение дохода над вложенными усилиями. Для них это — цель, заданная«сверху». Советские плановики еще в 1929-1930 гг. обнаружили, чтодаже при социализме любовь к труду в отсутствие «кнута и пряника» недостаточна, чтобы обеспечить мотивацию рабочих и управляющих. В то же времяплановики были движимы внутренней мотивацией: они хотели построить новоеобщество и государство на основе тяжелой и военной промышленности. Для этого имнеобходимо было извлекать и распределять по собственному усмотрению излишекресурсов, который мы назовем «рентой».
Принуждение имело триаспекта. Первым была мобилизация: плановики изымали конечный продукт упроизводителей, возвращая им основной заработок, а остальное удерживали вкачестве ренты и распределяли в соответствии с целями народнохозяйственногоразвития и обороны [4,С.123].
Вторым аспектомпринуждения был контроль; плановики обязывали производителей вести учет затрати выпуска. Проблема состоит в том, что осуществление контроля сопряжено сиздержками. Плановики не могли получить в свое распоряжение всю валовуюпродукцию без полицейских мер, связанных с деятельностью органов охраны,транспортной милиции, инспекторов, бухгалтерии на предприятиях и вминистерствах, отделов материальных балансов в министерствах и Госплане и т.д.В сущности, плановики не могли даже посчитать объем конечной валовой продукциибез агрегирования ее в терминах плановых цен, а показатель «валовойпродукции в неизменных (позже сопоставимых) ценах» стал представлять собойинфляционную сделку между производителями и плановиками. Таким образом,плановики стояли перед выбором: контролировать и нести расходы на контроль,либо не контролировать, а значит, позволить производителям присваивать частьпродукции.
Мобилизации и контроля небыло достаточно. Доход плановиков в огромной степени зависел от фактора, неподвластного их контролю — от усилий производителей. Чем упорнее работаютпроизводители, тем выше рента. Возможно, плановики не могли ни контролировать,ни непосредственно отслеживать усилия производителей. Если конечный продуктможно было контролировать, неся при этом определенные издержки, то издержкиконтроля за усилиями производителей были запретительно высокими. Эту идею подтверждаетфакт систематического накопления предприятиями скрытых трудовых резервов, в товремя как ответом властей на подозреваемое утаивание рабочей силы становилосьне усиление контроля, а изменение механизмов стимулирования [4, С.124].
Механизмы стимулирования,связанные с объемом конечного выпуска, представляют собой третий аспект системыпринуждения. Эти механизмы необходимы для мотивации усилий. Людьми, которыеруководствуются мотивом личного интереса, движет сравнение выгод и издержектрудовых усилий. Плановики должны были придумать искусственную системупоощрений и наказаний, достаточную для компенсации тягости труда. При наличиитакой системы производители могли бы выбирать, прикладывать ли им усилия иполучать за это вознаграждения, либо не делать этого и нести наказания. Этасистема была «искусственной» в том смысле, что градиент наказаний ипоощрений задавался административно, а не автоматически, рыночным механизмом.
Вознаграждения означали дополнительноеприращение дохода производителей в денежном или натуральном выражении,наказания — увольнение или принудительный труд. Вознаграждения, вероятно,обходились для плановиков дороже, чем наказания. Эффективное наказаниепредотвращает то поведение, которое оно призвано наказывать, и поэтому ничегоне стоит. Эффективное вознаграждение (т.е. такое, которое успешно стимулируетжелательное поведение) должно быть реально выплачено. Эффективные наказаниядешевле вознаграждений, потому что в применении действительно эффективныхнаказаний никогда не возникает необходимости.
Низкие издержкиэффективных наказаний по сравнению с вознаграждениями должны были привести коптимальному для плановиков решению: использовать только угрозу наказаний иникогда не предлагать вознаграждения. Все, что требовалось сделать — этоустановить наказания на достаточно высоком уровне. Однако реальные командныесистемы всегда сочетали наказания и вознаграждения. Зачем надо былопредусматривать вознаграждения? Предположим, что существует максимальныйуровень наказаний, который не может быть превышен. С одной стороны, бедные немогут платить большие штрафы; по этой причине положительные стимулы всегдаимели значение в ГУЛАГе. С другой стороны, общество может требоватьсоответствия тяжести преступлений и наказаний, и простое уклонение от рабочихобязанностей может не рассматриваться как заслуживающее сурового наказания.Таким образом, если эффективные наказания слишком высоки, чтобы их можно былоприменять на практике, свобода действий плановиков будет ограничена, иминимальный эффективный уровень вознаграждений должен быть положительным.
Жестокие наказанияналагались на хозяйственников и рабочих за малейшие неудачи при выполнениизаданий. С 1938 г. незначительные нарушения трудовой дисциплины во всевозрастающих масштабах рассматривались как уголовные преступления, не взирая наконкретные обстоятельства. Наказанные обычно приговаривались к принудительномутруду в учреждениях, работавших на принципах самоокупаемости, где условиясодержания были на грани выживания. Посредством таких репрессивных мер властипытались сформировать ожидания, что неудачи на производстве будут наказанынезависимо от того, были ли они случайными или нет. Только успешное выполнениезаданий могло обеспечить безопасность. Политическое руководствопослесталинского периода пришло к заключению, что такой режим не был эффективенни с точки зрения стимулирования усилий, ни в контексте более общих целейгосударства. В результате было воссоздано более сбалансированное сочетаниепоощрений и наказаний.
Итак, принуждениеопределяется как командная власть плановиков, не ограниченная нормами права, нои не абсолютная, и обязанность производителей подчиняться решениям плановиков.Но принуждение не означало отсутствие выбора: плановики решали, какой уровеньпринуждения применить, а производители — сколько вложить усилий. Если бы упроизводителей вообще не было выбора, то не было бы и необходимости в системестимулирования [4,С.127]. 2. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики
В рыночной системе нормыэкономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов ипокупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономическогоразвития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходесотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечитьиндивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии прииспользовании института частной собственности. При этом все экономическиесубъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действийкаждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, нообеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономическойактивности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общаяупорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенновозрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказатьсявесьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещенияблаг в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.
Теоретики же современнойрыночной экономики связывают интерес с понятиями «выгода», «выбор»,«максимализм», «рациональность». Основные положения сводятся к следующим: люди,как правило, совершают те действия, которые, по их мнению, должны принести имнаибольшую выгоду. Участники же рыночной экономики рассчитывают уже на «чистую»выгоду, т.е. выгоду, превышающую затраты на ее достижение.
1. «Стремление ксвоей выгоде — неотчуждаемое право любого субъекта рыночной экономики» [1, С.40].
2. Нормальныйучастник рыночного производства всегда действует к своей экономической выгоде(мы не касаемся вопроса, правильно ли он действует и достигает ли этой цели).Но одно несомненно: стремлению действовать в интересах своей выгоды «никогообучать не надо» [3, С.146] (речь, понятно, не идет о профессиональных знаниях)- это естественный мотив экономического поведения человека. Индивид,действующий вопреки своей экономической выгоде, для рыночной экономики, конечноже, немыслим. Рыночная экономика построена — на всех уровнях и во всех сферах — на принципе экономической заинтересованности, выгодности экономическихпоступков. «Там, где нет стремления к личной экономической выгоде, там нет ирыночной экономики» [3, С.147].
Но тогда возникаетвопрос: а можно ли регулировать рыночные процессы, если каждый преследуеттолько свой экономический интерес? Может ли экономическая теория исходить изподобной предпосылки?
Ведь эти интересы взаимнопротиворечивы. Не является ли в таком случае подобная предпосылка скореетеоретическим оправданием как раз — таки экономического хаоса, а некоординации?
Такое соображение всегдавыдвигалось против рыночной экономики. Однако практика социально – регулируемойрыночной экономики показала, что сегодня уже возник механизм согласованияиндивидуальных стремлений к личной экономической выгоде и интересов общества, нетребующий, однако разрушения рыночных стимулов.
У каждого индивидаимеется одновременно множество целей и, стало быть, множество экономическихинтересов. Если бы у индивида был только один экономический интерес, то этоозначало бы, безальтернативную заданность его поведения, аналогичную поведению,например, запрограммированного робота.
К счастью, это не так:каждый индивид стремится одновременно к достижению множества экономическихинтересов. И только поэтому он обладает свободой, которая для участника рыночнойэкономики всегда есть свобода самостоятельного выбора выгоды. Именно свободавыбора выгоды вносит постоянные перемены, изменения, жизнь в рыночнуюэкономику.
Свобода выбора означает,что индивид все время находится в состоянии выбора. Постоянная возможностьвыбора расширяет диапазон его действий. Для всего же сообщества субъектоврыночной экономики это означает наличие огромного числа вариантов действий.
Множество индивидуальныхэкономических интересов возводило бы непреодолимую преграду для экономическогоанализа, если бы не одно обстоятельство: в рыночном обществе, в котором всеизмеряется деньгами и обменивается на деньги, для всех участников производстваесть один всеобщий побудительный мотив, один всеобщий интерес и стимулповедения – «это желание иметь побольше денег» [3, С.150].
Социальные последствиятакого стремления серьезно и спокойно изучала классическая политэкономия,изучает и современная экономическая теория. Современная рыночная теория исходитиз признания и уважения такого интереса. Речь идет вовсе не о примитивномстяжательстве: для основной массы субъектов рыночного производства увеличениеденежных средств – условие улучшения своей жизни, расширение кругаудовлетворяемых потребностей.
Всеобщность денежногоинтереса очень важна. Во-первых, она дает «ключ» к объяснению поведенияэкономических субъектов в любой производственной ситуации, нам становитсяпонятной логика их рыночных действий. Мы получаем возможность прогнозироватьизменение их действий при изменении рыночной конъюнктуры.
Во-вторых, благодарявсеобщности денежного интереса, экономическая наука располагает объективныминструментом измерения степени его реализации. Но самое главное, в-третьих,состоит в том, что всеобщность денежного интереса превращает его вуниверсальное средство регулирования экономического поведения участниковрыночной экономики. Не вопреки, а с помощью экономического интереса, — вотсмысл концепции современной рыночной экономики».
Действуя в интересахсобственной выгоды, а также, выбирая очередность и способ ее достижения,участник рыночного производства расширяет поле выбора для других участников,которые реагируют на его выбор, и сам учитывает действия других.
Поэтому рыночнуюэкономику можно определить как «непрерывный процесс совместного достижения еесубъектами индивидуальной и общественно чистой выгоды» [2, С. 30]. Тем самымрыночная экономика обеспечивает главное — непрерывность стремления ееучастников к чистой выгоде и постоянное изменение их поведения в соответствии сизменениями условий ее достижения. Другими словами, мы можем сказать, чторыночная экономика — это бесконечное освоение каждым ее участником собственнойи чужой выгоды.
Однако изменения вповедении экономических субъектов будут совершаться только до тех пор, пока онив состоянии обеспечить достижение дополнительной чистой выгоды. Отсутствиевозможностей для извлечения дополнительной чистой выгоды означает переходданной сферы рыночной экономики в равновесное состояние, стабилизацию поведенияэкономических субъектов. Так, например, предприниматель, который добилсяопределенных успехов в некоторой области деятельности, не изменит своюдеятельность до тех пор, пока этого не потребуют рыночные условия.Вышесказанное также справедливо и по отношению к работнику.
Итак, субъекты рыночнойэкономики предпринимают только такие действия, которые, как они ожидают,принесут им чистую выгоду, реализуют их экономический интерес. При удаче этидействия, хотя бы на короткое время, увеличивают выгоду у данного участника посравнению с другими участниками. Эта временная выгода — одна из главных целейсубъектов рыночной экономики.
Стремление к«упреждающей», «обгоняющей» выгоде имеет важные последствия.
Действия, которые в самомделе реализуют интерес, совершаются субъектом все чаще и чаще, и, в концеконцов, перерастают в новую модель его экономического поведения. А посколькуникто из участников рыночного производства не упустит своей выгоды, то и кпереходу на новую модель никого побуждать не надо. Таким образом, стремление ксобственной выгоде — это постоянно и эффективно действующий мотивэкономического поведения.
Для другого же участникарыночной экономики выгода данного индивида есть «чужая» выгода, а значит иупущенная: в рыночной экономике чужая выгода всегда расценивается каксобственный убыток.
Именно поэтому «чужой»способ достижения выгоды или реализации интереса, рано или поздно становитсяобщим, так как побуждает и других субъектов к аналогичным действиям, и они неуспокоятся до тех пор, пока не освоят «чужой» способ достижения выгоды. Так,например, в наших условиях, когда многие работники производств и научной сферыпереносят свои усилия на торговлю и коммерцию — это вполне объяснимо. Такимобразом, вслед за индивидуальным обновлением способа действий происходит ужемассовое обновление модели экономического поведения. К этому также никогопобуждать не надо, это также «автоматически» действующий регулятор рыночнойэкономики.
Для экономической теориии практики важное достоинство рыночной экономики состоит в том, что поэкономической форме конечный результат любой чистой выгоды, любогоэкономического интереса качественно однороден — получение большего денежногодохода. Это происходит в любой сфере, в каждой отрасли, на всех уровнях, вовсех фазах воспроизводства. Таким образом, мы можем сделать важный вывод:экономические интересы охватывают производство, распределение, обмен ипотребление.
Итак, отправной точкойпрактически всех зарубежных концепций движущих сил экономического развитияявляется тезис о том, что индивидуализм, материальный интерес, понимаемые какобъективное стремление к выгоде, к получению денежного дохода, выступаютуниверсальной и самой главной движущей силой общественного прогресса.
В основном эти концепциивыглядят так: во-первых, на основе исходного тезиса о стремлении человека к личнойвыгоде как самом сильном побудительном мотиве деятельности некоторыми авторамиделается вывод, что оно представляет и стремление к рациональности,эффективности хозяйствования.
Во-вторых,подчеркивается, что предприниматель более, чем кто-либо другой, заинтересован вобеспечении рационального и эффективного хозяйствования, так как от этогозависит его прибыль.
И, наконец, в-третьих,делается вывод о том, что в обществе, где отсутствуют частная собственность,конкуренция, свободное взаимодействие спроса и предложения не может бытьэффективного функционирования экономики, потому что исчезаетпредпринимательский интерес, а значит и эффективное развитие производства [5].
3. Затраты каждой системы координации экономическойдеятельности
В каждый данный моментвремени все системы координации экономической деятельности сосуществуют вконкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Каждаясистема имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затратыэкономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночныхсделок (transactions), приобретают форму трансакционных издержек (transactioncost). В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные сопределением предмета сделки, получением ценовой и иной информации,определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации ожелании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения,в том числе выработки условий рыночного соглашения и его оформления всоответствующем юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защитывыполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристикамипредмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе всудебном порядке), проверки и обеспечения соблюдения условий соглашения.
Затраты экономическойдеятельности, связанные с функционированием административной системы, принимаютвид административных издержек. К ним относятся издержки информационногообеспечения (получения информации о состоянии управляемых объектов и еепереработки); издержки подготовки административных решений (выработки проектоврешений, их согласования в различных подразделениях административного аппарата,утверждения имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведенияпринятых решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условийвыполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций,функционирования системы стимулов и санкций).
Сопоставление уровнейтрансакционных и административных издержек определяет соотношение и границыдействия рыночного и административного механизмов в данной конкретнойэкономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционированиепроцесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сборинформации) до минимума.экономический командныйрыночный денежный
Заключение
В административнойсистеме косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывомоднозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя рольдавления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономическогоповедения, и соответствующее размещение благ определяются воздействиемкомандующей (управляющей) подсистемы, которой является, прежде всего,государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведенияэкономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первуюочередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппаратпринуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечиваетвозможности значительного развития за счет соответствующего изменения нормэкономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролемуправляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутреннихстимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам иограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периодыбурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застояи упадка.
Список использованной литературы
1. Макконнелл К.,Брю С. Экономикс. В 2-х т. – М.: Республика, 2002,– Т. 1. – С. 40.
2. Самуэльсон П.Экономика. В 2-х т. – М.: Алгон, 2003. – С. 30.
3. Хейне П.Экономический образ мышления / Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.–704 с.
4. Харрисон М.Стабильны ли командные системы? Почему потерпела крах советская экономика? //Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 6. М., 2001. С. 120-141
5. Экономика ифинансы — Современные трактовки сущности экономических интересов www.jourclub.ru/3/35/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.