ООО«Институт территориального планирования
«ГРАД»
Научныйпроект
Стратегиясоциально-экономического
развитиягорода Ханты-Мансийска
до2020 года
/>1. Концептуальные основы разработки иобеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития городаХанты-Мансийска до 2020 года/> 1.1Нормативно-правовая основа разработки и обеспечения реализации Стратегиисоциально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года
стратегия социальная экономическая хансы мансийск
Внастоящее время на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт,определяющий хотя бы самые общие требования к составу, содержанию и порядкуподготовки документов стратегического планирования социально-экономическогоразвития (СЭР) муниципальных образований. Минэкономразвития РФ подготовилпроект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Позаявлению представителей Минэкономразвития и Минрегиона, указанный законопроектготов к представлению на рассмотрение в Госдуму РФ. Несмотря на это он все ещеотсутствует в качестве законопроекта на официальном сайте Госдумы РФ, чтообусловлено критикой законопроекта многими экспертами.
Нонормативно-правовое регулирование системы стратегического планирования не можетвключать в себя только один закон, а требует принятия дополнительныхнормативных правовых актов, как в области социально-экономическогопланирования, так и в отдельных направлениях региональной (муниципальной)политики.
Так,вопросы разработки прогнозов социально-экономического развития получиличастичное отражение в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развитияРоссийской Федерации».
Федеральныйзакон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» закрепил в качестве одного из вопросовместного значения городского округа вопросы его территориального планирования иразвития. Вопросы территориального планирования муниципальных образованийрегламентированы главой 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Крометого, указанный закон в числе полномочий органов местногосамоуправления по решению вопросов местного значения выделяет принятие иорганизацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономическогоразвития муниципального образования, а также организацию сбора статистическихпоказателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферымуниципального образования, и предоставление указанных данных органамгосударственной власти.
Вчисле подзаконных нормативных правовых актов можно отметить Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 01 апреля 1996 г. № 440, утвердивший Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Этот Указ является одним изпервых шагов к регулированию отношений в области разработки документовсоциально-экономического развития на федеральном уровне.
Оценкаэффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется всоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправлениягородских округов и муниципальных районов» и принятым в целях реализацииданного Указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября2008 года № 1313-р.
Отдельныеметодологические вопросы разработки стратегии социально-экономического развитиясубъектов Федерации получили свое закрепление в Приказе Минрегиона России от 27февраля 2007 г. №14 «Об утверждении требований к стратегиисоциально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
Следуетотметить, что имеются противоречия относительно применения программсоциально-экономического развития как инструмента стратегического и бюджетногопланирования.
Внормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ требованияк документам стратегического планирования СЭР муниципальных образований, какправило, также отсутствуют, за исключением некоторых субъектов РФ имуниципальных образований, не только принявших стратегии как документыдолгосрочного планирования, но и установивших законодательно основные положенияотносительно стратегического планирования как метода, на основе которогоосуществляется социально-экономическое планирование развития[1].Если отсутствие федеральных законодательных норм относительно применения вРоссийской Федерации стратегического планирования как государственного методапланирования и как рекомендуемого для органов местного самоуправления усложняетна практике и. приводит к разным толкованиям не только основных терминовстратегического управления[2], но и ксложностям, а порой и невозможности согласовать муниципальные стратегии состратегиями субъектов РФ и федеральными стратегическими приоритетами.
ВХанты-Мансийском автономном округе — Югре разработаны методические рекомендациипо разработке стратегий и программ социально-экономического развитиямуниципальных образований округа.
Намуниципальном уровне в г. Ханты-Мансийске разработка стратегиисоциально-экономического развития города не регулируется муниципальнымиправовыми актами. Однако в городе накоплен достаточный опыт разработки иреализации целевых программ, которые также являются документамисоциально-экономического планирования, но имеют не долгосрочный, асреднесрочных характер. Соответственно, разработано Постановление Главыгорода Ханты-Мансийска от 25 декабря 2008 г. № 1042 «О долгосрочныхцелевых программах города Ханты-Мансийска».
Такимобразом, существующая муниципальная правовая база разработки стратегиисоциально-экономического развития муниципального образования устанавливает лишьобщие правила применения целевых программ, которые представляют собойинструмент среднесрочного планирования, поэтому для эффективногостратегического управления развитием города необходимо принятие муниципальныхправовых актов, определяющих основные требования к документам долгосрочного(стратегического) планирования, к порядку осуществления планирования на основестратегии города, координации документов социально-экономического планированияс документами территориального и бюджетного планирования, к процедураммуниципального управления на основе стратегических целей и задач, необходиматакже регламентация взаимодействия различных участников процесса реализациистратегических документов, как органов местного самоуправления города и ихструктурных подразделений, так и взаимодействия с внешними участниками[3].
Вцелях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления городаХанты-Мансийска с федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти Ханты-Мансийского автономного округа в процессеформирования стратегии развития города и в дальнейшем в процессе ее реализации,в том числе создания условий для привлечения дополнительных ресурсов наразвитие города необходимо руководствоваться целями и задачами государственногостратегического планирования, содержащимися в различных нормативно-правовыхактах Российской Федерации и Ханты-Мансийского округа соответственно.
Вэтой связи важное значение приобретают:
1)На федеральном уровне:
- Концепциядолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на периоддо 2020 года; утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от17 ноября 2008 года № 1662-р и содержащая предписания в адрес государственных органоввласти руководствоваться положениями Концепции при разработке программныхдокументов, планов и показателей своей деятельности.
- КонцепцияСтратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации;
2)на региональном уровне:
- Стратегиясоциально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа напериод до 2020 года;
- Схемаразвития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа- Югры на 2006-2015 годы и до 2020 года;
- Концепцияэкологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры напериод до 2020 года.
3)на муниципальном уровне: разнообразные действующие программы развития городаХанты-Мансийска, охватывающие многие сферы экономики муниципальногообразования.
Переченьнормативных правовых актов, регулирующих вопросы подготовки документовсоциально-экономического планирования в Российской Федерации(далее также – РФ), Ханты-Мансийскомавтономном округе – Югре (далее также – ХМАО-Югре)и городе Ханты-Мансийске представлен в приложении 1.
Переченьдокументов планирования социально-экономического развития РФ, ХМАО-Югры игорода Ханты-Мансийска, которые необходимо учитывать при подготовке стратегиисоциально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 годапредставлен в приложении 2.
Вприложении 3 приведен перечень основных муниципальных правовых актов,рекомендуемых к принятию и необходимых для правового обеспечениястратегического управления развитием города Ханты-Мансийска./>стратегиясоциальная экономическая хансы мансийск1.2Назначение Стратегии и принципы её подготовки
В экономической наукесуществует множество определений понятия «стратегия». Разработчики настоящегодокумента придерживаются следующего определения:
Стратегия – это общеенаправление (вектор) развития города в долгосрочной перспективе, ключевая линия(или ряд линий), которой местное сообщество придерживается для достиженияжелаемых в обозримом будущем условий в городе социального и экономического развития;это документ долгосрочного планирования развития города, положения которогоразделяет и поддерживает основная часть городского сообщества и реализует их всвоих намерениях и действиях.
Основная цельразработки Стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийскадо 2020 г. (далее также – Стратегии) – последовательное, поэтапное улучшениеситуации в экономике и социальной сфере на основе рационального использованияприродно-ресурсного и социально-экономического потенциала городаХанты-Мансийска в увязке с перспективами развития Ханты-Мансийского автономногоокруга — Югры.
Задачами разработкиСтратегии являются:
· Оценкатекущего состояния экономики и социальной сферы города Ханты-Мансийска,выявление проблем и приоритетов развития отраслей непроизводственной сферы,материального производства и услуг с учетом ресурсов;
· Оценкавозможных направлений развития экономики города Ханты-Мансийска в увязке соСтратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономногоокруга — Югры до 2020 года;
· Определениемеханизма реализации выбранной стратегии города Ханты-Мансийска;
· Оценкасоциально-экономических последствий реализации Стратегии развития городаХанты-Мансийска.
Важным элементомстратегического планирования является определение и осознание городскимсообществом миссии города, в рамках которой отображаются: основноепредназначение города, его роль в регионе, стране и мировом сообществе, место всистеме общественного разделения труда, конкурентные преимущества,обеспечивающие привлекательность для людей. В стратегии города определяетсямиссия города, перспективное состояние города в 2020 году, которое будетдостигнуто посредством реализации определенных в стратегии целей, задач иосновных механизмов ее реализации. Стратегия является документом долгосрочногопланирования развития города, принимаемым решением Думы города, и подлежитобязательному исполнению и применению в процессе муниципального управления.Стратегия города является правовой основой для разработки, построения ифункционирования комплексной системы муниципального стратегическогопланирования развития города, применение которой обеспечит городу достижениелучших результатов в конкурентной среде, и в организации среднесрочного иоперативного планирования. Применение Стратегии в качестве основы дляорганизации планирования развития города означает и требует реализацииследующих действий:
· Определениена основе долгосрочных приоритетов и задач Стратегии задач среднесрочного иоперативного характера, формализованных в программах и проектах города;
· организациядеятельности органов местного самоуправления города и их структурныхподразделений в русле общих стратегических задач города;
· формированиеежегодного плана действий органов местного самоуправления города и организациибюджетного планирования на основе координации Стратегии, Генерального планагорода, плана его реализации, документов градостроительного планирования,Комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры, программ и проектовв составе бюджета города;
· формированиеинвестиционной политики города, определяющей приоритеты в сфере развитиякоммунальной, социальной и инженерной инфраструктуры города, приоритетов вобласти создания условий для развития предпринимательства, способствующихснижению инвестиционных рисков на территории города.
Стратегиясоциально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 г. разрабатывается на основе следующих основных принципов:
1) Принцип взаимосвязанности:
Стратегиясоциально-экономического развития находятся в тесной взаимосвязи с документамитерриториального планирования и градостроительного проектирования, т.к в нейопределены на основе выявленных проблем и преимуществ города приоритетныенаправления и задачи развития города, которые могут быть реализованы приусловии непротиворечивости решений вопросов пространственного развитиятерритории города, использования ресурсов города, проектов его застройки иразвития объектов коммунальной инфраструктуры и социальных объектов. РешенияСтратегии должны быть согласованы с решениями генерального плана городскогоокруга. В случае явного несоответствия решений генерального плана и Стратегии,решения документа территориального планирования корректируются согласноописанным в Стратегии направлениям социально-экономического развития. Наположениях стратегии и генерального плана города основываются соответственнопрограммы, проекты и планы реализации долгосрочных целей и задачсоциально-экономического и территориального развития города, принимаемых насреднесрочные периоды.
Программы и проекты всоставе бюджета города, планы деятельности органов местного самоуправления впроцессе осуществления ими установленных полномочий и функций должны бытьнаправлены на решение задач стратегии города. Стратегиясоциально-экономического развития городского округа разрабатывается с учетомрешений документов планирования социально-экономического развития ХМАО-Югры,РФ, а также решений документов планирования стратегического социально-экономическогоразвития близлежащих муниципальных образований в части общих проблем и задачразвития.
2) Принциппреемственности:
Стратегия города послеее утверждения решением Думы города становится муниципальным правовым актом,обязательным для его исполнения на территории города, что означает, что онаявляется документом, в котором определены цели и задачи развития города надолгосрочную перспективу, сформированным при непосредственном участии местногосообщества, должна применяться в качестве такового независимо от структурыорганов местного самоуправления города, должностных лиц органов местногосамоуправления и их структурных подразделений.
3) Принцип наращиванияусилий
Необходимо обеспечиватьвоспроизводство ресурсов города в процессе реализации Стратегии, то есть,возможность использовать на последующих этапах ресурсы, образовавшиеся напредыдущих этапах.
4) Принцип «средовоговоздействия»
Стратегия должна бытьнаправлена на формирование условий для решения определенного рода проблем(например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятныхусловий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не только напрямое устранение проблемы.
5) Принципинфраструктурного обеспечения
Эффективность Стратегииопределяется положительными изменениями в обеспечении города инфраструктурнымиобъектами. В том числе коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры.
6) Принцип актуальности
Стратегия представляетсобой документ планирования развития города на долгосрочную перспективу, поэтомув процессе ее реализации могут происходить изменения как внутренних так ивнешних факторов воздействия, которые необходимо учитывать в процессереализации стратегии. Поэтому при формировании стратегии целесообразноопределить порядок корректировки стратегии, установив критерии внесения в нееизменений и дополнений.
7) Принципинформационной открытости и прозрачности:
Определяетнеобходимость предоставления всем заинтересованным в реализации стратегии лицами организациям объективной информации о содержании стратегии и ходе работ по еереализации. Это является важным фактором мотивации для привлечения к процессуформирования стратегии и в дальнейшем после ее принятия — к процессуформирования проектов и программ по ее реализации различных групп местногосообщества и других сторонних по отношению к муниципалитету лиц и организаций.
8) Баланс интересов,стратегическое партнерство
Нацеливает насогласование позиций и действий стратегических партнеров и участниковпроцессов, определяющих развитие города (включая социальные группы,общественные объединения, различные уровни управления и т.д.). Органы местногосамоуправления города Ханты-Мансийска предпринимают активные действия попривлечению к процессу реализации стратегии города других участников, в том численаселение города, профессиональные и общественные объединения, субъектовэкономической деятельности, инвесторов и других потенциальных участников насогласованных условиях в установленном порядке.
9) Ответственность
Принятие стратегии ввиде муниципального правового акта предполагает распределение ответственностимежду участниками процесса реализации стратегии, прежде всего органами местногосамоуправления города и органами управления непосредственно реализациейстратегии, которые необходимо будет создать в целях обеспечения реализациистратегии.
Ответственность можетбыть распределена различными способами, прежде всего, необходимо будетопределить органы управления реализацией стратегии, порядок распределенияполномочий и функций администрации города и ее структурных подразделений пообеспечению реализации стратегии и ее ответственных лиц за реализацию задачстратегии, установить регламент взаимодействия субъектов, участвующих вреализации стратегии, определить процедуры планирования, мониторинга, оценки,информационного сопровождения, контроля реализации стратегии и уполномоченныеорганы, ответственные за реализацию перечисленных процедур, а также процедурывзаимодействия органов управления реализацией стратегии города Ханты-Мансийскас Правительством ХМАО-Югры, стратегическими партнерами и конкретнымиисполнителями программ, проектов, планов на согласованных условиях.
/>2. Оценка существующего состоянияэкономики города Ханты-Мансийска
/>2.1 Сбор и анализ статистическойинформации по социально-экономическому состоянию экономики городаХанты-Мансийска и существующие программы развития производственной инепроизводственной сфер города Ханты-Мансийска
Оценка существующегосостояния экономики города Ханты-Мансийска была проведена на основе информациио социально-экономическом положении города, в том числе правовой информации,регулирующей процесс развития города[4], статистическойинформации Федеральной службы государственной статистки Российской Федерации[5],информации, предоставленной администрацией города Ханты-Мансийска, и данныхинформационно-правовой системы «Консультант плюс: Сводное региональноезаконодательство», а также информации свободного доступа в сети Интернет.
Оценка проведена сприменением метода SWOT- анализа, спомощью которого были выделены сильные и слабые стороны города, потенциальныеперспективы и угрозы развития города; сравнительный метод был применен длявыявления конкурентных преимуществ города в сравнении с городамиХанты-Мансийского автономного округа, а также определения экономической ролигорода в Ханты-Мансийском автономном округе. С помощью метода ретроспективногоанализа были определены тенденции развития города: по отдельным показателям,для определения тенденций изменения которых требуется существенный временнойпериод (в частности демографических показателей), анализ проведен с 2003 года,других показателей, тенденция изменения которых может быть определена в болеекороткие периоды времени, ретроспектива в процессе исследования была ограничена2006-2007 гг… Базовым годом для данного исследования определен 2009 год. 2.2Оценка ключевых внешних факторов
Основными внешними, поотношению к городу Ханты-Мансийску, факторами (в том числе, регионального,общероссийского и мирового характера), влияющими на развитие города, являютсяследующие.
Во-первых, мировойэкономический кризис. Мировая экономика с конца 2007 года находится в стадииспада, в экономике России это проявилось в середине 2008 года. Экономическийспад выражается, прежде всего, в падении цен на основных товарных рынках,сокращении производства, отказе от новых инвестиционных проектов, в падениизанятости и доходов населения. Это ведет к рецессии ряда рынков в России и зарубежом. Есть основания полагать, что рецессия в России продлится до 2012 года,но последствия кризиса для экономики и социальной сферы будут иметьдолгосрочный характер. В числе прочего, мировой кризис негативно влияет нанефтегазовую отрасль, которая является одной из важнейших составляющихэкономики как ХМАО-Югры, так и России в целом. Для Ханты-Мансийска это означаетсущественное сокращение как собственных доходов бюджета так и финансовойподдержки, поступающей из федерального и регионального бюджетов.
Во-вторых, городаХанты-Мансийского автономного округа, как и другие российские города, вусловиях высокой мобильности населения и развития информационных ресурсов находятсяв конкуренции друг с другом за трудовые ресурсы и инвестиции. Указанноеобстоятельство иллюстрируется не только статистическими данными о миграциинаселения, но и мерами в региональных и муниципальных документахсоциально-экономического планирования, направленными на привлечение населения втерритории. Наиболее остро для Ханты-Мансийска как административного,культурного, научного и общественного центра автономного округа конкуренцияможет развернуться с городом Сургутом и, в меньшей степени, с городамиНефтеюганском и Нижневартовском. Города Ханты-Мансийск и Сургут имеют наиболееполный и разнообразный спектр объектов регионального значения и значительноечисло строящихся объектов, поэтому конкуренция этих городов в будущем,вероятно, будет также происходить за уникальные объекты международного уровня.
В-третьих, современныесоциально-демографические тенденции в России и в ХМАО-Югры:
· Общееуменьшение численности населения России ввиду устойчивых тенденций сниженияуровня рождаемости и роста смертности населения в стране на протяжении многихдесятилетий, но в особенности с 1990 года негативно влияет на численностьтрудовых ресурсов в городе Ханты-Мансийске, которая во многом зависит не толькоот динамики естественного прироста населения, но и от притока мигрантов. Вусловиях демографического спада город может столкнуться с нарастающей нехваткойтрудовых ресурсов, что потребует принятия адекватных мер как по сохранениюздоровья населения, так по привлечению в город населения в экономическиактивном возрасте.
· Возрастающаяконкуренция города Ханты-Мансийска за приток мигрантов с другими городамиРоссии, обладающими значительным инфраструктурным и экономическим потенциалом.В частности, такими городами являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург,Тюмень, Томск.
· Сменапоколений. Со временем формируются новые мировоззренческие ценности ихарактеристики поколений. В настоящее время происходит завершение этапанаибольшей активности поколения, рожденного в период 60-х – начала 80-х годовХХ века. Новые поколения, родившиеся в середине 1980-х гг. и позже, несколькоиначе воспринимают работу, публичную жизнь и жилье, предъявляя к ним новыетребования, которые необходимо учитывать при управлении развитием городов. /> 2.3Оценка внутренних ресурсов
Основнымивнутренними факторами влияния на экономическое развитие города являются:
— ресурсы города, втом числе природные, кадровые, финансовые (в том числе бюджет);
— климатическиеусловия и особенности на территории города;
— экономическая базагорода, в том числе специализация производственных объектов города, состояниепроизводственных фондов (степень износа) и их оснащенность, позиции на рынкахсбыта производимых товаров, работ и услуг (в том числе динамика объемовотгруженных товаров, работ, услуг);
— уровень жизнинаселения и емкость потребительского рынка в городе;
— состояниегородской среды, в том числе объектов коммунальной, социальной, транспортной,логистической инфраструктуры города;
— развитость рынкапотребительских и бюджетных услуг на территории города;
— условия дляорганизации и развития предпринимательства./> 2.3.1 Население и трудовые ресурсы. Демографическаяситуация. Занятость. Рынок труда
Оценка тенденцийэкономического роста города в качестве одной из важнейших составляющих включаетв себя анализ демографической ситуации. Возрастная, половая и национальнаяструктуры населения выступают в качестве значимых факторов в определениипроблем и перспектив развития рынка рабочей силы, а, следовательно, ипроизводственного потенциала города. На демографические прогнозы в большейстепени опирается планирование экономического развития города как со стороныорганов местного самоуправления, так и субъектов экономической деятельности.Демографические параметры и демографические тенденции города влияют, преждевсего, на характеристики трудовых ресурсов города, на структуру занятостинаселения, баланс спроса и предложения на внутреннем рынке товаров, работ и услуггорода, на обеспеченность населения и организаций города объектамикоммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и другие условияпривлекательности города для проживания и экономической деятельности.
Общая численностьнаселения города в период 2003-2009 гг. росла устойчивыми темпами (таблица 1).
Таблица 1. Динамикаизменения численности населения в г. Ханты-Мансийске за период 2003-2009 гг.,человекГод 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Общая численность постоянного населения (среднегодовая) 55019 56528 58447 61403 65500 69795 73961 Темп прироста (к предыдущему году), % - 2,74 3,39 5,06 6,67 6,56 5,97
В течение 2003-2009гг. естественный прирост населения характеризовался положительной динамикой,обусловленной ростом числа родившихся при относительно постоянном уровнесмертности, по которому отмечаются тенденции снижения к концу рассматриваемогопериода (таблица 2, рис. 1).
Таблица 2. Сведения о числе родившихся и умерших за период2003-2009 гг., человекГоды Число родившихся Число умерших Естественный прирост (убыль) населения 2003 897 584 313 2004 987 505 482 2005 1025 529 496 2006 1055 480 575 2007 1156 511 645 2008 1317 513 804 2009 1456 533 923
Всего за период
7893
3655 4272
/>
Рис. 1. Естественное движение населения Ханты-Мансийска в2003-2009 гг., человек
Основные показателиестественного движения населения в городе Ханты-Мансийске в сопоставлении с РФи ХМАО-Югрой представлены в таблице 3 и 4.
Ожидаемаяпродолжительность жизни при рождении в городе Ханты-Мансийске по итогам 2008 г. составила 58 лет. По предварительным оценкам, в 2009 г. данный показатель составил 60 лет. Для сравнения, средняя продолжительность жизни в Ханты-Мансийском автономномокруге — Югре в 2008 г. составила 69,91 лет, а в Российской Федерации – 67,88лет. Таким образом, тенденцию изменения во времени рассматриваемого показателяможно считать благоприятной, однако фактические значения ожидаемойпродолжительности жизни в городе Ханты-Мансийке остаются не высокими. Очевидно,что для административного центра субъекта федерации данное обстоятельствоявляется препятствием на пути к устойчивому развитию.
Механический(миграционный) прирост в течение 2003-2009 гг. имел положительные значения (рис2). С 2003 г. до 2007 г. сальдо миграции устойчиво росло. С 2007 г. до 2009 г. механический прирост снижался, однако темпы такого снижения к концу указанногопериода ослабевают. Сложившаяся ситуация объясняется рядом социальных причин:
· отсутствиесвободного жилья;
· большая очередьна устройство детей в детские дошкольные учреждения,
· достаточновысокий уровень цен на продукты и товары повседневного спроса, тарифов накоммунальные услуги (одни из самых высоких в округе),
· трудности вустройстве на работу с достойной оплатой труда (свыше 30 – 35,0 тыс. руб.);
· сокращениеобъемов жилищного строительства.
Численностьвременного населения за 2009 год составила 4596 человек или 63,4% к итогам 2008года (7244 человек).
До 2005 годаосновную численность временно зарегистрированных граждан составляли вахтовые исезонные рабочие, привлекаемые строительными, торговыми и другими предприятиямигорода на земляные работы, работы по благоустройству и озеленению, по продажетоваров и приготовлению пищи. В 2006 – 2009 г.г. категорию «временных» горожан пополнили студенты очных отделений Югорского государственного университета идругих профессиональных учебных заведений города, работники гостиничныхкомплексов и сервисных услуг (медицинских, туристических, услуг культуры испорта).
В последние годыфинансовый кризис оказал серьёзное негативное влияние на количество временныхрабочих в строительной отрасли, где упали объемы строительства. Как следствие –сократилась численность работников, снизилась заработная плата. Негативныеизменения произошли и в геологоразведочной отрасли, где численность работниковсократилась практически на 700 человек.
/>
Рис.2. Механическое движение населения в городе Ханты-Мансийске в 2003-2009 гг.,человек
В целом, динамикадвижения населения в городе Ханты-Мансийске за рассматриваемый периодхарактеризуется положительной тенденцией.
Показателимиграционного прироста в городе Ханты-Мансийске в сопоставлении с РоссийскойФедерацией и ХМАО-Югрой представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Рождаемость,смертность, естественный и миграционный прирост в Российской Федерации,Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и городе Ханты-Мансийске в 2005 –2009 гг.Годы РФ ХМАО-Югра г. Ханты-Мансийск /> Рождаемость, тыс.чел. Смертность, тыс.чел. Естественный прирост, тыс.чел.
Миграционный прирост,
человек Рождаемость, тыс.чел. Смертность, тыс.чел. Естественный прирост, тыс.чел.
Миграционный прирост,
человек Рождаемость, чел. Смертность, чел. Естественный прирост, чел.
Миграционный прирост,
человек /> /> /> 2005 1457,4 2303,9 -846,5 107432 20,0 10,4 9,6 -1153 1025 529 496 1797 /> 2006 1479,6 2166,7 -687,1 132319 20,5 10,1 10,4 -1108 1055 480 575 3023 /> 2007 1610,1 2080,4 -470,3 239943 21,9 10,1 11,8 4872 1156 511 645 4328 /> 2008 1713,9 2075,9 -362 242106 23,3 10,2 13,1 1732 1317 513 804 3900 /> 2009 1761,7 2010,5 -248,8 - 23,9 10,1 13,8 4921 1456 533 923 3341 />
Таблица 4. Коэффициентырождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста в РоссийскойФедерации, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и г. Ханты-Мансийске в2005 – 2009 гг.Годы РФ ХМАО-Югра г. Ханты-Мансийск
Коэффициент рождаемости,
число родившихся на 1000 человек населения
Коэффициент смертности,
чел. число умерших на 1000 человек населения
Коэффициент естественного прироста,
чел. на 1000 чел. населения
Коэффициент миграционного прироста,
на 10 000 чел. населения
Коэффициент рождаемости,
число родившихся на 1000 человек населения
Коэффициент смертности,
чел. число умерших на 1000 человек населения
Коэффициент естественного прироста,
чел. на 1000 чел. населения
Коэффициент миграционного прироста,
на 10 000 чел. населения
Коэффициент рождаемости,
число родившихся на 1000 человек населения
Коэффициент смертности,
чел. число умерших на 1000 человек населения
Коэффициент естественного прироста,
чел. на 1000 чел. населения
Коэффициент миграционного прироста,
на 1000 чел. населения 2005 10,2 16,1 -5,9 9 20 10,4 6,4 -3 17,5 9,05 8,5 30,7 2006 10,4 15,2 -4,8 11 13,8 6,8 6,9 -1 17,2 7,8 9,4 49,2 2007 11,3 14,6 -3,3 18 14,5 6,7 7,8 34 17,6 7,8 9,8 66,1 2008 12,1 14,6 -2,5 18 15,4 6,8 8,5 11 18,9 7,4 11,5 55,9 2009 12,4 14,2 -1,8 - 15,7 6,6 9,1 - 19,7 7,2 12,5 45,2
Возрастная структуранаселения города в 2009 г. представлена на рис. 3.
Детальнаяполовозрастная структура населения в 2009 г., используемая в дальнейших расчетах численности населения на перспективу, представлена в таблице 3.
/>
Рис. 3.Возрастная структура населения города Ханты-Мансийск на 01.01.2010 г.
Таблица5. Половозрастная структура численности населения на 1января 2010 г., человек[6]Возраст, лет Оба пола Мужчины Женщины Оба пола Доля возрастной группы в общей численности населения, % Мужчины Доля половозрастной группы в общей численности мужчин, % Женщины Доля половозрастной группы в общей численности женщин, % 1533 2,02 806 2,141 727 1,90 1 1464 1,93 773 2,053 691 1,81 0-2 4356 1,79 2246 1,771 2110 1,81 3-5 3801 5,74 1951 5,965 1850 5,52 6 1151 5,01 569 5,182 582 4,84 1-6 7775 1,52 3960 1,511 3815 1,52 7 988 1,30 503 1,336 485 1,27 8-13 4786 6,31 2455 6,520 2331 6,10 14-15 1391 1,83 673 1,787 718 1,88 16-17 1446 1,91 737 1,957 709 1,85 18-19 1610 2,12 772 2,050 838 2,19 20-24 5984 7,89 2941 7,811 3043 7,96 25-29 8121 10,70 3780 10,039 4341 11,35 30-34 8289 10,92 4212 11,186 4077 10,66 35-39 6614 8,72 3586 9,524 3028 7,92 40-44 5405 7,12 2920 7,755 2485 6,50 45-49 6136 8,09 3248 8,626 2888 7,55 50-54 5537 7,30 2813 7,471 2724 7,12 55-59 4254 5,61 2079 5,521 2175 5,69 60-64 2229 2,94 1013 2,690 1216 3,18 65-69 1181 1,56 463 1,230 718 1,88 70 лет и старше 2607 3,36 692 1,838 1915 5,01
ИТОГО:
75886
100,00
37653
100,00
38233
100,00
Половозрастнаяструктура численности населения в ХМАО-Югре и в Российской Федерациипредставлена в приложении 5.
Соотношение браков иразводов (количество разводов на 100 браков) в 2009 г. составило 55, то есть соотношение сократилось по сравнению с 2008 г. на 5 % (58 разводов на 100 браков). Аналогичный показатель по ХМАО-Югре в 2008 г. составил 67, а по России – 60. Это обстоятельство положительно характеризует демографическийпотенциал города.
Демографическаяситуация в среде коренных малочисленных народов Севера можно охарактеризоватьследующим образом. За последние три года отмечается увеличение численностинаселения из числа коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающихна территории города на 11,7% по отношению к 2007 году:
2007 г. – 2 647 человек (взрослые – 1513,дети до 17 лет – 1134 чел.);
2008 г. – 2 681 человек (взрослые -1462,дети до 17 лет – 1219 чел.);
2009 г. – 3 098 человек (взрослые -1565,дети до 17 лет – 1250 чел.).
По национальномусоставу в 2009 году среди коренных малочисленных народов Севера преобладаютханты (2110 чел), манси (977 чел) и другие национальности (11 чел).
В результате сложившихсяблагоприятных тенденций отмечается увеличение рождаемости среди коренныхмалочисленных народов Севера за 2007-2009 гг. на 11,4% (2007 г. – 43,6; 2008 г. – 47,5; 2009 г. – 49,7 на 1000 среднегодового населения).
На 7,5% снизиласьобщая смертность (2007г. – 5,2; 2008 г. – 3,8; 2009 г. – 3,9 на 1000 среднегодового населения).
За период 2007 – 2008 г.г. младенческая и перинатальная смертность не регистрирована.
В отдел ЗАГС г.Ханты-Мансийска поступают заявления о внесении изменений в актовые записи (наосновании решения суда) о смене национальности: в 2007 г. – 9, в 2008 г. – 11, в 2009 г. – 12 заявлений.
По предварительнымданным на 2009 г., численность трудовых ресурсов Ханты-Мансийска составляет61800 человек или 100,98% к итогам 2008 года (61200 человек). По даннымКомитета по экономике и прогнозированию города Ханты-Мансийска, в различныхотраслях экономики города (в крупных, средних и малых предприятиях) в 2009 г. было занято 41808 человек. Особенностью структуры трудовых ресурсов города Ханты-Мансийскаявляется высокая доля работающих, занятых в непроизводственной сфере, котораясоставляет более 60%. По данным Комитета информационного мониторинга округачисленность работников в сфере материального производства в 2009 г. составила 36,0% (2008 год – 39,5%), в сфере нематериального производства – 64,0% (2008 год –60,5%) от всей численности работников. В целом, данные за предшествующие 9 летсвидетельствуют об устойчивом росте доли занятых в сфере нематериальногопроизводства: в 2001 г. она составила 53 %, в 2003 г. – 56,6 %, в 2005 г. – 59,8%, в 2009 г. – 64 %.
Преобладаниеколичества работающих в непроизводственной сфере над занятыми в материальномпроизводстве связано с тем, что на территории города сосредоточены учрежденияфедеральных, окружных органов государственной власти и органов местногосамоуправления города и района, учреждения здравоохранения, науки и научногообслуживания, учреждения общего, среднего специального и высшегопрофессионального образования, предприятия жилищно-коммунального хозяйства пообслуживанию жителей и гостей города.
Структура занятостигорода Ханты-Мансийска представлена в таблице 6.
Таблица 6. Численностьзанятых в экономике города Ханты-Мансийска по видам деятельности (отраслям), втом числе, на малых предприятиях в 2009 г.Вид деятельности (отрасль) Занятость
Всего
в том числе на малых предприятиях Тыс. человек Доля в общей численности занятых в экономике, % Тыс. человек Доля в общей численности занятых в экономике, % Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,258 0,6 0,096 0,2 Рыболовство, рыбоводство 0,065 0,2 0,028 0,1 Добыча полезных ископаемых 0,419 1,0 - - Обрабатывающие производства 0,649 1,6 0,279 0,7 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,292 3,1 - - Строительство 2,845 6,9 0,864 2,1 Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 1,592 3,8 0,503 1,2 Гостиницы и рестораны 1,044 2,5 0,357 0,85 Транспорт 2,696 6,4 0,133 0,3 Связь 1,025 2,4 0,134 0,3 Финансовая деятельность 2,448 5,9 - - Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5,492 13,1 0,786 1,9 Государственное управление 7,864 18,8 - - Образование 4,944 11,8 0,017 0,04 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,708 13,6 0,202 0,47 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,467 8,3 0,311 0,74
ИТОГО
41,808
100%
3,710
8,9
Доля экономическиактивного населения в общей численности населения в г. Ханты-Мансийскезначительно превосходит аналогичные показатели в целом в РФ и ХМАО-Югре (см.таблицу 7). Например, в 2008 г. данный показатель в городе составил 74,3 %, вРФ – 53,4 %, в ХМАО-Югре – 59,6 %.
Таблица 7. Доляэкономически активного населения в Российской Федерации, Ханты-Мансийскомавтономном округе — Югре и г. Ханты-Мансийске в 2005 – 2008 гг., % от общейчисленности населенияГоды РФ ХМАО-Югра г. Ханты-Мансийск 2005 51,7 57,5 54,2 2006 52,1 57,0 73,0 2007 52,6 58,5 73,1 2008 53,4 59,6 74,3
Количествоиндивидуальных предпринимателей в 2009 году увеличилось на 307 человек исоставило 2421 человек, количество малых предприятий на 01.01.2010 составило503 единицы, что на 26 единиц больше, чем в 2008 году. Во многом, рост числасубъектов малого предпринимательства в городе связан с мерами государственной имуниципальной финансовой и имущественной поддержки, осуществляемыми органамиместного самоуправления города Ханты-Мансийска, и государственными субсидиями,привлекаемыми в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднегопредпринимательства. В 2009 году Фондом поддержки предпринимательства Югры былаоказана грантовая поддержка субъектам предпринимательства на созданиесобственного дела в реализации 9 проектов. Увеличилось финансированиемероприятий городской программы поддержки малого предпринимательства за счетсубсидий окружного бюджета в рамках софинансирования муниципальных программ. С2009 года осуществляется имущественная поддержка в части предоставлениямуниципального имущества в аренду на льготных основаниях.
В связи с ростомчисла малых предприятий, растет среднесписочная численность работников, занятыхна этих предприятиях. В частности, доля среднесписочной численности работниковмалых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий иорганизаций города в 2009 г. составила 10,9% по сравнению с 10,6 % в 2008 г. При этом почти 40 % новых рабочих в 2009 г. было создано в сфере малого бизнеса. В целом,занятость в секторе малого бизнеса в городе Ханты-Мансийске оказаласьдостаточно устойчива несмотря на действие мирового финансового кризиса. Вчастности, в 2006 г. доля малых предприятий в среднесписочной численностиработников всех предприятий и организаций составляла около 10,7 %, что на 0,2 %меньше показателя в 2009 г.
Вместе с тем, общаядинамика изменений на рынке труда в последние несколько лет имела неоднороднуюкартину.
После плавногосокращения уровня безработицы в 2003 – 2007 гг. произошло резкое увеличениеданного показателя в 2008 – 2009 гг. Это было связано с мировым финансовымкризисом. В 2009 году на предприятиях города сокращено 760 работников (восновном в отрасли геология).
Таблица 8Уровень безработицыНаименование показателя Значения по годам 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности трудовых ресурсов), % 1,4 0,53 0,33 0,19 0,18 0,21 0,8
/>
Рис. 4. Уровень безработицы в 2003 – 2009 гг.
Численностьбезработных на 01.01.2010 года составила 431 человек и по сравнению саналогичным периодом 2008 года возросла в 3,3 раза (на 01.01.2009 года – 130человек). Уровень зарегистрированной безработицы в г. Ханты – Мансийке возрос с0,21% в 2008 году до 0,8% в 2009 году. При этом в 2009 г. 92 работодателя города (2008 год – 208) сообщили о своей потребности в рабочей силе вколичестве 1112 единиц (2008 год — 902 единицы), то есть нагрузка на однузаявленную вакансию составила 0,5 (2008 год — 0,2)./> 2.3.2 Уровень жизни населения, состояние социальнойзащиты населения. Социальная сфера
Уровень жизни и доходынаселения
Основным источникомдоходов населения города остаются заработная плата у работающих горожан, пенсиии пособия у пожилых и неработающих жителей, стипендии или пособия у студентов идетей.
В 2009 году размерсреднемесячной заработной платы составил 39797,5 руб., в 2008 году – 39399,7руб., в 2007 году — 32398,9 руб.
ОбязательстваПравительства Российской Федерации по индексации базовой и страховой частипенсий с учетом роста потребительских цен, а также выполнения задачи по доведениюсреднего размера социальной пенсии к концу 2009 года до уровня прожиточногоминимума пенсионера были выполнены, поэтому среднемесячный размер пенсии одногосреднестатистического пенсионера составил 11962,3 руб. или 157,9% к уровню 2008года (7576,82 руб.) и 215,7% к итогам 2008 года (5546,3 руб.)
Несмотря на меры поулучшению материального положения пенсионеров, коэффициент замещения(соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) в 2009 году составилпо России в целом 37,8%, по городу — 32,8%.
Среднемесячный размерстипендии одного студента, обучающегося на бюджетной основе, на начало2009/2010 учебного года составил 1997,2 руб. или 101,2% к итогам 2008/2009учебного года (1973,5 руб.) и 159,2 % к итогам 2007/2008 учебного года (1254,8руб.).
Среднемесячный размердетского пособия в расчете на одного получателя в 2009 году составил 2359,6руб. или 142,8% к итогам 2008 года (1652,42 руб.) и 83,9 % к аналогичномупериоду 2007 года (2811,41руб.). Снижение размера пособия объясняется тем, чтоколичество получателей с более низким размером пособия возросло, а количествополучателей более высокого размера пособия снизилось.
Номинальныйсреднемесячный доход на 1 жителя города в 2009 году по сравнению с 2008 г. практически не изменился и составил 30737,6 руб. (100,5% к итогам 2008 г.). Однако из-за повышения цен и тарифов на товары и услуги и роста числа безработных в 2009 г. произошло снижение реальных доходов населения на 10,6% по сравнению с 2008 г. Это отразится на увеличении в ближайшем будущем доли населения с доходами ниже прожиточногоминимума.
В общей сумме денежныхдоходов населения наибольшую долю составляет заработная плата — 70,8 % (2008год — 73,9%, 2007 год – 75,9%), доля пенсий и пособий – 9,6% (2008 год -7,9%,2007 год – 7,04%), прочие доходы – 19,6% (2008 год – 18,2%, 2007 год — 17,06 %:стипендии, материальная помощь, доходы от продажи иностранной валюты инедвижимости, проценты на банковские сбережения, ссуды и кредиты банков,переводы полученные и отосланные и т.д.).
/>
Рис. 5. Структурадоходов населения в 2007 – 2009 гг., %
Величина прожиточногоминимума в среднем на душу населения и по отдельным категориям населения вмесяц за III квартал в 2007 – 2009 г.г., утвержденная Правительством ХМАО –Югры составляла:
· всреднем на душу населения – 8109 руб. (2008 год – 7213 руб.; 2007 год – 6111руб.);
· наодного трудоспособного – 8696 руб. (2008 год – 7705 руб.; 2007 год – 6532руб.);
· наодного пенсионера – 6583 руб. (2008 год – 5841 руб.; 2007 год – 4930 руб.);
· наодного ребенка – 7457 руб. (2008 год – 6654 руб.; 2007 год –5581 руб.).
Если в 2008 годучисленность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумасоставляла по городу 3,6%, то в 2009 году – 2,5%.
Наибольшую долюденежных расходов населения составляют расходы на приобретение товаров и оплатууслуг (от 50,2% в 2007 году, до 53,1% в 2008 году и до 55,7% в 2009 году), доляобязательных платежей и разнообразных взносов сократилась с 11,6% в 2007 годудо 11,0% в 2009 году. Доля прочих расходов (приобретение недвижимости ииностранной валюты, сбережения во вкладах, проценты за банковские кредиты,переводы отправленные и др.) – с 38,2% в 2007 году сократилась до 33,3% в 2009году. Одна из причин – относительно невысокий рост заработной платы удостаточно большой численности работников массовых профессий (техслужащие,работники сферы общественного питания и розничной торговли, кассиры, няни,сторожа и т.д.), необходимость горожан не копить деньги на «черный день», авкладывать средства в приобретение товаров длительного пользования высокогокачества, оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта, в сфереобразования, связи, бытового обслуживания и прочих.
/>
Рис. 6. Структурарасходов населения в 2007 – 2009 гг., %
Некоторые показателиуровня жизни населения города Ханты-Мансийска за 2008 – 2009 годы представленыв таблице 9.
Таблица 9. Некоторыепоказатели уровня жизни населения города Ханты-Мансийск за 2008 – 2009 годыПоказатели ед.измерения 2008 год 2009 год темп роста (снижения) % Начисленная среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работающего по крупным и средним предприятиям рублей 39399,7 39797,5 101,0 Среднемесячные денежные доходы на душу населения рублей 30578,0 30737,6 100,5 Реальные располагаемые денежные доходы населения % 109,0 89,4 - Среднемесячный размер дохода пенсионера рублей 7576,82 11962,3 157,9 Соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума пенсионера % 116,9 181,7 - Товарооборот на 1 жителя** тыс.рублей 161,948 144,167 89,0 Объем реализации платных услуг на 1 жителя* тыс.рублей 48,679 54,54 101,6 в т.ч. бытовых тыс.рублей 3,299 3,545 97,4 * Темпы изменения (гр. 5 ), в % 2008 г. к 2007 г. указаны в сопоставимых ценах ** — товарооборот на 1 жителя включает розничную торговлю и общественное питание
Жилищная сфера
Развитиежилищно-коммунального комплекса является одним из ключевых направлений деятельностиорганов местного самоуправления, основная цель которого – обеспечениежизнедеятельности предприятий и учреждений, объектов социального назначения,создание комфортных условий проживания граждан.
Одним из важнейшихкритериев качества жизни является комфортная среда проживания, которая вомногом зависит от уровня развития и доступности коммунальных услуг, чтообеспечивается стабильным функционированием систем жизнеобеспеченья, развитиемкоммунальной инфраструктуры города.
Современная жилищнаяситуация в городе характеризуется следующими показателями:
· общая площадь жилищного фонда на01.01.2010 г.– 1 501,24 тыс. м2 (3 586 домов);
· доля ветхого и аварийного жилья вобщем жилищного фонда – 6,6 %.
· средняя жилищная обеспеченность на01.01.2010 г. – 19,8 м2/чел.;
· средняя плотность населения – от 30чел./га для индивидуальной жилой застройки и от 100 до 130 чел./га длямногоквартирной жилой застройки;
· средняя плотность жилищного фонда длямногоквартирной жилой застройки – 2 580 м2на 1 га селитебной территории, для индивидуальной – от 600 до 1300 м2 на 1 га;
· распределение по типу застройки:1-квартирные до 3 этажей – 15,6%; 2-квартирные до 3 этажей – 3,0%;многоквартирные – 73,9%; общежития до 5 этажей – 7,4%.
В 2009 году произведен капитальныйремонт 9 домов, обшиты, утеплены и сменены кровли на 10 домах, сменена кровляна 2 домах, произведена замена фасадов 3 домов, чердачного перекрытия 1 дома,покраска фасадов 11 домов, отремонтировано 274 муниципальной квартиры.
Образование
Сеть учрежденийдошкольного образования города представлена 21 учреждениями, что составляет33,9% от всего числа образовательных учреждений города. По состоянию на 1января 2010 года по предварительным данным в городе насчитывается 9287 детей ввозрасте от 0 до 7 лет. Из них 7477 детей в возрасте от 1 до 6 лет являютсяпотенциальными потребителями дошкольных образовательных услуг.
В городе действуютпрограммы «Развитие материально-технической базы социальной сферыХанты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2006-2010 годы», «Развитиематериально-технической базы дошкольных образовательных учреждений вХанты-Мансийском автономном округе – Югра» на 2007-2010 годы. Так например, за2007-2009 г.г. введены в эксплуатацию 3 детских сада в общей сложности на 900мест.
Удовлетворениепотребностей населения в коррекционном образовании в 2009 году составило 35%.
Увеличивается количествогрупп компенсирующего вида (с нарушением речи, группы присмотра и оздоровления- 10 групп, охват — 188 человек). В рамках целевой программы «Дети Югры»,подпрограммы «Здоровый ребенок» в МДОУ внедряются оздоровительные технологии,поставляется соответствующее оборудование.
Сеть учрежденийшкольного образования города представлена 14 учреждениями (школы, гимназии),что составляет 22,6% от всего числа образовательных учреждений города. Данныеучреждения реализуют программы начального, общего, среднего (полного)образования. Все общеобразовательные учреждения расположены в благоустроенныхзданиях. Обучение организовано по очной, очно-заочной, индивидуальной формам, вформе экстерната, семейного и дистанционного обучения, на основе индивидуальныхучебных планов. Численность учащихся дневной формы обучения за три последнихучебных года увеличилась на 1155 человек:
— 2007/2008 учебный год– 7638 учащихся;
— 2008/2009 учебный год– 7974 учащихся;
— 2009/2010 учебный год– 8793 учащихся
Обеспеченность учебнымиместами школьников дневной формы обучения составляет 90%.
В 2009 году в городеХанты-Мансийске на одного учителя приходится 17,1 школьников, что на 15,5%больше, чем в 2008 году и является нормой для города Ханты-Мансийска.
Дополнительноеобразование представляет собой организационную систему, обеспечивающуюсовременное качество, доступность и эффективность дополнительныхобразовательных услуг для потребителей. Услуги дополнительного образования в г.Ханты-Мансийске предоставляются на базе 11 общеобразовательных учреждений и 7учреждений дополнительного образования детей, среди которых: детскийэтнокультурно-образовательный центр «Лылынг союм», специализированнаядетско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, станция юных техников,станция юных натуралистов, станция юных туристов, дом детского творчества,детская школа искусств и народных ремёсел.
В целях всестороннегоудовлетворения образовательных потребностей обучающихся в общеобразовательныхучреждениях реализуются дополнительные образовательные программы идополнительные образовательные услуги за пределами определяющими их статусобразовательных программ по десяти направлениям: научно-техническому,спортивно-техническому, физкультурно-спортивному, эколого-биологическому,военно-патриотическому, социально-педагогическому, культурологическому,естественно-научному.
В 2009 году 4 224ребёнка города в возрасте от 5 до 18 лет посещали учреждения, расположенные натерритории муниципального образования, работающие по направлениямдополнительного образования, что составляет 33,4 % от общего количества детейданного возраста.
Организована работа 42лагерей для 2 625 детей (в 2008 году 27 лагерей/ 1 797 человек) с дневным икруглосуточным пребыванием детей.
Профессиональноеобразование жители города имеют возможность получить в 5 средних и 7 высшихучебных заведениях и их филиалах, как на очной, так и на заочных формахобучения. Численность студентов очной формы на начало 2009/2010 учебного годасоставила 6929 человек, заочной – 3873 человек. Количество выпускников в 2009году по очной форме обучения составило 811 человек, по заочной форме – 448человек. Материально-техническая база профессионального образования укрепляетсяи расширяется, в 2009 году введено реконструированное здание медицинскогоучилища по ул.Мира.
/>
Рис. 7. Распределениеучащихся города по уровням образования
Таблица 10. Некоторыепоказатели уровня жизни населения в сфере образования города Ханты-Мансийска за2008 – 2009 годыСфера деятельности учреждения 2007 год 2008 год 2009 год количество % от общего числа количество % от общего числа количество % от общего числа Дошкольное образование 19 30,6 19 31,1 21 33,9 Общее (полное) образование 13 21 13 21,3 14 22,6 Дополнительное образование 13 21 15 24,6 15 24,2 Среднее профессиональное образование 7 11,3 5 8,2 5 8,1 Высшее профессиональное образование 10 16,1 9 14,7 7 11,3 Всего учреждений 62 100 61 100 62 100
Здравоохранение
В городе функционируют23 учреждения здравоохранения, в том числе 6 частных стоматологических фирм иклиник, 2 федеральных учреждения (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии вХМАО–Югре), ТУ Роспотребнадзора по ХМАО–Югре), детский противотуберкулезныйсанаторий, 7 больничных учреждений (Окружная клиническая больница,Ханты-Мансийская клиническая больница восстановительного лечения,Ханты-Мансийский клинический противотуберкулезный диспансер, Ханты-Мансийскийклинический кожно-венерологический диспансер, Ханты-Мансийский клиническийпсихоневрологический диспансер, Врачебно-физкультурный диспансер, Центрпрофессиональной патологии), МУ Станция скорой медицинской помощи, Бюросудебно-медицинской экспертизы, Центр медицины катастроф, Центрмедпрофилактики, Центр Анти-СПИД, Ханты-Мансийская клиническая стоматологическаяполиклиника, Станция переливания крови.
Мощностьамбулаторно-поликлинических учреждений 2231 посещений в сутки, развернуто влечебно-профилактических учреждениях 903 койки. Обеспеченность населенияамбулаторно-поликлиническими учреждениями составляет 294,0 на 10 тыс.населения.
Всего в системе занято846 врачей, средних медицинских работников – 1662. Для сравнения в 2008 годубыло занято 746 врачей, 1845 средних медработников. Обеспеченность населенияврачами составляет 111,5 единиц на 10000 жителей, средним медперсоналом – 256,8единиц на 10000 жителей.
Социально-культурнаясфера
Сетьучреждений культуры представлена 6 библиотеками с книжным фондом около 300тысяч экземпляров, 5 государственными музеями, в том числе одним под открытымнебом — «Торум Маа», 1 государственной картинной галереей на 352 тыс.экспонатов, 1 концертно-театральным центром «Югра-Классик» с 4 залами общейвместимостью 1303 мест, 1 культурно-досуговым центром на 3 зала на 692 места, втом числе «Орфей», который является отделом КДЦ, на 120 мест, 1 кинотеатром на200 мест и 1 киновидеоцентром на 40 мест, 2 театрами (театром обско-угорскихнародов «Солнце» и театром кукол), 1 центром культуры и народных ремёсел,Центром искусств для одаренных детей Севера с двумя залами на 590 и 250 мест,культурно-досуговым центром для студентов на 67 мест, развлекательными центрами«Территория первых» с боулинг центром на 75 мест, «Галактика», «Перековка» идр.
Таблица 11. Основныепоказатели деятельности муниципальных библиотекНаименование показателя По годам 2007 2008 2009 Число библиотек 5 5 5 Библиотечный фонд (тыс. экз.) 112434 114768 119393 Прирост книжного фонда (в %) 10,4 2,1 4,0 Поступило новых книг (тыс. экз.) 11666 3752 4939 Книговыдача (тыс. экз.) 190942 213376 205969 Обращаемость библиотечного фонда 1,7 1,9 1,7 Читаемость 20 19,3 18,8 Число читателей (в абсолютных цифрах), всего 9550 11039 10960 В т.ч. детей до 14 лет 6570 7342 6868 Число посещений 65003 78120 71657 Посещаемость 6,8 7,1 6,5 Среднее число жителей на одну библиотеку 13098 13960 14792 Процент охвата населения библиотечным обслуживанием в муниципальных библиотеках 14,6 15,8 14,8 Процент охвата населения библиотеками всех ведомств 71,4 66,5 64,5 Количество книг на 1000 жителей (экз) 1716 1644 1614 Количество новых поступлений на 1000 жителей (экз) 178 53 66 Объем собственных баз данных (тыс. ед.) - 3612 11981 Библиотечные работники муниципальных библиотек, всего 25 26 27 В т.ч. имеют: * высшее образование 12 16 19 * средне-специальное образование 12 8 6 * стаж работы менее 3лет 5 1 3
В отчетном годууслугами муниципальных библиотек воспользовались 10960 пользователей (2008 г. – 11039), книговыдача составила 205969 экземпляра (2008 г. — 213376), посещаемость – 71657 ( 2008 г. — 78120), выполнено справок – 8942 (2008 г. – 9044), проведено массовых мероприятий – 250 (2008 г. – 358), оформлено книжных выставок –321 (2008 г. — 316). В сравнении с 2008 годом основные показатели снизились иэто обусловлено объективными причинами: в течение 4 месяцев была закрыта для пользователейбиблиотека – филиал № 2 в связи с капитальным ремонтом, в течение 2,5 месяцевбыла закрыта библиотека – филиал № 1 в связи с переездом в новое здание.
Согласно нормативнойпотребности (методика расчета показателей сети учреждений культуры и искусствана основе нормативов обеспеченности) население города Ханты-Мансийска должнобыть обеспечено учреждениями культурно-досугового типа на 2200 мест. МУ«Культурно-досуговый центр «Октябрь» после окончания реконструкции имеет 692места: большой зал – 444 места, малый зал – 128 мест; клуб «Орфей» — 120 мест.Таким образом, население города количеством 73 961 человек не обеспеченоучреждениями культурно-досугового типа в соответствии с нормативами.
Вструктуре МУ «Культурно-досуговый центр «Октябрь» функционирует 40 клубныхформирований — 742 участника (в 2008 году 19 клубных формирований — 261участник), из них любительские объединения самодеятельного народного творчества– 39 — 722 участника, (в 2008 году 18 — 242 участника). Из них детских клубныхформирований – 24 — 509 участников, (в 2008 году -13 — 184 участника) Из 40клубных формирований 7 занимаются на платной основе в соответствии спрейскурантом цен. Возраст участников составляет от 4 до 60 лет.
Таблица 12. Основныепоказатели деятельности учреждений культурно-досугового типаНаименование показателей Учреждения культурно-досугового типа всех ведомств 2007 2008 2009 Число учреждений культурно-досугового типа муниципального образования. Всего (в т.ч. всех ведомств) 1 1 1 Из них в ведении органа управления культуры муниципального образования 1 1 1 Число зданий 2 2 2 Число зрительных залов 2 2 3 Всего посадочных мест 735 735 692 Число клубных формирований 18 19 40 — в т.ч. для детей 11 13 24 Из общего числа – формирования самодеятельного народного творчества 17 18 39 Число участников в клубных формированиях 250 261 742 — в т.ч. детей 143 184 509 Из общего числа участников в клубных формированиях – участники в формированиях самодеятельного народного творчества 230 242 722 Число культурно-досуговых мероприятий, всего 206 192 215 — в т.ч. для детей 61 83 114 Из общего числа мероприятий — мероприятия на платной основе 50 45 42 Число посетителей на платных мероприятиях 4425 5424 4138 Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городского округа 7,0 7,7 111,4 Численность работников, всего 95 102 129 Специалисты культурно-досуговой деятельности 64 59 80 Их числа штатных работников – со стажем менее 3-х лет 5 6 32
Физическая культура имассовый спорт
В 2009 г. в городе проведено 187 спортивно-массовых мероприятий (2008 г. –151). За 2009 год в спортивно-массовых мероприятиях приняло участие 15 890 человек (в 2008 году — 15 889 чел.).Сборные команды города участвовали в 113 окружных соревнованиях. Спортсменамизавоевано 120 медалей (в 2008 г. – 98 медалей).
В отчетном годупроизошло увеличение количества единиц спортивных сооружений.
Единовременнаяпропускная способность введенных объектов 287 чел.
В 2009 году количестводействующих спортивных сооружений в городе составило127 единиц (из числа спортивных сооружений было исключено 5 объектов и введеныновые 20), в 2008 году – 113 единиц. Единовременная пропускная способностьсооружений составляет 3321 чел. (в 2008г. — 3185 человек).
Обеспеченностьспортивными сооружениями на 01.01.2010 года составляет 23,04 % (на 01.01.2009г. – 25,8%).
По состоянию на01.01.2010 года площадь спортивных залов увеличилась на 811,5 кв.м. Всоотношении с ростом населения обеспеченность на 10000 человек снизилась. Такна 01.01.2010 года она составила 2514,5 кв. м на 10000 чел., а на 01.01.2009 — 2694,4 кв. м на 10000 чел.
В Ханты-Мансийскекультивируется 47 видов спорта (2008г. – 46). В секциях по видам спортарегулярно занимается 8505 человек (2008 г. – 7435 чел.).
Прогрессируетчисленность постоянно занимающихся физической культурой и массовым спортом.Численность регулярно занимающихся физической культурой и массовым спортом на01.01.2010 г. составила 23 673 (прирост на 2290 в сравнении с 01.01.2009 г.)человека (на 01.01.2009 г. – 21 383 чел.), что составляет 32,0% от общего числанаселения (на 01.01.2009 г. – 30,6%).
Численность населения,систематически занимающегося физической культурой и массовым спортом набесплатной основе, на 01.01.2010 г. составила 22708 (прирост на 1437 всравнении с 01.01.2009 г.) человек (на 01.01.2009 г. – 21271 чел.), чтосоставляет 95,9% от общего числа населения (на 01.01.2009 г. – 97,1%). Наплатной основе по данным на 01.01.2010 г. — 965 человек (прирост на 351 чел. всравнении с аналогичным периодом предыдущего года).
К 2011 году, годупроведения Чемпионата мира по биатлону, предусматривается окончаниереконструкции Биатлонного комплекса и увеличение трибун до 20 000 мест (сегодняих 15 000 мест), расширение пресс- центра, вспомогательных помещений дляподготовки лыж к соревнованиям и т.д. Следовательно, будет увеличен штатработников, предположительно на 30 – 40 человек.
По состоянию на01.01.2010 года численность инвалидов, занимающихсяфизкультурно-оздоровительной деятельностью в целом сократилась на 55 человек(отмена статуса инвалида, перевод учащихся на домашнюю (индивидуальную) формуобучения, выезд за пределы города, отстранение от физкультуры по медицинскимпоказаниям). Не смотря на уменьшение за год количества инвалидов, занимающихсяфизкультурой и массовым спортом, увеличилось количество спортсменов, постояннозанимающихся в секциях на 47 человек, в учреждениях адаптивной физическойкультуры на 4 человека.
Основной задачей,требующей решения в 2009-2011 годах, является открытие муниципальной спортивнойшколы по игровым видам спорта. Ханты-Мансийск – единственный город Югры, вкотором отсутствует такая школа. Отсутствие спортивной школы по игровым видамспорта в течение многих лет сказывается на результатах выступления сборныхкоманд города в окружных спартакиадах. В настоящее время, открытие спортивнойшколы возможно на базе СОК «Геофизик». Открытие школы позволит создатьфундаментальную основу развития игровых видов спорта в городе, увеличитколичество детей, подростков и молодежи, занимающихся видами спорта и вперспективе повысит уровень спортивной подготовки спортсменов города.
Охват детей, подросткови молодежи в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП) поданным на 01.01.2010 г. составляет 4,5% (на 01.01.2009 – 7,4%). В 2008 вчетырех спортивных школах занималось 836 человек, из них детей в возрасте от6-15 лет – 734 чел. В 2009 году – 521 чел., из них в возрасте 6-15 лет — 374. В2009 году количество учащихся спортивных школ уменьшилось на 315 человек (ввозрасте 6-15 лет на 360 чел.).
Молодежная политика
По данным отдела сбора и обработки статистической информацииХанты-Мансийскстата, в городе Ханты-Мансийске проживает 18 268 человек в возрасте от 14 до 29 лет, что составляет 29 % от общего числа населения города. Молодежнаяполитика на муниципальном уровне должна быть направлена на формирование условийдля личностного и профессионального самоопределения и полноценнойсамореализации молодежи. С другой стороны необходимо стимулировать социальную,инновационную активность молодых людей, поддерживать их и оказывать им помощь,как в реализации инициатив, так и в трудных жизненных ситуациях.
В настоящее время, существует ряд проблем, препятствующихэффективной организации мероприятий по работе с молодежью, в частности:
· Несовершенствонормативно-правовой, научно-методической базы, критериев и стандартов в сферемолодежной политики.
· Недостаточнаяфинансовая поддержка различных направлений молодежной политики, новых формработы с молодежью, соответствующих требованиям настоящего времени.
· Недостаточноэффективная работа и незначительная популярность среди молодежи общественныхобъединений.
· Недостаточнаяготовность к выполнению воинского долга по защите Отечества. Результатыпроведенного в городе социологического опроса показали, что многие молодые людине изъявляют особого желания служить в Вооруженных Силах. Юноши активно желаютполучить образование, причем порой не важно, какое именно. Это может бытьрасценено как способ на время уйти от проблемы призыва в армию. После полученияже высшего образования у большинства граждан появляются другие планы, в которыевоенная служба не входит.
· Необходимостьподдержки талантливой молодежи города, активного стимулирования молодежныхинициатив. Социологический опрос показал, что большая часть молодежи осознает,что сама должна быть инициатором создания молодежных объединений. При этоммолодые люди рассчитывают, в первую очередь, на финансовую поддержку молодежныхобъединений, а также на помощь в предоставлении помещений и оборудования длятаких объединений. Наибольшую потребность молодежь города ощущает в досуговыхобъединениях и по интересам, а также в творческих организациях.
· Проблемытрудоустройства и безработицы среди молодежи.
· Недостаточнаяприверженность молодежи здоровому образу жизни, необходимость развития системыобеспечения качественной организации молодежного отдыха и оздоровления.
· Необходимостьформирования единой информационной политики в сфере работы с молодежью.
· Трудности доступамолодежи к востребованным информационным ресурсам.
· Невысокаяэлекторальная активность молодежи. Сегодня в городе наблюдается самая низкаяактивность на выборах именно в молодежной группе: только 25 процентовизбирателей в возрасте от 18 до 24 лет стараются ходить на выборы и 41 % –возрасте 25-24 года. Лишь 40 процентов молодых интересуются политикой, а почтичетверть – вообще не интересуются.
Внастоящее время, молодежная политика в г. Ханты-Мансийске опирается намероприятия, закрепленные в городской целевой Программе «Молодежь городаХанты-Мансийска» на 2008–2011 годы (утверждена решением Думы города от 01февраля 2008 года № 438).
В 2009 году впервыесозданы временные рабочие места на базе муниципального учреждения «Молодежныйцентр»: разработана система оплаты труда несовершеннолетних, заключены договорыо социальном партнерстве по трудоустройству несовершеннолетних на летний период2009 года с предприятиями, организациями города и округа. Летом 2009 годаработало 28 молодежных трудовых отрядов общей численностью 275несовершеннолетних (214 человек трудоустроено через Молодежный центр, 61 человекна предприятиях и учреждениях города Ханты-Мансийска). Совокупный доходнесовершеннолетнего, трудоустроенного через систему МТО, составил от 5 000 до 7000 рублей.
В целях частичногорешения проблем занятости студентов и учащихся города впервые созданы городскиесервисные трудовые отряды, в которых временно трудоустроено 168 человек (из них134 — несовершеннолетние).
В 2009 году направленона трудоустройство на предприятия и учреждения города 674 человека, в том числена постоянное трудоустройство – 92 человека, совершеннолетнего возраста.
Создано структурноеподразделение Ювенальная служба на базе МУ «Молодежный центр».
В целях поощрения иподдержки талантливой молодежи Югры пять представителей молодежи городаХанты-Мансийска стали лауреатами премии Губернатора Ханты-Мансийскогоавтономного округа – Югры.
/>2 3.3 Финансовые ресурсы и бюджет городаХанты-Мансийска
На территориимуниципального образования осуществляют свою деятельность различные финансовыеинституты, которые предоставляют широкий спектр услуг населению муниципальногообразования. Сегодня банки города предлагают населению самые разнообразные видыкредитования: ипотечный кредит на покупку квартиры, беспроцентный кредит до 90тыс.руб. сроком до двух лет на основе кредитной карты, кредит «автомечта»,кредит «молодежный» (для оплаты услуг образования) и другие.
Банки проводяткредитную политику, нацеленную на кредитование предприятий реального сектораэкономики и физических лиц. В связи с финансовым кризисом в 2009 году объемжилищного ипотечного кредитования сократился почти в 4 раза и составил 4038тыс. руб.
Учитывая, что банки истраховые компании в настоящее время испытывают трудности, следует ожидатьсокращения притока сбережений населения именно в банковскую систему.
Неблагоприятнаявнешнеэкономическая конъюнктура мировых цен на нефть повлияли на значительноеуменьшение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации иотрицательно отразились на исполнении бюджета города Ханты-Мансийска. />2.3.3.1 Финансово-бюджетная инфраструктурагорода
Бюджетное устройство иправоотношения, возникающие при осуществлении бюджетного процесса в городеХанты-Мансийске, регулируются Решением Думы города от 7 декабря 2007 г. № 422 «О Положении «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса вгороде Ханты-Мансийске» (далее – Положение) с изменениями, внесенными РешениямиДумы от 26 сентября 2008 № 581, от 6 февраля 2009 № 722, от 18 декабря 2009года № 903. В Положении о бюджетном процессе определены участники бюджетногопроцесса, установлены их права и обязанности, процедуры утверждения иисполнения бюджета города.
Несмотря на то, чтоправовой акт, утверждающий положение о бюджетном процессе, носит название «Оботдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городеХанты-Мансийске» и содержит основные обязательные составляющие, определенныероссийским законодательством, следует обратить внимание на положения,содержащие неточности и вызывающие неоднозначное толкование Положения:
1). В разделе 1, п.1,п.п.1 Положения бюджет города определен как «форма образования и расходованияденежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций администрациигорода Ханты-Мансийска», тогда как Бюджетный кодекс РФ[7]определяет бюджет формой образования и расходования денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местногосамоуправления. Учитывая, что «местное самоуправление» трактуется российскимзаконодательством[8]как форма осуществления народом своей власти и решения через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, что в структуру органов местногосамоуправления города Ханты-Мансийска входят в соответствии с Уставом города[9]Дума города, глава города и администрация города Ханты-Мансийска, данноев Положении определение бюджета является неполным. Рекомендуется словосочетание«задач и функций администрации города Ханты-Мансийска» заменить на «задач ифункций органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска»;
2) Положение несодержит требований к подготовке и применению ряда документов, используемых вбюджетном процессе города в соответствии с российским бюджетнымзаконодательством, либо ссылок на отдельно утверждаемые порядки, в частности:
· Положениене содержит требований к применению в бюджетном процессе таких инструментовпланирования как «муниципальное задание», требований к составу, качеству,объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг;
· вПоложении нет ссылок на документы, определяющие порядок предоставления средствиз бюджета города, осуществления бюджетных инвестиций, в т.ч. в объектыкапитального строительства;
· нетположений относительно порядка формирования и использования средств Резервногофонда в составе бюджета города;
· нетссылок на применение в процессе бюджетного планирования таких инструментов какмуниципальные гарантии, бюджетные кредиты, муниципальные заимствования.
Применениеперечисленных элементов бюджетного планирования регулируется отдельнымимуниципальными правовыми актами, но в Положение о бюджетном процессецелесообразно включить общие положения относительно их применения в бюджетномпроцессе;
3) Пунктом 7 раздела 7Положения определено, что «до утверждения бюджета города или внесения измененийв бюджет глава города вносит в Думу города проект долгосрочной целевойпрограммы, подлежащей утверждению им, для одобрения». В такойредакции пункт содержит несколько противоречий Бюджетному кодексу РФ ипостановлению администрации города Ханты-Мансийска от 25 декабря 2008 года №1042 «О долгосрочных целевых программах города Ханты-Мансийска» в редакциипостановления администрации города от 2 марта 2010 года № 192 в частиутверждения долгосрочных целевых программ правовым актом администрации города.В Положении указано, что программа (в единственном числе, между тем их может ифактически в городе в составе бюджета их несколько) утверждается главой городаи вносится для одобрения в Думу. В связи с этим Положение о бюджетном процессегорода в части утверждения долгосрочных целевых программ рекомендуется привестив соответствие с порядком разработки, утверждения и реализации долгосрочныхцелевых программ, установленным администрацией города и соответствующим статье179 Бюджетного кодекса РФ./>2.3.3.2 Основные характеристики бюджета города
Бюджетгорода в 2007 и 2009 годах исполнен с профицитом (таблица 13), в 2008 году — сдефицитом; действующий бюджет на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг.предусматривает дефицит в установленных Бюджетным кодексом РФ предельныхзначениях.
Таблица 13. Балансбюджета города Ханты-Мансийска в 2007-2012 гг., тыс. руб.Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.
2010 г.
(финансовый год)
2011г.
(плановый период)
2012 г.
(плановый период) Всего доходов 4 300 529,0 5 558 801,0 4 308 103,5 5 001 763,2 4 200 261,2 4 371 277,5 Всего расходов 4 280 997,0 5 819 965,0 4 231 605,5 5 486 704,2 4 396 261,2 4 526 277,5 Дефицит (-) (-261 164,0) (-484 941,0) (-196 000,0) (-155 000,0) Профицит (+) +19 532,0 +76 498,0
Источник:
Составленопо данным решений Думы города Ханты-Мансийска об исполнении бюджета города всоответствующем периоде и бюджета на 2010 финансовый год и плановый период2011-2012 гг.
Поуровню доходов бюджета Ханты-Мансийск в 2007-2009 гг. занимал четвертое местосреди городских округов Ханты-Мансийского автономного округа, уступая городам:Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск (таблица 14, рисунок 8). При этом по объемуналоговых доходов город находился на третьем месте после Сургута иНижневартовска (рисунок 9).
Таблица14. Баланс бюджетов городских округов Ханты-Мансийского автономного округа в2007-2009 гг., тыс. руб.Городской округ Доходы Расходы Дефицит (профицит) 2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009 Ханты-Мансийск 4300529 5558802 4308103 4280997 5819965 4231606 19532 -261163 76497 Лангепас 2550577 2790328 2339374 162359 2700138 2370410 45514 90190 -31036 Мегион 3147801 3527854 2936734 198542 3573061 2979935 131209 -45207 -43201 Нефтеюганск 5974794 6643273 5057978 324557 6093397 5364779 683465 549876 -306901 Нижневартовск 11543460 13136265 10779905 908112 13912799 10378816 -434688 -776534 401089 Сургут 13593537 18103988 15973164 375196 18193472 15824676 -622615 -89484 148488 Радужный 2770509 3241723 2627469 153010 3323441 2569155 13202 -81718 58314 Урай 2807826 2855502 2741013 174414 2872747 2459340 -56143 -17245 281673 Нягань 3270237 4323058 3588216 250908 4690334 3334923 64115 -367276 253293 Когалым 3281677 3977075 3188758 444344 4067659 3301484 -319707 -90584 -112726 Покачи 1326485 1493170 1235044 84945 1529789 1263434 -78599 -36619 -28390 Пыть-Ях 2236975 2632913 2390050 127417 2817126 2416779 192510 -184213 -26729 Югорск 2485679 2819970 2213312 177529 2843419 2395648 41709 -23449 -182336
Источник:Составлено по данным Федеральной службыгосударственной статистики о бюджетах муниципальных образований.
/>
Рис.8. Доходы бюджетов городских округов Ханты-Мансийского автономного округа в2007-2009 гг.
/>
Рис.9. Налоговые доходы городских округов Ханты-Мансийского автономного округа в2007-2009 гг.
Впериод 2007-2012 гг. наблюдается изменение структуры бюджетных доходов городаХанты-Мансийска (данные о структуре доходов города представлены в таблице 15):при небольшой, но достаточно стабильной доле неналоговых доходов от 5,3 до 5,9% в общих доходах бюджета происходит рост налоговых поступлений и снижениебезвозмездных поступлений. На рисунке 10 представлены изменения налоговыхпоступлений в отчетных 2007-2009 годах и в бюджете города на 2010-2012 гг., нарисунке 11 – удельные веса налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений вобщем объеме доходов бюджета города. Если в 2007 году безвозмездные поступлениясоставили 62 % доходов бюджета города, а налоговые – 32 %, то в бюджете 2010года и в плановом периоде 2011 — 2012 гг. налоговые поступления запланированына уровне соответственно 43,1% — 50,0% – 48,5 %, безвозмездные поступленияснижены соответственно до 52,5% — 45,3 – 46,9 %. Уровень финансовойсамостоятельности города Ханты-Мансийска находится в параметрах, отмечаемых всреднем по России для городских округов (по данным Федерального казначейства за 2008 г. налоговые, неналоговые источники и безвозмездные поступленияобеспечивали соответственно 38,3%, 3,1% и 58,6% совокупных доходов).
/>
Рис.10. Изменение структуры доходов бюджета города Ханты-Мансийска в отчетном периоде2007 – 2009 и в бюджете на 2010 — 2012 гг.
/>
Рис.11. Изменение удельного веса налоговых, неналоговых и безвозмездных поступленийв доходах бюджета города Ханты-Мансийска