Реферат по предмету "Экономика"


Стратегическое управление развитием региональных экономических систем

Введение
Темаконтрольной работы «Стратегическое управление развитием региональныхэкономических систем».
Вработе раскрыта сущность стратегического управления региональной экономическойсистемой, исследованы тенденции его развития; приводятся различия стратегий развитиярегиональных систем; предложен новый подход к определению сущности стратегическогорегионального управления; очерчены приоритеты развития и категориистратегического регионального управления; рассматривается концепциястратегического развития региональных систем на примере Винницкой области.
Стратегическоеуправление является основой стабильного развития и обеспечения устойчивостиэкономической системы и уже более двух десятилетий — одним из общепризнанныхнаправлений экономической науки в промышленно развитых странах. За этот периодпо данной проблематике написан не один десяток монографий и учебников, издаютсяспециализированные журналы, сформировались научные школы и направления.
Новыеэкономические условия заставляют исследователей и практиков в нашей странеискать адекватные формы, методы и инструменты стратегического управления врегионе, в частности пытаться, исходя из опыта зарубежных стран, применять крегиональным системам принципы и методы стратегического управления,реализованные на уровне предприятий. Мы понимаем, что прямую аналогию междурегиональной социально-экономической системой и хозяйственной системой, каковойявляется корпорация, проводить сложно, но изучение зарубежной теории и методикистратегического управления и планирования необходимо для разработкиотечественной концепции стратегического управления, адаптационнойметодологической работы на уровне региональных исследований.
Цельработы состоит в разработке теории и методологии стратегического управлениярегиональными экономическими системами в Украине, что предполагаетсовершенствование системы стратегического регионального управления, развитиярегиональных систем, а именно Винницкой области.
Основы современнойтеории и методологии стратегического управления начали формироваться со второйполовины XX в. Огромный вклад в этот раздел науки управления внесли Ф. Абраме,С. Аджирис, И. Ансофф, П. Друкер, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, Т. Питерс,М. Портер, К. Прахалад, Г. Саймон, П. Сенге, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г.Хамел, К. Хофер, А. Хеке, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. Их работы положилиначало классической теории стратегического планирования, а затем истратегического управления. Среди родоначальников стратегического управления —не только теоретики. Отдельно следует отметитьдеятельность консалтингових фирм, прежде всего «БостонКонсалтинг Групп», «Мак Кинзи»,«Артур Д. Литл», чьи названия стали брэндами благодаря разработанными используемым этими фирмами новым инструментам стратегического управления ипланирования.
Попыткаобобщения и осмысления проведенных исследований в сфере стратегическогоуправления сделана Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Д. Лэмпелом в книге«Школы стратегий». Они назвали десять основных научных школ, которыеразделили на три группы и дали определения описанным парадигмам, а такжепринципиальное видение их сторонниками стратегического управления как процесса.Безусловно, возникновение и формирование школ стратегий связаны преимущественнос разными этапами развития стратегического управления. В последние годы, из-заперехода от стратегического планирования к стратегическому управлению, всебольшую значимость приобретают эмпирические исследования стратегическихпроцессов на микро-, мезо- и макроуровнях.

Стратегическоеуправление развитием региональных экономических систем
Общаятенденция в развитии стратегического управления состоит в переходе отуправленческой функции «планирование» к управленческой функции«организация». Определенный сдвиг ориентиров в пользу организациипроявляется не только в повышении интереса к системной теории и гибкиморганизационным формам, но и в структурной переориентации стратегическогоуправления, которое основывается преимущественно на концепции ключевыхкомпетенций. Последняя представляет собой коллективную конструкцию,охватывающую множество отдельных компетенций и формирующую целостную,общефирменную способность решать стратегические задачи. Сторонники данногоподхода считают, что стратегическое управление полностью должно превратиться вуправление ключевыми компетенциями.
Регионможно считать реально существующим, если он создает организационную основу дляэкономики. В общем значении можно допустить, что экономический регионализмпредставляет собой совокупность процессов воспроизводства, базирующихся наспецифике территориальной структуры экономики, культурных форм, природных итрудовых ресурсов. Становление целостных механизмов и структур воспроизводствав процессе развития формируют регионы разного уровня сложности, которые могутлокализоваться на тех или иных участках территории.
Целирегиональной политики соотносятся с меняющейся системой ценностей. В связи спереходом к информационной цивилизации общество движется к общечеловеческимценностям. Региональная политика оптимальна только в том случае, когда гражданеимеют правовое равенство, когда их социокультурный, экономический иполитический статусы не зависят от места их проживания (в регионе, центре илипровинции); равенство касается самых разнообразных сфер социальногопространства.
Расхождениясистем управления на уровне фирм и регионов обусловлены составом, структурой,количеством и характеристикой используемых у них социальных средств, которыесобственно являются объектом и предметом управленческой деятельности. Такимобразом, по-разному реализуется и стратегическое управление. Для региональныхсистем, построенных на социальных процессах жизнедеятельности людей в рамкахэкосистемы, стратегическое управление является основой. Организации (фирмы)функционируют, прежде всего, в региональной системе как ее элементы, и поэтомустратегия их развития в значительной степени определена стратегией развитиярегиона.
Длярегиональных социально-экономических систем содержание стратегическогоуправления состоит в сохранении жизни населения в рамках территориальных границэкосистемы с учетом природно-географических, климатических и историческисформированных экономических особенностей территории. В соответствии с этимдолжно формироваться стратегическое управление — удовлетворять необходимыепотребности человека путем обеспечения необходимых условий жизнедеятельности. Вто же время стратегия организации направлена на сохранение и развитие процессовпроизводственно-хозяйственной деятельности. В отличие от стратегическогоуправления региональными социально-экономическими системами, решениястратегического менеджмента всегда экономически интерпретируются и должны бытьэкономически обоснованными.
Такимобразом, стратегическое управление, определяющее существованиесоциально-экономических систем в перспективе во взаимосвязи с динамикой окружающейсреды, свойственно любой экономической системе, однако его целеваянаправленность, содержание, прогнозные и временные интервалы могут существенноразниться. Кроме того, стратегическое управление, в отличие от других типовуправленческой деятельности в системе управления, обязательно учитывает связисоциально организованных систем с окружающей средой и критериальную оценкустратегических управленческий решений.
Всовременных условиях региональное стратегическое управление проводится в рамкахнового управленческого подхода, в котором государство и регионы рассматриваютсяне как субподчиненные системы власти, а как системы с распределенными центрамиуправления, которые ориентируются на собственные интересы и цели.Принципиальная новизна данного подхода делает его трудным для внедрения впрактику управления, особенно в регионах с сильными традициямидирективно-иерархического управления. Технологии стратегического планирования врегионе относятся к новому поколению социально-гуманитарных технологий управлениясоциальными, экономическими и культурными изменениями. Современный опытрегионального стратегического планирования в европейских странах, США, Канаде иряде развивающихся стран показывает высокий уровень эффективности такогопланирования.
Вусловиях глобализации социально-экономических процессов региональноестратегическое управление необходимо совершенствовать по следующим приоритетнымнаправлениям.
1.Отход от иерархических и многоступенчатых структур управления и акцентированиевнимания на моделях «матричного» и «сетевого» типов, чтопозволяет перейти от чисто технократического подхода к решениюсоциально-экономических проблем.
2.Уменьшение количества властных институтов и подразделений, действующих напостоянной и жестко регламентированной основе. Развитие временных проектныхорганизаций и творческих коллективов, действующих с единой целью ипоставленными задачами.
3.Развитие форм перекрестного финансирования и объединение проектов и программ,что позволяет согласовывать прибыльные и убыточные проекты, снижать расходы.
4.Внедрение таких методов управления, как делегирование полномочий, разделениерисков между отдельными подразделениями организации, стимулирование и поощрениеспособностей и возможностей работников.
5.Учет и разграничение интересов всех заинтересованных сторон и участниковконкретного проекта с помощью коллективного принятия решений, повышениеобъективности таких решений с использованием экспертных методов и методаобратной связи при их реализации.
Современнойтеорией и практикой выработан ряд общих положений методологии стратегическогоуправления региональной системой, которые позволили сформулировать понятие,сущность и принципы регионального стратегического управления.
Региональнаястратегия — это управление политическим, социальным и перспективнымэкономическим развитием региона, осуществляемым органами его законодательной иисполнительной власти.Региональная стратегия отличается, во-первых, от территориальной стратегии,реализующей политику государства и межгосударственных структур в отношениикрупных экономико-географических районов, не имеющих собственного юридическогостатуса, и, во-вторых, от районной и муниципальной стратегий.
Региональноестратегическое управление предполагает экономические, политические, социальныеотношения исполнительной власти региона с центральными органами государственнойвласти; с местными представительствами центральных органов; с органами властидругих государств; с органами местного самоуправления; с юридическими лицамиразного организационно-правового статуса и их ассоциаций; с населением,политическими партиями и общественными движениями.
Региональноестратегическое управление, на мой взгляд, направлено на достижение поставленныхцелей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включаетдиагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование иреализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как динамичная совокупностьвзаимозависимых управленческих процессов, а именно:
—анализа внешней и внутренней среды региона;
—установления системной функции (миссии) региона и целей стратегии развития;
—выбора стратегии функционирования и развития;
—реализации стратегии развития региона;
—оценки и контроля за реализацией стратегии развития.
Конечнаяцель реализации стратегии управления — определение возможностей развитиярегиона в условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней ивнутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, спомощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер этивозможности и потенциал могут быть реализованы.
Спозиций системного подхода региональное стратегическое управление какцеленаправленная деятельность местных органов государственной власти включаетследующие виды стратегий:
—политическую, ориентированную на укрепление регионализма, согласование ивзаимодействие всех уровней власти (региональной, муниципальной),предупреждение и решение этнических, конфессионных, классовых и другихсоциальных конфликтов;
—социально-экономическую, направленную на увеличение валового региональногопродукта, устойчивое развитие экономического потенциала региона, обеспечениеего безопасности и сбалансированности рынка труда, сглаживание отличий вуровнях и качестве жизни между разными регионами и группами населения, созданиеусловий для эффективного труда и развития личности во всех социальных группах;
— демографическую, связанную с рационализацией естественного прироста населения иего миграцией как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровнях;
—научно-техническую и образовательную, направленную на формирование и развитиерегиональных центров создания и широкого внедрения критически важныхтехнологий;
—экологическую, цель которой — рациональное использование природных ресурсов приуменьшении выбросов в окружающую среду, безопасной утилизации отходов,сохранении естественного кругооборота веществ и регенерационных механизмовприроды;
—земельную, направленную на рациональноеиспользование ограниченного земельного фонда на основе оптимального размещенияпроизводств, коммуникаций, мест расселения;
—конкурентную, направленную на развитие конкурентных преимуществ региона,которые обеспечат дополнительный приток на данную территориювысококвалифицированных работников и капиталов, которые будут способствовать ееразвитию.
Системастратегического управления функционированием и развитием региональнойсоциально-экономической системы должна отвечать специфике региона, учитыватьего особенности и функциональную склонность при определении общей моделиразвития, приоритетных направлений, целей и задач развития.
Сущностьи содержание регионального стратегического управления наиболее полнораскрываются через совокупность основных понятий стратегического управления,классификация которых приведена на рисунке.
1.Разделы стратегического управления включают главные теоретические составляющие:основы стратегического управления, стратегическое планирование, управление иконтроль за реализацией стратегии. Каждый раздел содержит параграфы(подразделы), состав которых еще нельзя полностью признать в теории управления.
2.Методология исследования — совокупность общих и специальных методовисследования, применяемых в стратегическом управлении: системный анализ, STEP-и SWOT-анализы, целевое управление и др.
3.Этапы стратегического управления — сложные элементы процессов исследования,разработки и реализации стратегии, которые включают диагностический анализ,формирование разделов стратегического плана по подсистемам и управлениеизменениями в регионе.
4.Подсистемы региона — наиболее важные структурные элементы, взаимодействующиемежду собой.
5.Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы развития организации:зарождение, рост, зрелость и трансформацию. Их выделение нельзя путать состадиями жизненного цикла продукции иуслуг.
6.Стратегии регионального развития — виды обобщающих моделей региональногоразвития.
7.Стратегии развития региона представлены в трех вариантах — пессимистический,реалистический и оптимистический.
Особенностьпредложенной системы регионального стратегического управления состоит вовнедрении элементов конвергенции в системе «государство — регион»,которые используются при описании интегрирующих процессов. В основерегионального интеграционного развития лежат общие тенденции и императивынаучно-технического и социально-экономического прогресса. Они обусловливаютсближение, то есть конвергенцию, региональных экономик, их особенностей (см.рис. 1).
Большоезначение в стратегическом управлении имеют пять составляющих:
—выявление проблем управления;
—формулирование целей управления;
—выбор базовых стратегий;
—реализация стратегий;
— управлениеизменениями.
1.Выявление проблемы управления позволяет установить долгосрочные направленияразвития и цель региона занять определенные позиции на национальном рынке.
2.Формулирование целей управления состоит в определении направлений развитиярегиона. Идеален тот случай, когда поставленные руководством задачи включаютдостижение долгосрочных целей. Такие цели показывают руководству что необходимоделать, чтобы регион занял такое положение, которое позволило бы ему хорошоработать в течение длительного времени. Краткосрочные цели связаны срезультатами, которые руководство хочет получить в ближайшее время.
3.Выбор базовых стратегий предусматривает решение главной управленческойпроблемы: как достичь необходимых результатов с учетом состояния региона и егоперспектив. Стратегия — это образ действий, которые должны выполнятьруководители для достижения генеральных целей. Разработка стратегии начинаетсяс анализа внутреннего и внешнего состояния региона. Неправильные результатыанализа или их отсутствие значительно повышают риск того, что начнутсянепродуманные действия, которые будут иметь долговременные последствия.
4.Реализация стратегии состоит в том, чтобы запустить ее и получить необходимыерезультаты в запланированное время. Реализация стратегии — это в основномпрактическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:
—совершенствование структуры управления регионом, способным успешно использоватьстратегию;
—разработку финансового плана, направляющего ресурсы в самые важные длястратегического успеха отрасли;
—проведение поддерживающей стратегической политики и введение практикипостоянного совершенствования;
—создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировалабы достижение поставленных целей;
—согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленныхцелей;
—создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовалибы успешной реализации стратегии;
—формирование такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналуотраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;
—введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижениемстратегии вперед и постоянного улучшения ее реализации.
5.Управление изменениями обусловлено появлением новых обстоятельств инеобходимостью проведения корректирующих действий. Могут понадобиться изменениядолгосрочных направленийразвития, сужение или расширение управленческого видения будущего курсаотраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены илизанижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегияможет трансформироваться в результате корректирования долгосрочных направленийразвития, установления новых целей или изменения условий внешней среды.
Среди стратегическихоперационных целей и первоочередных задач, на выполнении которыхсосредоточились как представители власти, бизнеса, так и отдельные общиныобласти, отметим развитие кластеров — специфических объединений, деятельностькоторых должна предоставить новые возможности для экономики. Кластеры являютсяодной из распространенных в мире моделей успешного развития экономики страны науровне регионов. В Украине также обратили внимание на такую модельсотрудничества. В экономических источниках можно встретить несколькоопределений понятия «кластер». В контексте нашей областной стратегииможно сказать, что кластер — это объединение предприятий и других субъектовхозяйствования, которые размещены в одном регионе, технологически связаны другс другом или взаимозависимы на определенном рынке, а также имеют цель —совместное производство и реализацию инновационной продукции.
Поискпутей успешной реализации стратегии — также непрерывный процесс. Однистратегические задачи решаются легко, а другие — никак не могут осуществиться.Реализация стратегии возможна при совместном влиянии всей совокупностиуправленческих решений и поэтапных действий, выполняемых разными целевымигруппами и отдельными лицами. Пересмотр финансовых планов, изменение политики,реорганизация, кадровые изменения, совершенствование учебного процесса,культурные мероприятия — все эти и другие действия являются типичнымиуправленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии развитиярегиона.
Нарегиональном уровне точкой отсчета для реализации стратегического управленияслужит концепция социально-экономического развития, выполняющая следующиефункции: формирования определенной системы ценностей, определениястратегических целей и приоритетов развития, консолидации общества имобилизации ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, расчетасредств для их реализации. Концепция основывается на идее развития, котораяопирается на рад организационно-управленческих принципов:
—принцип стратегического управления, основанный на программно-целевом подходе;
—принцип системности управления и комплексности социально-экономическогоразвития региона;
—принцип мобилизации ресурсов, связанный с рыночным механизмом стимулированияхозяйственной деятельности;
—принцип согласованности интересов органов государственной власти, бизнеса иобщественных институтов в долгосрочном аспекте;
—принцип легитимности — принятие основной массой населения стратегиирегионального развития, представленной в концепции.
Вконцепции формулируются основная идея и единая стратегия развития с учетомразных интересов и позиций. Система ценностей концепции основана нарассмотрении индивида как полноправного субъекта общественных отношений,обусловленных культурным климатом, общественно-политической, экологической иэкономической обстановкой в регионе. Эти факторы определяют пределыжизнеспособности системы ценностей концепции. Именно такие принципы могут бытьприменены при разработке системы стратегического управления на региональномуровне. В украинских условиях они могут выступать точкой отсчета в выборестратегии социально-экономического развития регионов.
Приведемпример реализации стратегии регионального управления с использованиемоценивания социально-экономической ситуации в Винницкой области, котороевыполнено в соответствии с принципами SWOT-анализа(в SWOT-анализ Винницкой области включенытолько базовые элементы экономического комплекса области, поэтому он подлежитежегодному уточнению и детализации) (см. табл. 1).
стратегическийуправление регион социальный
Таблица1. SWOT-анализ социально-экономическойситуации в Винницкой областиФакторы
Сильные
стороны
Слабые
стороны
Благоприятные
возможности Потенциальные угрозы
1. Демографи-
ческие и соци-
альные черты Высокая толе- Сложная демо- Развитие граж- Усиление де- рантность насе- графическая си- данского обще- мографическо- ления к ново- туация, прогноз ства; го кризиса; введениям; от- уменьшения развитие ку- появление но- носительная по- имеющегося рортного бизне- вых центров литическая ста- населения; са на основе концентрации бильность большая доля принятия закона использования населения пен- о признании ку- рабочей силы; сионного воз- рорта Хмельни- несоответствие раста; ка курортом го- подготовки высокий уро- сударственного специалистов вень безработи- значения потребностям цы в сельской экономики; местности; сохранение низкий уровень диспропорций правовой защи- в развитии щенности насе- районов ления
2. Промышлен-
ный потенциал Высокая кон- Преобладание Увеличение ко- Отсутствие центрация предприятий с личества пред- стратегическо- предприятий технологиями приятий с высо- го планирова- пищевой про- 2-го и 3-го по- котехнологич- ния на уровне мышленности; колений; ными производ- области; достаточно раз- высокая изно- ствами; нестабильность витые транс- шенность ос- рост объемов законодатель- портная инфра- новных фондов; ПИИ; ства об инве- структура и несбалансиро- снижение уров- стициях; предпринима- ванная структу- ня безработицы; рост теневого тельская сеть; ра промышлен- предоставление сектора эконо- существует из- ного комплекса государствен- мики; лишек энерго- области; ной помощи для отсутствие генерирующих высокие техно- диверсифика- стратегических мощностей; логические по- ции избыточных решений по есть разведан- тери энергети- мощностей са- Ладыжинской ные промыш- ки; харной и спир- тэс ленно пригод- низкий уровень товой отраслей; ные затежи по- подготовки создание госу- лезных иско- бизнес- дарственной паемых; проектов; системы науч- научный потен- отсутствие сети но-технической циал высшей поддержки ин- информации; школы готов к новаций в про- формирование участию в ин- мышленности международных новационной транспортных деятельности коридоров на территории обл.
Наоснове изложенного и таблицы сформулируем стратегические цели Винницкойобласти.
1.Винницкая область — регион с высоким инновационным потенциалом важных длячеловека технологий.
Аграрнаянаправленность промышленности, большая часть сельского населения являютсяопределяющими особенностями области, благодаря чему у нее есть преимуществаперед другими регионами Украины, и имеют большое значение для созданияблагоприятного инновационно-инвестиционного климата.
2.Винницкая область — область с высоким уровнем человеческого потенциала ицивилизации села.
Этаобласть, в которой сельское население преобладает над городским, по индексучеловеческого развития стоит на 4-м месте в Украине. В период перехода кинновационной модели развития особое значение приобретают уровеньобразованности населения, социальная среда и финансирование человеческогоразвития. Этот фактор необходимо использовать как преимущество для повышенияобщего уровня цивилизационного развития села, в том числе уровня жизни.Поднятие культурно-образовательного уровня села области до городского, усилениеактивности общественной деятельности создадут условия для успешного внедренияновых аграрных технологий и сохранения существующих ценностей сельских общин.Важное значение приобретает устранение региональных диспропорций в развитииотдельных регионов. Это требует разработки и внедрения механизмов координациисредне- и долгосрочной политики областных органов исполнительной властиотносительно конкретной территории, с одной стороны, и между ними и органамиместного самоуправления и администрацией в согласовании стратегических целей иприоритетов развития — с другой.
3.Винницкая область — центр реализации новой энергетической стратегии. Здесьзафиксированы значительные диспропорции в энергетической отрасли.
Приобщем спаде объемов производства на 50% в 2010 г. до объемов производства 1990г. произошло разбалансирование экономического комплекса области. Энергогенерируюшиемощности использовались на 15—20%, мощности спиртовых заводов — на 60%. ВВинницкой области энергоемкость производства несколько выше, чем в среднем поУкраине, и составляет 0,8 т условного топлива на 1 тыс. грн. ВВП против 0,7 поУкраине.
Областьимеет в 4 раза больше энергогенерирующих мощностей, чем потребляетэлектроэнергии. Однако себестоимость электроэнергии Ладыжинской ТЭС — самаявысокая в Украине. В то же время энергоемкость производства базовых отраслейпромышленности и сельского хозяйства выше, чем в среднем по Украине. Длявыполнения задачи снижения энергоемкости производства промышленный исельскохозяйственный секторы области должны перейти на более дешевые видыэлектроэнергии и обеспечить минимизацию ее потерь в пределах области. С учетомаграрной направленности области, такие виды генерации могут базироваться наиспользовании биотехнологий и утилизации отходов. Энергетический потенциалопределяется следующими технологическими направлениями: анаэробное брожениенавоза, сжигание отходов АПК и других отраслей, использование агрокультур дляполучения спиртового топлива путем ферментации, превращение биомассы вгазообразные или жидкие виды топлива с помощью термохимических технологий,производство из растительных культур масел и заменителей дизельного топлива.Все это дает возможность поставить перед областью новую стратегическую цель —создать условия для перехода на новейшие биотехнологии в производстве топлива иэлектроэнергии.
4.Винницкая область — регион устойчивого экономического развития и коллективногопредпринимательства.
Имеяв хозяйственном комплексе большую долю сельского хозяйства и перерабатывающейпромышленности, экономика области должна быть максимально сориентирована наиндивидуальные запросы рынка, следует заниматься не просто тиражированиемтовара — рынку нужен товар, «сшитый по фигуре». Однакоорганизационные структуры в сельскохозяйственном производстве области основаныпреимущественно на разрозненных самостоятельных предприятиях. Исходя из того,что в настоящее время уже совершается переход от централизованной иерархииорганизации производства к иерархии кооперативного характера, организационныеструктуры сельскохозяйственного производства фактически должны пройти этапцентрализованной иерархии к сетевой кооперативной структуре. Управление изцентра заменяется координацией действий внутри предпринимательских объединений(групп).

Выводы
Подводяитоги, можно утверждать, что стратегическое управление состоит в обосновании иразработке стратегии развития региональной социально-экономической системы,определении ее количественных характеристик и управлении процессом еереализации. Обшей целью развития хозяйства каждого региона является повышениежизненного уровня населения. Это основной принцип новой стратегии экономическихпреобразований в регионе — в отличие от отраслевого и ведомственного, которыедоминировали в прошлом. Экономической базой социальных приоритетов стратегиирегионального развития является заинтересованность регионов в повышении эффективностипроизводства и решении социальных и других проблем.

Использованы источники
1. Калетнік ГМ.Розвитокринку біопалива вУкраїні.К, «Аграрна наука», 2008,464с.
2. AnsоffI. Н.Implanting strategic management. N. J., Prentice Hall International, 1984.
3. КарлофБ. Деловая стратегия. М., «Экономика», 1991.
4. МинцбергГ., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., «Питер»,2001.
5. ПортерМ. Международная конкуренция. М., «Международные отношения», 1993.
6. СаймонГ. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М.,«Экономика», 1995.
7. Минцберг Г, Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школыстратегий. СПб., «Питер», 2000.
8. ГеєцьВ. М., Панченко Є. Г., ЛібановаЕ. М. та ін. Перехідна економіка. Монографія.К., «Вища школа»,2003, 591 с.
9. Мазур А. Г.Управління в регіональних економічних системах: теорія, методологія, практика.Вінниця, ТОВ «Консоль», 2003, 408с.
10.  ЛьвовД. С, Гранберг А. Г., Егоршина А. П. Стратегическое управление: регион, город,предприятие. М., «Экономика», 2004.
11.  ПанасюкБ.Я. Прогнозування тарегулювання розвитку економіки. К.,«Поліграфкнига», 1998, 304 с.
12.  Офіційнийсайт Вінницької обласної державної адміністрації. Стратегія економічного ісоціального розвитку Вінницької області на 2005—2015 роки, (http://www.vin.gov.ua/web/vinoda.nsf/web_alldocs/DocJ2AHQ).
13.  КозловськийС. В. Стратегічний аналіз розвитку регіональнихекономічних систем. Електронне фахове видання «Ефективна економіка» №4,2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :