Реферат по предмету "Философия"


Учение Гегеля о бытии

Министерство общего и профессионального образования РФ Сыктывкарский государственный университет Исторический факультет Заочное отделение Специальность история Контрольная работа Учение Гегеля о бытии Студент IV курса Толстиков Константин Станиславович Преподаватель Введение. Что есть философия

Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщнную систему взглядов человека и общества на мир в целом, на сво место в нм, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества совокупность обобщнных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков.

Философия же дат систему знания о мире как целом. Иными словами можно сказать так, что предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего. а вс сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Мы можем с уверенностью сказать, что основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Но что есть бытие Что содержит в себе данное понятие Нельзя не заметить, что во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одарнности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре

его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в свом бесконечном многообразии явления. Так сформировался ключевой вопрос философии о бытии, и так же сформировалось относительно устойчивое понятие того, чем является бытие. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее о существовании, о сущем вообще. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир

в целом существует и сохраняется. Констатация факта бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Впервые этот термин-термин Бытие -ввл античный философ Парменид V-V вв. до н.э Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Вообще же для античной философии в той или иной мере свойственно нерасчленение бытия и мышления во

всех аспектах гносеологическом, онтологическом и этическом. Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным богопознанием, соотношение Бога и бытия подвергалось тщательному продумыванию. В средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.

В эпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация философии. Для данной эпохи характерна объективизация понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Здесь следует подробнее остановиться на неком революционном этапе формирования философской мысли и связанном с этим решении проблем бытия. Для Европы, е культуры и европейского сознания, XX век-век классический. Таковым он стал и для европейской философии.

Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Огромным открытием в немецкой классической философии, неким поворотным пунктом в мышлении, как способе познать вещи, сущность бытия и окружающего мира, осознании роли и места индивидуума во всемирно-историческом процессе, какпроцессе становлении бытия является создание диалектики , как науки, как системы, как логики.

Заслуга эта принадлежит Г. Гегелю, на философской системе познания бытия которой и хотелось бы подробнее остановиться. Учение Гегеля о бытии, как часть Науки логики . Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831 крупнейший немецкий философ-идеалист. В философии Гегеля немецкая идеалистическая философия конца 18-го начала 19-го вв. достигла своей вершины. Гегель родился в Штутгарте. В 1788-93 гг. Гегель учился в

Тюбингенском университете, по окончании которого служил домашним учителем в буржуазных и аристократических семьях в начале в Берне 1793-96 , затем во Франкфурте на Майне. В 1801 г. Гегель переехал в Иену и вскоре приступил к преподавательской деятельности в университете. Здесь в 1806 г. Гегель закончил сво первое крупное произведение- Феноменология духа уже содержавшее основные идеи его философской системы.

Как известно Феноменология духа является введением к гегелевской философии в целом. В результате являющегося , феноменологического знания Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. Она развивается по принципу триады тезис-антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистых логических сущностей затем в форме инобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах конкретного духа.

Соответственно получается три части системы логика, философия природы, философия духа. Логическое учение излагается Гегелем в Науке логики так называемая Большая логика , первой части Энциклопедии философских наук так называемая Малая логика и популярно в Философской пропедевтике лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в Нюрнберге.

В обычной энциклопедии науки эмпирически, в том виде, каком они существуютФилософская же энциклопедия есть наука раскрывающая необходимую, определнную понятием взаимосвязь и философское происхождение основных понятий и принципов наук. Гегель Г.В. Работы разных лет, Т.2, с. 148 Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М 1986, с. 228 Наука в целом делится, по мысли Гегеля, на три части-логику, науку о природе, науку

о духе три ступени системы Гегеля упоминавшиеся выше. Логика наука о чистом понятии и абстрактной идее природа представляет собой внешнюю реальность идеи, е экстериоризацию, дух снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе. Логика в системе Гегеля занимает центральное место. И это понятно е предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая

основу всей действительности. Согласно Гегелю, система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения, есть форма, в которой понятие обретает конкретность. Простой механический набор понятий не передат всей сложности реальных отношений, их взаимообусловленности и взаимопереходов. Задача Логики обнаружить эту реально существующую систему отношений, лежащую в основе как бытия, так и тождественного с ним сознания. Система категорий дат возможность понять не только мир

как целое, но и каждое его наиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией. Но категории, не имеющие род или видовое отличие, можно осмыслить только в сопоставлении друг с другом, во взаимных переходах, т.е. в определнной системе, каждое звено которого связанно с остальными. И поскольку в этом диалектическом развитии категорий угадывается действительная диалектика вещей, то идеалистическая диалектика Гегеля, систематически изложенная в логическом учении в виде саморазвития

понятий, приобретает глубокий рациональный смысл. Логика Гегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Изложение приобрело строгую последовательность потому, что Гегель не только высказал идею субординации категорий, но и правильно указал на общий е принцип движение мысли от абстрактного к конкретному, т.е. от многостороннего к многостороннему, от пустоты к полноте

содержания. Логика, таким образом, начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия. Вначале предмет, если мы отвлечмся от всех его определений, только есть, и мы знаем о нм только то, что он есть. Поэтому началом движения всех логических категорий будет чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишнная определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Чистое бытие образует начало потому, что оно в одно и то же время есть и чистая мысль,

и неопределнная непосредственность, а первое начало не может быть чем-то опосредованным и определнным .22 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М 1974, с.217. Речь здесь идт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию - утверждать подобное бессмысленно Гегель рассматривает не определнное бытие того или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии.

Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечнность и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений. Гегель высказывает бытие как предикат абсолютного т.е. получает первую дефиницию абсолютного абсолютное есть бытие. Но чистое бытие есть чистая абстракция, есть ничто. Из этого вытекает вторая дефиниция абсолютного, где последнее является ничто.

Если есть противоположность в этой непосредственности как бытие и ничто, то кажется очень странным, что эта противоположность уничтожается, и поэтому существуют попытки фиксировать бытие и предохранить его от перехода. Таким образом размышляя, приходят к мысли, что нужно найти для бытия тврдое определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково

оно есть непосредственно вначале. Такое стремление находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении. Истину как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих, это единство есть

становление .33 Там же, с. 222 Таким образом, имеются три необходимых момента бытия бытие тезис, ничто антитезис, становление их синтез. В становлении бытие и ничто сняты упразднены и сохранены. Обе эти категории бытие и ничто, стало быть, содержатся в становлении как снятые моменты. Снятие важнейшая категория гегелевской философии. В связи с характеристикой становления Гегель дат разъяснение категории снятие .

Оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец .44 Гегель, Соч т. V, с. 99 Овсянников М.Ф Философия Гегеля, М 1959, с. 99 Гегель, следовательно, пытается сформулировать мысль о диалектическом характере отрицания, являющегося, по его мнению, моментом связи, моментом развития. Отрицание отрицания один из важнейших законов диалектики

Гегеля, который используется при построении всей его системы. Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытие с некой определнностью. Гегель развивает свою мысль следующим образом Становление вот истинное выражение результата бытия и

ничто, так как оно есть их единство оно есть единство не только бытия и ничто, но и беспокойство в самом себе единство, которое не только неподвижно, как отношение с собой, но благодаря различию бытия и ничто, которое заключено в нм, противопоставляется в себе самому себе. Наличное бытие есть это единство, или становление в этой форме единства наличное бытие, поэтому, односторонне и конечно 55 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук,

М 1974,с. 225 Определнность то же самое, что и односторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определнность, которая тождественна с бытием. Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определнность .66 Там же, с. 228 Нечто есть то, что оно есть, благодаря своему качеству, и, теряя сво качество, оно перестат быть тем, что оно есть. Качественная определнность, по

Гегелю, едина со всем бытием, она не выходит за свои пределы и не находится также внутри его, а есть его непосредственная ограниченность. 77 Гегель, Соч Т. V, с.65 Овсянников М.Ф Философия Гегеля, М 1959 с. 100 Гегель придает большое значение категории качества. Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественные

изменения в мире. Итак, наличное бытие есть определнное бытие. Основа же всякой определнности есть отрицание. Утверждая одно, мы отрицаем другое. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, и так без конца. Гегель называет подобную бесконечность дурной бесконечностью. Обнаруживается множество бытий с присущими каждому индивидуальностями, внутренними характеристиками.

Эту внутреннюю характеристику Гегель называет в себе бытием. Бытие качества как таковое противоположность этому отношению с другим есть в себе бытие .88 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М 1974, с.229 В каждом наличном бытии или нечто заключены два момента момент в - себе бытия и момент бытия для другого, поскольку данное нечто раскрывается, обнаруживается лишь в соотношении с другими нечто.

Быть для другого, по Гегелю, означает выявлять себя в связи и отношении с другим. Например, А определяется через Б, Б через В. Здесь А выступает как нечто, Б как другое. Но Б есть не только другое, а и нечто, определяемым чем-то третьим. Следовательно, нечто определяется через нечто, т.е. само через себя. Вот это соотношение с самим собой Гегель называет истинной бесконечностью в противоположность дурной

или нестинной бесконечнтсти. Таким образом, следующей категорией качества является для себя бытие. Но здесь существует противоречие. Для-себя-бытие возникает следующим образом нечто определяется другим, но последнее само есть нечто. Следовательно, нечто приходит к себе, достигает своего конца и цели и посему становится законченным. Законченное наличное бытие ограничивается уже не другим, а собою и в себе. Вот это соотношение с собой, которое опосредуется через отрицательное отношение к другому, есть

для себя бытие, и выступает как идеальное. Для-себя-бытие есть одно, другое исчезло. Категории для себя бытия, по Гегелю, соответствуют монады Лейбница и атомы Демокрита. Из понятия для себя бытия Гегель дедуцирует категории притяжения и отталкивания. Для-себя-бытие, как одно, отрицательно относится к себе, т.е. отталкивается от себя и тем самым порождает

множество. Для-себя-сущее одно как таковое не есть безотносительное подобно бытию, а есть отношение подобно наличному бытию но оно соотносится не с другим, подобно нечто, а как единство нечто и другого он есть отношение с самим собой, и это отношение есть именно отрицательное отношение .99 Там же, с. 238 Таким образом, одно оказывается совершенно несовместимым с собой, что и порождает многое. Этот процесс для-себя-бытия условно называется отталкиванием.

Но множество представляет собой тождество единых, здесь происходит как бы притяжение единых в одно целое. Единое исключает себя из самого себя и полагает себя как многое, но каждое из многих само есть единое, и поскольку оно ведт себя как таковое, то это всесторонне отталкивание переходит в свою противоположность в притяжение.110 Там же, с.2390 Через понятие для-себя бытия Гегель переходит в категории количества. Сконструировав данную категорию,

Гегель пытается показать, как оно, становясь вс более конкретным, получает качественную характеристику и, наконец, возвращается к качеству. Качество, по Гегелю, есть первая непосредственная определнность, тождественная с бытим. Количество же есть тоже определнность, но ставшее безразличным к бытию. Количество меняется, а бытие остатся тем же. С изменением количества деревьев участок остатся лесом, а не становится лугом или прудом. Количественная граница, таким образом, есть и не есть граница, поскольку

она свободно переступается. Количество есть чистое бытие, в котором определнность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая им безразличная .111 Там же, с.242 12 Гегель, Соч Т. V, с.375 Овсянников М.Ф Философия Гегеля, М 1959, с.1061 Весь дальнейший логический анализ количества осуществляется Гегелем таким образом, чтобы показать, что количество получает вс больше и больше качественные оттенки.

Для примера Гегель приводит древний софизм Лысый . Если выдернуть один волос головы, два, три станет ли человек лысым Разумеется нет. Но если продолжать выдргивать из головы по волосу, то рано или поздно наступит момент, когда появится лысина. Изменение чисто количественное переходит в качественное. Гегель рассматривает три группы количественных отношений прямое, обратное и степенное.

Разбирая прямое количественное отношение, Гегель говорит, что определнность одного определнного количества заключается в определнности другого определнного количества. Эта определнность есть само определнное количество показатель отношения. Например, 2 есть показатель отношения 16 к 8.Стороны отношения здесь могут бесконечно меняться только их отношение остатся постоянным вместо 16 к 8 можно взять отношения 4 к 2, 8 к 4 и т.д.

Здесь, таким образом, качественная сторона количества ещ не выступает чтко, т.к. стороны отношения бесконечно варьируются. В обратном количественном отношении его сторонами являются множители постоянного произведения, например 16232 Здесь качественный момент выявляется более определнно, в том смысле, что постоянное произведение 32, хотя и может быть выражено через другие множители 8 4, но вариации этих множителей строго определена произведением 32. Здесь связанность количественных отношений проявляется

более жстко. В степенном количественном отношении, по Гегелю, качественное различие количества обнаруживается более полно. Стороны отношения здесь уже не могут меняться, они абсолютно скованы, например 4213 Гегель, Там же, Т. I, с. 145 Там же, с. 10844. Это отношение говорит Гегель есть изображение того, что определнное количество есть в себе, и выражает ту его определнность,

или то его качество, которым оно отличается от другого .12 Более обстоятельно Гегель рассматривает и обосновывает сво положение о качественных различиях в количестве, когда рассматривает категорию меры. Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его мнению, мера есть истина количества и качества. Качество пишет Гегель есть в первую очередь тождественная с бытием определнность, так что нечто перестат

быть тем, что оно есть, когда оно теряет сво качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определнность. Так, например, дом остатся тем, что он есть, будет ли он больше или меньше, и красное остатся красным, будет ли оно светлее или темнее. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество.13 Мера, по Гегелю, есть качественное количество, единство качества и количества.

Эти две категории суть моменты единого целого, меры, представляющей собой завершнное бытие. Вс налично сущее имеет имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах которых предмет остатся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества. Поскольку количество и качество связаны, то количественные изменения приводят к изменениям качества. Будучи моментом меры, качество и количество до некоторой степени сохраняют свою природу.

Так, количество до поры до времени может изменяться, не затрагивая качества. Однако это равнодушное возрастание и уменьшение количества имеет свою границу, переход которой изменяет качество. Гегель приводит ряд примеров из предметного мира , для пояснения закона перехода количественных изменений в качественные, а это арифметические отношения, химические соединения, агрегатные состояния воды в зависимости от температуры и т.д. Так, например, соединение кислорода и азота дат ряд окислов

азота, появляющихся лишь при определнных количественных отношениях и обладающих вследствие этого качественными различиями. Движение от одного качества к другому совершается при непрерывном постепенном изменении количества. Переход в новое качество совершается посредством скачка, после накопления количественных изменений. Каждый пункт, где происходит взаимное изменение качества и количества, образует узел. Процесс меры, который попеременно то оказывается только изменением количества, то переходом количества

в качество, Гегель образно называет узловой линией отношения меры. Следует также упомянуть, что мера как единство количества и качества есть, по Гегелю, вместе с тем завершнное бытие. Когда мы говорим о бытии, оно является сначала как что то совершенно абстрактное и лишнное определений, но бытие существенно есть то, что состоит в самоопределении, и своей завершенной определнности бытие достигает в мере. Гегель также рассматривает меру как дефиницию абсолюта,

и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всех вещей. Ведь прославление Бога состоит главным образом в провозглашении, что именно Он положил всему границы морю и суше, рекам и горам, а также различным видам растений и животных. В подобном представлении заключена, кроме того, мысль, что вс человеческое богатство, честь, могущество и точно также радость, печаль и т.д имеет свою определнную меру, превышение которой ведт к разрушению,

к гибели. В своих рассуждениях Науке Логики Гегель довольно чтко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Качество, количество, мера, согласно Гегелю, не представляет собой чего-то самостоятельного, а суть состояние некоторого субстрата, например, лд, вода, пар, суть различные состояния одного и того же вещества. Ряды отношения меры, говорит Гегель, должны быть мыслимы, как состояния, в основе которых лежит нечто

пребывающее, субстрат, как их носитель. Теперь такие отношения пишет Гегель определены лишь как узлы одного и того же субстрата. Тем самым меры и положенные с ними самостоятельности низводятся до состояний. Изменение есть лишь изменение некоторого состояния и переходящее в положенно как остающееся в этом изменении тем же самым .114 Гегель, Там же, Т.V, с.

438 Там же, с. 1114 Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пструю игру изменений, или видимость, и в которую переходит бытие. Учение о сущности составляет второй раздел Науки Логики Гегеля, которое затем переходит в учение о понятии. Заключение Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с уверенностью сказать, что

Гегель совершил попытку создать метод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках, приближнных к практике технико-экономической деятельности, метод развития ещ не выступал в сколько-нибудь чткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля, и в их числе Наука Логики , в которой

Гегель развил сво учение о бытии, с самого начала выполняли важнейшую задачу сформулировать парадигму теории развития, выразить е в обобщнной форме. И только после этого история дала примеры движения науки и практики, в котором вс более сознательно ставились и решались проблемы развития. Философия Гегеля стояла у истоков широкого распространения диалектики как теории развития, как метод познания и действия. В известном смысле, вс сделанное великим философом раньше, т.е. до создания своеобразного

идейного центра Науки Логики служило поиску логического принципа и формированию системы логики, а написанное позже было развртыванием заключнных в ней теоретических элементов. Гегелевская система вс реально существующее превращала в логические категории в плане единой и диалектически развивающейся деятельности абсолютной идеи, которая развивается от абстрактного к конкретному, благодаря чему система Гегеля приобрела строгую последовательность.

Поэтому бытие по Гегелю есть начальная категория всей философской системы. Бытие есть первое и чистое полагание абсолютной мысли о нм известно только то, что оно есть некое пока неизвестно какое качество, количество и мера. Логика Гегеля в наиболее полной мере охватывает большинство предшествующих учений о бытии. Гегель рассматривал бытие как развивающееся целое, которое для абсолютного идеализма есть объективно

развивающаяся идея. Не исключено, что философская система Гегеля имеет и противников, которые находят ошибку философа главным образом в том, что движение мысли от абстрактного к конкретному он принял за реальный путь развития самой действительности. Логическое и историческое у него полностью совпадают. К тому же примат у философа принадлежит логике история есть лишь предметное воплощение логического

саморазвития идеи, прикладная логика и т.д. Однако даже сам Гегель был далк от мысли, что система философских категорий может передать вс богатство реальности эта система отражает самые общие, самые основные связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир в целом, а мир как целое. Философская система Гегеля дат человеку ориентиры столь же реальные, как параллели и меридианы на глобусе,

которые хотя и не проведены на Земле, тем не менее не являются прост выдумкой и помогают человеку осваивать мир. Даже если учение Гегеля ложно, как считают многие философы, оно ещ сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории. Оно наилучшим образом представляет определнный вид философии, которая у других менее согласована и менее всеобъемлюща. Список использованных источников и литературы. 1.Источники. 1.1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук,

М 1974 2.Литература. 2.1. Овсянников М.Ф. Гегель, М 1971 2.2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М 1986 2.3. Овсянников М.Ф, Философия Гегеля, М 1959 3.Справочная литература. 3.1. Большая советская энциклопедия, М 1964 3.2. Философская энциклопедия, М 1973



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.