Реферат по предмету "Экономика"


Статистика коммерческих отраслей

Введение
В настоящеевремя Российская Федерация проходит новый этап развития. Процесс становлениярыночной экономики в нашей стране влечет за собой возникновение новых отраслей.С каждым годом увеличивается доля сферы услуг в экономике России. На современном этапесоциально-экономического развития сфера услуг становится одним из наиболееобширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения вэкономическую деятельность. Значение сферы услуг как традиционной социальной отрасли народногохозяйства за прошедшие годы реформ ослаблено и трансформировалось как в Россиив целом, так и регионах. В региональных программах социально-экономическогоразвития сфера услуг занимает незначительное место. Современная роль сферыуслуг проявляется в конкуренции с возросшим материальным производством,ориентированном на конкретного потребителя, в целом – в высокой мобильностиданной отрасли, выраженной в поиске и предоставлении новых услуг, основанных наприменении новых технологий. Для этого необходимо сформировать принципиальноновые формы, отношения и институты, отвечающие современной роли сферы услуг всоциально ориентированном рыночном пространстве. Зарубежная практикапоказывает, что наиболее оптимальной формой организации в сфере услуг являютсяпредприятия малого бизнеса.
В Россиималый бизнес существует более 10 лет. Начало процессу становления малогопредпринимательства положил принятый в 1988 году Закон СССР «О кооперации вСССР». Последовавший затем бурный рост числа предпринимательских структурпроизошел в результате масштабной приватизации государственной и муниципальнойсобственности, снятия барьеров в создании малых негосударственных ииндивидуальных частных предприятий, высвобождения работников крупныхнеэффективных предприятий в условиях конверсии оборонных производств икризисных явлений в экономике России. Принятые Постановления Правительства иЗакон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» укрепилинормативно-правовую базу развития предпринимательства.
Важное значениена современном этапе развития малого бизнеса приобретает проблема формированияэффективной стратегии его развития в ведущих отраслях национальной экономики, втом числе в сфере услуг.
В настоящеевремя всё большее число индивидуальных предпринимателей в Кировской области занятоименно в этой отрасли народного хозяйства. Хотя сфера платных услуг в нашемрегионе развивается недостаточно успешно по сравнению с некоторыми другимирегионами РФ. Например, по данным 2010 года объём платных услуг в Кировскойобласти на равнее с Камчатской, республиками Ингушетия, Хакасия, Красноярскимкраем сократился до 9%. Тогда как в Костромской, Курской, Тверской, Челябинской, Томскойобластях, республиках Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Татарстан, Ставропольскомкрае отмечены высокие темпы прироста объема платных услуг населению (более 15%).
Цельданной работы – проведение экономико-статистического анализа развития платныхуслуг в Кировской области.
Главнымизадачамиданной курсовой работы являются:
· проанализироватьсложившуюся ситуацию на рынке сферы услуг в Кировской области и по России;
· определитьосновные показатели сферы услуг;
· рассчитатькоэффициенты, влияющие на темпы развития платных услуг;
· графическиотразить ситуацию на рынке услуг:
· спомощью таблиц проследить темпы развития сферы услуг;
Объектомисследования является одна из основных отраслей народного хозяйства Кировскойобласти – сфера услуг.
рынок услуга коэффициент

1. Платныеуслуги как одна из развивающихся отраслей Кировской области
 
1.1Понятие и виды платных услуг населению
 
Платныеуслуги населению представляют из себя полезные результаты производственнойдеятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но невоплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектомкупли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мерепокрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) иобеспечивающим ему прибыль.
Платныеуслуги населению могут предоставлять предприятия всех организационно-правовыхформ и форм собственности по индивидуальным заказам, а также физические лица(граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица).
Основнымстатистическим показателем, измеряющим величину оказанных населению за определенныйпериод времени платных услуг, является стоимостной показатель «Общий объемплатных услуг населению». Он отражает выручку (валовой доход)производителей услуг в размере средств, поступивших или непосредственно отграждан, которым оказаны услуги, или от предприятий (организаций) в уплату заоказанные их работникам услуги. Указанный показатель формируется на основеданных, полученных путем статистического наблюдения по соответствующим формам(объем платных услуг по официально учтенным предприятиям) и досчетов объемовуслуг, предоставленных физическими лицами.
Всоответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), принятыми введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г.,выделяются следующие основные виды платных услуг населению:
· бытовыеуслуги;
· услугипассажирского транспорта;
· услугисвязи;
· туристскиеи экскурсионные услуги;
· услугифизической культуры и спорта;
· медицинскиеуслуги;
· ветеринарныеуслуги;
· услугиправового характера;
· услугив системе образования;
· услугиторговли и общественного питания (в показатель «объем платных услуг населения» невключаются, являются объектом изучения статистики торговли), услуги рынков.
Неперечисленныевиды платных услуг отражаются в группе «прочие услуги населению».
Вобъем бытовых услуг включается стоимость всех выполненных поиндивидуальным заказам граждан следующих видов услуг:
ü ремонт,окраска и пошив обуви (не включая изготовление валяной и резиновой обуви);
ü ремонти пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделийтекстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (включаядемонстрацию и показ моды);
ü ремонти техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовыхприборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
ü техническоеобслуживание и ремонт автомототранспортных средств (включая технический осмотр,уборочно-моечные работы, хранение автотранспортных средств на платных стоянках,установку сигнализации и радиоаппаратуры);
ü химическаячистка и крашение, услуги прачечных;
ü услугифотоателье и фото- и кинолабораторий;
ü услугибань и душевых;
ü услугипарикмахерских (включая изготовление париков и шиньонов);
ü ритуальныеуслуги (включая продажу похоронных принадлежностей через специализированныемагазины);
ü прочиевиды бытовых услуг
Вбытовые услуги не включается стоимость:
Ø материалов,изделий, запасных частей и деталей, предоставленных заказчиком (давальческоесырье);
Ø сжиженногогаза при заправке и доставке населению газовых баллонов, учитываемой в составекоммунальных услуг (газоснабжение);
Ø гарантийногоремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, осуществляемогонепосредственно предприятием-изготовителем указанной техники или егоподразделениями;
Ø предпродажногоили предторгового ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин иприборов, транспортных средств;
Вуслуги пассажирского транспортавключается сумма доходов отперевозки:
ü пассажировпри проезде на транспорте общего пользования (железнодорожном, морском, воздушном,речном, автомобильном, городском электрическом транспорте (трамвае,троллейбусе), метрополитене), а также всех видах транспорта предприятий, длякоторых перевозка пассажиров не является основной деятельностью;
ü багажаи услуг контор по обслуживанию населения на железнодорожном транспорте(предоставление постельных принадлежностей);
ü багажаи грузов населения на воздушном транспорте;
ü автомашининдивидуальных владельцев, багажа и грузов населения на судах морского флота,на речных паромных переправах и по понтонным мостам;
ü пассажировлегковыми такси.
Вуслуги связи включается плата населения за:
ü пересылкуписем, бандеролей, денежных переводов, посылок, отправку телеграмм;
ü пользованиеиндивидуальными и коллективными квартирными телефонными аппаратами,таксофонами;
ü предоставлениемеждугородных разговоров с переговорных пунктов, междугородныхтелефонов-автоматов, квартирных телефонов, телефонов в гостиницах;
ü пользованиерадиотрансляционными точками;
ü услугиэлектронной связи;
ü пользованиекабельным телевидением;
Втуристско-экскурсионные услуги включается
ü стоимостьпутевок на туристские маршруты и экскурсионное обслуживание, которая включает всебя:
ü проживаниеи питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах,турбазах, пансионатах, кемпингах;
ü экскурсионное,туристско-оздоровительное обслуживание;
ü культурно-массовоеобслуживание и т.п.
Вмедицинские услуги включаются суммы, полученные от населения заразличные виды медицинской помощи и санитарного обслуживания учреждениямиздравоохранения всех форм собственности, их подразделениями:
Вмедицинские услуги также включаются суммы, полученные от населения физическимилицами, занимающимися медицинской деятельностью в установленном порядке безобразования юридического лица (частнопрактикующими врачами, медицинскимисестрами и т.п.).
Вветеринарные услуги включаются услуги по лечению домашних животных вветеринарных лечебницах и на дому (клинический осмотр домашних животных ивыдача ветеринарных сертификатов, вакцинация, дегельмитизация, лечение домашнихживотных, выезд скорой помощи и ветеринара на дом и т.п.).
Вуслуги правового характера включаются услуги, оказываемые органаминотариата, услуги, оказываемые адвокатурой, частнопрактикующими нотариусами иадвокатами.
Вуслуги в системе образования включаются:
ü размерфактической платы родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях(детских яслях, яслях-садах, садах);
ü услугив системе среднего и высшего образования;
ü услугишкол-интернатов (лесных школ) по содержанию детей.
Вдругие услуги включается размер платы населения за:
ü услугипо установке охранной сигнализации;
ü услугиторговых организаций, не учитываемые в составе отраслевых групп платных услуг;
ü услугив научной области, услуги, оказываемые лабораториями микрофотокопирования иреставрации документов;
ü услугипо работе на вычислительной технике.
1.2Прогнозирование сферы платных услуг и алгоритм исследования факторов, влияющихна неё
Алгоритмисследования факторов, влияющих на эффективное развитие сферы услуг в крупномгороде, может быть представлен в виде трех взаимосвязанных этапов.
Первыйэтап предполагаетподготовку информационной базы исследования.
На второмэтапе, наоснове подготовленной информационной базы, проводится оценка факторов, влияющихна размещение предприятий сферы услуг.
Назаключительном,третьем, этапе, базируясь на агрегировании результатовфакторного анализа (спросовых ограничений и факторов предложения напотребительском рынке города), необходимо определить основные направленияэффективного развития сферы услуг города на перспективу. На этом этапеважнейшее значение приобретает прогнозирование спроса на услуги.
С точкизрения методологии считается, что изучение основных тенденций изменения спросаи его моделирование на перспективу должны осуществляться с учетом системыфакторов двух типов:
þ определяющийвеличину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народноехозяйство – отрасль – предприятие;
þ учитывающихспецифику рассматриваемого этапа развития экономики.
Вметодическом плане при прогнозировании спроса для сферы обслуживания могут бытьприменены следующие подходы:
▬ Традиционный– ретроспективный анализ фактического числа заявок на услуги и выявлениеосновных тенденций, определяющих их будущее количество. Недостаток данногоподхода заключается в том, что он неприемлем в условиях быстрого изменениявнешней среды функционирования экономических объектов, характерного длясовременных условий.
▬ Классический– прогнозирование спроса с учетом ограниченного числа доминантных факторов(преимущественно доходов и цен). Основные вопросы, находившиеся в центревнимания, – анализ поведения потребителя, исследование факторов, влияющих наспрос, в частности изучение соотношения категорий спроса, предложения, цены идоходов.
▬ Модифицированный– адаптация классического подхода к современному сложному процессу формированияспроса на продукцию сферы услуг. Этот подход базируется на новых концепцияхформирования спроса, в соответствии с которым его эффективное прогнозированиеневозможно без учета целого комплекса взаимосвязанных факторов, определяющегосякак спецификой отраслевого производства, так и особенностями предоставления ипотребления услуг в современных условиях переходного периода.
Точностьпрогноза зависит от надежности и полноты информации о рыночных процессах ифакторах, обуславливающих уровень их развития, степени устойчивости рынка иэкономики в целом, адекватности прогнозной модели, а также техническойвооруженности прогноза.
Изсуществующих на практике методов прогнозирования спроса чаще других применяютсяметод экспертных оценок, экстраполяции, моделирования, нормативный,программно-целевой и аналоговый. Каждый из них имеет свои достоинства инедостатки. (приложение 1)
Для болееточной оценки спроса на товары и услуги в будущем разумно применять комплексразличных методов, описанных выше, что позволяет более точно спрогнозироватьситуацию на рынке. Причем вначале разрабатывается прогноз внешней среды, затем– прогноз развития данной отрасли и наконец – прогноз величины спроса на товарили услугу на конкретной территории.
В современныхусловиях в рамках территории (области, города, сельского поселения) болеецелесообразно применять модифицированный подход. В основу его может бытьположено большое количество факторов, главным из которых являются доход и цена.Кроме того, необходимо учитывать влияние неценовых факторов – качественныххарактеристик товаров и услуг (рост потребительских предпочтений, ростпотребительских свойств, повышение престижа производителя, дислокация центровоказания услуги и др.) и условий внешней среды (ожидание изменения цен,инфляция, ожидание изменения доходов и др.)

1.3Основные показатели сферы платных услуг
Объемплатных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг истатистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем заоказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самимпотребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель,полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблениюим услуги. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населениюофициально зарегистрированными организациями, имеющими статус юридическоголица, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица на индивидуально основе, и некорпорированнымиорганизациями. Этот показатель формируется на основании данных формфедерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценкискрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.
Информация встоимостном выражении представлена в фактически действовавших ценах. Динамикуобъема платных услуг населению характеризуют индексы физического объема, исчисленныепутем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды с учетом снятияинфляционной составляющей с помощью индекса потребительских цен (тарифов) наплатные услуги населению.
Индексфизического объема платных услуг населению – относительный показатель, характеризующий изменениеобъема платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным. Этотиндекс показывает, во сколько раз увеличился объем платных услуг населению врезультате изменения только его физического объема при исключении влияниядинамики цен.
Сетьобъектов бытового обслуживания населения характеризуется числом ателье, цехов,мастерских и приемных пунктов.

2.Экономико-статистический анализ сферы услуг
 
2.1 Оситуации на потребительском рынке услуг в России в конце 20-го начале 21-говека
Смена экономическоймодели Российской Федерации в 90-х годах способствовала росту значимости сферыуслуг как сектора экономики, регулирующего занятость населения и призванногоповысить степень комфортности его обитания. Вместе с тем сфере услуг каксоставляющей российской экономики в последнее десятилетие 20 века былисвойственны те же тенденции в развитии, что наблюдались в экономике страны вцелом.
В первойполовине 90-х годов на потребительском рынке услуг происходило ежегодноепадение физического объема платных услуг, достигшее наивысшего уровня к 1999 г.В этот год объем сократился против предыдущего года на 38,1%. С 2000 г.,когда инфляционные процессы стали ослабевать, а потребительский рынокпостепенно насыщаться товарами и всё больше характеризоваться доступностью ихдля приобретения населением, началось замедление темпов падения физическогообъема платных услуг, которое продолжилось в 2001 г. В 2002 г.впервые после 1995 г. объем платных услуг в сопоставимых ценах превысилуровень предыдущего года на 5,9%.
В 2003 г.положительная динамика объема платных услуг населению по отношению ксоответствующему периоду прошлого года имела эпизодический характер инаблюдалась лишь в отдельные месяцы. В августе-октябре 2003 г. ситуация напотребительском рынке услуг дестабилизировалась, что явилось следствиемфинансового кризиса в стране. В условиях значительного роста цен на товары идальнейших инфляционных ожиданий спрос населения был сориентирован в первуюочередь на приобретение товаров, в результате чего началось падение физическогообъема платных услуг и за 2003 г. уровень потребления населением платныхуслуг составил 98,8% по отношению к предыдущему году.
В 2004 г.динамика объема платных услуг населению имел позитивную тенденцию. В целом загод объем платных услуг населению в сопоставимых ценах превысил уровеньпредыдущего года на 7,5%, но составил лишь 25,6% от уровня 1995 г.
В структурерасходов населения на оплату услуг сохранялась преобладающая доля услугпассажирского транспорта, бытовых и жилищно-коммунальных услуг. Вместе с темудельный вес бытовых услуг и услуг пассажирского транспорта снизился при ростедоли расходов населения за оплату социально необходимых услуг, ранеепредоставляемых бесплатно или со значительной скидкой (жилищно-коммунальныхуслуг, услуг системы образования, медицинских услуг). Доля жилищно-коммунальныхуслуг возросла с 10,3% в 1998 г. до 20,4% в 2004 г., услуг системыобразования – с 2,4% до 6,3%, медицинских услуг – с 1,7% до 4,4%. В то же времяудельный вес бытовых услуг снизился с 29,4% до 15,7%, услуг пассажирскоготранспорта – с 29,3% до 25,7%.
Бытовоеобслуживание, призванное создать комфортные условия для населения за счетрационализации домашнего труда и сокращения затрат времени на эти цели, первымиз всех отраслей сферы услуг начало выходить из кризисного состояния. Если вцелом по платным услугам рост физического объема начался с 2002 г., то побытовым – с 2000 г., когда их объем увеличился на 8,6% по отношению к 1999 г.В 2001 г. прирост составил 8,4% к предыдущему году, в 2002 г. – 12,4%.Немаловажную роль здесь сыграли более низкие темпы инфляции на услуги службыбыта по сравнению с другими видами услуг. Это способствовало, даже присокращении доли расходов на бытовые услуги в потребительских расходах на оплатууслуг (на 11,2 процентного пункта против 1998 г.), росту покупательскогоспроса на них и его удовлетворению.
Положительныетенденции в развитии рынка бытовых услуг сохранялись вплоть до августа 2003 г.,когда волна финансовой нестабильности достигла и этого сектора потребительскогорынка. Началось падение физического объема бытовых услуг, которое продолжалосьдо конца года. В целом за 2003 г. объем бытовых услуг составил 93,7% отуровня предыдущего года. В 2004 г. наблюдался незначительный ростфизического объема бытовых услуг населению, и в целом за год он составил 101,5%от уровня предыдущего года. Увеличилось потребление услуг по химчистке икрашению (на 16,7% относительно уровня предыдущего года), ремонту и индпошивуобуви (на 7,8%), ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств (на 11,7%),бань и душевых (на 11,1%), ритуальных услуг (на 27,0%).
В ходерыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителейуслуг. Если в 1996 г. подавляющую часть платных услуг населению оказывалипредприятия государственной собственности, то в 2004 г. их доля снизиласьдо 32,0%. Одновременно на потребительском рынке услуг значительную стали игратьорганизации частной и других негосударственных форм собственности, их долядостигла 68,0%.
Объемы услуг,оказанные населению в частном секторе экономики, в основном представленыуслугами, выполненными физическими лицами, занимающимися предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица. На их долю в общем объемеплатных услуг населению приходится 20,6%. Особенно значительна доляиндивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг (42,5%).Индивидуальные предприниматели освоили практически все виды бытовых услуг,кроме услуг по химчистке и крашению, услуг бань и душевых, которые пока полностьюпредоставляются организациями. Это объясняется рядом объективных причин, средикоторых прежде всего следует отметить затруднительность приобретенияспециального оборудования для качественного выполнения таких видов услуг иплощадей для его размещения, жесткий контроль со стороны санэпидемиологическойслужбы за соблюдением санитарно-гигиенических стандартов в этой областидеятельности.
С переходомэкономики России на рыночные отношения стали активно развиваться новые дляроссийской действительности виды деятельности: услуги в области аудита,рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках снедвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и др.
Основнымпроизводителем этих услуг является частный бизнес, который представлен главнымобразом организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства.
Если жеговорить в частности о Кировской области, то можно сделать вывод, что сфераплатных услуг в этом регионе в начале 90-х годов очень быстро набирало обороты.Об этом говорят показатели объема платных услуг на душу населения. За два года,с 1995 по 1997 г., эти цифры выросли практически в 10 раз только в одном городе Кирове. Рост объема платных услуг наблюдался и по всей области. Такжеравномерно по всему региону в период с 1997 по 2000 года произошел спад этогопоказателя. Объяснить это явление можно инфляционными процессами, которыепроисходили в начале 90-х годов по всей России. С 2000 года, когда уровеньинфляции снизился, потребительские рынки стали насыщаться новыми предложениями,а объем платных услуг на душу населения перестал снижаться. В период с 2000 по 2002года этот показатель постепенно увеличился по сравнению с 2000 годом в два разаи продолжал расти медленными темпами. Постепенно на рынке платных услуг вКировской области появилась стабильность.
Характеризуяразвитие сферы услуг в этом регионе, можно отметить, что районы в зависимостиот их расположения относительно областного центра, от демографической ситуациив районе, от уровня развития экономики в целом развивались также по-разному.Например, в тех частях области, в которой находятся города областного значения,развитие сферы обслуживания шло гораздо интенсивнее, чем в остальных районах.(Приложение 2)
Говоря оситуации в Кировской области в начале нового тысячелетия, можно заметить, чтокардинальных изменений не произошло. Сфера услуг продолжает стабильноразвиваться в этом регионе, с каждым годом набирая обороты., что положительнохарактеризует Кировскую область. Но, к сожалению, районы этого регионапродолжают сильно различаться между собой в экономическом развитии, в том числеи в развитии сферы платных услуг. Например, такие районы как Кикнурский,Афанасьевский, Санчурский районы значительно отстают от Куменского и Орическогорайонов. (Приложение 3)
В структурерасходов населения на оплату услуг преобладающую долю составляют услугибытового характера, коммунальные и расходы на пассажирский транспорт. Вместе стем, удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения наоплату социально необходимых услуг. В г. Кирове функционирует 25предприятий бытового обслуживания населения, относящихся к муниципальной формесобственности.
Объем платныхуслуг в 2005 году на 42% сформировался за счет услуг частных предпринимателей.В сфере бытовых услуг физические лица занимают 80% общего объема услуг.
На территориигорода сегодня оказываются практически все услуги, необходимые населению.
2.2Развитие Кировской области в последние годы
Объем платныхуслуг, оказанных населению в 2010 году, составил 12907,2 млн. рублей, что всопоставимых ценах на 1,7% меньше, чем за 2009 год. При этом удельный весрасходов населения на оплату услуг в потребительских расходах, попредварительным расчетам, остался на уровне предшествующего года – 24,9%.
В 2010 году вструктуре объема платных услуг населению 78,6% приходилось на услугитранспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые.
В структуреобъема бытовых услуг 75,4% приходилось на долю четырех видов услуг:техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; ремонт ииндпошив одежды, индпошив и вязание трикотажных изделий; изготовление и ремонтмебели; ремонт и строительство жилья и других построек.
Предприятиямии организациями организованного сектора экономики выполняется 17,5% всегообъема услуг бытового характера. (Приложение 5) Они полностью удовлетворяютспрос населения на услуги химчистки и крашения одежды. Физические лицадоминируют на рынке услуг по ремонту и строительству жилищ и других построек(94,6% в общем объеме платных услуг по этому виду), ремонту и техобслуживаниюавтотранспортных средств (93,4%), услуг фотографий и фото- и кинолабораторий(90,4%), парикмахерских (85,7%), ремонту, пошиву, вязанию одежды и головныхуборов (85,2%), ремонту, окраске и пошиву обуви (82,4%), ремонту и техническомуобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов (75,5%).
Объем платных услуг,оказанных населению в 2006 году через все каналы реализации, составил 15,9млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 6,1% больше по сравнению с уровнем 2010года.
Объем платных услуг (млн.руб.):
В структуре объемаплатных услуг населению 77,9 процента приходилось на жилищно-коммунальные ибытовые услуги, а также услуги транспорта и связи.
Объемы бытовых услуг за 2007–2006годы в тыс. рублей, в фактических ценах:
В семьяхс высоким уровнем достатка сохраняется интерес к потреблению отдельных видовбытовых услуг, которые занимают 16,3 процентов в структуре платных услуг.Объёмы бытовых услуг за 5 лет возросли на 5,7 процентов.
В государственном сектореэкономики платные услуги оказывают 574 хозяйствующих субъекта. Удельный весобъёмов платных услуг государственного сектора в общем объёме платных услугнаселению ежегодно сокращается и составил в 2006 году 16,5% против 19,2 в 2009году.
В 2007 годупрогнозируется сохранение высокого удельного веса платных услуг за счётвнедрения новых услуг и форм обслуживания, расширения рынка услуг связи,развития туристских, бытовых, транспортных, медицинских, образовательных услуг,услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Бытовое обслуживаниенаселения является одной из важных социально значимых отраслей экономики.Традиционно неся большую социальную нагрузку, бытовое обслуживание являетсясферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест вусловиях сокращения персонала крупных производственных предприятий.
В 2006 году населениюбыло оказано услуг бытового характера на 2,6 млрд. рублей или на 12,7 процентабольше, чем за 2010 год. В последние годы в экономическом развитии бытовыхуслуг населению прослеживаются устойчивые положительные тенденции. Объембытовых услуг, оказанных населению Кировской области увеличился с 2007 года в 2 раза.
Уровень потреблениябытовых услуг в расчете на одного жителя Кировской области составил 1796рублей. По данному показателю Кировская область занимает 4 место среди 14регионов Приволжского федерального округа.
Структура объемапредоставленных услуг в последние три года остается стабильной, 79,5 процентаприходится на долю пяти видов услуг: техобслуживание и ремонт транспортныхсредств, машин и оборудования; ремонт и индпошив одежды, индпошив и вязаниетрикотажных изделий; ремонт и изготовление мебели, парикмахерские; ритуальныеуслуги.
За 2006 год объем бытовыхуслуг населению в целом по Кировской области на 89,4% формировался малымипредприятиями и физическими лицами.
Физические лица в 2006году доминируют на рынке следующих услуг:
по ремонту истроительству жилья (97,1% в общем объеме услуг по этому виду), ремонту итехобслуживанию автотранспортных средств (93,3%), услуг фотоателье, фото – икинолабораторий (92,6%), парикмахерских (87,5%), ремонту, окраске и пошивуобуви (86,4%), ремонту, пошиву, вязанию одежды и головных уборов (85,1%),ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры,бытовых машин и приборов (73,2%), изготовлению и ремонту мебели (73%).
За последние годыинфраструктура отрасли значительно расширилась. В 2010–2006 годах введено вдействие 60 объектов бытового обслуживания населения.
Бытовые услуги населениюоказывают 478 организаций и более 5000 тысяч физических лиц. В сфере бытовогообслуживания населения работает более 9 тысяч человек.
Сегодня происходиткачественный сдвиг в улучшении бытового обслуживания населения. В городахобласти растет конкуренция на рынке бытовых услуг, открываются новыепредприятия.
Особенно активнооткрываются мастерские по ремонту обуви, парикмахерские и косметические салоны.Городской житель сейчас имеет возможность получить любую бытовую услугу,некоторые из них не уступают европейскому уровню.
Вместе с тем, состояниебытовых услуг в области все еще не отвечает современным требованиям.
Обеспеченностьпредприятиями бытового обслуживания в целом по области составляет 5 рабочихместа на 1000 жителей при нормативе 9 рабочих мест на 1000 жителей.
Сеть объектов сферыбытовых услуг развита неравномерно. Стабильно развивается рынок бытовых услуг,в основном, только в крупных городах и районных центрах.
Одной из наиболееактуальных проблем отрасли остается доступность услуг сельскому населению.
Повысиласьтерриториальная доступность сети бытового обслуживания на селе. Этого удалосьдобиться обеспечив усиления социальной роли сельских магазинов. А для этогооткрыты на их площадях приемные пункты, оказывающие услуги по мелкому ремонту ипошиву швейных изделий, раскрою ткани, ремонту обуви, реализации ритуальныхпринадлежностей. Здесь же предоставляются парикмахерские услуги, осуществляетсяприем заказов на ремонт сложной бытовой техники.
В настоящее время на базесельских магазинов системы потребительской кооперации действуют: 141стационарных и выездных парикмахерских, 140 пунктов, принимающих заказы наремонт и пошив обуви, одежды, часов, ритуальные услуги, фотоуслуги, 79 пунктовпо ремонту бытовой техники, 51 пункт проката.
Последовательноевведение и совершенствование системы налогообложения в виде единого налога навмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Кировскойобласти позволило создать одинаковые экономические условия для юридических ифизических лиц, благоприятно повлияло на развитие не только торговли на селе,но и бытовых услуг.

2.3 Расчетосновных статистических показателей
 
Для того,чтобы правильно охарактеризовать положение сферы услуг в Кировской областинеобходимо произвести расчет основных статистических показателей.
Статистическиепоказатели – количественно-качественная характеристика какого либо свойствагрупп единиц или совокупности в целом.
Выделяютмножество видов статистических показателей. Например, в зависимости от формывыражения бывают абсолютные, относительные и средние величины.
Абсолютныепоказатели можно получить путем непосредственного суммирования первичныхданных. Относительные величины – результат деления одной абсолютной величины надругую. Они характеризуют количественное соотношение размеров явления.
За конкретныйпример можно взять таблицу, содержащую данные по объему платных услуг на душунаселения с 2006 по 2010 года (см. Приложение 3).
ОВ = /> = 2,75
Рассчитаем ОВдинамики (ОВД). Существует два вида ОВД: базисные и цепные. Если все текущиезначения сравниваются с одной и той же величиной, то это базисныеотносительные величины.
/>
/>
Если всетекущие значения сравниваются с предыдущим, то такие величины называются цепными.
/>
Если судить оразвитии сферы платных услуг в Кировской области по показателям ОВД базисным,то можно сделать вывод, что данная отрасль в нашем регионе стабильноразвивается. С каждым годом объем платных услуг на душу населенияувеличивается. Например, по сравнению с 2006 годом этот показатель в 2010 годустал на 176% больше.
Какоеразвитие отрасли происходит из года в год, показывают цепные показатели.Например, с 2007 года по 2008 объем платных услуг на душу населения увеличилсяна 28%, а с2008 по 2009 года – на 24%.
Теперьрассчитаем среднюю арифметическую объема платных услуг на душу населения повсем районам Кировской области за 2010 год. Для этого сумму объема по всемрайонам нужно разделить на количество этих районов вместе с городами областногозначения. Получается:
/>
/>
Получаетсяразмах в 2010 году достигает 18582,0 млн. руб. Эта цифра достаточно велика длятакого маленького региона, как Кировская область. Это говорит о том, что нашаобласть развивается неравномерно. Районы сильно отстают по своему уровню от г. Кирова,так как максимальный объем платных услуг на душу населения приходится именно наобластной центр.
Дляхарактеристики интенсивности развития сферы платных услуг в Кировской областирассчитаем аналитические и средние показатели. Полученные данные внесем втаблицу:
Абсолютныйприрост показывает на сколько в абсолютном выражении текущий уровень рядабольше или меньше уровня, взятого за базу.
Абсолютныйприрост (цепной) = Yi – Yi-1
Абсолютныйприрост (базисный) = Yi – Yб
Коэффициентроста показывает, во сколько раз каждый уровень ряда больше или меньше уровня,взятого за базу.
Темп приростапоказывает, насколько процентов каждый уровень ряда отличается от базисногоуровня.
Показателиряда динамики
год
Общий объем услуг
Абс.
прирост
Темп роста
Темп прироста
Абс. Значение 1% прироста ц. б ц. б ц. б
2006
2007
2008
2009
2010
3455,2
4612,1
5901,0
7300,2
9520,8

1156,9
1288,9
1399,2
2220,6
1156,9
2445,8
3845
6065,6

133
128
124
130
100
133
171
211
276

33
28
24
30
33
71
111
176

34,55
46,12
59,01
73
Итого
30789,3
6065,6
среднее
6157,9
1213,12
128
28
Абсолютноезначение 1% прироста показывает, какая абсолютная величина скрывается заотносительной величиной 1% прироста.
По даннойтаблице можно сделать вывод, что объем платных услуг в Кировской областиувеличивался с каждым годом.
Теперь длятого, чтобы определить общие тенденции развития сферы платных услуг в Кировскойобласти, необходимо построить таблицу, в которой будут указаны методывыравнивания динамического ряда. Существуют три таких метода.
· Методукрупнения периодов времени. Он заключается в объединении нескольких уровнейряда и определении общего итога или среднего уровня.
· Методскользящей средней – объединение нескольких уровней ряда (обычно нечетное количестворяда) и определяется средний уровень, затем объединяется такое же числоуровней.
· Методаналитического выравнивания. Он заключается в представлении количественной модели,которая выражает общую тенденцию изменений уровней динамического ряда вовремени.
·  
год
Общий объем услуг
 
Метод укрупнения
 
Метод скользящей средней

t
 
yt
 
tt
 
y^
2006
2007
2008
2009
2010
3455,2
4612,1
5901,0
7300,2
9520,8
4033,7
7574
4656,1
5937,8    
7574
-2
-1
1
2
-6910,4
-4612,1
4300,2
19041,6
4
1
1
4
8521,6
7339,7
6157,8
4975,9
3794
Итого 30789,3 - 11819,3 10
Используя этутаблицу можно рассчитать экстраполяцию. Для этого вычислим показатели b/> и b.
/>/>
/>
/>
Порассчитанным параметрам записываем уравнение прямой ряда динамики. Онахарактеризует оказанные платные услуги.

/>
/>
Теперь,используя это уравнение, можно рассчитать для каждого ряда теоретическоезначение.
Для 2009 годаоно будет таким:
/>
Для 2010года:
/>
С помощьюэтого уровня можно найти уровень последующих годов. Для этого проведемэкстраполяцию при t = 3 и найдем уровень2006 года.
/>/>
Для 2007года:
/>
Извычисленных данных видна тенденция интенсивного развития. Можно сделать вывод,что раз растет объем оказанных услуг, значит спрос на них растет.Следовательно, будут расти и цены на эти услуги.
Проведемкорреляционно-регрессионный анализ – определим зависимость между численностьюнаселения в Кировской области и объемом оказанных платных услуг.
Для этогобудем использовать таблицу численности постоянного населения и таблицупоказателей ряда динамики.
 
Численностьпостоянного населения 2006 2007 2008 2009
Все население
тысяч человек
В том числе:
мужчины
женщины
1576,0
744,2
831,8
1560,0
736,0
824,0
1499,0
693,4
805,6
1479,4
683,2
796,2

Аргументом внашем случае будет являться объем платных услуг, а функцией – численностьнаселения. В данном случае между этими показателями существует обратнаялинейная связь. Так как численность населения в Кировской области с каждымгодом уменьшается, а объем платных услуг увеличивается.
Это можнотакже показать, рассчитав коэффициент корреляции.
Для этого унас имеется формула:
/>
Рассчитав вседанные по вышеуказанным таблицам, получаем следующее выражение:
/>
Коэффициенткорреляции показывает, что связь между данными показателями фактическиотсутствует.
В этихрасчетах показана взаимосвязь элементов в корреляционных рядах, но не всеизменения результативного Y объясняются за счет изменения факторного X.
То насколькозависит показатель объема платных услуг от численности населения в Кировскойобласти, можно показать с помощью уравнения />.
Для этого намнужно рассчитать показатель b и показатель a. Где b – коэффициент регрессии,показывающий насколько в среднем изменяется величина результативного признака Yпри изменении факторного признака X (объем платных услуг) на единицукоэффициента Y (численность населения).
/> />= />
/>
Получаетсяуравнение: у = 143,4+0,254*х.
Из него видночто величина У изменяется на 0,254, значит связь очень слабая.
Для изучениядинамики качественных показателей (цена) определяют изменение средней величиныэтих показателей, которое может быть вызвано изменением значений этогопоказателя у отдельных групп единиц и изменением структуры явления. Длявыявления степени влияния каждого из этих факторов вычисляют индексыпеременного состава, постоянного состава и индекс структурных сдвигов. Также наоснове этих индексов определяется абсолютное изменение средней величины за счетвлияния отдельных факторов.
Индекспеременного состава характеризует соотношение средних уровней динамики развитияобъема платных услуг, относящихся к разным периодам времени. Он отражаетвлияние обоих факторов. Для расчета этого индекса и других за базисный периодбудем брать 2007 год, а за отчетный период – 2010 год.
Также для расчетов найдемпоказатель q. Для этого данный нам в таблице 3 (см. Приложение) товарооборотнужно разделить на приведенные в ДиаграммеОбъем платных услуг (млн. руб.)показатель цены. Получим:
 
/>
/>/> (199%)
В результатевидно что объем платных услуг в отчетном периоде вырос на 99% по сравнению сбазисным 2007 годом. Отсюда можно сделать вывод, что сфера услуг в Кировскойобласти на протяжении трех лет интенсивно развивалась.
Теперьопределим общее абсолютное изменение средней величины динамики развития сферыуслуг:
/>(руб.)
Теперьрассчитаем индекс фиксированного состава:
/> (199%).
Отсюда видно,что средняя цена на платные услуги увеличилась также на 99% в отчетном периодепо сравнению с базисным. Следовательно можно сделать вывод, что так как спросна платные услуги увеличивается, увеличивается и цена на них.
Теперьрассчитаем абсолютное изменение средней величины:
/>(руб.)
Отсюда можносделать вывод, что цены на платные услуги за счет изменения цен увеличились на6860 рублей.
Далеерассчитаем индекс структурных сдвигов:
/> (100%)

Из данныхрасчетов видно, что за счет структурных сдвигов никаких изменений в динамикеразвития сферы платных услуг не произошло. То же самое показывает и абсолютноеизменение средней величины:
/>
Междуиндексами существует связь: произведение индексов фиксированного состава иструктурных сдвигов равно индексу постоянного состава.
/>
1,99=1,99*1,00


Заключение
 
Анализосновных показателей сферы платных услуг, проведенный в данной работе,свидетельствует о том, что данная отрасль в Кировской области постепенноразвивается. С каждым годом растет как объем платных услуг на душу населения,так и объем платных услуг населению в целом. Данные показатели стабильноувеличиваются с 2000 года, с того времени как уровень инфляции снизился, ирынок потребительских услуг стал насыщаться новыми товарами, в том числе иуслугами. Сейчас в нашем регионе установился рынок, насыщенный практическивсеми видами услуг. Среди них выделяются те отрасли услуг, которые преобладаютнад остальными. Например, услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные,бытовые услуги. На них приходится значительная доля в общем объеме платныхуслуг.
В даннойкурсовой особое внимание уделяется развитию сферы услуг по районам Кировскойобласти. Проанализировав все данные, можно сделать вывод, что, к сожалению, нашрегион развивается неравномерно. Среди районов Кировской области выделяютсяявные лидеры и районы, которые отстают в развитии платных услуг. Если не братьв расчет города областного значения, лидирующие позиции занимает Куменскийрайон, а наиболее отстающим считается Вятскополянский, не смотря на то, что и вэтом районе объем услуг ежегодно увеличивается. По прогнозам кировскихспециалистов развитие данной отрасли ожидается и в будущем.

Библиографическийсписок
 
1. Город Киров. Итогисоциально-экономического развития: Облстат, 2006
2. Гусаров В.М. Теориястатистики: Учебн. пособие для вузов. [Текст] – М: Аудит, ЮНИТИ, 2005.–247 с.
3. Ефимова, М.Р. Общаятеория статистики [Текст]: М.: Инфра-М, 2007
4. Кировская область вцифрах – краткий статистический сборник: Облстат, 2007
5. Орлов С.В.человек и его потребности: М.: Просвещение, 2007
6. Пациорковский В.В. Рынокпотребительских услуг: М.: Просвещение, 2006
7.Социально-экономическое положение города Кирова в январе-декабре 2010 г.Стат. сборник / Облстат, 2006
8.Социально-экономическое положение Кировской области в январе-декабре 2006 г.Стат. сборник / Облстат, 2007
9. Статистика рынкатоваров и услуг [Текст]: М.: Просвещение, 2007
10. Сфера услуг в России[Текст]: М.: Госкомстат России, 2005
11. Рынок и статистика /Вопросы экономики №4, 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Наружные сети газоснабжения
Реферат Факторы формирующие качество сахарного печенья
Реферат 1. Производство силоса
Реферат Принципы гсударственной службы
Реферат Рекреационный комплекс Украины
Реферат Кулак крестьянин
Реферат Технология швейных изделий 2
Реферат Транснаціональне рекламне агентство
Реферат Сделки на рынке недвижимости Договор купли-продажи предприятия
Реферат Формирование грамматических навыков у учащихся вторых классов на основе "грамматических сказок"
Реферат Физическая нагрузка и индивидуальные режимы нагрузок для самостоятельных зантия
Реферат Виды гражданско-правовых договоров
Реферат Расходы торгового предприятия, анализ и планирование издержек обращения
Реферат Ресурси мінеральних вод Львівської області
Реферат Денежные реформы как форма проведения антиинфляционной политики