Реферат по предмету "Экономика"


Стратегическое планирование цепей поставок

Содержание
 
Введение
Эволюция экономической мысли обуправлении цепями поставок
Основные свойства цепей поставок ипринципы их формирования
Стратегическое планирование цепейпоставок
Системы управления цепями поставок
Выводы и предложения
Список используемой литературы
 

 Введение
Актуальность темы.Эффективная организация и управление цепью поставок оказывает определяющеевлияние на темпы и пропорции экономического развития национальной экономикиРоссии. Реализуя функции распределения и обмена, сформированные цепи поставокопределяют динамику товарно-материальных, информационных, финансовых и других потоковв процессе воспроизводства.
Концепция цепи поставокявляется сравнительно новой и представляет собой одно из проявленийрасширенного использования логистики. Участники цепей поставок все большеосознают необходимость не только внутренней интеграции потоковых процессов, нои налаживания связей и координации между процессами других хозяйствующих единиццепи: поставщиками, клиентами и самим предприятием.
При управлении цепьюпоставок возникает задача объединения рынка, сбытовой сети, производственногопроцесса и закупочной деятельности таким образом, чтобы обеспечить обслуживаниеклиентов на более высоком уровне и с меньшими издержками.
Логистика способствуетрешению проблемы оптимизации материальных потоков по всей цепи поставок вцелом. Интегрированный инструментарий логистики направлен на максимизациюкачественных и количественных характеристик всех элементов схемы поставок. Онориентирует на такой подход, при котором потребности рынка трансформируются вплан и стратегию производства, связывая его со стратегией и планом закупок.
Важным условиемэффективного функционирования цепей поставок является снижение логистическихиздержек товародвижения. Определяющую роль в калькуляции издержек на конкретныевиды деятельности осуществляемые в цепи поставок оказывает идентификациязатратоемких элементов логистической цепи и их количественная оценка.Осуществить это возможно на основе атрибутивной характеристики издержек видадеятельности по каждому типу покупателя и определения рыночного сегментаобслуживания потребителей, выявления факторов, обеспечивающих вариации затратна обслуживание с учетом специфических ресурсов, используемых для поддержкипокупательских сегментов.
Эволюция экономической мысли об управлении цепями поставок
В результате рыночныхпреобразований, произошедших в России за последние десять лет, отечественнаяэкономика вошла в противоречие с новыми условиями хозяйствования. Необходимостьсоздания новой системы управления отразилась на всех уровнях экономики, включаякак отрасли в целом, так и отдельные предприятия.
В российскойэкономической литературе термин «логистическая цепь» начал применяться в начале90-х годов прошлого века и совпадает с началом экономических реформ.
Развитие экономическихреформ в России потребовало от отечественных предпринимателей тщательногоуправления хозяйственными связями, снижения издержек товародвижения с цельюповышения конкурентоспособности предприятий.
Снижению издержек всфере производства и обращения в полной мере отвечает сетевая форма организациимежфирменного взаимодействия, в основе которой лежит логистическаятоваропроводящая цепь. В экономической литературе под такой цепью чаще всегопонимается линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц(производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т.д.),осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материальногопотока от одной хозяйственной системы до другой (в случае производственногопотребления материальных ресурсов) или до конечного потребителя (в случаеличного потребления). (2, с. 122).
Цепи могут бытьпостроены на основе прямых поставок (прямые хозяйственные связи поставщика иполучателя товарно-материальных ценностей). В более сложном случае цепипоставок включают также различных посредников-участников процессатовародвижения.
В специальнойлитературе по логистике часто используется термин «слабое звено» логистическойцепи. (2, с. 123). Этим термином, как правило, характеризуют какие-либооперации или функции (например, складирование, перевозка), ненадлежащеевыполнение которых сказывается отрицательным образом на эффективностифункционирования всей логистической цепи. Основные свойства цепей поставок и принципы их формирования
Логистическая цепькомпании включает географически распределенные объекты, где приобретаются,преобразуются, хранятся или продаются сырье, незавершенная и готовая продукция,и каналы распределения, соединяющие эти объекты, по которым перемещаетсяпродукция. Данные объекты могут управляться фокусной компанией, поставщиками,покупателями, представителями третьих сторон или другими фирмами, с которымикомпания производитель товара имеет деловые отношения. Цель компании —эффективное управление своими ресурсами, в том числе продуктами, по мере тогокак они перемещаются по цепи поставок и транспортируются на географическираспределенные рынки в необходимом количестве, в необходимой комплектации, втребуемое время и по конкурентоспособной цене.
Современные цепипоставок — сложная система, состоящая из различных объектов, т. е. либо заводовс возможностями распределения, либо распределительных центров с возможностямифизического преобразования продукции. (5, с. 46)
Цель управления цепямипоставок состоит в минимизации общих логистических издержек при удовлетворенииданного фиксированного спроса. Эти издержки могут включать: стоимость сырьевыхматериалов и других приобретений компании, внутренние и внешние транспортныеиздержки, инвестиции в оборудование, производственные затраты, затраты распределительныхцентров, затраты по содержанию запасов и другие виды издержек. При построениимодели для решения конкретных проблем планирования можно исследовать лишь частьобщей цепи поставок компании и связанных с ней издержек.
Сегодня средиспециалистов нет единого мнения о цели управления цепями поставок. Некоторые изних полагают, что минимизация общих издержек не является основной целью фирмыпри анализе стратегических и тактических планов относительно цепи поставок.Напротив, фирма должна стремиться к максимизации чистой прибыли.
Планирование имоделирование цепи поставок представляет практический интерес для российскихспециалистов, связанных с решением логистических проблем своих предприятий, последующим причинам:
• сложные,многофакторные, нестационарные потоковые процессы (материальные,информационные, финансовые и др.) требуют для своего описания и последующейоптимизации управленческих решений привлечения адекватных источниковинформации, мощного аналитического аппарата и современных компьютерных технологий;
• разработкадостоверной и надежной стратегии развития предприятия не может быть выполненасуммированием простых решений отдельных логистических задач. Сложность ипротиворечивость протекающих социально-экономических процессов требуюткоординации, интеграции и взаимодействия трех направлений в современнойэкономической науке: менеджмента, маркетинга и логистики. Стратегическое планирование цепей поставок
Управление цепямипоставок является эффективной стратегией получения конкурентных преимуществ ипривлекает исследователей, пытающихся объяснить природу этой концепции, найтидетерминанты ее появления и исследовать перспективы развития. Одной из такихперспектив считается интеграция маркетинга и управления цепями поставок, что, содной стороны, дает возможности значительного повышения эффективности цепипоставок, а с другой — требует серьезного развития концептуальной основыданного направления. (7, С. 97)
Хотя ведущие компанииуделяют большое внимание планированию своих цепочек поставок, имеющиесясвидетельства позволяют выдвинуть предположение, что даже у них цепочкипоставок целенаправленно не проектировалось, а формировались со временем,своего рода, органическим путем.
Текущая практикапоказывает, что большинство компаний планированием в этой сфере целенаправленноне занимается. Вместе с тем управление цепочками поставок может принестикомпаниям массу выгод. Например, во многих случаях, когда организации ведутпереговоры о структурных композициях, они даже не знают обо всех альтернативныхвариантах построения цепочек, из за чего конечные решения, как выясняетсяпозже, порой оказываются далеко не оптимальными. Повышения рентабельности можнодобиться так же путем выявления неоптимальных вариантов конфигурации цепочекпоставок и осуществления структурных изменений с целью их корректировки. Крометого неожиданные изменения во внешней среде так же могут заставить пересмотретьпрежние цепочки поставок и заново оценить продуманность соглашений междупартнерами. К факторам внешней среды относятся изменения в запросах конечныхпользователей, рынках, продукции и товарных сериях, общей конкурентнойситуации, экономики в целом и стимулирующих действий правительства.
Стратегия цепочекпоставок должна быть согласована с общей стратегией корпорации.
Несмотря нанеобходимость подробного анализа эффективности логистической цепочки, дажекрупнейшие компании, имеющие в своем штате многочисленные департаментыстратегического развития, нечасто его практикуют. Анализ производят напроектной основе, от случая к случаю, он отнимает достаточно много времени,требует значительных затрат, при этом не учитывая мнения и рекомендации всехслужб компании. К примеру, разработанные логистической службой инициативы посокращению ассортиментной матрицы и жесткой централизации поставок могутвыступать в противоречие со стратегическими планами продаж. Анализ представляетсобой весьма трудоемкий процесс, в котором в течении длительного срока должныбыть задействованы наиболее квалифицированные сотрудники компании.
Основная цель процессапланирования логистической цепочки состоит в том, чтобы обеспечить точныепрогнозы спроса, оптимизировать программы пополнения запасов, сформироватьреалистичные производственные планы и создавать возможность для мониторинга товарныхпотоков на всем протяжении логистической цепочки.
Это позволяет в любыхобстоятельствах гарантировать своевременную доставку товаров в нужное место и внеобходимом количестве. Любые изменения в структуре потребительского спроса иливозможностях поставки выявляются еще на начальной стадии, что позволяет принятьнеобходимые коррективные меры.
Планированиеиспользования мощности цепей поставок. Планы использования мощностей позволяютгарантировать, что для удовлетворения долгосрочного спроса имеющихся у организациймощностей будет достаточно. Под мощностью операции понимается ее максимальнаяпропускная способность в заданный промежуток времени. Ограничение по мощностиозначает, например, что предприятие может выпустить не более определенногоколичества продукции за неделю, самолет может взять на борт только ограниченноеколичество пассажиров, университет может принять на обучение не большеопределенного количества студентов и т. п.
Мощность цепи поставокопределяет максимум товаров, которые могут быть доставлены к конечнымпотребителям в заданное время. Различают проектную мощность, т. е. максимальнуюмощность, которую организация может развить в идеальных условиях отсутствиясбоев, проблем, и эффективную мощность, т. е. максимальную мощность, которуюорганизация может развить в реальных условиях с учетом временных сбоев. Припланировании цепей поставок необходимо учитывать, что фактическая мощность цепипоставок, чаще всего достигаемая на практике, ниже проектной и даже эффективноймощностей.
Цепь поставок состоитиз множества звеньев, имеющих различные мощности. Поэтому какие-то из звеньев,имеющие наименьшую мощность, ограничивают общую пропускную способность цепи истановятся узким местом цепи поставок.
Цель планированияиспользования мощностей – сопоставить имеющуюся мощность отдельных элементов спредъявляемым к ним спросом. Любое несоответствие может оказатьсядорогостоящим. Если мощность ниже спроса, узкие места ограничивают перемещениематериалов, и качество обслуживания потребителей снижается; если мощность вышеуровня спроса, организация часть мощности не использует, что также приводит кнеэффективным издержкам. Сформулируем основные шаги стандартного подхода клюбому типу планирования, который называют планирование требований по ресурсам,для планирования мощностей:
1) изучить прогнозспроса и определить требуемую мощность;
2) определить мощность,имеющуюся в настоящее время;
3) выявить разницумежду требуемой и имеющейся мощностями;
4) предложитьальтернативные варианты, позволяющие устранить эту разницу;
5) сравнить планы ивыбрать из них лучший;
6) реализовать лучшийвариант, при необходимости модифицировать план;
7) контролироватьрезультаты.
Для увеличенияэффективности цепи поставок используют стратегию формирования союзов споставщиками и заказчиками — когда все ее члены работают совместно и сообщаполучают выгоды от долгосрочной кооперации. Обычно причинами использования этойстратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей,более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций всооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерствасоздаются между транспортными компаниями. К другим областям сотрудничестваотносятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.Системы управления цепями поставок
Системы управленияцепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены дляавтоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контролявсего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучшеудовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты налогистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства ираспространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основныхобластей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство,поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
В составе SCM-системыможно условно выделить две подсистемы:
SCP — (англ. Supply ChainPlanning) — планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы длярасширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP такжевходят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задачоперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическоепланирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок,моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций,сравнивать плановые и текущие показатели.
SCE — (англ. SupplyChain Execution) — исполнение цепей поставок в режиме реального времени.
Управление цепямипоставок (Supply Chain Management — SCM) представляет собой процесспланирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потокасырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса исвязанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включаяимпорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полногоудовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия «управленияцепочками поставок» является рассмотрение логистических операций напротяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки,производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
Управление цепямипоставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективноеуправление материальными, финансовыми и информационными потоками дляобеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

 Выводы и предложения
Что касаетсястратегического планирования его востребованности и кому этим заниматься:специалистам в самой компании или сторонним консультантам!? То мне кажется, чтоэти вопросы тоже для многих актуальны. Приходится сталкиваться с разнымимнениями по этому поводу. Есть отдельные примеры успешно реализованных в РФлогистических проектов в области вертикальной интеграции крупных компаний, ноесть и зарубежный опыт становления и развития цепей поставок, сравнивая наширезультаты с которым можно предположить что работы здесь мягко говоря много.Чтобы иметь представление о состоянии дел в области систем управления цепямипоставок в мире, представляют интерес результаты исследований зарубежных фирм.Из всего перечня выводов и рекомендаций для компаний разного уровня: ототстающих до наиболее продвинутых, мне показалось наиболее важным, что 71%компаний рассматривают цепи поставок и управление ими, как один из наиболееценных активов. Сразу становится понятна необходимость управления,планирования, оптимизации ценного актива. Для российских компаний, наверное,ценными были бы рекомендации по обеспечению детальной прозрачности, видимости исоответственно мониторинга своих цепей поставок: от производителя до покупателяпродукции, чтобы было что планировать и оптимизировать. Это уже создастпотенциальную возможность реагировать на неизбежно возникающие изменениявнешней среды, которые влияют на его цепи поставок, от погоды до мировыхкризисов.
Список используемой литературы
Основная литература:
1. Е.В. Леонтьева Материальная ответственность — М.: Информационно — издательскийдом «Филинъ», 1997.
2. СивохинаН. П., Родионов В. Б., Горбунов Н. М. Логистика: Учеб. пособие. — М.: ООО«Издательство АСТ», ЗАО «РИК Русанова», 2000.
3. Логистика:Учебник/ Под ред. Б. А. Аникина: 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М,2000.
4. ВолгинВ. В. Склад. Организация и управление: Практическое пособие. — 4-е издание,перераб. и дополн. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков иКо», 2002.
5. ГаджинскийА. М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 9-е изд.,перераб. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко,2004.
6. НиколайчукВ. Е. Логистика в сфере распределения. — СПб: Питер, 2001.
7. КиршинаМ. В. Коммерческая логистика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
8. Основылогистики: Учеб. пособие/ Под ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. — М.: ИНФРА- М, 2000.
9. ВолгинВ. В. Кладовщик: Устройство складов. Складские операции. Управление складом.Нормативные документы. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2003.
10. РадионовА. Р., Радионов Р. А. Логистика: Нормирование сбытовых запасов и оборотныхсредств предприятия: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2002.
Интернет — ресурсы:
1. http://www.logist.ru/
2. http://www.logistic.ru/
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.