1.Регулирующая роль государства как закономерное явление формирования рыночной экономики.
1.1Экономическая политика, её назначение и содержание.
Конечной цельюфункционирования любой экономической системы является удовлетворениепотребностей общества и индивидов.
Основу современной рыночной системы составляют два «начала»: рынок и государственноерегулирование.
Современная экономика — это постоянное движение массовых потоков благ, денег и доходов, перемещающихсянавстречу друг к другу.
Поток благ, денег,доходов, переплетающихся в едином экономическом процессе, представляется настолькосложным, что казалось бы, люди должны жить в неуверенности и под угрозойнеминуемого хаоса. Но в этой действительно сложной системе носится определённыйпорядок. Экономика функционирует подобно системе с автоматическимистабилизаторами или встроенными механизмами координации.
Решая задачи со многимиэкономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отборресурсов и способов производства. Своеобразный естественный отбор в экономике,независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяетсохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.
Рыночная организацияхозяйства оказалось наиболее приспособленной для сочетания личных иобщественных экономических интересов. Она способна функционировать лишь приналичии определённых условии, создаваемых государством. К ним относятся:
· Законодательноеопределение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов ихосуществления;
· Защита свободыиндивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний,опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенныхзаконом;
· Гарантияприоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получениядоходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
· Использованиеконкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольныхтенденций как в государственном секторах экономики;
· Осуществлениясоциальной политики защиты населения с низкими доходами;
· Поддержаниестабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как вгосударственном, так и в негосударственном секторах экономики.
Вмешательство государствав экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинамрыночная конкуренция и свободное ценообразование не достигают цели или не даютудовлетворительного решения существующих проблем.
С учётом динамикирыночного механизма государственные меры должны быть комплексными.
Экономика — это основа всего: политики, культуры, основасамой жизни государства, общества, каждого конкретного человека, его семьи.Жизнь устроена так, что решение любого, даже, на первый взгляд, не связанного сэкономикой вопроса, все равно зависит от нее.
Мы порой говорим о свободе и демократии, о благе народа,процветании и культуре, но все это пустые слова, если в стране не созданамощная, способная решать эти вопросы экономика!
Поэтому, особенно в первые годы, в Казахстане активноиспользовался институт иностранных советников. Тогда, в 1991 году, еще вовремена СССР, у нас побывал легендарный Ли Куан Ю — бывший премьер-министрСингапура.
Разобравшись, что происходит, он тогда сказал буквальноследующее: «Там, где политика идет впереди экономики, мне делать нечего. Процессыприобрели неуправляемый характер. СССР развалится».
Возникло явлениеполучившее название «экономическая политика». В рамках новой стратегиигосударство расширило систему мер инфраструктурного характера. Главное, чтопотребовало от него новое качественное состояние рыночного производственногомеханизма – это нахождение способов внешней его коррекции, что не в состояниисделать изнутри сам рыночный механизм.
К системе коррекцииотносятся меры по поддержанию макроэкономического равновесия в условиях дальнейшегороста рыночной экономики.
Первые шаги в областиэкономической политики были сделаны ещё в конце XIX века. Пример тому –Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию О.Бисмаркабыло принято социальное законодательство на основе которого возникла новая(ставшая затем «классической») сфера – социальное страхование: в 1883 годузаконом было введено страхование по болезни; в 1884 году – по несчастнымслучаям; в 1889 – по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию.
Первые росткиэкономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В еёрамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная,аграрная, промышленная и социальная формы политики. В начале XX века пришелвариант комплексный. Экономическая политика приобрела более взаимосвязанный,общеэкономический характер.
Серьезной причинойформирования общеэкономической политики были две мировые войны с их комплексомполитических, социальных и экономических проблем. Кроме того, наибольшеевоздействие оказал мировой экономический кризис 30-х годов, которыйокончательно развил доверие к саморегулирующим силам рыночной экономики.Вмешательство государства стало носить не только региональный, но иобщеэкономический, а затем и межстрановый, международный характер.
Экономическая политикагосударства, по определению известного ученного ФРГ Х.Гирша, представляетсобой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономическихпроцессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить ихпротекание.
1.2Субъекты и объекты управления экономикой, отраслью.
Субъектов экономическойполитики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его составрегиональные, местные институциональные образования, а также негосударственныесоюзы, объединение, иначе говоря, общество в целом. В характере образа действийданных субъектов, в их функциональных задачах есть различие. Государствонаделено экономической и политической властью, другие субъекты могут опиратьсятолько на свою экономическую силу, так как законодательной властью у них нет.
Функция государства какведущего субъекта экономической политики заключается в том, чтобы оно наосновании своей власти могло связывать между собой интересы различных групп,побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.Государство является основным институтом экономической и политической системы,который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей иих отношения между собой. По отношению к другим субъектам оно обладаетопределенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место средихозяйственных агентов. Государство, обладая высшей и неограниченной властью насвоей территории, выступает единственным субъектом рыночной экономики,требования которого обязательны для всех остальных агентов. Кроме того, этомонопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всегонаселения – это разработка норм, обеспечивающих стабильное функционированиерыночных структур. Ещё немаловажным фактом является монопольное право навзимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Доходгосударства возникает как результат неэкономических действий – какперераспределение части дохода домохозяйств и фирм в пользу государства.Государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночнойэкономике, как проблема, порождена изменениями в экономике, требующимисоответствующих модификаций масштабов и инструментов государственногорегулирования и задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболееэффективные формы вмешательства в экономическую систему.
Наиболее активнодействующими субъектами являются в настоящее время такие государственныеинституты, как Министерство финансов, другие экономические министерства,Национальный банк Казахстана.
К неэкономическимсубъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающиеинтересы определенных слоев и групп.
Помимо государственныхинститутов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют впроведении экономической политики, необходимо назвать также группы и институты,которые могут оказывать косвенное влияние на принятие решений по экономическойполитике – это политические организации, партии, средства массовой информации,влиятельные личности в экономике, ученые и политики, экспертные советы и дажеобщественное мнение. Степень влияния этих субъектов на характер экономическойполитики зависит от типа политической системы, её структуры, стабильности,обстановки в стране. Данная группа институтов несет функцию косвенноговоздействия.
Сложившийся опытэкономической политики в развитых странах показывает что понятие «экономическаяполитика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическуюполитику, государство выступает инициатором, основным звеном. Успех действий помакроэкономическому регулированию в возможности рационально сорганизоватьвнешние совместные действия всех участников проводимой политики, государствовыступает, как бы, дирижером большого оркестра.
/> /> /> /> /> /> /> /> />
1.3Структурные аспекты государственных мер и система целей – «пирамида целей».
Экономическая политикапредставляет собой процесс реализации определённых целей. Жизнь показывает, чтов ходе развития общества необходимо решать одновременно множество целей. Для ихполного понимания, обозначения и правильного выполнения требуется чёткопредставлять всю структуру задач общества.
Наиболее удачно то, чтона глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики,которая заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.
Кроме основной цели,существует совокупность задач как бы второго уровня, их можно назвать как быподгруппой главных целей. Данную подгруппу и совокупность прикладных целейназывают «функциями государства». Соотношение разных целей находится в диалектическойвзаимосвязи.
Достижение нижестоящейцели есть средство для выполнения цели более высокого уровня. Например, цельэкономического роста можно представить как задачу, имеющую более высокийуровень. К главным целям принято относить: свободное развитие общества,правовой порядок, внешнюю и внутреннюю безопасность. Выполнение данных целейобеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночнойсистемы.
В конкретной практикетребуется введение системы более частных, масштабно четко определяемых целевыхустановок. Практика экономической политики в странах с развитой рыночнойэкономикой выработала стандартную группу показателей, совокупность которыхреально выражает итоговую цель регулирования. Конкретно-целевая группа:экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивостьнациональной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
Таким образом,экономическая политика содержит обилие целей, между которыми существуетиерархическая соподчиненность. В современной теории эту систему целей называют« пирамидой целей»:
Цели, не поддаю- Основнаяцель
щиеся
операционному
решению
/>
/>/>/> Общественно-политические
цели
Свобода Правовой Безопасность
порядок Группаглавных
целей/> /> /> /> /> /> /> /> />
Цельэкономической политики
/>/> Цели, под- />/>
дающиеся
операционному Стабильность Экономическийрост
решению -Стабильность Структурные цели
национальной - Отраслевая структура
экономики - Региональная структура
-Внешнеэкономическая - Инфраструктура
стабильность - Рыночная структура
-Полнаязанятость — Структура внешней торговли группа
-Стабильностьцен — Структура распределения приклад-
-Стабильностьплатежного ных/> баланса
/>
Целиэкономической политики,
/> выходящиеза пределы этой классификации
2.Структурнаяполитика государства и связь со Стратегией индустриально-инновационногоразвития.
2.1.Динамика показателей структурной экономики Республики Казахстан за 2000-2005годы.
Динамичное развитиеэкономики важно с точки зрения позиционированного Казахстана в качестверазвитого государства мира.
Об устойчивомэкономическом росте в Республике Казахстан можно говорить начиная с 2000 года.Реальный ВВП возрос в 1999 году- на 2,7%; в 2000 году- на 9,8%; в 2001 году- на13,5%; в 2002 году- на 9,5%.
Такие высокие темпы ростапреимущественно связаны с развитием нефтегазового комплекса страны, который всвою очередь стимулировал развитие сопряженных с ним отраслей. Экономическийрост достигнут за счёт структурных сдвигов. Прорыв в постиндустриальную системувозможна на основе приоритетного развития высокотехнологичных секторовэкономики. Экономический рост подразумевает развитие реального сектораэкономики. В настоящее время большинство стран мира, в том числе и Казахстан,осуществляют стратегию догоняющего развития. Каждой стране присущиспецифические, особенные параметры и условия развития, в том числе комбинацияфакторов производства. Успех догоняющего развития во многом зависит от тогокакая модель взята за образец, какова цель и итог преобразований. Любаянациональная экономика уникальна, со своей историей развития. Поэтомуэкономическая политика не может быть механически перенесена в другую страну.
Модернизация илиструктурная перестройка экономики Казахстана во многом зависит от того, сохранитсяли его нынешняя топливно-сырьевая ориентация или стране удастся занятьопределённые позиции в перерабатывающей промышленности, в высоких технологиях.Казахстану необходимо создание конкурентоспособной экономики.Экспортносырьевая направленность экономики не должна превращать нашу страну всырьевой придаток на мировом рынке.
В настоящее время идетструктурная перестройка промышленности Казахстана, создаются условия дляповышения конкурентоспособной национальной экономики, её диверсификация гармоничнаяинтеграция в мирохозяйственную систему.
Динамика ВВП и егоструктуры за 2000-2005 даны в таблице (1):
Динамика ВВП и егоструктуры в Казахстане за 2000-2005 годы.
Табл.(1)
/>
(статистический ежегодник2006 г. Агентство РК по статистике 2006
стр.10-11)
Так по данным таблицы (1) в 2005 году прирост ВВП на 9,5% был обусловлен увеличением реальных объемов вовсех отраслях экономики: в промышленности — на 4,6%; сельском хозяйстве – на7,3%; строительстве — на 37,8%; транспорте – на 7%; связи –на27,7%; торговле – на 9,3%. Основной вклад в рост ВВП в 2005 г. внесла такаяотрасль промышленности как строительство. Доля строительства в общем росте ВВП увеличилосьс 9,3% в 2004 г. до 27,1% в 2005г. К тому же в 2005г. по сравнению с 2004г.рост добычи сырой нефти составлен всего 1,2%, а в металлургии произошлоснижение объемов производства на 6,2%.
Сокращениепроизводственного сектора в ВВП сопровождается заметным возростанием доли сферыуслуг с 48,4% в 2000 г. до 52,6% в 2005 г. Это отражает определенные результатырыночных преобразаваний, а именно ускорение формирования новых секторовэкономики: банковского, аудиторского, консальтинового; таких институциональныхструктур, как страховые и пенсионные фонды.
Анализсовременных сдвигов в отраслевой структуре экономики показывает, что наиболеебыстрыми темпами происходили сдвиги в сторону роста доли электроэнергетическойи топливной промышленности.
Свои позицииослабили текстильная и швейная промышленность, металлургическая промышленность,производство распределения электроэнергии, газа и воды, в целом обрабатывающаяпромышленность.
В некоторыхобластях наблюдались структурные сдвиги противоположенной направленности. Так,в химической и нефтехимической промышленности наблюдался сдвиг в сторонуснижения доли данных отраслей в производстве продукции, но при этом происходилоувеличение их доли в структуре занятых и инвестиций, что при прочих равныхусловиях говорит об экстенсивном развитии данных отраслей.
Сдвиги вотраслевой структуре экономики можно увидеть по данным таблицы (2):
Сдвиги вотраслевой структуре экономике Казахстана за 2000-2005гг.
(Табл.2)
/>
За 2000 – 2005 гг. углубились
процессы такназываемой естественной перестройки структуры экономики. Они характеризуюттенденцию, характерную для всех стран, идущих в мировое рыночное хозяйство,использующие при этом опыт развитых стран, в экономике которых высока доляинфраструктуры услуг.
Объемпромышленной продукции по формам собственности даны в таблице (3):
(млн.тенге)
(Табл.3)
/>
Как видно изтаблицы (3) изменения затрагивают всю структуру экономики и в первую очередьэто касается отношений собственности на средства производства. Если в развитыхстранах на протяжений нескольких десятилетий происходит сдвиг отгосударственной и индивидуально-частной к корпоративно-частной собственности,то в Казахстане происходит уменьшение объема выпуска промышленных предприятийс государственной формой собственности. Собственность других государств, ихюридических лиц и граждан с 2000 по 2004 гг. увеличилась практически в двараза. За этот же период увеличилась собственность совместных предприятий синостранным участием в 2,5 раза. Собственность граждан сократилась за укзанныйпериод в 4,6 раза.
В ведущихотраслях промышленности – черной и цветной металлургии, химико-минеральномкомплексе, довольно высок удельный вес энергоемких, экологически грязныхтехнологий, морально и физически устаревшего оборудования. Технический уровень(более 75% оборудования) не соответствует нынешним требованиям и подлежатзамене. Слабо развита индустрия товаров народного потребления, недостаточноиспользуется потенциал химической, нефтехимической, нефте газоперерабатывающейпромышленности.
Ускоренноереформирование и модернизация казахстанских предприятий по добыче и переработкеприродных ресурсов позволило усилить мотивацию в деловых кругах к расширениюпроизводительной деятельности, привлекло новые инвестиции в экономику. Вчастности, в первую очередь предприятий энергетической, транспортной ипроизводственной инфраструктуры, а также их поставщиков.
Современныемодели экономики Казахстана присущи такие особенности, как активная позициягосударства в отношении расширения единого экономического пространства,развития интеграционных процессов, создание межгосударственных органов,координирующих экономическую политику различных региональных объеденений.
Самойсущественной проблемой в структуризации экономики Казахстана быланесовместимость многих текущих задач и стратегических установок, взятых навооружение в начале реформ – от социально-ориентированной экономики доглобализации в области научно-технических целей. Это привело к довольно кслабым темам структурной перестройки. Снижение степени государственноговмешательства, принятия ряда решений (особенно в сфере предпринимательства),привело к значительному переносу в инвестиционных ресурсах и как следствие – кповышению издержек производства, что негативно сказалось на показателяхмакроэкономики.
2.2.Cвязь структурной политики сосуществлением индустриально-инновационного развития .
Реализацияэкономической политики возможна лишь при использовании совокупных мер, инструментов,образающих механизм государственного воздействия на экономику.
Для умениярационального их использования требуется знание структуры данных мер.
Формируя модельэкономической политики, необходимо поддерживать определённое равновесие всоотношении целевых установок.
Стратегияиндустриально-инновационного развития до 2015 года, разработанная по инициативепрезидента Республики Казахстан Н.Назарбаева,- концептуальный документ, на базекоторого воплощен в жизнь целый ряд специальных отраслевых программ. Еговостребованность обусловлена необходимостью преодоления зависимости отсырьевого сектора. Она ориентирована на выпуск высокотехнологичных товаров и услуг.
При успешной реализациистратегии произошли структурные преобразования экономики.
Для составления и расчетаиндексов использовалась схема расчета страновых рейтингов, с учетом спецификиконкурентоспособности регионов. Методика страновых рейтингов представляет собойспособ агрегирования (сверки) ряда частных показателей (критериев) в болееобщий показатель, характеризующий относительные позиций страны (региона) поданному показателю. Отличительной чертой рейтингов шкалирование показателей,суть которого состоит в приведении показателей, измеренных в разных единицах (впроцентах, денежных и других единицах) к безмерным величинам, как правило наинтервале от 0 до 1 (где 0 будет соответствовать наихудшему результату средирегионов, а 1 соответственно наилучшему).
Произведенные намирасчеты позволяют осуществить группировку регионов по уровню конкурентоспособностив общем, а также по тому или иному показателю в частности. Зная, что индексможет принимать значения от 0 до 1, выделяются три группы регионов с равнымиинтервалами:
1 группа – высокийуровень конкурентоспособности;
2 группа – среднийуровень;
3 группа –неконкурентоспособные регионы.
При расчетеагрегированных индексов конкурентоспособности использовались субиндексы,выражающие количественные и качественные характеристики изучаемых процессов.
1. Индекс уровняжизни, включает показатели ВРП на душу населения, уровень безработицы, долянаселения с доходами ниже прожиточного минимума, средняя обеспеченность жильеми медицинской обеспеченности.
2. Индексконкурентоспособности (производительности) региона, включает показатели:производительности труда, инвестиционной активности, распределения предприятийсельского хозяйства и промышленности, наличия человеческого капитала.
3. Инновационныйиндекс, включает показатели: валовые затраты на научные исследования иразработки (в % от общих расходов), общие затраты на технологические инновации,затраты на информационные технологии (в % от общих расходов), численность ITспециалистов высшего и среднего уровня (в % от общего числа занятых),численность научных работников, аспирантов, докторантов на 10 000 чел. населения,наличие основных информационных технологий, количество выданных патентов на1000 чел. населения, объем импорт технологий и оборудования, расходы бизнесструктур на научные исследования и разработки, доля усовершенствованнойпродукции в выпуске промышленности, доля высокотехнологичной продукции вэкспорте, уровень проникновения сотовой связи в регион.
4. Индексинфраструктурного развития, включает: наличие основных средств, инвестиций встроительство, объем выполненных строительных работ, плотность автомобильныхдорог с твердым покрытием, плотность железных дорог.
5. Сводный индексконкурентоспособности, рассчитывается на основе 4 рассчитанных индексов:уровней жизни, производительности, инновационности и инфраструктурногоразвития.
Значение индексовконкурентоспособности по регионам Казахстана даны в таблице (4): Индекс качества жизни населения Индекс произ-води-тельности Индекс иннова-ционного развития Индекс ифраструк-турного развития Сводный индекс конкуренто-способности Акмолинская 0,42 0,24 0,06 0,38 0,27 Актюбинская 0,38 0,38 0,17 0,24 0,29 Алматинская 0,18 0,25 0,04 0,27 0,19 Атырауская 0,26 0,52 0,37 0,62 0,44 В-Казахстансая 0,51 0,29 0,33 0,25 0,35 Жамбылская 0,08 0,18 0,03 0,22 0,13 З-Казахстанская 0,29 0,36 0,05 0,42 0,28 Карагандинская 0,59 0,32 0,22 0,22 0,34 Костанайская 0,40 0,29 0,09 0,22 0,25 Кызылординская 0,21 0,25 0,04 0,11 0,15 Мангистауская 0,27 0,21 0,41 0,24 0,28 Павлодарская 0,52 0,30 0,15 0,24 0,31 С-Казахстанская 0,48 0,28 0,08 0,34 0,30 Ю-Казахстанская 0,27 0,24 0,05 0,25 0,20 г.Астана 0,70 0,30 0,07 0,68 0,439 г.Алматы 0,73 0,43 0,77 0,60 0,63
По данным таблицы (4)можно сказать что анализ значений индексов в конкурентоспособности в разрезерегионов, в целом иллюстрирует невысокий уровень качества жизни ипроизводительности труда, при среднем уровне инфраструктурного обеспечения инизком значении индекса инновационного развития. Сложившиеся различие в уровнесводной конкурентоспособности лишь подтверждают, что его составные компонентыне могут создать условий необходимых для создания достойной конкурентной ипривлекательной среды, как основы для повышения региональных и национальныхконкурентоспособности.
Можно такжеконстатировать, что сформированная в эпоху развала СССР система национальныхпроизводительных сил продолжает закреплять устаревшую схему равенстваэкономических возможностей регионов. За период независимого и суверенногоразвития Казахстана не сложились ярко выделяющиеся регионы – лидеры поконкурентоспособности, уровень инновационного развития оставляет желатьлучшего.
Реализация мер поснижению налогового бремени на экономику и дерегулированию деятельностипредпринимательства существенно изменит соотношение между «официальной» и«теневой» экономикой.
Активное проведениеиндустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менеечем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста вобрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительноститруда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизитьэнергоёмкость ВВП в 2 раза.
Результаты от реализациистратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти игаза не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленногопроизводства.
Реализация Стратегиипозволит:
Увеличить к 2015 годуудельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
Повысить удельный весуслуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000году до 1,5-1,7% в 2015 году;
Замедлить снижение долиобрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в2000 году до 12-12,6% в2015 году. (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политикив 2015 году составил бы 10,9%).
Вместе с тем безреализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей впромышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе вдобыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализацииСтратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом долянаукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000году до 1-1,4% в 2015 году.
Качественные изменения произойдутв структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доляметаллургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленнойстоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработкисельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой ивысокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.
Будут расти и прожиточныйминимум, минимальная зарплата и пенсии. Реальные денежные доходы населениястраны увеличатся в 2,1-2,4 раза.
2.3.Достигнутые результаты и основные направления совершенствования структурнойэкономики до 2015 года.
В результате реализацииСтратегии индустриально-инновационного развития планируется к 2015 годуувеличить ВВП страны в 3,5 раза. Структурная перестройка экономики, внедрениеинновационных технологий потребовала соответствующих инвестиций и не только надобычу сырой нефти и природного газа. В решении проблем структурной перестройкиэкономики решающая роль принадлежит тесному сотрудничеству и партнерствучастного и государственного секторов, сбалансированному развитию сырьевых иобрабатывающих отраслей, основывающихся на новейших технологических достижений.От уровня развития промышленности зависит выход Казахстана на внешний рынокэкспорт оказывает положительное влияние на все отрасли и экономику страны вцелом, если он представлен продукцией относительно высокой степень переработки,к тому же диверсифицирована. Под кардинальные изменения структуры ипереориентацией казахстанского экспорта, любые попытки модифицированияструктуры импорта являются бесперспективными.
Реализацияиндустриально-инновационной стратегии сопровождается в республике ростоминвестиционного спроса, который удовлетворяется импортом станков, машин,оборудования, технологий, что не означает повышения технологического уровняпроизводства. Поэтому структурная перестройка промышленности должнаосуществляться только на базе современных технологий как отечественных так иимпортных, помогающих увеличить выпуск конкурентоспособной по потребительскимкачествам продукции и обеспечить переход к новому технологическому укладу.
Стратегия индустриально-инновационного развития предусматривает крупномасштабную государственнуюподдержку, что потребовало создание в Казахстане эффективной системы социальныхинститутов развития:
Банк развития (создан в2001 году); Инвестиционный фонд (создан в 2003 году); Инновационный фонд (создан в 2003 году); Корпорация по страхованию экспорта ( создана в 2003 году).
Новые институты развитияот лица государства приняли негосударственное участие в реализациииндустриально- инновационной стратегии. Они обеспечили ресурсные решенияпроблем, которые в силу высоких рисков на начальных стадиях развития, большихединовременных затрат и других сдерживающих факторов, не могли быть решены частнымипредпринимателями. Например, Банк развития Казахстана начал деятельность покредитованию отечественных предприятий работающих в несырьевом сектореэкономики. Институты развития стали движущей силой конкурентоспособнойэкономики, так как стали вовлекать частные предприятия в инновационные процессына принципах партнерства и таким образом решать приоритетную задачу создание вКазахстане конкурентоспособного индустриального сектора.
Стратегия реформированияказахстанской экономики исходит из того что переход к рыночной экономикесостоялся. Современной модели экономики Казахстана присуще две особенностихарактерные как для внешней так и внутренней политики:
Первая особенность — активная позиция государства отношении расширения единого экономическогопространства, развития интеграционных процессов, создании межгосударственныхорганов, координирующих экономическую политику различных региональныхобъединений. На общем фоне глобализации Казахстан активно сотрудничает в рамкахШОС, ЕВР АЗ ЭС и другие региональных объединений;
Вторая особенность-создание конкурентоспособной экономики и механизма её регулирования.
Экономический ростКазахстана зависит нетолько от имеющегося экономического потенциала(природно-ресурсного, производственного, трудового, научно-технического,внешнеэкономического), но и от оптимальности отраслевой и региональнойструктуры производства, развитости институциональной среды.
Анализ реальногоизменения динамики ВВП за 15 лет суверенного и независимого развития РеспубликиКазахстан свидетельствует о наличии трех важнейших периодов развития страны. В1991-1994 гг. наблюдалась тенденция спада, 1995-1999 гг.- это периодэкономической стабилизации, а 2000-2005 гг.- период роста. Общая картинадинамики развития вполне закономерна для любой страны, переживающей трансформацию,создающей суверенную экономику и выходящую на мировой рынок, при имеющихсяфакторах развития. Реальный рост ВВП по отношению к 1990г. свидетельствует отом, что экономика Казахстана к 2004 г. преодолела исходные параметры роста и вышлана новые масштабы развития.
Исследование структурныхсдвигов и пропорций ВВП за годы независимого развития. (табл.5).
Динамика реальногоизменения ВВП Республики Казахстан
(табл.5)годы
Реальное изменение ВВП, в %
/>/>К 1990 г. (1990=100) к предыдущему году 1991 89,0 89,0 1992 84,3 94,7 1993 76,5 90,8 1994 66,9 87,4 1995 61,4 91,8 1996 61,7 100,5 1997 62,7 101,7 1998 61,5 98,1 1999 63,2 102,7 2000 69,4 109,8 2001 78,8 113,5 2002 86,5 109,8 2003 94,5 109,3 2004 103,6 109,6 2005 113,4 109,5
Вместе с тем по даннымтаблицы (5) в 2002-2005 гг. наблюдается динамика снижения темпов ежегодногороста и колеблемость параметров реального прироста ВВП в пределах от 13,5% в2001 году до 9,4% в 2003-2005 гг. на фоне общего роста цен на энергоносители ипродукцию добывающих отраслей снижение темпов развития и возникновениенежелательной вариации свидетельствует о наличии внутренних проблем роста иразвития национальной экономики.
Республика Казахстандемонстрирует недостаточное использование структурных эффектов. По существуструктурные рычаги не стали источником саморазвития в развитии отраслейпромышленного производства, являющихся приоритетными секторами в производствеготовых товаров, обладающих высокой добавленной стоимостью и обеспечивающихдинамическую сбалансированность развития экономики и занятость населения.Снижение доли промышленного сектора с 32,6% до 29,7% в 2000-2005 гг.свидетельствует о накоплении структурных проблем и перекосов в осуществлениипромышленной политики (табл.6)
Структурные сдвиги ипропорции в ВВП по отраслям и сферам деятельности РК за 1990-2005 гг., в %
(табл.6)годы 1990 1995 2000 2005 ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0 В том числе Производство товаров 66,5 42,3 45,9 43,5 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 34,0 12,3 8,1 6,4 Промышленность 20,5 23,5 32,6 29,7 Строительство 12,0 6,5 5,2 7,4 Производство услуг 34,7 54,0 48,4 52,7 Торговля 8,2 17,2 12,4 12,4 Транспорт 8,6 9,4 10,0 9,6 Связь 0,8 1,3 1,5 2,1 Прочие услуги 17,1 26,1 24,5 28,6
Данные в таблице (6)показывают что за период с 1990 по 2005 гг. произошли позитивные структурныеизменения, выразившиеся в сокращении производства неконкурентных товаров на22%, роста производства услуг на 18%, произошло снижение доли строительства с12% до 7,4% и сельского, лесного и рыбного хозяйства с 34% до 6,4%. Увеличениедоли услуг (связь, транспорт, торговля и прочие услуги) сопровождается помимороста их объемов, также и увеличением цен, которые за последние десять летвозросли в 4,7 раза, тогда как цены на продовольственные товары увеличились в1,4 раза, а на непродовольственные товары – снизились на 22,9%.
В целом же произошедшиеза 15 лет структурные сдвиги в экономике соответствуют тенденциямтрансформационных процессов, произошедших с странах ЦБЕ, Балтии и СНГ. Однако всилу накапливающегося потенциала сырьевой ориентации экономика Казахстанасклоняется к однобокому развитию с доминирующим развитием добывающих секторов.Поступающие значительные доходы от сырьевых отраслей порождают признаки«голландской болезни », а их высокая рентабельность приводит кнепривлекательности инвестиций в промышленность.
В результате этогосырьевая специализация экономики ещё больше усиливается, превращая страну всырьевой придаток развитых стран, увеличивая её экономическую уязвимость, импортозависимость,валютное давление на отечественную финансовую систему и тем самым порождаяструктурную несбалансированность и снижение конкурентоспособности национальнойэкономики (табл.7)
Отраслевая структурапромышленного производства Казахстана, %
(Табл.7)Годы 1990 1995 2000 2005 Обрабатывающая промышленность 81,8 51,7 46,5 35,8 Горнодобывающая промышленность 11,2 24,6 44,5 58,6 Производство и распределение газа, электроэнергии и воды 7,0 23,7 9,0 5,6
Как видно из таблицы (7)в структуре промышленного производства за годы независимого развития страныпроизошли значительные изменения. На фоне общего снижения доли обрабатывающейпромышленности с 81,8% до 35,8% за период с 1990по 2005 гг. произошло резкоеувеличение доли горнодобывающей отрасли с 11,2% до 58,6% (в 5,2 раза)
Структура производствагорнодобывающей промышленности Казахстана, в %
(табл.8)Годы 1990 1995 2000 2005 Добыча сырой нефти и попутного газа 21,2 39,9 85,4 84,7 Добыча природного газа 2,1 1,7 1,2 0,9 Добыча угля и лигнита 27,0 27,5 3,3 2,1 Добыча железных руд 12,6 12,9 2,9 3,7 Добыча руд цветных металлов 19,5 11,6 3,9 3,0 Отрасли горнодобывающей промышленности 17,5 6,4 3,3 5,6
Как видно из таблицы (8),ускоренное развитие горнодобывающей отрасли обусловлено преимущественнонеограниченным спросом на энергоносители и повышением цен на мировом рынке, чтовызвало бурный рост добычи сырой нефти и попутного газа в Казахстане впоследние годы, доля горнодобывающих в структуре возросла до 84,7% в 2005 году,возросло почти в 4 раза.
В структуреобрабатывающей промышленности за 15 лет произошли также существенные сдвиги,производство нефтепродуктов возросло почти в 3,3 раза, черной металлургии в 3.0раза и производство цветных металлов в 2.1 раза. Вместе с тем значительносократилось доля текстильной и швейной промышленности с 13.5%в 1990г. до 1.8%в2005 г., доля машиностроения сократилась с 15.9%до 9.4% соответственно, чтобыло вызвано снижением спроса и недостаточной конкурентоспособностью производимойпродукций (табл.6).
Проведенный анализэкономического развития Казахстана с позиций конкурентного измеренияиллюстрирует, что за видимостью экономического роста неизменно обнаруживаютсяпродолжающаяся деградация индустриальных производительных сил нарастаниесистемной отсталости. Практически единственным источником роста ВВП служитэкспорт сырья и продукции со слабой степенью индустриальной переработки.
Республика Казахстан посуществу находится в факторно-инвестиционной стадии развития, перед которойстоят задачи перехода в стадию инвестиционно-инновационную. В этой связипредстоит коренным образом изменить хозяйственный механизм, усилитьстимулирование инвестиций и научно- технического прогресса в обрабатывающуюпромышленность, направив накопительные финансовые ресурсы в стране наинновационное развитие обрабатывающей промышленности и кластерное развитиеэкономики, чтобы поставлять на экспорт не сырьевые товары, аконкурентоспособные готовые товары обрабатывающих отраслей. Это позволит решитьдругие проблемы, связанные с высокой изношенностью основных фондов ипривлечением новых технологий также усилит процессы межотраслевой имежрегиональной экономической интеграций внутри страны.
Заключение.
Экономическая политика правительстваКазахстана является решающим средством поддержки экономического курса страны.
Анализ сложившейсяпрактики показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когдарешения принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в нашей странереалии- политического расклада сил и уровня развития, то есть, производственно-технического потенциала, состояния социальной структуры, институциональногопорядка общего государственного и местного управления.
Экономическая политикаиспытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации и переменыэкономического мышления. Оба этих момента взаимосвязаны, хотя и обладаютотносительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическоемышление меняется, поскольку другими становятся представление о ценностях. Всвязи с этими, даже традиционные задачи принято решать с новых позиций.
Сегодня можно сказать,что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночнойэкономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновойрейтинг.
Интенсивное развитиепроизводства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономикепреодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпыэкономического роста.
Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира,наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономикустраны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.
В соответствии с принятой моделью в стратегическом планеКазахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной наэкспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции ивзаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.
Могу с точностью сказать, что в области реализациистратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочнойперспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводитькачественные изменения в экономике и социальной сфере.
Списокиспользованных источников
1. Послание Президентастраны народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»
2. Стратегияиндустриально- инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года. Утв.№1096 от 17.05.2000г.
3. Государственноерегулирование рынка в Республике Казахстан. Учебник. О.К.Ескараев.Алматы,2000г.
4. Ахметов Д.К.Проблемы устойчивости и социально- экономического развития региона. Институтэкономики- Алматы, 2000 г.
5. Назарбаев Н.А. Впотоке истории.- Алматы, Атамура, 1999 г.
6. Рыночнаяэкономика Казахстана: Проблемы становления и развития. Под редакцией М.Б.Кенжегузина- Алматы, 2001г.
7. О структурныхсдвигах в Казахстанской экономике. Г. Нурлихана // Экономика и статистика-Алматы, 2006г. №3 страница 32.
8. Формированиеновой стратегии развития национальной экономики РК. З.С. Кенжебаева //Транзитная экономика- Алматы, 2007г. №2, страница 5.
9.Отчет «Оценкаконкурентоспособности областей Республики Казахстан. Рейтинг регионов» АО«Центр маркентигово- аналитических исследований». Алматы, 2006.-22.
10.Информационно-аналитический сборник «Казахстан за годы независимости» Вып. АгентствоРеспублики Казахстан по статистике. Алматы,2006-380с.
11.Коршунова Т.Е.Структурные основы конкурентоспособности. Экономический анализ: теория ипрактика. М., №8, 2006г. С.35-37.
12. www.ontustik.stat.kz
13. www.stat.kz
14. www.kazpravda.kz