КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Статистическийанализ удовлетворенности студентов преподаванием дисциплин на кафедре«Управление качеством»»
Введение
Актуальностьиспользования статистических методов в различных отраслях современногоменеджмента непрерывно возрастает. Это вызвано, прежде всего, развитиемрыночных отношений, конкурентной борьбы на рынках товаров и услуг, требованиямистандартов.
Статистическиеметоды контроля и управления качеством только тогда будут давать значительныйэффект, когда они применяются на всех уровнях: рабочий управляет машиной,технологическим процессом, оператор занимается обслуживанием клиентов, мастерили управляющий – процессами, работниками и так далее, везде нужно овладеватьметодами выявления недостатков, путей улучшения процессов. Для этого необходимаспециализированная методология обучения взрослых людей, массовые доступныеучебно-методические материалы, способствующие пониманию широким кругомработников особенностей статистических методов, их применения и возможностей.Это важно и потому, что менеджментом качества должен заниматься каждыйработник, каждый специалист на своем рабочем. «Внедрение» математиков, незнакомых с конкретной спецификой различных профессий, в эту деятельность,замена содержательных аспектов задач улучшения качества на математическиепривели к тому, что с одной стороны, стало преобладать мнение, что статистика –это наука о сложных громоздких вычислениях, которые без компьютеров невозможноосуществлять; с другой стороны, даже при грамотном применении статистическихметодов они не всегда дают ожидаемые от их применения результаты. Это частообусловлено неверной организацией работ по сбору «статистического материала» некорректнойего обработкой без учета содержательной специфики анализируемых процессов и «математической»интерпретацией полученных результатов.
В связи сописанной актуальность использования статистических методов была выбрана темакурсовой работы: «Статистический анализ удовлетворенности студентовпреподаванием дисциплин на кафедре «Управление качеством»
Цель выполнениякурсовой работы заключается в проведении статистического анализаудовлетворенности студентов преподаванием дисциплин на кафедре «Управлениекачеством».
Основныезадачи:
– описаниеприменения статистических методов при управлении качеством учебного процесса вКурскГТУ;
– изучениесовременных методов контроля и управления качеством учебного процесса вКурскГТУ.
1.Теоретические аспекты используемых статистических методов
Существуетсемь традиционных методов (инструментов) статистического управления качеством:графики, контрольные листки, причинно-следственные диаграммы, диаграммырассеяния (разброса), гистограммы, диаграммы Парето, контрольные карты.
1.1Графические методы статистического анализа
Графики даютвозможность оценить состояние процесса на данный момент, а такжеспрогнозировать более отдалённый результат по тенденциям процесса, которыеможно обнаружить на графиках (конечно, надо учитывать, что такие прогнозы могутбыть во многих случаях достаточно условными). При отражении на графике измененияданных во времени график ещё называют временным рядом.
Обычноиспользуют следующие виды графиков:
1) выраженныйломаной линией;
2) линейный;
3) столбчатый;
4) круговой;
5) ленточный;
6) Z-образный;
7) радиальный.
График,выраженный ломаной линией, применяется, когда необходимо самым простым способомпредставить изменение данных за определённый период времени, например,изменение размера ежегодной выручки от продажи изделий, объёма производства илидоли дефектных изделий.
Линейныйграфик представляет собой другой способ показа данных и сравнения их. Данныевводятся с помощью цифр, а затем соединяются линией. Линейный график легкостроить. Анализ линий на графике предоставляет информацию о тех областях,которые необходимо исследовать в дальнейшем.
1.1.1Столбчатые графики
Столбчатыйграфик представляет количественную зависимость, выраженную высотой столбика.Например, зависимость себестоимости от вида изделия, сумма потерь в результатебрака в зависимости от процесса и так далее. Обычно столбики показывают награфике в порядке убывания высоты справа налево. Если в числе факторов имеетсягруппа «Прочие», то соответствующий столбик на графике показывают крайнимсправа.
1.1.2Круговые графики
Круговымграфиком выражают соотношение составляющих какого-то целого параметра и всегопараметра в целом, например: соотношение сумм выручки от продажи отдельно повидам деталей и полную сумму выручки; соотношение типов используемых стальныхпластин и общее число пластин; соотношение тем работы кружков качества (отличающихсясодержанием) и общее число тем; соотношение элементов, составляющихсебестоимость изделия, и целое число, выражающее себестоимость, и так далее.Целое принимается за 100% и выражается полным кругом. Составляющие выражаются ввиде секторов круга и располагаются по кругу в направлении движения часовойстрелки, начиная с элемента, имеющего наибольший процент вклада, в целое, впорядке уменьшения процента вклада. Последним ставится элемент «прочие». Накруговом графике легко видеть сразу все составляющие и их соотношение.
1.1.3Ленточные графики
Ленточныйграфик используют для наглядного представления соотношения составляющихкакого-то параметра и одновременно для выражения изменения этих составляющих стечением времени, например: для графического представления соотношениясоставляющих суммы выручки от продажи изделий по видам изделий и их измененияпо месяцам (или годам); для представления содержания анкет при ежегодноманкетировании и его изменении от года к году; для представления причин дефектови изменения их по месяцам и так далее.
При построении ленточного графика прямоугольник графика делят на зоныпропорционально составляющим или в соответствии с количественными значениями ипо длине ленты размечают участки в соответствии с соотношением составляющих покаждому фактору. Систематизируя ленточный график так, чтобы ленты располагалисьв последовательном временном порядке, можно оценить изменение составляющих стечением времени.
1.1.4 Z-образныеграфики
Z-образныйграфик используют для оценки общей тенденции при регистрации по месяцамфактических данных, таких как объем сбыта, объем производства и так далее.График строится следующим образом: 1) откладываются значения параметра(например, объем сбыта) по месяцам (за период одного года) с января по декабрьи соединяются отрезками прямой – получается график, образуемый ломаной линией;2) вычисляется кумулятивная сумма за каждый месяц и строится соответствующийграфик; 3) вычисляются итоговые значения, изменяющиеся от месяца к месяцу(меняющийся итог), и строится соответствующий график, образуемый ломанойлинией. За меняющийся итог принимается в данном случае итог за год,предшествующий данному месяцу. Общий график, включающий три построенныхуказанным образом графика, имеет вид буквы Z, отчего он и получил своеназвание. Z-образный график применяют, помимо контроля объема сбыта или объемапроизводства, для уменьшения числа дефектных изделий и суммарного числадефектов, для снижения себестоимости и уменьшения случаев невыхода на работу итак далее. По меняющемуся итогу можно определить тенденцию изменения задлительный период. Вместо меняющегося итога можно наносить на графикпланируемые значения и проверять условия достижения этих значений.
1.1.5Радиальные графики (радиационные диаграммы)Радиальныйграфик: из центра круга к окружности проводят по числу факторов прямые(радиусы). На эти радиусы наносят деления градуировки и откладывают значенияданных (отложенные точки соединяют отрезками). Эта радиационная диаграммапредставляет собой комбинацию кругового и линейного графика. Числовые значения,относящиеся каждому из факторов сравнивают со стандартными значениями,достигнутыми другими фирмами. Его используют для анализа управленияпредприятием, для оценки качества и так далее.
1.2Стратификация данныхРасслоение(стратификация) данных является одним из наиболее простых статистическихметодов. В соответствии с этим методом производят расслоение данных, то естьгруппируют данные в зависимости от условий их получения и производят обработкукаждой группы в отдельности.
Например,расслоение можно провести по следующим признакам:
– расслоениепо исполнителям – по работающим, по полу, по стажу работы и так далее;
– расслоениепо машинам и оборудованию – по новому и старому оборудованию, по маркеоборудования, по конструкции и так далее;
– расслоениепо материалу – по месту производства, по фирме-производителю, по партии, покачеству сырья и так далее;
– расслоениепо способу производства – по температуре, по технологическому приему, по меступроизводства работ.
Прирасслоении данных следует стремиться к тому, чтобы различие внутри группы былокак можно меньше, а различие между группами – как можно больше.
Расслоениепозволяет получить представление о скрытых причинах дефектов, а также помогаетвыявить причину появления дефекта, если обнаруживается разница в данных между«слоями». Например, если расслоение проведено по фактору «исполнитель», то призначительном различии в данных можно определить влияние того или иногоисполнителя на качество изделия; если расслоение проведено по фактору«оборудование» – влияние использования разного оборудования.
Если послерасслоения данных невозможно определить наглядно решающий фактор в решениипроблемы, то необходимо проводить более глубокий анализ данных.
На практике стратификация используется длярасслаивания статистических данных по различным признакам и анализа выявленнойпри этом разницы в диаграммах Парето, схемах Исикавы, гистограммах, диаграммахрассеивания и так далее.Дляоценки удовлетворенности студентов будем использовать столбчатый, круговой,линейный, радиационный и ленточный графики.
2. Методика оценкиудовлетворенности студентов преподаванием дисциплин, применяемых в КурскГТУ
В КурскГТУоценка удовлетворенности студентов учебой в университете проводится в два этапа.На первом этапе уполномоченные по качеству всех кафедр университета проводятоценку удовлетворенности студентов преподаванием дисциплин на соответствующихкафедрах, а на втором – сотрудники управления менеджмента качества (далее УМК) осуществляютоценку удовлетворенности студентов учебой в КурскГТУ в целом по университету.
Оценкуудовлетворенности студентов преподаванием конкретных дисциплин проводят раз вгод уполномоченные по качеству всех кафедр университета. Они передают анкетыреспондентам, объясняя цель анкетирования и порядок заполнения анкет,осуществляют сбор, обработку полученных данных и отражают полученные результатыв годовых отчетах об оценке удовлетворенности потребителей по кафедрам, которыепредоставляют в установленные сроки в УМК.
Невыпускающиекафедры университета предоставляют в УМК результаты оценки удовлетворенностистудентов в годовом отчете об оценке удовлетворенности потребителей.
Результатыоценки удовлетворенности студентов учебой на кафедрах КурскГТУ должныобсуждаться не реже раза в год на заседаниях соответствующих кафедруниверситета.
Оценкуудовлетворенности студентов учебой в КурскГТУ в целом по университетуосуществляют сотрудники УМК. Они передают чистые анкеты уполномоченным покачеству кафедр КурскГТУ. Уполномоченные по качеству кафедр университетараздают анкеты респондентам, объясняя цель анкетирования и порядок заполненияанкет, осуществляют сбор и передачу в УМК заполненных анкет и данных. В своюочередь, сотрудники УМК осуществляют статистическую обработку полученных анкети данных и составляют годовой отчет об оценке удовлетворенности студентовучебой в КурскГТУ.
Приоценивании удовлетворенности студентов учебой в КурскГТУ в целом поуниверситету, сотрудники УМК используют анкеты, форма которых представлена в Приложении А.
Количествоанкет, необходимых для проведения анкетирования потребителей КурскГТУ и другихзаинтересованных деятельностью университета сторон, определяется сотрудникамиУМК по формуле:
/>, (1)
где n – количествореспондентов,
N – количествообучающихся.
Доверительнаявероятность результатов оценки удовлетворенности потребителей и другихзаинтересованных сторон должна быть равна 0, 95 (95%).
2.1 Обработкаданных, полученных в результате анкетирования
Обработкуданных осуществляют вручную или с помощью прикладных статистических пакетовпрограммного обеспечения.
Общая оценкаудовлетворенности всех респондентов по критериям анкеты рассчитывается по формуле:
ООУ = />, (2)
где m – количествореспондентов;
ООУi – общая оценкаудовлетворенности i-того респондента по всем критериям анкеты.
Общая оценкаудовлетворенности i-того респондента по всем критериям анкеты (ООУi) рассчитывается поформуле:
ООУi= />, (3)
где ОУij– оценка удовлетворенности i-того респондента по j-тому критерию;
/>– доля важности j-го критерия для i-го респондента от суммыважностей всех критериев анкеты.
Доля важностиj-го критерия для i-го респондента от суммыважностей всех критериев анкеты рассчитывается по формуле:
/>= />, (4)
где Вij – вес (важность) j-тогокритерия анкеты для i-того респондента.
Оценкуудовлетворенности j-тымкритерием необходимо представить в виде:
/>= />/>,(5)
где /> – нормальная оценкаудовлетворенности респондентов j-тым критерием;
/> – средняя оценкаудовлетворенности j-тым критерием по всем респондентам;
/> – среднее квадратическоеотклонение оценок удовлетворенности по j-тому критерию среди всехреспондентов.
Средняяоценка удовлетворенности j-тым критерием по всем респондентамрассчитывается по формуле:
/>, (6)
где m – количествореспондентов.
Среднееквадратическое отклонение оценок удовлетворенности по j-тому критерию /> среди всех респондентоврассчитывается по формуле:
/>, (7)
где /> – среднее квадратическоеотклонение оценок удовлетворенности по j-тому критерию среди всехреспондентов;
m – количествореспондентов;
/> – средняя оценкаудовлетворенности j-тым критерием по всем респондентам;
ОУij – оценкаудовлетворенности i-того респондента по j-тому критерию.
2.2Составление отчета по результатам оценки удовлетворенности потребителей
Конкретнымрезультатом работы по оценке удовлетворенности потребителей и другихзаинтересованных деятельностью КурскГТУ сторон является письменный отчет. Котчету предъявляются следующие требования:
–он должен быть структурирован и легко читаем;
–он должен быть конкретным и содержать выводы;
– в немдолжны быть указаны цели исследования, входные и выходные данные.
Результатыанализа могут представляться в отчете в различном виде (таблицы, текст,графики).
Результатыисследования должны своевременно доводиться сотрудниками УМК до руководствауниверситета и заинтересованных подразделений с целью разработки и реализациикорректирующих мероприятий, направленных на совершенствование процессов СМККурскГТУ и деятельности университета в целом.
3. Оценкаудовлетворенности студентов преподаванием дисциплин на кафедре «Управлениекачеством»
3.1Характеристика объекта исследования
Кафедрауправления качеством (УК) была организована 01.09.2008 г. выделением ее изсостава кафедры управления качеством, стандартизации и сертификации всоответствии с приказом Ректора КурскГТУ от 08.07.2008 г. №291, изданногона основании решения Ученого Совета от 21.06.2008 г. (Протокол №14).
Направлениядеятельности кафедрыУК – подготовка специалистов по специальности 340100 (220501.65) «Управлениекачеством».
За кафедройУК, согласно приказу Ректора КурскГТУ №404-У от 09.06.09 г., в 2009–2010учебном году закреплены дисциплины, представленные в таблице 1.
Таблица1 – Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой УК в 2009–2010 учебном году№ п/п Индекс дисциплины Наименование дисциплины Шифры специальностей 1 ГСЭ.В.01 Введение в специальность/ История науки и техники 340100 2 ГСЭ.В.04 Применение стандартов ИСО в организации производства/ Стандартизация в малом бизнесе 340100 3 ЕН.В.01 Программное обеспечение в проектных и конструкторских работах/ Компьютерная графика 340100 4 ОПД.Ф. 07 Технология и организация производства продукции и услуг 340100 5 ОПД.Ф. 08 Основы обеспечения качества 340100 6 ОПД.Ф. 11 Методы и средства измерения, испытания и контроля 340100 7 ОПД.Ф. 12 Информационное обеспечение, базы данных 340100 8 ОПД.Ф. 14 Всеобщее управление качеством 340100 9 ОПД.Ф. 15 Статистические методы в управлении качеством 340100 10 ОПД.Р.01 Экономика качества 340100 11 ОПД.Р.02 Стандартизация управления материальными и коммерческими потоками 340100 12 ОПД.Р.03 Общая теория измерений 340100 13 ОПД.В.01 Технологические машины и основы их проектирования/ оценка конкурентоспособности продукции 340100 14 ОПД.В.02 Основы товарной экспертизы/ Нормирование точности 340100 15 СД.01 Информационные технологии в управлении качеством и защита информации 340100 16 СД.02 Средства и методы управления качеством 340100 17 СД.03 Управление процессами 340100 18 СД.04 Аудит качества 340100 19 СД.06 Управление персоналом 340100 20 СД.07 Сертификация систем качества 340100 21 ДС.01 Автоматизация измерений и испытаний 340100 22 ДС.02 Обеспечение технического контроля на предприятии 340100 23 ДС.03 Проектирование контрольно-испытательных технологий и оборудования сертификационных центров 340100 24 ДС.04 Автоматизация управления 340100 25 ДС.05 Технологические методы управления качеством 340100 26 ДС.06 Системы экологического управления 340100 27 ДС.07 Управление качеством транспортного обслуживания 340100 28 ФТД.01.1 Квалиметрия и нормирование показателей качества 340100 29 ФТД.01.2 Компьютерное моделирование процессов и систем 340100 30 ФТД.01.3 Формы и методы применения стандартизации в управлении качеством 340100 31 ЕН.В.01 Автоматизированные базы данных/ Автоматизация делопроизводства 340100 32 ОПД.Ф. 06 Программные статистические комплексы 072000, 552215 33 СДМ.06 Системный анализ 552215 34 СДМ.01 Методы оптимизации и принятия решений 552215 35 ДНМ.03.01 Компьютерное моделирование производственных и технологических процессов 552215 36 ДНМ.03.02 Моделирование систем качества 552215 37 СДМ.05 Информационные технологии в управлении качеством и защита информации 552215
Объектомстатистического исследования данной курсовой работы является удовлетворенностьстудентов специальностей УК-51, УК-61, УК-71, УК-81 преподаванием дисциплин:введение в специальность, технологические методы управления качеством,проектирование контрольно-испытательных технологий и оборудованиясертификационных центров, автоматизация измерений, испытаний и контроля, формыи методы применения стандартизации в управлении качеством, квалиметрия и нормированиепоказателей качества.
3.2Сбор статистических данных
Впервом полугодии 2009–2010 учебного года было проведено анкетирование средистудентов групп: УК-51, УК-61, УК-71, УК-81 для оценки их удовлетворенностиобучением по дисциплинам: введение в специальность, технологические методыуправления качеством, проектирование контрольно-испытательных технологий иоборудования сертификационных центров, автоматизация измерений, испытаний иконтроля, формы и методы применения стандартизации в управлении качеством,квалиметрия и нормирование показателей качества.
Втаблице 2 представлены сводные данные о дисциплинах, анкетируемых группах иосновных преподавателях данных дисциплин.
Таблица2 – Дисциплины, опрашиваемые группы и основные преподавателиОсновной преподаватель Название дисциплины Группа УК-51 (5-й) УК-61 (4-й) УК-71 (3-й) УК-81 (2-й) Чепель С.Ю., Звонарев Д.Ю., Поветкин И.В., Куц В.В. Введение в специальность + + + + Ивахненко А.Г. Технологические методы управления качеством + - - - Паточкин А.Е. Проектирование контрольно-испытательных технологий и оборудования сертификационных центров + - - - Шитиков А.Н. Автоматизация измерений, испытаний и контроля + - - - Поветкин И.В. Формы и методы применения стандартизации в управлении качеством + - - - Куприянова И.Ю., Ходыревская С.В. Квалиметрия и нормирование показателей качества + + + +
На основанииформулы (7) в группах: УК-51 были опрошены 22 человека, УК-61 – 16 человек, УК-71– 20 человек, УК-81 – 14 человек.
Опросзаключался в оценке респондентами по 10-балльной шкале удовлетворенностипреподаванием каждой дисциплиной по следующим критериям:
– критерий1: содержание образовательной программы;
– критерий2: лекционные занятия;
– критерий3: семинарские и лабораторные занятия;
– критерий4: дополнительные занятия по дисциплине;
– критерий5: помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работы студента;
– критерий6: возможность участия в научно-исследовательской деятельности;
– критерий7: вклад дисциплины в формирование общего уровня Вашей профессиональнойподготовки;
– критерий8: информационное обеспечение учебного процесса;
– критерий9: материально-техническое обеспечение учебного процесса;
– критерий10: текущий контроль знаний студентов. [4]
Крометого, респонденты должны были оценить (также по 10-балльной шкале) вес(важность) каждого критерия. В результате проведенного анкетирования былиполучены анкеты оценки удовлетворенности студентов преподаванием дисциплин накафедре «Управление качеством», представленные в приложении Б.
3.3Статистический анализ оценки удовлетворенности студентов преподаваниемдисциплин
3.3.1Табличное представление данных
На основании2.1 и с помощью программы Microsoft office Excel 2003 был произведенстатистический расчет необходимых параметров:
1) доля важности j-го критерия для i-го респондента от суммыважностей всех критериев анкеты (B'ij);
2) общая оценкаудовлетворенности i-того респондента по всем критериям анкеты (ООУi);
3) средняя оценкаудовлетворенности j-тым критерием по всем респондентам (/>);
4) общая оценкаудовлетворенности всех респондентов (OОУ);
5) среднее квадратическоеотклонение оценок удовлетворенности по j-тому критерию (/>).
Результатыоценки удовлетворенности студентов преподаванием дисциплин представлены втаблице 3.
Таблица 3 –Результаты оценки удовлетворенности студентов преподаванием дисциплинКритерий Название дисциплины Среднее значение удовлетворенности по крите-риям Средний вес крите-риев Введен ие в спец. ТМУК ПКИТ АИИи К Ф и М С в УК Квали метрия Критерий 1 7,25±1,90 8,67±1,76 8,47±1,68 8,73±1,33 8,07±2,60 8,09±1,24 8,21 8,58 Критерий 2 7,33±1,75 8,27±2,34 8,13±2,42 8,60±1,76 7,73±2,43 7,38±2,11 7,91 8,29 Критерий 3 6,09±3,01 6,73±2,99 7,73±2,55 8,00±2,36 6,53±2,80 7,05±2,58 7,02 8,15 Критерий 4 3,56±2,98 5,40±3,60 6,13±3,46 6,00±3,61 5,00±2,93 4,11±2,80 5,03 5,76 Критерий 5 4,15±2,80 6,20±3,14 6,33±3,18 6,13±3,60 4,40±3,11 4,55±2,60 5,29 7,27 Критерий 6 5,24±2,78 5,93±2,69 5,60±3,29 5,73±2,94 4,47±2,61 5,22±2,71 5,36 6,76 Критерий 7 6,65±2,78 6,40±3,20 6,53±2,75 7,67±1,91 7,33±1,68 6,87±2,63 6,91 8,02 Критерий 8 5,20±2,80 5,87±2,95 5,93±2,02 6,73±2,71 5,20±2,31 5,35±2,51 5,71 7,91 Критерий 9 5,65±2,80 6,67±2,69 6,13±2,50 6,47±2,83 6,33±2,35 5,56±2,44 6,14 8,22 Критерий 10 6,95±2,47 7,47±2,64 7,73±2,09 8,00±2,04 7,47±2,64 7,25±2,25 7,48 8,36 Итоговая удовлетворенность по дисциплинам 0,59 0,68 0,69 0,73 0,63 0,64 0,66
3.3.2Графическое представление данных
Используяодин из статистических инструментов контроля качества – стратификацию данных,необходимо провести расслоение результатов статистического анализа и нагляднопредставить их виде графиков.
В данномслучае необходимо провести расслоение данных по следующим категориям:
- подисциплинам;
- покритериям;
- посреднему весу критериев;
- погруппам.
1) расслоение данных по дисциплинам:
Значения для построенияграфика – итоговая удовлетворенность студентов по дисциплинам представлена втаблице 4. Графическое представление данных изображено на рисунке 1.
Таблица 4 –Итоговая удовлетворенность студентов по дисциплинамНазвание дисциплины Итоговая удовлетворенность Введение в спец. 0,59 ТМУК 0,68 ПКИТ 0,69 АИИиК 0,73 Ф и М С в УК 0,63 Квалиметрия 0,64
/>
Рисунок 1 –Итоговая удовлетворенность студентов по дисциплинам
Из рисунка 1видим, что студенты наиболее удовлетворены преподаванием дисциплиныавтоматизация измерений, испытаний и контроля (0,73), а менее всего дисциплинойвведение в специальность (0,59).
2) расслоение данных покритериям:
Значения для построенияграфика – среднее значение удовлетворенности студентов по критериямпредставлены в таблице 5. Графическое представление данных изображено нарисунке 2.
Таблица 5 –Средние значения удовлетворенности студентов по критериямКритерий Средние значения удовлетворенности Критерий 1: содержание образовательной программы 8,21 Критерий 2: лекционные занятия 7,91 Критерий 3: семинарские и лабораторные занятия 7,02 Критерий 4: дополнительные занятия по дисциплине 5,03 Критерий 5: помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работы студента 5,29 Критерий 6: возможность участия в научно-исследовательской деятельности 5,36 Критерий 7: вклад дисциплины в формирование общего уровня Вашей профессиональной подготовки 6,91 Критерий 8: информационное обеспечение учебного процесса 5,71 Критерий 9: материально-техническое обеспечение учебного процесса 6,14 Критерий 10: текущий контроль знаний студентов 7,48
/>
Рисунок2 – Средние значения удовлетворенности студентов по критериям
Изрисунка 2 видим, что студенты наиболее удовлетворены критерием 1: содержаниеобразовательной программы (8,21), а менее удовлетворены критерием 4: дополнительныезанятия по дисциплине (5,03).
3)расслоение данных по среднему весу критериев:
Значения для построенияграфика – средний вес критериев представлены в таблице 6. Графическоепредставление данных изображено на рисунке 3.
Таблица 6 –Средний вес критериев
Критерий Средний вес
Критерий 1: содержание образовательной программы 8,58
Критерий 2: лекционные занятия 8,29
Критерий 3: семинарские и лабораторные занятия 8,15
Критерий 4: дополнительные занятия по дисциплине 5,76
Критерий 5: помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работы студента 7,27
Критерий 6: возможность участия в научно-исследовательской деятельности 6,76
Критерий 7: вклад дисциплины в формирование общего уровня Вашей профессиональной подготовки 8,02
Критерий 8: информационное обеспечение учебного процесса 7,91 Критерий Средний вес
Критерий 9: материально-техническое обеспечение учебного процесса 8,22
Критерий 10: текущий контроль знаний студентов 8,36
/> /> /> /> />
/>
Рисунок 3 –Средний вес критериев
Изрисунка 3 видим, что студенты считают критерий 1: содержание образовательнойпрограммы наиболее весомым (8,58), а критерий 4: дополнительные занятия подисциплине менее весомым (5,76).
4) расслоениеданных по группам:
В таблице 7представлены значения итоговой удовлетворенности по дисциплинам студентамигруппы УК-51. Графическое представление данных изображено на рисунке 4.
Таблица 7 –Итоговая удовлетворенность по дисциплинам студентами группы УК-51Дисциплина Итоговая удовлетворенность Введение в спец. 0,57 ТМУК 0,68 ПКИТ 0,69 АИИиК 0,73 Ф и М С в УК 0,63 Квалиметрия 0,64
/>
Рисунок 4 –Итоговая удовлетворенность по дисциплинам студентами группы УК-51
Анализируя рисунок4, выявили, что студенты группы УК-51 наиболее удовлетворены преподаваниемдисциплины автоматизация измерений, испытаний и контроля (0,73), а менее всегодисциплиной введение в специальность (0,57).
В таблице 8представлены значения итоговой удовлетворенности по дисциплинам студентамигрупп УК-61, УК-71, УК-81. Графическое представление данных изображено нарисунке 5.
Таблица 8 –Итоговая удовлетворенность по дисциплинам студентами групп УК-61, УК-71, УК-81Группа Итоговая удовлетворенность Введение в спец. Квалиметрия УК-61 0,63 0,62 УК-71 0,58 0,66 УК-81 0,65 0,61
/>
Рисунок 5 –Итоговая удовлетворенность по дисциплинам студентами групп УК-61, УК-71, УК-81
Проанализироваврисунок 5, выявили, что в группах УК-61, УК-81 студенты наиболее удовлетвореныпреподаванием дисциплины введение в специальность (0,63 и 0,65 соответственно),а в группе УК-71 студенты наиболее удовлетворены преподаванием дисциплиныквалиметрия (0,66).
В таблице 9представлены значения удовлетворенности студентов критериями по группам.Графическое представление данных изображено на рисунке 6.
Таблица 9 –Среднее значение удовлетворенности студентов критериями по группамГруппа Номер критерия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 УК-51 8,07 8 6,86 5,11 5,37 5,33 6,86 5,73 6,26 7,33 УК-61 8,03 6,9 6,57 5,13 4,67 5,27 6,03 5,27 5,77 7,23 УК-71 7,23 7,97 7,1 2,27 4,07 4,97 7,5 4,83 5,1 7,6 УК-81 8,45 6,7 6,55 3,9 3,95 5,7 7 5,85 5,6 6,8
/>
Рисунок 6 – Среднее значениеудовлетворенности студентов критериями по группам
Проанализироваврисунок 6, выявили, что в группах УК-51, УК-61, УК-81 при оценке преподаваниядисциплин студенты наиболее удовлетворены критерием 1: содержаниеобразовательной программы, а в группе УК-71 студенты наиболее удовлетворены критерием2: лекционные занятия. В группах УК-51, УК-71, УК-81 студенты менее всегоудовлетворены критерием 4: дополнительные занятия по дисциплине, а в группе УК-61критерием 5: помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работыстудента.
В таблице 10представлены значения среднего квадратического отклонения оценокудовлетворенности по критериям студентов групп УК-51, УК-61, УК-71, УК-81.Графическое представление данных изображено на рисунке 7.
Таблица 10 –Среднее квадратическое отклонение оценок удовлетворенности по критериям студентовгрупп УК-51, УК-61, УК-71, УК-81Группа Номер критерия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 УК-51 1,85 2,1 2,72 3,09 3,09 2,81 2,25 2,42 2,59 2,53 УК-61 1,23 2,18 2,69 2,85 2,84 2,65 3,21 2,73 2,8 2,33 УК-71 1,52 1,53 3,26 2,75 2,73 2,88 2,99 3,07 2,86 2,19 УК-81 1,12 1,83 1,92 2,72 2,5 2,95 2,44 2,49 2,22 1,74
/>
Рисунок 7 – Среднее квадратическоеотклонение оценок удовлетворенности по критериям студентов групп УК-51, УК-61,УК-71, УК-81
Проанализироваврисунок 7, выявили, что в группах УК-51, УК-61, УК-71, УК-81 меньший разбросзначений имеет критерий 1: содержание образовательной программы. В группе УК-51больший разброс значений имеет критерий 4: дополнительные занятия по дисциплинеи критерий 5: помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работыстудента. В группе УК-61 больший разброс значений имеет критерий 7: вкладдисциплины в формирование общего уровня Вашей профессиональной подготовки. Вгруппе УК-71 больший разброс значений имеет критерий 3: семинарские илабораторные занятия. В группе УК-81 больший разброс значений имеет критерий 6:возможность участия в научно-исследовательской деятельности. На разброс оценоквлияет количество опрошенных студентов, то есть число различных мнений. Поэтомунаибольшее значение СКО наблюдается в группе УК-71, где было опрошено 20человек, наименьшее значение СКО в группе УК-81, где было опрошено 14 человек.Из этого можно сделать вывод, что результаты оценки удовлетворенности группы УК-71менее объективны, чем результаты оценки удовлетворенности группы УК-81.
Заключение
В курсовойработе была раскрыта сущность статистических методов; описана методика оценкиудовлетворенности студентов преподаванием дисциплин, применяемых в КурскГТУ;проведен статистический анализ оценки удовлетворенности студентов преподаваниемдисциплин на кафедре «Управление качеством».Дляоценки удовлетворенности студентов были использованы столбчатый, круговой,линейный, радиационный и ленточный графики.
Послепроведения статистического анализа оценки удовлетворенности студентов преподаваниемдисциплин выявили, что в среднем удовлетворенность дисциплинами составляет 66%.Наименьшую удовлетворенность следует отметить при преподавании дисциплины «Введениев специальность» – 59%, а наибольшую удовлетворенность при преподаваниидисциплины «Автоматизация измерений, испытаний и контроля» – 73%.
Оценкаудовлетворенности по критериям показала, что студенты менее удовлетвореныкритериями «Дополнительные занятия по дисциплине», но также считают его менееважным, и «Помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работыстудента». Студенты наиболее удовлетворены такими критериями, как «Содержаниеобразовательной программы» и «Лекционные занятия»
Анализ оценкиудовлетворенности показал, что студенты группы УК-51 наиболее удовлетвореныпреподаванием дисциплины автоматизация измерений, испытаний и контроля (73%), аменее всего дисциплиной введение в специальность (57%).
Проанализировавудовлетворенность студентов выявили, что в группах УК-61, УК-81 студентынаиболее удовлетворены преподаванием дисциплины введение в специальность (63% и65% соответственно), а в группе УК-71 студенты наиболее удовлетвореныпреподаванием дисциплины квалиметрия (66%). Менее удовлетворены студенты группУК-61, УК-81 преподаванием дисциплины квалиметрия, а студенты группы УК-71преподаванием дисциплины введение в специальность.
Анализсреднего квадратического отклонения оценок удовлетворенности по критериямстудентов показал, что в группах УК-51, УК-61, УК-71, УК-81 меньший разбросзначений имеет критерий 1: содержание образовательной программы. В группе УК-51больший разброс значений имеет критерий 4: дополнительные занятия по дисциплинеи критерий 5: помощь со стороны кафедры в организации самостоятельной работыстудента. В группе УК-61 – критерий 7: вклад дисциплины в формирование общегоуровня Вашей профессиональной подготовки. В группе УК-71 – критерий 3:семинарские и лабораторные занятия. В группе УК-81 – критерий 6: возможностьучастия в научно-исследовательской деятельности.
Для повышенияудовлетворенности студентов критерием «Помощь со стороны кафедры в организациисамостоятельной работы студента» рекомендуется активизировать совместную работустудентов и преподавателей.
Так какстуденты считают критерий «Дополнительные занятия по дисциплине» менее важным,то мероприятия по повышению удовлетворенности указанным критерием непланируются.
Списокиспользованной литературы
1 Басовский Л.Е. Управлениекачеством [Текст]: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М,2001. – 212 с.
2 Глудкин О.Н. Всеобщееуправление качеством [Текст]: учебник для студ. вуз. / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов,А.И. Гуров [и др.]. – М.: Радио и связь, 1999. – 600 с.3 Клячкин В.Н. Статистическиеметоды в управлении качеством: компьютерные технологии [Текст]: учебное пособие/ В.Н. Клячкин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 304 с.
4 М 40.001–2009. Методикаоценки удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон вКурскГТУ [Текст]. – Введ.2009–01–01.-Курск: КурскГТУ, 2009. – 30 с.
5 Окрепилов В.В. Управлениекачеством [Текст]: учебник для студ. вуз. /В.В. Окрепилов. – М.: Экономика,2003. – 250 с.
6 Северская ГосударственнаяТехнологическая Академия. Построение, редактирование и форматирование диаграмм[Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Северск, 2009 – Режим доступа: www.ssti.ru,свободный. – Загл. с экрана.
7 IT-Accent. Статистические методы вуправлении качеством. Электронный учебник [Электронный ресурс] // Электрон.дан. – М., 2009 – Режим доступа: www.it-accent.ru, свободный. –Загл. с экрана.
8 Статистические методыконтроля и управления качеством. Лабораторные работы [Электронный ресурс] //Электрон. дан. – М., 2008 – Режим доступа: www.statmetkach.com,свободный. – Загл. с экрана.
9 Ефимов В.В. Управлениекачеством[Текст]: учебное пособие / В.В Ефимов. – Ульяновск: УлГТУ, 2000. – 141 с.