ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА КОММЕРЦИИ И ПРАВА
Кафедра «Экономика и управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Решение задач по курсу коммерческой статистики
студента3 курса заочного отделения
Группы304-Ф
КонюховичГалины
Тольятти 2010
Задача 1.
Известны данные, характеризующиеконъюнктуру рынка отдельного товара.
Период
(месяц)
Цена, руб.,
× 1,N * Объём продаж, ед. × 1,1N * Товарные запасы, ед. × 0,9N * 1 210*1,8= 378 124*1,18= 146 38*0,98= 37 2 226*1,8= 407 108*1,18= 127 46*0,98= 45 3 214*1,8= 385 106*1,18= 125 52*0,98= 51 4 238*1,8= 428 118*1,18= 139 50*0,98= 49 5 228*1,8= 410 96*1,18= 113 34*0,98= 33 6 216*1,8= 389 130*1,18= 153 30*0,98= 29 7 208*1,8= 374 114*1,18= 135 24*0,98= 24 8 196*1,8= 353 136*1,18= 160 28*0,98= 27 9 182*1,8= 328 148*1,18= 175 42*0,98= 41 10 194*1,8= 349 156*1,18= 184 38*0,98= 37 11 210*1,8= 378 130*1,18= 153 46*0,98= 45 12 218*1,8= 392 118*1,18= 139 40*0,98= 39
* Запись означает, чтоприведённые в таблице исходные данные следует умножить на указанное число, где N – последняя цифра номера зачетнойкнижки, т. е. на 1,0; 1,1; 1,2 и т.д., на 1,10; 1,11; 1,12 и т.д., на 0,90;0,91; 0,92 и т.д. При необходимости данные следует округлять до целого числа.
1. Построить графикиобъема продаж, цены, товарных запасов по периодам.
2. Сделатьпредварительное заключение о состоянии рынка (рост спроса, падение спроса) иего возможных причинах.
3. Привестиопределение понятий: рынок товаров, статистика рынка товаров, продавец,покупатель, колеблемость рынка, конъюнктура рынка, покупательский спрос,предложение товаров, индексы деловой активности, коэффициент аппроксимации,коэффициент эластичности.
1. /> />
Графики объема продаж, цены,товарных запасов по периодам
/>
/>
Заключение о состояниирынка
В течение первых семипериодов спрос (объем продаж падал), скорее всего это связано с повышениемцены, которая до мая возрастала, а потом начала снижаться. В мае так же видимскачек спроса, но уже в июне падение, далее до десятого периода динамичныйрост.
Рынок товаров — этосовокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движениятоваров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности иконкуренции.
Статистика рынка товаров- изучает рынок, процесс движения товаров в экономическом и географическомпространстве, их обмен на деньги по ценам, складывающимся в определенныйпериод.
Продавец засоответствующее вознаграждение передаёт покупателю товар или услугу.
Покупатель физическое илиюридическое лицо, которое покупает, делает покупку.
Колеблемость рынка взначительной мере является проявлением его стихийности, хотя и ограниченной вопределенных пределах маркетингом. Считается, что она заложена в рыночныймеханизм.
Конъюнктура рынка –сложившаяся ситуация на рынке.
Покупательский спрос — отражение потребностей потребителей в том или ином товаре, работе, услуге,сопоставимости желания и возможности приобрести данный товар, работу, услугу.
Предложение товаров — этоколичество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы заопределенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Индексы деловойактивности — это ежемесячный опрос представителей делового сообщества с цельюоценки делового климата в стране и основных факторов, влияющих на него.
Коэффициент аппроксимациипоказывает среднюю колеблемость закупок по отношению к тренду закупок клиента впроцентах.
Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины поотношению к факторам, от которых она зависит.
Задача 2.
По исходным данным задачи№1:
1. Определить темпыроста товарооборота, объема продаж, цены, товарных запросов. Построить графикизменения указанных темпов роста. Рассчитать средние темпы роста указанныхпоказателей, сделать заключение о тенденциях изменения индикаторов конъюнктуры.
2. Найтианалитическое уравнение тренда индикаторов конъюнктуры (варианты 0-4 Цена,варианты 5-9 Товарные запасы) в форме линейной зависимости. Нанести линиютренда на соответствующий график (см. задачу №1).
3. Привестиопределения понятий: прогнозирование спроса, тенденции рынка, тренд, трендоваямодель спроса, экстраполяция спроса.
1. Темпы роста объемапродаж, цены, товарных запасов по периодам.
Период
(месяц) Темп роста цены, в % Темп роста объёма продаж, в % Темп роста товарных запасов, в % 1 -7,1 14,8 -17,4 2 5,6 1,9 -11,5 3 -10,1 -10,2 4,0 4 4,4 22,9 47,1 5 5,6 -26,2 13,3 6 3,8 14,0 25,0 7 6,1 -16,2 -14,3 8 7,7 -8,1 -33,3 9 -6,2 -5,1 10,5 10 -7,6 20,0 -17,4 11 -3,7 10,2 15,0 12
Средний темп роста цены:-0,1 %;
Средний темп роста объемапродаж: 1,6 %;
Средний темп роста товарныхзапасов: 1,9 %.
/>
Заключение о тенденцияхизменения индикаторов конъюнктуры: чем выше темп роста цены, тем болееснижается темп роста объема продаж и соответственно увеличиваются товарныезапасы. Снижение цены приводит к обратной реакции – спрос повышается.
/>
Прогнозирование спроса — исследование будущего (возможного) спроса на товары и услуги в целях лучшегообоснования соответствующих производственных планов.
Тенденции рынка — основное направление в движении и развитии цен на рынке; кратковременныеколебания цен при этом игнорируются.
Тренд — общая тенденцияпри разнонаправленном движении, выраженная общая направленность измененийпоказателей любого временного ряда.
Трендовая модель спроса — представляют собой уравнения, в которых главный фактор — время.
Экстраполяция спросашироко применяется в экономических прогнозах будущего спроса, а также рыночнойстоимости товаров и услуг, курсов ценных бумаг и т. д.
Задача 3.
По исходным данным задачи№1:
1.Рассчитать индексысезонности (варианты 0-4 Цена, варианты 5-9 Товарные запасы), коэффициентсезонности.
2.Построить графиксезонной волны.
3. Сделать заключение опроявлении сезонности в динамике индикаторов конъюнктуры.
4. Привести определениепонятий: цикличность рынка, сезонность рынка.
/>
/>
/>
/>
Период
(месяц) Товарные запасы, ед. Условные номера периодов
/>
/> Индексы сезонности, % 1 37 -6 -222 39,04 96,86 2 45,08 -5 -225,4 38,9 118,01 3 50,96 -4 -203,84 38,76 133,40 4 49 -3 -147 38,62 128,27 5 33,32 -2 -66,64 38,48 87,23 6 29,4 -1 -29,4 38,34 76,96 7 23,52 1 23,52 38,06 61,57 8 27,44 2 54,88 37,92 71,83 9 41,16 3 123,48 37,78 107,75 10 37,24 4 148,96 37,64 97,49 11 45,08 5 225,4 37,5 118,01 12 39,2 6 235,2 37,36 102,62 Итого 458,4 -82,84
/>
Заключение о проявлениисезонности в динамике индикаторов конъюнктуры: видим, что с марта по сентябрьспрос на данный вид товаров увеличивается, так как величина товарных запасовпадает. Цикличность рынка подразумевает действие данных психологических ифундаментальных причин с определенной периодичностью.
Сезонность рынка –изменение (повышение или понижение) спроса на товар в определенный периодвремени.
Задача 4.
Известны данные о цене иобъёме продаж товаров одной товарной группы.Наименование товара Цена,. руб. Количество, шт
1 период
× 1,N *
2 период
× 1,1N *
1 период
× 1,1N *
2 период
× 0,9N *
Л 320*1,8= 576 365*1,18= 430,7 630*1,18= 743 680*0,98= 666 М 460*1,8= 828 448*1,18= 528,64 920*1,18= 1086 1200*0,98= 1176 Н 280*1,8= 504 346*1,18= 408,28 840*1,18= 991 610*0,98= 598 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
* см. пояснение к задаче1.
1. Рассчитать агрегатные индексы среднихцен на товары в форме Пааше; Ласпейреса; Эджворта-Маршалла; «идеального»индекса Фишера.
2. Сделать заключение о динамике цен зауказанные периоды.
3. Привести определение понятий: уровеньцен, средняя цена, индекс цен, инфляция.
Индивидуальные индексымогут быть рассчитаны по формуле:
/>= /> , где
/>,/>– цена i – го товара в отчетном и базисном периодах.
/>/>/>
Агрегатный индекс цен вформе Ласпейреса
/>/>
/>;/>;/>Агрегатный индекс цен в форме Пааше
/> , где
Qi1, Qi0– количество проданного i – готовара в отчетном и базисном периодах.
/>;/>;/>
Индекс цены Фишерарассчитывается как средняя геометрическая величина. Он не имеет экономическогосмысла, но позволяет сгладить недостатки индексов цен Ласпейреса и Пааше.
/>
/>;/>;/>
Заключение о динамике ценв указанные периоды: видим, что цены в отчетном периоде по сравнению с базиснымувеличены.
Уровень цен – средневзвешеннаяцена товаров и услуг, продаваемых в данной стране.
Средняя цена – цена,определяемая путем деления общего объема выручки за проданный товар наколичество единиц проданного товара
Индекс цен – рассчитываетсякак отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу сравнения.
Инфляция – процессуменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денегчерез некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг.
Задача 5.
Имеются следующие данныео поставках товаров согласно договору и фактических поставках.Наименование товара Количество поставленного товара, шт. Цена, руб.
По договору
× 1,1N *
Фактически
× 1,1N *
По договору
× 1,1N *
Фактически
× 0,9N * Л 1300*1,18=1534 1420*1,18=1676 128*1,18=151 152*0,98=149 М 2200*1,18=2596 2000*1,18=2360 140*1,18=165 190*0,98=186 Н 900*1,18=1062 980*1,18=1156 218*1,18=257 240*0,98=235
* см. пояснение к задаче1.
Определить:
1. Относительныйуровень и абсолютный размер соответствия поставки договорным условиям, в томчисле последствие количественного и ценностного факторов, а такжеассортиментных сдвигов. Сделать выводы.
2. Привести определениепонятий: товар, товар-представитель, услуга, товарооборот, товарооборотваловой, товарооборот розничный, товародвижение, коэффициент звенноститовародвижения, дистрибъютор.
Абсолютное отклонениефактического объема от договорного объема:
/>
/>
/>
/>
Индекс соответствия иабсолютное отклонение стоимости поставки:
/> , где
PФ, PG – цена фактическая и по договору;
QФ, QG – количество j – го товарафактически и по договору.
/>
/>/> = />
/>
Индекс влиянияценностного товара на стоимость поставки
/>
/>/>/>= />
/>
/>
Индекс влиянияассортиментных сдвигов на стоимость поставки
/>
/>
/> = /> ,
где
/>; /> - удельные веса (доли)ассортиментного вида товара в общем объеме поставки – фактически и по договору.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Индекс влияния количествафизического объема товара на стоимость поставки
/> ;
/>/>/> = />
Между индексами иотклонениями соблюдаются соотношения:
/> (мультипликативная модель);
/>
/>
/>
/>= 1,03*1,01*1=1,04
/>
Вывод: Индекс соответствияи абсолютное отклонение стоимости поставки выражает соблюдение условий поставкитовара по стоимости, который составил: 103 %, что означает перевыполнениедоговорных обязательств. Индекс цен на товары фактических по сравнению сдоговорными, характеризует влияние ценностного фактора на соблюдение условийдоговора по стоимости, составил: 102,2 %
Товар – это продукт,произведение труда, которое выставляется на продажу.
Товар-представитель – конкретнаямарка, артикул или малая товарная группа, в основе которой общностьпотребительского назначения
Услуга – это продукттруда, произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческиепотребности.
Товарооборот – экономическийпоказатель отражающий совокупную стоимость продаж.
Товарооборот валовой – финансовыйпоказатель всех продаж в сфере товарного обращения, равный сумме оптового ирозничного товарооборота.
Товарооборот розничный – объемпродажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнегоиспользования.
Товародвижение – процессдвижения товара от производителя через экспортера, импортера, оптовогопокупателя в розничную торговлю к покупателю.
Коэффициент звенноститовародвижения – среднее число торговых звеньев, которые проходит товарнаямасса при движении от производителя к конечному потребителю товаров.
Дистрибъютор — оптоваяорганизация, осуществляющая продажу товаров, приобретаемых по договору сопределенным производителем на долгосрочной основе.
Задача 6.
Имеются следующие данныео поставках товара в 1-3 кварталах.Месяц Поставка, шт. По договору × 1,N * Фактически × 1,N * январь 320*1,8= 576 280*1,8= 504 февраль 320*1,8= 576 290*1,8= 522 март 360*1,8= 648 430*1,8= 774 апрель 350*1,8= 630 320*1,8= 576 май 330*1,8= 594 360*1,8= 648 июнь 340*1,8= 612 340*1,8= 612 июль 340*1,8= 612 310*1,8= 558 август 310*1,8= 558 310*1,8= 558 сентябрь 330*1,8= 594 360*1,8= 648 ИТОГО 5400 5400
* см. пояснение к задаче1.
1. Построить графикпоставки товара согласно договору и фактической поставки в % (принятьсреднемесячный уровень по договору за 100%).
2. Оценитьравномерность поставки (с помощью коэффициента равномерности (вариации)).Сделать вывод.
3. Оценитьритмичность поставки (с помощью коэффициента аритмичности). Сделать вывод.
4. Привестиопределение понятий: отгрузка, сбыт, коэффициент равномерности поставки,коэффициент аритмичности поставки.По договору, % Фактически, % 96 84 96 87 108 129 105 96 99 108 102 102 102 93 93 93 99 108
/>
Коэффициент равномерностир:
р = /> ,
где
/> - коэффициент вариации;
/> - средний размер поставки запериод;
n – число периодов;
/>– размер поставки в i – ом интервале времени;
/>
/>;
/>=/>
/>
р = />
Коэффициент равномерностисоставляет 98,92 %, что говорит о равномерной поставке товаров потребителю.
Для количественной оценки ритмичностиможет быть использован показатель (коэффициент) аритмичности
/> ,
где
ПФ, ПД – поставка фактически и по договоруза i- й интервал времени.
/>
Отгрузка – это фактпередачи товара конечному покупателю или транспортной компании для доставки вдругое место.
Сбыт – продажа готовойпродукции на рынок, потребителю.
Коэффициент равномерностипоставки – вычисляется как %-е отношение среднеквадратического отклоненияпоставка от среднего уровня поставки.
Коэффициент аритмичностипоставки- показатель, характеризующий степень отклонения фактической поставкиот договорных размеров по согласованным периодам поставки.
Задача 7.
Имеются следующие данныео товарообороте фирмы в базисном и текущем периодах.Товары Товарооборот, тыс. руб.
Базисного периода
× 1,N *
Текущего периода
× 1,1N * Л 1250*1,8=2250 1840*1,18=2171 М 800*1,8=1440 920*1,18=1086 Н 600*1,8=1080 460*1,18=543
* см. пояснение к задаче1.
1. Дать оценкуизменения товарной структуры товарооборота (с помощью коэффициента структурныхсдвигов и коэффициента интенсивности структурных сдвигов). Сделать выводы.
2. Привестиопределение понятий: товарная структура товарооборота.
Коэффициент структурных сдвигов позволяет оценитьизменения в товарной структуре товарооборота
/> , где
d1, d0– удельный вес доли товарных групп в структуре товарооборота в текущем ибазисном периодах;
n – число товарных групп.
/>
Мерой интенсивностиструктурных сдвигов является коэффициент интенсивности структурных сдвигов
/> , где
/> - средний размер доли (удельноговеса) товарной группы.
/>/>.
Товарная структуратоварооборота — соотношение отдельных товарных групп в общем объеметоварооборота, выраженное в процентах.
Задача 8.
Имеются следующие данныео товарообороте и товарных запасах в июне.Наименование товара
Объём товарооборота, тыс. руб.
× 1,1N *
Товарные запасы на 01.07, тыс. руб.
× 1,N * Оптимальный размер товарных запасов в днях Л 620*1,18=731,6 80*1,8=144 5 М 460*1,18=542,8 70*1,8=126 6 Н 920*1,18=1085,6 260*1,8=468 7
* см. пояснение к задаче1.
1. Определитьобеспеченность товарооборота в июле товарными запасами в днях, а такжеотклонения фактических запасов от оптимальных в днях. Сделать вывод.
2. Привестиопределение понятий: товарный запас, средние товарные запасы, запасоемкость,товарооборачиваемость, скорость товарного обращения.
Наиболее частоприменяется показатель товарных запасов i-го товара в днях оборота:
/> , где
/> — обеспеченность товарооборота i-го товара;
/> — товарные запасы i-го товара ;
/> — однодневный товарооборот;
/> - объем товарооборота i-го товара;
t – число дней в периоде.
Средняя обеспеченность товарооборота товарными запасами можетбыть рассчитаны по формуле средней арифметической взвешенной
/>
/>;/>;/>
/>;/>;/>
Обеспеченностьтоварооборота в июле товарными запасами в днях составляет: товар Л – 1 день, товарМ – 1 день, товар Н – 3 дня, что следует оценить положительно.
/>
Средняя обеспеченностьтоварооборота товарными запасами составляет 268,07 т.р.
Товарный запас – массатоваров, находящихся в обращении, в процессе движения из сферы производства кпотребителю
Средние товарные запасы –вычисляются по средней арифметической.
Запасоемкость – показатель,отражающий отношение величины запасов товарно-материальных ценностей к объемуреализации продукции, работ и услуг в масштабе конкретного предприятия, фирмы,отрасли.
Товарооборачиваемость — время обращения среднего товарного запаса за определенный период.
Скорость товарногообращения — скорость товарооборота находится в зависимости от продолжительностиисследуемого периода.
Задача 9. Имеютсяследующие данные о размерах чистого товарооборота фирмы и сумме издержекобращения.Показатель
Базисный период
× 1,N *
Текущий период
× 1,1N *
Чистый товарооборот,
тыс. руб. 5600*1,8=10080 7200*1,18=8496 Сумма издержек обращения, тыс. руб. 240*1,8=432 290*1,18=342
* см. пояснение к задаче1.
1. Определить:
a. уровень издержекобращения в базисном и текущем периодах;
b. изменение суммыиздержек обращения за счёт факторов товарооборота и уровня издержек обращения.
Сделать выводы.
2. Привестиопределение понятий: издержки обращения, уровень издержек обращения, переменныеиздержки обращения, условно-постоянные издержки обращения, фондоотдача,фондовооруженность.
Основным из них являетсяуровень издержек:
/> , где
И – сумма издержек обращения;
Q – чистый товарооборот.
/>;/>
Изменение издержекобращения /> вовремени может происходить за счет двух факторов, исходя из аддитивной модели:
/>
а) за счет изменениятоварооборота
/>
/>
б) за счет измененияуровня издержек
/>
/>
/>
Индекс 1 относится утекущему периоду, индекс 0 – к базисному.
Вывод: В даннойорганизации уровень издержек в текущем периоде по сравнению с базисным периодомснизился на 5%.
Изменение издержекобращения во времени произошли: за счет изменения товарооборота (3167 р.) и засчет изменения уровня издержек (-17).
Издержки обращения — совокупностьзатрат, связанных с процессом обращения товаров.
Уровень издержекобращения – отношение суммы издержек обращения к сумме проданной, заготовленнойили хранимой товарной массы.
Переменные издержкиобращения – находятся в прямой зависимости от изменения оборота розничнойторговли, однако изменяются они не всегда в одинаковой пропорции.
Условно-постоянныеиздержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которыхостается постоянной при изменении объема товарооборота.
Фондоотдача – показательэффективности использования основных средств, обратный фондоемкости,рассчитывается как годовой выпуск продукции деленный на стоимость основныхсредств, с помощью которых произведена эта продукция.
Фондовооруженность — показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий или отраслейсферы материального производства основными производственными фондами.
Задача 10.
Известны следующиеданные, характеризующие количество реализованных товаров, их среднюю оптовуюцену, средний уровень торговой наценки.Наименование товара Предыдущий период Текущий период
Средняя оптовая цена, руб.
× 1,N *
Количество, шт.
× 0,9N *
Средняя торговая наценка, %
× 1,1N *
Средняя оптовая цена, руб.
× 1,N * Количество, шт. × 0,9N *
Средняя торговая наценка, %
× 1,1N * Л 1200*1,8=2160 640*0,98= 627 14*1,18=17 1440*1,8=2592 560*0,98=549 16*1,18=19 М 980*1,8= 1764 430*0,98= 421 11*1,18=13 850*1,8=1530 400*0,98=392 12*1,18=14 Н 690*1,8= 1242 870*0,98= 853 8*1,18=9 770*1,8=1386 1100*0,98=1078 7*1,18=8
· см. пояснение кзадаче 1.
· Принять следующеесоотношение: прибыль составляет 20% от валового дохода.
1.Определить:
a. прибыль впредыдущем и отчетном периодах и её изменение;
b. рентабельностькоммерческой деятельности в предыдущем и текущем периодах.
c. влияние различныхфакторов на динамику прибыли;
Сделать выводы.
3. Привестиопределение понятий: национальные счета, валовой внутренний продукт, валоваядобавленная стоимость, социально-экономическая эффективность, обобщающиепоказатели эффективности, рентабельность.
1.1. Оптоваяцена*кол-во = себестоимость
1.2. Оптоваяцена*наценка+оптовая цена=цена продажи
1.3. Цена*кол-во –себестоимость = доходы
1.4. Доходы*20%=прибыль
Прибыльпредыдущего периода товара Л:
((2160+2160*17%)627-(2160*627))*20%=(1584554,4-1354320)*20%=46046,88
Прибыльпредыдущего периода товара М:
((1764+1764*13%)*421-(1764*421))*20%=(839187,72-742644)*20%=19308,74,
Прибыльпредыдущего периода товара Н:
((1242+1242*9%)*853(1242*853))*20%=(1154774,34-1059426)*20%=19069,67
Прибыльтекущего периода товара Л:
((2592+2592*19%)*549-(2592*549))*20%=(1693379,52-1423008)*20%= =54074,30
Прибыльтекущего периода товара М:
((1530+1530*14%)*392-(1530*392))*20%=(683726,4-599760)*20%=16793,28
Прибыльтекущего периода товара Н:
((1386+1386*8%)*1078-(1386*1078))*20%=(1613636,64-1494108)*20%= =23905,73
Рентабельностьхарактеризует эффективность затрат прошлого труда
/> ,
где
P – прибыль;
Q – товарооборот.
/>;
/>;
/>;
/>;
/>;
/>.
На динамику (изменение)прибыли оказывает влияние следующие факторы:
а) изменениетоварооборота
/>
б) изменениерентабельности
/>
При этом должно соблюдаться равенство
/>
Прибыль по товару Л –увеличилась на 8027,42 руб.
Прибыль по товару М –снизилась на 2515,46 руб.
Прибыль по товару Н –увеличилась на 4836,06 руб.
Соответственно самымрентабельным товаром для данной организации будет товар Л.
Национальные счета –представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей,характеризующих макроэкономические процессы
Валовой внутреннийпродукт – макроэкономический показатель, выражающий стоимость всех конечныхпродуктов (товаров и услуг), произведенных в стране в течение определенногопериода.
Валовая добавленнаястоимость – разность между выпуском товаров и промежуточным потреблением.
Социально-экономическаяэффективность — основой такой эффективности служит оптимальное распределениеимеющихся у общества ресурсов между отраслями, секторами и сферами национальнойэкономики.
Обобщающие показателиэффективности – вычисляются делением примененных ресурсов или текущих затрат наэкономический эффект.
Рентабельность — этодоходность предприятия или предпринимательской деятельности.