Оглавление
Введение
1. Теоретические основы банкротства предприятий
1.1 Понятие банкротства предприятий
1.1.1Историческая справка
1.2 Причины банкротства предприятий
1.3 Процедура банкротства
2. Антикризисное управление предприятием
2.1 Правовое регулированиебанкротства
2.2 План финансового оздоравлениянеплатежеспособного предприятия
3. Статистика банкротств в России за последние годы
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ПриложениЕ
Введение
Всовременных условиях такое понятие как «банкротство предприятий» встречаетсядовольно часто. Это связано с активной реформаторской деятельностью государствав сфере экономики, высокой степенью конкурентной борьбы и повышеннойконцентрацией рынка. Поэтому очень важно знать, что такое банкротство и каковыего основные признаки.
Институтбанкротства оказывает сильное воздействие на стимулы экономических агентов –дебиторов и кредиторов, что в свою очередь сказывается на деятельности всейэкономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который долженстимулировать менеджмент предприятия к эффективной работе, обеспечиватьреализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствоватьвытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции. Основные чертыинститута банкротства задаются действующим законодательством онесостоятельности и сложившейся в стране институциональной структурой [12].
Банкротство какмеханизм оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментовзападного рынка. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняявозможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развалаблагодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективногособственника более эффективному.
Смоей точки зрения, проблема банкротств многих существующих предприятийразличных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточноактуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний,тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, ужепрекратили свое существование. Многие же предприятия находятся на гранибанкротства, и потому существует необходимость в антикризисном управлении.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Понятие банкротствапредприятий
Несостоятельность(банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должникомнеспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей (далее — банкротство) [4;5]. Процесс банкротства в Россиирегулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26октября 2002 г. Внешними признаками несостоятельности (банкротства) являетсянеспособность предприятия платить по долгам, если соответствующие денежныеобязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты,когда они должны были быть исполнены. Размер денежных обязательств илиобязанностей по уплате обязательных платежей должен составлять не менее 100тыс. руб. [8;490].Несостоятельность (банкротство) в зависимости от условий может быть:
1) непредвиденной– такое банкротство возникает вследствие острой кризисной ситуации напредприятии, вызванной различными обстоятельствами: стихийными бедствиями,политической нестабильностью в стране, банкротство должников, ухудшение общейэкономической ситуации и т. д. В подобных случаях государство, как правило,должно приходить на помощь предприятию по преодолению кризиса;
2) ложной– ее еще можно назвать «вызванной». Должники прибегают к сокрытию собственногоимущества и средств с целью избегания уплаты долгов кредиторам. Такие действияпредусматривают уголовную ответственность;
3) неосторожной– наступает вследствие неэффективной и нерациональной деятельности, а такжеосуществления различных рискованных операций. Наиболее распространенный видбанкротства. Его особенностью является то, что наступает не сразу, а постепенно,т. е. существует возможность для его предвидения и прогнозирования. Дляэтого необходимо регулярно осуществлять анализ состояния предприятия, в первуюочередь финансового.[2;30]
1.1.1Историческая справка
ПервыйБанкротский устав появился в Англии в 1825 г. при Георге IV. Этот акт расширилчисло субъектов, имеющих право заявлять о банкротстве, отнеся к ним должника;допустил заключение мирового соглашения большинством 9/10 кредиторов по сумме требований.
Конкурсныйустав 1849 г. предоставил право должнику заявить о своем банкротстве толькоодновременно с обещанием немедленной уплаты 25 % долга. Значительно усиливалсяконтроль суда над конкурсными процедурами.
В 1883 г.вступил в силу Конкурсный устав, устранивший некоторые недостатки предыдущих актов,но не лишенный недостатков собственных. Основными идеями этого устава были:предоставление льгот несчастному должнику; предоставление права управленияимуществом должника не кредиторам, а административным органам. Устав 1883 г.снял все ограничения для должника, желающего объявить о своем банкротстве, изапретил возбуждать конкурс суду[9;12].
Первыезаконы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже,чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинаетразвиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений послереформ Петра I.
К 1740 г.было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых — ПроектПрезидента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательноутвержденный 15 декабря 1740 г. [9;13].
В 1832 г. вРоссии был принят Устав о торговой несостоятельности, который действовал до1917 г. Этот Устав состоял из девяти глав, включающих 138 статей, вводился вдействие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц,осуществляющих торговлю [9;15].
Редакциязакона о банкротстве, в условиях рыночных отношений, была принятав 1992 году. Документ был одобрен практически беспрепятственно,поскольку основной задачей законодателей было хоть как-то регламентироватьпостоянно растущее количество банкротств. Стараясь учесть проблемыи недостатки, выявленные в результате применения первой редакции,депутаты в 1998 году разработали следующую редакцию закона. Однакои она не смогла защитить предприятия от банкротстваи связанных с ним нарушений. К тому моменту арбитражныеуправляющие стали главными виновниками незаконного передела собственности. Онифактически были зависимы от мнения и пожеланий кредиторов.В свою очередь, собственники предприятий-банкротов присутствовалив процессе лишь формально, не имея возможности отстаивать своиинтересы. Таким образом, в банкротстве участвовало лишь три стороны -кредитор организации, арбитражный управляющий и суд. На деле жеполучалось, что имущество компании-должника целиком доставалось кредиторам. Дляэкономики такое положение было крайне негативным, поскольку многиеиз предприятий банкротились намеренно. В результатев 2000-2001 годах перед депутатами возникла необходимость принятьновый Закон — от 26 октября2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Егоконцепция была создана на основе внимательного изучения технологиии процедуры захвата бизнеса. В законе появились 4 новеллы,которые позволили существенно изменить отношение к банкротствуи сдвинули статистику в сторону уменьшения количества нарушений. Притом, новый механизм заставил арбитражных управляющих учитывать в процессебанкротства и интересы должника. Данный закон является действующим и посей день. [13]
1.2 Причины банкротствапредприятий
Причины банкротства предприятий (организаций) могутбыть самыми разнообразными. В целом их можно разделить на две группы: 1)внешние, которые практически очень трудно (иногда невозможно) учесть; 2)внутренние, непосредственно зависящие от форм, методов и организации работы насамом предприятии. Результатом одновременного влияния всех факторов являетсянаступившее банкротство субъекта хозяйствования.
Внешние факторы могут быть международными инациональными. Международные факторы формируются под влиянием динамикиобщеэкономических показателей развития ведущих стран, состояния мировойфинансовой системы, стабильности международной торговли, таможенной политики,уровня международной конкуренции, движения международного капитала и др.
Анализ зарубежной практики свидетельствует, что встранах с развитой экономикой и устоявшейся политической системой, как правило,одна треть банкротств объясняется внешними, а две трети — внутреннимипричинами.[11;585-586]
Последствиянегативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значитсвоевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, еслипостоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состоянияпредприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриватьсяв совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являютсяповодом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороныруководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источникоминформации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерскаяотчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетныхпериодов.
Одним изявных настораживающих признаков ухудшения финансовой состоятельности могут бытьизменения в статьях баланса как со стороны пассива, так и актива, увеличениеили уменьшение балансовых сумм, вообще резкие изменения в структуребаланса.[10;618]
1.3Процедура банкротства
Говоряо порядке установления банкротства важно подчеркнуть следующее. Само объявлениеюридического лица несостоятельным является простой процедурой, которая обычнопроисходит после суда. Однако ей предшествует достаточно сложная работа, вкоторой есть свои обязательные условия: это обязательное наличие как минимумдвух сторон процесса (должника и кредитора), наличие самого факта банкротства(несостоятельности) и признание арбитражным судом или же кредиторамипредприятия банкротом.
Законне предусматривает обязательную ликвидацию предприятия после установления фактабанкротства.
Делао несостоятельности (банкротстве) предприятия рассматриваются арбитражным судомпо месту фактического нахождения предприятия-должника, отмеченному вучредительных документах.
Рассмотрениедел производится арбитражным судом в порядке, установленным настоящимдействующим законом. Если же существуют вопросы, которые не урегулированынастоящим законом, то они решаются в соответствии с арбитражным процессуальнымкодексом Российской Федерации.[2;31]
Обращениев арбитражный суд возможно в том случае, если требования к должнику в общемсоставляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. Говорить о сумметребований кредиторов можно в том случае, если само предприятие-должникобращается в арбитражный суд, поскольку только у него имеется вся информацияобо всех контактах с кредиторами и о сумме задолженности в совокупности.
Всамом деле, в банкротстве участвует достаточно большое количество лиц:
1) должник;
2) арбитражныйуправляющий – он назначается арбитражным судом с целью проведения процедурбанкротства;
3) кредиторы;
4) участникисовета кредиторов с правом голоса;
5) уполномоченныепо требованиям по обязательным платежам;
6) прокурор;
7) государственныеорганы;
8) иныелица, которые предусмотрены в Федеральном законе.
Итак,возбуждение процесса о банкротстве в арбитражном суде происходит на основаниизаявления (должника, кредитора). В законе прописан порядок подачи этихзаявлений. Заявление должника подается на основании решения собственникапредприятия, уполномоченных органов или руководящих органов предприятия,которые вправе принимать такое решение вследствие учредительных документов.
Заявлениедолжно содержать все необходимые данные, предусмотренные кодексом РоссийскойФедерации, и, помимо этого, сумму требований, которое предприятие не имеетвозможности удовлетворить, данные о форме и субъекте собственности и др. Копиязаявления отправляется кредиторам. К заявлению должника также прилагаютсясписок его кредиторов и должников с трактовкой их дебиторской и кредиторскойзадолженности, бухгалтерский баланс либо другие бухгалтерские документы.
Еслиже в течение 15 дней после подачи заявления он не будет представлен, егосоставление осуществляется путем назначения арбитражным судом независимогоэксперта (аудита), который проведет его за счет средствпредприятия-должника.[2;32]
Процедурыбанкротства соответствии с п.1 ст.27 Закона, при рассмотрении дела обанкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедурыбанкротства:
— наблюдение;
— финансовое оздоровление;
— внешнее управление;
— конкурсное производство;
— мировое соглашение.[1;46]
2.АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Антикризисноеуправление – это управление, в котором поставлено определенным образомпредвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижениюотрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующегоразвития.
Целямиантикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы иразработка мер по организации деятельности в этих режимах.
Стратегияпредставляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленныхцелей на основе координации и распределения ресурсов компании. Она определяетсяключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу,позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде иобеспечить внутреннюю координацию.[7;197]
Появлениеи широкое распространение термина «антикризисное управление» в Россииследует отнести к середине девяностых годов. Несмотря на относительную новизнупроблем антикризисного управления, можно выделить значительную группуотечественных исследователей, занимающихся данной проблематикой: Иванов,Айвазян, Кириченко, Градов, Синягин, Беляев, Кошкин, Уткин, Коротков и др. 3арубежом вопросы антикризисного управления также освещаются широкой группойисследователей: Паттерсон, Митрофф, Симур, Холл, Стивенс, Кон, Эспери, Вудхауз,Уоллес, Хамфрис, Хэд, Уилсон, Дункан, Курзбард, Сиомкос, Махони, Ко, Чени,Листер, Блэкберн, Ристич, Аугустин, Бростофф, Тэбек и др. Однако и сейчас,после выхода значительного числа публикаций по данной тематике, термин«антикризисное управление» в России еще не получил однозначноготолкования. [1;67]
ТакСтивенс отмечает, что антикризисное управление лежит скорее в области«отношений», а не реальных процедур [Stevens, Michael. Crisis, What Crisis?// Marketing, Aug 27, 1992, p. 26-27].
Лаконичноеопределение антикризисного управления дает Паттерсон: антикризисное управление- это программа действий, которые должны быть предприняты немедленно принаступлении негативной ситуации [Patterson, Bill. Crisesimpact on reputation management // Public Relations Journal, Nov 1993, v49n11,p. 48,47].
Митрофф определяет антикризисное управление как последовательную взаимозависимую оценку различных видов кризисов и сил, которые могут представлять угрозу для компании[Mitroff, Ian I. Crisis management and environmentalism: A natural fit //California Management Review Winter 1994, v36n2, p. 101-113].
Конечно,нельзя не согласиться с выше описанными догмами, но с моей точки зрения,реальнее всех оценивают сложившуюся ситуацию Айвазян и Кириченко, которыевполне справедливо отмечают, что «антикризисное управление стало одним изсамых популярных терминов в деловой жизни России. Однако его содержаниерасплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного иобычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на «лечении»кризиса, а на мерах по его недопущению. Поскольку на достижение этой целинаправлена вся управленческая теория и практика, особое содержаниеантикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственнымобоснованием существования термина являются правительственные постановления,создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление — этото, чем занимаются антикризисные управляющие». [1;68]
2.1Правовое регулирование банкротства
Наблюдение — процедура банкротства, применяемаяк должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведенияанализа финансового состояния должника, составления реестра требованийкредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).[1;46]
Наблюдениевводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованноститребований заявителя.
Приопределении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указанияна:
— признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения,
— утверждение временного управляющего,
— размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты
Смомента вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюденияскладывается следующая ситуация:
— в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальномпорядке, а лишь выявляются путем их предъявления через собрание или комитеткредиторов Это предоставляет должнику возможность работать, невзирая на долги,а также возможность оценить целесообразность продолжения его деятельности либоцелесообразность его ликвидации;
— по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным свзысканием с должника денежных средств В этом случае кредитор может предъявитьсвои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественнымвзысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключениемисполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений овзыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений поавторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизнии здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятияарбитражным судом заявления о признании должника банкротом Если же такиеисполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления опризнании должника банкротом, то их принудительное исполнениеприостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотренияарбитражным судом дела о банкротстве,
— запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица овыделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава егоучастников.[3;70-71]
Финансовое оздоровление — процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях восстановления егоплатежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графикомпогашения задолженности (ст.2 Закона). Финансовому оздоровлению посвящена гл.3Закона.[1;49]
Последствиявведения финансового оздоровления. С даты вынесения арбитражным судомопределения о введении финансового оздоровления наступают следующиепоследствия:
— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательныхплатежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансовогооздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядкапредъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве,
— отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
— аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряженияпринадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамкахпроцесса о банкротстве,
— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественнымвзысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных наосновании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровлениярешений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознагражденийпо авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконноговладения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещенииморального вреда;
— запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделедоли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей(участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительнойстоимости доли (пая);
— запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
— не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачетавстречного однородного требования, если при этом нарушается очередностьудовлетворения требований кредиторов;
— не начисляются неустойка (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иныефинансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежныхобязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансовогооздоровления.[3;81-84]
Внешнее управление — процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях восстановления егоплатежеспособности.[1;53]
Главнаяцель внешнего управления — финансовое оздоровление должника, достигаемое за счетпродажи части имущества должника, а
такжепри помощи организационных и экономических мероприятий.
Процедуравнешнего управления в Законе о банкротстве рассматривается в рамках следующихорганизационных норм.
Максимальныйсрок проведения процедуры банкротства «внешнее управление» составляет 18месяцев (устанавливается продолжительностью не более 12 месяцев и может бытьпродлен судом на срок не более 6 месяцев). Внешне управление вводитсяопределением суда и подлежит немедленному исполнению.
Вынесениеарбитражным судом определения о введении внешнего управления влечет за собойтакие последствия:
— руководительдолжника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается навнешнего управляющего (ст. 69 Закона о банкротстве);
— прекращаютсяполномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия; эти полномочия переходят к внешнему управляющему (ст.69 Закона о банкротстве);
— органыуправления должника в течение трех дней с момента назначения внешнегоуправляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документацииюридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнемууправляющему (ст. 69 Закона о банкротстве);
— отменяютсяранее объявленные меры по обеспечению требований кредиторов (ст. 69 Закона обанкротстве);
— арестыимущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащимему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса обанкротстве (ст. 69 Закона о банкротстве);
— вводитсямораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам иобязательным платежам должника, сроки которых наступили до введения внешнегоуправления (ст. 69, п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве) (содержание и условияморатория изложены в п. 1 -5 ст. 70 Закона о банкротстве);
— поокончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), а также суммыпричиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежнымобязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате вразмерах, существовавших на момент введения внешнего управления (ст. 69 Законао банкротстве).[3;92-93]
Конкурсное производство — процедура банкротства,применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерногоудовлетворения требований кредиторов.
Принятиеарбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собойоткрытие конкурсного производства (п.1 ст.124 Закона).
Судутверждает конкурсного управляющего (действует до завершения конкурсногопроизводства). Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось всоответствии с Законом о, подлежат передаче судебными приставами-исполнителямив порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве»,конкурсному управляющему.
Всоответствии со ст.134 Закона вне очереди за счет конкурсной массы погашаютсяследующие текущие обязательства:
- судебныерасходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений;
- расходы,связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему,реестродержателю;
- текущиекоммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществлениядеятельности должника и др.
Очередностьудовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствамдолжника, указанным в пункте 1 настоящей статьи, определяется в соответствии сост. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласност.149 Закона, после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсногоуправляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный судвыносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашениятребований кредиторов -определение о прекращении производства по делу обанкротстве.[1;56]
Мировоесоглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спорана основе взаимных уступок. Его суть состоит в окончании процесса путем мирногоурегулирования спора, т е достижения определенности в отношениях междусторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон
Должники кредиторы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотренияарбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсногопроизводства
Сторонамимирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Допускаетсяучастие в мировом соглашении третьих лиц (например, поручителя), которыепринимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением,
Решениео заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимаетсясобранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторови уполномоченных органов в соответствии с реестром требований и считаетсяпринятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы пообязательствам, обеспеченным залогом имущества должника,
Решениео заключении мирового соглашения со стороны должника принимаетсягражданином-должником или руководителем должника (в период наблюдения), внешнимуправляющим (во время внешнего управления) или конкурсным управляющим (во времяконкурсного производства).[1;116-117]
Существуети такой вид реорганизационных процедур, как досудебная санация. Ее суть состоитв предоставлении предприятию должнику финансовой помощи в том размере, какойбудет необходим для погашения денежных обязательств и платежей, восстановленияплатежеспособности предприятия. Закон предусматривает возможность проведениядосудебной санации за счет федерального, местного бюджетов или государственныхвнебюджетных фондов. Для того чтобы это положение было осуществлено, необходимоналичие двух условий:
1) предусмотрениерасходов на эти цели в соответствующих бюджетах;
2) условияпроведения санации должны быть рассмотрены в Федеральном Законе о Федеральномбюджете.
Процедурасанации проводится в следующих случаях.
1. Предприятиенаходится в кризисной ситуации и в попытке ее преодоления обращается за помощьюизвне, это происходит до возбуждения кредиторами дела о несостоятельности(банкротстве).
2. Присамостоятельном обращении предприятия в арбитражный суд с одновременнымпредложением условий своей санации.
3. Привынесении арбитражным судом решения о проведении санации на основаниитребований кредиторов и необходимости их удовлетворения, а также для выполненияобязательств предприятия-должника перед государственным бюджетом.
Восновном выделяется два вида санации, которые зависят от конкретных условийкризисной ситуации на предприятии, степени оказания внешней помощи.
1) санация,с целью реорганизации долга без внесения изменений в статус юридического лицапредприятия-должника. Обычно такая санация используется для устранениянеплатежеспособности предприятия-должника в том случае, если кризисрассматривается как временное явление в деятельности предприятия. Могутприниматься следующие меры:
а) переводдолга на другое юридическое лицо. Им может быть любое предприятие, котороезанимается бизнесом и желает принять участие в санации предприятия-должника;
б) погашениедолга за счет средств бюджета. Такой метод используется исключительно длягосударственных предприятий;
в) погашениедолга за счет целевого банковского кредита.
Обычноздесь выступает коммерческий банк, который находится в определенныхвзаимоотношениях с предприятием-должником. Предварительно проводится тщательныйанализ финансового состояния предприятия-должника;
г) ещеодин метод с участием коммерческого банка – это выпуск ценных бумаг подконтролем лица, непосредственно осуществляющего санацию предприятия;
2) санация,происходящая с изменением статуса юридического лица предприятия. Фактически этореорганизация предприятия, для которой необходимо осуществление определенныхпроцедур: смена формы собственности, изменение организационно правовой формыдеятельности и т. д. Эта форма санации используется при более глубоких исерьезных кризисных ситуациях.[2;33-34]
Продажабизнеса предприятия-должника
Подбизнесом предприятия-должника понимается имущественный комплекс,предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектомпродажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника –юридического лица.
Продажабизнеса предприятия может быть включена в план внешнего управления на основаниирешения органа управления должника, уполномоченного в соответствии сучредительными документами принимать решение о заключении соответствующихкрупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержатьсяуказание на минимальную цену продажи предприятия.
Припродаже бизнеса предприятия-должника отчуждаются все виды имущества,предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в томчисле земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь,сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения,индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменноенаименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащиедолжнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые немогут быть переданы другим лицам.
Продажабизнеса предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом,путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установленонастоящим Федеральным законом.
Начальнаяцена продажи бизнеса предприятия, выставляемого на торги, устанавливаетсярешением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночнойстоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимогооценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основаниидоговора с оплатой его услуг за счет имущества должника.
Лицо,являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем черездесять дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажипредприятия.[7;215]
Ликвидацияпредприятия – это завершение его деятельности и функционирования без переходаправ и обязанностей к другим лицам.
Юридическоелицо может быть ликвидировано:
1) порешению учредителей предприятия. Такое решение принимается в связи спрекращением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели илипризнанием судом недействительности регистрации.
2) порешению суда. Это может быть из-за осуществления деятельности без надлежащихдокументов (лицензии) или противозаконной деятельности. Требование ликвидацииможет быть направлено в суд уполномоченным государственным органом, напримерналоговым инспектором, вследствие нарушения порядка предоставления обязательнойфинансовой отчетности.
Еслистоимость имущества предприятия-должника оказывается недостаточной дляудовлетворения требований кредиторов, то его ликвидация может быть осуществленатолько в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве). Юридическоелицо может также принять решение о самостоятельном объявлении себя банкротом идобровольной ликвидации.[1;55]
Конкурсноепроизводство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры — к еефинансовому оздоровлению и в конечном счете — к нормальному состоянию. Такимобразом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидациидолжника.
2.2План финансового оздоровления неплатежеспособногопредприятия
Бизнес-планявляется основным сводным документом финансового оздоровления, в котороманализируются процессы изменения предприятия, показывается, каким образомруководство предприятия намерено преодолеть кризисную ситуацию, возникшую напредприятии, наметить конкретные пути предотвращения банкротства.
Присоставлении бизнес-плана предприятие должно найти наиболее сильные и наиболееслабые свои стороны, развитие или преодоление которых упрочит его положение нарынке.
Перваязадача, решаемая бизнес-планом, необходима руководству и всему персоналупредприятия. Она заключается в том, чтобы обосновать правильность выбора цели,связанной с производством и реализацией продукции, или тех изменений в этомпроизводстве, которые позволят предприятию не только выйти из кризиснойситуации, но и достичь стабильного места на рынках сбыта и рентабельной работы.
Втораязадача, решаемая с помощью бизнес-плана, — убедить инвестора принять участие вфинансировании предлагаемого проекта выхода из кризисной ситуации. Именно длявнешнего инвестора — а им может быть коммерческий банк, государство, любоеюридическое или физическое лицо — и составляется бизнес-план в случае, когдапредприятие находится в состоянии несостоятельности.
Такимобразом, основное назначение бизнес-плана состоит в:
— обосновании стратегии вывода предприятия из кризисной ситуации или состояниянесостоятельности;
— определении рыночных перспектив предприятия (объемов продаж, завоеваниеопределенных сегментов рынков и категорий потребителей и, следовательно, — ожидаемых финансовых результатов);
— определении источников и объемов финансирования намечаемых мероприятий, а такжевремени и порядка расчетов с инвесторами.
Вслучае невозможности продолжения производства бизнес-план, видимо, будетспособствовать поиску нового собственника, который взял бы риск выводапредприятия из состояния несостоятельности.
Основныезадачи бизнес-плана:
— сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;
— определить конкретные направления деятельности предприятия;
-спланироватьхозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды всоответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимыхфинансовых ресурсов,
— выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг,предлагаемых предприятием потребителям,
— оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации,
— разработать комплекс процедур изменения маркетинговой политики предприятия дляприроста выручки за счет поиска новых рынков сбыта продукции (услуг), созданиядистрибьюторской сети и агрессивной рекламы конкурентных преимуществ продукциипредприятия,
— разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращениюдебиторской задолженности;
— провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологическогооборудования и незавершенного строительства,
— определить направления совершенствования системы организации и оплаты труда,ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж продукции иуслуг центров самостоятельной деятельности предприятия.
Бизнес-планфинансового оздоровления предприятия, форма и методика разработки которогоустановлены распоряжением ФСФО в 2001 г, носит комплексный и унифицированныйхарактер и включает в свой состав несколько разделов:
1.Общая характеристика предприятия.
2Краткие сведения плана финансового оздоровления.
3.Анализ финансового состояния предприятия (п. 3.2.).
4.Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержки эффективнойхозяйственной деятельности (п. 2.4.)
5.Рынок и конкуренция
6Деятельность предприятия в сфере маркетинга.
7.План производства
8Финансовый план
Наиболееважным разделом бизнес-плана является финансовый план, включающий в свой составпрогноз финансовых результатов деятельности предприятия, а также формированиеисточников финансирования потребностей в дополнительных инвестициях. Выделениеинвестиций требует проведения оценки интегральных показателей и экономическойэффективности проекта финансового раздела бизнес-плана и построение точкибезубыточности (порог рентабельности). Данный показатель отражает размерполучаемой предприятием прибыли, при котором оно не несет убытков, но и неполучает прибыли
Послеразработки предприятием бизнес-плана он в течение месяца подлежит согласованиюс соответствующим федеральным органом исполнительной власти субъекта Федерации,а также с Министерством финансов и Министерством промышленности и торговли РФ.В случае отсутствия возражений в течение 20 календарных дней от последнейинстанции план финансового оздоровления (бизнес-план) рассматривается иутверждается Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротствуРФ.[3;142-145]
3.СТАТИСТИКА БАНКРОТСТВ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
В 2008 году в арбитражные суды былоподано 1,078 млн исков на общую сумму 947,7 млрд руб., что на 13% больше, чемгодом ранее. При этом по делам гражданских правоотношений в суды поступило 543тыс. исков, что на 25% больше, чем в 2007 году. Число заявлений о банкротстве в2008 году, напротив, уменьшилось на 22%, до 34,4 тысячи заявлений. Официальнаястатистика по количеству банкротств за первый квартал 2009 годагосударственными органами пока не опубликована.
Помнению главы Высшего арбитражного суда РФ Антона ИВАНОВА, число банкротств внашей стране в ближайшие несколько месяцев возрастет на 30-40%. Аналитики такжеделают мрачные прогнозы на будущее — по их мнению, с большой долей вероятностистоит ожидать резкого роста числа банкротств предприятий реального сектора,сообщает BFM.
Увеличениеколичества гражданских дел о неисполнении договоров и взыскании задолженности,с которым в последнее время сталкиваются арбитражные суды, неизбежно повлечетза собой рост дел о банкротстве.
Значительныйприток исков по делам гражданских правоотношений был зафиксирован в арбитражныхсудах осенью прошлого года, с началом так называемой «первой волны»кризиса. Тогда количество заявлений по экономическим спорам почти в полторараза превысило число первого полугодия, а заявлений по спорам, которыевозникают из-за административных правоотношений, поступило почти в два раза больше,чем в первой половине года.
Участникирынка и аналитики делают достаточно мрачные прогнозы на будущее — по их мнению,с большой долей вероятности стоит ожидать резкого роста числа банкротствпредприятий реального сектора. Эти ожидания усиливает озвученный министромфинансов Алексеем КУДРИНЫМ прогноз о второй волне проблем, в том числе вбанковской системе, источником которой будет невозврат кредитов предприятиями.«Уже сейчас объем просроченной задолженности по корпоративным кредитампревысил 3%, и к концу года, по самым оптимистичным прогнозам, он вырастет какминимум до 10%. В этих условиях, если предприятия не смогут реструктурироватьсвои долги, число банкротств будет только возрастать», — говорит ЕвгенийАКИМОВ, заместитель генерального директора юридической компании «ВелесЛекс».
Несмотряна то, что хотя в результате банкротства кредиторы предприятий получают лишь10% своих денежных средств, их это вполне устраивает. «Это все же лучше,чем не получить совсем ничего», — говорит Евгений Акимов, отмечая, что зачастуюво время процедур банкротства удается оздоровить организацию, сменитьнеэффективное руководство, а также диверсифицировать бизнес и вывестипредприятие из кризиса.
Основными«кандидатами» в банкроты, по мнению г-на Антонова, остаются компании,принадлежащие банковской, инвестиционной и строительной отраслям. Впрочем, невсе согласны с такой оценкой. «Выделять отдельные отрасли было бы несовсем корректно, — говорит ведущий юрист консалтинговой группы»Налоговик" Вячеслав ШАТАЛИН. — Анализ бухгалтерской и налоговойотчетности предприятий различных отраслей свидетельствует о том, что кризисоказывает негативное влияние на финансовые показатели практически всеххозяйствующих субъектов. Безусловно, наибольшие потери несут финансовый сектор,строительная отрасль, а также добывающая промышленность".
Темне менее эксперты не спешат предрекать наибольшее количество банкротств именнов этих сферах. «Предприятия этих отраслей имеют большой запас прочности попричине высокой рентабельности бизнеса в докризисный период. По нашемупрогнозу, в отраслевом разрезе банкротства распределятся достаточно равномерно,в основном затронув наименее финансово устойчивые предприятия всехотраслей».[14] Более подробные данные приведены в приложении 1.
Заключение
Вусловиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности(банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управленияразвитием экономической ситуации как на уровне Российской Федерации и еесубъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротствонежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов,наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще болееважно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способыуправления «больными, т. е. финансово неблагополучными организациями.
Безусловно,антикризисное управление стало одним из самых „популярных“ терминов вделовой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе нефиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание,как правило, акцентируют не на «лечении» кризиса, а на мерах по его недопущениюи механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена всяуправленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управлениянепонятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существованияданного термина являются правительственные постановления, создавшие институтантикризисных управляющих: антикризисное управление — это то, чем занимаютсяантикризисные управляющие. Антикризисное управление может и должно обрести свою»нишу" в управленческой теории и практике. Необходимо лишь корректноопределить его отличие от управления в обычном режиме.
Смоей же точки зрения, прежде чем переходить к составлению стратегическогоплана, направленного на «лечение» кризиса, необходимо всё таки определить егопричины банкротства, сформулировать цели, оценить издержки, а так же провестивсе необходимые процедуры, дабы избежать полной ликвидации предприятия. Хотяпорой продажа или ликвидация могут быть самым выгодным вариантом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Антикризисное управление: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, Д.Н.Левин, Д.В. Сенаторов, Чернецов А.В.- Пенза: Изд-во Пензенского институтаэкономического развития и антикризисного управления, 2006.209.: Библиогр.: 206с.
2. БабушкинаЕ.А., Бирюкова О.Ю., Верещагин Л.С. Антикризисное управление. Конспект лекций.Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 с.
3. БалдинК.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А.В. Антикризисное управление; макро- имикроуровень: Учебное пособие. — М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков иК'», 2005. — 316 с.
4. Банкротствопредприятия — М.«Издательство ПРИОР», 2002 – 186 с.
5. БариновВ.А. Антикризисное управление: Учебное пособие.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 364с.
6. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономикапредприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 528 с. — (Высшее образование).
7. Учебноепособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзаменупрофессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «МЕНЕДЖМЕНТОРГАНИЗАЦИИ», бакалавра менеджмента по направлению 080500«МЕНЕДЖМЕНТ»/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л. Л.В.Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. — Таганрог: Изд-воТРТУ, 2006. — 304 с.
8. Фёдорова Г.В. Учёт анализа банкротств: учеб. пособие / Г.В.Фёдорова. — 2-е изд. стер. — М.: Омега-Л, 2008- 248 с.: ил., табл.- (Высшее финансовоеобразование).
9. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е.Ланкина. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 304 с.
10. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. — 718 с.
11. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/123103.html
12. http://www.russianit.ru/news/publication/view/_t_/id=169223Вступлениев силу изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
13. http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/23632.html
Приложение
СПРАВКАо рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности(банкротстве) в 2006 – 2008 гг., 1 полугодии 2009 г
2006
2007
+/- к 2006
2008
+/-к 2007
1 п/г 2008
1 п/г 2009
+/- к 1 п/г 2008 Поступило заявлений о признании должников банкротами 91431 44255 — в 2,1 раза 34367 -22,3% 16976 18279 +7,7%
из них:
принято к производству 83068 30015 — в 2,8 раза 27032 -9,9% 13140 16312 +24,1% Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления 39 33 -15,4% 48 +45,5% 31 25 -19,4%
из них:
прекращено производство в связи с
погашением задолженности
8
(20,5%)
3
(9,1%)
6
(12,5%)
5
(16,1%)
2
(8%) Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления 947 752 -20,6% 579 -23% 464 395 -14,9%
из них:
прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности
31
(3,3%)
41
(5,5%)
40
(6,9%)
23
(5%)
6
(1,5%) Принято решений о признание должника банкротом и об открытии конкурсного производства 76447 19238 — в 4 раза 13916 -27,7% 6392 7460 +16,7%
из них:
- государствен. Унитар предприятия 747 464 -37,9% 176 -62,1% 85 163 +91,8% - муниципальн. Унитар. Предпр. 1947 1009 -48,2% 676 -33% 352 273 -22,4% Отказано в признании должника банкротом 737 563 -23,6% 520 -7,6% 294 322 +9,5% Прекращено производство по делу в связи с утверждением мирного договора 106 126 126 82 50 % к кол-ву дел, по которым завершено производство 0,2 0,2 0,4 0,5 0,3 Рассмотрено заявлений, разногласий, жалоб и ходатайств в рамках дел о банкротстве 119278 97350 -18,4% 111521 +14,6% 49868 70894 +42,2%
из них:
об отстранении арбитражного управляющего 2625 2491 -5,1% 1783 -28,4% 935 698 -25,3% об установлении резерва требований кредиторов 92588 70548 -23,8% 67589 -4,2% 30046 50419 +67,8% Завершено производство по делам о банкротстве 60848 66816 +9,8% 35051 — в 1,9 раза 16234 14680 -9,6%