Реферат по предмету "Экономика"


Статистика хозяйственной деятельности государства и предприятия

РЕФЕРАТ
по курсу «Основыстатистики»
Тема:
«Статистика хозяйственнойдеятельности государства и предприятия»

1.Статистика товаров и услуг
 
К отраслиторговли относится внутренняя (оптовая и розничная), внешняя торговля, прокатпредметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода,посреднические услуги бирж, маклерских и дилерских контор, купля-продажапотребительских товаров и т.д.
Центральноеместо в статистике торговли занимает показатель товарооборота, который равенстоимости реализованных при продаже товаров.
Различают следующиекатегории товарооборота: оптовый; розничный; валовой; чистый.
Оптовыйтоварооборотхарактеризует объем продаж производственными и торгующими организациями другимторговым организациям для последующей продажи. Оптовый товарооборот являетсяпервым звеном на пути товара к потребителю.
Розничныйтоварооборотхарактеризует объем продаж товаров населению и организациям для потребления.
Валовойтоварооборотравен сумме оптового и розничного товарооборота и содержит повторный счеттовара при прохождении его к потребителю.
Чистыйтоварооборотхарактеризует объем продаж товара без повторного счета в целом по экономике иравен розничному товарообороту.
Отношениевалового и чистого товарооборота показывает число звеньев, которые проходяттовары на пути к потребителю и называется коэффициентом звенности.
Динамикутоварооборота изучают с помощью индексов товарооборота.
Продукцияторговли характеризует результат торговой деятельности и определяется двумяспособами:
1. Торговаянаценка, равная разности между стоимостью продажи и покупки товаров.Характеризует валовой доход торговых организаций, который используется на издержкиобращения и прибыль.
2. Суммаиздержек обращения и прибыли.
 
2.Статистика издержек производства и обращения, результатов финансовойдеятельности предприятий
 
Основнымипоказателями, характеризующими финансовые результаты деятельности предприятий,являются прибыль и рентабельность.
Различаютследующие виды прибыли на предприятии:
· балансоваяприбыль;
· прибыльот реализации продукции;
· чистаяприбыль.
Балансоваяприбыльпредставляет собой финансовые результаты от реализации продукции основныхсредств и другого имущества, а также доходы за вычетом убытков отвнереализационной деятельности. Внереализационные доходы включают дивиденды поценным бумагам, принадлежащих предприятию, средства от сдачи имущества варенду, доходы от операций с иностранной валютой, доходы от долевого участия вдеятельности других предприятий. Внереализационные убытки состоят из затрат,связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, стоимости ущерба отуценки готовой продукции, судебных издержек, штрафных санкций за невыполнениеобязательств по поставкам и убытков от содержания неиспользуемых объектов.
Прибыль отреализации продукции рассчитывается, как разность между выручкой от её реализации изатратами на её производство и реализацию.
Чистойявляется прибыль предприятия, которая остается в его распоряжении после уплатывсех обязательных и добровольных платежей. За счет чистой прибыли напредприятии формируются:
· фондразвития производства;
· фондматериального поощрения;
· фондсоциального развития;
· фонднакопления;
· резервныйфонд.
Рентабельность – это относительныйпоказатель, характеризующий прибыльность функционирования предприятия. Различают2 вида рентабельности:
1) Общаярентабельность,которая рассчитывается в %, как отношение балансовой прибыли к среднегодовойстоимости основных фондов и материальных оборотных средств.
2)Рентабельность реализованной продукции, которая рассчитывается в %, как отношение прибылиот реализации продукции к себестоимости продукции. Для изучения динамикиприбыльности функционирования предприятия применяют индексный метод. Наотдельных предприятиях вычисляют индивидуальные индексы рентабельности, погруппе предприятий рассчитывают индексы рентабельности переменного, постоянногосостава и влияния структурных сдвигов.
Под финансовойустойчивостью предприятия подразумевают способность субъекта хозяйственнойдеятельности возмещать затраты и расплачиваться по своим обязательствам. Дляоценки финансовой устойчивости предприятия используются следующие показатели:
1)Коэффициент автономии, который характеризует степень независимости финансовогосостояния предприятия от заемных средств и рассчитывается, как отношениевеличины собственных средств к сумме всех финансовых ресурсов предприятия.Величина данного коэффициента должна быть не менее 0,6 и его ростсвидетельствует о способности хозяйствующего объекта производить платежи засчет собственных средств.
2)Коэффициент абсолютной ликвидности, который характеризует способностьпредприятия погашать задолженность и рассчитывается, как отношение суммыналичных денежных средств и средств, находящихся на счетах предприятия к сумме задолженностипредприятия.
3)Коэффициент финансового левеража, определяется, как отношение величины заемныхсредств к сумме собственных средств предприятия. Величина данного коэффициентадолжна быть меньше 1.
Деятельностьпредприятий всех форм собственности связана с определенными затратами. Напредприятиях, занимающихся производственной деятельностью определяют издержкипроизводства, а на предприятиях, осуществляющих снабженческую иторгово-посредническую деятельность, определяют издержки обращения. Основными задачамистатистики затрат на производство продукции являются:
1) Изучение объема иструктуры затрат на производство и реализацию продукции.
2) Анализ уровня и динамикисебестоимости продукции.
3) Изучение резервовснижения себестоимости продукции.
При изучениизатрат на производство продукции различают общую величину затрат (издержкипроизводства) и затрат на производство единицы продукции (себестоимостьпродукции). Себестоимость является частью цены товара и включает следующие видызатрат:
1) Затраты, непосредственносвязанные с производственным процессом (сырье, материалы, топливо, энергия).
2) Затраты на оплату трудаи отчисления на социальное страхование.
3) Затраты на ремонтосновных фондов, включая амортизационные отчисления.
4) Затраты на реализациюпродукции.
Различают 2вида себестоимости продукции:
1) Производственнаясебестоимость,которая включает только те затраты, которые непосредственно связаны с процессомпроизводства продукции.
2) Полнаясебестоимость,которая включает производственную себестоимость и затраты, связанные схранением и реализацией готовой продукции.
Затраты напроизводство продукции классифицируют по следующим элементам:
1) Поэкономическому содержанию они подразделяются на затраты живого и овеществленного труда.
2) По местувозникновенияони подразделяются на общепроизводственные, расходы на оплату труда исоциальные отчисления, расходы на содержание оборудования и потери от брака.
3) Поотношению к технологическому процессу они подразделяются на постоянные и переменные.
Для изучениядинамики себестоимости продукции на отдельных предприятиях, производящих только1 вид продукции, рассчитывают индивидуальные индексы себестоимости. Наотдельных предприятиях, производящих разнородные виды продукции, рассчитываютагрегатный индекс себестоимости. По группе предприятий, производящих 1 видпродукции рассчитывают индексы себестоимости переменного, постоянного состава ивлияния структурных сдвигов. Отличительной чертой всех индексов себестоимостиявляется то, что они рассчитываются только по сравнимой продукции (по тойпродукции, которая производилась и в базисном и в отчетном периодах).
Приреализации продукции от производства к потребителям отрасли сферы обращениянесут затраты по транспортировке, погрузке и выгрузке продукции, содержаниюскладских и конторских помещений, а также затраты на содержаниеадминистративно-управленческого персонала. Издержки обращения представляютсобой всю сумму трудовых, материальных и финансовых затрат, направленных наосуществление торгово-посреднеческой деятельности. По экономическому содержаниюиздержки обращения подразделяются на производственные и чистые. Производственныеиздержки обращения обусловлены продолжением и завершением производственногопроцесса в среде обращения и включают расходы на транспортировку и хранениетоваров, их расфасовку и упаковку. Чистые издержки обращения включают затратына рекламу, выплату процентов по кредитам и расходы на зарплату работников торговли,кроме продавцов.
Относительныйуровень издержек обращения рассчитывается в процентах, как отношение абсолютной суммыиздержек обращения к товарообороту и являются показателем экономической оценкиэффективности использования затрат в сфере обращения. Для изучения динамикиуровня издержек обращения применяют индексный метод.
 
3. Статистикавнешнеэкономических связей
 
Внешняяторговля складывается из экспортно-импортных операций. Внешняя торговля – этооперации, связанные с передвижением товарных масс через таможенные границы,увеличивающие (импорт) или уменьшающие (экспорт) материальные ресурсы страны.
Внешняяторговля имеет две характерные черты:
1) статистикаучитывает только те товарные массы, которые пересекают таможенные границы.
2) статистикаучитывает любое передвижение (по весу) товарных масс на коммерческой инекоммерческой основе.
К экспортуотносятся:
1. Товары,пересекающие таможенные границы страны.
2. Товары, непересекающие таможенные границы – косвенный экспорт, т. е. покупка однимистранами товара у других и продажа «третьим».
Импорттоваров это:
частьтоваров, объявляемая для внутреннего потребления или переработки (большая частьвсех ввозимых товаров);
частьтоваров, предназначенных для дальнейшего реэкспорта, т. е. для экспортаиностранных товаров, не подвергшихся в стране переработке;
частьтоваров, ввозимых для переработки на приписных таможенных складах.
Существуетдве системы учета товаров в статистике внешней торговли (СВТ):
1)специальная;
2) общая;
1)специальный импорт:
а) товары, ввезенныедля внутреннего потребления или переработки;
б) товары,ввезенные для переработки под таможенным надзором;
в) товары,ввезенные для переработки на приписных таможенных складах;
2) общийимпорт:
а) весьспециальный импорт;
б) товары,помещенные на приписные таможенные склады (реэкспорт);
1) специальныйэкспорт:
а)национальный экспорт;
б) вывозтоваров после переработке под таможенным надзором;
в)национализированные товары.
2) общийэкспорт = специальный экспорт + реэкспорт
Товарыучитываются:
поспецифическим единицам измерения;
по весу;
по затратамфинансовых средств.
По весу:
брутто;
нетто –вместе с упаковкой, в которой товар переходит к потребителю;
нетто-легальный= вес брутто – скидка на тару и упаковку в соответствии со справочниками(таро-тарифом).
Некоторыестоимостные категории:
1.Товарооборот– сумма стоимостей экспорта и импорта.
2. Сальдоторгового баланса – стоимость экспорта.
Сальдо можетбыть положительным (активным) и отрицательным (пассивным).
3. (Стоимостьэкспорта)/(стоимость импорта) = коэффициент покрытия.
4. Торговыйбаланс – соотношение стоимостей экспорта и импорта за какой-либо период времени(обычно, год) по данным ее статистики внешней торговли.
Торговыйбаланс может быть благоприятным (активным) и неблагоприятным (пассивным).
Странойпроисхождения может быть:
а) странапроизводства;
б) странапродаж;
в) странаотгрузки.
Странойназначения экспортных товаров может быть:
а) странапотребления;
б) страна покупки;
в) странапоставки.
Статистическимаппаратом ООН рекомендовано при учете стран-контрагентов пользоваться первымметодом (страна производства-потребления). Если таковое выявить невозможно, топользуются методом отгрузки-поставки.
Мировойтоварооборот – сумма стоимостей экспорта и импорта – стоимость всех товаров,пересекающих границы. Под мировым товарооборотом понимается сумма экспорта, повозможности, специального.
Сальдомировой торговли подсчитывается как разница между стоимостью мирового экспортаи мирового импорта. Сальдо всегда отрицательно.
4.Статистика уровня жизни населения и отраслей сферы
 
Под уровнемжизни населения понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами,достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных(рациональных) потребностей. Денежная оценка благ и услуг, фактическипотребляемых в среднем домохозяйстве в течение определенного периода времени исоответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляетсобой стоимость жизни. В более широком смысле понятие «уровень жизни» включаетздоровье человека, его образование, условия труда и быта. В этом случаеприменяют термин качество жизни. Домохозяйства – это социально-экономическаяячейка общества, объединяющая людей отношениями, возникающими при организацииих совместного быта, ведения общего домохозяйства и т.д. Выделяют 4 уровняжизни:
1) Достаток, при котором потреблениеблаг и услуг обеспечивает всестороннее развитие человека.
2) Нормальныйуровень, прикотором потребление благ и услуг обеспечивает человеку восстановление егофизических и интеллектуальных сил, при этом потребление благ и услуг происходитпо научно обоснованным нормам.
3) Бедность, при которой потреблениеблаг и услуг обеспечивает сохранность работоспособности человека.
4) Нищета – это минимальнодопустимый по биологическим критериям набор благ и услуг для поддержанияжизнеспособности человека.
Уровень жизнинаселения зависит от политических, экономических, социальных и других факторов.В нашей стране, в настоящее время, разработана система показателей уровня жизнинаселения в условиях рыночной экономики. Она состоит из 7 разделов:
1) Обобщающие показатели; 2)Доходы населения; 3) Потребление и расходы населения; 4) Денежные сбережениянаселения; 5) Накопленное имущество и жилье; 6) Социальная дифференциациянаселения; 7) Малообеспеченные слои населения.
В качестве обобщающихпоказателей используются следующие показатели:
1) Объем ВВП на душу населенияв год.
2) Коэффициент младенческойсмертности.
3) Ожидаемаяпродолжительность жизни при рождении.
4) Индекс человеческогоразвития.
Доходынаселенияявляются основным источником удовлетворения потребностей человека ипредставляют собой ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые могутбыть использованы для удовлетворения потребностей, на сбережения, уплатуналоговых и других обязательных и добровольных платежей. Основными источникамиданных о доходах и расходах населения являются балансы денежных доходов ирасходов населения, которые строятся ежеквартально ЦБ РФ на основе финансовойотчетности и выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимых ГоскомстатомРФ.
Понатурально-вещественному составу доходы населения подразделяются на денежные инатуральные. Различают следующие виды денежных доходов:
1)Номинальные денежные доходы, которые включают в себя:
· оплатутруда всех категорий работников;
· доходырабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;
· доходыот предпринимательской деятельности;
· доходыот продажи выращенной с/х продукции;
· доходыот продажи иностранной валюты;
· доходыот собственности;
· поступленияиз финансовой системы;
· социальныевыплаты.
2) Если из номинальныхденежных доходов вычесть обязательные платежи и добровольные взносы, то получимрасполагаемые денежные доходы населения.
3) Если к располагаемымденежным доходам населения прибавить социальные трансферты в натуральной форме,в виде бесплатных услуг учреждений образования и здравоохранения, то получим скорректированныйрасполагаемый денежный доход.
Реальныеденежные доходы населения рассчитываются путем деления номинальных денежных доходов наиндекс потребительских цен. Среднедушевые денежные доходы рассчитываются путемделения общего объема денежных доходов населения в регионе на численностьнаселения данного региона. Их величина дифференцируется по регионам РФ.
Натуральныедоходыпредставляют собой все поступления выращенной с/х продукции, предназначенныедля личного потребления. Денежные расходы населения представляют собой суммуфактических затрат, произведенных членами домашних хозяйств в течениеопределенного периода времени и включают потребительские расходы и расходы, несвязанные с потреблением. К потребительским расходам относятся:
· расходына покупку продуктов питания, алкогольных напитков;
· расходына покупку непродовольственных товаров;
· расходына оплату жилищно-коммунальных и бытовых услуг;
· расходына оплату услуг транспортных организаций, учреждений образования,здравоохранения и культуры.
Кнепотребительским расходам относятся сбережения, расходы на приобретениенедвижимости, налоги, различные платежи и взносы, погашение кредита и возвратссуды. Для характеристики потребительского поведения населения вычисляют коэффициентэластичности потребления по доходам.
Денежныесбереженияпредставляют собой часть располагаемого дохода домашних хозяйств, которая небыла использована на конечное потребление. В настоящее время, примерно 10 % отобщего объема денежных расходов населения приходится на сбережения, основнаячасть которых хранится на руках у населения.

Литература
 
1.  Авдокушин Е.Ф. Основыстатистики: Учебное пособие. М., 2004.
2.  Буглай В.Б., ЛивенцевН.Н. Статистика: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева.М., 2006.
3. ИвашковскийА.А. и др. Статистика и ее применение в экономике: учебник. М., 2007.
4.  Копцев К.В… Прикладнаястатистика. СПб, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационные войны виды, цели, методы
Реферат Массовая информация
Реферат Исследование телевизионных аудиторий популярных телеканалов Новосибирска
Реферат Источники инфорации, портрет публициста, принципы журналистской этики и методы контроля за ними
Реферат Царство живописца Александра Иванова
Реферат Литературно-библиографическая информация в СМИ
Реферат Комплект технологической документации по оптической контактной литографии
Реферат Литография истоки и современность
Реферат Корпоративные СМИ, распространяемые на территории г.о. Тольятти как инструмент связей с общественностью
Реферат История возникновения и развития Литературно-художественного и общественно-политического журнала Нева
Реферат Металлизированные краски и их основные особенности
Реферат Каналы целенаправленного формирования общественного мнения об МНТК Микрохирургия глаза
Реферат Место и роль музыкальных программ в концепции радиостанции
Реферат Каталог издательства как средство рекламы книг, его роль в маркетинговой кампании издательства
Реферат Комментатор на ТВ журналист, аналитик, эксперт