Реферат по предмету "Философия"


Украинская философия

Реферат Тема: Украинская философия План Вступление 1. Философская мысль Киевской Руси 2. Украинская патристика 3. Философия украинского ренессанса 4. Украинская схоластика 5. Украинское Просвещение XVIII-XIX вв. 6. Философская мысль Украины второй половины XIX-начала ХХ в. 7. Украинская философия

ХХ века Заключение Вступление Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами. Будучи озабоченными насущными проблемами своего народа и своего времени, украинские философы обращались не просто ко всей философии своей эпохи, а часто к тем ее учениям, которые уже занимались аналогичными проблемами и стали достоянием прошлого. Своеобразно перерабатывая и приспосабливая эти учения, украинские

философы нередко создавали новые оригинальные системы. Так что история украинской философской мысли, как и любого народа по сравнению с развитием мировой философии полна понятных движений и забеганий вперед. Например, схоластика на Украине получила свое развитие после философии, которую традиционно относят к философии Ренессанса. Но это уже была далеко не классическая схоластика западноевропейского феодализма.

С другой стороны, «философия сердца», заложенная Г.С. Сковородой это чисто украинское явление. 1. Философская мысль Киевской Руси Историческими источниками украинской философии были западноевропейская философия и философская мысль Киевской Руси. Она развивалась не путем переработки мифологических представлений в философские, как это было в странах Древней Индии, Китая или Древней

Греции, а путем критического усвоения уже устоявшихся философских взглядов соседа Киевской Руси – Византийской империи. Вместе с введением христианства началось широкое знакомство древнерусских мыслителей с произведениями византийских философов Михаила Пселла (1018-1078), Иоанна Итала (вторая половина Х1 в.) и др с трудами Аристотеля, Платона, Эпикура, средневековых мыслителей

Западной Европы. Затем появляются и оригинальные философские сочинения. Так, киевский митрополит Илларион (Х1в.) в сочинении «Слово о Законе и Благодати», противопоставляя Новый Завет «Библии» Ветхому Завету, наметил одну из первых специфических проблем философских исканий русичей: проблему противоречия между должным и сущим, свободой и необходимостью, небесным и земным.

Именно от этого сочинения берет свое начало этизация философской мысли Киевской Руси. Философская картина мира, общества и человечества осмысливалась сквозь призму вечного конфликта добра и зла, что нашло свое отражение в памятниках культуры того времени «Слово о полку Игореве», «Служба Борису и Глебу», «Слово про веру варяжскую», «Житие Феодосия» и др. Этические принципы Киевской Руси изложены в «Поучении

Владимира Мономаха», в «Слове Данила Заточника» и др. В Х111 в. в Древней Руси появляются переработанные и дополненные русичами византийские философские труды «Толковая Палея», «Пчела» и др. Если «Палея» в основном посвящена обоснованию христианского вероучения, то «Пчела» целиком состояла из трудов и высказываний Платона, Аристотеля, Анаксагора, Ксенофонта, Демокрита,

Эпикура, Пифагора, Сократа, Эсхила, Эврипида, Софокла и многих других древних мыслителей и писателей. В подобранных и строго тематически расположенных отрывках, подчеркивается, что «мудрость над всеми добродетелями царствует», добродетель же – «корень» и «источник» всякой мудрости, а «лукавство от безумия начинается». Много изречений посвящено нравственным принципам и моральному долгу людей в повседневной жизни, прославлению их. 2. Украинская патристика С утверждением феодального строя на украинских землях

(Киев, Чернигов, Острог, Владимир - Волынский и др.) общехристианское мировоззрение стало господствующим. Широкое распространение получила патристическая литература, в которой развивались философские идеи относительно понимания бога, мира и человека. Вольно переводились и истолковывались сочинения Сириана, Иоанна Златоуста и др. В предании «Шестидение» Василия Великого содержался значительный естественнонаучный материал, делались интерпретации соответствующих

мест из произведений Иоанна Дамаскина и других представителей патристики, а также фрагменты с сочинений Фалеса, Парменида, Платона, Демокрита, Аристотеля и др. Отечественное «Шестидение» считалось своеобразной энциклопедией своего времени. И все же эстетизм пересказов патристических сочинений на Украине в определенной мере противостоял христианскому мировоззрению.

Эту же роль играл и пантеизм как форма возвращения к эстетизму античности. Восстановление дохристианских «поэтических взглядов славян на природу» на Украине (А.М. Афанасьев), свободный пересказ сочинений патристической литературы объективно способствовали отрицанию исходных положений патристической теологии, утверждению светской идеологии, в частности провозглашению идей о необходимости труда как основы здоровья. Имелись попытки поставить в центр мира человека, сделать

его бескомпромиссным в свободном определении своего поведения, обходя истинно патристические идеи о необходимости божественной благодати. 3. Философия украинского ренессанса Украинский Ренессанс имел несколько другие источники, чем западноевропейский. Если для последнего была характерна борьба с христианской идеологией вообще, то украинский Ренессанс сложился в борьбе с насаждением на Украине

Брестской унии (1596 г.) и католицизма. Большую роль в духовной жизни Украины в конце XVI – начале XVII вв. стали играть организации православного населения городов, так называемые «братства». В связи с католической экспансией возникает и развивается так называемая полемическая литература: произведения Герасима Смотрицкого (умер в 1594 г.), Христофора Филарета (начало XVI–XVII вв.), Ивана Вышенского (1545-1550 - конец 1620),

Стефана Зизания (близко 1570-1621), Милетия Смотрицкого (близко 1578-1633) и др. Выдающийся писатель - полемист Иван Вышинский критиковал действительность того времени, которая изображалась им как мир зла, антихриста и дьявола. В своих сочинениях, особенно в «Послании к утекшим от православной веры епископам» он осуждал угнетение трудового люда церковными и светскими феодалами. Раскрывая социальные противоречия своего времени, он создавал утопический идеал будущего общества,

которое будет построено на началах равенства и братства. Многие писатели полемисты обращались к библейским образам «царства божьего», «нового Иерусалима», давая демократическую и филолого-критическую интерпретацию Библии. Идеи украинского Ренессанса были популярны в среде братских школ (школ православного населения городов). В XVII в. особенно большое влияние имели

Львовская и Киевская школы. Идеи реформации отстаивали также некоторые профессоры Киево-Могилянской академии и деятели братств. В середине XVII в. реформационные общества на Украине прекратили свое существование. 4. Украинская схоластика Если в Западной Европе возрождение схоластики относится к XVI в. и связано было с контрреформацией, то украинская схоластика формируется в

XVII в. Ее появление было связано с попытками обоснования православия в его борьбе с католицизмом. Центрами украинской схоластики стали так называемые братские школы и открывшееся первое высшее учебное заведение на Украине Киево-Могилянский коллегиум (с 1701г. Киев - Могилянская академия). В академии философские курсы преподавались отдельно от теологии. Они были во многом схоластическими. Преподаватели

И. Поповский, Х. Чарнуцкий, Г. Вишневский и др. ограничивали права разума границами веры. Вместе с тем они подвергали решительной критике классическую схоластику Ф. Аквинского как средство католической экспансии. Многие из преподавателей обращались к философским идеям Возрождения. И. Кроковский, И. Кононович – Горбатский и др. использовали в своих сочинениях труды

Н. Коперника, Г. Галилея и др. мыслителей. В академии читались специальные курсы моральной философии, в которых человек рассматривался как особый «малый мир» (микрокосм) – часть макрокосма - природы. При этом достижении счастья связывалось с самопознанием и моральным усовершенствованием. Так что философия, которую преподавали в академии, отражала разложение церковно-теологического мировоззрения и переход от схоластики к философии Просвещения. 5.

Украинское Просвещение XVIII – XIX вв Развитие Просвещения на Украине припадает на XVIII в. В раннем Просвещении сложилось два главных направления: научно-просветительское и этико-гуманистическое. Первое развивали преподаватели академии Ф. Прокопович (1681-1736), Г. Бужинский (умер в 1731), Л. Горка (умер в 1737), Г. Кониский (1717-1795) и др.

Они, особенно Прокопович, в своих философских курсах пропагандировали идеи Ф. Бэкона, Р. Декарта, Спинозы, систему Н. Коперника. Они критиковали религиозный фанатизм, реакционные схоластические учения духовенства, горячо поддерживали создание библиотек, учебных заведений, типографий. К этико-гуманистическому направлению украинского Просвещения примыкали

Я.П. Козельский (1728 - 1823), В.В. Капнист (1758 - 1823), П.Д. Лодий (1764 - 1829) и др. Наиболее ярким его представителем был Г.С. Сковорода (1722 - 1794). В основе его «философии сердца» лежит учение о врожденной склонности человека к определенному труду (один склонен к тому, чтобы быть землепашцем, другой – воином и т.д.). Человек должен познать самого себя и заняться тем, к чему влечет его сердце, его природа.

Но человеку часто мешают сделать это не только его собственные пороки, но и пороки социальные. Отправляясь от этих положений, Сковорода подвергает острой критике недостатки феодально-крепостнического строя на Украине, связывает счастье людей с трудом по призванию и их моральным самоусовершенствованием. Социально – политический идеал Сковороды – общество, основанное на всеобщем труде, равенстве и демократии. Как и многие просветители Западной Европы, украинские просветители

Т.Ф. Степанов (1796 - 1847), О.В. Духнович (1803 - 1865) и особенно основатель Харьковского университета (1805), В.Н. Каразин (1773 - 1842) утверждали необходимость постепенных реформ «сверху, которые должны были осуществлять просвещенные монархи». Лейбницевско-вольфианскую линию в украинском Просвещении проводили профессора Харьковского и Киевского университетов

А.И. Дудрович (1728 - 1830), С.С. Гогоцкий (1813-1889) и др. Для этого направления было характерно сочетание элементов диалектики с библейскими вероучениями. В первой половине Х1Х в. формируется национально-освободительное крыло украинского Просвещения. Его наиболее видными представителями были основатели и деятели Кирилло-мефодиевского братства (март 1845-март 1847)

М. Костомаров (1817-1885) и П. Кулиш (1819-1897). Программа братства - федеративное объединение славянских народов на принципах равноправия и государственного суверенитета. Необходимость государственной самостоятельности Украины Костомаров и Кулиш выводили из особого украинского национального характера. Основным содержанием философских исканий Костомарова и

Кулиша было развитие «философии сердца», заложенной Г.С. Сковородой. Большой вклад в ее развитие внес также П. Д. Юркевич (1827-1874). Основателем революционного направления в национальном освободительном крыле украинского Просвещения (и Кирилло-мефодиевском братстве, в частности) является выдающийся украинский мыслитель, поэт и художник Т.Г. Шевченко (1814-1861).

В философии он отстаивал диалектико-материалистические взгляды на мир. Непримиримый враг крепостничества и российского царизма, он прямо призывал народ к восстанию против своих угнетателей. 6. Философская мысль Украины второй половины Х1Х –начала ХХ вв Философская мысль на Украине во второй половине Х1Х – начала ХХ века представлена огромным разнообразием философских школ и направлений.

В академической философии сложились две главные школы: школа позитивистов и специалистов. Позитивизм поддерживали и развивали В. Лесевич (1837-1905) и др. Специалисты ставили философию на службу отдельных наук: О. О. Потебня (1835-1891) разрабатывает проблемы философии языка, Л.И. Мечников (1838-1888), И.И. Зибер (1844-1888) утверждали марксизм в его механистическом варианте.

В. Вернадский (1868-1920) особо выделял вопросы значения живой природы в геологических процессах. В. Липинский (1882-1931) перешел от истории к философии истории. Проблемы методологии соответствующих наук с кантианских позиций развивали политэкономист М. Туган-Барановский (1865-1919) и юрист Б. Кистякивский (1868-1920). Откровенно склонялись к религиозному истолкованию мира

С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич и др. Традиции революционно – демократического направления украинской философии отстаивали М.П. Драгоманов (1841-1895). Он приобрел широкую известность, критикой российского централизма, справедливо усматривая в нем средство порабощения других народов. В то же время, особенно в статье «Чудные мысли об украинском национальном деле», он резко осудил и украинский национализм за то, что он, фактически, вел к самоизоляции украинской нации.

Драгоманов настойчиво пропагандировал материалистические взгляды на природу, отстаивал материалистическое мировоззрение. Во второй половине Х1Х в. представители либеральной интеллигенции М.И. Зибер, Н.Н. Кауфман (1846-1916) стали знакомить украинскую общественность с марксизмом. Кауфман дал настолько глубокий анализ метода «Капитала» Маркса, что последний, не найдя ничего лучшего для разъяснения сущности своего метода, в предисловии

ко второму изданию своего «Капитала», просто перепечатал статью Кауфмана. Но в академической философии продолжали господствовать модные в то время на Западе неокантианство, неогегельянство, позитивизм, махизм. Их пропагандировали Г.Н. Челпанов (1862-1936), А.Н. Гиляров (1856-1938) и др. Дальнейшее развитие революционно – демократической идеологии на

Украине связано с деятельностью и творчеством И. Франка (1856 - 1916), Л. Украинки (1871 - 1913), П. Грабовского (1864 - 1902), М. Коцюбинского (1864 - 1913) и др. Они развивали революционные идеи Т.Г. Шевченко, во многом способствовали распространению марксизма на Украине. В то же время они негативно относились к идее диктатуры пролетариата.

С развитием социал-демократического движения началось знакомство широких народных масс не только с марксизмом. В социал-демократических кружках изучаются произведения классиков марксизма, подвергаются критике идеология народничества, философия махизма и др. Талантливыми пропагандистами марксизма были И.Ф. Фесенко (1846 - 1882), С.А. Подолинский (1850 - 1891) и многие другие.

Развитие национально – освободительного движения особенно после революции 1905 – 1907, привело к возрождению и дальнейшей разработке национальной идеологии Кирило – мефодиевского братства. Манифестом национального движения стала программная брошюра революционной украинской партии (РУПа) «Самостийная Украина», написанная М. Михновским. Лозунг этой брошюры «Украина только для украинцев» поддержали идеологи радикальной украинской партии, социал-демократического союза (Спилка) и другие партии.

Наиболее полно программа национального освобождения Украины была разработана крупным украинским историком, первым президентом Украины М.С. Грушевским /1866-1934/. Главная цель его работы «На пороге новой Украины» заключалась в том, чтобы обосновать, что украинский народ имеет свои особые цели в революционном движении России. Главная из них заключается в создании самостоятельного государства, ориентированного

на приоритетные отношения с западными странами и в особенности с Германией. 7. Украинская философия ХХ века История философской мысли на Украине после Октябрьской /1917/ революции в России чрезвычайно сложна и во многом драматична. Украина стала одной из республик Советского Союза, где усилиями КПСС марксизм-ленинизм превратился в официальную государственную идеологию.

Его тотальное насаждение и распространение могло сравниться лишь с тотальным распространением христианства в средневековой Европе. Судьба тех, кто не разделял марксизм-ленинизм и официально признаваемые «этапы его дальнейшего развития» КПСС и братскими партиями, точнее сказать, этапы фальсификации, была такая же, как и судьба средневековых еретиков, если не хуже. Наверное, большинство из них могло только завидовать узникам средневековой инквизиции.

Естественно, подобные явления нельзя было списать только на счет политического господства КПСС. Для многих людей марксизм-ленинизм до сих пор привлекателен как учение о достижении социалистического идеала общественного устройства, провозглашенного еще первыми христианами. Но нельзя не видеть и того, что марксизм-ленинизм (особенно фальсифицированный) служил идеологическим оправданием небывалых массовых репрессий, преступных социальных экспериментов /типа тотальной коллективизации/.

Всех, кто как-то пытался восстать против таких адвокатских функций марксизма-ленинизма, ждало не просто ошукивание. Философская мысль на Украине в этот период фактически развилась теми, кто не хотел быть интерпретатором и пропагандистом политики КПСС и обращался к чисто философским проблемам. В середине 20-х годов в Советском Союзе произошло размежевание философов на механистов (Л. Аксельрод, А.В. Варьяш, К.А. Тимирязев и др.) и на диалектиков во главе с

А.М. Дебориным. «Механисты» стремились очистить диалектику Маркса от гегельянства, подменяли диалектическую концепцию развития теории равновесия. Диалектики С.Ю. Семковский /1882-1937/, В.О. Оринец /1891-1937/ отстаивали необходимость сближения философии и естествознания. В 30-50-е годы украинские философы внесли определенный вклад в развитие диалектического материализма, философских вопросов естествознания, проблем историко-философской науки.

Продолжая эту традицию, в 60-е годы философы Института философии АН УССР впервые в Советском Союзе осуществили разработку проблем логики научного исследования. К тому времени относится все возрастающий вес исследований истории философской мысли на Украине. Заключение В ходе истории философской мысли человечество совершенствовались знания о мире и человеке, о месте человека в этом мире, о его познавательном, практическом, этическом и вообще оценочном

отношении к миру. В процессе Смены основных идей философии решались, как правило, актуальные вопросы основ и законов бытия, проблемы гносеологии – вопросы об отношении мышления и бытия и о познаваемости мира, проблемы логики, изучающей формы и законы мышления. Философская мысль на всем протяжении своей истории, как правило, занималась социологическими проблемами, вопросами о том, каким должно быть общество и общественные отношения, чтобы они удовлетворяли природе

человека, философы занимались также вопросами о месте человека в обществе, о смысле его жизни и т.п. Правда, нужно сказать, что ни одно философское учение или школа не дало полного обоснования даже самых прогрессивных общественных идеалов. Жизнь всегда оказывалась сложнее теоретических построений. Но именно борьба людей за осуществление этих идеалов была и остается одним из главных факторов общественного прогресса. История философского познания мира свидетельствует, что возникавшие философские проблемы

имели своим источником научное познание мира и что поиски решения этих проблем оказывали и оказывают плодотворное влияние на развитие науки, и на развитие самой философии. История философии показывает также, что философское познание тесно связано не только с наукой, но и с другими сторонами жизни людей, такими как религия, политическая идеология, правосознание, мораль, искусство. Поэтому многие проблемы, волновавшие и волнующие человечество невозможно понять без историко-

философского анализа. Литература 1. Краткий очерк истории философии. – М.: 1971 2. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Избранные философские произведения, т.1. – М.: 1960 3. Фихте И.Г. Ясное как солнце сообщение широкой публики о подлинной сущности новейшей философии. М.: Соцэкгиз,1937 4. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1 СПб.:1909 5. Риккерт Г. О понятии философии. –

Н.: «Логос» 1910. 6. Философия: курс лекций для студентов, магистров и аспирантов. В.Н. Чекер, Н.Н. Каськов. Луганск, 2003 7. Кун Т. Структура научных революций. – М.: 1975 8. Мулуд Н. Современный структурализм. – М.: «Прогресс», 1973 9. Логика Научного исследования М.: «Наука», 1965.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :