СОДЕРЖАНИЕ
Введение____________________________________________________________ 3
Становление и основные этапы исторического развития социологии______ 4
Предмет и специфика социологии как науки___________________________ 8
Социология и другие науки об обществе_____________________________ 14
Структура социологии_____________________________________________ 17
Заключение________________________________________________________ 19
Введение
Любаясумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только в томслучае, когда существует четко определенный предмет исследования, системазнаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат, описывающийсущностные основы данного предмета. Большинство современных наук формировалисвой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода. Всамом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающимипредмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшемэти знания выступают в качестве основ науки, ростков новых направлений развитиячеловеческой мысли.
«Социология– одна из самых молодых и содержательных наук об обществе.»1Стремление понять, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему былосвойственно человечеству на всех этапах его истории. Обычно слово «социология»ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Опрос –важный инструмент исследования в социологии, но основной задачейученых-социологов считался анализ и осмысление проблем, связанных сфункционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальныхгрупп и институтов.
Говоряо возникновении социологии как науки, следует помнить, что социологияпредставляет собой систему внутренне организованного и проведенного знания офактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, чтознание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных иподтвержденных сведениях и научных доказательствах. В отличие от таких наук какфизика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которыепостоянно употребляются в повседневной жизни.
Становление и основные этапы исторического развитиясоциологии.
Сдревнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающейего природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием средидругих людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, ане в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться наотдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволенопользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?
Поискответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратитьсвой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Истокисоциологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах поразличным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философовдаосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений иразмышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а такжеусловия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты»определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могуществаправителей и счастья для всех живущих людей.
Античнаямысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы.Такиеработы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеляположили начало изучению отдельных общественных институтов, в частностигосударства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблемеместа человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение очеловеке и обществе на теоретическую основу.
ЭпохуВозрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этотпериод появляются направленные на изучение различных сторон общества новыеизыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский,Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые,которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате сталаскладываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральныеустои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системемироздания играл незначительную роль.
Позднеедеятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в немчеловека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинаютанализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства,появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальныхпроцессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, онирассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которогозависит в основном от его собственных волевых усилий.
Вэтот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки обобществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовалисьотрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественныхявлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научнойдеятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснитьнесколькими причинами.
Во-первых,долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной свободой ввыборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишьБожественным проведением. Таким образом, человек в любой момент по собственнойприхоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи,существующие в государстве, устанавливать существующий порядок.
Во-вторых,французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, чточеловек обладает не только свободной волей, но и разумом, способностью кобучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить людей восприниматьмилосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшуюмодель устройства общества и люди смогут устроить свою жизнь в соответствии сней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие.
Такиенаивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире до техпор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций,развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимостипрактического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальнымиобщностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальныхконфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной разработки этих насущныхпроблем.
Пониманиенеобходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития ифункционирования появилось сравнительно недавно. Толчком к исследованиюсоциальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись сограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличенияпроизводительности стало рациональное использование рабочей силы. Сталоочевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные,заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфержизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия междуними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка вобществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылкиформирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этихассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты такихвзаимодействий.
Словосоциология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборотфранцузским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе«Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию междусоциальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, чтоставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его пониманиисоциология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, чтоотносится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм».Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простогосуммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принципраспространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачаминаблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания исистематизации.»1
Историческаяи научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изученияобщества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной науки,которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно четко предметновой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучатьзакономерности общественного развития.
Настоящееразвитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны исформулированы основные научные концепции и появилась возможность созданиятеоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развитиясоциологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период ссередины XIX и до начала XXвека. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз ЭмильДюркгейм.
К.Марксвпервые представил общество как продукт исторического развития, как динамичноразвивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства ипроанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественногоразвития и прогресса.
М.Веберразработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктовтеории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе– социального действия, которое является причиной и следствием системы сложныхвзаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупностьдействующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своихсобственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этойкооперации образуются ассоциации (группы или общества).
Э.Дюркгейм– основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего кавтономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук обобществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительнос социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование изакономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясьв группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал«коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнятьопределенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Такимобразом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, былЭ.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественнойобществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальныхотношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду другихобщественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»1
Учениеоб обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологическихтеорий и современные ученые справедливо называют его классиком в областисоциологии.
Такимобразом, название науки «социология», столь удачно примененное О.Контом,впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса,М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку,имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтвержденийразличных аспектов этой теории.Предмет и специфика социологии как науки.
Стермином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Телевидение,радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самымразнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента,различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшимсоциально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельныхлиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизнии так далее. В регионах проводятся свои специфические социологическиеисследования, в которых определяется удовлетворенность населения транспортнымобслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтахстуденты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету«Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхностиуровень социологических исследований, который создает образ социологии какприкладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих,сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается предмет изадачи социологии? Что представляет собой социология как наука?
Начнемс этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas– общество и греческого logos– слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука обобществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж.Смелзер в своемучебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, посколькуобщество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарныхи социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историейи так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологическогоподхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную областьсоциологического исследования, а также определить те методы, которымисоциология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгоеразграничение между объектом и предметом социологии.
Сначалауточним общие понятия объекта и предмета.
«Подобъектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего насматериального или нематериального мира, реальность, существующую независимо отнашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг сдругом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающейдействительности существовали до нашего знания и не зависят от него.»1
Такимобразом, «объект познания – это все то, на что направлена деятельностьисследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любоеявление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектомисследования самых различных наук (физики, химии, биологии, психологии,экономики и так далее).»2 Когда же речь идет о предметеисследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности(город, деревня, человек, культура, организация и так далее) берется нецеликом, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.
Предметисследования существует только в голове исследователя,то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяяпредмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторонобъекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, невыделяемых нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования можетсоответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание какобъект, существующей независимо от нас реальности может заинтересоватьэкономиста с точки зрения затрат на строительство, строителя фундамента – сточки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека,проживающего в здании – с точки зрения удобства внутренних помещений и такдалее. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но толькоисходя из факта их влияния на интересующий его предмет. В самом объекте несодержится никакого предмета исследования. По словам Г.Щедровицкого, предметисследования «может быть выделен как особое содержание посредством практическихи познавательных действий с объектом».Каждая наука отличается от другой предметом.Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика исоциология и так далее. Все эти науки изучают природу и общество, но каждая изних изучает свою особую сторону или сферу, объективной реальности,специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности.При этом одна и также сторона объективной реальности может быть объектомисследования многих наук. Так, физическая реальность – объект исследованиямножества общественных и технических наук, социальная – наук общественных игуманитарных.
Итак,в качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфераобъективного или субъективного мира, в то время как предмет любой наукиявляется результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователямвыделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемогообъекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом,объект той или иной науки – это часть объективной или субъективной реальности,обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, апредмет науки – это результат исследовательских действий.
«Объектлюбой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ееобласть – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежатизучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наукаоб обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишьуказание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественныхнаук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука оцелостности общественных отношений, обществе как целостном организме.»1
Принятьсчитать, что объектом социологического познания является вся совокупностьсвойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такоесоциальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, — этосовокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений,интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности вконкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своемуположению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальноеявление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказываетсяпод воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо оттого, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессевзаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга,способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем ивыразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи,социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организацииявляются объектами социологического исследования.
Предметже социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, неможет быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии напротяжении всей истории существования этой науки менялось. Представителиразличных школ и направлений высказывали и высказывают различное пониманиепредмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится втесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположниксоциологии французский мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивнаянаука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметомсоциологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означаетколлективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, являетсяколлективное во всех его проявлениях.
Сточки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука осоциальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальноеповедение по М.Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешнепроявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание т него. Этоотношение является поведением, когда субъект связывает его с определеннымсмыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придаетсубъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
Вмарксизме предметом социологического исследования является научное изучениеобщества как социальной системы и составляющих его структурных элементов –личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространениев нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии.Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом,функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности,социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.,: Мысль,1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций,социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах изакономерностях развития и функционирования исторически определенных социальныхсистем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов изакономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов,народов. (с.25).
Выделениепредмета исследования из такого крупного и сложного предмета изучения, какчеловеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развитияряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющихсходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служатпроцессы производства материальных благ, их обмена, распределения ипотребления; политических наук – крупные общественные процессы, связанные суправлением и функционированием института государства, образованиемправительства, распределением власти между различными общественными группами;предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящихв различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождениемотдельных социальных групп или обществ; поведенческие науки (психология исоциальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формыповедения личностей, влияние на поведение психики человека, его социальногоокружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков еепредмет?
Длялучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество какструктуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайновзаимодействующих друг с другом, а «как целое, состоящее из определеннымобразом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой встрого указанных границах.»1 Эти части могут включать в себя какпростейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупностиэтих элементов, или социальные общности, объединенные по определеннымпризнакам. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между отдельнымичастями социальной структуры Г.Щедровицкий. Представим себе две дощечки, накоторых в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого намицелого. Если шарики расположены просто, без всякой связи, то есть наша системаупорядочена организована, но ее части не взаимодействуют, то при измененииположения одного шарика, это никак не скажется на изменении положения остальныхшариков. Но если положение шариков зафиксируем пружиной, то каждое изменение в положенииодного из них неизбежно приведет к изменению позиций всех остальных шариков.Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества,можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определеннуюпозицию или имеет определенный социальный статус. Например, он может иметьстатус директора, рабочего, президента, спортсмена и так далее В соответствии сэтим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (тоесть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостях).Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежновлечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходнымисоциальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуютсоциальные общности (категории, группы, слои и так далее), в которых существуютнаиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельностиони бывают связаны с индивидами из других групп. Совокупность связей ивзаиморасположения отдельных частей структуры в социальном пространствеопределяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальнуюструктуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости отобладания такими ресурсами, как средства, престиж, объем знаний и другими.Поэтому говорить о социальной структуре – значит говорить о социальном различиии неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждогоиндивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальнойдистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.
Важныммоментом в определении предмета социологии является следующее: при изучениисоциальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующиеиндивиды, способные в результате совместных действий изменять положенияотдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограниченияповедения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношенийотдельных структурных элементов. Для того чтобы социальные структурысохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множествсовместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальнымзаконам. Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитыватьсяпри проведении социологических исследований и построении социологическихтеорий.Социология и другие науки об обществе
Длятого, чтобы разобраться более конкретно в том, что же изучает социология,необходимо рассмотреть взаимоотношение смежных с нею наук об обществе,социальном, общностях и индивидах. Здесь, прежде всего, необходимо сопоставитьсоциологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки,вычленилась из философии.
Втечение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрахфилософии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгеймапровозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки обобществе, философия продолжала играть заметную роль в социологическихизысканиях. Социологию «отцов-основателей» О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма,М.Вебера еще очень трудно отличить от социальной философии. Более того, можно суверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблемобщественной жизни теоретическая социология переплетается с социальнойфилософией.
Социальнаяфилософия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслениюкачественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализируетпроблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб иперспектив, направленности, движущих сил и его развития.
Усоциальной философии и социологии очень широкая область совпадения объектаизучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования.Предметной сферой социально-философских размышлений является исследованиеобщественной жизни, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческихпроблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.
Ещев большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживаетсяв методе исследования социального. Философия решает общественные проблемыумозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются наоснове цепи логических размышлений. Социология заявила о своейсамостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставилаперед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методовпознания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии,общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методовэмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз исвязано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальныхпроцессов количественные методы с применением сложных математических процедур,в том числе и теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных,установление статистических закономерностей, выработала определенные процедурыэмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижениястатистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество ичеловека.
Нов таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирическиенауки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительноймере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевыхсоциологий, например, экономической теории и экономической социологии. Довольноостро, хотя, может быть, и не так заметно она стоит при соотношении психологиии социологии, имея в виду, что социальная психология является разделомсоциологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология восновном сосредоточена на изучении индивидуального «я», сфера социологии – этопроблемы межличностного взаимодействия – «мы». В той мере, в какой ученыйисследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий иотношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позицийи так далее, он выступает как социолог.
Решениевопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос:когда же она появилась как самостоятельная наука? С точки зрения науковедения,становление любой науки, прежде всего, связано с внешней и внутреннейинституционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой всехатрибутов социального института.
Вэтом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которыхпоследовательно углубляет институционализацию: 1) формирование самосознанияученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что ониимеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2)создание специализированных периодических изданий; 3) введение данных научныхдисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий,колледжей, университетов и так далее; 4) создание специализированных учебныхзаведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формыобъединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различныхстранах Европы и США, начиная с 40-х годов XIXстолетия.Структура социологии
Помимовнешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должнапройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализацияозначает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивогоразделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональнойэтики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все этодолжно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний вопределенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессепринадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трехотносительно независимых уровней: 1 – уровень фундаментальных исследований,задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий,раскрывающих универсальные закономерности, и принципы данной области; 2 –уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных,имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующихфундаментальных знаний; 3 – социальная инженерия – уровень практическоговнедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средстви совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяетвычленить в структуре социологии уровня: теоретическую социологию, прикладнуюсоциологию, социальную инженерию.
Нарядус этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- имикросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системыи исторически длительные процессы. «Макротеоретики» оперируют понятиямиобщества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур,глобальных социальных процессов.»1 Микросоциология изучает повсеместноеповедение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.«Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируявнимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию,стимулы групповых действий.»1 Эти уровни тесно взаимосвязаны, так какнепосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамкахопределенных социальных систем, структур и институтов.
«Отсюдадва совершенно разных подхода к определению социологии: один в направленииразвертывания ее предмета как науки о целостности общественногоорганизма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как наукио массовых социальных процессах и массовом поведении.»2
Своеобразнойформой пересечения всех этих уровней выступают отраслевые социологии:социология труда, экономическая социология, социология организаций и так далее.Здесь идет речь о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемыхобъектов.
Всекрупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов.Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс вовсем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органическисвязаны теория и практика социального управления трудовой деятельности людей.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,«Социология – это наука об общих и специфических социальных законах изакономерностях развития и функционирования исторически определенных социальныхсистем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов изакономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов,народов.»1 Социология одна из конкретных наук иимеет практический характер. Социология непосредственно изучает практическиеотрасли человеческой деятельности и прямо отвечает на вопрос: для чего? – длясоциального развития, для совершенствования социальных отношений, дляформирования всесторонне развитой личности, для социального управления и такдалее. Знание проблем социального развития, социального управления,планирования и прогнозирования, а также специальные отрасли социологическогознания связаны с социальной политикой партии и государства, то естьориентированы на решение социальных проблем.
Многообразиесвязей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначениеопределяются теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важными среди нихявляются познавательная, связанная с изучением закономерностейсоциального развития, тенденцией изменения различных социальных явлений ипроцессов; практическая, определяется степенью участия социологии вразработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективностиуправления различными социальными процессами; идеологическая,обусловленная участием социологии в идеологической деятельности.
Практическаяфункция социологии тесно связана с познавательной. Единство теории и практики –характерная черта социологии. Вскрывая закономерности развития различных сферобщества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимуюдля осуществления действенного социального контроля над социальными процессамии выдвигают научно обоснованные прогнозы относительно развития общества вбудущем, которые являются теоретической основой построения перспективных плановсоциального развития.
Социология,изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решаетнаучные проблемы, связанные с формированием знания о социальнойдействительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социальногоразвития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методовсоциологического исследования; во-вторых, социология изучает проблемы,связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей исредств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Большоезначение в жизни общества имеет использование социологических исследований дляпланирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальноепланирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оноохватывает самые широкие области, начиная от определенных процессовжизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончаясоциальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий иколлективов.
Социологияможет служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у нихчувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.