Реферат по предмету "Философия"


Трактовка бытия в философии Демокрита – Платона.

Трактовка бытия в философии Демокрита -Платона. Атомистическая трактовка бытия бытие как неделимое тело Знаменитый греческий философ Демокрит род. ок. 470 до н.э. принимаеттезис о том, что бытие есть нечто простое, пони-мая под ним неделимое - атом атом по-греческиозначает нерассекаемое , неразрезаемое . Он дает материалистическуютрактовку этомупонятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимуюфизическую

частицу. Таких атомов Демокрит допускаетбесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, чтобытие - одно.Атомы, по Демокриту, разделены пустотой пустота- это небытиеи, как таковое, непознаваема отвергая утвержде-ние Парменида отом, что бытие не множественно,Демокрит, од-нако, согласенс элеатами, что только бытие познаваемо. Харак-тернотакже, что и Демокрит различает миратомов - как истин-ный и потому познаваемый лишь разумом

- и мирчувственных ве-щей,представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность ко-торойсоставляют атомы, их свойства идвижения. Атомы нельзявидеть, ихможно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохра-няетсяпротивопоставление знания и мнения . Атомы Демокритаразличаются поформе и величине двигаясь в пустоте,они сое-диняются сцепляются между собой в силуразличия по фор-ме у Демокритаесть атомы круглые, пирамидальные, кривые, за-остренные, даже

с крючками . Так из них образуются тела, дос-тупные нашемувосприятию. Демокрит предложил продуманный вариант механистическогообъяснениямира целое у него представляет собой сумму частей,а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновенияоказываютсяпричиной всего сущего. В атомизмеотвергается по-ложение элеатово неподвижности бытия, поскольку это положениене даетвозможности объяснить движение и изменение, происходя-щее вчувственном вире.

Стремясь найти причинудвижения, Де-мокрит раздробляет единое бытие Парменида на множество от-дельных бытий -атомов, которые трактует материалистически. Идеалистическая трактовка бытия бытие как бестелесная идея Иная трактовка принципов Парменида былапредложена Плато-ном 427-347годы до н.э противопоставившим Демокриту идеа-листическоепонимание бытия. Подобно элеатам,

Платонхаракте-ризует бытиекак вечное и неизменное, познаваемое лишь разумоми недоступноечувственному восприятию. Но в отличие от элеатови так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстаеткак мно-жественное. Однако различие между Платоном и Демокритомноситпринципиальныйхарактер если Демокрит понимал бытие как мате-риальный, физический атом, то

Платон рассматривает его какидеальное, бестелесное образование - идею, выступая темсамымкакродоначальник идеалистической линии в философии. Все, чтоимеет части,рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождест-венносебе, а следовательно в парменидовско-платоновскомсмысле - несуществует таковыми являются тело и пространс-тво, в которомвсе тела существуют . Существует же только то,что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувствен-но-пространственномумиру

существование у Платона - характе-ристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность,бессмертие .Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,который Платонназывает просто бытие , противостоит изменчи-вая ипреходящая сфера чувственных вещей мир становления здесь всетолько становится, непрерывно возникаети уничтожа-ется, но никогда не есть . Нужно отвратиться всей душойото всегостановящегося тогда способность человека к познаниюсможетвыдержать

созерцание бытия Критикуя тех, кто приз-нает тела ибытие за одно и то же Платон утверждает, что ис-тинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи .Идеи Платонназывает сущностями греческое слово сущность ousia образовано от глагола быть einai так же,кстати, как и аналогичные понятия русскогоязыка существо-вать , сущее , сущность . Таким образом, нематериальныесверхчувственные идеи, сог-ласноПлатону, составляют сущностьчувственного

мира, данногонам в опыте.Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и толь-ко в силу этойпричастности они существуют. Вот ряд противоположных определений, характеризующих уПлатона мирбытия и сферу становления, то есть чувственныймир бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, бессмертное - смертное, постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное - всегда иное, неделимое - делимое. Здесь легко заметить сходство с учениемэлеатов и пифаго-рейцев.

Но у Платона есть и существенное отличиеот элеатов ведь идеймного, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить ихсвязь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они намножествоизолированных сущностей? Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается кпонятиюединого, которое он толкует иначе, чем его предшест-венники -элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге Парменид ,само не естьбытие, оно - выше бытия и составляет условие воз-можности бытия,то есть идей.

Единое, по Платону, выше всякогосуществования ивсякой множественности, но без егообъединяю-щей силыневозможны и сами идеи, ибо невозможнадаже и мно-жественность ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, азначит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платонотождествляет свысшим благом, к которому все стремитсяи че-рез этополучает свое собственное бытие. Само жевысшее благо- по ту сторонувсякого бытия и, следовательно, недоступно ра-зуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний,указывающихтолько, чем оно

не является. У последователей Пла-тона дляобозначения единого закрепился термин трансцендент-ное то, что по ту сторону . Давая идеалистическую трактовку бытия,Платон одновремен-но осуществилследующий важный шаг в движении философии от ме-тафорического кпонятийному мышлению. Чтобы объяснитьто илииноеявление, надо, по Платону, найти егоидею, иначе говоря,егопонятие то постоянное иустойчивое, инвариантное в нем,что не

даночувственному восприятию. Платон многоесделал дляисследованияприроды понятия. К Платону вполнеможно отнестихарактеристикуидеализма, данную В. И. Лениным Философскийидеализм естьтолько чепуха с точки зрения материализма грубо-го, простого, метафизичного. Наоборот, с точкизрения диалек-тическогоматериализма философский идеализм есть односторон-нее,преувеличенное развитие раздувание, распухание од-ной изчерточек, сторон, граней познания воабсолют,

оторван-ный от материи,от природы, обожествленный . Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивидуум Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворитьмыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы ведьплатоновскийидеализм объявлял движение и изменение предметом,о которомнельзя составить строгого знания, а можно иметьтолько мнение . Критику платоновской концепции бытия предпри-нял его ученикАристотель 384-322

годы до н.э Последнийвидел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя-тельноесуществование, обособив и отделив ихот чувственногомира, длякоторого характерно движение, изменение. При этом у Аристотеля сохраняетсяхарактерное для элеатови Платонапонимание бытия как чего-то устойчивого, неизменно-го,неподвижного. Однако, в отличие от этих своих предшествен-ников, онставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее,

ин-вариантное вчувственном мире, чтобы сделатьвозможным досто-верное идоказательное научное знание подвижного и изменчивогоприродногомира. В результате Аристотель дает понятию сущностииное, чем у Платона, толкование. Он отвергаетучение об идеяхкаксверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных им вещей. Платон признавал реальносуществующимивиды и роды.

Аристотель же назвал сущностью бытием индивиду-умы индивидуум - неделимое , например, вот этого человека,вот этулошадь, а виды и роды, по его учению, суть лишь вто-ричныесущности, производные от первичных.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Научно-технический комитет ВМФ: история создания и его роль в организации кораблестроения
Реферат Економічна діяльність ТОВ "Добриня продукти"
Реферат Структура інституту постпенітенціарного впливу на засуджених
Реферат Преступность среди несовершеннолетних
Реферат Теория политических систем
Реферат Blade Runner Essay Research Paper The film
Реферат Венчурное инвестирование в России: проблемы развития
Реферат Supply Chain Management Essay Research Paper To
Реферат І нформац І я про стан організаційно-кадрової роботи, соціально-економічний І культурний розвиток та суспільно-політичну ситуацію у Волочиському районі за 2010 рік
Реферат Analysis Paper Essay Research Paper Chad M
Реферат Отношение студентов к своему факультету
Реферат Наступательные стратегии
Реферат Политические основы технологической подготовки школьников
Реферат Особенности формирования российского менеджмента
Реферат Declaration Of Independence Essay Research Paper Declaration