Сравнительная характеристика правового регулирования деятельности Банка России и центральных банков зарубежных стран
Правовое регулирование деятельности ЦБ РФ
Законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие основы организации и функционирования системы Банка России, являются источниками ее правового регулирования. В совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной и банковской сферах, они образуют банковское право РФ. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (В дальнейшем по тексту — Федеральный закон ) статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами.
В предусмотренных федеральными законами случаях вопросы организации и функционирования системы Банка России могут быть урегулированы нормативными актами Президента РФ и Банка России.
Ведущее место в правовом регулировании банковской системы принадлежит Конституции РФ, определяющей основы политической и экономической системы, принципы построения системы органов государственной власти в РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между ними.
По вопросам организации и функционирования банковской системы принимаются федеральные законы (ст.76 Конституции РФ).
Никакие иные законодательные органы государственной власти РФ (например, законодательные органы субъектов РФ) не вправе осуществлять правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности.
Основные вопросы, касающиеся регулирования правового статуса Банка России, целей и задач его деятельности, взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и местного самоуправления, а также вопросы денежно-кредитной политики, организации наличного и безналичного денежного обращения закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)».
В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» определены элементы банковской системы России, раскрываются наиболее общие понятия о субъектах банковской деятельности, порядке их создания, регистрации и лицензирования. Кроме того, в упомянутом Федеральном законе установлены виды осуществляемых в РФ банковских операций, а также правовые гарантии обеспечения стабильности банковской системы и т.п.
Существенное значение в впоросаз регулирования оранизации и функционирования Банка России имеют Кодексы и законы и введении их в действие.
Например, Гражданский кодекс РФ определяет общие правила создания и функционирования юридических лиц, их виды и правовое положение. Кроме того, ГК РФ определяет содержание, основания приобретения, реализации и прекращения права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, регулирует обязательственные и иные правоотношения гражданско-правового характера.
В ГК РФ устанавливаются также особенности правового регулирования отдельных видов обязательств, имеющих непосредственное отношение к банковской деятельности (заем и кредит, уступка денежного требования, банковский вклад и банковский счет, расчеты, порядок предоставления банковской гарантии и др.).
Бюджетный кодекс РФ упоминает Банк россии в качестве участника бюджетного процесса, определяет его бюджетные полномочия, особенности кассового обслуживания бюджета кахначейством через счета, открытые в Банке России, осуществление функций генерального агента Правительства по обслуживанию долговоых обязательств.
Налоговый кодекс РФ регулирует особенности налогообложения Банка России, особенности информирования налогового органа об открытии или закрытии банковсого счета клиента (организации, индивидуального предпринимателя), прииенения мер по приостановлению операций налогоплательщиков-юридических лиц, использования в целях налогового администрирования устанавливаемых Банком России ставов рефинансирования и валютных курсов, а также особенности взаимодействия Банка россии и налоговоых органов по обмену информацией и регулированию правил перечисления налогов в бюджетную систему.
Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует некоторые особенности административно=правовых полномочий должностных лиц Банка России при совершении кредитными организациями административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.26 КоАП.
Федеральный закон 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, функции и полномочия Банка России как органа валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов, включая уполномоченные банки, и нерезидентов при осуществлении валютных операций, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Осушествление Банком России мероприятий по взаимодействию с другими государства по пресечению использования банковской системы России для легализации преступных доходов регулируется в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированю терроризма».
Вопросы осуществления контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внебюджетных фондов закреплены в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, кредитных организаций в части обслуживания ими государственного бюджета, а также за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга РФ. В этом законе регулируются вопросы контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; основые взаимодействия и предоставления соответствующей информации в сфере контрольной деятельности.
Кроме того, на Счетную палату возложен контроль за банковской системой. Согласно ст. 19 упомянутого Федерального закона Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями этого Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. С законодательством о защите конкуренции связаны положения Федерального закона «О рекламе» о том, что реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами, не должна содержать информацию о результатах управления активами, в том числе об их изменении или о сравнении в прошлом и (или) в текущий момент, не основанную на расчетах доходности, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а в случаях, установленных федеральным законом, — определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Банка России.
Среди источников правового регулирования системы Банка России важное место занимает Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, особенности формирования и использования их имущества и т.п.
Понятие и состав кредитной истории, основания, особенности и порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России, устанавливается Федеральным законом 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях».
Существенное значение в регулировании правовых оношений Банка России имеют принимаемые ежегодно федеральные законы о федеральном бюджете. Например, Федеральный закон «о Федеральном бюджете на 2009 г. и на планогвый период 2010 и 2011 годов»
В период кризисов принимаются специальные «антикризисные» меры, которые выражаются, в том числе, в специальных актах федерального законодательства. Так, после кризиса 1998 г. был принят Федеральный закон от 8 июля 1999 года № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Предметом регулирования данного Федерального закона стали порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций. Этим же Федеральным законом в целях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее — Агентство), а также определены его статус, функции и полномочия. При этом, под реструктуризацией кредитной организации понимался комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеупомянутый законодательный акт утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 июля 2004 года № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агенство по реструктуризации кредитных организаций».
С усилением летом-осенью 2008 г., начавшегося в 2006-2007 г. в США мирового финансового а, по инициативе Президента России и Председателя Правительства России законодатели приняли пакет антикризисных федеральных законов, учитывающих особенности, глобальный и межотраслевой характер нового кризиса.
Так, 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». Согласно закону в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков, выявлении ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков, Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» вправе осуществлять меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Более того, согласно ст.11 Вышеуказанного Федерального закона он действует до 31 декабря 2011 года включительно, причем в этот период Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» применяются с учетом положений Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
13 октября 2008 г. принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Федеральный закон предоставил Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» широкие права и обязанности по обеспечении публичных интересов и интересов Российской Федерации в процессе преодоления финансового кризиса. Так, со дня вступления в силу упомянутого Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно Внешэкономбанк получил право предоставлять организациям, удовлетворяющим требованиям, установленным в этом законе, кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций, приобретать права требования у иностранных кредиторов к этим организациям по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 года, и осуществлять в указанных целях иные операции в соответствии с решениями наблюдательного совета Внешэкономбанка. Общая сумма указанных кредитов (займов), а также приобретаемых Внешэкономбанком прав требований не должна превышать сумму, эквивалентную 50 млрд. долларов США. Для обеспечения этих задач после дня вступления в силу указанного Федерального закона Банк России разместил во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год по ставке, превышающей на 1 процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США сроком на один год, установленную на дату размещения депозита, с возможностью продления срока размещения. Кроме того, предусмотрены и другие меры:
со дня вступления в силу Федерального закона (14 октября 2008 г.) и до 31 декабря 2009 года включительно Банк России получил право заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Центральный банк Российской Федерации обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, совершенным со дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;
средства фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 процентов годовых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размещенные средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно для осуществления операций, указанных в ч. 1 ст. 6 Федерального закона;
Банк России предоставляет Сберегательному банку Российской Федерация субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающие 500 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых. Предусмотрены и другие меры антикризисного управления денежно-кредитной сферой страны, а также порядок их реализации.
В рамках антикризисных мер Федеральным законом от 13 октября 2008 года № 174-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О Центральном банке РФ Банке России», в ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Так, сумма возмещения по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, увеличена с прежних 100 000 рублей. Теперь вкладчику выплачивается 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей. Статья 6 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» также изложена в новой редакции, в частности размер выплат Банка России определен исходя из 100 процентов суммы признанных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований вкладчика, но не более 700 000 рублей, за вычетом сумм предварительных выплат кредиторам первой очереди, осуществленных конкурсным управляющим в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Кроме того, установлено, что со дня вступления в силу вышеупомянутого Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В целях настоящего положения в расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам — физическим лицам.
С точки зрения реализации Банком России своих полномочий в особых условиях необходимо упомянуть Федеральный закон 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», целями которых являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан. Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении. Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на:
1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
3) запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае, если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка Российской Федерации, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают реализацию специальных экономических мер.
К источникам правового регулирования системы Центрального банка РФ, безусловно, относятся международные договоры Российской Федерации. В особенности это касается международных договоров, на основе которых создаются и функционируют представительства и учреждения Банка России на территории иностранных государств. Так, в соответствии с Конституцией РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы. Упомянутый закон регулирует порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров, порядок представления рекомендаций Банка России при заключении международных договоров, а также иные полномочия Банка России в сфере международно-правового регулирования.
Источники правового регулирования системы Банка России содержатся и в некоторых других законодательных актах РФ. Некоторые особенности полномочий Банка России в части, касающейся особенностей регулирования внешнеторговой деятельности составления и опубликования статистики, устанавливаются в Федеральном законе 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Некоторые аспекты деятельности Банка России определены Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ №О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Федеральном законе от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в т.ч. вопросы клиринговой деятельности, торговли Банка России на фондовых биржах, особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России
Особенности хранения архивов Банка России урегулированы ы Федеральном законе 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об Архивном деле в Российской Федерации». Функции Банка России по участию в государственноме прогнозировании и планировании социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу, и в частности, по обеспечению ежемесячного мониторинга состояния экономики Российской Федерации и публикация информационно — статистических данных о социально-экономическом положении Российской Федерации, установлены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
Особенности организации и деятельности полевых учреждений Банка России, не связанные с банковской деятельностью, определяются федеральными законодательными актами по вопросам обороны, безопасности и прохождения военной службы в Российской Федерации (военным законодательством), а также нормативными актами Президента РФ и высших органов военного управления.
Закрепленные в федеральных законах правовые нормы, касающиеся организации и функционирования системы Банка России, осуществления банковской деятельности в Российской Федерации, свое развитие и конкретизацию получают в нормативных правовых актах Центрального банка РФ.
Правовое регулирование деятельности центральных банков зарубежных стран
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого — обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник.
Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.
Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания) Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.
Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей: центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики; центральный банк независим от правительства в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.
Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.
В законодательстве лишь 5 стран — США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии — предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако, на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.
При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.
Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно.
Независимость центральных банков
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны. В России деятельность Центрального банка (Банка России) регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку. Применительно к России — это Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 106-ФЗ с изменениями в ст. 30 от 19.03.2008 г. «О банках и банковской деятельности».
Рамки независимости центральных банков, с одной стороны, определяются участием государства в регулировании деятельности Банка России, с другой, — его законодательно установленными полномочиями. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен Второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Одним из важнейших факторов независимости центрального банка является наличие законодательного ограничения кредитования правительства. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.