Реферат подисциплине «Экономическая стратегия фирмы»
студентаУдалова М.А.
Алтайский государственный технический университет им.И.И.Ползунова
Кафедра «Экономики и маркетинга»
Барнаул 2000
1. Стратегиявнешнеэкономической деятельности фирмы.
Факторы, определяющие направлениестратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы — это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешниерынки и функционированием на внешних рынках.
Направления, формы, методывнешнеэкономической деятельности зависит от вида предпринимательства фирмы –производственного, коммерческого, финансового или сочетания видовпредпринимательства.
Внешнеэкономическая деятельность включаетследующие основные направления:
выход на внешний рынок;
экспортно-импортные поставки товаров,услуг и капитала;
валютно-финансовые и кредитные операции;
создание и участие в деятельностисовместных предприятий;
международный маркетинг;
мониторинг национальной экономическойполитики и экономики мирохозяйственных связей.
Стратегия внешнеэкономической деятельностиподразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сферевнешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и ихобоснование для принятия тех или иных решений.
Исходным пунктом рассуждений должен статьтот факт, что стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательнобудет включать ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы. Этицели зачастую выражаются менеджерами высшего уровня формулой — . Некоторые фирмы, отражая тот же самый смысл, утверждают, чтостратегический успех для самой фирмы и для ее акционеров – это созданиебогатства для тех, кто приобретает акции фирмы.
Безусловно, существуют различные способыдостижения сформулированной стратегической цели и они существенно зависят отмасштабов деятельности фирмы.
Для более крупных фирм такими способамимогут быть следующие:
Перемещение внешнеэкономическойдеятельности из затухающих или менее экономически эффективных отраслей мировойэкономики в развивающихся или более экономически эффективные отрасли мировойэкономики, а это подразумевает перемещение капитала в различных его формах.
Осуществление прямых капиталовложений взарубежные страны.
Создание международного концерна,включающего какое-то количество предприятий, расположенных в различных странах.
Создание или приобретение предприятия,позволяющего производить разнообразную продукцию в различные сезоны года и поэтой причине снизить риск сезонного уменьшения торгового оборота. Типичнымпримером для предприятия выпускающего зимнюю обувь является необходимость создатьпредприятие, выпускающее летнюю обувь.
Перемещение капитала из стран, в которыхналоги высокие в страны с относительно низкими налоговыми ставками.
Использование особого вида аренды –лизинга в финансировании различных внешнеэкономических операций, как по импортуоборудования, так и по экспорту готовой продукции.
Стратегия, устанавливающая общие рамкивнешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникаюттрудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целейвнешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так ивнутренних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработкестратегии.
Внешние факторы можно представить тремяблоками факторов, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономическойдеятельности фирмы и, следовательно, требующих их учета при выборе стратегии.Они следующие:
Национальная внешнеэкономическая политика.
Международные экономические отношения итенденции в мировых экономических связях.
Факторы рынков страны – стратегическогополя деятельности фирмы.
Национальная внешнеэкономическая политикавключает совокупность мероприятий, проводимых государством в сферевнешнеэкономических отношений страны с миром с целью регулированияэкспорта-импорта товаров, услуг и капитала, воздействия на платежный балансстраны, валютные курсы и конкурентоспособность национального производства.
Под международными экономическимиотношениями понимается система экономических связей между национальнымиэкономиками различных стран. Она выражается в международной торговле,научно-техническом обмене, валютно-финансовых и кредитных операциях на мировомрынке, деятельности международных экономических организаций.
Международные экономические отношениябазируются на международном разделении труда. Будучи сложной системой,международные экономические отношения втянули в свою орбиту разнородные посоциально-экономической структуре страны, а посему представляют собой палитрумногоаспектных экономических интересов и не являются детерминированной, застывшейсистемой. Мирохозяйственные связи постоянно изменяются. Каждая страна должнаприспосабливаться к постоянно меняющейся мировой хозяйственной ситуации.Возрастающая конкуренция и относительное отставание других, поведениетранснациональных корпораций, колебание валютных курсов, международный кредит имировой кризис, задолжности, изменение налогового законодательства на Багамскихостровах, сельскохозяйственная политика «Общего рынка». Все указанные факторынепосредственно оказывают влияние на выбор стратегии внешнеэкономическойстратегии фирмы.
Факторы рынков страны – стратегическогополя деятельности фирмы – вытекают из политической, экономической и социальнойситуации в стране, на экономические отношения с которой нацелена фирма. Влияюттакже и особенности, связанные с различиями в складе ума и психологии людей,проживающих в этой стране. Иначе говоря, факторы рынков страны – этодетерминанты «национального ромба » этой страны.
Внешние факторы фирма не может изменить,их необходимо знать, анализировать и учитывать при приятии решений.
В отличии от внешних, внутренние факторызависят от фирмы, они заложены в ее организационной структуре, структуреуправления, профессионализме персонала, работающего на фирме.
К внутренним факторам относятся:
организационная структура фирмы;
гибкость системы управлениявнешнеэкономической деятельностью;
организация международного маркетинга;
принципы деятельности менеджеров в сферевнешнеэкономической деятельности;
качество и быстрота получения информации,имеющей отношение к внешнеэкономической деятельности;
создание побудительных мотивов дляперсонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы.
Таким образом, внутренние факторыформируются стратегическим потенциалом фирмы.
2. Национальная внешнеэкономическая политика
Внешнеэкономическая политика включаетвнешнеторговую, валютную, налоговую политику, контроль за экспортом и импортом.Внешнеторговая политика находит свое выражение в установлении пошлин, акцизов итарифов на экспорт и импорт (экономические методы во внешней торговле).
Внешнеторговая политика включает такжесовокупность организационно-административных мер, выходящих за рамкиэкономических методов во внешнеторговой политике. К таким мерам относятсяследующие:
а) субсидирование государством производстваи экспорта товаров;
в) осуществление таможенных иадминистративных процедур (таможенные формальности и пр.);
с) технические препятствия торговле;
d) количественно-лицензионные ограничения (импортные иэкспортные лицензии, и квоты).
Налоговая политика устанавливает платежи,взимаемые государством, в данном случае в сфере внешнеэкономическойдеятельности, а также за налоговые льготы, обеспечивающие защиту некоторыхвидов внешнеэкономической деятельности.
Валютная политика – это совокупностьмероприятий, проводимых государством в сфере денежного обращения и валютныхотношений с целью воздействия на покупательную силу национальной валюты,валютные курсы и на экономику страны в целом.
Валютная политика осуществляется в сферемеждународных отношений путем изменения процентных ставок за кредит. Повышениепроцентных ставок привлекает капиталы из других стран, в которых более низкиепроцентные ставки, что повышает курс валюты данной страны и улучшает состояниеее платежного баланса. Понижение процентной ставки приводит к отливу капиталав другие страны и понижение курса валюты данной страны.
Регулирование валютного курсаосуществляется путем покупки и продажи иностранной валюты. При падении курсанациональной валюты центральный банк страны обычно продает на валютных рынкахкрупные суммы национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Если жепроисходит скупка иностранной валюты в больших количествах, то это влечет засобой падение курса национальной валюты. Регулирование валютного курса путемпокупки и продажи иностранной валюты оказывает временное и ограниченноевоздействие на валютный курс, если нет глубинного нарушения платежного баланса.При серьезных, глубинных нарушениях платежного баланса регулирование валютногокурса методом покупки и продажи иностранной валюты может привести к истощениювалютных запасов страны, а национальная валюта будет обесцениваться.
Фирмам, демонстрирующим серьезностьнамерений в разработке стратегии внешнеэкономической деятельности не греханализировать платежный баланс своей страны, для осознания позиции страны намировых рынках товаров и капиталов.
Платежный баланс отражает соотношениемежду суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежейпроизведенных ею за границей за конкретный период времени (год, квартал,месяц).
В платежный баланс включаются платежи ипоступления по следующим статьям:
по внешнеторговым операциям;
по фрахтованию судов, обслуживанию их впортах, страхованию, и т.п.;
доходы от капиталовложений за границей ивыплаты процентов и дивидендов на иностранные капиталы;
платежи по расходам туристов, дип.представительств и иностранных туристов;
платежи и поступления по различнымнеторговым переводам (переводы эмигрантов в свою страну).
суммы, выплачиваемые другим странам попредоставленными ими займам и кредитам, и суммы приходящие из других стран пополученным от них займам и кредитам (эта статья носит название базис движениякапиталов).
Если страна получила из-за границыплатежей на большую сумму, чем произвела, платежей баланс является активным, впротивоположном случае – пассивным.
Пассивность баланса может привести кобесценению денег. Если страна не может покрывать пассивное сальдо баланса(например, золотом или свободно конвертируемой валютой), то это приведет кпадению курса валюты, что повлечет за собой рост цен внутри страны. Активныйплатежный баланс противоположность пассивному оказывает влияние на повышениекурса ее валюты.
3.Международные экономические отношения.
Тенденции в мировых экономических связях
Для разработки долгосрочной стратегиивнешнеэкономической деятельности фирмы, для анализа выполнения вариантадвижения к выбранной стратегической цели необходимо постоянно, выявлятьдолгосрочные тенденции в международных, экономических отношения, перспективыразвития мировой экономики, перспективы развития регионов мира.
Экспорт, импорт и товарооборот различныхстран и регионов мира непрерывно изменяется. Анализ показывает, что в некоторыхстранах существует структурные проблемы, которые оказывают ограничивающеевоздействие на экономическое развитие.
Например, оборот мировой торговли в 1993году, по данным Секретариата ГАТТ с учетом изменения цен возрос на 2,5%. Объеммирового экспорта возрос на 2% и импорта – на 2%. При этом в странах западнойЕвропы экспорт сократился на 9%, импорт – на 10,5%. Экспорт и импорт сократилсяи в странах Восточной Европы на 4,5% и 8,5%, соответственно. А в странах Азии иСеверной Америки возрос как экспорт, так и импорт.
Крупнейшими участниками внешней торговли в1993 г. были США, ФРГ, Япония, Франция, Китай, Гонконг.
Вышеизложенный пример отражает тот факт,что промышленно развитые страны Европы вошли в замедленную фазу экономическогоразвития. В большинстве из них необходима перестройка отраслей промышленности иуменьшения объемов основных отраслей. У них низкий уровень рынка труда,снизился сбыт продукции, существуют излишки производственных мощностей.
Международные экономические отношениямежду странами двигаются по пути либерализации международной торговли.
Либерализация международной торговли – этопроцесс снижения таможенных и нетарифных барьеров в международной торговле.Либерализация международной торговли осуществляется на многосторонней,региональной и двусторонней основах.
Примером тому, являетсяСеверо-американское соглашение о свободной торговле между США, Канадой иМексикой. Данное соглашение предусматривает сначала снижение, а затем полнуюотмену таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле между США,Канадой и Мексикой.
Анализ мировой экономики проводится сцелью нахождения ниши на мировом рынке. Рынок одной страны отличается от рынкадругой. Так, рынок США – самый емкий и дифференцированный в мире и, конечно,если зарубежная фирма найдет на американском рынке нишу, то у нее появятсясредства и возможности для дальнейшего развития. Но если заглянуть в XXI век, то важнейшие рынки следующего векарасположены в странах Азии. До конца столетия темпы роста экономики новыхпромышленных стран достигнут 7 – 8 % в год. Население стран Азии уже составляет50% населения планеты. Потребности в инвестициях в регионе возрастают ежегоднона 20 млрд. долл. Необходимо 650 млрд. долл. только для модернизацииинфраструктуры. Растут потребности населения региона в товарах широкогопрофиля.
Экономика западных стран теснопереплетена с мировой экономикой, в отличии от экономики стран Центральной иВосточной Европы, которая переплетена с мировой намного слабее. В таких странахкак ФРГ, Швейцария, Австрия или Скандинавские страны имеются предприятия,девяносто процентов продукции которых идет на экспорт. Эти страны не могутсуществовать, не принимая участия в мировой торговле. Практика работы такихпредприятий на мировом рынке выработала разнообразные варианты решениянекоторых проблем, возникающих при движении к стратегической цели.
Фирмы следят за экспортно-импортнымипоставками стран. Если в какой-то стране расширяются экспортные поставки, тоэто приводит к укреплению активного торгового и платежного баланса. Центральныйбанк страны вынужден противодействовать этому ревальвацией своей валюты. Ревальвация,повышая курс валюты данной страны по отношению к валютам других стран, вызываетповышение цен экспортируемых товаров в иностранной валюте и тем самым снижаетконкурентоспособность страны на мировом рынке, сдерживает экспорт ее товаров.Понижая выраженные в национальной валюте цены импортируемых товаров,ревальвация приводит к повышению спроса на них и увеличению импорта.
Формы анализируют состояние спроса ипредложения на валюту и динамику процентных ставок на валютном рынке. Еслиувеличивается предложение какой-то валюты, то ее курс падает и участникимирового валютного рынка избавляются от этой валюты.
Анализ платежного баланса показывает,является ли страна заемщиков или кредитором на мировом рынке, и как политикагосударства влияет на потоки товаров и капиталов, и что фирма может требоватьот правительства своей страны для успеха в достижении своих стратегическихцелей.
Большое значение при разработке стратегииимеют способ финансирования и методы регулирования платежей, а первостепенноезначение при финансовых операциях имеет вопрос ограничения валютного риска.
Одним из способов финансированиявнешнеэкономических операций является лизинг. Лизинг это особый вид аренды, прииспользовании которой не требуется первоначального выделения крупных средств виностранной валюте. Лизинг, как правило, используется при перестройкепроизводства на базе современной технологии. На первом этапе все расходыпокрывает лизинговая компания, т. е. фирма, которая является арендодателем.Экспорт продукции, произведенной на взятом в лизинг оборудовании, может бытьодной из форм возмещения первоначальных, капитальных затрат.
В мировой практике отлажены разнообразныемодификации лизинговых договоров, позволяющие приобретать инвестиционныесредства в различных условиях. Значение лизинга в области планированияинвестиций и финансирования резко возросло в странах, в которых статуслизинговых договоров отражен в налоговом законодательстве.
Функционирует Объединение европейскихлизинговых обществ, объединяющее союзы и общества 17-ти государств. Но лизингиспользуется в Азиатском регионе, Австралии и в США более активно, чем вЕвропе. Лизинг на мировом рынке рассматривается как вид финансирования, и этотвид финансирования имеет ряд преимуществ, например, перед кредитным финансированием.
4. Факторырынков страны – стратегического поля деятельности фирмы, и внутрифирменныефакторы
Оценка альтернативных вариантов по выходуна рынки конкретной страны в долгосрочном плане – задача для фирмы достаточносложная.
Среди способов достижения стратегическихцелей внешнеэкономической деятельности фирмы могут быть следующие:
поставка товаров, услуг на рынок страны сразвертыванием торгово-сбытовой сети фирм в стране;
прямые капиталовложения в экономику страныдля строительства новых предприятий и последующего выпуска товаров;
приобретение уже существующих предприятий,которые испытывают финансовые затруднения с целью развертывания выпускатоваров.
Второй и третий варианты суть прямыекапиталовложения в экономику страны, но различаются некоторыми нюансами.
В анализе вариантов торговых отношений сзарубежными странами учитываются следующие факторы:
политические, экономические и социальные;
склад ума и психология людей, живущих встране;
культурные традиции;
практика проведения переговоров, заключениясделок, выполнение обязательств;
финансовое положение возможностизарубежного партнера (индивидуального или коллективного) и финансовое положениестраны в целом;
колебание курса национальной валюты ивалютные риски;
сохранность товара при перевозках постране.
Стандартные рекомендации по ведению дел вобласти торговли с зарубежными странами касаются того, как собрать повозможности самую полную информацию о финансовом положении партнера, какзастраховаться от рисков валютного рынка, как составить внешнеторговыйконтракт, какой метод платежей, т. е. перевода денег из одной страны в другую,выбрать.
При составлении внешнеторгового контрактанеобходимо учитывать действующие международные нормы права. Применительно квнешнеэкономическим контрактам значение имеют виды международных договоровмежду странами. Можно назвать два вида международных договоров: 1) Договоры,устанавливающие режим торговли между двумя странами или страны и группы стран.К таким договорам относятся договоры о торгово-экономическом сотрудничестве,товарообороте и платежах, платежные соглашения. 2) Договоры, содержащиегражданско-правовые правила и регулирующие имущественные отношения,появляющиеся в результате подписания внешнеэкономических контрактов.
При согласовании условий контракта сзарубежным партнером важно знать, действуют ли международные договоры междустранами, а именно: международные договоры, относящиеся к указанному вышепервому типу. Режимы межгосударственной торговли, закрепленные договорами,между странами оказывают, а порой существенное, влияние на уровень таможенныхплатежей, что, в свою очередь, влияет на цены.
В межгосударственных договорах можетизлагаться номенклатура взаимопоставляемых товаров, и в этом смыслемежгосударственный договор может служить базой получения лицензий, если онитребуются. В договорах могут содержаться условия платежей, валюта платежа.
Многие страны (Австрия, Болгария, Венгрия,Ирак, КНР, Канада, Норвегия, Россия, США, Украина, Франция, ФРГ, Эстония и др.)являются участниками Конвенции ООН о договорах международной купли-продажитоваров («Венская конвенция»1980 г.). В соответствии с Конвенцией для признанияконтракта заключенным необходимо внести в него минимум условий, а все остальныеопределяются нормами Конвенции.
Из вышесказанного следует, что важную рольв регулировании экономических отношений между партнерами из двух стран играютмеждународные договоры, а так же специальные нормы внутри государственногозаконодательства – валютного, таможенного, банковского, о контроле за экспортоми импортом.
Серьезными побудительными мотивами дляосуществления капиталовложений является вывод фирмы на новый рынок, в тестраны, где более низкие издержки производства или более низкие налоговыеставки.
Для оценки вариантов, в том числе длясравнения вариантов по выходу на рынок разных стран принимается во вниманиеследующие критерии:
политическая и экономическая стабильность;
издержки производства;
транспортная инфраструктура;
государственные льготы и символы;
наличие как квалифицированной, так иотносительно дешевой неквалифицированной рабочей силы;
емкость рынка данной страны;
наличие требуемых поставщиков сырья,материалов и т.п.
Весьма существенное значение при анализепредпочтительности того или иного варианта выхода фирмы на мировоймеждународный рынок имеет потенциальная величина трансакционных издержек. Здесьнужна особая тщательность выбора предпочтительных партнеров по трансакциям,изучение конкурентов, знание юридических аспектов трансакций. В противномслучае чрезвычайно высокое трансакционные издержки сделают неэффективнымпринятие того или иного, казалось бы на первый взгляд выгодного, вариантавыхода фирмы на новый рынок.
При анализе альтернативных вариантов,относящихся к долгосрочным целям, возникает необходимость принятиястратегических инвестиционных решений. Все страны мира, даже самые промышленноразвитые, поощряют инвестирование иностранного капитала в своей стране, таккак новые капиталовложения иностранных фирм создают рабочие места, они являютсяимпортом «ноу-хау» и современной технологии. Прямые иностранные инвестицииявляются эффективным средством развития экономики страны, если предприятие,созданное в результате таких инвестиций, превосходит предприятие страны поуровню производительности. Польза иностранных инвестиций зависит также от такихфакторов, как масштабы кооперации с фирмами и исследовательскими институтамиданной стране.
Для принятия стратегическогоинвестиционного решения важно, конечно, знать и ответы на следующие вопросы:
почему фирмы данной страны не смогли и немогут удовлетворить спрос на конкретные виды продукции?
почему иностранные фирмы в состояниизахватить значительную часть или весь рынок?
почему фирмы данной страны не создалисистему взаимодействия с иностранными фирмами по производству конкретноготовара (не создали совместного предприятие, не стали поставщиком своейпродукции транснациональным корпорациям)?
При принятии стратегическогоинвестиционного решения учитываются существенные государственные льготы истимулы, которые практически во всех странах мира используются для привлеченияиностранного капитала.
Широко распространены в мировой практикеследующие льготы:
предоставление земельных участковиностранным фирмам под строительство заводов или бесплатно, или по очень низкимценам;
создание государством необходимойинфраструктуры или бесплатно, или так же как и первом случае, по очень низкимценам;
осуществление прямых государственныхсубсидий.
В экономической литературе, посвященнойанализу проблем иностранных инвестиций, отмечается, что иностранные капиталовложенияв малоразвитые в промышленном отношении страны имеют небольшой эффект длястраны, а во многих случаях отрицательный. При строительстве каких-то объектовв малоразвитых странах единственным преимуществом для страны является импортдополнительных рабочих мест. При строительстве таких объектов импортируютсястроительные материалы и даже продовольствие, необходимые для иностранныхспециалистов. Вся прибыль при этом уходит за границу. Особенно такое положениехорошо прослеживается на примере строительства гостиниц. Импортируютсястроительные материалы, мебель, продовольствие, техника, вода. Для фирмывыбравшей такую стратегию эффект очевиден. Сложно определить эффект отинвестирования иностранного капитала в экономику развивающихся стран и, темболее, в экономику промышленно развитых стран.
Важнейшим внутренним фактором являетсяорганизационная структура фирмы. Фирмы вынуждены постоянно приспосабливать своюорганизационную структуру к меняющимся потребностям рынка. Оргструктура фирмысущественно усложняется, если фирма имеет филиалы или дочерние предприятия зарубежом. Большое значение имеет то, какую долю занимает внешнеэкономическаядеятельность фирмы или, другими словами, какая часть мощностей фирмызадействована на внешний рынок. Крупные транснациональные корпорации достаточночасто меняют свою организационную структуру.
Управленческая структура фирмы активнозанимающейся внешнеэкономической деятельностью должна быть в высшей степеничеткой, чтобы предприятие своевременно изменяло цели и приспосабливалось всоответствии с измененными целями к меняющейся ситуации в сферевнешнеэкономической деятельности.
Успех фирмы во внешнеэкономическойдеятельности во многом зависит также и от принципов деятельности менеджеров.
Менеджеры наиболее преуспевающих фирмпридерживаются следующих принципов:
предприимчивость и готовность идти настрого рассчитанный риск;
интуитивное восприятие требований рынка;
способность больше работать, чемподчиненные;
подробное знание своего дела;
хорошая мотивация сотрудников;
контроль за расходами и прибылью
Изложив кратко факторы влияния на выборстратегии внешнеэкономической деятельности фирмы и на претворение в жизньвыбранного варианта, представим процесс выбора стратегии в виде этапов.
Этап I. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы. Приэтом необходимо:
анализировать положение фирмы на рынке стеми товарами и услугами, которые фирма выпускает в данный момент;
анализ деятельности фирмы с позицийпотребителя товаров и услуг фирмы;
анализ деятельности фирмы с позиций рынка.
Этап II. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения). Фирме важноопределить, каким рынок будет в ближайшем будущем, в каком направлении этотрынок развивается и что ждут потребители от фирмы в будущем. При этомнеобходимо:
сопоставить положение фирмы с емкостьюбудущего рынка;
проанализировать колебания конъюнктурырынка.
Этап III. Анализ возможностей фирмы:
анализ увеличения объемавнешнеэкономической деятельности;
анализ переброски фирмы на другие рынки;
анализ деятельности в новой сфере ипрекращение деятельности в старой сфере.
Этап IV. Анализ бюджетно-налоговой политики:
бюджетно-налоговая политика внутри страныи ее влияние на фирму;
бюджетно-налоговая политика за рубежом иее влияние на фирму.
Этап V. Влияние тенденции в мировой экономике:
анализ мирового рынка ссудного капитала;
анализ внешнеторговой политики различныхстран.
Этап VI. Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономическойдеятельности фирмы:
формулировка глобальной долгосрочной целивнешнеэкономической деятельности;
декомпозиция глобальной цели на подцели;
формулировка вариантов достижения целейвнешнеэкономической деятельности;
сравнение вариантов достижения целейвнешнеэкономической деятельности.
Таким образом, выработка стратегиивнешнеэкономической деятельности фирмы – это процесс сканирования мировогорынка, определения глобальной и локальных целей внешнеэкономическойдеятельности, выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность вбольшей мере позволит достичь выбранных целей, — приведение экспортногопотенциала фирмы в соответствие с этими целями, выбор предпочтительныхпартнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективныхмеждународных рыночных трансакций.
Списоклитературы
Удалов М.А. Стратегия внешнеэкономическойдеятельности фирмы.