СодержаниеВведение1. Сущность и теоретическоесодержание спирали социально-экономического развития экономических систем1.1 Определение спиралисоциально- экономического развития экономических систем1.2 Модель спирали общественного развития в диалектике
1.3 Социально-экономическая формационнаяспираль развития
2. Спиралевидность социально-экономического развитияэкономических систем в России2.1 Построениекоммунизма по теории спирали общественного развития
2.2 Анализ практики построениякоммунизма в Советской России3. Практическое применение спирали социально-экономического развития экономических систем3.1 Закономерности и недостатки теории спиралевидногоразвития общества
3.2 Построение графикасоциально-экономического развития России на перспективу
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение
Введение
Изучение ритмов социально-экономического развития имеет важноезначение не только для понимания причин и механизмов социальных и экономическихсдвигов в прошлом и в настоящем, но и для выработки подходов к обоснованномупрогнозированию и разработке стратегии будущих социальных изменений.
Исследованиепроцессов, протекающих в обществе, неизбежно предполагает использование тех илииных представлений о характере общественного развития. Исследователи,работающие в определенных областях гуманитарных наук, сравнительно редковысказывают собственные представления о динамике социально-экономическихсистем. Эти представления оказывают значительное влияние на методологиюконкретных исследований и на их результаты.
В связи сэтим осмысление и разработка типологии развития, эволюции социально-экономическихсистем представляется важной и актуальной проблемой.
В общем планесуществующие в научной и философской литературе способы описания развитиясоциально-экономических систем можно свести к трем типам:
· поступательный тип развития по прямой линии (У. Ростоу, Ф. Фукуяма);
· замкнуто-циклический, круговой типразвития (Гераклит, Эмпедокл, Платон, Аристотель, китайские и индийскиефилософы).
· третий, еще только формирующийся подход циклически-волнообразного характераэволюции (Кондратьев, О. Тоффлер, С. Хантингтон).
Подход волнообразного характер развития еще не сформировался в целостнуюконцепцию. Однако, многие известные философы, ученые и специалистыразрабатывали этот подход.
Так, идеи циклически-волнообразногоподхода содержатся в работах К. Маркса и Ф. Энгельса в виде теорииспиралевидного развития социально-экономических формаций. Именно эта теория будет рассмотрена вданной курсовой работе.
Объектом исследования курсовой работы является социально-экономическая система. При этом предмет исследования — спираль социально-экономического развития экономических систем.
Целью курсовой работыявляется анализ сущности и теоретического содержания спирали социально-экономического развития,практического применения модели спирали общественного развития, а такжеразработка прогноза социально-экономического развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решитьследующие задачи:
· дать определение спирали развития экономическихсистем;
· рассмотретьмодель спирали общественного развития в диалектике;
· проанализироватьсоциально-экономическую формационную спираль развития;
· рассмотретьпостроение коммунизма по теории спирали общественного развития;
· провестианализ практики построения коммунизма в Советской России;
· выявить недостатки спиралевидного развития общества;
· построитьграфик социально-экономического развития России на перспективу.
Теоретико-методологическойосновой исследованияявляются труды иностранных и отечественных ученых в области экономики,философии и истории, а также книги и периодические издания печати по темеисследования. Особо следует выделить труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себявведение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографическийсписок.
Методами, использованными в данной работе длярешения поставленных задач, являются описание, системный и сравнительныйанализ, сравнение и приведение статистических данных, а также анализпричинно-следственных связей и исторический метод.
социальныйэкономический развитие спираль
1Сущность и теоретическое содержание спирали социально-экономического развития экономических систем
1.1 Определение спиралисоциально — экономического развития экономических систем
Припостановке вопроса «Сущность и теоретическое содержание спирали социально — экономического развития экономических систем » я начну с проблемыопределения спирали развития экономических систем. Но трудность состоит в том,что для развивающихся и сложных систем дать определение спирали развития, которуюя должна исследовать, можно только в результате этого исследования, т.к.существует лишь метафорический образ спирали развития.
Образ спирали,интуитивный, спонтанный, давно появился в человеческой культуре. Однако егопознавательная эвристика, его объединяющие возможности впервые были раскрытылишь в диалектике — сначала гегелевской, а потом марксистской. Из диалектикикак учение о развитии пришло подтверждение и развернутое теоретическоеобоснование этого образа. Именно в диалектике определился мировоззренческо-методологическийстатус «спирали», заработал в полную силу ее интегративный потенциал.
Общепринято, что диалектический материализм — это философская наука обобщих законах развития Мира (Природы). Она включает три закона развития,объясняющие: куда идёт развитие, как идёт развитие, почему идёт развитие.
Разумеется, не всеэлементы диалектики одинаково значимы для образа спирали. Непосредственна лишьсвязь спирали с законом отрицания отрицания. Так, закон единства и борьбыпротивоположностей вскрывает источник и движущую силу, т.е. конечную причинуразвития. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборотвыявляет механизм процесса развития, узловую линию его мер. Закон же отрицанияотрицания фиксирует направление, т.е. форму и определенный (всегда толькоотносительный) результат развития. Спираль, спиралевидность и есть этонаправление развития.
В свете данного законапроцесс развития структурно распадается на отдельные, относительносамостоятельные стадии, этапы, фазы. При этом каждая последующая стадия связанас предыдущей отрицанием — необходимым, сущностным элементом развития.[6]
Образ спиралив марксизме — образ прогресса, бесконечного поступательного развития обществапо (спирально-)восходящей линии.
Вот как спираль описал В.И. Ленин: «Диалектический путь познания истины, — от живого созерцания к абстрактному мышлению иот него к практике». [20] Также Ленин определяетцикличность отрицания отрицания как «повторение в высшей стадии известныхчерт, свойств etc. низшей и… возврат якобы к старому...» [14].
При спиральной формеразвития точка исхода и точка возврата не совпадают, повторяемость неабсолютна, а относительна, и нет никакой предопределенности возвращения впрошлое. Любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующейпозицией предшествующего витка. Возврат якобы к старому играет важную роль впереводе последовательности процесса развития в его историческое единство.«Якобы» же этого возврата свидетельствует об открытости развитиябудущему, его безграничному прогрессу.
Итак, «спираль развития экономических систем» – это абстрактнаямодель развития экономических систем, в которой происходит повторение в высшейстадии известных черт, свойств экономической системы низшей; происходит возвратякобы к старому и движение к чему-то новому.
1.2 Модель спирали общественногоразвития в диалектике
Как уже отмечалось выше,из диалектики как учении о развитии пришло подтверждение и развернутоетеоретическое обоснование образа спирали развития. Именно в диалектике определилсямировоззренческо-методологический статус «спирали».
Марксистская теория развития рождалась в споре с другими точками зрения,одна из которых утверждала, что в Мире есть только то, что есть и ничего новоговозникнуть не может, поэтому все изменения происходят циклически и, рано илипоздно, возвращаются к исходному пункту. Абстрактной моделью такогопредставления о процессе развития является движение по замкнутому кольцу(рис.1).
/>
Для примера брался вечный круговорот воспроизводства пшеницы, в процессекоторого из зерна А вырастает растение Б, которое снова даёт зерно А. И так безконца.
Точка зрения, противоположная кольцевой теории, утверждала, что, если невозникает ничего нового, то развития нет вообще, и изображала процесс развития,как постоянное поступательное движениепо прямой линии, исключающей повторение пройденных ступеней развития (рис.2).Но в этом случае, если отрицанием левого конца палки (А) будет её правый конец(Б), то отрицанием правого конца (Б) будет уже не его полярнаяпротивоположность (А), а что-то третье, обозначенное на прямой линии индексом(В), взявшееся неизвестно каким образом и неизвестно откуда. Поэтому второеотрицание в линейной теории можно назвать “случайным”, поскольку неизвестнокакой вид (В) должен принимать развивающийся объект.
/>
Классики марксизма-ленинизма придерживались диалектического взгляда напроцесс развития. Сама по себе диалектика учит, что всё в мире существует вединстве: север не существует без юга, правый конец палки не существует безлевого, а значит, и движение назад не существует без движения вперёд.
/>
Поэтомуклассики объединили в своей теории развития цикличность и поступательностьпервых двух моделей развития. Они отметили, что новые зерна А1, которые даётрастение Б, отличаются от исходных зёрен А своими свойствами: лучшейвсхожестью, устойчивостью и т.п., поэтому фактического возврата в исходноесостояние в природе не существует. Следовательно, третья модель процессаразвития будет выглядеть в виде разрезанной окружности, концы которой несовпадают друг с другом и не образуют кольцо, а находятся один над другим,образуя один виток спирали (винтовой линии, показанной на рис.3).
При этомцикличность развития (возврат назад) проявляется в направлении второгоотрицания А1 к исходному состоянию объекта А, а поступательность (движениевперёд) в том, что возврат идёт не точно в исходное состояние А, а несколькоподнимается над ним по уровню развития. Таким образом, в диалектическомматериализме процесс развития представляетсяв виде движения по спирали, что достигается тем, что второе отрицание неявляется чисто полярным и возвращает объект не точно назад в исходноесостояние, а только лишь “якобы назад”. Вэтом и заключается сущность первого закона диалектики.
В общем планедиалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития.
Однако важно иметь в видуследующее. Процесс развития включает в себя множество самых различныхотрицаний. «Ни в одной области, — писал Маркс, — не может происходитьразвитие, не отрицающее своих прежних форм существования» [29]. Но далеконе всякие два отрицания, следующие друг за другом, составляют закон отрицанияотрицания. Для проявления этого закона нужно два отрицания, но именнодиалектических, т.е. коренных, полных (с непременным восхождением).
Вот как, например,описывает Маркс эволюцию форм собственности: «Капиталистический способприсвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, аследовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицаниеиндивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическоепроизводство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственноеотрицание. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальнуюсобственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперациии общего владения землей и произведенными самим трудом средствамипроизводства» [29].
Диалектика отрицанияотрицания просматривается также в Марксовом анализе исторических формгосподства и подчинения. Вначале это прямая личная зависимость: раба отрабовладельца, крестьянина от помещика. Затем «личная независимость,основанная на вещной зависимости...» [27]. Это уже капитализм,превращающий общественные отношения из связи между людьми в связь между вещами,функционально отчужденное. Следующая ступень — личная взаимозависимость, прикоторой «свободное развитие каждого является условием свободного развитиявсех» [27]. Общество, по Марксу, поднимается на эту ступень лишь впосткапиталистическую, или коммунистическую, эпоху, которая станет разрешениемвсех исторически назревших проблем.
Из таких малых спиралейвыстраивается одна большая спираль, спираль общественного развития.
Таким образом, вдиалектическом материализме процессразвития представляется в виде движения по спирали, что достигается тем, чтовторое отрицание состояния объекта не является чисто полярным и возвращаетобъект не точно назад в исходное состояние, а только лишь “якобы назад”.
1.3 Социально-экономическаяформационная спираль развития
С концепциейобщественно-экономической формации в марксизме связаны типологизация ипериодизация человеческой истории, т.е. выделение отдельных типов общества иустановление последовательности их смены. Общественно-экономическая формация —это конкретно-исторический тип общества, представляющий собой целостную социально-экономическуюсистему, определяемую способом производства материальной жизни, прежде всегопроизводственно-экономическими отношениями между людьми. Она подчиненаопределенным законам возникновения, функционирования и перехода на другую,более высокую ступень развития (к другой общественно-экономической формации).
Исходя из решающей ролиэкономики, способа производства в развитии общества Маркс отождествляет иногдаобщественно-экономическую формацию с исторически определенной совокупностьюпроизводственных отношений [21]. Но в целом он понимал ее предельно широко —как особый социальный организм, вся экономика которого сконцентрирована в егоостове или скелете.
Общая структураобщественно-экономическойформации имеет следующий вид: производительные силы (средства производства илюди, приводящие их в действие) — производственные отношения (объективныесвязи, в которые вступают люди в процессе производства) —социально-политическая надстройка — формы общественного сознания.
Понятиемобщественно-экономической формации в марксизме фиксируются отдельные шаги иликачественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней,или формаций, пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная,капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной общественно-экономическойформации к другой осуществляется в результате социальной революции, в ее основе— конфликт между производительными силами и производственными отношениями.Движущей силой этого качественного скачка в развитии общества, согласно марксистскомуучению, выступает классовая борьба [28].
Теперь можно представитьмарксистскую формационную спираль развития человечества.
Первобытно-общинный строй(первобытный коммунизм) — начальное, исходное состояние человеческого общества.Исторически оно сменяется, или отрицается, рабовладельческим строем.Рабовладельческий строй в свою очередь отрицается феодализмом, а феодализм —капитализмом. Три отрицания, три разных общественно-экономических формации. Ноприрода у них одна — классово-антагонистическая. По этой причине они составляютпервое (диалектическое, полное) отрицание. Первобытно-коммунистическая сущностьисходного состояния человечества превращается в свою противоположность только врезультате этого исторически триединого отрицания. На смену капитализму, авместе с ним, через него и классово-антагонистическим формациям вообще приходиткоммунизм. Это — второе отрицание, отрицание отрицания. Этим заканчиваетсябольшой, общественно-экономический виток спирали, развитие достигает своегоисходного пункта. Происходит возврат якобы к старому, т.е. первобытномукоммунизму с его бесклассовостью, коллективным владением средствамипроизводства, самоуправлением, но, разумеется, на неизмеримо более высокой,особенно технологически, основе [22].
Спираль в марксизме —образ прогресса, бесконечного поступательного развития общества по(спирально-)восходящей линии. Коммунизмом история ни в коем случае незаканчивается. Спираль истории будет раскручиваться и дальше. Скоммунистического общества, как полагал Маркс, начнется «подлиннаяистория» человечества. До коммунизма все развитие человеческого общества —лишь «предыстория».
Сменаобщественно-экономических формаций происходит с естественно-историческойнеобходимостью. Ни одна из них не сходит с исторической арены прежде, чемразовьются (и будут исчерпаны) все ее сущностные силы. Общество, в пониманииМаркса, «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ниотменить последние декретами» [23].
Но это, похоже, касаетсячеловеческого общества в целом, всемирной истории. Естественно-историческаялогика развития отдельных обществ и стран не столь жесткая. Здесь возможныразличные отступления: сокращение каких-то закономерных этапов развития и даже,при умелом использовании исторического опыта ушедших вперед наций, минованиеопределенных общественно-экономических формаций. Не столь однозначно, впрочем,и формационное членение всемирной истории. В этом плане показательна самимМарксом поставленная проблема азиатского способа производства [25;27].Органически вписать ее в учение об общественно-экономической формации, вформационную последовательность всемирно-исторического порядка никому измарксистов так и не удалось.
Чтобы добитьсявсестороннего понимания формационной спирали, важно раскрытьисторико-материалистическую определенность марксизма и его учение обобщественно-экономической формации.
2Спиралевидность социально-экономического развития экономических систем в России
2.1 Построениекоммунизма по теории спирали общественного развития
В 1919 годуна 8-ом съезде РКП(б) была принята вторая Программа партии, в которой былапоставлена задача: “Неуклонно продолжать и довести до конца… превращениесредств производства и обращения в собственность Советской республики, то есть в общую собственность всех трудящихся” [20]. В Программебыла отождествлена государственная собственность республики и общаясобственность всех трудящихся, хотя К. Маркс характеризовал государственную или“ничейную” собственность не как “общую”, а как “всеобщую частную”.
По существу вПрограмме речь шла о создании государственной собственности, то есть опостроении социализма. В.И. Ленин определял социализм как переходный периодмежду капитализмом и коммунизмом, первая стадия или низшая фаза коммунизма [15].
Только в 1936году было официально констатировано, что социализм в СССР был в основномпостроен, т.е. все средства производства перешли в собственность государства.Затем, в результате дальнейшего развития должно было получиться общество,отрицающее все недостатки социализма и характеризуемое следующей формулировкой: “На высшей фазе коммунистическогообщества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение егоразделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного ифизического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, астанет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитиеминдивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественногобогатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолетьузкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени:“Каждый по способностям, каждому по потребностям!” [16].
Этаформулировка К. Маркса представляет собой всего лишь образец применения закона“Отрицания отрицания” и перечисляет все признаки, которые были якобы присущи первобытномукоммунизму и к которым общество должно вернуться на более высокой ступениразвития “якобы назад”, отрицая капитализм. Сам принцип “Каждый поспособностям, каждому по потребностям” является просто отрицанием буржуазногопринципа “От каждого по способностям, каждому по труду”, который был названклассиками буржуазным потому, что он реализуется в капиталистическом обществе.Но каким образом надо было строить это идеалистическое общество, никто из классиковне знал.
Предполагалось,что необходимым и достаточным условием для построения коммунизма являетсяработа по изживанию пережитков капитализма. Так, если при первобытномкоммунизме отсутствовали деньги, государственный аппарат управления обществом,разделение труда, то в этом предполагалось вернуться “якобы назад”.
К. Марксразработал теорию денег, подчинённую закону “Отрицания отрицания”, согласнокоторой деньги, возникнув и пройдя стадии развития в виде предметовнатурального обмена, золота и всеобщего эквивалента в виде бумажных купюр,должны были снова исчезнуть, когда исчезнет торговля, а останется толькоплановое ведение хозяйства и распределение в интересах всего общества.Единственное, что предполагалось делать, это вести учёт и контроль отработанноговремени путём выдачи специальных “бонов” или, как мы сейчас говорим,распределять всё по карточкам [25].
Что касаетсяотмирания государственного аппарата управления, то в “теории” этообеспечивалось тем, что постепенно все члены общества должны были участвовать вуправлении общественным хозяйством. В.И. Ленин пишет: “Целью нашей является бесплатное выполнениегосударственных обязанностей каждымтрудящимся, по отбытии 8 часового “урока” производительной работы” [19]. Идалее: “Необходимость соблюдатьнесложные основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станетпривычкой. И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазыкоммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полномуотмиранию государства” [19].
Совсем наивноклассики собирались изживать разделение труда, которое обуславливает наличие вобществе обмена, торговли, денег, а значит и всех других пережитков капитализма.
Но всё этомелочи по сравнению с необоснованностью основного принципа коммунизма “откаждого по способностям, каждому по потребностям”. Этот принцип невозможноосуществить, т.к. предполагалось дать человеку не столько, сколько он сделал, астолько, сколько он хочет. Чтобы все трудящиеся оставались в неведении озатратах своего труда предполагалось отменить меру труда — зарплату, аследовательно и деньги вообще, как эквивалент обмена.
В.И. Ленинпланировал вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину икоммунистический труд, т.е. «бесплатный, не нормированный никакой властью,никаким государством трудотдельныхлиц на общественную пользу в широком масштабе” [20]
В данномслучае классики делали упор на переделку сознания и противоречили основномупринципу материализма. Воспитанием тут ничего не сделаешь. Только созданиетаких средств производства, которые будут производить продукты потребления безразделения труда позволит решить задачу по изживанию разделения труда, а значити всех сопутствующих ему недостатков нашей жизни.
Каждому ясно,что потребности всегда опережают возможности их удовлетворения, поэтому принципкоммунизма “каждому по потребностям” может реально выполняться только в видепринципа “каждому по возможностям”, а этот принцип всегда действовал и будетдействовать при любой формации общества.
2.2 Анализпрактики построения коммунизма
Практикапоказала, что отмена денег в период “военного коммунизма” отбросила странуназад от естественного пути развития. Отсутствие товарно-денежного обменазаставило государство изымать зерно в деревнях силовыми методами продразвёрстки.Затем из одной крайности бросились в другую: вместо временного отсутствия денегнаступила эпоха новой экономической политики (НЭПа) в виде свободыпредпринимательства. В деревне ввели продовольственный налог. В апреле 1923года было принято решение о создании в промышленности крупных объединений — трестов. Они были созданы для организации производства с целью получениянаибольшей прибыли. Тресты пользовались тогда значительной автономией, включаяправо самостоятельного установления цен. Большинство трестов пошло более лёгким путём; сталивзвинчивать цены на свою продукцию. Тогда было признано необходимымустанавливать стабильные цены на продукцию и регулировать их изменениецентрализованно.
В.И. Ленин писал: “Теперьмы очутились в условиях, когда должны отойти ещё немного назад, не только кгосударственному капитализму, а и к государственному регулированию торговли иденежного обращения. Лишь таким, ещё более длительным, чем предполагали путём,можем мы восстановить экономическую жизнь” [14]. Вождь имел в виду отход от принциповкоммунистической теории. А фактически обратное введение “пережитков”капитализма явилось шагом вперёд из того глубокого кризиса, в котором оказалосьгосударство в результате следования по спиралевидному пути.
Аналогично закончилась ипопытка перейти к отмиранию государственного аппарата управления. В 1921 годуВ.И. Ленин пишет: “... успех… требует… сосредоточениявсей полноты власти в руках заводоуправлений. Всякое непосредственноевмешательство профсоюзов в управление предприятиями… должно быть признанонедопустимым” [14]. Закончился и период экспроприации экспроприаторов.
Вот всё ивстало на свои места, так как с этим шагом был осуществлён переход от диктатурыпролетариата над буржуазией к построению Административной системы управленияновым обществом, в котором осталось всё то, чего по теории не должно было быть,в том числе и товарно-денежный обмен. А если человек обменивает свой труд наденьги, получая заработную плату, то он является наёмным рабочим у тогохозяина, который предоставил ему работу.
Вкапиталистическом обществе такими хозяевами являются реальные люди — капиталисты. В социалистическом обществе им является государство. Например,В.И. Ленин писал, что “... социализместь не что иное, как государственно-капиталистическая монополия,обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая бытькапиталистической монополией” [15],
Но К. Марксещё в своё время писал для такого случая сохранения денег в обществе, что “даже равенство заработной платы…имело бы лишь тот результат, что оно превратило бы отношение нынешнего рабочегок его труду в отношение всех людей к труду. В этом случае общество мыслилось быкак абстрактный капиталист” [15].Поэтому такой социализм стал основой бесхозяйственности, так как все годыСоветской власти государство бесполезно пыталось воспитать “чувство хозяина” усоветского народа, фактически являвшегося “наёмным рабочим” у государства.Поэтому социализм является просто пределом концентрации всех средствпроизводства в руках одного абстрактного собственника и никаких других “коммунистических”форм из этого предела не произросло и произрасти не могло.
Ноиспользование ошибочной теории продолжалось. После кончины В.И. Ленина с НЭПомбыло покончено. Основной упор делался на придание производительным силамобщественного характера. Это выражалось в том, что крестьянство, как классмелких собственников, упразднялось путём силового объединения в коллективныехозяйства, превращаясь в сельскохозяйственных наёмных (государственных)рабочих. В 1927-28 г. удельный весгосударственного сектора вырос до 87% во всей промышленности. В 1928 году удельный вес производства средствпроизводства в общем объеме валовой промышленной продукции составлял около 40%. Валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 24% по сравнению с 1913годом (таблица 1).
В 1936 годузавершилась коллективизация крестьянских хозяйств (в колхозах былососредоточено 99% земли), закрылись последние биржи труда в городах, и в новойКонституции было зафиксировано построение основ социализма в СССР. Средняя урожайность зерновых в 1933–1937годах оказаласьдаже несколько ниже, чем в 1922–1928годах (таблица 1).
После этоговсе возможности развития государства за счёт роста производительности трудабыли исчерпаны. Поэтому государство не нашло ничего более лучшего, чем перейтик принудительному, плановому перемещению рабочих рук нужных специальностей вместа нового строительства и добычи полезных ископаемых.
Фактически,произошёл откат социалистического общества к внеэкономическим методаморганизации производства, существовавшим при рабовладельческом строе. Этотпериод в истории нашей страны обычно называется периодом “культа личности” И.В. Сталина. С 1939 по 1952 годы непроводились съезды КПСС. Единоличное правление И.В. Сталина означало завершениепостроения тоталитарного государства, построения социалистической империи, всяжизнь которой полностью регулировалась из одного центра[16].
К 1941 годуиз страны крестьянской СССР превратился в индустриальную державу, обладавшуюсильной военной промышленностью. Валовый общественный продукт в 1940 г. вырос в5 раз по сравнению с 1913 г. (таблица 2). Наблюдался значительный ростпроизводства важнейших видов промышленной продукции за период 1913-1940 гг.(таблица 3).
С приходом квласти Н.С. Хрущёва диктат “культа личности” был всенародно осуждён. В деревнебыло отменено «крепостное право» — были введены паспорта, свободноеперемещение людей и оплата труда деньгами. В 1961 году на 22-ом съезде партиибыла принята третья программа КПСС — программа построения коммунистическогообщества в СССР. Предполагалось к 1980 году в основном построить коммунистическоеобщество, а именно: создать материально-техническую базу; достичь изобилияматериальных и культурных благ; подойти к осуществлению принципа распределенияпо потребностям.
В итогеувеличились основные показатели развития народного хозяйства СССР в период 1913- 1972 гг.: валовый общественный продукт вырос в 46 раз, произведенныйнациональный доход в 52 раза, вся продукция промышленности возросла в 105 раз (таблица2). В 1971 году валовая продукция сельскогохозяйства увеличилась, в среднем, в 5 раз по сравнению с 1913 годом (таблица1).
Но жизньснова всё расставила по своим местам, ещё раз подтвердив ошибочность инеобоснованность теории. Поэтому Л.И. Брежнев, сменив в результате дворцовогопереворота Н.С. Хрущёва, действовал уже более осторожно. Была откорректированатеория, и между социализмом и коммунизмом ввели стадию “развитого социализма”,отодвинув построение коммунизма на неопределённое время.
Однако“государственный капитализм” давно уже себя изжил, исчерпав все возможностиразвития на базе централизованного планового хозяйства. Продолжающееся стояниеобщества на данной точке развития назвали “периодом застоя”. Требоваласьрадикальная перестройка экономики страны, принципов и идеалов. Общество,измученное постоянными рассуждениями о светлом будущем, было уже готовоотказаться от умозрительного коммунистического идеала и просто жить будничнойжизнью, но так, чтобы с каждым днём всё лучше и лучше.
М.С. Горбачёвна пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 года в своей речи “Революционной перестройке- идеологию обновления” сказал: “Мыдолжны прямо сказать, что уравниловка — это отражение мелкобуржуазных взглядов,не имеющих ничего общего с марксизмом — ленинизмом, с научным социализмом. И мыне двинемся вперёд, не справимся с задачами перестройки, если не выскребем безостатка уравнительные взгляды отовсюду, где они до сих пор сохраняются” [7].
Фраза М.С.Горбачёва содержит полное отрицание главного достижения социализма — равенствалюдей по отношению к средствам производства. Пусть это равенство былодостигнуто не самым лучшим путём, но это было действительное равенство. Перестройка,которая была направлена на разрушение равенства по отношению к государственнымсредствам производства, должна была разрушить государственную собственность, азначит и социалистическое государство со всеми вытекающими отсюда трагическимипоследствиями.
Былиразрушены СЭВ, СССР, плановое управление производством из единого центра, аполучили вместо этого междоусобные войны, экономический кризис, жизнь на гранибедности, беженцы, беспризорность и преступность мало соответствуют темрадужным перспективам, которые были обещаны народу в самом начале перестройки.
Снижение темпов роста промышленного производства, начавшеесяв конце 1988г. перешло в экономический спад. Потребительский рынок почтиполностью оказался вытесненным нормативным распределением товаров. В 90–егоды спад производства по сравнению с 1942 г. превысил 50%, в машиностроении –70%, в военно–промышленном комплексе – 90% (таблица 6). Всесильнее стала процветать «теневая экономика» и «черный рынок». В общественарастала социальная напряженность, подрывался авторитет перестройки, возниклиантисоциальные явления, росла преступность. Старая административно–команднаясистема активно разрушалась. Новые структуры управления социально–экономическими духовным развитием не создавались. Таким образом, к маю 1989 годагорбачевская программа стабилизации экономики «провалилась»: темпы ростатоваров народного потребления были ниже намеченных в 5раз, а продовольственных– в 10раз (таблица 7).
Командно–административнаясистема управления, осуществляя экстенсивное развитие экономики, оказаласьнеспособной решать проблемы интенсификации, повышения эффективности народногохозяйства.
Вместо обещанного в 1985г. перелома в экономике в лучшуюсторону за два–три года, руководство страны своими непродуманными действиямирасстроило систему управления народным хозяйством, что повлекло за собойсерьезные негативные перемены.
Два года «внедрения» радикальной экономической реформыфактически привели народное хозяйство СССР на грань кризиса.
Единоличнораспустив Коммунистическую Партию Советского Союза, как свою личную собственность,М.С. Горбачёв отказался не от теории построения коммунизма, которой практическинет, он отрёкся от веры в коммунистическое светлое будущее.
В итоге, указанные ошибки – это, прежде всего, результатотсутствия теоретически разработанной концепции перестройки социалистическогообщества в СССР. «Поход в перестройку» осуществлялся в «слепую», методом «проби ошибок». Не была предложена не только модель какого–то нового общества, но ине обозначена парадигма предполагаемого общественного устройства. Все это ипривело наше общество к 90–м годам к глубокому экономическому, политическому исоциальному кризису.
3 Практическое применение спирали социально-экономическогоразвития экономических систем3.1 Закономерности и недостатки теорииспиралевидного развития общества
В СССРсчиталось, что исторический материализм — это наука о наиболее общих законахразвития Общества.
Как ужеотмечалось выше, марксистская теория сначала не выделяла общество людей издругих объектов природы и применяла к нему законы диалектического материализма.Поэтому, в соответствии с законом о единстве и борьбе противоположностей, вобществе тоже были выделены две противоположные стороны. Ими оказалисьпроизводственные отношения и производительные силы, которые, якобывзаимодействуя между собой по правилу развития диалектического противоречия,вступают в конфликт и в результате социальной революции в обществе сновадостигается тождество между ними на новой ступени развития.
Каждое состояние их единства или тождества было названообщественно-экономической формацией. При этом производственные отношения — этоотношения людей друг к другу в процессе производства, определяемые ихотношением к средствам производства. А производительные силы — это, в основном,средства производства, показывающие степень власти человека над Природой.Трудно сказать, чем указанные отношения и силы противоположны друг другу, ноименно они были взяты в качестве таковых, так как более всего подходили подпротивопоставление “качества” и “количества” по второму закону диалектическогоматериализма. Согласно этому закону было принято, что средства производства вобществе развиваются постоянно и постепенно, как количественные изменения, аобщественные отношения, соответственно отслеживая эти изменения, сменяютсяскачком при качественном изменении общества в результате социальной революции.Эта зависимость была названа законом“Соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил”.
Марксистскаяформационная спираль развития человечества выглядит как большойобщественно-экономический виток спирали, в котором развитие коммунизмадостигает своего исходного пункта. Происходит возврат якобы к старому, т.е.первобытному коммунизму.
Это означает,что история развития человечества начинается сразу с формации первобытногокоммунизма, имеющей уже и производственные отношения, и производительные силы,хотя логично было предположить, что история человечества должна начинаться сдикого стада первобытных людей[27].
Если начатьотсчёт истории человечества от состояния дикого стада, то тогда вместокоммунизма пришлось бы вернуться согласно спирали снова к состоянию дикости, нона более высоком уровне её развития. Таким образом была оборвана спиральразвития снизу.
Аналогичнымобразом была оборвана спираль и сверху, так как если продолжать двигаться поспирали, то общество должно пройти коммунистическую формацию и вернуться к еёотрицанию в виде рабства, но на более высоком уровне развития. Поэтомукоммунизм был объявлен последней формацией в истории человечества.
/>
В этойостановке на определённой стадии развития (коммунизме) и состоит коренноеотличие исторического материализмаот диалектического.
Во-первых, эта остановка означает, чтоперестаёт действовать закон “О переходе количественных изменений в качественныеи обратно”, так как коммунистическая формация будет базироваться на одних и техже производственных отношениях, то есть будет изменяться только количественно.
Во-вторых, эта остановка означает, чтоперестаёт действовать закон “Отрицания отрицания” в виде спирали, так какобщество будет только количественно “возвышаться” само над собой. Такое“возвышение” можно представить как вертикальную прямую, выходящую из верхнегоконца витка спирали, то есть из точки, обозначающей коммунистическую формацию.Таким образом, если спираль появилась в диалектическом материализме врезультате спора со сторонниками концепции развития по прямой линии, то висторическом материализме классики теории сами закончили виток спиралибесконечной прямой (рис.4).
В-третьих, перестаёт действовать закон оединстве и борьбе противоположностей, согласно которому борьбапротивоположностей является источником развития, а их кульминация неизбежноприводит к замене старой формации на новую[27].
Реальнаяистория развития человечества значительно отличается от её теоретическоймодели. В реальной истории не было социальных революций при смене формаций, кромебуржуазных революций, разрушающих феодальный строй. Даже такая формация, какрабовладельческая, была отменена путём экономической реформы при переходе кфеодальному строю.
Буржуазные революции происходят настыке феодальной и капиталистической формаций, а они обе основаны на частнойсобственности и, с точки зрения исторического материализма, не должны являтьсяотрицаниями друг друга.
Если считать, что моментом завершенияфеодального строя является буржуазная революция, то есть революция, свершаемаянарождающимся классом капиталистов, то только при феодальном строе в обществеодновременно существует четыре класса людей: феодалы и крестьяне, капиталисты инаёмные рабочие. С точки зрения диалектической спирали наличие четырёх классовв феодальном обществе (то есть внутри одной формации) тоже являетсянеобъяснимым парадоксом.
Также в истории человечества имеется рядфактов пропуска некоторых формации развивающимися странами. Так общепринято,что в России не было рабовладельческой формации, в Монголии — капитализма. Ужеотсюда можно ещё раз сделать вывод, что если выведенная в историческомматериализме закономерность смены формаций может быть нарушена, то она вообщене является закономерностью хода истории человечества[27].
Такимобразом, анализ диалектического и исторического материализма показал, чтозаконы развития, изложенные в них, носят поверхностный характер и не имеютпрактического применения ни поотношению к конкретным объектам, ни по отношению к обществу. Причиной этогоявляется неправильный взгляд на саму природу и место человека в ней. В этомзаключается главный недостаток теории спиралевидного развития.
3.2 Построение графикасоциально-экономического развития России на перспективу
Известнаяистория развития человечества охватывает всего лишь часть полного цикла егоразвития. Полный цикл развития человечества на планете Земля пока ещё никто небрался обоснованно описать. Более того, даже известная часть историичеловечества не имеет чёткого теоретического объяснения.
Так какначало становления человеческого общества вообще не зафиксировано в каких-либоисторических документах, то скупые исторические данные позволили классикаммарксизма-ленинизма расставить их в соответствии с диалектической спиралью,образ которой теперь разрушен самим ходом современной истории, ходомперестройки. Поэтому мы в своём анализе будем опираться на процессы развитияизвестной истории человечества.
Но с какогомомента начать отсчёт жизни человечества? Например, тот же К. Маркс писал: “Естественносложившаяся племенная общность… или, если хотите стадность, есть перваяпредпосылка присвоения людьми объективных условий их жизни” [22]. На этот раз с ним можносогласиться, поэтому мы начнем наш анализ истории именно со стада диких предковчеловека.
На рис.5показан график, отражающий порядок вхождения развивающегося объекта в объектболее высокого порядка применительно к обществу.
Точки 1, 2, 3на графике обозначают первые три (известные) ступени развития общества людей.Фактически, точка 3 на рис.5 соответствует началу революции в СССР в 1917 году.Отрезок 3-4 обозначает период построения коммунизма, на практике – социализмили государственный капитализм.
Второйнаклонный отрезок 4-5-6 является будущей ветвью развития человечества (научастке 0-3-6) и содержит в переходах от точки 4 к точке 5 и от точки 5 к точке6 скрытые процессы перестроек (технических и социальных революций).
Можносказать, что на выделенном участке 0-3-6 пройденный отрезок развития 1-2-3 ибудущий отрезок 4-5-6 представляют собой всего лишь два процесса превращенийматериальной системы, развивающейся по отрезку 0-3-6.
Попробуемпредсказать на основе закономерностей марксистской диалектики смысл будущейветви развития человечества на отрезке 4-5-6, а значит и на отрезке 0-3-6.
/>
Рис.5 яснопоказывает, что сегодня человечествонаходится на переходе от точки 4 к точке 5, на точке начала глобальнойперестройки, гораздо более значительной, чем известные аграрная и промышленнаяреволюции, когда концентрации подвергались земля и машины. Переход 4-5 должен впринципе быть похожим на переход 1-2 на рис.5. Поэтому, чтобы выяснить, что жеименно будет лежать в основе концентрации на отрезке 4-5-6, давайте проследимза процессом развития человечества в известной части истории 1-2-3.
В точке -1жизнь на планете представляла собой царство разрозненных зверей, равномернозаселяющих всю поверхность планеты. Каждый зверь владел своим участкомтерритории с плодами природы, обеспечивающими его существование. Любой другойзверь, оказавшийся на этой территории и поедавший плоды природы, являлсяврагом, так как уменьшал количество плодов и фактически покушался насуществование хозяина, на его жизнь. Поэтому отношения между индивидами былиотталкивающими, враждебными, звериными. В точке -1 графика отсутствует какаялибо общность людей [30].
Затем в точке0 на поверхности планеты возникает множество зародышей общности — дикие стада.При этом территория каждого зверя вошла в общую территорию стада, котороеобладало уже гораздо большими возможностями, чем возможности зверя-одиночки.Процесс развития в этот период сопровождался двумя противоположными процессами.С одной стороны шёл процессконцентрации средств существования вруках вожака стаи, сопровождаемыйкооперацией (объединением) разрозненных зверей в одну централизованноуправляемую стаю. С другойстороны шёл процесс отчужденияпервобытных людей от принадлежавших им ранеетерриторий (средствсуществования), так как между индивидами и прежней территорией теперь стоял еёновый хозяин — вожак стаи.
Эти двапроцесса характерны для всего отрезка 0-4, составляющего прошедшую частьистории человечества. Так в точке 1 произошло полное отчуждение производителейот земли, которая сконцентрировалась в руках одного собственника, а остальныечлены общества стали рабами. На отрезке 1-2 обозначен феодализм.
В точке 2 вруках одного хозяина сконцентрировались все машины (средства производства), авсе производители стали наемными рабочими, то есть отчуждены от средствсуществования и представляют собой единую рабочую силу. Возникает разделениетруда и развивается капитализм (2-3).
За точкой 3 вобществе начнется спад и изживание разделения труда, обмена и нейтральногоотношения между членами общества. В этот период происходило построение коммунизма,на практике – развитие государственного капитализма.
В точке 6 этипризнаки должны исчезнуть вообще, но точка 6 должна принципиально отличаться отточки 0. В точке 6 нейтральное состояние должно тоже смениться “притяжением”людей друг к другу с образованием единой общности, объединенной на каких-тосовершенно новых условиях.
На исходнойступени развития человечества (-1- 0’ рис.5) в процессе собирания диких плодовприроды первобытный человек был самдля себя средством производства жизненныхблаг. Он сам управлял своими руками, непосредственно воздействующими наприроду. Весь процесс “производства” состоял в срывании и доставке плодовПрироды до рта “производителя”[30].
На стадиивыращивания (точка 1) человек приступил к обработке земли с помощью примитивныхорудий труда — палки и камня. То есть в точке 1 между человеком и природойпоявилось промежуточное звено — орудие труда, а человек в процессе производствастал выполнять функцию привода этих примитивных орудий.
В процессепромышленной революции человек изобрел механический привод и поставил еговместо себя для привода прежних орудий труда. В результате этого получиласьмашина, а функция человека в процессе производства стала состоять в приводерычагов управления машиной с помощью рук (точка 2).
И, наконец, впроцессе микропроцессорной революции функцию привода рычагов машины человекпереложил на компьютер, а сам стал приводить в движение кнопки клавиатурыкомпьютера с помощью пальцев. Таким образом, уже только кончики пальцев сталисоединять человека со средствами производства (точка 4).
Из описаниясущности перехода от одного способа взаимодействия с природой к другомустановится ясно, что сущностьпроцесса развития общества людей заключается во все большем отдалении,отчуждении человека от природы за счет “размещения” между человеком и природойвсе более и более совершенных средств производства.
А сущностькаждой технической революции на участке 0-3-6, то есть сущность перехода кновой стадии или ступени развития человечества состоит в том, что при этомпереходе человек перекладывает “на плечи” средств производства тепроизводственные функции, которые он сам выполнял на предыдущей ступениразвития [30].
Исходя изэтой тенденции можно сказать, что сущность технической революции в точке 5будет состоять в окончательном отсоединении, отрыве даже кончиков пальцевчеловека от средств производства, то есть от клавиатуры компьютера. Уже сегоднясоздаются диалоговые компьютеры, которыми человек может управлять с помощьюголоса, воздействующего на мембрану микрофона. В этой системе связи человека сосредствами производства передаточным звеном, передающим движение от голосовыхсвязок человека к мембране микрофона, является воздушная среда. Фактически,работа человека в этот период будет состоять в “сотрясании воздуха”. Поэтому напоследней ступени развития по линии 4-5-6 (в точке 6) будет исключена дажетакая работа и человек, уже с помощью мысли, будет воздействовать на приёмноеустройство, преобразующее мысль в сигналы управления средствами производства.
Теперь,давайте снова вернёмся к точке 4 графика на рис.5 и снова используем еёаналогию с точкой 1. Если в точке -1 на поверхности Земли существовалиразрозненные звери, а в точке 1 уже появились стада, объединяющие первобытныхлюдей между собой, то в точке 3 общность людей уже достигла предела своегообъединения. Но теперь на поверхности планеты существуют разрозненные средствапроизводства — машины, которые в точке 4 образуют зародыш их общности,объединённой компьютером в единый производственный комплекс, а в точке 6 будетдостигнута уже предельная концентрация всех средств производства в единоесредство производства на всей планете.
Исходя изтого, что производительные силы человечества включают в себя людей и средствапроизводства, можно считать, что историческийотрезок 0-3-6 представляет собой процесс концентрации производительных силобщества, включающий две переходные стадии, первая из которых (на отрезке1-2-3) состоит в концентрации людей в одно общество, а вторая (на отрезке4-5-6) — в концентрации средств производства в единое для всей планеты средствопроизводства [30].
В точке 6каждый член общности людей (производитель) будет с помощью мысливзаимодействовать с этим единым средством производства, объединяющим всех людейв единую общность. Каждый член общества будет заинтересован во взаимодействии сэтим средством других членов общества, поскольку для удовлетворения каждойсвоей новой потребности человек должен будет так развить это средство, чтобыоно было способно за счёт нанотехнологий (на молекулярном уровне) удовлетворитьданную потребность. А так как средство производство одно на всех, то, значит, ивсе остальные члены общества тоже смогут удовлетворить такую же потребность.Таким образом, в точке 6 существует материальная база для отсутствия разделениятруда.
А теперьдавайте вспомним ещё раз часть формулировки К.Маркса о коммунистическомобществе: “... после того какисчезнет, порабощающее человека подчинение его разделению труда: когда исчезнетвместе с этим противоположность умственного и физического труда ...”[28].
В точке 6выполняются все эти “заветы” за счёт создания материальной базы, позволяющейпревратить процесс мышления человека в функцию человека в процессе производствалюбого предмета потребления на едином средстве производства, которое устраняетнеобходимость разделения труда и материального обмена. Такого состояния достигнет всёчеловечество в процессе естественного продвижения по ступеням развития безвсяких социалистических революций и коммунизма К.Маркса (как общества сраспределением по потребностям), которых нет ни в начале, ни в конце развитиячеловечества на планете Земля.
Но, точка 6это опять же не последняя стадия развития человечества. Это качественноесостояние (6) характеризуется максимальным отчуждением человека от Природы. Носможет ли человечество благополучно пройти точку 6? Ведь если будущее средствопроизводства попадёт в руки современных предпринимателей, то они сделают всё,чтобы выжать из него максимальную прибыль. На современной стадии развитиячеловечества это означает, что всё человечество будет поставлено в зависимостьот обладателя этой “волшебной палочки”, которая будет служить не свободеобщества, а власти над обществом. Пример такого поведения предпринимателей мывидели в нашей стране, когда кучка олигархов без тени смущения переписала насвои личные счета средства производства огромной страны. Такое всегда будетпроисходить, если в обществе нет соответствующей системы контроля за действиямичленов общества.
Будемнадеяться, что глобальной концентрации и глобальной перестройки в точке 6 непроизойдет и человечество пойдет по совершенно иному варианту развития, как вбудущем, так и сегодня, при выходе из аналогичной точки 4 графика на рис.5.
Заключение
На основании проведеннойработы можно дать заключение, что задачи, поставленные во введении, были выполнены, и цельработы достигнута. Получены следующие выводы.
1. Спираль социально-экономического развития экономических систем – это абстрактная модель развития экономических систем,в которой происходит повторение в высшей стадии известных черт, свойствэкономической системы низшей; возврат якобы к старому и движение к чему-тоновому.
2. В диалектическомматериализме процесс развитияобщества представляется в виде движения по спирали, что достигается тем, чтовторое отрицание состояния общества не является чисто полярным и возвращает обществоне точно назад в исходное состояние, а только лишь “якобы назад”.
3. Марксистскаяформационная спираль развития человечества выглядит как большойобщественно-экономический виток спирали, в котором конечное развитие коммунизмадостигает своего исходного пункта. Происходит возврат якобы к старому, т.е.первобытному коммунизму.
4. Анализдиалектического и исторического материализма показал, что законы развития,изложенные в них, носят поверхностный характер и не имеют практическогоприменения. Но на их основе делается возможным модифицировать теорию развитияобщества, построенную на глубине обобщённого анализа проявления закономерностиразвития.
5. На основе новойтеории развития был построен график социально-экономического развития России наперспективу.
Список используемой литературы
1. АбдеевР.Ф. Философияинформационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.
2. АфанасьевВ.Г. Основы философских знаний. Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма.14-е изд. доп. М., “Мысль”, 1987.
3. АцюковскийВ.А., Б.Л.Ермилов. Социализм и коммунистическая революция, 1991.
4. БелоусовР. Анализ социально-экономической системы // Вопросы экономики. 2006. №2.
5. БарулинB.C. Исторический материализм. Современные тенденции развития. М., “Мысль”,1986.
6. ГегельГ.В.Ф. Наука логики. Т.З. М.: Мысль, 1972.
7. ГорбачёвМ.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.:Политиздат, 1987.
8. КовалёвС.М. Диалектический и исторический материализм. Изд. 5-е, М., Политиздат, 1974.
9. Константинова.Ф.В. и Марахова В.Г. Материалистическая диалектика. В 5-ти том. T.I.Объективная диалектика. М., “Мысль”, 1981.
10. Константинова.Ф.В. и Марахова В.Г. Материалистическая диалектика. В 5-и том. Т.4. Диалектикаобщественного развития. М., Мысль, 1984.
11. КосолаповР.И. и др. “Развитой социализм: проблемы теории и практики”. Изд. 2-е, М.,Политиздат, 1981.
12. ЛенинВ.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.29. М.: Политиздат, 1958 — 1965.
13. ЛенинВ.И. Задачи союзов молодёжи; Речь на III Всероссийском съезде РоссийскогоКоммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920. М.: Молодая гвардия, 1988.
14. ЛенинВ.И. Полное собрание сочинений. 5-изд. Т.33. М.: Политиздат, 1958 — 1965.
15. Ленин В.И. Избранные произведенияв 3-х томах. Т.2. М., Политиздат, 1982.
16. Ленин В.И. Полное собраниесочинений. 5-е изд. Т.36. М.: Политиздат, 1958 — 1965.
17. “ Ленин В.И. — Великий теоретик”.Изд. 2-е. М., Политиздат, 1970.
18. Ленин В.И. О социалистическихфинансах. М., Политиздат, 1971.
19. Ленин В.И. О производительноститруда. М., Политиздат, 1969.
20. Ленин В.И. Полное собр.сочинений. 5-е изд. Т.34. М.: Политиздат, 1958 — 1965.
21. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О диалектическомматериализме. М., Политиздат, 1966.
22. Маркс К. и Ф.Энгельс. Избр. произв. в 3-х томах.Т.3. М., Политиздат, 1970.
23. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Одиалектическом материализме. М., Политиздат, 1966.
24. Маркс К. Капитал. Критикаполитической экономии. T.I, 1952.
25. Маркс К. и Ф.Энгельс. Полное собр. соч. Т.42.М.: Политиздат, 1955 — 1981.
26. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии.(Под ред. Ф.Энгельса). Т.З. М., Политиздат, 1970.
27. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Об историческомматериализме. М., Политиздат, 1966.
28. Маркс К., Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О научномкоммунизме. Изд. 3-е, испр. и доп. М., Политиздат, 1967.
29. Маркс К. и Ф.Энгельс. Полное собр. соч. Т.46,ч.1. М.: Политиздат, 1955 — 1981.
30. Мягких Ю.П. Теорияразвития объектов природы (и общества), 2004.
31. Орлов В.В. “Человек, Мир, мировоззрение”, Пермь,Кн. изд-во.
32. Текеи Ф. К теории общественных формаций. М.,“Прогресс”, 1975.
33. Фролов И.Т. Философский словарь. 5-е изд. М.,Политиздат, 1986.
34. Шептулин А.П. Материалистическая диалектика какнаучная система. М., Изд. Москов. университета, 1983.
35. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке,произведённый господином Евгением Дюрингом. М., Политиздат,1970.
36. Эйххорн В., Бауэр А., Кох Г.Диалектика производительных сил и производственных отношений. М., “Прогресс”,1977.
37. Сайт Большой советскойэнциклопедии_Интернет-ресурс: http:/bse.sci-lib.com
38. Сайт электронной библиотеки «ПолкаБукиниста»_Интернет-ресурс: polbu.ru
Приложение
Таблица 1 — Темпы роста валовойпродукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств; в сопоставимыхценах)[1].
Годы
Валовая продукция сельского хозяйства (земледелия и животноводства)
Продукция земледелия
Продукция животноводства
В процентах к 1913 г.* 1913 100 100 100 1917 88 81 100 1920 67 64 72 1921 60 55 67 1926 118 114 127 1927 121 113 134 1928 124 117 137 1929 121 116 129 1930 117 126 100 1931 114 126 93 1932 107 125 75 1934 106 125 72 1935 119 138 86 1936 109 118 96 1937 134 150 109 1938 120 120 120 1940 141 155 114 1945 86 93 72 1946 95 100 87 1947 122 140 89 1950 140 151 118 1951 130 133 126 1952 142 148 129 1953 146 148 141 1954 153 153 153 1955 170 175 160 1956 193 201 177 1957 197 198 196 1958 218 227 205 1959 219 215 221 1960 224 226 219 1961 230 230 229 1970 309 313 302 1971 312 309 313
Таблица 2 – Основныепоказатели развития народного хозяйства СССР за период 1913-1972 гг. 1Показатели Годы. (1913 г.=1)
1913 г.
1922 г.
1940 г.
1945 г.
1950 г.
1960 г.
1965 г.
1970 г.
1971 г.
1972 г. Валовой общественный продукт 1 0,5 5,1 4,2 8,2 21 29 41 44 46 Произведенный национальный доход 1 0,5 5,3 4,4 8.8 23 32 46 49 52 Производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства 1 0,8 2,6 2,3 3,3 8,3 13 20 21 23 Продукция промышленности 1 0,4 7,7 7,1 13 40 61 92 99 105
Производство средств производства
(группа «А») 1 0,3 13 15 27 89 142 214 230 246 Производство предметов потребления (группа «Б») 1 0,4 4,6 2,7 5,7 15 20 30 33 35 Валовая продукция сельского хозяйства 1 0,7 1,4 0,9 1,4 2,2 2,5 3,1 3,1 3,3 Численность рабочих и служащих в народном хозяйстве 1 0,5 2,6 2,2 3,1 4,8 6 7 7.2 7.4 Производительность труда в промышленности 1 0,7 3,8 4,3 5,5 11,1 14 18,5 19,6 20,9
Таблица 3 — Производство важнейшихвидов промышленной и сельскохозяйственной продукции
1913г.
1917г.
1921г.
1940г.
1960г.
1971г. Электроэнергия—млрд. квт-ч 1,9 2,2 0,58 48,3 292,3 800 Нефть—млн. т 9,2 8,8 3,8 31,1 147,9 377 Газ—млрд. м3 0,02 - - 3,4 47,2 212 Уголь—млн. т 29,1 31,3 9,5 165,9 513,2 641 Торф топливный—млн. т 1,7 1,4 2,0 33,2 53,6 54,3 Чугун — млн. т 4,2 3,0 0,12 14,9 46,8 89,3 Сталь — млн. т 4,2 3,1 0,22 18,3 65,3 121 Прокат черных металлов — млн. т 3,5 2,4 0,16 13,1 51,0 95,9 Железная руда—млн. т 9,2 5,3 0,14 29,9 106,0 203 Минеральные удобрения1—тыс. т 69 0,02 3 238 13 867 14,7 Турбины—тыс. квт. 5,9 - - 1 179 9 200 16800 Станки металлорежущие — тыс. шт. 1,5 0,2 0,3 58,4 155,6 207,2 Нефтеаппаратура—тыс. т. - - - 15,5 93,0 138,3 Тепловозы магистральные—штук - - - 5 1303 1485 Электровозы магистральные — штук - - - 9 396 341 Автомобили—всего—тыс. шт. 0,1 - - 145,4 523,6 1143 Плуги тракторные—тыс. шт - - - 38,4 148,6 220,1 Сеялки конные—тыс. шт. - 5,0 8,5 21,4 123,0 -
Таблица 4 – Основныепоказатели экономического развития СССРв военные годыПоказатели 1940 г. = 100
1941 г.
1942 г.
1943 г.
1944 г.
1945 г. Произведенный национальный доход 92 66 74 88 83
Производственные основные фонды
всех отраслей народного хозяйства 72 68 76 84 88 Продукция промышленности 98 77 90 103 91 Продукция машиностроения 111 119 142 158 129
Валовая продукция сельского
хозяйства 62 38 37 54 60
Среднегодовая численность
рабочих и служащих 88 59 62 76 87
Таблица 5 — Долясоциалистического
хозяйства в экономикеСССР (в %)[2].Показатели Годы />
1928 г.
1937 г.
1976 г. /> В национальном доходе 44 99,1 100 /> В продукции промышленностисти 82,4 99,8 100 /> В валовой продукции сельского хозяйства (включая подсобное хозяйство колхозников) 3,3 98,5 100 /> /> В розничном товарообороте торговых предприятий 76,4 100 100 />
Таблица 6 — Основныесоциально-экономические показатели за 1980-1990 гг.1
1980
1985
1986
1987
1988
1989
1990 Валовой национальный продукт (в фактически действовавших ценах), млрд. р. 619 777 799 825 875 943 1000 Валовой общественный продукт (в фактически действовавших ценах), млрд.руб. 1078,5 1383,6 1425,8 1464,5 1525,0 1593,5 1631,6 Произведенный национальный доход (в фактически действовавших ценах), млрд.руб. 462,2 578,5 587,4 599,6 630,8 673,7 700,6 Национальный доход, использованный на потребление и накопление (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. 454,1 568,7 576,0 585,8 619,1 666,0 704,3 Производственные основные фонды всех отраслей народного хозяйства, млрд. руб. 1150,3 1569,3 1650,9 1730,8 1809,4 1901,5 1979,8 Продукция промышленности, млрд.руб. 679 811 846 879 913 928 918 Производство товаров народного потребления (в сопоставимых розничных ценах), млрд. руб. 333,4 374,2 363,9 381,4 405,1 435,6 462,3
в том числе: непродовольственные товары 153,7 187,3 194,4 204,5 220,3 237,3 258,8 продукты питания 108,3 126,2 132,7 140,4 142,2 146,7 148,0 алкогольные напитки 71,4 60,7 36,8 36,5 42,6 51,6 55,5 Продукция сельского хозяйства, млрд.руб. 187,8 208,6 219,7 218,5 222,2 225,1 218,7 Капитальные вложения, млрд. руб. 150,9 179,5 194,4 205,4 218,2 228,5 229,8 Ввод в действие основных фондов, млрд. руб. 148,9 172,6 182,7 195,1 192,5 197,4 193,7 Ввод в действие общей площади жилых домов, млн. м2 105,0 113,0 119,8 131,4 132,3 128,9 118,0 Отправление грузов транспортом общего пользования, млрд. т 11,9 12,3 12,8 13,1 13,2 13,0 12,3 Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-км 1051,3 1189,6 1235,0 1268,6 1303,6 1315,8 1341,2 Прибыль по народному хозяйству (без колхозов и межхозяйственных организаций), 121,6 175,9 200,6 209,0 240,2 268,2 282,4 Среднегодовая численность занятых в народном хозяйстве, млн. человек 132,1 137,0 137,8 138,4 138,5 139,3 138,5 Денежные доходы населения, млрд. руб. 342,3 420,1 435,3 452,1 493,5 558,0 652,5 Выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления, млрд. р. 117,0 147,0 155,0 162,8 175,4 190,2 210,4 Потребление населением материальных благ и услуг (в фактически действовавших ценах) 372,0 446,0 456,5 472,1 502,9 546,4 602,6
Таблица 7 — Численность занятого населенияпо секторам экономики
(без военнослужащих).1
1985
1990
Млн. человек
В процентах
Млн. человек
В процентах
Всего занято
137,0 100
138,5 100 В государственном секторе экономики 116,9 85,3 113,1 81,6 в том числе без концернов, хозяйственных ассоциаций, арендных предприятий и акционерных обществ 116,9 85,3 108,4 78,3 В общественных организациях и фондах 1,1 0,8 1,2 0,8 В кооперативном секторе экономики 15,7 11,5 19,2 14,0
в том числе: колхозы 12,5 9,1 11,6 8,4 потребительская кооперация 3,2 2,4 3,4 2,4 кооперативы по производству товаров и услуг — — 4,2 3,2 В индивидуальном секторе экономики 3,3 2,4 4,9 3,5
в том числе: крестьянское хозяйство — — 0,1 0,1 личное подсобное хозяйство 3,2 2,3 4,6 3,3 индивидуальная трудовая деятельность 0,1 0,1 0,2 0,1 В совместных предприятиях — — 0,1 0,1
Таблица 7 — Производство товаровнародного потребления (в сопоставимых розничных ценах; миллиардов рублей)
1985
1988
1989
1990
Товары народного потребления 374,2 405,1 435,6 462,3
в том числе: продукты питания 126,2 142,2 146,7 148,0 алкогольные напитки 60,7 42,6 51,6 55,5 непродовольственные товары 187,3 220,3 237,3 258,8 из них товары легкой промышленности 86,2 95,4 99,9 102,2