Реферат по предмету "Экономика"


Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений

Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Российскаятаможенная академия»
Ростовскийфилиал
Кафедраэкономической теории
Курсоваяработа
подисциплине «Экономическая теория»
натему:
«Специфическиеособенности малого и среднего бизнеса и их местов развитии рыночных отношений»
Выполнил:студент 1 курса
Факультетатаможенного дела
ДимоглоН.В.
Руководитель:к.э.н., доцент
РябошапкаА.И.
/>
Ростов-на-Дону, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Предпринимательство:сущность, функции и виды
1.1 Понятиепредпринимательство и его основные мотивы и цели
1.2 Предпринимательство— стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса
1.3 Основные видыпредпринимательской деятельности
2.Малый и среднийбизнес и их роль в развитии рыночной экономики
2.1 Малые и средниепредприятия: их сущность и «нишевая» стратегия
2.2 Классификация фирмпо размеру и юридической форме
2.3 Государственнаяподдержка: мировой опыт и особенности в России
Заключение
Список использованныхисточников
Приложение А — основныевиды предпринимательской деятельности
Приложение Б — количественные характеристики (сводные данные)
Приложение В — количественные характеристики средних предприятий в разрезе градации на средне- крупные, средние и средне – малые
Приложение Г-классификация фирм
Приложение Д-классификация фирм по размеру в Германии

Введение
В настоящее время полным ходом идет развитиерыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определилинеобходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности,предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономическивыгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новыхрабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курсанациональной валюты, а также это приносит реальные деньги. Развитие малогобизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, таккак они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, какдля себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитиемалого и среднего бизнеса введет к устойчивому развитию экономики, а такжеобеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболееактуальной в нашей современной жизни.
Также, говоря о роли малого бизнеса в современныхусловиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в хозяйственнуюструктуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем рольего в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опытразвитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результатстремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малыхпредприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вестиотдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Частьмелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, черезсистему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компанииявляются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец,многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворятьособые нужды клиентов.
Степень изученности данной темыдостаточно высока, так как многие исследователи и ученые, как отечественные,так и зарубежные, в настоящее время видят необходимость более детального иглубокого ее рассмотрения. Исследованием малого и среднего предпринимательства,занимались такие ученые, как: Адам Смит, А. Маршал, К.Бодо, Ф. Найт, Кантильон и др.
Цель курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделитьспецифические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
1. Характеристикапредпринимательской деятельности.
2. Исследованиеспецифики малого и среднего бизнеса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двухглав, заключения, списка источников, а также приложений. В первой главе работыя предлагаю рассмотреть процесс предпринимательства, а также выделить егоосновные формы и цели. Во второй части ознакомиться с развитием и сущностью малогои среднего бизнеса и отметить роль государства в их развитии. В заключениидаются выводы, обобщаются факты.

1.Предпринимательство:сущность, функции и виды
1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивыи цели
В римском праве «предпринимательство»рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Подпредпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественноестроительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось внескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешнейторговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло,путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясьв путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком)на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателявыпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он былвынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям такжеотносили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, этопонятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных истроительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишьруководил всеми работами по его организации, используя предоставленные емуфинансовые, материальные и торговые ресурсы.
В качестве научного термина понятие«предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIIIвека Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, апод предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи стем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупаютпо определенной цене, а продают по неизвестной[5,c.102][1].
Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает,что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различнойинформацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, чтопредприниматель должен обладать не только определенной информацией, но икапиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль –цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
А. Маршалл и его последователи большое вниманиеуделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждыйжелающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.
На сегодняшний день предпринимательство — этоинициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поискнаилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с цельюизвлечения дохода и приумножения собственности.
По своей экономической природе предпринимательствонеразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойствохозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечьдополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще неявляется источником предпринимательства. Он становится таковым, когдапревращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производстводля обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.
Являясь общественной по своему характеру,предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественныхпотребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не изблаготворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес —побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь ввиду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступаеттаковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использованияфакторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты накапитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. Вреальной действительности предпринимательский доход представляется в формеэкономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивациипредпринимательства. Какова же цель предпринимателя?
Целью предпринимательской активности являетсяпроизводство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос икоторый приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов надрасходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательскогорешения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которогопредпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Однако получение прибыли свойственно не толькопредпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связиважно обратить внимание на выделение такой экономической категории, какпредпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы отинновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемоворганизации производства, и составляют предпринимательский доход. Подпредпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход,доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря егоприродным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинироватьфакторы производства в зависимости от внешних условий.
Другими словами, прибыль предпринимателя (если речьидет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке)складывается как бы из двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибыльюделового человека.
Второй элемент и выступает в качествепредпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознагражденияза проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.[12, c.117][2]
С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателямаксимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократноподвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнениемиерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональныхпризнаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса.Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон,участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться втерминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может нереагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночнойситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок накраткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводитк модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры,будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижениелидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.
1.2 Предпринимательство— стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса
Современные экономисты практически отождествляютпонятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в своюочередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизнибазирующееся на иных принципах организации дела.
Одним из важнейших стратегических факторовустойчивого экономического развития и достижения нормального уровняжизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современногопредпринимательства во всех сферах и отраслях производства, на каждомпредприятии и в их объединениях.
В странах рыночной экономики предпринимательствополучило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форморганизаций. Основную часть предпринимательства составляет малый и среднийбизнес. В США, например, их насчитывается свыше 16млн. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года.Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность,некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постояннопревышает число прекративших свою деятельность.[11.c.526][3]
Мелким и средним предприятиямсвойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке ибыстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюсмелких предприятий — простота управления. Мелкие предприятия социально защищенысвоеобразным «семейным» климатом.
Но у мелких предприятий есть и своипроблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала дляфинансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствиестратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры.К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелкихпредприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальныельготы работникам. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.
Основной задачей предпринимателя является управлениепредприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов,организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а такжеответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означаетне только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественномхозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущиепредпринимательству функциональные признаки.
Итак, современное предпринимательство —это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует«скелет» всей производственной системы, а мелкое производство — «мягкие игибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.
Для экономического развития необходимо наличие массыпредпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями,профессионализмом, соответствующим опытом. Именно предпринимательский доходявляется важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этогоподлинные предприниматели являются той производительной силой, котораяпревращается в стратегический фактор развития национальной экономики./>
1.3 Основные виды предпринимательской деятельности
В зависимости от содержания и направленностипредпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и полученияконкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основнымистадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства(приложение А):
производственное;
коммерческо-торговое;
финансово-кредитное;
посредническое;
страховое.
Производственное предпринимательство.
Предпринимательство называется производственным,если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качествефакторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы,информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи)потребителям, покупателям, торговым организациям.
Производственное предпринимательство включает выпускпромышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-техническогоназначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов ипассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производствоинформации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле словапроизводственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта,необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным илиобмененным на другие товары.
Между тем, именно производственноепредпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете оно сможет обеспечитьстабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному,устойчивому делу должен обратить свой взор на производственноепредпринимательство.
Коммерческое (торговое)предпринимательство.
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом всфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать надругие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговоепредпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
Принцип организации торгового предпринимательстванесколько отличается от производственного, так как предприниматель выступаетнепосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенныеим у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торговогопредпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми ирозничными потребителями товаров, работ, услуг.
Коммерческое предпринимательство охватывает все видыдеятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара наденьги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческогопредпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в немоказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и впроизводственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Сфера официального коммерческого предпринимательства- магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговыебазы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговыхпредприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческогопредпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческоедело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
Финансово-кредитное предпринимательство.
Финансовое предпринимательство — это особая формакоммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продаживыступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценныебумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю илипредоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столькопродажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансоваясделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи иобмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги,иностранную валюту, ценные бумаги.
Суть финансовой предпринимательской операции состоитв том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства ввиде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) заопределенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенныеденежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежнуюсумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результатечего образуется предпринимательская прибыль.
 Посредническое предпринимательство.
Посредничеством называют предпринимательство, вкотором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает вроли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.
Посредник — это лицо (юридическое или физическое),представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми неявляющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельностьсамостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителейили потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций нарынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры,дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитныеорганизации. Посредническая предпринимательская деятельность является взначительной мере рисковой, поэтому предприниматель — посредник устанавливает вдоговоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посредническихопераций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника- соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что естьоснования утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой изэтих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход,прибыль.
 Страховое предпринимательство.
Страховое предпринимательство заключается в том, чтопредприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантируетстрахователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потериимущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определеннуюплату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, чтопредприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только приопределенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения такихобстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательскийдоход.
Страховое предпринимательство является одной изнаиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховойпредпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям(организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определеннуюкомпенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним изусловий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

2.Малый и среднийбизнес и их роль в развитии рыночной экономики
2.1 Малые и средние предприятия: их сущность и«нишевая» стратегия
Малые и средние предприятия —это не организационно-правовая форма, термин «малое» или «среднее»характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия кмалым или средним являются численность работающих и доля государственной,муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставномкапитале этих предприятий.
В ряде научных работ под малым бизнесомпонимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие,управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, наоснове которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
численность персонала;
размер уставного капитала;
величина активов;
объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее числопоказателей, по которым предприятия относятся к субъектам малогопредпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемымикритериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странахопределяющим критерием является численность работников за отчетный период. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократноменялись в соответствии с принятием новых законов о маломпредпринимательстве.[11,c.456][4]
В РФ такие изменения были в 1990 г., в1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понималиськоммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иныхфондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которыхсредняя численность работников за отчетный период на превышает предельныхуровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; натранспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научнотехнической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях ипри осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Термины «среднее предпринимательство» и «среднеепредприятие» часто встречаются в экономической литературе, выступленияхпредставителей всех политических партий, в публикациях СМИ.
С ростом интереса к малому и среднемупредпринимательству появляются исследования, изучающие среду СП. И перваяпроблема, с которой сталкиваются исследователи, критерии, определяющие среднийбизнес и отделяющие его от малого. Различие подходов к определению СП приводитк тому, что полученные данные носят фрагментарный характер и не могут бытьобъединены и изучены в едином ключе.
В итоге для выделения среднего бизнеса используютсядва подхода: количественный (строго формализованный) и качественный(построенный на неформализуемых, но значимых параметрах). В целях болеестрогого анализа мы, прежде всего, ориентируемся на количественные данные(приложения Б, В).
Количественные критерии используются для проведениястатических замеров, разработки государственных программ поддержки малых исредних компаний, определения уровня налогообложения, проведения сравнительныхисследований по отраслям. В Европе реализуется проект по выработке единойсистемы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения анализана межрегиональном и международном уровнях. Тем не менее, в странах ЕС и в СШАпараллельно используются собственные национальные подходы к определению СП. Подкомпаниями среднего бизнеса понимаются компании, имеющие численность занятых до500 человек с годовым доходом от 10 до 80 млн. долл. США.
Среднее компании рассматриваются в качествегенераторов инновационных решений, которые могут быть отработаны на небольшомпо масштабам производстве, после чего будут востребованы крупными корпорациями.Подчеркивается ключевая роль среднего и малого бизнеса в решении комплексасоциальных проблем, в том числе борьбе с бедностью.
Средние предприятия и их «нишевая» стратегия.
Оставаясь небольшой поразмерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальнойпродукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Смысл этой стратегии,используемой не только средними компаниями, состоит в сосредоточении усилий напользующейся именно ограниченным спросом продукции.
Если бы рынок соответствующихтоваров был значительным, все преимущества оказались бы на стороне крупнейшихпроизводителей. Небольшую же рыночную нишу способна заполнить товарами вмасштабах страны, а то и всего мира даже скромная по размерам фирма.
Средняя американская компания«Грейт лейк кемикалз» является крупнейшим в мире производителем брома. А мелкаянорвежская фирма КаМеВа удовлетворяет 30% мировой потребности в гребных винтахдля роенных кораблей. Подобных примеров можно привести очень много. Не каждаяпатентная фирма является мировым лидером, но любая имеет весьмаспециализированный конек, сферу, в которой ее позиции очень сильна.
Что заставляет патентов стольузко ограничивать свою производственную программу?
Прежде всего, конечно,стремление уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями своейотрасли. Борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомообречена на провал: именно о выпуске массовых товаров эффективно крупноепроизводство. Однако в учете специальных запросов потребителя преимущества настороне той фирмы, которая посвятила свою деятельность их изучению иудовлетворению. И здесь роли меняются.
Трудно представить себе,скажем, металлургический или металлообрабатывающий концерн, который бы активнозанимался поиском наилучшего варианта режущих цепей для электропил. Ясно, что вобщем оборот концерна на эти цепи придутся лишь тысячные, если не миллионные,доли процента. Между тем средняя фирма «Омарк» (США) только режущими цепями изанимается, являясь всемирно пригнанным лидером в этой области. Не надо бытьэкспертом, чтобы понять, чьей продукции отдадут предпочтение лесорубы припоиске наилучших орудий для тяжелого и опасного труда на лесоповале.
Найти (или создать)собственную нишу весьма трудно. Несложные изделия попутно производятся фирмамиобщего профиля. Особые запросы отдельных групп потребителей учитываются спомощью модификаций серийной продукции. Слишком специфические заказы (своегорода прихоти отдельных клиентов) не создают устойчивого рынка. Вот почемуформирование ниши представляет собой целое искусство.
Следует привести советы,которые дает Р. Кан владельцам средних фирм:
«Сегментируй рынок.Подразделяй его по отдельным товарам, потребителям, ценам, качеству, маркам,способам сбыта, географии, сервису и т. д. Обязательно сделай что-нибудь, чтобысегментировать его!
Отличайся от других. Сделайсвою фирму совершенно непохожей на конкурентов. Стремись к оригинальности.Добивайся различий в каждом функциональном аспекте, влияющем на покупателя».
По мере того как фирманакапливает опыт и концентрирует ресурсы в „избранной" узкой области, нишавсе более надежно защищает ее от вторжения конкурентов. Однако параллельнонарастает опасность другого рода. Патенты, технология, специализированнаясбытовая сеть — все это и многое другое, чем владеет компания, имеет цену лишьдо тех пор, пока существует та особая рыночная потребность, на удовлетворениекоторой они ориентированы.
Патиент становится заложникомрыночной ниши, которую занял или сам создал. До тех пор пока она существует, онобладает массой преимуществ. Стоит ей исчезнуть — и для патиента это окончитсякатастрофой. Слишком много средств вложено в узкую область, а изменениепроизводственного профиля почти невозможно.
Если взглянуть на эту ситуациюс более широких общеэкономических позиций, то видна связь функцийспециализированных фирм на рынке и их судьбы. Своим возникновением они обязанысложности и многообразию экономических потребностей, в том числе существованиюредких и нетипичных, но от этого не менее важных. Приспособившиеся к ихудовлетворению фирмы процветают, но одновременно теряют гибкость и способностьменять род деятельности.
Примером удачной нишевойспециализации может служить западногерманский электротехнический концерн«Роберт Бош». Его бурный рост в послевоенный период практически не встретилпротиводействия лидеров отрасли, поскольку он производил не электротехникувообще, а электротехнику для автомобилей. Такая специализация и первоначальнонебольшие размеры рынка служили концерну надежной защитой.[3, c.218][5]/>
2.2 Классификация фирм поразмеру и юридической форме
Фирмы различаются по размерам, географиидеятельности, числу стадий производственного процесса, в которых они участвуют,степени дифференциации и характеру собственности, видам деятельности иорганизационным формам (приложение Г). Далее речь пойдет о видах фирм поразмеру и по организационно-правовой форме.
Виды фирм по размеру.
Размер фирмы может оцениваться по оному илинескольким критериям: численности работников, объему используемого капитала,величине активов, масштабам продаж.
В соответствии с критерием численности США, например, выделяют четыре категории фирм: очень мелкие – до 20 человек, мелкие – 20-99,средние – 100-499, крупные – 500 человек и более. Показатель варьируется поотраслям: в розничной торговле к мелкому бизнесу относятся фирмы с числом занятыхдо 100 человек, в обрабатывающей отрасли до 500 человек. В России в сфере услуги торговли малым считается предприятие с численностью работающих до 25 человек,в области науки – до 100 человек, в промышленности и строительстве – до 200человек.
В Германии используется несколько критериев,представленных в виде таблицы (приложение Д).
Виды фирм по организационно-правовой форме.
С правовой точки зрения под фирмой подразумеваетсясамостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который соединяетпод своим управлением факторы производства – капитал, землю и труд – дляпроизводства товаров и услуг.
Правовая форма – это комплекс правовых норм,определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром.
Основные организационно-правовые формыпредпринимательской деятельности:
Единоличная (частнопредпринимательская) фирма.
Партнерство (товарищество).
Корпорация (акционерное общество).
Государственное предприятие.
1. Единоличная (частнопредпринимательская) фирма –это фирма, принадлежащая одному лицу, которое владеет всеми ее активами и несетперсональную ответственность по всем ее обязательствам (является субъектомнеограниченной ответственности).
Собственник классической частнопредпринимательскойфирмы – центральная фигура (принципал), с которой владельцы всех остальныхфакторов производства заключают контракты. Он владеет обычно наиболее важным(специфическим) ресурсом. Таким ресурсом могут быть особые интеллектуальные,предпринимательские и тому подобные способности. Цель частнопредпринимательскойфирмы – получение остаточного дохода, остающегося после осуществления всехплатежей владельцам привлекаемых факторов.
2. Товарищество (партнерство) – это организационнаяформа предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, иформирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух илиболее лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права инесет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде иместа, занимаемого в структуре управления таким товариществом.
Товарищество как форма организации бизнеса в большейили меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальнойчастной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатковиндивидуального предпринимательства.
Таким образом, хозяйственное товарищество – этокоммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленнымимуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом.
Товарищество может создаваться:
1) индивидуальными лицами;
2) индивидуальными лицами и коммерческимиорганизациями;
3) коммерческими организациями.
3. Корпорация – это организационно-правовая формабизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такаяструктура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы,владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг,предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а такжевыполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другоготипа.
Сущность регистрации корпорации не является чересчурсложной, хотя процедуры регистрации в качестве корпорации зачастую бываютдовольно непростыми. Большинство людей не желают подвергать риску все, что ониимеют, чтобы получить возможность участвовать в бизнесе. Однако для того чтобыкомпания росла, процветала и являлась источником благосостояния, большое числолюдей должны желать вложить в нее деньги. Путем решения этой проблемы являетсясоздание искусственного лица, существующего только юридически. Такоеюридическое лицо называют корпорацией. Это не более чем прием для вовлечения вбизнес людей с минимальным для них риском.
4. Государственные предприятия.
Государственное предприятие представляет собойпроизводственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.
Первая заключается в том, что имущество такогопредприятия и управление им полностью или частично находится в рукахгосударства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либовладеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиямираспоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частнымипредпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.
Вторая касается мотивов функционированиягосударственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется нетолько поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворитьобщественные потребности, что может снижать экономическую эффективность иливести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.
От государственных предприятий следует отличатьгосударственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы,школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.
Государственные и муниципальные предприятия,согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.
Унитарное предприятие — этокоммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное заней имущество.
Унитарные предприятия имеют ряд особенностей,отличающих их от других коммерческих организаций:
• если в форму хозяйствования унитарной организациизаложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а неорганизация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций —принцип корпоративности;
• имущество унитарного предприятия являетсянеделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долями паям, в том числе и между работниками предприятия;
• управление унитарным предприятием осуществляется руководителем,назначенным собственником.
В зависимости от того, кому принадлежитсобственность, унитарные предприятия могут быть государственными илимуниципальными.
Такие предприятия в зависимости от прав,предоставляемых учредителем, подразделяются на две категории:
• с правом хозяйственного ведения;
• с правом оперативного управления.
Право хозяйственного ведения шире права оперативногоуправления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственноговедения, имеет большуюсамостоятельность в управлении.

2.3 Государственная поддержка: мировой опыт иособенности в России
Мировой опыт.
В мировой практике считается нормой государственноепоощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводитсяк тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмамфинансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативулюбой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой иэкономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не толькоудержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странахЮго-Восточной Азии и Латинской Америки —мелкое и среднее предпринимательствонаходит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы спереходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малогобизнеса.
Поддержка малого бизнеса в странах ЕвропейскогоСоюза.
Возросшая роль малого бизнеса заставила большинствостран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основнымицелями которой являются:
развитие международной конкурентоспособностинациональных малых предприятий;
создание новых рабочих мест;
экономический рост малых предприятий;
привлечение иностранных инвестиций; инновационнаядеятельность;
трансферт (передача) технологий.
В большинстве стран — членов ЕС определениенациональной политики в отношении малого и среднего предпринимательстваявляется прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуютсяна уровне регионов.
Очевидно, что политика федеральных и региональныхвластей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижатьконкурентоспособности предприятий.
Как правило, в странах ЕС делами малого и среднегобизнеса ведают министерства экономики и(или) министерства промышленности иторговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднегобизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан вМинистерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малогопредпринимательства.
Что же касается программ развития малого и среднегобизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу несколькихминистерств, что опять-таки требует координации усилий.
Суммируя опыт государственной поддержки малого исреднего предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основныхнаправлений.
Помощь в создании малых предприятий.
Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличениичисла и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их приниматьразличные программы поощрения начинающих предпринимателей.
В Великобритании сложилась целая сеть организаций,предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию ирекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Срединих — служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда,коммунальные объединения и инициативные группы.
Финансирование малого бизнеса.
Все государства ЕС помогают малому и среднемубизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этомразличные рычаги.
Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.)в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.
Например, в 1988-1989 гг. по программе«Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд наобщую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем числозаемщиков увеличилось почти вполовину.
Однако большинство держав создают особые резервы дляподдержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льготна инвестиции, льготных займов или дотаций.
Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств восновные фонды малого и среднего предпринимательства.
В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды идр.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рисковогокапитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсациювозможных убытков венчурных фондов.
Предоставление налоговых льгот.
 Все государства ЕС так или иначе смягчают налоговоебремя для малого и среднего предпринимательства.
Создание новых рабочих мест.
Как уже указывалось малый и средний бизнес являетсяосновным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказываютфинансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи.Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небываловысокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу ещев 1960-е гг.
Региональное оздоровление.
В малом бизнесе правительства стран ЕС справедливоусматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок зон.
Так, в Великобритании принята программа «Действиядля городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленныхцентров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точкахсоздаются зоны свободного предпринимательства, где функционируютгосударственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющиельготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость иприбыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажаоборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд длясубсидирования мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы егосуществования 19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы наобщую сумму 650 млн ф. ст.
Поощрение инноваций.
Интересный опыт накоплен странами ЕС в планегосударственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности иконкурентоспособности.
Особенно показательны германские инициативы. В 1989г. правительство разработало концепцию стимулирования научных исследований,проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширениягос.закупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путемстрахование банковских кредитов на приобретение современного оборудования.Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким исредним фирмам научно-технические общества.
Россия.
Для активизациипроизводственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятийусилия Правительства Российской Федерации направлены на:
концентрациюресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательствесовременного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационногосекторов;
упрощение налогообложениямалого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системыбухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
формированиеблагоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуруподдержки малого предпринимательства;
созданиенормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционныхпроектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение ииспользование для этих целей иностранных кредитов.
Серьезное вниманиеуделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и среднихпредприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннегопотенциала экономического роста.
Важное место вреализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.
Лизинговые операциипозволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций дляперевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых,перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики,расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственнойдеятельности.
В рамкахреализации Федеральной программы государственной поддержки малогопредпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержкималого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в РоссийскойФедерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров вспециализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы внаибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлениидальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности истроительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малыхпредприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.
Политика государственнойподдержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотяеще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства,информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков,налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром исубъектами Федерации, а также с местными органами власти.
Соответственно, одним из важных инструментовгосударственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансоваяпомощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,предоставления гарантий при получении ими займов из других источников ильготного налогообложения.[13,c.21][6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвестинекоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса,было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность вусловиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которыхнемыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнятьниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, безкоторой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль взанятости, производстве отдельных товаров, исследовательских инаучно-производственных разработках.
Важность малых предприятий еще и в том,что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянноразвиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существоватьнадо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только вколичестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыльдоставалась именно им.
Мелкие и средние предприятия в своюочередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпускпромышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников,телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленныхуслугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупныемонополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создаватьразветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточнодорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупнойфирмы.
Таким образом, малое исреднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.
Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаютсяоткрытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложноеэкономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствуетосвоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночнуюориентацию. В современной политике государства все более акцентируется вниманиев сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всехотраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очаговкризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятныхусловий для скорого подъема промышленности.

Список использованныхисточников
1. НуреевР. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.- 2-е изд., изм.-М.: ИздательствоНОРМА, 2005.-575 с.
2. ОлейникА.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2005.-230с.
3. РейА.Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии// Вопросы экономики. — 2005. — № 8. — с. 46—51.
4. СедовВ.В./ Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб.пособие/Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. 115 с.
5. ЧечевицинаЛ.Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицина,И.Н. Чуев-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-400 с. — (Высшее образование.)
6. Экономикаи статистика фирм: Учебник/ В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Ситотина и др.;Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Иленковой — М.: Финансы и статистика,2005.- 240 с.
7. Экономическаястратегия фирмы / под ред. А. П. Градова, 3-е изд. СПб.: СпецЛит, 2006.- 84 с.
8. Экономическаятеория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.:Инфра-М, 2006. – 127 с.
9. Экономика:Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2007.- 246 с.
10. Экономикафирмы: Учебник/Под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. — М.: ИНФРА-М, 2008.-528с.
11. Развитиемалого предпринимательства в России:/С. Н. Авашковский; Москва: Дено,2007,130-133с.
12. Микроэкономика:Учебник/Под ред.В.П. Попкова: Питер 2007, 26с.
13. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник/ Клейнер Г.Б.,Москва: «КОНСЭКО», 1998, 206c.
14. Основыпредпринимательства: Учебное пособие/ Шувалова Г, Краснодар, КубГТУ 2000, 106с.

Приложения
Приложение А — составосновных видов предпринимательской деятельностиВиды предпринимательства Производственное Коммерческое Финансовое Консультативное Инновационное Торговое Банковское Общее управление Научно-технические Торгово-закупочное Страховое Администрирование Производство товаров Торгово-посреднические Аудиторское Финансовое управление Оказание услуг Товарные биржи Лизинговое Управление кадрами Производственное потребление товаров и услуг Фондовые биржи Маркетинг Информационное
 
 

Приложение Б — количественные характеристики(сводные данные)Бизнес (по размеру) Объем суммарного годового оборота Число занятых Балансовая стоимость активов Малый 16-500 тыс. евро До 100 Менее 2 млн. евро Средний 0,5-50 млн. евро 100-250 2-8 млн. евро Крупный 50-500 млн. евро Свыше 250 Свыше 8 млн.евро

Приложение В — количественные характеристики средних предприятий в разрезе градации на средне- крупные, средние и средне – малыеТип компании Средний оборот на одну компанию, млн. долл. в год Совокупный оборот компаний данного типа, млрд. долл. Приблизительная доля на рынке компаний данного типа, % Средне — крупные 86 150 3-6 Средние 25 200 1,5-3 Средне — малые 7 250 0,6-1,4

Приложение Г-классификация фирм
малый средний бизнеспредпринимательствоКлассификационный признак Виды фирм (их продукция) 1. Вид деятельности
Производство товаров личного и производственного назначения
Услуги производственного характера
Научно-исследовательские работы
Услуги бытового назначения
Транспортные перевозки грузов и населения
Торговля (оптовая, розничная)
Услуги связи
Финансово-кредитные услуги
Посреднические и другие услуги 2. Форма собственности
Государственная
Муниципальная
Собственность общественных объединений (организаций)
Частная
Прочие формы собственности 3. Размер
Крупные
Средние
Мелкие 4. Уровень регулирования деятельности
Объекты федерального значения
Объекты регионального значения
Объекты местного значения 5. Организационно- правовые формы
Хозяйственные товарищества и общества
Производственные кооперативы
Унитарные предприятия
 

Приложение Д -классификация фирм по размеру вГерманииВид фирмы Занятость, человек Капитал, млн. марок Товарооборот, млн. марок Малое предприятие До 50 До 3,9 До 8 Среднее предприятие 51-250 3,9-15 8-32 Крупное предприятие Свыше 250 Свыше 15 Свыше 32


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.