--PAGE_BREAK--
Данные операции в своей совокупности образуют то, что называется банком — организацию, которая осуществляет все три рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться банком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе «О банках и банковской деятельности» они получили название «других кредитных учреждений»).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ
2.1. Характеристика рынка банковских услуг
По темпам прироста капитала госбанки превысили темпы роста капитала всей банковской системы. Рыночная доля госбанков на конец 2008 года составила 45,1% и продолжает расти. А если учитывать и те активы, которые государство контролирует через муниципалитеты и госкорпорации, то его доля уже превысила половину рынка [10](См.: рис. 1). Сектор финансовых услуг, где действует свободный рынок, снижается. Ставка РЕПО, по которым госбанки получают деньги в ЦБ, составляет 7,75% [11] при инфляции в 8,2%. Ни один частный банк не сможет получить деньги под такие же условия, что создает потенциал для дальнейшего усиления госбанков. Важно учитывать и то, что любой кризис в банковской системе бьет в первую очередь по частным банкам, а государственные, наоборот, усиливает – это ясно видно из графика динамики рыночной доли госбанков.
Рис. 1. Динамика рыночной доли десяти крупнейших банков, контролируемых государством[12].
Помимо увеличения своей рыночной доли, госбанки стремятся к специализации. ВТБ наиболее активно проявляет себя на рынке инвестиционно-банковских услуг в России и за рубежом; Сбербанк постепенно снижает свою долю в рознице (кредиты, депозиты для физических лиц), сосредотачиваясь на обслуживании корпоративных клиентов; на роль общероссийского розничного банка, кроме Сбербанка, возможно, будет претендовать «почто-банк» на базе Почты России и Связь-Банка.
По состоянию на 1 января 2008 года доля иностранных банков превысила 25%, общее количество кредитных организаций с участием иностранного капитала достигло 202, а количество банков со 100% долей нерезидентов составило 62. При этом в процентном отношении доля полностью подконтрольных банков растет, (См.: рис. 2,3) то есть иностранные банки заинтересованы именно в активной работе на российском рынке, а не в пассивных инвестициях с последующей перепродажей долей в бизнесе. Иностранцев не останавливает ни дороговизна построения собственной сети отделений, ни цена существующих отстроенных банков, достигавшая трёх, а по некоторым сделкам – четырех капиталов.
На 1 января 2010 г. на территории России действовали 55 банков со 100% участием нерезидентов, имеющих лицензию на работу с вкладчиками (здесь исключен Промсвязьбанк, формально подпадающий под определение «иностранного» банка, но фактически находящийся под влиянием российских резидентов)[13].
В 2009 г. темпы прироста вкладов в «иностранных» банках составили 39,6% (рынок в целом вырос на 26,8%). В результате произошло небольшое увеличение их доли на рынке – с 4,4 до 5,1% (на рынке вкладов вне Сбербанка доля выросла с 9,5 до 10%).
Рис. 2. Структура депозитов в банках со 100% участием нерезидентов в капитале в зависимости от размера вкладов (в %).
Для российских частных банков усиление иностранных банков создает угрозу развития и существования (См.: рис. 5). И иностранные, и государственные банки имеют доступ к более дешевым деньгам, которые недостижимы для российских частных банков. Это и обуславливает рост доли иностранных и госбанков на рынке за счет снижения доли частных банков.
Рис. 3. Доля резидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы.
Рис. 4. Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы.
Рис. 5. Структура активов российских банков по форме собственности. Данные за 2008 год.[14]
«…банков будет меньше и они будут крупнее, поскольку процессы слияния и поглощения уже идут и их надо поддерживать ». Так еще в 2004 году говорил Сергей Игнатьев. На рисунке ниже видно (См.: рис. 6), что тенденция была указана верно и продолжается до сих пор.
Рис. 6. Сокращение количества банков, имеющих лицензию Банка России на работу с вкладами физических лиц.
В ответ на усиление госбанков и экспансию крупных иностранных финансовых институтов частные банки вынуждены объединяться и укрупняться. Особенно учитывая то, что госбанки и иностранные банки тоже стремятся к укрупнению. Уралсиб, УРСА Банк возникли путем слияния менее крупных кредитных организаций. Интенсивная скупка активов послужила одной из причин ребрендинга ВТБ. Raiffeisen банк приобрел Импексбанк с потерей самостоятельности у последнего. И это лишь некоторые примеры происходящих процессов по консолидации банковских активов.
Процессы укрупнения банков поддерживаются и на законодательном уровне. В 2006 году поправки к Закону «О банках и банковской деятельности» установили минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков в 5 млн. евро в рублевом эквиваленте. А годом ранее другие поправки к этому же Закону увеличили норматив достаточности собственного капитала до 10% (в соответствии с рекомендациями Базельского комитета).
Банковский рынок становится более прозрачным.Банки, раскрывая информацию о себе, идут навстречу возрастающей потребности клиентов в информации. В первую очередь, «прозрачность» вводится законодательно: Система Страхования Вкладов, «Памятка заемщику по потребительскому кредиту» ЦБ РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности» (требование к раскрытию эффективной ставки по кредиту); на рассмотрении в Госдуме – законопроект «О потребительском кредитовании».
Но кроме перечисленного имеются и другие явления, которые возникли по инициативе самих банков: возрастает социальная ответственность банков, демонстрируется социальная реклама, проводятся специальные обучающие мероприятия и даже создаются образовательные программы для школ.
Вот что говорит на этот счёт Игорь Ким (УРСА Банк): «Мы взяли ориентир на прозрачность, открытость, транспарентность. Многие банки об этом заявляют, но на практике принципы открытости мало кто реализует. Мы не просто рассказали всё о себе, мы добились таким образом позитивного отношения со стороны инвесторов и в конечном итоге привлекли в число акционеров ведущие международные финансовые организации. Сегодня акционеры банка-ЕБРР, корпорация DEG, а это — очень хорошая опора для бизнеса».
Возрастает спрос на информацию о банках и их продуктах среди самих клиентов. Например, растет посещаемость таких сайтов, как www.banki.ru.
Кредитование физических и юридических лиц – ключевой род деятельности банков (См.: рис. 7). С течением времени доля кредитов в активах банков только растет: на 1 января 2008 года кредиты занимали 61,1% всех активов, в то время как еще в 2005 году этот показатель был равен 54,7%. В настоящее время большая часть вкладов сосредоточена в крупных банках. На долю тридцати банков-лидеров приходится более 75% в объеме привлеченных денежных средств от физических лиц. На 1 апреля 2010 года крупнейшими банками по объему привлеченных от населения вкладов стали: Сбербанк, ВТБ 24, Банк Москвы, ГПБ, Райффайзенбанк. По итогам 2009 года доля Сбербанка на рынке опустилась ниже 50%, объем вкладов Сбербанка на 01 января 2010 года составил 3,7 трлн. рублей, что составило долю 49,5% рынка банковских вкладов.
Рис. 7. Объем рынка кредитов по состоянию на 1 января 2008 года (ЦБ РФ).
В 1 квартале 2010 года основными конкурентами по кредитованию стали крупные и средние банки (по данным МКБ)[15]:
— В корпоративном секторе: Абсолют Банк, Траст, Банк Москвы, Петрокоммерц, Русский Банк Развития, Росбанк, РосЕвроБанк, Пробизнесбанк, Сбербанк.
— В частном секторе:
1) На рынке автомобильного кредитования (кредиты на покупку автомобилей): Абсолют Банк, БИН-Банк, Альфа-Банк, Русь Банк, Сбербанк.
2) На рынке ипотечного кредитования: Абсолют Банк, Банк Москвы, ВТБ24, Уралсиб, МБРР, ЮниКредит Банк, ОТП-Банк, Сбербанк.
Рис. 8. Динамика темпов прироста по количеству предоставленных кредитов физическим и юридическим лицам, %.
При этом растут только кредиты в рублях, а число валютных займов сокращается. В связи с «охлаждением» рынка, снижаются и процентные ставки, а потребители чаще предпочитают стандартное оформление кредита, нежели экспресс-кредиты под залог приобретаемых товаров.
«Заемщики стали более осторожными и внимательными при подборе кредитных программ». «Бум» потребительского кредитования прошел, рынок экспресс-кредитования трансформируется, а его лидеры диверсифицируют свой бизнес[16]. При этом сам рынок потребительского кредитования не исчезнет совсем, а займёт свою нишу на рынке кредитования. Так, Хоум Кредит диверсифицирует свою деятельность за счёт развития автокредитования и ипотеки, и в среднесрочной перспективе намерен перейти к предоставлению полного набора банковских услуг для физлиц. А «Русский Стандарт» стал заниматься нецелевым потребкредитованием, кредитными картами и предоставлением займов на покупку автомобилей[17].
Кредиты малому бизнесу растут быстрее других видов корпоративных кредитов (См.: рис. 9). В 2007 году рост составил около 55%, а объем рынка превысил 500 млрд. руб. «К 2020 году 60–70 процентов активного населения страны должны заниматься предпринимательской деятельностью» — заявил Президент РФ Дмитрий Медведев в мае 2008 года. На данный момент кредиты малому бизнесу – наиболее перспективный и доходный сегмент рынка кредитов[18].
Рис. 9. Структура банковских пассивов по итогам 2007 года
Кредитование средних и крупных предприятий – наиболее развитый сегмент, на его долю приходится около половины всех банковских активов в России (48,3% по данным ЦБ РФ на июнь 2008 года). Но количество банков, работающих на нем, ограничено только крупнейшими игроками. А по самым крупным кредитам российским предприятиям по-прежнему выгоднее обращаться в зарубежные банки.
В настоящий момент тенденции развития банковского рынка не изменились. Это привлечение денежных средств на депозиты частных клиентов, увеличение объема выпуска банковских карт, рост объемов выдачи кредитов. Основными инструментами привлечения денежных средств остались облигации, синдицированные кредиты.
Основой развития банковского сектора в среднесрочной перспективе в России стало повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сегмента рынка, получили развитие программы выдачи кредитов на развитие бизнеса, развитие программ кредитования малого и среднего бизнеса, активное использование бизнесом программ факторинга.
Кроме того в середине 2010 года ожидается оживление рынка межбанковского кредитования, что положительно скажется на снижении процентных ставок по кредитам физическим и юридическим лицам. При этом заметна тенденция к сокращению обязательных отчислений в резервные фонды, что позволяет выделить дополнительные средства для инвестирования, как в корпоративный, так и в частный сектор.
C 2005 наблюдался стабильный рост объемов прибыли и высокая ликвидность банковского сектора, в 2009 году только 5% банков показали убыток, что является небольшой величиной при оценке банковского сектора в целом[19].
Рис. 10. Динамика финансовых показателей кредитных организаций, млн.руб.
Создание в 2004 Агентства по Страхованию Вкладов ( АСВ ) помогло преодолеть «кризис доверия» на рынке банковских вкладов, после чего суммы страхования вкладов физических лиц изменялись 4 раза за 5 лет:
— В 2004 сумма страховки составила 100 000 рублей;
— В 2006 сумма страховки составила 200 000 рублей, 100 000 рублей возмещалось в 100% размере, свыше 100 000 рублей в 90% от суммы превышения;
— В 2007 сумма страховки составила 400 000 рублей, при этом 100 000 рублей возмещалось в 100% размере, свыше 100 000 рублей в 90% от суммы превышения;
— 4 октября 2008 года, Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о внесении изменений в закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;
— Теперь предельный размер компенсации по вкладам в банках составляет 700 000 рублей, которая возмещается в размере 100% от суммы вклада;
— В 2009 Центральный Банк РФ ввел ограничение на максимальные ставки. Максимальная процентная ставка по вкладам в российских рублях определяется по схеме подсчета средней ставки в десяти кредитных организациях, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц + 1,5%;
— В 2010 году Центральный Банк продолжил практику ограничения максимальных процентных ставок по депозитам, рассчитываемую по средним ставкам в десяти кредитных организациях, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц;
— 05 марта 2010 года агентство Fitch Rating пересмотрело рейтинги крупнейших российских банков с «негативного» на «позитивный», средние банки получили статус «развивающийся»;
— 9 марта 2010 г. ЦБ РФ провел ломбардные кредитные аукционы по американскому способу:
1) Со сроком кредита 2 недели (14 календарных дней), дата предоставления ломбардного кредита Банка России по итогам аукциона – 10 марта 2010 г., дата погашения ломбардного кредита и уплаты процентов по нему – 24 марта 2010 г.;
2) Со сроком кредита 3 месяца (91 календарный день), дата предоставления ломбардного кредита Банка России по итогам аукциона – 10 марта 2010 г., дата погашения ломбардного кредита и уплаты процентов по нему – 9 июня 2010 г.;
3) По итогам аукциона со сроком предоставления денежных средств на 2 недели установлена ставка отсечения в размере 5,76% годовых;
4) Средневзвешенная процентная ставка – 5,78% годовых;
5) По итогам аукциона со сроком предоставления денежных средств на 3 месяца установлена ставка отсечения в размере 7,28% годовых;
6) Средневзвешенная процентная ставка – 7,29% годовых. (Департамент внешних и общественных связей Банка России).
Центробанк продолжил политику снижения ставки рефинансирования до беспрецедентно низкого уровня – 8,25% годовых (c 29.03.2010г.). А. Улюкаев считает, что 2010 год будет лучше предыдущих «кризисных». Дефицит бюджета будет меньше официального прогноза в 8,3%. Инфляция составит заметно меньше прогнозных 11% и даже заметно меньше 10% — ближе к 9%. Это будет второй раз в истории, когда годовая инфляция в России окажется однозначной.
Такая динамика дает ЦБ возможность снижать базовые ставки. При этом дифференциал между ставкой Банка России и ставками глобальных регуляторов все еще большой — 5,5–6 п.п. Алексей Улюкаев выразил уверенность, что эту разницу за два года удастся снизить до 2–3 процентных пунктов — как за счет снижения ставок ЦБ, так и за счет будущего возможного повышения ставок глобальными регуляторами, то есть Федеральной резервной системой, ЕЦБ, Банком Англии.
С 2005 года сумма вкладов в банках Москвы показывает стабильный рост, при этом средняя сумма вклада выросла с 60 000 рублей в 2005 году до 160 000 рублей к началу 2010 года.
Страховая ответственность госкорпорации АСВ достигла к 2010 году 4,5 трлн.рублей с 1,2 трлн. в 2005 году.
Несмотря на постоянно повышающиеся темпы привлечения вкладов, доля средств физических лиц в 2010 году находится на уровне 25%, что несколько выше, чем в предыдущие периоды (1-2%), но не превышает уровней 2007-2008 гг.
Один из показателей ликвидности – остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций, продолжил восстановление после прохождения пика экономического кризиса.
Рис. Остатки на корреспондентских счетах КО
Руководитель АСВ А. Мельников заявил: «В следующем году российская банковская система может самостоятельно справиться (с проблемой „плохих активов“) без поддержки государства», — сказал он. Оценки самого АСВ на 2010 год находятся между базовым и оптимистичным вариантом сценария («Интерфакс-ЦЭА», проводившего исследование по заказу агентства), добавил А.Мельников.
В ближайшие годы банковская система продолжит развиваться быстрее экономики РФ в целом. К 2011 доля активов банковской системы достигнет 70% ВВП, а доля капитала – 11% (прогноз ВТБ24). При этомстарая модель роста, основанная на опережающем росте внешних заимствований, была в 2007 году как минимум повреждена (после ипотечного кризиса в США и соответствующего удорожания денег). На смену старой модели может прийти привлечение внутренних сбережений граждан и долевое финансирование кредитов.
Анализируя выше изложенное, можно сделать вывод, что банковский рынок хорошо развивается и растет по всем направлениям. Одним из важнейших факторов этого развития является внимание государства к проблемам банков, усиление государственного контроля над отраслью, соответствующие законодательные инициативы. С другой стороны, госбанки контролируют около 50% всего рынка, действуя при этом не только с помощью рыночных механизмов. Это позволяет госбанкам успешно конкурировать с иностранными банками, активно занимающими российский рынок, но урезает возможности для бизнеса российских частных банков. Частные банки на сегодняшний момент – уязвимое звено банковской системы: как иностранные, так и госбанки имеют возможность занимать деньги под значительно меньший процент, что сильно осложняет конкуренцию с ними. Только самые крупные частные банки могут удерживать свои позиции, поэтому, активно идут процессы слияния и поглощения.
2.2. Проблемы и перспективы развития рынка банковских услуг
Доступность банковских услуг для населения — тема, которая привлекает сейчас к себе пристальное внимание как участников рынка, так и российские госструктуры. Банки открывают отделения и конкурируют друг с другом там, где много людей и много денег, — как правило, в городах-миллионниках. Жители же небольших городов, и особенно села, составляющие большинство населения страны, далеко не всегда имеют возможность внести вклад или запросить кредит, не говоря уже о том, чтобы арендовать сейфовую ячейку или получить пластиковую карту[20].
Одной из проблем является необходимость разработки новых подходов к решению доступности банковских услуг. Эта тема особенно актуальна сейчас, для этого достаточно сравнить несколько цифр. В США действует около 10 тыс. коммерческих банков с общим количеством филиалов свыше 80 тысяч. В России по сравнению с США — банков меньше практически в 8 раз, а филиалов — почти в 25 раз. В пятнадцати странах — «старых» членах ЕС — количество банков на 100 тыс. человек составляет 1,6, в России — 1,16, а число банковских филиалов на 100 тыс. человек — 46, тогда как в России оно едва превышает 2. При этом по данным ЦБ РФ на 1 января 2006 года почти половина действующих банков находятся в Московском регионе. Понятно, что в таких условиях избытка банковских услуг в стране не наблюдается и наблюдаться не может.
Из приведенных цифр видно, что Россия по степени доступности банковских услуг для населения не просто отстала от США и ЕС, а отстала от них навсегда. Для сокращения разрыва в первую очередь нужно открыть новые банковские филиалы во всех регионах страны. Однако на сегодняшний день ситуация складывается так, что количество отделений банков в стране сокращается. Независимо от формы собственности банки являются структурами, нацеленными на получение прибыли, и им невыгодно работать в экономически депрессивных регионах. Невыгодно не в последнюю очередь и потому, что при более низких оборотах к банковским отделениям в этих регионах предъявляются те же высокие требования по оснащенности и обеспечению безопасности, что и, например, в столице. Есть возможность сделать банковские услуги доступными населению, предоставляя их в точках продаж различных сетевых структур. Особого внимания в этой связи заслуживают отделения ФГУП «Почта России». Благодаря появлению новых технологий активно развивается удаленный доступ к банковским услугам — через интернет, через мобильные телефоны.
В последнее время предпринято множество усилий, чтобы решить проблему верификации пользователей в интернете. Одним из решений является создание центров авторизации. В этой системе каждый может придти в такой центр, предъявить свои документы и встать на учет в этом центре авторизации, который может подтвердить любому пользователю сети Интернет, что объявленное или истинное (юридическое) имя действительно таковым является.
Но тут же возникло несколько новых проблем. А кто верифицирует сами центры авторизации? Какова надежность авторизации? Какова ответственность центра авторизации?[21]
Если в небольшой стране, например, Люксембурге, посещение центра авторизации с документами не представляет проблемы, то в России, с ее огромной территорией само очное посещение центра авторизации уже по определению сопряжено с трудностями. Значит, таких центров должно быть много. Но если их много, то они становятся малонадежными, появляются фальшивые центры авторизации, что приводит к дискредитации самой этой идеи.
В современной быстро меняющейся экономической ситуации, когда предприятия постоянно исчезают и возникают, авторизация требует постоянного подтверждения. Предположим, что представитель какой-нибудь камчатской компании должен несколько раз в год приезжать в московский центр авторизации с подтверждающими документами. Очевиднанереальность подобной авторизации и ее бессмысленность.
Таким образом, авторизация с использованием специальных одноименных центров авторизации, успешно применяемая в небольших европейских странах, для России совершенно непригодна.
Кроме мировой информационной сети Интернет существует еще и мировая денежно-банковская сеть, через которую могут идти денежные потоки, представленные в счетной денежной системе некоторыми информационными записями, по всему миру. Принципиальное отличие денежно-банковской сети от сети Интернет состоит в том, что по ней распространяется только специализированная информация. Другое важнейшее отличие заключается в том, что в ней все пользователи являются авторизованными, причём авторизация пользователей этой сети осуществляется постоянно, непрерывно.
Банки авторизуются на государственном уровне при регистрации. Пользователи банков авторизуются при открытии счета и затем при каждом обращении в банк. То есть банки делают постоянно то, что является проблемой в сети Интернет. Поэтому и возникает возможность так совместить эти две информационные сети, чтобы они сложились своими лучшими сторонами. Такая система совмещения сети интернет и денежно-банковской системы называется банкинет[22].Банки могут стать мотором интернетизации страны. Внедрение банкинета уже подключит практически всю страну к такому ресурсу Интернет, как электронная почта. Но можно пойти и дальше. В малых городах, в районных центрах и селах вряд ли скоро появятся провайдеры, которые будут предоставлять услуга доступа в интернет. Но ведь их функции могли бы на первых порах выполнять банки, которые должны быть все подключены к интернету. Тем более что такая деятельность вполне может иметь коммерческий характер. Таким образом, банковская система сможет осуществить быструю интернетизацию всей страны, не запрашивая от государства никаких бюджетных средств. Причем и самим банкам это не будет стоить слишком дорого. Ведь все исходные элементы они должны иметь уже в силу банковской деятельности — каналы связи, компьютеры, специалистов в области информационных технологий.
Электронными банковскими продуктами, которые предлагают российские банки, являются услуги: Интернет-Клиент, Интернет-Банк, Клиент-Банк и прочие, перечень которых дает возможность клиенту иметь полноценный набор банковских услуг в режиме реального времени, включая защищенный доступ из любой точки планеты по сети Интернет к справочной и финансовой информации банка[23].
Наряду с достоинствами, которыми обладают новые банковские технологии, существуют и определенные трудности при достижении необходимого положительного результата.
Это вызвано неосязаемостью предоставляемой услуги, ее виртуальностью. Электронные банковские услуги представляют собой услуги, которые выходят за рамки одной страны, при их оказании размываются границы трансграничного капитала.
Международный валютный фонд (МВФ) разрабатывает основные рекомендации по контролю над электронными банковскими услугами, предопределяя возможные риски как для клиентов, так и для банков[24].
Согласно проведенным специалистами МВФ исследованиям, к основным видам рисков, которые свойственны е-банкингу, ими отнесены: операционный риск, юридический риск, кредитный риск, риск ликвидности, риск потери репутации.
Одной из наиболее важных проблем как для банков, так и для их клиентов при использовании е-банкинга является сохранение секретности передаваемой информации, использование протоколов защищенного взаимодействия, криптографических алгоритмов для дополнительной шифрации данных, механизма электронной подписи.
Внедрение системы Клиент-Банк требует от банков дополнительного оборудования и более высокой квалификации сотрудников для обработки электронных документов, то есть больших капитальных затрат на стадии внедрения. Поэтому вопрос капитализации российских банков имеет очень важное значение для расширения рынка электронных банковских услуг в условиях процесса глобализации.
Существуют определенные недостатки и в законодательстве, которые снижают эффективность хозяйствования, тормозят развитие банковской системы и ее отдельных институтов.
Рассмотрим пути совершенствования законодательства о банковской деятельности в двух аспектах. Во-первых, обратим внимание на программное развитие, которое видится первоочередным законодателю, во-вторых, рассмотрим предложения исследователей банковской системы Российской Федерации[25].
Основными целями дальнейшего развития банковского сектора являются[26]:
- укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
- повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств предприятия и населения;
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
Решение обозначенных целей будет осуществляться вместе со следующими задачами в сфере нормативного правового регулирования:
- приблизить основные правовые нормы функционирования кредитных организаций к международно признанным нормам, в том числе определенным в документе Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора»;
- укрепить права кредиторов и вкладчиков;
- обеспечить совершенствование правовых механизмов и развитие процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
- укрепить нормативные механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
- законодательно обеспечить условия для формирования системы гарантирования вкладов;
- создать нормативно-правовые условия для перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- обеспечить совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля;
- создать условия для более широкого применения технологий;
- обеспечить возможности для противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями.
Разработчики «Стратегии…» (Правительство РФ и ЦБР) выделили следующие принципиальные шаги по принятию законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:
- защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду, прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;
- изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств;
- повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг;
- изменения в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);
- развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи и о переводе денежных средств);
- повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;
- установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;
- предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;
- предоставление Банку России права обмениваться информацией с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе и информацией, полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками (за исключением справок по операциям и счетам), без получения согласия кредитной организации и обеспечение защиты информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе[27].
Можно только согласиться с законодательной программой. Действительно, необходимо скорейшее принятия таких законодательных актов, как: Закона «О гарантиях прав вкладчиков» (о необходимости принятия данного законодательного акта в юридической литературе пишут с 1997 год), Закона «О страховании вкладов…» и др. К слову сказать, проект Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу летом 2003 года. Однако его принятие может затянуться на долгие годы.
Еще одно возможное направление развития законодательства о банковской деятельности связано с принятием Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Необходимо пояснить, что кредитный потребительский кооператив граждан — потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан.
Кредитные потребительские кооперативы граждан не относятся к числу кредитных организаций. Однако, со временем, в случае если деятельность данных кооперативов выйдет за рамки предоставления кредитов только на потребительские цели и только членам ассоциаций (кооперативов), то, как свидетельствует международный опыт, более рациональным является функционирование указанных организаций в рамках банковской системы с соответствующим регулированием и надзором за их деятельностью.
Таким образом, в ближайшие несколько лет, число кредитных организаций, может быть пополнено еще одной разновидностью.
Итак, выше мы рассмотрели «Стратегию развития…» представленную Правительством РФ и ЦБР. Возникает логичный вопрос: достаточно ли будет «программных» изменений и дополнений современного банковского законодательства? Представляется, что не достаточно.
По мнению исследователей, переход к устойчивой модели банковской системы потребует кардинальных изменений, отказа от сложившихся представлений о регулировании денежно-кредитной сферы, разработки новых подходов к управлению банковским делом.
В российском банковском законодательстве кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; в отдельных странах банкам запрещены сделки с недвижимостью, участие в капитале предприятий и др[28]. В какой степени это оправданно с позиции устойчивости денежно-кредитных институтов?
Конечно, каждый из данных видов деятельности не является чисто банковским делом, для этого существуют промышленные, торговые, страховые предприятия и организации, риэлтерские компании и др. Очевидно также и то, что чисто банковскими операциями, например, кредитными, могут заниматься не только банки, но и вышеназванные субъекты. Банковские операции (кроме эмиссии наличных денег) давно перестали быть монополией только банка. Кредитовать могут все, кто имеет свободные капиталы. Принимать вклады, совершать расчеты может при определенных условиях каждый, для этого нужно лишь получить лицензию Центрального банка.
Выходит, что запрещение банкам выполнять рассмотренный круг небанковских операций является дискриминационной мерой главным образом для банков, ущемляя их конкурентоспособность на рынке.
Между тем, как отмечают исследователи, в Европе банки контролируют от 20 до 40% страхового рынка. В тоже время, по законодательству большинства европейских стран банк и страховая компания не могут быть одним юридическим лицом. Однако ничто не мешает им владеть значительными долями акций друг друга. Благодаря столь сильной интеграции встает вопрос о государственном контроле над деятельностью банкостраховой группы.
В связи с этим, Г.Г. Фетисов, приходит к мнению, что более правильным представляется другое решение данного вопроса: не запрещать, а разрешить банкам выполнять круг операций, связанных с производственной, торговой и страховой деятельностью. Такая модель, по его мнению, больше вписывается в идею свободного предпринимательства, обеспечивая возможность его участникам диверсификации активов и снижения рисков.
Вопрос, однако, состоит в том, насколько это иная, небанковская деятельность будет соответствовать статусу банка как особого института, выполняющего вполне определенную специфическую миссию. Занятие банка небанковской деятельностью может привести к ситуации, при которой эта деятельность будет превалировать.
Еще одним вероятным недостатком может явиться монополизация финансовой отрасли. Например, предприятие берет в банке в лизинг оборудование, при этом банк обязывает его застраховать лизинговое имущество. Таким образом, происходит скрытая монополизация рынка финансовых услуг.
В этой связи очень важно, во-первых, предусмотреть такой статус банка, при котором основная его деятельность составляла бы основу его хозяйственного оборота. Во-вторых, разрешение вести производственную, торговую и страховую деятельность не должно быть беспредельным. Опыт ряда стран показывает, что рациональнее установить пределы ведения дополнительных видов деятельности (например, доход от них не должен превышать 10% к совокупным активам банка). За счет приобретения новых активов кредитные учреждения получат возможность расширить свои операции, повысить доходность, диверсифицировать активы, снизить риски, повысить свою устойчивость.
Таким образом, законодательно ограниченное поле банковской деятельности кредитных организаций, запирает последние в жесткие рамки. Банки и небанковские кредитные организации вправе заниматься только теми видами банковских операций, что прямо предусмотрены Законом. При этом, именно на рынке этих видов операций высокие финансовые риски (наличие, которых подтверждают не только участники рынка, но создатели «Стратегии…» — Правительство РФ и ЦБР[29].
Учитывая вышесказанное, было бы рациональным расширить виды банковских операций за счет включения в их число «производственной, страховой и другой деятельности».
Наряду с отдельными проблемами и недочетами, есть и «глобальное» направление совершенствования банковского законодательства.
Таким глобальным направлением совершенствования банковского законодательства, является его кодификация, построенная по принципу Банковского кодекса[30].
Банковский кодекс — это фундаментальная программная задача регулирования денежно-кредитных институтов и их операций. Как нормативный документ он призван в рамках единой структуры, сгруппировать законодательные нормы, относящиеся к банковской сфере. При формировании данных норм доминировать должны не кратковременные потребности сегодняшнего дня, а фундаментальные представления общества о банках, их роли в экономике, характере собственности, роли государства, межбанковской конкуренции и другие положения, выработанные мировой теорией денежно-кредитных отношений.
От существующих на рынке банковских услуг проблем все же можно избавиться. Недоступность услуг для большинства населения можно решить разветвлением сети филиалов и расчетно-кассовых центров банков. Также для ликвидации этой проблемы послужит распространение мобильных и интернет услуг, оказываемых банками для своих клиентов.
Несколько сложнее будет избавиться от проблем на законодательном уровне, так как это связано с внесением изменений, дополнений и поправок в ряд статей ГК РФ; с принятием совершенно новых законодательных актов, которые помогут повысить эффективность хозяйствования, ускорить развитие банковской системы и ее отдельных институтов.
Ведь как верно отмечают создатели «Стратегии развития банковского сектора РФ», уровень развития российской банковской системы отражает степень развития всей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученной в ходе работы литературы целесообразно дать следующее определения понятию «банковская услуга».
Банковская услуга – это совокупность фактических или/и юридических действий банка, направленных на удовлетворение потребностей клиента. Следовательно, рынок банковских услуг – это рынок, в основе которого лежат товарно-денежные отношения по поводу реализации услуг, оказываемых исключительно банками.
К стандартному перечнью операций, без которого банк не может существовать и нормально функционировать относят:
1) депозитные операции;
2) кредитные операции;
3) расчетные операции.
Банковский рынок хорошо развивается и растет по всем направлениям. Одним из важнейших факторов этого развития является внимание государства к проблемам банков, усиление государственного контроля над отраслью, соответствующие законодательные инициативы. С другой стороны, госбанки контролируют около 50% всего рынка, действуя при этом не только с помощью рыночных механизмов. Это позволяет госбанкам успешно конкурировать с иностранными банками, активно занимающими российский рынок, но урезает возможности для бизнеса российских частных банков. Частные банки на сегодняшний момент – уязвимое звено банковской системы: как иностранные, так и госбанки имеют возможность занимать деньги под значительно меньший процент, что сильно осложняет конкуренцию с ними. Только самые крупные частные банки могут удерживать свои позиции, поэтому, активно идут процессы слияния и поглощения.
Уменьшилось количество банков со 100% долей нерезидентов. По состоянию на 1 января 2008 года таких банков в России было 62, а на 1 января 2010 года их уже стало 55.
Темпы прироста вкладов в иностранные банки увеличились на 26,8%. В результате произошло увеличение их доли на рынке.
Кредитование физических и юридических лиц — ключевой род деятельности банков. С течением времени доля кредитов в активах банков только увеличивается. На 1 января 2008 года кредиты занимали 61,1% всех активов, тогда как еще в 2005 году этот показатель был равен 54,7%. При этом растут кредиты только в рублях, а число валютных займов сокращается. Кредиты малому бизнесу растут быстрее других видов кредитования.
Кредитование средних и крупных предприятий – наиболее развитый сегмент рынка, на его долю приходится около половины всех банковских активов в России. Но количество банков, работающих на нем, ограничено только самыми крупными игроками.
С 2005 года сумма вкладов в банках Москвы показывает стабильный рост, при этом средняя сумма вклада выросла с 60 000 рублей в 2005 году до 160 000 рублей к началу 2010 года. Также существует рост количества банковских вкладов и по всей стране. Это связано с тем, что Центробанк продолжил политику снижения ставки рефинансирования до беспрецедентно низкого уровня – 8,25% годовых (c 29.03.2010г.). А. Улюкаев считает, что 2010 год будет лучше предыдущих «кризисных». Дефицит бюджета будет меньше официального прогноза в 8,3%. Инфляция составит заметно меньше прогнозных 11% и даже заметно меньше 10% — ближе к 9%. Это будет второй раз в истории, когда годовая инфляция в России окажется однозначной.
Такая динамика дает ЦБ возможность снижать базовые ставки. При этом дифференциал между ставкой Банка России и ставками глобальных регуляторов все еще большой — 5,5–6 п.п. Алексей Улюкаев выразил уверенность, что эту разницу за два года удастся снизить до 2–3 процентных пунктов — как за счет снижения ставок ЦБ, так и за счет будущего возможного повышения ставок глобальными регуляторами, то есть Федеральной резервной системой, ЕЦБ, Банком Англии.
Проблемы на рынке банковских услуг в основном связаны с тем, что банки открывают отделения и конкурируют друг с другом там, где много людей и много денег, — как правило, в городах-миллионниках. Жители же небольших городов, и особенно села, составляющие большинство населения страны, далеко не всегда имеют возможность внести вклад или запросить кредит, не говоря уже о том, чтобы арендовать сейфовую ячейку или получить пластиковую карту. Иначе говоря, далеко не все население России может воспользоваться банковскими услугами.
Есть возможность сделать банковские услуги доступными населению, предоставляя их в точках продаж различных сетевых структур. Особого внимания в этой связи заслуживают отделения ФГУП «Почта России». Благодаря появлению новых технологий активно развивается удаленный доступ к банковским услугам — через интернет и через мобильные телефоны.
Проблемы на законодательном уровне решить гораздо сложнее, так это требует внесения изменений и дополнений в ряд статей ГК РФ. Кроме того, встает вопрос и о принятии новых законодательных актов.
Несмотря на все трудности, работа по улучшению функционирования банковской системы России уже ведется, так как уровень развития банковской системы отражает степень развития всей страны
--PAGE_BREAK--