--PAGE_BREAK--3. Принципы и приоритеты научно — технической политики Украины
Закон Украины "Про наукову і науково-технічну діяльність" и дополнения к другим законодательным актам, которые должны обеспечить введение этого закона в жизнь, дают гарантии функционирования науки как сферы деятельности. Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы развития научно-технической сферы, создает условия для научной и научно-технической деятельности, обеспечение потребностей общества и государства в технологических разработках.
Закон закладывает основы перехода от базового к преимущественно целевому финансированию науки, четко разграничивает функции Президента, Кабинета Министров, парламента и других структур в обеспечении жизнедеятельности науки.
На законодательном уровне закреплена норма финансирования научной и научно-технической деятельности гражданского назначения.
Научно-техническая политика определяет основные цели, формы и методы деятельности государства в научно-технической сфере. Государство призвано создавать современную инфраструктуру науки и готовить научно-технические кадры, предоставлять государственное финансирование и приоритетное материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований, долгосрочных государственных научно-технических программ, поддержку приоритетных направлений развития науки и техники. Государство также ведет статистику в научно-технической сфере, обеспечивает создание рынка научно-технической продукции, оценивает научно-технический уровень исследований, новых технологий и техники, осуществляет экспертизу научно-технических проектов, налаживает научно-техническое сотрудничество другими государствами.
Главныепринципы государственной научно-технической политики:
· демократизация и децентрализация управления в сфере науки и техники;
· учет требований экологической безопасности;
· поддержка(первоочередная) научно-технических работ, которые обеспечивают разрешение важнейших проблем развития Украины путем отбора научно-технических приоритетов;
· сбалансированностьразвития фундаментальных и прикладных исследований;
· поддержкаконкуренции и предпринимательства в научно-технической сфере;
· создание и развитие рынка научно-технической продукции;
· участие научно-технической общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики.
Функции по реализации государственной научно-технической политики выполняют органы государственного управления и негосударственные структуры, которые в совокупности можно разделить на пять уровней:
· Iуровень — Верховная Рада Украины;
· IIуровень — Кабинет Министров Украины;
· III уровень — министерства, ведомства и другие центральные органы управления;
· IV уровень — местные органы государственной власти и управления;
· V уровень — организации, учреждения и предприятия, которые соучаствуют в осуществлении научно-технической политики.
Верховная Рада Украины определяет главные цели, направления и правовые основы деятельности в научно-технической сфере, объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений бюджетных средств в Государственный фонд фундаментальных исследований, Государственный инновационный фонд и размеры государственного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов для обеспечения научно-технической деятельности; утверждает приоритетные направления развития науки и техники, перечень национальных программ и объемы финансирования каждой из них; создает систему кредитно-финансовых, налоговых и таможенных регуляторов в научно-технической политике.
Кабинет Министров Украины ведет распределение средств бюджета, предназначенных для финансирования научных исследований, использование Государственного инновационного фонда и других государственных фондов, организовывает разработки национальных и государственных научно-технических программ, создает механизм их реализации; контролирует организацию, координацию и выполнение работ относительно создания современной инфраструктуры научно-технической деятельности, определяет порядок формирования и использования для этого внебюджетных фондов, разрабатывает экономические, правовые и организационные механизмы стимулирования, заключает международные соглашения в сфере научно-технического сотрудничества.
Министерства и ведомства осуществляют научно-техническую политику в подчиненной отрасли. Центральными органами государственного управления Украины, которые выполняют функции управления развитием науки и техники, есть Министерство экономики (сводный отдел экономических реформ и научно-технической политики) и Министерство по делам науки и технологий. К организационным структурам, которые соучаствуют в осуществлении государственной научно-технической политики, принадлежат сертификационные службы, организации научно-технической экспертизы, информации, республиканские и местные инновационные фонды. Их деятельность направлена на поддержку научно-технической сферы.
Научно-техническую деятельность общегосударственного значения финансируют из бюджета и государственных внебюджетных фондов. Для финансирования и материально-технической поддержки мер относительно обеспечения развития и использования достижений науки и техники в Украине формируется Государственный инновационный фонд. Другие виды научно-технической деятельности осуществляют финансирование из собственных и привлеченных средств всех субъектов научно-технической сферы.
Прямое государственное регулирование научно-технической деятельности осуществляют при помощи таких форм и методов: определение государственных приоритетов развития науки и техники, формирование и реализация национальных, государственных и межгосударственных научно-технических программ, формирование и размещение государственного заказа, бюджетное финансирование определенных видов научно-технической деятельности, проведение государственной научно-технической экспертизы, создание системы научно-технической информации, ведение патентно-лицензионной деятельности, проведение метрологии, стандартизации и сертификации продукции в научно-технической сфере, формирования и поощрения научно-технических кадров.
Приоритетные направления развития науки и техники на основании комплексного прогноза социально-экономического и научно-технического развития государства определяет Верховная Рада Украины за предоставлением Кабинета Министров.
Прогнозирование обеспечивают государственные институции: главные институты министерств и ведомств вместе с институтами НАН Украины.
Государственные органы и научные организации разрабатывают соответствующую концепцию с определением целей, ожидаемых экономических и социальных результатов, структурных изменений в производстве и обосновывают нужные для этого ресурсы. Концепцию рассматривает Кабинет Министров Украины, одобренная концепция является основанием для формирования государственных научно-технических программ научных исследований, создание и освоение новых видов техники и технологии.
Государственные научно-технические программы являются главными средствами реализации национальных программ и приоритетных направлений развития науки и техники. Их формируют и реализуют на основании целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.
Для разрешения важных заданий в отрасли научно-технической деятельности введен государственный заказ, который обеспечивают финансированием и поддерживают материально-техническими ресурсами.
Неотъемлемым элементом государственного регулирования научно-технической деятельности является государственная научно-техническая экспертиза, которую осуществляют с целью обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, соответствующих научно-технических программ и проектов, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технической деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала.
Государствопроводит определенную политику в формировании и поощрении научно-технических кадров, в частности обеспечивает их подготовку и переподготовку, в том числе, за пределами Украины, внедряет систему аттестации кадров, государственные и именные премии в области науки и техники и тому подобное.
Важной формой государственного регулирования развития науки и техники является создание и функционирование системы научно-технической информации, в которую входят территориальные сети центров первичного сбора и проработка всех видов научно-технических данных, государственные центры, научные библиотеки.
Особенно важное значение для дальнейшего роста темпов научно-технического прогресса и повышения на его основании эффективности национального производства в Украине имеет патентование, продажу и покупку лицензий. С этой целью Кабинет Министров выдал соответствующие рекомендации с патентно-лицензионного дела. Все изобретения в Украине должны быть защищены от их неоплачиваемого использования другими странами, для чего есть патентование изобретений за границей.
Патентование за границей изобретений, сделанных в пределах Украины, а также изобретений, сделанных за границей гражданами Украины, проводят по предложению соответствующих министерств и ведомств.
Патентно-лицензионная деятельность обеспечивает регулирование всего комплекса правовых и экономических отношений, связанных с созданием, защитой и использованием интеллектуальной собственности.
Государствотакже регулирует научно-техническую деятельность путем внедрения государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил. Эту функцию выполняет Государственный комитет Украины со стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Украины) и его территориальные органы.
С целью создания экономически благоприятных условий для научно-технической деятельности государство применяет финансово-кредитные и налоговые рычаги:
· создание инновационных фондов, содействие организации и деятельности коммерческих инновационных банков, систем страхования научно-технической деятельности;
· ведение льготного налогообложения и кредитования, применение ускоренной амортизации основных фондов предприятий, которые выполняют работы с приоритетных направлений научно-технического прогресса соучаствуют ли в формировании инновационных фондов.
Государственный инновационный фонд создают из бюджетных средств, которые выделяет государство для поддержки научно-технической деятельности, взносов юридических и физических лиц. Для оперативного разрешения вопросов материально-технического обеспечения развития и использования достижений науки и техники в Украине создают государственный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов, который является составляющей Государственного инновационного фонда.
Для субъектов научно-технической деятельности были внедрены налоговые льготы. В частности, государственные учебно-воспитательные заведения, научные учреждения и организации, деятельность которых полностью или частично финансируют из бюджета, освобождены от уплаты налогов. В Украине некоторое время использовали и другие налоговые льготы. Например, прибыль опытно-конструкторских, конструкторско-технологических организаций и опытных производств при этих учреждениях облагали налогом в размере 25 % от ставки налога для предприятий Украины. Прибыль (доход) опытных заводов, доля опытной продукции которых составляет не меньше 80 %, облагали налогом в размере 50 % этой ставки. Прибыль (доход) предприятий и организаций, полученная вследствие выполнения работ за государственными научно-техническими программами, программами Государственного фонда фундаментальных исследований и Государственного инновационного фонда, не облагали налогом. Налогооблагаемый доход субъектов научно-технической деятельности уменьшали на сумму в размере 50 % расходов предприятий (кроме капитальных вложений) на проведение собственными силами или научными организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, выполняемых за счет прибыли, который есть в распоряжении предприятий.
Главнымсредством реализации общегосударственных (национальных) научно-технических программ являются государственные (межведомственные), отраслевые (многоотраслевые) и региональные (территориальные) программы.
Государственные научные и научно-технические программы формирует Министерство Украины по делам науки и технологий на основании целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных основах.
Объемы финансирования общегосударственных (национальных) научно-технических программ ежегодно определяет Верховная Рада Украины во время принятия Закона Украины о Государственном бюджете Украины.
Положение о государственных научных и научно-технических программах утверждает Кабинет Министров Украины.
4. Основные направления региональной политики
Региональная экономика призвана обеспечивать рациональное использование ресурсного потенциала региона и на этих основах решать социально-экономические проблемы населения, уменьшать зависимость регионов от центра. С этой целью нужно определить стабильные нормативы отчислений в бюджеты всех уровней.
Главнаяцель государственного регулирования развития регионов - обеспечить наиболее полное использование их ресурсного потенциала путем оптимального сочетания интересов государства и каждого региона. Региональная политика государства охватывает такие направления, как экономическое, социальное, демографическое, экологическое, поселенческое и научно-техническое.
Следовательно, региональная политика государства — это совокупность экономических, правовых, организационно-управленческих решений, направленных на гармоничное сочетание интересов государства и отдельных регионов, создание благоприятных экономических и правовых основ для рационального использования местных ресурсов и производственного потенциала.
Государственное регулирование развития регионов обеспечивают внедрением соответствующих приоритетов, т.е. предоставлением преимущества на конкретном этапе развитию отдельных отраслей, видов деятельности, форм ведения хозяйства конкретных регионов. В зависимости от поставленных целей и уровней управления приоритеты можно определять как на государственном, так и на местных уровнях. Примером регионального приоритета государственного уровня может быть интеграция территориальной структуры производственных комплексов Донбасса, Приднепровья, Прикарпатья и других к всеукраинскому разделению труда, углубления их специализации относительно производства продукции, которая имеет первоочередной смысл для становления экономики независимой Украины.
Уровень экономического развития региона и степень удовлетворения потребностей его жителей зависят от производственной структуры этого региона, комплексного использования его ресурсов. Рациональная производственная структура, пропорциональное развитие всех сфер существенно влияют на повышение производительности труда и рациональное использование трудовых ресурсов.
Анализ, выполненный отдельными учеными, свидетельствует о наличии противоречий в развитии отдельных территорий, что особенно ярко оказывается на примере промышленных регионов Донецкого и Приднепровского. Эти регионы характеризуются максимальным уровнем концентрации промышленности. Коэффициент локализации промышленности в Донецком регионе в четыре раза высший, чем в среднем по Украине, но в 11 раз высший, чем в Полесье; в Приднепровскому регионе — вдвое высший от среднего. Вследствие избыточной техногенной нагрузки, причиненной высокой концентрацией вредных производств, в Донецком регионе зарегистрирован наивысший уровень смертности — 17% (15% по Украине).
Объектами государственной региональной политики являются отрасли хозяйственного комплекса региона, социальная инфраструктура, природная среда, население и трудовые ресурсы. Государство осуществляет региональное управление не только перечисленными объектами, но и всеми административно-территориальными единицами, которые входят в состав региона.
Встатье 28 Закона Украины "Про місцеве самоврядування в Україні" перечислены полномочия местных советов в отрасли бюджета, финансов и цен.
Государственная региональная политика предусматривает такое: определение стратегии экономического роста, целей и приоритетов развития хозяйственного комплекса; разработку законодательных актов; разработку национальных программ относительно важнейших глобальных приоритетных для страны проблем; проведение в жизнь единой технической, структурной и инвестиционной политики; поддерживание общей сбалансированности экономики; устранение монопольного положения отдельных производителей; стимулирование конкуренции; регулирование экономических проблем, которые не решает самостоятельно рыночный механизм; участие в международном и внутригосударственном территориальном разделении труда.
На уровне региона государственная политика — это, в первую очередь, выбор приоритетов и обоснованиястратегии долгосрочных и текущих прогнозов социально-экономического развития, формирования бюджета области, координацию работы местных органов власти в процессе разрешения межрегиональных вопросов.
ВГосударственной программе «Украина-2010» отмечено, что целью региональной политики должно стать обеспечение экономических правовых и организационных условий для проведения муниципальной и административной реформ, оптимизации производственной структуры регионов, устранение диспропорций между их социальным и производственным развитием, улучшения экологических условий проживания людей, выравнивание уровней экономического развития регионов.
Главныенаправления региональной политики предусматривают, в первую очередь, создание эффективных региональных структур экономики. Основное ударение в «Программе» сделано на структурную перестройку старых промышленных центров, поощрение развития регионов с экспортными и импортозаменяющими потенциалами, создание специальных (свободных) экономических зон. Структурная перестройка даст возможность постепенно устранить диспропорции между регионами, стабилизировать производство, особенно сельскохозяйственное, обеспечить единые социальные стандарты для населения.
Для Донецкого и Приднипровского регионов приоритетными будут топливно-энергетическая, черная и цветная металлургия, химическая, автомобильная, аэрокосмическая промышленность, тяжелое машиностроение. Значительное внимание будет уделять конверсия оборонных предприятий, мерам относительно обеспечения занятости населения, улучшению экологической ситуации.
ВВосточном регионе структурная перестройка направлена на переоснащание и повышение эффективности работы предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, электронной, автомобильной, электротехнической, пищевой промышленности. Здесь будут увеличиваться объемы добычи газа, нефти и продуктов их переработки.
ВЦентральном регионе на первом месте ускорено развитие агропромышленного комплекса, сфера услуг, пищевая и легкая промышленности, а также отрасли авиа — и машиностроения, радиотехники и электроники. Будет происходить реконструкция и техническое переоснащение предприятий химической промышленности, развитие наукоемких производств на базе научно-технического потенциала Киева.
ВПолесскому регионе будет храниться специализация за такими направлениями, как сельскохозяйственное машиностроение, добыча и переработка минералов, приборостроения, легкая и пищевая промышленность. Особое внимание будут уделять, в частности, выращиванию районируемых культур и их переработке, развитию лесного хозяйства, деревообработки, промышленности строительных материалов.
Часть предприятий Подольского региона следует перепрофилировать на выпуск техники для агропромышленного комплекса, медицинских препаратов, товаров широкого употребления. Как и раньше, главными здесь будут энергетика, сельскохозяйственное машино — и приборостроение, электронная и пищевая промышленность. АПК больше будет специализироваться на выращивании и переработке сахарной свеклы, зерновых культур, мяса и молока.
Структурная перестройка Карпатского региона ориентирована на развитие сельскохозяйственного и автомобильного машиностроения, современных электроники и электротехники. Предусмотренная масштабная реконструкция химических и нефтехимических производств, интенсификация лесного хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Будет формироваться высоко развитый рекреационно-туристический и оздоровительно-лечебный комплекс общегосударственного и международного значения.
ВПричерноморье приоритеты преданно развитию морехозяйственного комплекса — судостроения и судоремонта, рыбного и портового хозяйств, машиностроения для АПК, освоению нефтегазовых месторождений шельфовой зоны Черного моря. Важным направлением является создание современной индустрии туризма и оздоровления в Крыму, Одесской, Николаевской и Херсонской областях.
Среди названных в «Программе» регионов Украины наибольший потенциал, как и наиболее болючий проблемы, имеют восточные регионы Украины. Здесь развиты отрасли промышленности и загрязненная окружающая среда, есть военно-промышленный комплекс, который возрождается, и угольные шахты.
В частности, на долю Сумской, Полтавской, Харьковской областей приходится 20% всего национального машиностроения. Главная часть промышленности сосредоточена в Харькове, где, учитывая его немалую инвестиционную привлекательность, идет подготовка до создания свободной экономической зоны, а Харьковская область определена экспериментальным регионом в развитии двухстороннего сотрудничества с США. Заслуживают на внимание в Харькове такие предприятия: танковый завод им. Малышева, «Турбоатом», «Хартрон», тракторный завод и другие предприятия.
Днепропетровская и Запорожская области — второй индустриальный район Украины, особое место в котором занимают тяжелая индустрия и пищевая промышленность, что имеют неплохую инвестиционную привлекательность и удачно дополняют металлургическую инфраструктуру, где созданы холдинг (завод им. Петровского, им. Коминтерна, «Криворожсталь», «Запорожсталь»), морские порты на Азовскому побережье, которые выполняют главные экспортные перевозки металлопродукции, а также такие предприятия, как «Днепроспецсталь», Запорожский алюминиевый комбинат, «АвтоЗАЗ», Никопольске трубопрокатное производство и др.
Донецкая и Луганская области являются наибольшим индустриальным районом Украины где, кроме угольных предприятий, широко представлена цветная металлургия, крупные химические производства, машиностроение, легкая промышленность. Инвестиционная привлекательность района, независимо от отрасли, обусловлена правительственной политикой реформирования угольной промышленности и созданием в регионе большого количества свободных экономических зон.
Регулированиеразвития социально-экономических процессов в Украине является прямым (бесповоротно-целевое финансирование территорий в виде субвенций, субсидий, льготных кредитов) и опосредствованный (налоговые льготы, ускорена амортизация, отсрочки платежей, целевые кредиты).
Важное место в системе государственного регулирования развития регионов принадлежит региональному планированию, одним из форм которого является индикативное планирование. Индикативное планирование не сдерживает инициативу частного бизнеса, помогает определить направления развития хозяйственного комплекса, информирует заинтересованные стороны о потенциальном спросе, состояние дел в смежных отраслях, состояние рынка рабочей силы и тому подобное.
Индикативное планирование предусматривает:
· подготовку макроэкономических планов-прогнозов; где определены главные ориентиры, масштабы, пропорции и конечные цели развития отраслей экономики региона;
· формирование решений, которые влияют на структуру хозяйства путем распределения централизованных инвестиций и других контролируемых государством (регионом) ресурсов; размещение государственных и региональных заказов; разработку программ прекращения функционирования неэффективных отраслей и производств; урегулирование социальных проблем. Индикативный план является основанием для принятия соответствующих решений, которые в дальнейшем реализуют в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, индикативный план конкретизирует направления, масштабы, темпы, пропорции развития научно-технического потенциала и определяет инновационные приоритеты государства учитывая главные положения Концепции научно-технического и инновационного развития Украины.
Индикативный план должен согласовывать приоритеты развития науки и технологий с современными и перспективными общенациональными целями развития страны с учетом мировых тенденций, ресурсных возможностей, социальных и культурных традиций Украины.
Программа экономического и социального развития региона (индикативный план) состоит из двух частей: концептуальной системы и системы показателей. План разрабатывается на основании Государственной концепции научно-технического развития Украины.
Переходныеи стратегические цели научно-технического развития предусматривают такое:
· повышениеуровня конкурентоспособности производства путем использования современных технологий, улучшение использования рабочей силы и повышения ее квалификации;
· привлечение капиталовложений в реконструкцию, обновление и создание инфраструктуры производства при помощи налоговых льгот, изменения норм амортизации, ввод льготных инновационных кредитов, расширение системы гарантий;
· стимулирование потребностей производства в инновационной деятельности, государственную поддержку фундаментальных исследований и разработок рыночной ориентации, содействие развитию малого бизнеса;
· защита рынка путем обеспечения государственных заказов, использование системы косвенных мероприятий защиты потребителей;
· содействие развитию экспорта, использование экспортного потенциала как главного регулятора национального платежного баланса с целью уравновешивания экспорта и импорта, обеспечения в стратегическом плане опережающего роста экспорта наукомісткої продукции;
· углубление интеграции в общеевропейское научно-технологическое пространство, расширение в национальных интересах сотрудничества с зарубежными странами на двухсторонней основе.
Реализация региональных программ должна обеспечивать повышение эффективности функционирования региональных хозяйственных комплексов, использование природных, рекреационно-туристических, трудовых ресурсов и научно-производственного потенциала, геополитического положения. В зависимости от определенных целей и финансовых возможностей такие программы разрабатывают на кратко- (1-2 года), средне- (3-5 лет) и долгосрочный (над 5 лет) периоды.
Для обеспечения постоянного контроля за ходом выполнения заданий и мероприятий программы экономического и социального развития региона заказно создать областной Координационный совет во главе с первым заместителем (заместителем) председателя облгосадминистрации. В состав этого совета целесообразно ввести руководство управлений и отделов облгосадминистрации, представителей банковских и статистических учреждений, некоторых руководителей органов местного самоуправления и отдельные предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--