--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КИТАЯ
2.1 Развитие экономики Китая
Сейчас Китай — это страна, превратившаяся в мировую торговую державу, уровень зависимости от экспорта которой довольно высок. Объем экспорта в ВВП составил в 2005 г. примерно 34%, что почти в два раза выше среднемирового уровня. К концу XX века роль Китая в мировой торговле заметно изменилась. Если в 1990 г. Китай занимал 10-е место в мире по объему экспорта и 11-е место по объему импорта, то в начале XXI века Китай переместился на 5-е место по экспорту и 6-е место по импорту. При этом происходило особенно быстрое увеличение экспорта, что является одной из главных направляющих сил развития китайской экономики. В начале XXI века доля экспорта КНР уже составляла более 5,0% мирового объема.
Еще до вступления Китая в ВТО в ноябре 2001 г. многие эксперты делали прогнозы о возможном снижении Китаем объемов экспорта, так как после вступления в ВТО Китай вынужден был принять на себя ряд ограничений по экспорту своей продукции в другие страны-участницы ВТО на весь период перехода своей торгово-экономической системы в соответствии с правилами ВТО и отказаться от дотирования производства экспортной продукции. До вступления КНР в ВТО предполагалось, что это, безусловно, будет оказывать негативное влияние на экспорт и сдерживать его объемы, также как и объемы производства, особенно в первые годы после вступления в ВТО. Однако, по истечении трех лет после вступления КНР в ВТО выяснилось, что, наоборот, за это время произошел стремительный рост как почти всех макроэкономических показателей, так и внешней торговли страны (см. табл. 1).
Таблица 1- Основные показатели экономического развития КНР до и после вступления в ВТО в 2001г.
1990
1998
2001
2002
2003
2004
2005
Валовой внутренний продукт(млрд.юаней)
1854,8
7834,5
9731,5
10517
11690
15988
18232
Внешняя торговля (млрд.ам.долл.)
115,4
324,0
509,6
620,8
851,0
1154,8
1422,1
Экспорт
62,1
183,7
266,1
325,6
438,2
593,4
762,0
Импорт
53,3
140,2
243,5
295,2
412,8
516,4
660,1
Продолжение таблицы 1
Объем иностранных инвестиций (млрд.ам.долл.)
10,3
58,6
49,7
55,0
56,1
60,6
60,3
Объем золотовалютных запасов (млрд. ам. долл.)
11,09
144,9
212,2
286,4
403,2
609,9
818,9
Как видим по итогам развития народного хозяйства КНР за годы после вступления в ВТО, продолжается стремительный рост китайской экономики, выражающийся не только в сохранении высоких темпов валового внутреннего продукта, но и объема внешней торговли, привлеченых иностранных инвестиций, накопленных золотовалютных запасов. [13]
К главному внутреннему фактору развития следует отнести взвешенную социально-экономическую политику, направленную не на ускоренную приватизацию государственных предприятий и тотальную либерализацию цен по всей стране, а на расширение внутреннего спроса и переходу к активной финансовой и умеренной монетаристской политике. При выработке экономической политики в последние годы в КНР основное внимание было уделено изменениям совокупного спроса, который был основным фактором формирования тенденций социально-экономического развития страны. В результате такого подхода среднегодовые темпы прироста ВВП в сопоставимых ценах с 1979 по 2005 гг. составили 9,9%, что значительно выше среднегодовых темпов развития мировой экономики — 3,8%. Таким образом, в начале XXI веке Китай смог выйти на новый экономический рубеж — 18,232 трлн.ю в 2005 г., то есть превысить заметно показатель 1 трлн.ам.долл. по текущему валютному курсу юаня к доллару, не говоря уже об этом показателе по паритету покупательной способности.
Основным внешним фактором роста китайской экономики стало резкое увеличение экспорта продукции за рубеж в результате вступления КНР в ВТО в 2001 г. Только за прошедшие четыре года — с 2001 по 2005 г. почти в 3 раза вырос объем внешней торговли. При этом рост экспорта шел опережающими темпами по сравнением с ростом импорта. Все это происходило на фоне постоянного роста валового внутреннего продукта — в среднем по 8-10% в год за последние четыре года, однако при этом росла и доля внешней торговли в ВВП, которая в 2001 г. составляла 43,3%, а в 2005 г. — уже 63% при пересчете по новому валютному курсу — 1:8,06.
Столь же быстрыми темпами продолжается рост внешней торговли между КНР и странами ЕС. С 1996 по 2004 г. общий объем внешней торговли КНР со странами Европы увеличился с 51,5 млрд.ам.долл. до 211,4 млрд.ам.долл. Но если доля европейских стран в общем объеме товарооборота КНР увеличилась ненамного – с 17,8% в 1996 г. до 18,3% в 2004 г., то за этот период объем экспорта вырос примерно на 100 млрд.ам.долл., а доля в общем объеме китайского экспорта – с 15,8% до 20,6%. [15]
На этом фоне сохранялась высокая инвестиционная привлекательность страны, определяющаяся значительным притоком иностранных инвестиций — 49,7 млрд.ам.долл. в 2001 г. и 60,3 млрд.ам.долл. в 2005 г., а также стремительным ростом золотовалютных запасов — 212,2 млрд.ам.долл. в 2001 г. и 818,9 млрд.ам.долл. в 2005 г. При этом инфляция была крайне незначителен, а с 1998 г. даже наблюдалась дефляция. Лишь в 2004 г. возникла инфляция — 3,9%, которая была вызвана трехлетним неурожаем и повышением цен на зерновые в 2004 г. примерно на 25%. Как мы видим, итоги развития китайской экономики в течение трех лет после вступления в ВТО оказались намного благоприятнее экономических прогнозов до вступления страны в ВТО.
Как показывают итоги экономического развития КНР 2002-2005 гг. — первых четырех лет после ее вступления в ВТО, некоторые отрасли из числа заранее отнесенных к неконкурентоспособным на мировом рынке, например, автомобильная промышленность, наоборот, начали развиваться более быстрыми темпами. В частности, объем производства составил 5,8 млн.автомобилей, а всего в КНР было продано более 6 млн.автомобилей в 2005 г.
Происходит постоянный рост иностранных инвестиций в Китай, причем прямые инвестиции составляют большую часть иностранных инвестиций, и, по различным оценкам, в период с 2006 по 2010 гг. объемы ежегодных инвестиций в экономику Китая превысят 100 млрд.ам.долл. по сравнению с 50 млрд.ам.долл. в 2002 г. При этом большой объем китайских инвестиций уходит за рубеж. Китай в рамках реализуемой стратегии выхода за рубеж стал переходить от денежных и натуральных инвестиций к транснациональному слиянию. Одной из последних сделок такого рода стала покупка Китайской национальной нефтегазовой компанией (КННК) предприятия «ПетроКазахстан», что означает прямой выход Китая к запасам казахской нефти. Таким образом, становится очевидно, что плюсы от вступления КНР в ВТО пока перевешивают минусы и польза проводимой “открытости” экономики и участия КНР в ВТО довольно значительна. Лучшим свидетельством тому является тот факт, что в настоящее время более 400 из 500 ведущих мировых компаний организовали в Китае свои предприятия.
Таким образом, экономический рывок Китая в начале XXI века не случаен. Он был хорошо продуман теоретически и прекрасно реализован на практике. В Китае реализована на практике такая модель реформ, которая позволила обеспечить стабильный и постоянный рост экономических показателей, повышение жизненного уровня основной массы населения и рост спроса на производимую внутри страны продукцию. При этом были использованы не только внутренние факторы, связанные с наличием природных ресурсов и большого количества избыточной рабочей силы, но и внешние факторы, связанные с формированием льготного режима для экспорта производимой китайской продукции и конкурентоспособной на мировом рынке после вступления страны в ВТО в 2001 г. В этих условиях перед Европой встает вопрос – каким образом отвечать на вызовы со стороны набирающей силу китайской экономики: огораживаться от Китая или развивать с ним сотрудничество в различных формах. [17]
2.2 Развитие высокотехнологических отраслей страны
Информатика стала первой опорной отраслью промышленности Китая. Теперь в стране создано около тысячи зон освоения высоких и новых технологий.
Китай является одним из пяти мировых лидеров, способных своими силами вести испытание и запуск искусственных спутников Земли, и одним из трех владельцев технологиий возвращения космических аппаратов в мире. Он стоит в первых рядах мира по технологиям возвращения спутников Земли и запуска кассетных спутников с помощью одной ракеты-носителя, по производству ракет, выводу спутников на геостационарную орбиту, имеет современнейшие системы слежения и контроля за космическими полетами и многие другие важные наработки. Получены важные результаты в проектировании и использовании спутников дистанционного зондирования и спутников связи, а также в области пилотируемых космических полетов.
— Пилотируемые космические полеты. 15 октября 2003 г. из Цзюцюаньского космодрома был запущен первый пилотируемый космический корабль китайского производства «Шэньчжоу-5». Этому событию предшествовали четыре экспериментальных запуска беспилотных космических кораблей соответственно в ноябре 1999 г., январе 2001 г., марте и декабре 2002 г. Успешное выведение космического корабля «Шэньчжоу-5» с пилотом на орбиту и его благополучное возвращение на Землю свидетельствуют о том, что Китай стал третьим в мире государством-обладателем техники пилотируемых космических полетов. 12 октября 2005 г. в Китае с блестящими успехами совершены запуск и возвращение космического корабля «Шэньчжоу-6» с экипажем на борту, что приковало к себе внимание мирового сообщества. В отличие от своего предшественника «Шэньчжоу-5», на борту которого был только один космонавт и который находился на орбите только одни сутки, «Шэньчжоу-6» имел экипаж в составе 2 космонавтов и совершил 5-дневные полеты вокруг Земли. Более того, в ходе разработки проекта «Шэньчжоу-6» был достигнут прогресс в ряде ключевых технических направлений, в результате впервые и в полном смысле проведены научные эксперименты в космосе, характеризующиеся непосредственным участием человека. Теперь уже определены основные задачи для отечественной космонавтики в ближайшие годы: сначала выход космонавтов в открытый космос, а в 2009 – 2012 гг. запуск космических аппаратов на целевую планету и совершение стыковки космических аппаратов на орбитах.
— Искусственные спутники Земли. Первый искусственный спутник Земли «Дунфанхун-1» Китай запустил в апреле 1970 г. К концу 2000 г. Китай запустил в общей сложности 75 спутников, из них 48 спутников отечественного производства, 27 выведены на орбиту по заказу зарубежных клиентов на коммерческой основе. А число спутников, доставленных Китаем на орбиту в период 10-й пятилетки (2001 — 2005 гг.), равняется почти половине общего числа запущенных в минувшие 30 лет спутников. По техническим назначениям эти спутники можно разделить на 15 групп, включая, например, спутники связи, навигационные и метеорологические спутники, спутники дистанционного мониторинга ресурсов Земли и пространственного зондирования.
— Ракеты-носители. Китай самостоятельно разрабатывает и выпускает ракеты-носители серии «Чанчжэн», имеющие 12 модификаций, способен запускать спутники и космические корабли на околоземную, геостационарную и гелиосинхронную орбиты, свыше 90 процентов запусков проведено успешно. К концу 2005 г. всего было осуществлено 88 запусков ракет-носителей серии «Чанчжэн», причем с октября 1996 г. по настоящее время 46 раз подряд запустили благополучно. Китай своими силами построил космодромы в Цзюцюане, Сичане и Тайюане, которые известны в мире как современные космические ракетные полигоны. [19]
К концу 2005 г. суммарная скорость всех точек выхода в глобальную сеть Интернет в Китае достигла 100 тыс. Мбит/секунду, зарегистрировано 700 тыс. веб-сайтов и 1090 тыс. доменов с суффиксом CN, 49,5 млн. компьютеров подключены к Всемирной Паутине, общая численность пользователей Интернета увеличилась до 111 млн. человек, что вывело Китай на второе место в мире. В перечнях интернетовских услуг быстро развиваются сетевое обучение, сетевые банки и онлайневый бизнес с самыми разнообразными проявлениями – от торговых сделок, рекламы, новостной и видеоинформации, платной электронной почты, IP-телефонии, коротких сообщений, биржи труда вплоть до справочных услуг и виртуальных игр.
На основе инфраструктуры открытых ключей (PKI), созданной в рамках государственной программы «863», китайским ученым и специалистам численностью более чем 300 человек обошлось еще 3 года, чтобы воплотить в действие проект по созданию безопасной рабочей платформы для внутренних сетей государственных ведомств. В этой работе был сделан весомый прорыв в решении ряда ключевых проблем с гвоздями в медотике кодирования и шифрования, в основном построена система защиты информации и доверия при использовании сетей, что удовлетворило спрос на межведомственную мультимедийную передачу информации, общее пользование информационными ресурсами и унификацию правил пользования. К настоящему времени по всему Китаю создано несколько тысяч зон освоения высоких и новых технологий. 53 зоны государственного значения добились успехов в трансфере и коммерциализация научно-технических разработок. 30 тыс. фирм, расположенных в зонах, получили статус предприятия с высокотехнологичным производством. Из них насчитывается 3 тыс. предприятий, чья валовая продукция превышает 100 млн. юаней в год, 200 предприятий — более 5 млрд. юаней, 20 — свыше 10 млрд. юаней. Среднегодовой прирост главных экономических показателей в зонах освоения высоких и новых технологий 13 лет подряд сохраняется на уровне 60 процентов. Их вправе назвать важной движущей силой для национальной экономики. В 2005 г. общий объем экспорта продукции из китайских зон освоения новых и высоких технологий впервые превысил рубеж 200 млрд. долларов США и достиг 2183 млрд. долларов, увеличившись на 31,8 процента против 2004 г.
Быстрое развитие получили и научно-технические предприятия негосударственной собственности, часть которых превратились в корпорации с валовой продукцией от сотен миллионов до миллиардов юаней в год, их техноемкая продукция завоевала 50 процентов внутреннего рынка.
Государственная программа «Подъем торговли путем развития науки и техники» предусматривает выбирать часть зон освоения высоких и новых технологий, где имеются на то условия, чтобы создать там базы высокотехнологичных производств внешней ориентации. Поскольку технопарк Чжунгуаньцунь г. Пекина и ряд других зон освоения новых и высоких технологий, расположенных в городах Тяньцзинь, Шанхай, Далянь, Сямэнь, Циндао, Шэньчжэнь и провинциях Хэйлунцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун, Хубэй, Гуандун и Шэньси, отличаются солидной совокупной мощью, благоприятной инфраструктурой и быстрым ростом экспорта техноемкой продукции, им предоставлен компетентными органами статус государственных баз экспортных высокотехнологичных товаров. Теперь 80 процентов экспорта техноемких товаров всей страны приходится на дельты рек Чжуцзян и Янцзы и побережье Бохайского залива, где сконцентрировано большое количество баз экспортных высокотехнологичных товаров. [21]
2.3 Развитие транспортной системы
Общая протяженность действующих скоростных автодорог Китая превысила 40 тыс. км, занимая второе место в мире; в стране действуют 1024 внутренние и 233 международные авиалинии.
Шоссейные дороги неизменно рассматриваются правительством как одно из приоритетных направлений в строительстве инфраструктуры страны. На конец 2005 г. общая протяженность действующих шоссейных дорог достигла 1,93 млн. км, включая 41 тыс. км скоростных автодорог, по этому показателю Китай вышел на второе место в мире. К 2010 г. на карте страны появятся еще 5 «продольных» и 7 «поперечных» автострад высшей категории общей протяженностью в 35 тыс. км, построенные в рамках государственного проекта. Тогда Пекин, Шанхай и другие города центрального подчинения, административные центры всех провинций и автономных районов, а также другие 200 городов страны будут связаны между собой автострадами высшей категории.
В начале 2007 г. Госсоветом КНР был утвержден «План государственной сети скоростных автомагистралей», предусматривающий строительство общегосударственной сетевой системы автострад, при которой от Пекина до административных центров всех провинций и крупных городов страны, между административными центрами всех провинций, а также от административных центров провинций до всех уездов будет открыто движение по скоростным автодорогам. Протяженность сетевой системы автодорог в общей сложности составляет примерно 85 тыс. км, включая 7 радиальных линий, берущих начало в Пекине, а именно: Пекин – Шанхай, Пекин – Тайбэй, Пекин – Сянган– Аомэнь, Пекин – Куньмин, Пекин – Лхаса, Пекин – Урумчи и Пекин – Харбин. К 2010 г., как планируется, будет проложено еще 24 тыс. км новых скоростных дорог, тем самым будут обрисованы предварительные контуры общегосударственной сети скоростных автомагистралей.
К концу 2007 г. протяженность действующих железных дорог в стране достигла 75,4 тыс. км, из них 20,1 тыс. км электрифицированных линий. По этому показателю Китай уступает лишь России и Германии, занимая 3-е место в мире. Согласно «Плану средне- и дальнесрочного развития железнодорожной сети», утвержденному Госсоветом в начале 2004 г., общая протяженность действующих железных дорог к 2020 г. увеличится до 100 тыс. км. Ныне на Китай приходится лишь 6 процентов протяженности мировых железных дорог, но он выполняет 25 процентов железнодорожных перевозок всего мира. Поэтому неудивительно, что Китай лидирует в мире по объему и темпам роста железнодорожных перевозок и по эффективности пользования средствами транспортировки. [25]
Начиная с 1997 г., в Китае 5 раз осуществлено всеобщее повышение скорости движения поездов на железных дорогах общей протяженностью в 17 тыс. км. Средняя скорость поездов-экспресс возросла от 120 до 160 км в час, максимальная скорость пассажирских поездов на отдельных участках железнодорожных магистралей достигла 200 км в час.
Портовое строительство в приморских районах Китая предназначено главным образом для удовлетворения потребностей в перевозках угля, контейнеров, импортной железной руды и зерна, для погрузочно-разгрузочных операций между материком и островами, стыковки с глубоководными морскими фарватерами и другими системами перевозок. При этом особенно активно ведется строительство системы контейнерных перевозок. В портах Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Шанхай, Нинбо, Сямэнь и Шэньчжэнь построено множество глубоководных контейнерных причалов, в результате эти порты превратились в важные узлы контейнерных перевозок страны. С целью укрепления системы перевозки угля возведены ряд новых причалов для угольных барж. К концу 2007 г. в главных портах насчитывалось более 2500 причалов для средне- и крупнотоннажных судов, включая 1030 причалов для судов водоизмещением свыше 10 тыс. тонн. За год обработано 75 млн. стандартных контейнеров, по этому показателю Китай три года подряд занимает 1-е место в мире.
В Китае имеется 10 портов с пропускной способностью свыше 100 млн. тонн в год, а по контейнерным перевозкам Шанхай, Шэньчжэнь, Циндао, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Сямэнь, Нинбо и Далянь вошли в число 50 крупнейших портов мира. Шанхайский морской порт, к примеру, в 2007г. обработал 443 млн. тонн грузов и, опередив Сингапур, вышел на первое место в мире.
К концу 2007 г. в Китае действовали 135 гражданских аэропортов. Оборот воздушных грузоперевозок достиг 7,89 млрд. тонн/км в год, пассажироперевозок — 204,5 млрд. человек/км, общий объем перевезенных грузов достиг 3,067 млн. тонн. В стране открыто всего 1257 гражданских воздушных линий, из них 1024 внутренних, соединяющих все крупные и средние города страны, и 233 международных, связывающие Китай с более чем 70 городами зарубежных стран.
Таким образом, подведем основные итоги проведенного анализа развития КНР. КНР сейчас – это страна, превратившаяся в мировую торговую державу. К главному внутреннему фактору развития следует отнести взвешенную социально-экономическую политику. Основным внешним фактором роста китайской экономики стало резкое увеличение экспорта продукции за рубеж.Информатика стала первой опорной отраслью промышленности Китая. Теперь в стране создано около тысячи зон освоения высоких и новых технологий. КНР обладает мощной транспортной системой, страна занимает второе место в мире. В этих условиях перед Европой встает вопрос – каким образом отвечать на вызовы со стороны набирающей силу китайской экономики: огораживаться от Китая или развивать с ним сотрудничество в различных формах. [1] продолжение
--PAGE_BREAK--