Реферат по предмету "Экономика"


Совершенствование организации работ по охране окружающей среды

--PAGE_BREAK--
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1 РОЛЬ СОХРАНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Наиболее слабым звеном действующего механизма управления  природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности сказывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов [11], с. 10-11.

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изменения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по облегчению рационального природопользования. Экономические методы, включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п.

Экологическое состояние многих районов нашей страны вызывает законную тревогу общественности.

В многочисленных публикациях  показано, что во многих регионах нашей страны наблюдается устойчивая тенденция к многократному, в десятки и более раз превышению санитарно-гигиенических норм по содержанию в атмосфере городов окислов углерода, азота, пыли, токсичных соединений металлов, аминов и других вредных веществ. Имеются серьезные проблемы с мелиорацией земель, бесконтрольным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений, чрезмерным использованием пестицидов, гербицидов. Происходит загрязнение сточными водами промышленных и коммунальных предприятий больших и малых рек, озер, прибрежных морских вод. Из-за постоянного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительности происходит деградация экосистем, сокращение продуктивных возможностей биосферы [14], с. 58.

Загрязнение среды обитания вредно отражается на здоровье людей, приносит значительные убытки народному хозяйству. В последнее врем обстановка ухудшилась настолько, что многие районы объявлены районами экологического бедствия.

Общие выбросы двуокиси азота оцениваются в 6,5*108 т/год, выбросы серы составляют 2,4*108 т/год, промышленность выбрасывает 5,2*107 т/год всевозможных отходов. Выбросы углекислого газа, сернистых соединений в атмосферу в результате промышленной деятельности, функционирования энергетических, металлургических предприятий ведут к возникновению парникового эффекта и связанного с ним потепления климата. По оценкам ученых глобальное потепление без принятия мер по сокращению выбросов парниковых газов составит от 2-х до 5 градусов в течение следующего столетия, что явится беспрецедентным явлением за последние десть тысяч лет. Потепление климата, увеличение уровня океана на 60-80 см к концу следующего столетия приведут к экологической катастрофе невиданного масштаба, угрожающей деградацией человеческому сообществу [9], с. 74-80.

Другая опасность связана с дефицитом чистой пресной воды. Известно, что промышленность потребляет 3000 куб. км пресной воды в год, из которых примерно 40% возвращается в цикл, но с жидкими отходами, содержащими продукты коррозии, отработанное масло, органику, частицы золы, смол, технологические сбросы, в том числе вредные компоненты типа тяжелых металлов и радиоактивных веществ. Эти жидкости растекаются по водным системам, причем вредные вещества депонируются в фитоценозах, донных отложениях, рыбах, распространяются по трофическим, т.е. пищевым цепям, попадают на стол человека. Расход пресной воды на сельскохозяйственные нужды — орошение, ирригацию стал в некоторых районах столь велик, что вызвал крупные необратимые сдвиги в экологическом равновесии целых регионов. Среди других экологических проблем, связанных с антропогенным воздействием на биосферу, следует упомянуть риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почв и опустынивание зернопроизводящих районов, закисление природных сред, изменение электрических свойств атмосферы. 

Значительную опасность для живых существ, для популяций организмов в экосистемах представляют аварии на предприятиях химической, атомной промышленности, при транспортировании опасных и вредных веществ. Известные аварии на химическом заводе в Бхопале (Индия), на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС, аварии с нефтеналивными судами, да и результаты скоротечной войны в Персидском заливе показывают масштабы экологических бедствий современного общества. Очевидно, что необходим радикальный пересмотр наших отношений с природой, нужны решительные шаги по защите окружающей среды, в частности многократное усиление мер воздействия нормативных рычагов на хозяйственную практику. Совершенно недопустимо, чтобы установленные нормативами предельные концентрации вредных веществ в воздухе, воде реально превышались в сотни раз. Нужно сделать невыгодным или даже разорительным пренебрежение к охране окружающей среды. Право людей на чистый воздух, чистые реки и озера должно не только декларироваться, но и реально обеспечиваться всеми доступными для государства средствами.

Особо актуальными становится вопросы регулирования ответственности за ущерб, в том числе за экологический ущерб при создании в нашей стране основ правового государства, при переходе к рыночным отношениям в экономике. Здесь важно найти разумные экономические рычаги, правильно соотносить выгоды и потери, доходы и расходы на компенсацию ущерба. Важной задачей является разработка вопросов нормативного разграничения допустимых и недопустимых воздействий, оценивания стоимости экологического ущерба [18], с. 19.

Основными направлениями в ограничении вредных техногенных воздействий на биосферу являются ресурсосбережение и разработка экологически чистых или безотходных технологий. Чистоту вод можно улучшить методами биотехнологии.

Радикальный путь оздоровления экологической обстановки — сокращение вредных выбросов и сбросов, увеличение безаварийности и безопасности опасных производств, переход на безотходные технологии, концентрация и надежное захоронение вредных отходов, разумное сотрудничество и международная взаимопомощь при экологических катастрофах.

В работе по оздоровлению окружающей среды, ограничению воздействий вредных веществ на биоту важную роль играют службы контроля состояния природы, среды обитания людей, локального и регионального мониторинга окружающей среды. Эти службы, вооруженные современной измерительной техникой и приборами контроля должны оперативно оповещать население о всех случаях приближения параметров окружающей среды к опасному уровню. Важную роль в защите среды обитания человека от загрязнения должна сыграть глобальна система мониторинга состояния окружающей среды, охватывающая Мировой океан и все континенты, основанная на национальных системах, но находящаяся под эгидой ООН.
2.2 РУКОВОДСТВО РАБОТАМИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Для организации постоянной работы по охране окружающей среды и выполнения соответствующих нормативных требований на крупных предприятиях создаются экологические службы (отделы). На средних и мелких предприятиях соответствующая работа возлагается на эколога (инженера по охране окружающей среды).

Экологическая служба предприятия должна решать следующие вопросы:

·                   поддерживать контроль за соблюдением в подразделениях предприятия экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды;

·                   разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды;

·                   контролировать выполнение планов по охране окружающей среды;

·                   участвовать (в качестве представителя предприятия) в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники;

·                   участвовать в проведении научно исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предо вращению загрязнения окружающей среды выбросами вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов;

·                   контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов;

·                   контролировать состояние окружающей среды в районе расположения предприятия;

·                   составлять технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию;

·                   проверять соответствие технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;

·                   вести в установленном порядке отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.

В том случае, если предприятие работает в рамках стандартов серии ИСО 14000, экологическая служба поддерживает и сопровождает работу на предприятии по обеспечению требований этих стандартов.
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Многие современные технологические процессы связаны с дроблением и измельчением веществ, транспортированием сыпучих материалов. При этом часть материала переходит в пыль, которая вредна для здоровья и наносит значительный материальный ущерб народному хозяйству вследствие потери ценных продуктов.

Для очистки применяют различные конструкции аппаратов. По способу улавливания пыли их подразделяют на аппараты механической (сухой и мокрой) и электрической очистки газов. В сухих аппаратах (циклонах, фильтрах) используют гравитационное осаждение под действием силы тяжести, осаждение под действием центробежной силы, инерционное осаждение, фильтрование. В мокрых аппаратах (скрубберах) это достигается промывкой запыленного газа жидкостью. В электрофильтрах осаждение на электроды происходит в результате сообщения частицам пыли электрического заряда. Выбор аппаратов зависит от размеров пылевых частиц, влажности, ско­рости и объема поступающего на очистку газа, необходимой степени очистки.

Для очистки газов от вредных газообразных примесей используют две группы методов— некаталитические и каталитические. Методы первой группы основаны на выведении примесей из газообразной смеси с помощью жидких (абсорберов) и твердых (адсорберов) поглотителей. Ме­тоды второй группы заключаются в том, что вредные примеси вступают в химическую реакцию и превращаются в безвредные вещества на поверхности катализаторов. Еще более сложный и многоступенчатый процесс представляет собой очистка сточных вод.

Сточными водами называются воды, использованные промышленными и коммунальными предприятиями и населением и подлежащие очистке от различных примесей. В зависимости от условий образования сточные воды делят на бытовые, атмосферные (ливневые, стекающие после дождей с территорий предприятий) и промышленные. Все они содержат в той или иной пропорции минеральные и органические вещества.

Сточные воды от примеси очищают механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и термически­ми методами, которые, в свою очередь, подразделяются на рекуперационные  и деструктивные. Рекуперационные методы предусматривают извлечение из сточных вод и дальнейшую переработку ценных веществ. При деструктивных методах вещества, загрязняющие воду, подвергают разру­шению путем окисления или восстановления. Продукты разру­шения удаляют из воды в виде газов или осадков.

Механическую очистку применяют при удалении твердых нерастворимых примесей, используя методы отстаивания и филь­трования с помощью решеток, песколовок, отстойников. Хими­ческие методы очистки применяют для удаления растворимых примесей с помощью различных реагентов, вступающих в хи­мические реакции с вредными примесями, в результате чего образуются малотоксичные вещества. К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен, адсорбцию, кристал­лизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методы считаются основными для обезвреживания сточных вод от органических примесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточное количество кислорода в воде. Эти аэробные процессы могут протекать как в естественных условиях— на полях орошения при фильтрации, так и в искусственных сооружениях— аэротенках и биофильтрах [13], с. 19.

Производственные сточные воды, не поддающиеся очистке перечисленными методами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, или закачке в глубинные скважины (в результате чего возникает опасность загрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных (цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки.

Для обеззараживания сточных вод от микробов, содержащихся в бытовых, особенно в фекальных, стоках, при­меняется хлорирование в специальных отстойниках.

После того как решетки и прочие приспособления освободили воду от минеральных примесей, микроорганизмы, содержащиеся в так называемом активном иле, «съедают» органические загрязнения, т. е. процесс очистки обычно проходит несколько ступеней. Однако и после этого степень очистки не превышает95%, т. е. полностью устранить загрязнение водных бассейнов не удается. Если к тому же какой-либо завод спустит в городскую канализацию свои сточные воды, не прошедшие предварительной физической или химической очистки от каких-либо ядовитых веществ на цеховых или заводских сооружениях, то микроорганизмы в активном иле вообще погибнут и для возрождения активного ила может понадобиться несколько месяцев. Следовательно, стоки данного населенного пункта в течение этого времени будут загрязнять водоем орга­ническими соединениями, что может привести к его эвтрофикации.

Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблема сбора, удаления и ликвидации или утилиза­ции твердых производственных отходов' и бытового мусора, которого приходится от300 до500 кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органи­ческих удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах. Специально оборудованные свалки, общее число которых в мире достигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собой до­вольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранении токсичных или радиоактивных отходов.

Под складирование более50 млрд. т накопленных в России отходов занято250 тыс. га земельных угодий [17], с. 64-69.
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА

Согласно федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, транспортных средств допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в их выбросах техническим нормативам выбросов [2].

Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.

Основные направления воздухоохранных мероприятий для действующих производств включают технологические и специальные мероприятия, направленные на сокращение объемов выбросов и снижение их приземных концентраций.

Технологические мероприятия включают:

·                   использование более прогрессивной технологии по сравнению с применяющейся на других предприятиях для получения той же продукции;

·                   применение в производстве более экологичных видов топлива;

·                   применение рециркуляции дымовых газов;

·                   увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;

·                   внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия.

 К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объемов и токсичности выбросов объекта и снижение приземных концентраций загрязняющих веществ, относятся:

·                   сокращение неорганизованных выбросов;

·                   очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов;

·                   улучшение условий рассеивания выбросов.

В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха [2].

Предприятие обязано организовать первичный учет по охране атмосферного воздуха. С этой целью проводится инвентаризация источников вредных выбросов. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. В случае реконструкции и изменения технологии предприятие производит уточнение проведенной ранее инвентаризации. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных организованных и неорганизованных источников загрязнения, имеющихся на предприятии, и от автотранспорта. Производственные затраты, связанные с оплатой работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, относятся на себестоимость продукции в составе общехозяйственных расходов [11], с. 48-53.

Предприятия, для которых установлены предельно допустимые выбросы (ПДВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ. При контроле за соблюдением ПДВ основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздушной смеси после газоочистных установок или в местах непосредственного выделения веществ в атмосферу. Для повышения достоверности контроля за ПДВ, а также при невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и другие методы.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии подразделяется на следующие виды:

·                   контроль непосредственно на источниках выбросов;

·                   контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта.

При контроле за соблюдением нормативов ПДВ непосредственно на источниках загрязнения составляется перечень веществ, подлежащих контролю. Приводится перечень методик, которые используются или будут использоваться. Отдельно приводится перечень веществ для которых отсутствуют стандартные методики.

В случае нецелесообразности или невозможности определения выбросов загрязняющих веществ аналитическими методами приводится обоснование использования расчетных балансовых методов, удельных выбросов и т. д.

План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов оформляют в виде таблицы.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ оформляют в виде таблицы.

В этом разделе ПДВ приводятся также предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах.

По результатам экспертизы проектно-нормативной документации специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды оформляет норматив допустимых выбросов и разрешение на выброс загрязняющих веществ. Нормативы допустимых выбросов в атмосферу устанавливаются на срок 5 лет, а разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается на 1 год.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов природопользователю устанавливаются лимиты на выбросы, действующие только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов.

Для правильного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от эксплуатации автомобильного транспорта на предприятии должны вестись журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража. Кроме того, ведется журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям, а также журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями [10], с. 84-86.

Размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых промышленных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов должно обеспечить сохранение нормативов качества атмосферного воздуха. Совокупность выбросов, а также вредных физических и других воздействий от проектируемых и действующих предприятий не должна приводить к превышению нормативов предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, должны оснастить источники выбросов сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых веществ [14], с. 56.

Для разработки мер по охране воздушного бассейна создается специальная проектная документация.

Основными задачами разработки проектной документации промышленного предприятия являются:

·       уточнение по сравнению с предпроектными проработками состава, количества и параметров выбросов источников загрязняющих веществ предприятия (производства);

·       определение комплекса мероприятий по уменьшению вредных выбросов от вводимых и действующих производств;

·       определение степени влияния выбросов рассматриваемого предприятия (производства) на загрязнение атмосферы на границе санитарно-защитной зоны и в населенных пунктах, находящихся в зоне влияния предприятия;

·       разработка предложений по нормативам ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для источника загрязнения проектируемого объекта;

·       определение стоимости мероприятий по охране атмосферного воздуха, ущерба от загрязнения атмосферы, а также экономической эффективности принятых воздухоохранных мероприятий.

При проектировании предприятий, зданий и сооружений, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающие минимальные валовые выбросы загрязняющих веществ. Необходимо в первую очередь применять активные способы уменьшения выбросов путем внедрения безотходных технологий, комплексного использования сырья и утилизации отходов производства.

В проектной документации приводятся краткие сведения:

·       об основных мероприятиях и их эффективности по очередям строительства с целью обеспечения установленной ПДК вредных веществ в атмосфере;

·       установленных для каждого источника технологических вредностей проектируемого объекта нормативах ПДВ вредных веществ (г/с или т/год);

·       установленном размере санитарно-защитной зоны;

·       экономической эффективности затрат на мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения [17], с. 19-25.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.5 СОСТАВ И СТРУКТУРА ЗАТРАТ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Природоохранные мероприятия — это все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Можно выделить следующие виды природоохранных мероприятий:

·                   производственно-технологические (установка очистного оборудования, внедрение замкнутых технологических линий, освоение производства экологически чистой продукции, меры по утилизации и переработке отходов и вторичных ресурсов и т.п.);

·                   организационно-управленческие мероприятия (разработка и внедрение новых экологических стандартов и нормативов, разработка и внедрение природоохранного законодательства и т.п.);

·                   научно-исследовательские;

·                   образовательно-воспитательные.

Природоохранные мероприятия сопровождаются затратами:

·                   затраты на покупку, установку, обслуживания и ремонт природоохранного оборудования и средств экологического контроля;

·                   затраты на модернизацию основного производства в целях обеспечения необходимого уровня экологической безопасности и ресурсосбережения;

·                   затраты (государственные, частные) на реализацию экологических и ресурсосберегающих программ;

·                   затраты, связанные с управлением и контролем в области природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с принятой методологией статистического учета, в состав затрат на охрану природы включают:

·                   текущие затраты предприятий на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений и проведение мероприятий по охране окружающей среды;

·                   затраты на капитальный ремонт производственных основных фондов по охране окружающей среды;

·                   затраты на содержание природных охраняемых территорий;

·                   затраты на ведение лесного хозяйства;

·                   капитальные вложения в ресурсосберегающие технологии;

·                   прочие затраты (на образование, научные изыскания, содержание органов охраны природы и т.д.).

Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и капитального ремонта природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий и возмещаются главным образом за счет собственных и заемных средств этих предприятий.

Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (ресурсосбережение) финансируются из централизованных источников (государственный бюджет) и из средств (собственных и заемных) предприятий-природопользователей [13] с. 59-76.
Платежи за  пользование  природными ресурсами  в  соответствии  с Законом  Российской Федерации  от  27.12.91 г. № 2118-1 «Об  основах налоговой  системы  в  Российской Федерации»  отнесены  к  федеральным налогам (п.  «и» ст.  19). Плата за  загрязнение окружающей  природной среды и  введенная на  территории  Российской Федерации  с 1991  г., относится к указанным платежам, а значит, к федеральным налогам [4].

Платежи вносят организации, деятельность которых оказывает вредное воздействие на природную среду.

Плата взимается  за:

·        выбросы, сбросы  загрязняющих веществ,  размещение отходов  и  другие  виды загрязнения  в  пределах установленных   лимитов;

·        выбросы,   сбросы   загрязняющих   веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

При нарушении установленного  срока  внесения в  бюджет платы  за загрязнение окружающей природной среды с 1 января 1999 г.  применяются пени в размере, предусмотренном  ст. 75 Налогового кодекса  Российской Федерации  (предприятие  уплачивает  пени в  размере  одной  трехсотой действующей   на  каждый   день   просрочки  ставки   рефинансирования Центрального банка Российской Федерации) [5].

Налогооблагаемой базой при расчете платежей являются объемы вредного воздействия за выброс или сброс 1 т загрязняющих веществ, размещение 1 т или 1 м3 отходов.

Платежи за  загрязнение  окружающей природной  среды,  размещение отходов,  осуществляемые  в  пределах лимита,  финансируются  за  счет себестоимости  продукции  (работ,  услуг),  сверхлимитные — за  счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

Расчет платежей за предусмотренные законодательством виды вредного воздействия на природную  среду  производится организацией исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. В данном случае не имеет значения, находятся ли различные стационарные и передвижные источники загрязнения природной среды в личной собственности (владении) этой  организации, привлечены ли на  условиях аренды или  получены каким-либо иным  способом. Указанные  организации должны получить в установленном порядке разрешения на выбросы,  сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. При этом плата вносится как за сверхнормативные, так и за нормативные выбросы загрязняющих веществ.

Порядок исчисления и применения нормативов платы  за  использование природных ресурсов  определяется Правительством Российской Федерации. Разработаны  и  утверждены  Министерством охраны  окружающей среды и  природных   ресурсов  Российской  Федерации 27.11.92 г. базовые  нормативы платы за выбросы, сбросы  загрязняющих веществ в окружающую  природную среду  и  размещение   отходов,  а  также  коэффициенты,   учитывающие экологические  факторы. Изменение платы за загрязнение  окружающей природной среды осуществляется путем индексации нормативов платы.

Ежегодно государственным органом, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды (в настоящее время — Министерство  природных  ресурсов  Российской  Федерации) по согласованию с Минфином и Минэкономразвития, утверждается федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды.

Поскольку налоговыми органами при проверке уплаты платежей природопользователем охватывается период в несколько лет, в таблице 2 приведены все коэффициенты индексаций.

Таблица 2 – Федеральный коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды



1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Федеральный коэффициент индексации

2

17

10

35

42

48

62

80

94

110.9



Таким образом, базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные в1992 году, увеличились в110.9 раза.

Субъекты РФ устанавливают региональные коэффициенты, которые, как правило, не превышают федерального. Региональные коэффициенты, превышающие федеральный, должны пройти утверждение в МПР России, а также согласование с Минфином России и Минэкономразвития России.

Кроме изложенных выше коэффициентов, введение которых связано с инфляцией, в расчетах применяются также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы. Эти коэффициенты имеют разное значение по атмосферному воздуху и почве в зависимости от экономического района. Например, по Северо‑Западному экономическому району этот коэффициент составляет по атмосферному воздуху1.5, а по почве  — 1.3.

В расчетах платы применяются также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов, установленные уже по101 бассейну морей и основных рек.

При этом следует иметь в виду, что коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, в эколого‑курортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции — до2 раз, а для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров — на20 %  [16], с. 68-80.

 Плата за  нормативные  и сверхнормативные  выбросы и  сбросы  загрязняющих веществ,  размещение отходов  распределяется   между  федеральным   бюджетом  и   бюджетами субъектов Российской Федерации:

·       19% платы в федеральный бюджет, в том числе 9%, ранее поступавшие в Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

·       81% платы   в  бюджет   субъекта   Российской  Федерации,   ранее поступавшей  в   территориальный  экологический   фонд  и   подлежащей дальнейшему распределению между фондом субъекта и местными фондами.

Плата за загрязнение  окружающей природной  среды не  освобождает природопользователей от  выполнения мероприятий  по охране  окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

В случае  упразднения   территориальных экологических  фондов  в  субъектах  Российской  Федерации, впредь до установления иного законодательным актом Российской Федерации,  штрафы  за экологические правонарушения должны  зачисляться в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа [12], с. 35-40.

В целом по российским предприятиям группы текущие затраты на охрану окружающей среды в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 23,7% и составили 10 883,2 млн. руб., из них текущие затраты ЗФ – 9 635,8 млн. руб., КГМК – 1 054,4 млн. руб.

Затраты на охрану окружающей среды зарубежных предприятий Norilsk Nickel International в 2008 году составили 7,6 млн. долларов США (из них в Финляндии и Австралии – по 3,1 млн. долларов США,  в Африке – 1,4 млн. долларов США), что больше показателя 2007 года на 95% .

Затраты на выполнение природоохранных мероприятий в целом на российских предприятиях  составили 2 854,6 млн. руб., что на 64,1% больше, чем в 2007 году, в том числе затраты ЗФ — на 1 266,5 млн. руб. больше,  КГМК – на 198,7 млн. руб. [18], с. 96.

В условиях рыночной экономики все чаще затрагивается вопрос о защите окружающей среды, т. к. в последние годы возросло число промышленных предприятий, что неблагоприятно влияет на окружающую среду. Создано законодательство по уменьшению и регулированию вредных выбросов в атмосферу и окружающую среду в целом. Это явилось толчком для экологизации производства, созданию нового оборудования, которое уменьшило бы выброс вредных веществ в среду.



3. ПРОЕКТ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

На ОАО «ПБТФ» разработан следующий план мероприятий по охране окружающей среды, представленный в таблице 3.

Таблица 3 — План мероприятий по охране окружающей среды 2007 г.-2010 г.

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Выделено денежных средств, тыс. руб.

Составление проекта нормативов ПДВ

Апрель 2007

18,0

Составление проектов нормативов образования отходов

Февраль  2007

29,0

Получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, стационарными источниками

Январь 2008

6,0

Утверждение лимитов на размещение отходов

Январь 2008

7,0

Приказ о назначении лиц на сбор и размещение отходов

Январь 2008



Передача отходов на утилизацию специальным предприятиям

Один раз в год



Разработка паспортов опасных отходов

Март 2008

31,0

Провести обучение 2х сотрудников, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами

Февраль 2008

16,0

Все мероприятия по охране окружающей среды были выполнены в срок и не потребовали излишних затрат.

На данном предприятии приводятся следующие формы производственного контроля:

·        плановые проверки деятельности цехов и служб по соблюдению правил эксплуатации оборудования и технологических параметров, влияющих на количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

·        плановый (периодический и постоянный) аналитический контроль выбросов загрязняющих веществ от источников загрязнения атмосферы и соответствия параметров работы газоочистных и пылеулавливающих установок проектным, в том числе для целей мониторинга, а также проведение работ по инвентаризации выбросов;

·        плановый контроль содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на контрольных точках в районе действия предприятия путем инструментальных измерений.

Основными документами предприятия в области охраны окружающей среды являются:

·          экологический паспорт проекта, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы проектов;

·          технический отчёт по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·          проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ)», содержащий план мероприятий, план-график контроля источников загрязнения атмосферного воздуха, план природоохранных мероприятий;

·          технический отчёт об обследовании;

·          технологические регламенты производства;

·          разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

·          Решение исполнительного комитета о согласовании лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

·          карточки источников локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 

Так же планируется установка нового оборудование по отчистке сточных вод. Схема работы очистного сооружения представлена на рисунке 3.

Производственные сточные воды поступают в накопитель-усреднитель сточных вод. Предварительная обработка сточных вод зависит от особенностей химического состава стоков.



                                                                                                             





                                                                                                                            




                                                                                




 

Рисунок 3. Схема работы очистного сооружения

Суть биологической очистки заключается в обработке сточных вод специализированной культурой сульфатвосстанавливающих бактерий, обладающих способностью в анаэробных условиях восстанавливать сульфаты до сероводорода с одновременным окислением органических веществ и разрушением фосфатов, нитратов, ионов аммония. Анаэробное разложение органических загрязнений происходит в  герметичных стальных аппаратах биотенках, на две трети заполненных пористым материалом, на котором иммобилизован специализированный симбиоз микроорганизмов. В результате жизнедеятельности микроорганизмов происходит снижение концентрации органических загрязнений. В процессе биохимической очистки также уменьшается  содержание минеральных веществ.

Обеззараживание и дезодорация очищенной воды осуществляется на стадии озонирования. Здесь же происходит дополнительное окисление остатков органических веществ.

На следующей стадии в тонкослойных отстойниках   происходит удаление взвешенных веществ. Отделенный осадок собирается в уплотнителе осадка и обезвоживается механическим способом, после чего осадок направляется на утилизацию или вывозится в места складирования. Объем образующегося при этом осадка на порядок меньше, чем при аэробных способах очистки.

Очищенные сточные воды сбрасываются в систему городской канализации. При сбросе очищенных сточных вод в водоем дополнительно вводится стадия тонкой фильтрации.

Преимуществами нового оборудования являются:

·        повышение эффективности очистки сточных вод от органических соединений по сравнению с традиционными аэробными технологиями;

·        снижение на 65-70 % общего солесодержания сточных вод;

·        возможность автоматизированного контроля и управления процессом;

·        небольшой объем образующегося осадка;

·        простота и надежность в эксплуатации;

·        меньшая занимаемая площадь очистных сооружений.

Подразделения предприятия ведут строгий контроль за выполнением плана мероприятий по охране окружающей среды, т. к. мониторинг является одним из главных мероприятий в управлении предприятием, а, следовательно, главным в осуществлении мероприятий по охране среды.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.