СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Положительные тенденции вроссийской экономике
2. Отрицательные тенденции в российской экономике
Список использованной литературы
1. Положительные тенденции в российской экономике
Старт проекта“Городской автомобиль”, заключающего в себе разработку и реализацию первогороссийского гибридного автомобиля, в конструкции которого предполагается использованиеэлектрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемогогазово-бензиновым роторно-лопастным двигателем, и от ёмкостного накопителяэнергии. По заявлениям разработчиков, промышленное производство машинзапланировано на сентябрь 2012 г., при этом стоимость автомобиля составит 450000 рублей[1].
Данный проект считаетсяодним из самых перспективных и многообещающим, что подтверждается ужепроведенными успешными испытаниями автомобиля и положительными отзывами, впервую очередь, среди Интернет-аудитории. Кроме того, стоит отметить, чтоосновным организатором и идеологом проекта стал известный российский предпринимательМ.Прохоров, возглавляющий частный российский инвестиционный фонд Группа ОНЭКСИМ– ведущую компанию России в части реализации, как венчурных проектов, так иинвестирования средств в высоконадежные активы финансового и реального сектораотечественной экономики. Предположительные затраты проекта до серийногопроизводства – 150 млн. евро или 6072, 88 млн. руб. В качестве основныхположительных эффектов для российской экономики на федеральном, региональном иместном уровнях территориального деления можно выделить следующие:
1. Новый автомобиль на90% будет состоять из комплектующих деталей отечественного производства, чтодолжно создать благоприятный эффект для повышения спроса на продукциюпромышленного производства начиная с добывающих и обрабатывающих отраслей(цветная металлургия, химическое производство) и заканчивая производствоммашин, оборудования и электрооборудования;
2. стартовая мощность ужестроящегося в поселке Марьино Ленинградской области автомобильного заводадолжна составлять 10 – 20 тыс. автомобилей в год с последующим увеличениемобъема производства до 40 – 50 тыс. Также планируется последующее наращиваниепроизводительных мощностей за счет строительства 5 новых сборочных площадок. Вданном случае можно говорить о социально-экономических последствиях реализациипредставленных планов, к которым стоит отнести образование новых дополнительныхрабочих мест и создание или модернизацию уже существующих инфраструктурныхкомплексов в предположительном районе производств;
3. реализация дополнительнойвнебюджетной поддержки существующих научно-технических разработок в областиавтомобиле- и приборостроения, привлечение повышенного внимания к существующимпроблемам российской науки.
Хотя разработка иреализация данного проекта носит характер частной инициативы, в её основе лежатобъективные факторы, продиктованные общими макроэкономическими тенденциямиразвития нашей экономики. К подобным причинам можно отнести назревшиепредпосылки к модернизации всей экономической системы страны, главным образомпо пути создания новых конкурентоспособных отечественных производств, продукциякоторых могла бы наравне конкурировать с ведущими иностранными производителями.Данный вопрос приобретает особую принципиальность в свете продолжающейсястагнации российской автомобильной промышленности. Однако стоит указать, что вкачестве основного экономического акселератора явилась общая стабилизацияэкономики страны по сравнению с реформаторскими 90ми гг., а также постепенноеналаживание и совершенствование существующих внешнеторговых связей, вследствиечего в течение последнего десятилетия российская экономика стала болеепривлекательна для иностранных финансовых вложений как прямых, так ипортфельных.
Распространение возможныхэффектов от реализации описываемого проекта описано выше в пунктах 1, 2 и 3.
Возможные риски данногопроекта:
— по причине “полногоотсутствия у разработчиков опыта проектирования и массового выпуска автомобилейтакого уровня и класса”[2] существует возможностьотклонения от намеченных целей в сроках и надлежащем качестве будущей продукциив пределах среднесрочной перспективы;
— продолжающееся падениемировой экономики, имеющее выражение в падении совокупного потребительскогоспроса, в том числе и российской в реальном выражении, может создатьдополнительные трудности и преграды при уже массовом производстве автомобиля надолгосрочной перспективе;
— возможное вступлениеРоссии в ВТО станет, по всей видимости, сильным ударом для всей российскойэкономики, имеющей в своей структуре массу нерентабельных и заведомо убыточныхпроизводств, в целом, и для подобного амбициозного, но ещё не окрепшегопроекта, как “Ё-мобиль”.
Преодолениепредприятиями нефтехимического комплекса г. Тольятти негативных последствий мировогоэкономического кризиса 2008 г. на примере ООО “Тольяттикаучук”.
Согласно отчету осоциально-экономическом развитии городского округа Тольятти за 2010 г.,благодаря целенаправленной работе по техническому перевооружению и обновлениюосновных производственных фондов данного предприятия удалось нарастить выпускпо большинству видов продукции, в результате чего индекс химическогопроизводства 2010 г. составил 106,3% к соответствующему периоду прошлого года,в том числе в декабре – 119,4% к уровню декабря 2009 г. Бесспорно, подобнаятенденция носит исключительно положительный характер, так как ООО“Тольяттикаучук” является основным производителем каучуковой продукции вРоссии, обладая четвертью его рынка, и вторым в Европе по объему производства [3].
В качестве основныхпредпосылок подобных результатов в отрасли, в целом, и на данном предприятии, вчастности, явилась происходящая сегодня переориентация федеральной бюджетнойполитики в сторону реальной финансовой поддержки собственных производительныхсил, главным образом, в отраслях создающих продукт с наибольшей добавленнойстоимостью; и с другой стороны заинтересованность и потребность крупнейшихиностранных экономик в продукции российской химической промышленности, обладающейвысокими показателями качества и надежности.
К основным возможностямраспространения данного успеха можно отнести повышение синергетического эффектав части образования дополнительных доходов у контрагентов предприятия,представленных в данном случае транспортными, нефтедобывающими инефтеперерабатывающими компаниями России. Также вследствие активнойвнешнеторговой деятельности предприятия, представленной экспортными операциямис такими странами как Китай, США, ФРГ и прочие, по поставкам каучука, позволитпривлечь дополнительную ликвидность, как в бюджет, так и в частный секторэкономики.
Накопленные противоречияв сфере международной торговли, выраженные, прежде всего, в создании ирасширении так называемых “финансовых пузырей”, оказывающих непосредственноевлияние на реальные товарные сделки между контрагентами, представляют самуюосновную угрозу для дальнейшего благоприятного развития внешнеторговойдеятельности данного предприятия. Также к рискам среднесрочного характера можноотнести продолжающийся рост тарифов естественных монополий, продукция и услугикоторых составляют значительную часть косвенных расходов на подобныхпредприятиях.
Продвижение и развитиеглобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, являющейся одной из двухфункционирующих спутниковых систем глобальной спутниковой навигации.
Данная навигационнаясистема является действительным шагом в сторону преодоления зависимостироссийской экономики и государства в целом от доминирующей на сегодняшний деньамериканской навигационной системы NAVSTAR GPS. ГЛОНАСС является сферой прямыхгосударственных интересов и тесно связан с космической отраслью иоборонно-промышленным комплексом страны. В настоящее время развитием проектаГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО“Российские космические системы”[4].
Российская системаспутниковой навигации представляет интерес не только для указанных вышеотраслей, но также находит всё большее применение и в частном пользовании дляавтолюбителей и автотранспортных организаций.
Факторами успеха сталнакопленный со времен Советского союза опыт в области приборостроения икосмических технологий, а также созданная в тот же периодматериально-техническая и научная базы.
Экономический эффект отвнедрения в широкое пользование заключается в переориентации российскогопотребительского спроса с западного аналога и переход на отечественную систему.Причем данный переход не должен носить со стороны государства характер сугубопротекционистских мер. Всё должно происходить в ключе реальной конкуренции безиспользования административного ресурса и насаждения продукции, только потому,что она разработана и произведена на базе отечественных технологий, то естьданный переход должен носить естественный и добровольный характер.
Возможные риски внедрениясистемы и развития успеха:
— высокая зависимостьпроекта от бюджетных средств, отсутствие частного капитала, а значит идиверсификации рисков;
— техническоенесовершенство устройства приема может стать главным барьером на пути егоактивного внедрения в частное потребление;
— высокая долякоррупционной составляющей в части распределения бюджетных средств, результатомчего может стать частичное недофинансирование проекта, что непосредственнобудет откладываться на качестве производимых работ по дальнейшему внедрениюсистемы.
2. Отрицательные тенденции в российской экономике
экономикароссия мировой кризис
Падение эффективностикрупнейших российских государственных компаний – ОАО “Газпром”, ОАО “РусГидро”,ОАО “Роснефть”
Проводимая в последнеедесятилетие экономическая политика не в силах выдержать серьезнойконструктивной критики, начиная социальными реформами, выразившихся главнымобразом в монетизации льгот, и заканчивая государственным управлениемкрупнейшими российскими компаниями. Спектр проблем и диспропорций существующейсистемы достаточно широк и многообразен, но в качестве основной и вездесущейпроблемы на первый план всегда выделяется устоявшаяся зависимость российскойэкономики от собственного сырьевого сектора, а если ещё точнее – от мировойконъюнктуры цен на энергоносители. Однако на самом деле подобные высказыванияносят не совсем точный характер. Понятно, что основные денежные потокиустремляются и оседают именно в нефтяном секторе, но сама проблема зависимостисостоит не в этом. Причина в данном случае кроется в неспособности самойэкономической системы к дальнейшему эффективному перераспределению излишексредств в остальные сектора национальной экономики. Подтверждением данноготезиса является работа М. Хазина и О. Григорьева – одних из самых авторитетныхи востребованных российских экономистов, в области описания “моделипросачивания”[5]. Схема модели изображенана рис.1.
/>
Рис. 1 “Модельпросачивания” российской экономики
И одной из основныхпричин такой неспособности к перераспределению является низкая эффективностьдеятельности указанных в заголовке государственных компаний, так как именно наних возложена данная функция. Что в длительной перспективе можно расцениватькак абсолютный провал всей экономической политики России.
Активным планом действияпо преодолению описанной выше негативной ситуации должно стать налаживаниеданных каналов и связей, а также добросовестная приватизация данных компаний сминимизацией влияния государственных институтов в данной сфере.
Нарастающий дефицитПенсионного фонда России
Данная проблема носитостро выраженный социально-экономический характер, последствия которой скажутсяна каждом элементе существующей системы. Согласно заявлению министра финансовА.Кудрина, “из федерального бюджета в этом году в Пенсионный фонд России (ПФР)будет перечислено 1 трлн. 116 млрд. рублей”[6]. Кроме того, дефицит будет расти ивпредь, что поставит под угрозу само существование пенсионной системы в нашейстране.
В качестве основныхпричин подобного положения дел выделяют: передачу 1 января 2010 г. изфедерального бюджета базовой части трудовой пенсии на финансирование ПФР;введение накопительного компонента (в связи с чем определённый процент тарифаотвлекается на накопления, не участвующие в текущем финансировании пенсий);наличие досрочных пенсий (33% всех пенсионеров выходят на пенсию раньшепенсионного возраста).
Решение данной проблемыможет осуществляться по нескольким направлениям:
— повышение пенсионноговозраста;
— разработка и внедрениеновых инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений;
— продолжение дотированияПФР за счет средств федерального бюджета.
Низкая эффективностьуправления средствами Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния
Накопленные за времяблагоприятной обстановки на внешних сырьевых рынках денежные средства,выраженные в иностранной валюте, к сожалению не сыграли видимого эффекта впроцессе управления макроэкономическими процессами в стране. Напротив, вместонаправления этих средств на развитие собственной экономики – в реальноепроизводство, иностранная валюта была вложена в низкодоходные инструментызападных эмитентов в целях максимизации надежности и сохранности средств.Однако какой смысл хранить эти средства, если они все равно не могут бытьизрасходованы внутри страны? Считается, что если бы данные средства былинаправлены в реальный сектор, то это неминуемо вызвало высокую инфляцию ипрочие негативные факторы. И здесь стоит заметить то, что в основе сегодняшнихинфляционных процессов в нашей стране лежат немонетарные причины, а точнее ростцен происходит в основном за счет роста тарифов естественных монополий. Такжесчитается, что эти средства составляют запас прочности российской экономики илипредставляют из себя своеобразную “подушку безопасности” на случай различныхкризисных ситуаций. В этом случае также необходимо уточнить, что если бы напротяжении докризисного 2008 г. происходило равномерное, а самое главноеобоснованное вкладывание упомянутых денежных средств в собственное реальноепроизводство, то есть в существующие технологические цепочки по средствамбанковской системы, а также создание новых трансфертных связей и рабочих мест,результатом всего этого стала бы окрепшая и самодостаточная национальнаяэкономика.
Список использованнойлитературы
1. Григорьев, О Борьба с “сырьевымпроклятьем” / О.Григорьев, М.Хазин // Однако – 2010. № 4. – С. 18
2. Колесников, А. Как е-мобильМихаила Прохорова нашел себе достойного тест-драйвера / А. Колесников //Коммерсант – 2011. – № 57. – С. 5
3. Мясников, В. Премьер дал стартширокому внедрению ГЛОНАСС-технологий / В. Колесников // Военное обозрение –2010. — № 67. – С. 9
4. Фаляхов, Р. Пенсионеров ждет 2013год / Р. Фаляхов // Финансы – 2010. — № 12. – С. 23
5. Веб-сайт Авто-ревю: [электронныйресурс] // Концёпт-кары / www.autoreview.ru
6. Веб-сайт Сервер пресс-релизов: [электронныйресурс] // Более 1 млн. тонн синтетического каучука производиться в России /pr.b2bsbn.ru