КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»
на тему: Содержание финансового и управленческогоанализа и последовательность его проведения
Челябинск 2009
Оглавление
Введение
1. Финансовый и управленческий анализ
1.1 Содержание и методы финансового анализа
1.2 Содержание и методы управленческого анализа
1.3 Взаимосвязь и последовательность финансового иуправленческого анализа
2. Комплексный анализдеятельности предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Финансовая отчетность является информационной основой для финансовогоанализа и принятия управленческих решений. Становление финансового анализа как научнойдисциплины имеет свою историю и тесно увязано с процессом становления и развитиябухгалтерского учета. В частности, анализ был составной частью системы мемориальногоучета и аудита в феодальной Британии (XII в.)
Переход экономики России на рыночные методы хозяйствования резкоповысил потребность в привлечении инвестиций и вероятность банкротства предприятий.Это в свою очередь потребовало осуществить трансформацию бухгалтерского учета сцелью повышения объективности финансовой отчетности и выполнения на этой основефинансового анализа.
Анализ хозяйственной деятельности как научно-практическая дисциплинав условиях рыночной экономики как бы распадается на три блока:
финансовый анализ — анализ в системе финансового менеджмента,результаты которого общедоступны;
управленческий анализ — анализ в общей системе управленческогоучета и финансового менеджмента, результаты которого имеют ограниченный доступ дажевнутри предприятия, одна из форм которого — управленческий анализ;
1. Финансовый и управленческий анализ1.1 Содержание и методы финансового анализа
Финансовый анализ — это совокупность аналитических процедур,основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера ипредназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономическогопотенциала фирмы, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизацииее деятельности или участия в ней.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерскогоучета и отчетности, которые анализируются с использованием шести основных методов:горизонтальный анализ; вертикальный анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительныйанализ; факторный анализ.
1) Горизонтальный анализ основывается на изучении динамики отдельныхпоказателей во времени, В процессе использования этой методики анализа определяютсяобщие тенденции изменения показателей. Можно выделить такие виды горизонтальногоанализа:
сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателямипредыдущего периода (например, с показателями предыдущего месяца, квартала, года);
сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателямианалогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетногогода с аналогичными показателями второго квартала предыдущего года). Этот вид анализаможно применять на предприятиях с ярко выраженными сезонными колебаниями хозяйственнойдеятельности;
сравнение финансовых показателей за ряд предыдущих периодов.Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных показателейв динамике. Результаты такого анализа удобно оформлять графически.
Все виды горизонтального анализа деятельности дополняются обычноисследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативныхее показателей. Используя результаты таких исследований, можно построить соответствующиефакторные модели, которые потом можно применить в процессе планирования отдельныхпоказателей.
2) Вертикальный (или структурный) анализ основывается на структурномразложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия, процессе примененияэтой методики анализа рассчитывается удельный вес дельных структурных составляющихагрегированного финансового показателя. Распространение получили такие виды вертикального(структурного) анализа:
структурный анализ финансовых показателей, сформированный поотдельным сферам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитываютсяпоказатели относительно операционной, инвестиционной или финансовой деятельности;структурный анализ показателей по отдельным видам продукции.
структурный анализ процесса распределения чистой продукции ичистой прибыли. Такой анализ дает возможность оценить эффективность политики предприятияпо использованию материальных и финансовых ресурсов, доходов, эффективность налоговойполитики;
структурный анализ активов. Результаты этого анализа дают возможностьоценить политику предприятия в области формирования и использования активов предприятия;
структурный анализ капитала. Результаты этого анализа дают возможностьоценить политику предприятия в области использования собственного и темного капитала.
3) Сравнительный анализ показателей деятельности предприятияосновывается на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателеймежду собою. Для практики анализа деятельности предприятия можно выделить такиевиды сравнительного анализа:
сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятияи среднеотраслевых. Такой анализ проводят с целью оценки конкурентной позиции предприятия;
сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятияи конкретных предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабыестороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышениюего конкурентной позиции на конкретном рынке;
сравнительный анализ показателей результативности деятельностиотдельных «центров ответственности» или структурных подразделений предприятия.Такой анализ проводят для выявления резервов повышения эффективности деятельностивнутренних подразделений предприятия;
сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателейдеятельности предприятия. В процессе этого анализа выявляется величина отклоненияфинансовых показателей от плановых (нормативных) и определяются факторы, повлиявшиена эти отклонения. Такой анализ можно проводить при уверенности, что плановые показателиобъективны. В противном случае целесообразно сравнивать факт отчетного периода сфактическими данными предшествующего периода.
4) Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов(причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастическихприемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственноанализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так иобратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативныйпоказатель.
Взаимосвязи анализируемых явлений, характеризующих финансово-хозяйственнуюдеятельность, могут быть весьма многообразными и сложными. Поэтому аналитику целесообразно,абстрагируясь от несущественных связей и явлений, использовать не только перечисленныевыше методы и приемы анализа, но к модели, т.е. строить логические и экономико-математическиемодели. На практике используются три основных типа моделей: дескриптивные, предикативныеи нормативные.
Дескриптивные модели. Эти модели описательного характера, являющиесяосновными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся; построениесистемы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитическихразрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитическихкоэффициентов, аналитические писки к отчетности. Все эти модели основаны на использованииинформации бухгалтерской отчетности.
Предикативные модели — это модели предсказательного, прогностическогохарактера которые используются для прогнозирования доходов, прибыли приятия и егобудущего финансового состояния.
Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактическиерезультаты деятельности предприятий с ожидаемыми результатами, рассчитанными понормативному бюджету. Здесь сравниваются и анализируются отклонения фактическихданных от нормативных значений. Для этого разрабатываются нормативы по каждой статьерасходов, по технологическим процессам, центрам ответственности.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерскойотчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого запределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственнымиорганами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьмаограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрытьвсех секретов успеха фирмы.1.2 Содержание и методы управленческого анализа
Управленческим анализом занимаются все службы (технические, финансовые,налоговые кредитные и т.д.) с целью предоставления информации, необходимой для планирования,контроля и принятия оптимальных управленческих решений.
Управленческий анализ подразделяется на социологические и аналитическиеметоды.
Социологические методы:
1) Метод опроса — ориентирован на получение информации от непосредственныхучастников исследуемых процессов или явлений. Этот метод имеет несколько видов:групповое и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос;формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование.
2) Метод наблюдения — ориентирован на достаточно протяженныйсбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений (проблем).Виды наблюдения: полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое, включенноеи невключенное, структурализованное и неструктурализованное.
Метод эксперимента — ориентирован на проверку жизнеспособностиисследуемого явления (проблемы). Виды экспериментов: полевые, лабораторные, линейные,параллельные и т.д.
Метод анализа документов — ориентирован на задействование всейполноты информации, которая может содержаться в документе. Виды: качественный (традиционный)и формализованный (контент-анализ) анализ.
Аналитические методы включают в себя:
Метод сравнения (сравнение сопоставимых показателей для определенияотклонений от плановых показателей, установления их причины и выявления резервов).Основные виды сравнений, применяемые при анализе: отчетные показатели с плановымипоказателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода; отчетныепоказатели с показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день;показатели сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели технического уровняи качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий;показатели работы одного подразделения с аналогичными показателями работы другихподразделений; показатели сравнения деловых и личных качеств одних работников саналогичными качествами других (возможно попарное сравнение); показатели сравненияиндивидуальных показателей со средними по подразделению; показатели результатовработы до и после введения каких-либо новшеств, нововведений. Сравнение требуетобеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимостькалендарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве,сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).
Индексный метод (разложение по факторам относительных и абсолютныхотклонений обобщающего показателя). Он применяется при изучении сложных явлений,отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимыдля оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.
Балансовый метод (сопоставление взаимосвязанных показателей сцелью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышенияэффективности производства). При применении балансового метода анализа связь междуотдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результатеразличных сопоставлений.
Метод статистики (отражение цифровых показателей, характеризующихпротекание различных процессов, состояний объектов с установленной для целей исследованияпериодичностью). В статистическом исследовании выделяют следующие этапы: регистрация,учет первичных данных с использованием специальных форм; систематизация и группировкаданных по определенным признакам; представление данных в удобном для восприятияи анализа виде; проведение анализа по выяснению сути происходящих процессов и взаимосвязейсоставляющих их элементов.
Метод цепных подстановок (получение корректированных значенийобобщающего показателя путем сравнения значений двух стоящих рядом показателей вцепи подстановок).
Метод элиминирования (выделение действия одного фактора на обобщающиепоказатели организационной деятельности).
Графический метод (средство иллюстрации процессов, исчисленияряда показателей, оформления результатов анализа). Графическое изображение экономическихпоказателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановыеграфики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные,координатные и др.). При правильном построении графические средства обладают наглядностью,выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению.
Функционально-стоимостной анализ (выбор наиболее оптимальныхвариантов, определяющих решения в сложившихся или планируемых условиях).
Особенностями управленческого анализа являются: ориентация результатованализа на свое руководство; использование всех источников информации для анализа;отсутствие регламентации анализа со стороны; комплексность анализа, изучение всехсторон деятельности предприятия; интеграция учета, анализа, планирования и принятиярешения; максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческойтайны.
1.3 Взаимосвязь и последовательность финансового и управленческогоанализа
В рыночной экономике из-за необходимости формирования публичнойфинансовой отчетности система бухгалтерского учёта в масштабе организации, как правило,подразделяется на финансовый и управленческий учёт. Соответственно, бухгалтерияраздваивается на финансовую (общую) бухгалтерию и управленческую (аналитическую).
Финансовый учёт решает проблемы взаимоотношений предприятия сгосударством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия.Финансовый учёт и публичная отчетность регламентируются международными и национальнымистандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации.Управленческий учёт состоит из систематического традиционного учёта и проблемногоучёта, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственникови администрации предприятия. Управленческий учёт не регламентируется государством,его организация и методы определяются руководителем предприятия, на первый планв деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своегорешения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учёта затрат и калькулированиясебестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики,анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современнойвычислительной техники. Управленческий учёт организует внутрихозяйственные связина предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии (агентами),поэтому управленческий учёт называют внутренним, в отличие от финансового — внешнего.
Управленческий учёт рассматривают в широком и узком смысле слова.В широком смысле под управленческим учётом понимают не только учёт, но и саму системууправления, в том числе структуру подразделений, органов управления, всю организациюи экономику предприятия. В узком смысле слова управленческий учёт практически сводятк производственному учёту, особенно к проблемам калькулирования себестоимости иобеспечения безубыточности продаж товаров.
Финансовый учёт классифицируется по финансовому принципу, Этотпоказатель необходимо использовать в управленческом учёте для целей обоснованиярешений. Определенная часть финансовой информации требуется для внешних пользователейинформации о предприятии. Противопоставлять управленческому учёту надо не весь финансовыйучёт, а внешний финансовый учёт, т.е. формирование публичной бухгалтерской (финансовой)отчетности, необходимой для принятия партнерами предприятия решений, связанных срассматриваемым предприятием.
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловленосложившимися на практике разделением системы бухгалтерского учёта в масштабе предприятияна финансовый и управленческий учёт.
Принципиальныеособенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа. Классификационные признаки Финансовый анализ Управленческий анализ 1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли; прогнозирование доходов и потоков денежных средств; выявление дивидендной политики, осуществляемой руководством предприятия. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования; разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей. 2. Объект анализа Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта 3. Субъекты анализа (исполнители) Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии; кредитные агентства) Различные организационные структуры внутри-хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные лица, ответственные за проведение анализа: лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы) 4. Организация анализа (периодичность проведения) Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию — ежеквартально, в статистическое управление — ежеквартально. Проводятся по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдается спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе. 5. Информационная база анализа Бухгалтерская отчетность, формы № 1,2,4,5
Данные первичного бухгалтерского и оперативного учёта
выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа 6. Доступность информации Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления 7. Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения, Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригады, мастера и др. 8. Использование систем учёта. Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учёта, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели 9. Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные 10. Использование метода анализа Группировки, становление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки. 11. Направленность анализа Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицировано интерпретировать аналитические расчеты Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство 12. Свобода выбора в проведении анализа Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности Нет установленных норм его проведения, не имеется оьщепринятых методик. Критерий пригодность, результативность. 13. Степень надежности Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен в виду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма её получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита 14. Место принятия решений по результатам анализа За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсицированных предприятиями, представляющими отчетность для обнародования в целях избежание, чрезмерного налогообложения. Менеджерами и директорами предприятий, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.
2. Комплексный анализ деятельности предприятия
Таблица 1
АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ИМУЩЕСТВААктив Начало года
Удельн.
вес Конец года
Удельн.
вес
Измен.
абс. вел.
Измен.
уд. весе
Измен.
в % к н. г.
Измен.
в % к
итогу баланса 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. внеоборотные
активы 29 002 52,50 31 556 51,31 2 554 -1, 19 8,8 40,74 Нематериальныеактивы 252 0,46 308 0,51 56 0,05 22,22 0,89 Основные средства 25 900 46,88 27 808 54,21 1 908 -1,67 7,37 30,44
Незавершенное
Строительство - - - - - - - - Долгосрочные финансовые вложения 2 850 5,16 3 440 5,59 590 0,43 20,70 9,41 2. оборотные активы 26 235 47,50 29 950 48,69 3 715 1, 19 14,16 59,26 Запасы 11 320 20,50 12 400 20,16 1 080 -0,34 9,54 17,23 - сырье и материалы 10 933 19,79 11 976 19,47 1 043 -0,32 9,54 16,64 - затраты в НЗП 82 0,15 87 0,14 5 -0,01 6,10 0,08 - ГП и товары 130 0,24 145 0,24 15 11,54 0,24 Товары отгруженные 150 0,27 162 0,26 12 -0,01 8 0, 19 - РБП 25 0,05 30 0,05 5 20 0,08 НДС 680 1,23 720 1,17 40 -0,06 5,88 0,64 Дебиторская задолженность (более 12 мес.) - - - - - - - - Дебиторская задолженность (в течение 12 мес.) 11 495 20,81 13 870 22,55 2 375 1,74 20,66 37,88 - покупатели и заказчики 10 300 18,65 12 580 20,45 2 280 1,80 22,14 36,37 - векселя к получению 415 0,75 350 0,57 -65 -0,18 -15,66 -1,04 - прочие дебиторы 780 1,41 940 1,53 160 0,12 20,51 2,55 Краткосрочные финансовые вложения 1 960 3,55 2 020 3,28 60 -0,27 3,06 0,96 Денежные средства 780 1,41 940 1,53 160 0,12 20,51 2,55 БАЛАНС 55 237 100% 61 506 100% 6 269
В результате проведения анализа актива предприятия с применениемвертикального и горизонтального анализа, было выявлено что: внеоборотные активыв течение года увеличились на 2554 т. р. Оборотные активы в свою очередь тоже увеличилисьна 3715 т. р., основное увеличение оборотных активов произошло за счет краткосрочнойдебиторской задолженности, а именно за счет покупателей и заказчиков.
Таблица 2
АНАЛИЗ СОСТАВА ИСТРУКТУРЫ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВААктив Начало года
Удельн.
вес Конец года
Удельн.
вес
Измен.
абс. вел.
Измен.
уд. весе
Измен.
в % к н. г.
Измен.
в % к
итогу баланса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. капитал и резервы 30 002 54,32 32 426 52,72 2 424 -1,6 8,08 38,67 Уставный капитал 14 000 25,35 14 000 22,76 -2,59 Добавочный капитал 11 957 21,65 13 831 22,49 1 874 0,84 15,67 29,89 Резервный капитал 395 0,72 395 0,64 -0,08 Нераспределенная прибыль прошлых лет 3 650 6,6 -3 650 -6,6 -100 -58,22 Нераспределенная прибыль отчетного года - - 4 200 6,83 4 200 6,83 67
4. долгосрочные
обязательства - - - - - - - - 5. краткосрочные обязательства 25 235 45,68 29 080 47,28 3 845 1,6 15,24 61,33 Кредиты и займы 5 520 9,99 4 300 6,99 -1 220 -3 -22,1 19,46 Кредиторская задолженность 19 273 34,89 23 798 38,69 4 525 3,8 23,48 72,18 - поставщики и подрядчики 11 980 21,69 14 560 23,67 2 580 1,98 0,22 41,15 - перед персоналом 1 740 3,15 1 820 2,96 80 -0, 19 4,6 1,28 - внебюджетные фонды 1 170 2,12 1 040 1,69 -130 -0,43 -11,11 2,07 - бюджет 3 909 7,08 5 703 9,27 1 794 2, 19 45,89 68,62 - авансы полученные 454 0,81 647 1,05 193 0,24 42,51 3,08 - прочие кредиторы 20 0,04 28 0,05 8 0,01 40 0,13 Фонды потребления 442 0,8 982 1,6 540 0,8 122,17 8,61 БАЛАНС 55 237 100% 61 506 100% 6 269
В результате проведения анализа пассива предприятия с применениемвертикального и горизонтального анализа, было выявлено что: в течение года суммауставного капитала осталась не изменой. Добавочный же капитал увеличился на 1874т. р. У данного предприятия в течение года увеличились краткосрочный обязательствана 3845 т. р. Кредиты и займы в свою очередь предприятие погасило в сумме 1220 т.р., но у предприятия зависает кредиторская задолженность от поставщиков и заказчиков- 2580 т. р.
Таблица 3
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ№ п/п Финансовый показатель Начало года Конец года
Изменение
за год 1. Капитал и резервы 30 002 32 426 2 424 2. Внеоборотные активы 29 002 31 556 2 554 3. Наличие собственных оборотных средств 1 000 870 -130 4. Долгосрочные обязательства - - - 5. Наличие собственных оборотных и долгосрочных заемных средств 1 000 870 -130 6. Краткосрочные кредиты и займы 5 520 4 300 -1 220 7. Общая величина основных источников формирования запасов 6 520 5 170 -1 350 8. Запасы 11 320 12 400 1 080 9. Обеспеченность запасов собственными источниками -10 320 -11 530 -1 210 10. Обеспеченность запасов собственными и долгосрочными заемными средствами -10 320 -11 530 -1 210 11. Обеспеченность запасов общими источниками -4 800 -7 230 -2 430 12. Тип финансовой устойчивости кризисное кризисное
Проанализировав финансовую устойчивость предприятия, было выявлено,что предприятие находится в стадии кризисного финансового положения. Предприятиюследует повысить наличие собственных оборотных средств.
Таблица 4
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙУСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ№ Показатель На начало года На конец года Отклонение от начала года
Рекомендуемое
значение 1 2 3 4 5 1. Коэффициент автономии 0,54 0,53 -0,01 >0,6 2. Коэффициент капитализации 0,84 0,9 0,06 1,5 4. Коэффициент финансирования 1, 19 1,12 -0,07 0,6 6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,04 0,003 -0,01 >0,5 7. Коэффициент маневренности 0,03 0,03 >0,5
По итогам анализа финансовой устойчивости предприятия на основе относительныхпоказателей выявлено, что в течение года уменьшились следующие коэффициенты: автономии,финансирования, финансовой устойчивости, обеспеченности собственными оборотнымисредствами. Увеличился на 0,06 коэффициент капитализации и мультипликатор собственногокапитала. Остался неизменным коэффициент маневренности.
Таблица 5
АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯАктив Начало года Конец года Пассив Начало года Конец года
Платежный излишек (недостаток)
н. г.
Платежный излишек
(недостаток)
к. г. 1 2 3 4 5 6 7 8
А1 — наиболее ликвидные активы
Денежные средства
Краткосрочные фин. вложения
Итого
780
1960
2740
940
2 020
2 960
П1 — наиболее срочные обязательства
Кредиторская задолженность
Ссуды, не погашенные в срок
Итого
19 273
19273
23 798
23 798 16 533 20 838
А2 — быстрореализуемые активы
Дебиторская задолженность
Прочие активы
Итого
11 495
680
12 175
13 870
720
14 590
П2 — краткосрочные пассивы
Краткосрочные кредиты и займы
Итого
5 520
5 520
4 300
4 300 6 655 10 290
А3 — медленно реализуемые активы
Запасы — РБП
Долгосрочные финансовые вложения
Итого
11 295
2 850
14 145
12 370
3 440
15 810
П3 — долгосрочные пассивы
Долгосрочные кредиты и займы
Итого 14 145 15 810
А4 — труднореализуемые активы
Внеоборотные активы — долгосроч. фин. вложения 26 152 28 116
П4 — постоянные пассивы
Капитал и резервы — РБП
Статьи 630-660
Итого
29 977
442
30 419
32 396
982
33 378 4 267 5 262 Баланс 55 212 61 476 Баланс 55 212 61 476
Предприятие считается ликвидным, если выполняются все следующиеусловия:
А1>П1
А2>П2
А3>П3
А4
На данном предприятии не выполняется первое условие, т.е. у предприятиязависает кредиторская задолженность, у него недостаточно денежных средств для оплатысвоей задолженности. Раз не выполняется условие то баланс считается не ликвидным.
Таблица 6
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ№ Показатель На начало года На конец года Отклонение от начала года Отклонение от нормативов 1 2 3 4 5 1. Коэффициент текущей платежеспособности 1,04 1,03 -0,01 0,97 2. Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности 0,59 0,6 0,01 0,1 3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1 0,1 0,1 4. Чистый оборотный капитал 1 000 870 -130 - 5. Коэффициент соотношения денежных средств и чистого оборотного капитала 2,74 3,4 0,66 - 6. Коэффициент обеспеченности обязательств активами 2, 19 2,12 -0,07 - 7. Коэффициент текущей платежеспособности 7,07 6,8 -0,27 -
Рассчитав показатели оценки платежеспособности и ликвидностибыло выявлено, что в течение года коэффициент текущей платежеспособности снизилсяна 0,01. Отклонение от норматива составляет 0,97. Также есть отклонения и у коэффициентапромежуточной платежеспособности и ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности0,1.
Таблица 7
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ№ Показатель На начало года На конец года Отклонение от начала года 1 2 3 4 1. Оборачиваемость активов (обор) 0,77 0,83 0,06 2. Оборачиваемость запасов (обор) 3,31 3,77 0,46 3. Фондоотдача 1,65 1,85 0,2 4. Оборачиваемость дебиторской задолженности (обор) 3,72 3,7 -0,02 5. Время обращения дебиторской задолженности (дни) 0,03 0,03 - 6. Средний возраст запасов 108,76 95,49 -13,27 7. Операционный цикл (дни) 8. Оборачиваемость готовой продукции (обор) 392,23 353,93 -38,3 9. Оборачиваемость оборотного капитала (обор) 10. Оборачиваемость собственного капитала (обор) 42,8 58,99 16, 19 11. Оборачиваемость общей задолженности 1,7 1,76 0,06 12. Оборачиваемость привлеченного финансового капитала (задолженности по кредитам) 7,75 11,93 4,18
Финансовое положение предприятия находится в непосредственнойзависимости от того на сколько быстро средства, вложенные в активы превращаютсяв реальные деньги. В данном случае производится расчет коэффициент оборачиваемостиактивов и продолжительность оборота. Коэффициент оборачиваемости активов увеличилсяс 0,77 до 0,83.
Таблица 8
РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ОБОРАЧИВАЕМОСТЬОБОРОТНЫХ АКТИВОВПоказатели Начало года Конец года Изменения 1. Выручка от реализации в договорных ценах 42 800 51 320 8 520 2. Среднегодовые остатки оборотных активов 26 235 29 950 3 715 3. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 1,63 1,71 0,08 4. Коэффициент оборачиваемости при объеме реализации на конец года и средних остатках оборотных активов на начало года Х Х 1,96 5. Изменение коэффициента оборачиваемости по сравнению с началом года (показатель 3) Х Х 0,08
6. Влияние на ускорение (замедление) оборачиваемости
а) выручки от реализации
б) средней величины оборотных активов Х Х
0,33
0,25
Из расчетов видно, что на конец года у предприятия оборачиваемостьоборотных активов незначительно увеличивается.
Таблица 9
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА УСКОРЕНИЯ(ЗАМЕДЛЕНИЯ) ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВПоказатели Начало года Конец года Изменения 1. Среднеквартальные остатки оборотных активов 26 235 29 950 3 715 2. Выручка от реализации 42 800 51 320 8 520 3. Оборачиваемость в днях 220,86 210,53 -10,33
4. Экономический результат изменения оборачиваемости (вовлечение дополнительных средств в оборот "+", высвобождение средств из оборота
а) в днях
б) сумма с начала года Х Х
10,33
1472,6
После расчета экономического результата ускорения (замедления)оборачиваемости оборотных средств можно сказать, что у предприятия высвобождениесредств из оборота.
Таблица 10
АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ПРИБЫЛИПоказатели
Начало
года
Удельн.
вес Конец года
Удельн.
вес
Отклон.
абс. вел.
Отклон.
уд. весе 1. Выручка от продаж 42 800 51 320 8 520 2. Себестоимость товаров, услуг 37 450 87,5 46 695 90,99 9 245 3,49 3. Коммерческие расходы 1 640 3,83 1 580 3,08 -60 -0,75 4. управленческие расходы 870 2,03 790 1,54 -80 -,49 5. Прибыль (убыток) от продаж 2 840 6,64 2 255 4,39 -585 -2,25 6. Прочие операционные доходы 2 001 4,68 2 950 5,75 949 1,07 7. прочие операционные расходы 677 1,58 2 456 4,79 1 779 3,21 8. Внереализационные доходы 2 850 6,66 2 630 5,12 -220 -1,54 8. Внереализационные расходы 2 648 6, 19 490 0,95 -2 158 -5,24 10. Прибыль (убыток) до налогоообложения 4 366 10,2 4 889 9,53 523 -0,67 11. Налог на прибыль 1 048 2,45 1 173 2,29 125 -0,16 12. Прибыль (убыток) от обычной деятельности 3 318 7,75 3 716 7,24 398 -0,51 13. Чрезвычайные доходы 922 2,15 1 046 2,04 124 -0,11 14 Чрезвычайные расходы 590 1,38 562 1,1 -28 -0,28 15. Чистая прибыль 3 650 8,53 4 200 8,18 550 -0,35
У предприятия по сравнению с данными на начало года выручка отпродаж, прочие операционные доходы, чрезвычайные доходы, себестоимость товаров,услуг увеличились, а коммерческие расходы, управленческие расходы, внереализационныедоходы уменьшились, благодаря этому у предприятия чистая прибыль к концу года увеличилась550 000 руб.
Таблица 11
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗАПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, УСЛУГПоказатели План, рассчитанный исходя из заключенных договоров План, пересчитанный на фактическую реализацию Фактически за год 1. Выручка от реализации продукции 42 800 47 060 51 320 2. Себестоимость реализованной продукции 37 450 42 073 46 695 3. Прибыль от реализованной продукции 5 350 4 987 4 625
На изменение прибыли от продажи товаров, услуг влияют 4 фактора:
1. объем реализации
2. структура реализации
3. себестоимость
4. оптовые цены
Необходимо определить влияние каждого фактора.
1. Влияние объема
а) определяется процент перевыполнения плана по выручке
47060/42800*100-100=9,95
Б) прибыли за счет реализации
5350*9,95/100=532,32
2. влияние структуры:
а) совместное влияние объема и структуры
4987-5350=-33
б)
363-532,32= — 895,32
3. влияние себестоимости:
а) определяется изменение себестоимости
46695-42073=4622
б) определяется изменение прибыли, при этом используем обратнуюсвязь между себестоимостью и прибылью — 4622
4. Влияние цены:
а) изменение цены
51320-47060=4260
б) 4260
Таблица 12
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗАРЕНТАБЕЛЬНОСТИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИПоказатели План, рассчитанный исходя из заключенных договоров, тыс. руб. План, пересчитанный на фактическую реализацию, тыс. руб. Фактически за год 1. Выручка от реализации продукции 42800 47060 51320 2. Себестоимость реализованной продукции 37450 42073 46695 3. Прибыль от реализованной продукции 5350 4987 4625 4. Рентабельность реализованной продукции, % 0,13 0,11 0,09
Таблица 13АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИПРЕДПРИЯТИЯПоказатели Начало года Конец года Абсолютное % 1. Чистая прибыль 14 000 14 000 2. Выручка от реализации 42 800 51 320 8520 19,9 3. Авансированный капитал 55 237 61 506 6269 11,35 4. Оборотный капитал 26 235 29 950 3715 14,16 5. Рентабельность капитала 0,25 0,28 0,03 -12 6. Рентабельность оборотного капитала 0,53 0,47 -0,03 -11,32 7. Рентабельность оборота (продаж) 0,33 0,27 -0,12 -36,36 8. Оборачиваемость капитала (оборот) 0,77 0,83 0,06 7,79 9. Оборачиваемость оборотного капитала (обор) 1,63 1,71 0,08 4,91 10. Продолжительность оборота капитала (дн) 467,53 433,73 -33,8 7,23 11. Продолжительность оборота оборотного капитала (дн) 220,86 210,53 -10,33 4,68
При анализе деловой активности, оценивается выполнение:
1. «Золотое правило экономики», которое выглядит следующим образом
Темпы прироста прибыли>темпа прироста реализации>темпаприроста капитала>100%
011.35
Условие не выполняется, на данном предприятии «Золотое правилоэкономики» не выполняется.
2. Оценивается интенсивность использования капитала по коэффициенту оборачиваемости
3. оценивается эффективность использования капитала по показателям рентабельности
4. проверяется влияние деловой активности на прибыль применяется прием цепныхподстановок
Таблица 14
ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗПоказатели Начало года Конец года Изменения Выручка от реализации товаров, услуг 42 800 51 320 8 520 Переменные затраты в себестоимости товаров, услуг (2/3 себестоимости) 26 215 32 686,5 6 471,5 Доля переменных затрат в выручке от реализации товаров 0,61 0,64 0,03 Постоянные затраты в себестоимости 11 235 14 008,5 2 773,5 Маржинальная прибыль 16 585 18 633,5 2 048,5 Коэффициент маржинальной прибыли 0,39 0,36 -0,03 Прибыль 5 350 4 625 -725 Прирост прибыли - 11,35 11,35 Сила воздействия операционного рычага 3,1 4,03 0,93 Порог рентабельности 28 807,69 38 912,5 10 104,81 Запас финансовой прочности 13 992,31 12 407,5 -1 584,81
По данным операционного анализа видно, что у предприятия выручкаот реализации товаров, услуг увеличилась на 8520 т. р., переменные и постоянныезатраты в свою очередь возросли на 6471,5 и 2773,5 т. р., ввиду этого снизиласьприбыль на 725 т. р. Запас финансовой прочности тоже уменьшился на 1584,81 т. р.
Таблица 15
РАСЧЕТ ФИНАНСОВЫХКОЭФФИЦИЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВАПоказатели Начало года Конец года Изменения Показатели платежеспособности
Коэффициент
Абсолютной ликвидности (норматив 0,25) 0,11 0,1 -0,01
Коэффициент
Быстрой ликвидности (норматив 0,7 — 0,8) 0,56 0,58 0,02
Коэффициент
Текущей ликвидности
(норматив 2,0 — 2,5) 1,04 1,04 - 4. Обеспеченность обязательств активами 2, 19 2,12 -0,07 5. Платежеспособность по текущим обязательствам 7,07 6,8 -0,27 Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент автономии
(более 0,6) 0,9 0,95 0,05
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(более 0,7) 0,97 0,97 - 3. Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах 4. Доля дебиторской задолженности в совокупных активах Показатели деловой активности
Рентабельность активов
(норматив более 40%) 2. Норма чистой прибыли 4188 4506 318
ЧП= выручка-с/с-ком. расходы+опер. доходы-опер. расходы+внереал.доходы-внереал. расходы-налог
ЧП1=42800-37450-1640+2001-677+2850-2648-1048=4188
ЧП2=51320-37450-1640+2001-677+2850-2648-1048=12708
ЧП3=51320-46695-1640+2001-677+2850-2648-1048=3463
ЧП4=51320-46695-1580+2001-677+2850-2648-1048=3523
ЧП5=51320-46695-1580+2950-677+2850-2648-1048=4472
ЧП6=51320-46695-1580+2950-2456+2850-2648-1048=2693
ЧП7=51320-46695-1580+2950-2456+2630-2648-1048=2473
ЧП8=51320-46695-1580+2950-2456+2630-490-1048=4631
ЧП9=51320-46695-1580+2950-2456+2630-490-1173=4506
Таблица 16
АНАЛИЗ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА (модель Альтмана)Показатели Начало года Конец года Изменение 1. отношение чистого оборотного капитала к сумме активов 0,02 0,01 -0,01 2. рентабельность активов - 0,07 0,07 3. уровень доходности активов 0,1 0,08 -0,02 4. коэффициент соотношения собственного и заемного капитала 1, 19 1,15 -0,04 5. Оборачиваемость активов 0,77 0,83 0,06 6. интегральный показатель уровня угрозы банкротства 1,84 1,89 0,05 7. Степень вероятности банкротства высокая высокая
Предприятие находится в стадии банкротства.
Заключение
Финансовое состояние — важнейшая характеристика экономическойдеятельности предприятия. Он отображает конкурентоспособность предприятия, его потенциалв деловом сотрудничестве, оценивает в какой мере гарантированные экономические интересысамого предприятия и его партнеров за финансовыми и другими отношениями.
Без анализа финансового состояния сегодня становится невозможнымфункционирование какого-нибудь субъекта экономической деятельности, включая и тех,что по определенным причинам не преследуют цель максимизации прибылей. Если эффективностьведения хозяйства является добровольным делом агента экономической деятельности,то финансовая отчетность — обязательной: даже мелкие частные предприятия обязаныанализировать свою финансовую деятельность, на основе которой они строят отчетностьперед органами Государственными налоговыми органами.
Стойкое финансовое положение формируется в процессе всей производственно-хозяйственнойили коммерческой деятельности предприятия. Однако партнеров и акционеров предприятияинтересует не процесс, а результат, то есть именно показатели финансового состоянияза отчетный период, которые можно определить на основе официальной финансовой отчетности.
Стойкая деятельность предприятия зависит как от обоснованностистратегии развития, маркетинговой политики, от эффективного использования всех существующихв его распоряжении ресурсов, так и от внешних условий, к числу которых относят налоговую,кредитную, ценовую политики государства и рыночную конъюнктуру. Из-за этого в качествеинформационной базы анализа финансового состояния должны выступать отчетные данныепредприятия, некоторые заданные экономические параметры и варианты, при которыхизменяются внешние условия его деятельности, которые нужны, учитывать при аналитическихоценках и принятии управленческих решений.
Поиск эффективных механизмов управления финансовыми ресурсамии обеспечение их реальной интеграции в систему рыночных отношений предопределяетнеобходимость разработки определенной финансовой стратегии на данном этапе развитияпредприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичнойбухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, проводимого запределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственнымиорганами. При анализе только публичных отчетных данных используется весьма ограниченнаячасть информации о деятельности фирмы.
Управленческим анализом занимаются все службы (технические, финансовые,налоговые кредитные и т.д.) с целью предоставления информации, необходимой для планирования,контроля и принятия оптимальных управленческих решений.
В рыночной экономике из-за необходимости формирования публичнойфинансовой отчетности система бухгалтерского учёта в масштабе организации, как правило,подразделяется на финансовый и управленческий учёт. Соответственно, бухгалтерияраздваивается на финансовую (общую) бухгалтерию и управленческую (аналитическую).
Финансовый учёт решает проблемы взаимоотношений предприятия сгосударством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия.Финансовый учёт и публичная отчетность регламентируются международными и национальнымистандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации.Управленческий учёт состоит из систематического традиционного учёта и проблемногоучёта, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственникови администрации предприятия. Управленческий учёт не регламентируется государством,его организация и методы определяются руководителем предприятия, на первый планв деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своегорешения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учёта затрат и калькулированиясебестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики,анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современнойвычислительной техники. Управленческий учёт организует внутрихозяйственные связина предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии (агентами),поэтому управленческий учёт называют внутренним, в отличие от финансового — внешнего.
Управленческий учёт рассматривают в широком и узком смысле слова.В широком смысле под управленческим учётом понимают не только учёт, но и саму системууправления, в том числе структуру подразделений, органов управления, всю организациюи экономику предприятия. В узком смысле слова управленческий учёт практически сводятк производственному учёту, особенно к проблемам калькулирования себестоимости иобеспечения безубыточности продаж товаров.
Финансовый учёт классифицируется по финансовому принципу, Этотпоказатель необходимо использовать в управленческом учёте для целей обоснованиярешений. Определенная часть финансовой информации требуется для внешних пользователейинформации о предприятии. Противопоставлять управленческому учёту надо не весь финансовыйучёт, а внешний финансовый учёт, т.е. формирование публичной бухгалтерской (финансовой)отчетности, необходимой для принятия партнерами предприятия решений, связанных срассматриваемым предприятием.
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловленосложившимися на практике разделением системы бухгалтерского учёта в масштабе предприятияна финансовый и управленческий учёт.
Список литературы
1. Балдин К.В. Управленческий анализ. — М.: Дашков и К, 2005. — 495 с.
2. Баринов В.А. Стратегический менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 285 с.
3. Баттрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений. — СПб.: Питер,2006. — 413 с.
4. Бирман Л.А. Управленческие решения. — М.: Дело, 2004. — 208 с.
5. Глущенко В.В. Разработка управленческого решения. Прогнозирование — планирование.Теория проектирования экспериментов. — Железнодорожный: Крылья, 2000. — 400 с.
6. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. — М.: Дело и Сервис,2005. — 543 с.
7. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 408с.
8. Кидалов В.И. Обеспечение качества наверняка // Стандарты и качество. — 2006.- №5. — С.104-108.
9. Князевская Н.В., Князевский В.С. Принятие рискованных решений в экономикеи бизнесе. — М.: Издательско-книготорговое объединение ЭБМ‑Контур, 2003.- 160 с.
10. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 647с.
11. Лаукс Г. Основы организации. Управление принятием решений. — М.: Дело и Сервис,2006. — 600 с.
12. Лафта Дж.К. Управленческие решения. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.- 302 с.
13. Литвак Б.Г. Экономический анализ. — М.: Дело, 2001. — 392 с.
14. Панов А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии.- М.: Горячая линия-Телеком, 2004. — 152 с.
15. Попов С.А. Стратегическое управление. — М.: ИНФРА, 2000. — 304 с.
16. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 141 с.
17. Травин В.В. Подготовка и реализация управленческих решений. — М.: Дело, 2004.- 180 с.
18. Тронин Ю.Н. Управленческие решения. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 311 с.
19. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 283 с.
20. Щегорцов В. Управленческое решение: его оценка и эффективность // Службакадров и персонал. — 2007. — №1. — С.32-34.