Реферат по предмету "Экономика"


Состояние молодежного рынка труда на территории Павлодарской области

ВВЕДЕНИЕ
Безработица — этосоциально- экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономическиактивного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработныенаряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Вопросы рынка труда и ситуациив сфере занятости населения являются одними из глобальных вопросов современности.Ведь безработица оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в любойстране.
Актуальность выбраннойтемы исследования заключается, прежде всего, в возрастающей доли молодежи вчисленности рабочей силы и необходимости разработки, в связи с этим,мероприятий по решению проблем, связанных с молодежной безработицей вПавлодарском регионе. Именно актуальностью данной темы обусловлен тот факт, чтовопросы молодежи, и прежде всего ее занятости, являются предметомгосударственной политики.
Молодежь, какспецифическая возрастная группа, испытывает свои трудности на современномказахстанском рынке труда. К ним, в первую очередь, можно отнести дискриминациюна рынке труда. Пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежномрынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой,политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматьсякомплексно.
Цель написания научнойработы — освещение и анализ проблемы современной казахстанской молодежи в сферетруда и занятости, а также разработка комплекса мероприятий по решению проблемымолодежной безработицы на основе изучения теоретической базы и анализа ситуациина рынке Павлодарского региона.
Соответственно, задачейданной работы стало проведение анализа ситуации в области занятости молодежи вПавлодарской области, выявление проблем безработицы среди молодежи и выработкапутей дальнейшего эффективного развития молодежного труда в Павлодарскомрегионе.
Методами решенияпоставленной задачи являются:
нормативный и позитивныйанализ
абстрагирование
индукция и дедукция
социологические методы
статистические методы
Научная новизна данной работызаключается в том, что авторы на основе анализа текущей ситуации на молодежномрынке труда нашего региона и обобщения зарубежного опыта предлагают созданиеединого центра, координирующего деятельность государственных органов,молодежных кадровых агентств и работодателей, а также возрождение в сельских районахПавлодарской области межшкольных учебных комбинатов, где школьники старшихклассов приобретали бы первичные навыки тех или иных специальностей (и нетолько сельскохозяйственных).
В ходе проведения даннойработы были изучены законы «О молодежной государственной политике в РеспубликеКазахстан», «О занятости населения», а также соответствующие программыМинистерства труда и социальной защиты населения, областного Управлениявнутренней политики. Кроме того, использовались данные статистическихсборников, бюллетеней Агентства по статистике, документы иных государственныхорганов, а также обзоры, отчеты и публикации, подготовленные различнымимеждународными организациями.
В качестве основнойвозрастной группы была выделена молодежь от 15 до 24 лет. Временной промежутокисследования – 2006 – 2-ой квартал 2008 г. По вышеуказанным возрастным группам молодежи рассматриваются показатели и тенденции в разрезе половойпринадлежности, места проживания (город/сельская местность).

1. МОЛОДЕЖЬИ БЕЗРАБОТИЦА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
 
1.1 Понятиебезработицы, ее основные причины и социально-экономические последствия
Безработица являетсяэкономической категорией, отражающей сложность процесса согласованияпредложений рабочих сил со спросом на них. Этот процесс, рассматриваемый вмасштабе государства, пропорционально зависит от обширности территории,различий в ней природно-климатических условий, структуры экономики изанимаемого места в этой структуре промышленности, отраслей и типов предприятий.Безработица является объективно существующим спутником наемного труда. Она — неотъемлемая часть любого государства независимо от того, проводится лиофициальная оценка численности безработных и их регистрация [1].
Официальные данные по безработицев Казахстане публикует Национальное агентство по статистике совместно сМинистерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служиттекущее обследование населения — выборочное обследование семей.
Чтобы попасть в выборку,человек, прежде всего, должен принадлежать к неинституциональному населению.Это все те, кто достиг 16 лет и старше и не находится при этом вгосударственных институтах, таких, как тюрьма или больница.
Для того чтобы вобследовании человека отнесли к категории безработных, он должен:
входить внеинституциональное население;
не иметь работы в течениенедели, охватываемой обследованием;
предпринимать конкретныепопытки найти работу на протяжении предшествующих 4 недель;
быть в данный момент всостоянии приступить к работе.
Отношение числабезработных к общему числу рабочей силы дает цифру официального уровнябезработицы, которая после того как ее публикует Агентство, оказывается вцентре внимания средств массовой информации.
В общем виде выделяютбезработицу:
— фрикционную (связаннуюс переменой места работы или первым появлением на рынке труда молодогоспециалиста),
— структурную(обусловленную изменением в структуре совокупного спроса и внедрением новыхтехнологий),
— циклическую (еепричиной является общий спад в экономике).
На данный момент вРеспублике Казахстан мы можем наблюдать все вышеперечисленные виды безработицы,включая циклическую, вызванную мировым финансовым кризисом, неизбежноотразившимся и на нашей стране.
Выделяют экономические инеэкономические последствия безработицы, которые проявляются как наиндивидуальном уровне, так и на общественном уровне [2].
Неэкономическиепоследствия безработицы — это психологические и социальные и политическиепоследствия потери работы.
Экономические последствиябезработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или частидохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (чтоособенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найтивысокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровнябудущих доходов).
Экономические последствиябезработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валовогонационального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП.
Наличие циклической безработицы(когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень)означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВПменьше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).
Зависимость междуотставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицыэмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий,вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономистАртур Оукен (A.Okun).
В начале 60-х годов онпредложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактическогообъема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Этазависимость получила название «закона Оукена» [2].
/>,
Если применять коэффициент2, 5( />), предложенныйОукеном, и в качестве естественной безработицы (/>) взять общепринятую цифру в 4 %,то можно с помощью данной формулы рассчитать потери экономики Казахстан за 2007год (уровень фактической безработицы по стране (/>) составил 7,3 %)) :
/> = -2,5 ( 7,3-4) = -8,25 %
Очевидно, что Казахстанпо причине незанятости трудовых ресурсов потеряла 8,5 % от ВВП, которыйсоставил в 2007 году 77,9 млрд долларов. То есть потери можно рассчитать как :
77,9 млрд долл * 8,25 % =6,6 млрд долл.
Расчет экономическихпоследствий позволяет сделать вывод, что безработица является серьезнойпроблемой для государства и требует активной правительственной политики.
1.2 Понятиемолодежи и молодежной безработицы. Зарубежный опыт регулирования молодежногорынка труда
Серьезной социальнойпроблемой выступает угроза безработицы среди молодых специалистов. Для началаопределимся, какую часть населения мы будем относить к категории «молодежь».
Согласно ЗаконаРеспублики Казахстан «О государственной молодежной политике в РеспубликеКазахстан» к категории «молодежь» относятся граждане Республики Казахстан ввозрасте от четырнадцати до двадцати девяти лет.
По данным АгентстваРеспублики Казахстан по статистике на 1 января 2006 года численность молодыхграждан составляет 4.229.172 человек, т.е. 27.8% от общей численности населенияреспублики. За прошедшие полтора года это число увеличилось почти на 136.000человек при росте 3%, что составляет одну треть населения страны в 2008 году [3].
Особый интереспредставляет анализ положения молодежи на отечественном рынке труда. Егонеобходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых,молодые люди составляют около трети трудоспособного населения Казахстана, во-вторых,они – будущее страны.
Молодежь уже сегодня вомногом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе.Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп нарынке труда.
На молодежный возрастприходятся главные социальные и демографические события в жизненном циклечеловека: завершение общего образования, выбор и получение профессии,вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется наряд групп, определяющих положение на рынке труда [4].
Сегодня в Казахстаневедется последовательная и планомерная молодежная политика, основы формированияи реализации которой определены в Концепции государственной молодежной политикии одноименном законе от 7 июля 2004 года. А непосредственным документом поразвитию молодежной политики в Республике Казахстан является программа«Молодежь Казахстана – 2009». Ведь государство должно создавать условия длярасширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути,достижении личного успеха, независимо от его материального уровня и социальногоположения. Только в этом случае окажется действенной основная задача молодежнойполитики – обеспечение самореализации молодежи.
Кратко остановимся наположительном опыте развитых стран в области молодежной политики и содействияразвитию молодежного рынка труда [5]:
Структурированиемолодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному.Эта система наиболее четко выражена в Германии
Использование принципасубсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагаетсяна низовой уровень (коммунальный; в казахстанских условиях – местный). ВоФранции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежныхинициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участиемсвыше 100 тыс. молодых людей).
Условное разделениеединого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25%населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодыхвзрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.
Применение комплексногоподхода. Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новыерабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочиеместа молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворитьпотребность в рабочей силе в некоторых отраслях.
Сотрудничество власти инеправительственных организаций на всех трех уровнях реализации молодежнойполитики. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики,занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном – представителеймолодежных групп) на всех уровнях власти.
Регулярный мониторингпроблем молодежи независимыми экспертами.
Повышение качества идоступности образования как важного канала успешной социализации, увеличениечисла молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы(повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение вВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеихстранах.
Следует отметить, чтоиспользование зарубежного опыта разработки осуществления молодежной политики садаптацией мероприятий к отечественным условиям будет способствовать болееэффективному функционированию молодежного рынка труда в Республике Казахстан.
1.3 Государственнаямолодежная политика
Неоспоримым фактомявляется то, что молодежные проблемы не могут быть решены только силами самоймолодежи. В нашей стране государством последовательно осуществляется политика,направленная на борьбу с молодежной безработицей и обеспечение занятостимолодого населения.
Основным законодательнымактом, регламентирующим вопросы занятости молодежи, является Закон РК «Огосударственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 23 января 2001года. Кроме того, утверждены Концепция государственной молодежной политики,Государственная программа «Молодежь Казахстана».
Мероприятия, проводимыегосударством, можно условно разделить на активные и пассивные [6] [7].
 К пассивным мероприятиямотносится социальная помощь по безработице, которая оказывается в видесодействия в трудоустройстве, направления на профессиональную подготовку,повышение квалификации, переподготовку, а также посредством привлечения кобщественным работам и оказания адресной социальной помощи.
К основным видам активныхмер содействия занятости молодежи, применяемым в Казахстане, можно отнести:
создание новых рабочихмест в различных отраслях экономики, в том числе посредством развития малого исреднего предпринимательства;
стимулирование созданиясоциальных рабочих мест;
содействиетрудоустройству выпускников в государственных организациях или организациях сгосударственным участием;
предоставление информациипо имеющимся вакантным рабочим местам;
профессиональное обучениебезработных;
содействие развитиюмолодежного предпринимательства;
развитие молодежныхстроительных отрядов;
молодежную практику;
привлечение молодежи кобщественным работам по посадке леса и благоустройству городов;
молодежные социальныеслужбы трудовой занятости.
Мониторинг с целью оценкиэффективности реализуемых мер ведется, в основном, в рамках отдельных программ,направленных на обеспечение занятости и трудоустройства молодежи. На уровнерегионов в рамках программ занятости отдельно по молодежи осуществляется,прежде всего, мониторинг трудоустройства выпускников организаций высшего ипрофессионального образования в государственных организациях и на предприятияхс государственным участием.
В рамках реализациимолодежной политики высокую эффективность, в том числе в плане затрат на них,показали мероприятия по привлечению молодежи к выполнению общественных работ попрограмме озеленения “Жасыл ел” на 2005-2007 гг… По итогам первого годаосуществления она позволила задействовать в общественных работах около 28000человек из числа молодежи, и при этом общая сумма заработанных ими денегсоставила около 300 млн. тенге, т.е. заработок 1 человека составил примерно10715 тенге. Для сравнения, по Программе занятости на 2006 год было выделенооколо 2518,9 млн. тенге с ожидаемой численностью привлеченных к общественнымработам в 111600 безработных (примерно 22570 тенге на 1 человека). Наряду сэтим, важным преимуществом данного направления является высокий потенциал вплане обеспечения занятости сельской молодежи. В то же время его основнымнедостатком является временный и сезонный характер трудоустройства, что требуетпроведения дополнительных мероприятий, направленных на постоянноетрудоустройство молодежи, вовлекаемой в общественные работы.
В отношении возможныхнегативных побочных последствий от реализации программ по обеспечению занятостимолодежи можно отметить, что таковые возможны в рамках создания социальныхрабочих мест, субсидируемых из местных бюджетов. На практике субсидирование изместных бюджетов социальных рабочих мест может приводить к сокращению рабочихмест для иных категорий работников. Хотя полномасштабный анализ таких возможныхнегативных воздействий пока не проводился. К тому же количество таких рабочихмест довольно ограничено, и при этом молодежь представляет лишь одну из целевыхгрупп, обладающих правом на получение социальных рабочих мест.
В Павлодарском регионегосударственную политику содействия трудоустройству молодежи реализуетУправление координации занятости и социальных программ Павлодарской области.Также в области на данный момент действует 50 молодежных общественныхорганизаций, способствующих активному вовлечению молодежи всоциально-экономические процессы. Одно из наиболее известных объединений,ведущее целенаправленную работу не только с молодежью, но и непосредственно спредставителями государственных органов – «Молодежная биржа труда».

2. ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА В ПАВЛОДАРСКОМ РЕГИОНЕ
 
2.1 Анализсостояния молодежного рынка труда в Павлодарской области в 2006-2008 году
Рассмотрим уровеньмолодежной безработицы Павлодарской области в сравнении с другими регионамиКазахстана (при этом в расчет возьмем основные индикаторы рынка труда запоследние три года).
В 2006 году при уровнеобщей безработицы 7,4% молодежная безработица составляла 6,3%. При этом всреднем по Казахстану статистические данные определены в пределах 7,8% и 12,1%соответственно. В целом по республике уровень молодежной безработицы превышаетобщую цифру безработных на 4,3%.
Подобная диспропорциянаблюдается во всех 14 областях Казахстана, кроме Кызылординской и Павлодарскойобластей. В городах Астана и Алматы количество безработных в возрасте от 15 до24 лет превышает почти вдвое уровень общей безработицы. Причем в нашем регионесамый низкий уровень молодежной безработицы по стране — 6,3%.
Если рассматривать заэтот же период рынок труда в разрезе сельское/городское население, то можноувидеть следующую картину. Во 2 квартале 2006 года безработных из числасельской молодежи было значительно меньше, чем городской в таких областях какКызылординская, Мангистауская, Павлодарская.
Для сравнения: в нашейобласти в этот период при уровне безработицы сельского населения 5,5% процентмолодых безработных составлял лишь 0,6. В то время как молодые безработныегорожане Павлодарской области составляли 9,7% при общей безработице городскогонаселения в 8%. Самый низкий уровень молодежной безработицы городскогонаселения в рассматриваемый период можно отметить в Алматинской области – 5,4%.
Кого больше в 2006 годубыло среди безработных — мужчин или женщин? Говоря в целом по республике, то«слабый» пол оказался менее востребованным на рынке труда. Это касается какмолодежи, так и людей более зрелого возраста. В целом по Казахстану показателизанятости мужчин (6,4%.) в рассматриваемый период превышают показателизанятости женщин (9,2%). Лишь в Мангистауской области процент безработныхмужчин превысил уровень женской безработицы на 2,6%.
Уровень молодежнойбезработицы среди девушек в среднем по республике в 2006 году составлял 14,7%,среди молодых людей — 10%. Однако согласно статистическим данным в некоторыхобластях безработных молодых людей значительно больше, чем безработных девушек.Например, в Кызылординской области количество безработных парней превышаетколичество безработных девушек на 1,2%, в Павлодарской — на 0,5%: Лишь эти двеобласти стали исключением из общего правила, где женская безработица вышемужской.
В 2007 году уровеньбезработицы в целом по Казахстану снизился с 7,8% до 7,3% и на 2,7% за годуменьшился уровень молодежной безработицы. Что касается нашего региона,количество молодых людей среди безработных по сравнению с 2006 годом стало на0,1% меньше, что принесло области третью лидирующую позицию среди 14 областей(6,2%). Но теперь на первых позициях оказались Актюбинская (2,6%) и Алматинская(4,7%) области. Незначительно изменилось в анализируемом году и соотношениебезработных в городе и селе. По-прежнему, очень высок процент безработных средигорожан, и в том числе молодежи. Среди тех регионов, кто успешно справляется сэтой проблемой Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области.
В Павлодарской области в2007 году уровень молодежной безработицы среди горожан достигал 8,7% (при общейцифре по области 7,8%), среди сельчан 3,6% (при общей цифре по области 5,4%).Значит, уровень городской молодежной безработицы более чем в два раза превышаетсельский уровень.
Во 2 квартале 2008 годауровень молодежной безработицы незначительно увеличился по сравнению с 2007годом на 0,4%, при этом общая цифра безработных по региону снизилась с 6,9% до6,5 % [7]. В таблице 1 приведен рейтинг регионов Казахстана по уровнюмолодежной безработицы во 2 квартале 2008года.
Таблица 1
Уровень молодежнойбезработицы в Казахстане за 2008 год( 2 квартал)Уровень безработицы 0-3 % 3-7 % 7-8 % 8-10 % 10-12 % Регион Казахстана Актюбинская область
Южно-Казахстанская, Алматинская,
Павлодарская,
Атырауская,
Жамбылская
области
Западно-
Казахстанская,
Костанайская,
Кызылординская
области
Мангистауская,
Карагандинская
области
Акмолинская,
Восточно-
Казахстанская,
Северо-
Казахстанская области
 
Анализ статистических данныхза 2 квартал текущего года показывает, что абсолютным лидером, добившимсясамого низкого уровня молодежной безработицы (2,2 %), является Актюбинскаяобласть. Самый же высокий показатель уровня молодежной безработицы – 11,3 % — принадлежит Северо-Казахстанской области.
Наша область, имеяпоказатель по безработице среди молодежи 6,5 %, уступает Южно-Казахстанской иАлматинской областям (уровень в которых соответственно составили — 4,5 % и 5%).
Говорить о тенденции куменьшению или увеличению процента безработной молодежи в Павлодарской областив период с 2006 по 2008 год трудно. Колебания были, но незначительные инеравномерные. В течение трех лет уровень молодежной безработицы колебался от6,2% в 2007 году до 6,5% во втором квартале 2008 года, в 2006 году он составлял6,3%.
Другое дело, если мывозьмем для сравнения наш регион за последние шесть лет. На диаграмме 1изображено соотношение уровней общей и молодежной безработицы в разрезеКазахстана и Павлодарской области за период 2001-2008 годы.
Рисунок 1
Уровень общей и молодежнойбезработицы (2001-2008)
/>
В 2002 году уровеньмолодежной безработицы в Павлодарской области составлял 14,4%, в 2003 году — 13,4%, в 2004 году — 11,1%, в 2005 году — 11,2%, в 2006 году — 6,3% и в 2007году — 6,2%. В целом, согласно основным показателям труда в Казахстане,снижение показателя молодежной безработицы очевидно, с 17,3% в 2002 году этотпоказатель опустился до 9,4% в 2007 году.
Можно отметить и другуютенденцию — уровень безработицы в городе всегда превышал уровень безработицы населе. Это касается и молодежи.

Рисунок 2
Уровень молодежнойбезработицы в Павлодарском регионе по месту проживания(город/село)
/>
Объяснение такому явлению– большой отток сельчан в город. Не найдя работу дома, они направляются вгород, в надежде найти там подходящую работу и нередко пополняют рядыбезработных горожан из-за недоступности жилья, отсутствия прописки, профессиональногообразования и стажа работы. Кроме того, студенты из числа сельчан, получивдипломы о средне специальном или высшем образовании, не спешат возвращатьсядомой даже при реальном их трудоустройстве в родном селе.
Впрочем, соотношениебезработицы городской и сельской молодежи не отражает реальной картинымолодежной безработицы на селе, поскольку значительная ее часть скрыта такназываемой самозанятостью. То есть считается, что наличие подсобного хозяйстваобеспечивает сельскому жителю статус самозанятого, и, таким образом, статистикане фиксирует его как безработного и число таких людей растет.
Напряженность на рынкетруда как городской, так и сельской молодежи усиливают выпускники школ и другихучебных заведений, не трудоустроенные после учебы, молодежь, не закончившаяучебу по различным причинам, воспитанники детских домов, дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. Стоит также отметить,что темпы снижения молодежной безработицы в городе существенно выше. В городечаще открываются предприятия малого и среднего бизнеса, а также активнеерасширяются имеющиеся производственные предприятия.
В таблице 2 приведенадинамика снижения обращающихся в органы занятости согласно данным Управлениякоординации занятости и социальных программ Павлодарской области за 2006-2007годы, а также за 10 месяцев текущего года.
Таблица 2
Мониторинг обратившихся ворганы занятости и трудоустроенных
  2006 г. 2007 г. 2008 г.(10 месяцев) обратилось в органы занятости (чел.) 4026 3500 2722 трудоустроено (чел.) 2606 2520 1940 Направлено на общественные работы (чел.) 757 758 452 трудоустроено на социальные рабочие места (чел.) 150 136 132 направлены на профобучение (чел.) 433 432 427 организация молодежной практики (чел.) 281 204 175
По данной таблице видно, что в государственные органы занятостиобращается с каждым годом все меньше людей. Связано это с тем, что все меньшелюдей нуждается в помощи государства при поисках работы. На 01.10.2008 года научете в органах занятости состоит 520 молодых людей.
Правительством РеспубликиКазахстан принята Концепция о поддержке и развитии конкурентоспособностимолодежи на 2008-2015 года, руководствуясь которой, местные исполнительныеорганы должны оказывать молодым людям содействие в подборе работы и трудоустройстве.
Кроме того, молодежьтрудоспособного возраста, зарегистрированная в качестве безработных в органахзанятости, с их согласия может быть направлена на общественные работы илипройти профессиональную подготовку и переподготовку.

2.2 Анализрынка учебных заведений Павлодарской области
Нельзя забывать о влиянииобразованияна экономическую активность, которая приводит, главным образом, к сдвигу сменее возрастных групп молодежи на более возрастные.
В Казахстане это, в первую очередь, касается увеличения сроков обучения в общеобразовательной школе и значительногоувеличения количестваучащихся начального (профшколы илицеи) и среднего профессионального образования (колледжи). Однако здесьследует подчеркнуть, что численность безработных с незаконченным высшим и высшим образованием имеет тенденцию кувеличению, тогда как по лицам со средним специальным образованием наблюдаетсяобратная тенденция.
Это свидетельствует о том, что получение высшегообразования само по себе не рассматривается в качестве гарантиинахождения места на рынке труда, а с другой стороны — о возрастающихпотребностях рынка в квалифицированном рабочем и обслуживающем персонале.
Подобная возрастающая потребность, прежде всего, отражаетсяв росте количества учащихся лицеев и колледжей. Еслив 2005 году в Павлодарском регионе насчитывалось 33 государственных инегосударственных колледжей и 27 лицеев, то в 2008 году дополнительно открылисьеще 3 частных колледжа и 1 государственная профессиональная школа-лицей.Динамика роста количества средних специальных учебныхзаведенийза период с 2005 по 2008 годы внашем регионе изображена нарисунке 4.

Рисунок 4
Количествопрофессиональных школ (лицеев) и колледжей
/> 
С открытием новых учебных заведений, дающих техническое ипрофессиональное образование,соответственно привело кувеличению количества их учащихся.
Рисунок 5
Контингент учащихсяучебных заведений начального (государственного/негосударственного) и среднегопрофессионального образования
/>
Связано этос растущим дефицитом рабочих кадров, ужесточением требований к поступлению в высшие учебныезаведения и увеличением государственных ассигнований в сеть учебных заведенийначального и среднего профессионального образования. Такую тенденцию можноотследить на данных контингента учащихся бюджетных групп.

Рисунок6
Контингент учащихся,обучающихся в бюджетных группах сети учебных заведений начального и среднегопрофессионального образования
/>
Динамика роста выпускников как в государственных, так и вчастных лицеях и колледжаххорошо прослеживается на рисунке7.
Рисунок7
Выпуск квалифицированныхрабочих и специалистов
/>
Таким образом, можно сделать вывод, что статус рабочегочеловека повышается, и все больше молодых людей предпочитают бытьвостребованным высококвалифицированным токарем илиплотником, чем безработнымтаможенником (юристом,бухгалтером…) с дипломом о высшем образовании.
Прослеживая динамику числа государственных и частных вузовнаблюдается следующая тенденция: число государственных вузов в течение пятипоследних лет увеличилось на одно, в то время какчисло частных вузов не стабильно. В 2004/2005 учебном году в четырехгосударственных вузах области обучалось 16 тысяч 200 студентов, в 2005/2006году — 15 тысяч 600, в 2006/2007 году их число увеличилось на 200 человек. Если рассматривать частные вузы, то их количество в2002/2003 годах составляло 14, сегодня уже в течение нескольких лет ихнасчитывается 8 и число обучающихся в них превышает число студентовгосударственных высших учебных заведений. Связано это в первую очередь с тем, что в частных вузах обучаются те, ктонабрал на ЕНТ невысокие баллы, но хотел бы получить высшее образование и имеетдля этого материальные возможности.
Таким образом, наосновании проведенного анализа можно заключить, что Павлодарская областьзанимает по уровню молодежной безработицы промежуточное положение средирегионов Республики Казахстан. Однако, несмотря на тенденцию к снижению уровнямолодежной безработицы, в области остается обширное поле деятельности длясовершенствования механизмов государственной политики в сфере обеспечениязанятости.
2.3 Проблемымолодежного рынка труда в Павлодарском регионе и пути их решения
 
Проблема молодежнойбезработицы, как показал проделанный анализ, была, есть и остается не до концарешенной в Республике Казахстан, а следовательно и в Павлодарской области,несмотря на большое количество реально осуществляемых мероприятий. Очевидно,что необходимо изыскивать более эффективные способы снижения незанятостимолодежи в общественном производстве.
На основе проведенногоисследования нами выявлен ряд проблем, с которыми сталкивается молодежь нарынке труда:
— низкая конкурентоспособностьмолодежи на рынке труда из-за недостатка профессиональных знаний, отсутствиеквалификации и трудовых навыков;
— диспропорция спроса ипредложения на местных рынках труда;
— среди молодежи низокпрестиж рабочих профессий;
— стихийная миграциясельских жителей (особенно молодежи) в города.
Изучив законодательнуюбазу и статистические отчеты различных управлений, мы предлагаем следующие путирешения этих проблем.
1. акиматы всех уровней должныактивно следить за положением на рынке труда своего региона, и прежде всегомолодежи. Они должны способствовать созданию единого центра, которыйвзаимодействовал бы со специализированными агентствами для молодежи, с центрамизанятости и предприятиями региона. В этот центр могли бы обращаться молодыелюди, не только ищущие работу, но и желающие пройти практику либо стажировку наодном из предприятий области.
2. Высшие исредне-специальные учебные заведения должны быть нацелены не на набор, а навыпуск, т.е. на базе любого современного учебного заведения должна работатьсвоя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор соспециализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи сдействующими предприятиями-работодателями, организовываться курсыдополнительной специализации и повышения квалификации, практиковатьсяраспределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.
3. Изменить характер заключенияучебными заведениями договоров с работодателями на прохождение производственнойпрактики и стажировки. На деле они носят декларативный характер. В основном, предприятияне берут на практику студентов, мотивируя отсутствием производственной необходимости.Наличие координирующего органа (центра) позволило бы контролировать исполнениезаключенных договоров и привлекать руководителей этих предприятий кответственности. К сожалению, у руководителей учебных заведений отсутствуютрычаги воздействия на таких работодателей. Следовательно, необходимо нагосударственном и законодательном уровне решить эту проблему.
4. установление квоты напредприятиях для молодых специалистов — выпускников средне-специальных и высшихучебных заведений.
5. Содействие предпринимательствуна селе. Напряженность на рынке труда сельской молодежи могли бы снять льготы вналогообложении и микрокредитовании. Получив небольшой кредит (до 200 000 тенгепод 10% годовых), молодой сельчанин мог бы открыть небольшое частноепредприятие. Например, парикмахерскую, швейную мастерскую, цех по ремонтубытовой техники и т.д. Гарантом для получения такого микрокредита вполне можетстать сельский акимат. В качестве альтернативы банкам могут выступить сельскиекредитные товарищества. Развитие инфраструктуры села – открытие библиотек,клубов, спортивных комплексов – также является привлекательными для того, чтобымолодежь оставалась на селе.
6. После окончанияколледжа или института молодые люди, направленные на работу в село, зачастую незадерживаются там и любыми путями стараются уехать и трудоустроиться в городе,при этом понимая, что работу в городе найти очень трудно и они реально могутпополнить ряды безработных. Выходом из положения в подобных случаях должнастать всесторонняя поддержка молодого специалиста государством. Молодомуспециалисту нужна не только выдача подъемных и др. компенсационных выплат, но иобеспечение отдельным нормальным жильем, углем, скотом для личного подворья икормами для этого скота на первые несколько лет.
7. заключение меморандумовмежду учебными заведениями региона и отраслевыми министерствами приведет кустановлению реальной живой связи между ними и устранит диспропорцию намолодежном рынке труда. Необходимо формировать государственный заказ для вузовна такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям местногорынка труда.
8. возрождение в сельскихрегионах Павлодарской области межшкольных учебных комбинатов, где школьникистарших классов приобретали бы первичные навыки тех или иных специальностей (ине только сельскохозяйственных).
Хочется подчеркнуть тотфакт, что рассмотренные выше действия могут быть вполне реализованы в масштабахПавлодарской области.
Сегодня назреланеобходимость в подготовке целевой программы «Занятость молодежи Павлодарскойобласти» (как минимум 3-хлетней – на 2009-2011гг.). Для принятия специальнойпрограммы по решению даже одного блока проблем молодежи (занятости) необходимо болеедетальное изучение многих факторов (социальная помощь молодым семьям,отсутствие собственного жилья, трудности в получении образования, низкаязарплата и т.д.)
Последовательная инепрерывная реализация указанных мероприятий будет содействовать устойчивомуснижению молодежной безработицы и способствовать трудоустройству той молодежи,которая высвобождается в результате сокращения, имеющего место на предприятияхв настоящее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенногоанализа состояния молодежного рынка труда на территории Павлодарской областиможно сформулировать следующие выводы:
1.На базе комплексногоисследования выявлены основные проблемы занятости молодежи и определеныперспективы развития молодежного рынка труда;
2.Нельзя сказать, чтопроводимые местными государственными органами мероприятия не эффективны. Но онине дают в полной мере ожидаемых результатов. Поэтому проведенные исследованияпозволили разработать ряд предложений по совершенствованию политики в сферемолодежной занятости.
Полученные результатымогут быть использованы государственными органами в целях проведения конкретныхмероприятий, а также могут послужить базой для более глубокого исследования.
Нельзя не сказать и оначавшемся в прошлом году мировом финансовом кризисе, сильно пошатнувшеммеждународные финансовые рынки. В своем выступлении на расширенном заседанииПравительства Республики Казахстан Президент РК Н.Назарбаев поручилПравительству и акимам в рамках стабилизационной программы продумать меры поповышению доходов и занятости населения через реализацию дополнительныхинвестиционных и региональных программ, в том числе принимает все необходимыемеры для расширения сферы социальной защиты и поддержки социально уязвимыхслоев населения, в число которых входит и молодежь. Аким области Б.Сагинтаев ируководители крупных предприятий региона подписали меморандум о взаимном сотрудничествепо содействию социально-экономическому развитию и исполнению трудовогозаконодательства РК (о социальном партнерстве).
Таким образом,исполнительной властью Павлодарской области принята одна из мер во исполнениепоручения Главы государства о надежной социальной защите населения в условияхмирового экономического кризиса. Меморандум направлен на обеспечение трудовыхправ и гарантий работников (в том числе и молодых специалистов) и призвансодействовать решению социальных проблем на производстве.

Списокиспользуемых источников
1. Советскийэнциклопедический словарь, Москва, 1987 год
2. Матвеева Л.С.,«Макроэкономика. Курс лекций для экономистов», Москва, 2006 год
3. Национальноеинформационное агентство «Казинформ» www.inform.kz
4. Лисовский В.Т.,«Социология молодежи». Учебник, Санкт-Петербург, 1996
5. Молодежнаяполитика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. Москва.: ИЕ РАН-«Огни ТД», 2005 год
6. Ситуационныйанализ «Труд и занятость молодежи», Международная организация труда, Первоеиздание, Алматы, 2007 год
7. Калибеков Д.Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000, № 8
8. ИнформацияУправления по статистике Павлодарской области за период с 2002 по 2008 годы
9. Экспресс-информацияАгентства Республики Казахстан по статистике от 12 августа 2008 года
10. Подшивкаобластной газеты «Звезда Прииртышья» за 2005-2008 годы
11. «О созданииСовета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан», УказПрезидента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года N 625;
12. «Огосударственной молодежной политике в Республике Казахстан», Закон РеспубликиКазахстан от 23 января 2001 года N 149
13. «О мерах пореализации Закона Республики Казахстан «О государственной молодежнойполитике в Республике Казахстан», Распоряжение Премьер-Министра РеспубликиКазахстан от 10 февраля 2005 года N 21-р
14. «О занятостинаселения», Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149
15. О Программе«Молодежь Казахстана», Постановление Правительства РеспубликиКазахстан от 17 февраля 2001 года N 249
16. «Об утвержденииПлана мероприятий по совершенствованию системы занятости населения РеспубликиКазахстан на 2008-2010 годы», Постановление Правительства Республики Казахстанот 20 ноября 2007 года N 1114
17. «Об утвержденииСоглашения государств — участников Содружества Независимых Государств осотрудничестве в сфере работы с молодежью», Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан от 15 августа 2006 года N 771
18. «Об утвержденийПоложения об Общереспубликанском форуме молодежи Казахстана», ПостановлениеПравительства Республики Казахстан от 30 сентября 2005 года N 982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.