Социальная политикагосударства и безработица
СОДЕРЖАНИЕ
1. Социальная политика:основные понятия, цели, принципы и направления
2. Неравенстводоходов и кривая Лоренца
3. Безработица
Список использованных источников
1. Социальная политика: основные понятия, цели, принципы и направления
Социальная политика государства представляет собой комплекс мер,направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения,повышение благосостояния и создание системы социальных гарантий.
Цели социальной политики:
1) обеспечение условий повышения уровня жизни населения;
2) поддержание социальной справедливости в обществе;
3) нейтрализация негативных последствий функционирования рыночнойэкономики;
4) создание системы социальной защиты населения.
Социальная политика реализуется посредством создания гарантий вформировании экономических стимулов для участия в общественном производстве,обеспечения занятости населения, повышения уровня жизни, решения проблемсоциальной справедливости.
Основными принципами социальной политики являются равенство и социальнаясправедливость. Социальное равенство означает одинаковое положение людей вобществе, общие исходные условия экономической деятельности людей. Социальнаясправедливость предполагает соответствие благ, получаемых человеком илисоциальной группой в обществе пропорционально их заслугам и вкладу в общееблагосостоянием.
Основные проблемы социальной политики: обеспечение эффективнойзанятости и создание условий для роста благосостояния всего населения,определение минимальной заработной платы и соотношения с прожиточным минимумом,сокращение численности людей, живущих за чертой бедности.
Важнейшими направлениями социальной политики являются: государственнаяполитика занятости, регулирование доходов населения и его социальная защита,социальная ориентация экономики.
Социальная ориентация экономики — социальное подчинение хозяйствазадачам развития личности.
Политика занятости предполагает:
1) меры государства по стимулированию роста занятости, самозанятости иувеличению числа рабочих мест посредством использования льготногоналогообложения, льготного кредитования, компенсаций инвестиций на прирострабочих мест (или убытков от их сохранения);
2) расширение форм и условий для подготовки и переподготовки работников;
3) активное использование в государственном и негосударственном секторахэкономики гибких форм занятости;
4) социальную защиту безработных.
Методы и меры по регулированию занятости делятся на две группы: активныеи пассивные. Первая группа представляет собой совокупность методов и мер посозданию дополнительных мест и сфер занятости путем устройства общественныхработ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности и занятостинаселения. Ко второй группе относятся выплаты пособий по безработице.
Социальное партнерство – согласование действий правительства,предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда исоциальных трансфертов.
Важнейшим направлением социальной политики является политика формированияи регулирования доходов населения.
Важным элементом государственного регулирования доходов являетсяопределение верхнего предела номинальной заработной платы. Такой предел долженсдерживать развертывание инфляционной спирали «цена-зарплата».
Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов дляобеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится избежатьдвух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва уэкономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.
В условиях переходной экономики показатели социального развитияухудшаются. На первое место выступают проблемы обеспечения минимальных доходовнаселения, организации рынка труда, охраны здоровья, адресной поддержки бедных.
Показатели результативности социальной политики — уровень и качествожизни.
Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимымиматериальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей людей вэтих благах.
Для оценки уровня жизни используется система показателей, котораявключает объем, качество потребляемых благ и услуг, реальные доходы населения,размеры оплаты труда, общественные фонды потребления, объем, накопленногоимущества, денежных сбережений, уровня труда, продолжительность рабочего исвободного времени и т.д.
В целях поддержки малообеспеченных слоев населения и нейтрализациинегативных последствий функционирования рыночной экономики используется системасоциальной защиты, представляющая собой часть политики государства,стремящегося обеспечить нормальные условия жизни членам общества, прежде всеготем группам населения, которые находятся в сложном материальном положении.
Реализация системы социальной защиты предполагает комплекс мер порегулированию уровня жизни, которые включают обеспечение условий для повышенияблагосостояния каждого члена общества за счет личного трудового вклада;гарантию минимальной оплаты труда и ее совершенствование; регулярный пересмотрдоходов в связи с динамикой минимального потребительского бюджета (МПБ);компенсацию, адаптацию и индексацию доходов; оказание социальной помощи бедным,безработным; денежные выплаты из доходов общественного потребления (пенсии,пособия, стипендии); обеспечение льгот, связанных с условиями труда,предоставлением жилья; возможность бесплатного образования, бесплатногомедицинского обслуживания; дифференцированное налогообложение предприятий инаселения.
Для определения категорий населения, имеющих право на получениесоциальной помощи, используются показатели, выявляющие черту бедности, котораяотражает уровень доходов, необходимый, чтобы поддерживать минимальный уровеньжизни. В Республике Беларусь черту бедности определяет прожиточный минимум(социальный и физиологический), который составляет 60 % от МПБ.
Прожиточный минимум включает такой набор товаров и услуг в стоимостнойформе, который является предельно допустимым при достигнутом уровнеэкономического развития.
Социальный минимум включает минимальные нормы удовлетворения физическихпотребностей и затраты на минимум духовных и социальных потребностей.
Физиологический минимум предполагает затраты на удовлетворение основныхпотребностей и оплату услуг в относительно короткий период времени (безприобретения одежды, обуви и других промышленных товаров).
Прожиточный минимум рассчитывается, исходя из потребительской корзины,представляющей собой набор продовольственных и непродовольственных услуг,необходимых для удовлетворения потребностей среднестатистической семьи, иобеспечивающей поддержание минимального уровня жизни.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы наприобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основныхпотребностей людей. С 1992г. в Республике Беларусь разрабатывается МБП дляразличных групп населения.
Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиромдля усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеровзаработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе и по безработице.Нужно помнить, что минимальный потребительский бюджет касается всех членовобщества, в том числе и неработающих, а минимальная заработная плата являетсяформой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна бытьвыше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработнойплаты на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источникполучения дохода. Теряются экономические стимулы к труду, что может привести клюмпенизации определенной части общества.
Социальная защита малообеспеченных слоев населения проявляется в видеденежных выплат, предоставления благ и услуг в натурально-вещественной форме, атакже различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, частичной(полной) оплате коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественномтранспорте и т.д.
Выплаты из социальных общественных фондов потребления в РеспубликеБеларусь это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.
Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учрежденияобразования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство имногое другое.
Следует помнить, что выплаты из общественных фондов потребленияпрактически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладаютстимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним изосновных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможнос переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством,предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондовбудут участвовать их потенциальные получатели. Сегодня при существующейнеэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходеи высокой доле малообеспеченных семей такое участие весьма затруднительно, таккак у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производитьсистематические отчисления в фонды страховой медицины, в страховой пенсионныйфонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивныеформы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондовпотребления, должны сочетаться с созданием условий широким слоямнаселениядля эффективной работы и получения соответствующих доходов.
2. Неравенство доходов и кривая Лоренца
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятогоназываются дифференциацией доходов.
Для количественной оценки дифференциации доходов населения используютсяфункциональное распределение и кривая Лоренца.
Кривая Лоренца измеряет степень неравенства при персональномраспределении доходов населения. Ее расположение отражает фактическоераспределение доходов. Построение кривой Лоренца (рис.1) предполагает отложениепо оси абсцисс доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентомдохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % отсовокупного дохода). Возможность абсолютного равного распределения доходапредставлена прямой, которая указывает на то, что любой данный процент семейполучает соответствующий процент дохода. Область между линией абсолютно равногораспределения доходов и линией фактического распределения (кривой Лоренца)указывает на степень неравенства доходов: чем больше расхождение этих линий,тем выше степень неравенства доходов. Каждая точка кривой Лоренца показывает,какую долю в совокупном доходе занимает то или иное число семей с определеннымуровнем доходов.
«Кривая Лоренца» — это метод графического изображенияуровня неравномерности распределения совокупного дохода общества междуразличными группами населения (рис.1).
ОЕ - абсолютно равномерное распределение совокупного дохода междувсеми группами населения.
Однако реальное распределение (ОАВСDЕ)всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой.
/>
Рис. 1.Кривая Лоренца.
Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с линией ЕF. Нопоскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляютнезначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая — «кривая Лоренца», отклонение которой от диагонали наглядно покажетстепень неравномерного распределения доходов.
Точки, находящиеся в заштрихованной области, являются иллюстрацией «коэффициентаДжини»:
G = T/ OFE,
где G - показатель, измеряющий степеньнеравенства в доходах.
При коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянииабсолютной «уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, — вситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».
Цивилизованная экономика исключает подобные крайности благодаряцеленаправленному перераспределению доходов.
Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименееобеспеченных.
3. Безработица
Макроэкономические диспропорции усиливают риск предпринимательскойдеятельности, создают ситуацию экономической нестабильности. Нарастаниеэкономической нестабильности углубляет спад производства, вследствие чегорастет безработица. Последняя связана с ухудшением уровня жизни и самихбезработных и работающих, ибо избыток предложения рабочей силы являетсяблагоприятным фоном для уменьшения цены труда. Создается и реальная угрозасоциальных конфликтов, что еще больше ухудшает стимулы деловой активности. Втакие периоды у капитала, имеющего свободные средства, активность можетпроявиться в «бегстве» из зоны бедствия в те районы, которыйхарактеризуются более стабильным экономическим развитием. Снижение жизненногоуровня населения ведет к сокращению потребительского спроса, снижению уровнясбережений, что также способствует свертыванию части производства. Безработица,будучи порождением спада производства, становится тем звеном экономическойнестабильности, которое способно этот спад усугубить. Нарастание нестабильностипроисходит следующим образом:
Спад производства → рост безработицы→углубление спадапроизводства→дальнейший рост безработицы.
Основные причины безработицы – циклическое развитие экономики,экономические кризисы (снижение объемов производства, банкротство,необходимость модернизации и т.п.).
Однако считается, что в известной мере умеренная безработица является благомдля экономического роста:
1. Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, которыйможно задействовать при последующем расширении производства или при структурныхперестройках.
2. Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требованияповышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательскойдеятельности.
3. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферыпроизводства является самым лучшим организатором дисциплины труда и, крометого, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.
В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых)считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
Вместе с тем считается, что наличие безработицы влечёт за собой и ряднегативных эффектов:
1. При безработице недоиспользуется экономический потенциал общества. Незанятаярабочая сила не участвует в росте национального богатства. Поэтому в страневозникают потери от недоиспользованных производственных возможностей.
2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихсяработников. Даже при последующем включении в производственный процесс работниквыходит на нормальный устойчивый уровень производительности труда примерно заполугодовой срок.
3. Рост безработицы, как показала медицина, подрывает психическоездоровье нации. Считается, что стресс, полученный при извещении об увольнении,по своей силе равнозначен реакции на смерть близкого родственника или насообщение о неизбежности тюремного заключения.
4. Рост безработицы служит фактором роста преступности.
5. Оценивая безработицу как потери общества, следует упомянуть и тефакторы экономической нестабильности, о которых уже ранее говорилось. Это — снижение покупательного спроса, сокращение сбережений, снижение инвестиционногоспроса, сокращение предложения, спад производства.
Безработица может бытьдобровольной, существовать при наличиисвободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровеньзаработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный,непрестижный труд).
Вынужденная безработица связана с установлением заработной платывыше точки рыночного равновесия, когда возникает разрыв между спросом на труд иего предложением.
Современная экономическая наука выделяет три формы безработицы.
Фрикционная безработица связана с региональными профессиональнымии возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства,получение новой квалификации, учеба, уход та детьми и т. д. ). По своемусодержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. Впринципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительноготруда и режима прописки.
Структурная безработица тесно связана с особенностями развитияотдельных регионов и отраслей, при этом избыток труда в одних секторахэкономики или регионах может сопровождаться ее нехваткой в других; структурныекризисы и структурная перестройка экономики увеличивают масштабы этой формыбезработицы.
Циклическая безработица определяется изменениями экономическойконъюнктуры. Она снижается во время циклических подъемов и увеличивается впериоды кризисов.
Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественныйуровень. Другими словами, сумма фрикционной и структурной безработицыравняется естественной безработице. Очевидно, что такие формы безработицы, какфрикционная и структурная, не могут быть вообще устранены, они естественны длядинамично развивающегося хозяйства. Поэтомуполная занятость — этоотсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы.
Понятие естественного уровня безработицы тесно связано с категориейпотенциального уровня ВНП (валового национального продукта).
Потенциальный ВНП — это такой объем ВНП, который произведен в условиях полнойзанятости (естественного уровня безработицы). В связи с этим становится ясным,что фактический и потенциальный ВНП могут не совпадать, как и не всегдасовпадает фактическая и естественная безработица. Под рабочей силой понимаетсяследующая величина: население страны за вычетом: А) лиц, не достигших 16 лет;Б) выбывших из состава рабочей силы, т. е. учащихся, пенсионеров и т. п.; В)находящихся в специализированных учреждениях (тюрьмах, психбольницах и т. п.).
Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровеньбезработицы, то общество «недополучает» некую часть ВНП. Американскийэкономист Артур Оукен сформулировал закон, согласно которому превышениефактического уровня безработицы на 1% ее естественного уровня приводит котставанию объема фактического ВНП по сравнению с потенциальным ВНП на 2,5%.Это так называемыйзакон Оукена, а цифра 2,5 —коэффициентОукена.
В отношении безработицы государство располагает тремя типами политики:социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с цельюподдержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитныхи бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест,системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует назанятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числуактивных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика,направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства,которые включают: организацию системы образования ипроизводственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству ипредприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;осуществление программ общественных работ; субсидии по занятости лиц,нуждающихся в социальной защите; содействие в развитии мелкого и среднегобизнеса и т.д.
Пассивная политика занятости включает создание системы социальногострахования и материальной помощи безработным. Система социального страхованияпредусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков,система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточногоминимума.
Список использованных источников
1. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики:Учебник для вузов. – 2-ое изд., изм. М.: Норма, 2005 г. – 576 с.
2. Экономическая теория: Учеб.пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред.Л.Н. Давыденко. – 2-ое изд., перераб. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 366 с.
3. Экономическая теория: Учебникдля вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. – СПб.: Изд-воСПбГУЭФ, Изд-во «Питер», 2000
4. Экономическая теория: Учебник.-Изд. испр, и доп. / Под об. Ред.академика В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С. Тарасевича.-М,: ИНФРА-М, 2005. – 322 с.