Содержание
1. Состав иструктура цены. Система цен
2. Признакиклассификации цен. Виды цен
1. Состав иструктура цены. Система цен
Цена на любой товарсостоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости отвида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях илипроцентах, представляет собой структуру цены (рис. 1).
/>
В соответствии с рис. 1каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Определение структурыцены позволяет понять, как она может изменяться, какую долю в цене составляютсебестоимость, прибыль, налоги.
Например, при наличиинескольких торговых (оптовых) посредников в структуре цены появитсясоответствующее количество однотипных элементов:
· покупная ценаоптового посредника;
· продажная ценаоптового посредника.
В результате доляснабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура цены усложнится. Наоснове информации о структуре цены можно принимать решения о возможных резервахи направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т. е.разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если максимальнуюдолю в структуре цены занимает себестоимость выпуска продукции, т. е. денежныеиздержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, топодобную ситуацию можно воспринимать как сигнал к снижениюконкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участиев ценовой конкуренции. Большая доля прибыли, налогов и низкая долясебестоимости свидетельствуют о том, что предприятие конкурентоспособно и можетв конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно. Долясебестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Этосвязано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услугделятся:
· наусловно-переменные, доля которых в составе себестоимости
может быть разной;
· условно-постоянные.
Если предприятие намечаетснизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительныйанализ в этой области.
Действующие в экономикецены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис.2).
СИСТЕМА ЦЕН
/>
Рис. 2. Система цен
Система цен состоит изряда блоков, которые в свою очередь делятся на подблоки (рис. 3). Характеристикаосновных блоков системы цен будет рассмотрена в следующих вопросах.
/>
2. Признакиклассификации цен. Виды цен
В ценообразовании обычновыделяют следующие признаки цены:
· принадлежность ктипу рынка или каналу реализации;
· степеньвмешательства государства в ценообразование;
· объект сделкикупли-продажи;
· происхождениетовара или услуги, вид деятельности по их созданию;
· характерторговля;
· экономическоепространство.
Первый признак цены ~ принадлежностьк типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи междуодним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или инымисубъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем.
Данный тип устойчивойсвязи сочетается с дополнительными признаками:
· характеромторговли;
· объектомторговли;
· степеньювмешательства государства и т. д.
Главное в процессеобразования обособленных рынков и каналов реализации — взаимосвязь междухозяйствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например,оптовый рынок — это торговые операции между предпринимателями. Товар продаетсяздесь для профессионального использования, т. е. для производственных нужд илидля дальнейшего продвижения товара к потребителю.
Степень вмешательствагосударства в ценообразование подразумевает, что цены и тарифы на услуги могутбыть:
· фиксированными;
· регулируемыми;
· свободными.
Монопольно устанавливаемыецены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным.
По объекту сделкивыделяются цены:
· на товары;
· услуги.
Виды цен на товарыпроизводственно-технического назначения:
· на сырье;
• на металл иметаллоизделия;
• на топливо;
• на строительныематериалы и т. д.
Цены на потребительскиетовары включают цены:
· на товары:
· продовольственные(без алкогольных напитков);
· непродовольственные;
· на алкогольныенапитки.
Такая классификация ценна товары принята сегодня в системе статистики России.
По признаку назначенияобъекта сделки купли-продажи услуг различают цены (тарифы) на услуги:
• производственные;
• потребительские.
Производственные рыночныеуслуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные работы,информационно-вычислительное обслуживание и т. п.) используются предприятиями иорганизациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственнымипредприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферыуслуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услугиоказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями иорганизациями нефинансового сектора.
Особо следует выделить тарифына электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага — не просто услуги, атовары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три видаматериальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации дляанализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор,чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии игаза не агрегировались с тарифами на их потребительское использование,поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектовличного потребления государство устанавливает на различных уровнях.
Потребительские рыночныеуслуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное иликоллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительскиеуслуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т.к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.
Перечень потребительскихуслуг включает услуги:
· бытовые;
· жилищно-коммунальные;
· учреждений:
· культуры;
· туризма;
· здравоохранения;
· образования и т.д.
Услуги торговли не имеюттарифов, т. к. их стоимость включается в стоимость продаваемых товаров. Важныепризнаки цены — происхождение товара или услуга, вид деятельности по ихсозданию.
По отраслевому признакувыделяются цены:
ü на промышленные товары;
· продукцию:
ü сельского хозяйства;
ü строительства;
ü услуги:
ü транспорта и связи;
ü бытовые и коммунальные и т. д.
Именно этот принципклассификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен прицентрализованном ценообразовании. Этот признак следует использовать вклассификации цен как дополнительный, а не как основной.
Признак «характерторговли» формулируется следующим образом: продается ли товар партиями —оптом или в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками.
Существованиеоптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничнойценами: цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпускеего в розницу.
Услуги по своей природене могут реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность,единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ толькоценам на товары.
Избирательный признакцены состоит в том, что цены могут рассматриваться либо как цены реализации(продаж), либо как цены приобретений.
Цены продаж группируютсяпо субъектам токовой деятельности:
ü производственным предприятиям;
ü торгующим организациям;
ü организациям сферы услуг.
Цены приобретениягруппируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущегопроизводственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса.
К субъектампотребительского спроса относятся домашние хозяйства (население),государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческиеорганизации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату,возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).
Признак«экономическое пространство» состоит в том, что одни цены формируютсяна внутреннем рынке, другие — во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговыецены покупок и продаж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разныхуровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаровэкспорта и импорта различна.
Россия вывозит, главнымобразом:
ü углеводороды (нефть и газ);
ü иное минеральное сырье;
ü лесоматериалы;
ü металлы.
Объектами ввоза, какправило, являются:
ü автомобили;
ü промышленное оборудование;
ü продовольственные товары;
ü Продукция химической промышленности.
Отечественные и импортныетовары конкурируют на внутреннем рынке.
Цены экспорта оказываютвлияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а такжеявляются существенным фактором изменения курса национальной валюты.
Признак структуры ценысостоит в том, что цены включают издержки доставки:
ü до пункта отправления по железнойдороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления);
ü станции назначения (ценафранко-станция назначения).
Этот признак ценыособенно важен во внешней торговле, т. к. влияет на цены экспорта и на ценыимпортных товаров во внутренней торговле.
Несмотря на множествоцен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внестиизменения в уровень одной цены, как изменения обнаруживаются в уровнях другихцен.
Изменения уровня однойцены имеют отклик в уровнях других цен по следующим причинам:
ü существует единый процессформирования затрат на производство;
ü все субъекты рынка взаимосвязанымежду собой;
ü имеет место тесная взаимозависимостьвсех элементов рыночного
хозяйственного механизма.
В зависимости от того,какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен можноразделить на различные группы:
ü по характеру обслуживаемого оборота;
ü по способам:
• установления;
• фиксации;
• получения информации обуровне цены;
ü в зависимости:
• от степенигосударственного воздействия, регулирования;
• степени конкуренции;
• вида рынка;
• с учетом фактороввремени;
• внутрифирменные;
ü по условиям поставки и продажи;
• мировые (обслуживающиевнешнеторговый оборот);
• используемые в учете истатистике.