Реферат по предмету "Экономика"


Состав и структура цены. Система цен. Признаки классификации цен. Виды цен.

Содержание
1.        Состав иструктура цены. Система цен
2.        Признакиклассификации цен. Виды цен

1.        Состав иструктура цены. Система цен
Цена на любой товарсостоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости отвида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях илипроцентах, представляет собой структуру цены (рис. 1).
/>
В соответствии с рис. 1каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.
Определение структурыцены позволяет понять, как она может изменяться, какую долю в цене составляютсебестоимость, прибыль, налоги.
Например, при наличиинескольких торговых (оптовых) посредников в структуре цены появитсясоответствующее количество однотипных элементов:
·         покупная ценаоптового посредника;
·         продажная ценаоптового посредника.
В результате доляснабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура цены усложнится. Наоснове информации о структуре цены можно принимать решения о возможных резервахи направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т. е.разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если максимальнуюдолю в структуре цены занимает себестоимость выпуска продукции, т. е. денежныеиздержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, топодобную ситуацию можно воспринимать как сигнал к снижениюконкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участиев ценовой конкуренции. Большая доля прибыли, налогов и низкая долясебестоимости свидетельствуют о том, что предприятие конкурентоспособно и можетв конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно. Долясебестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Этосвязано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услугделятся:
·         наусловно-переменные, доля которых в составе себестоимости
может быть разной;
·         условно-постоянные.
Если предприятие намечаетснизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительныйанализ в этой области.
Действующие в экономикецены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис.2).
СИСТЕМА ЦЕН
/>
Рис. 2. Система цен
Система цен состоит изряда блоков, которые в свою очередь делятся на подблоки (рис. 3). Характеристикаосновных блоков системы цен будет рассмотрена в следующих вопросах.

/>

2.        Признакиклассификации цен. Виды цен
В ценообразовании обычновыделяют следующие признаки цены:
·         принадлежность ктипу рынка или каналу реализации;
·         степеньвмешательства государства в ценообразование;
·         объект сделкикупли-продажи;
·         происхождениетовара или услуги, вид деятельности по их созданию;
·         характерторговля;
·         экономическоепространство.
Первый признак цены ~ принадлежностьк типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи междуодним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или инымисубъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем.
Данный тип устойчивойсвязи сочетается с дополнительными признаками:
·         характеромторговли;
·         объектомторговли;
·         степеньювмешательства государства и т. д.
Главное в процессеобразования обособленных рынков и каналов реализации — взаимосвязь междухозяйствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например,оптовый рынок — это торговые операции между предпринимателями. Товар продаетсяздесь для профессионального использования, т. е. для производственных нужд илидля дальнейшего продвижения товара к потребителю.
Степень вмешательствагосударства в ценообразование подразумевает, что цены и тарифы на услуги могутбыть:
·         фиксированными;
·         регулируемыми;
·         свободными.
Монопольно устанавливаемыецены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным.
По объекту сделкивыделяются цены:
·         на товары;
·         услуги.
Виды цен на товарыпроизводственно-технического назначения:
·         на сырье;
• на металл иметаллоизделия;
• на топливо;
• на строительныематериалы и т. д.
Цены на потребительскиетовары включают цены:
·         на товары:
·         продовольственные(без алкогольных напитков);
·         непродовольственные;
·         на алкогольныенапитки.
Такая классификация ценна товары принята сегодня в системе статистики России.
По признаку назначенияобъекта сделки купли-продажи услуг различают цены (тарифы) на услуги:
• производственные;
• потребительские.
Производственные рыночныеуслуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные работы,информационно-вычислительное обслуживание и т. п.) используются предприятиями иорганизациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственнымипредприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферыуслуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услугиоказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями иорганизациями нефинансового сектора.
Особо следует выделить тарифына электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага — не просто услуги, атовары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три видаматериальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации дляанализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор,чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии игаза не агрегировались с тарифами на их потребительское использование,поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектовличного потребления государство устанавливает на различных уровнях.
Потребительские рыночныеуслуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное иликоллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительскиеуслуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т.к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.
Перечень потребительскихуслуг включает услуги:
·         бытовые;
·         жилищно-коммунальные;
·         учреждений:
·         культуры;
·         туризма;
·         здравоохранения;
·         образования и т.д.
Услуги торговли не имеюттарифов, т. к. их стоимость включается в стоимость продаваемых товаров. Важныепризнаки цены — происхождение товара или услуга, вид деятельности по ихсозданию.
По отраслевому признакувыделяются цены:
ü   на промышленные товары;
·         продукцию:
ü   сельского хозяйства;
ü   строительства;
ü   услуги:
ü   транспорта и связи;
ü   бытовые и коммунальные и т. д.
Именно этот принципклассификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен прицентрализованном ценообразовании. Этот признак следует использовать вклассификации цен как дополнительный, а не как основной.
Признак «характерторговли» формулируется следующим образом: продается ли товар партиями —оптом или в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками.
Существованиеоптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничнойценами: цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпускеего в розницу.
Услуги по своей природене могут реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность,единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ толькоценам на товары.
Избирательный признакцены состоит в том, что цены могут рассматриваться либо как цены реализации(продаж), либо как цены приобретений.
Цены продаж группируютсяпо субъектам токовой деятельности:
ü   производственным предприятиям;
ü   торгующим организациям;
ü   организациям сферы услуг.
Цены приобретениягруппируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущегопроизводственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса.
К субъектампотребительского спроса относятся домашние хозяйства (население),государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческиеорганизации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату,возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).
Признак«экономическое пространство» состоит в том, что одни цены формируютсяна внутреннем рынке, другие — во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговыецены покупок и продаж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разныхуровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаровэкспорта и импорта различна.
Россия вывозит, главнымобразом:
ü   углеводороды (нефть и газ);
ü   иное минеральное сырье;
ü   лесоматериалы;
ü   металлы.
Объектами ввоза, какправило, являются:
ü   автомобили;
ü   промышленное оборудование;
ü   продовольственные товары;
ü   Продукция химической промышленности.
Отечественные и импортныетовары конкурируют на внутреннем рынке.
Цены экспорта оказываютвлияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а такжеявляются существенным фактором изменения курса национальной валюты.
Признак структуры ценысостоит в том, что цены включают издержки доставки:
ü  до пункта отправления по железнойдороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления);
ü  станции назначения (ценафранко-станция назначения).
Этот признак ценыособенно важен во внешней торговле, т. к. влияет на цены экспорта и на ценыимпортных товаров во внутренней торговле.
Несмотря на множествоцен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внестиизменения в уровень одной цены, как изменения обнаруживаются в уровнях другихцен.
Изменения уровня однойцены имеют отклик в уровнях других цен по следующим причинам:
ü  существует единый процессформирования затрат на производство;
ü  все субъекты рынка взаимосвязанымежду собой;
ü  имеет место тесная взаимозависимостьвсех элементов рыночного
хозяйственного механизма.
В зависимости от того,какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен можноразделить на различные группы:
ü  по характеру обслуживаемого оборота;
ü  по способам:
• установления;
• фиксации;
• получения информации обуровне цены;
ü  в зависимости:
• от степенигосударственного воздействия, регулирования;
• степени конкуренции;
• вида рынка;
• с учетом фактороввремени;
• внутрифирменные;
ü  по условиям поставки и продажи;
• мировые (обслуживающиевнешнеторговый оборот);
• используемые в учете истатистике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пособие по временной нетрудоспособности и безработице
Реферат Место и роль интуиции в экономических исследованиях
Реферат Определение факторов риска банкротства на основе оценки показателей финансового состояния
Реферат Определение экономических показателей производства
Реферат Теория обучения
Реферат WMS - системы для модернизации склада: тонкости выбора поставщика
Реферат Определение рыночной стоимости склада
Реферат Основные понятия, предмет культурологии
Реферат Новый тип потребителя
Реферат Определение рыночной стоимости квартиры
Реферат ЧАЭС на пользу украинскому потребителю?
Реферат Проблема безработицы - ключевой вопрос рыночной экономики
Реферат Опыт реструктуризации производственного (коммерческого) предприятия
Реферат Определение статистических показателей производства
Реферат 5. Муниципальное право как наука