Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности
ДОКЛАД
по дисциплине «Малый бизнес»
Содержание и назначение бизнес-плана предпринимательскогоначинания
Выполнила:
Иркутск, 2009 г.
Оглавление
1. Назначение бизнес-плана и его функции
2. Содержание и структура бизнес-плана
2.2 Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
2.2 Структура бизнес-плана, определенная стандартами UNIDO
Список использованной литературы
1. Назначение бизнес-плана и его функции
Опыт многих преуспевающихкомпаний промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткойконкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности являетсяважнейшим, если не главным условием их выживаемости, экономического роста ипроцветания. На практике применяется стратегическое, долгосрочное,краткосрочное, а также текущее планирование. Особое значение придаетсябизнес-плану, который представляет собой документ, содержащий обоснованиедействий, которые намечается осуществить для реализации какого-либокоммерческого проекта или создания нового предприятия.
Бизнес-план выполняет, покрайней мере, девять основных функций, как внешних (познакомить с нашим предприятиемпредставителей делового мира), так и внутренних, жизненно важных длядеятельности самого предприятия, а именно:
хорошо оформленный бизнес-планстандартизирует процесс ознакомления с нашим предприятием;
наличие бизнес-плана — обязательноетребование со стороны цивилизованного рынка;
привлечение денег для развитиянашего дела (партнерство, инвестирование, кредитование, лизинг) невозможно безматериала, содержащегося в бизнес-плане;
бизнес-план чисто психологическивызывает ощущение, основательности, солидности предпринимательского начинания,его владельца;
процесс планирования заставляетнас адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые действия;
возможность в самом началеобнаружить те проблемы развития предприятия, которые могут перерасти в серьезныепрепятствия и существенно осложнят нашу работу;
мы придаем своему бизнесуцеленаправленность, т.е. четко определяем конечные и промежуточные цели;
составляя бизнес-план, мыприобретаем инструмент контроля и управления, позволяющий планомерно продвигатьнаше предприятие к поставленным целям;
бизнес-план — прекрасныйинструмент самообучения и основа для сопоставления с фактическими достижениями.
2. Содержание и структура бизнес-плана
2.1 Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
Целесообразность создания новогопредприятия или расширения существующего может быть обусловлена:
новым продуктом, услугой,технологией;
возможностью появления того, чтоделает услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшает другиепотребительские свойства;
незаполненная рыночная ниша;
новое для потребителя сочетаниетоваров и услуг (например, изготовление эффективного препарата для борьбы сгололедом и специальный транспорт для нанесения препарата на ледяную корку поверхностидорог, аэродромов и т.п.)
Существует общепринятый кругсведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане независимо от сферыдеятельности. Однако узаконенной структуры бизнес-плана нет. Каждая организацияимеет собственные требования, на которые должен ориентироватьсяпредприниматель, желающий привлечь внешнюю финансовую поддержку для выполнениясвоего проекта.
Таким образом, разрабатываемыйВами бизнес-план должен удовлетворить требования конкретных организаций илюдей, к которым Вы обращаетесь за финансовой поддержкой.
Приступая к разработке, следуетиметь в виду, что написание даже самого маленького бизнес-плана, включая сборнеобходимых сведений и оформление, занимают обычно не менее двух недельдовольно напряжённой работы, а более крупные проекты требуют значительнобольшего времени.
Не надо жалеть времени напервичный сбор и анализ информации. Следует настроить себя на необходимостьмногократных просчётов финансового плана под различные исходные данные. Возможно,что придётся составить несколько вариантов бизнес-плана для обращения вразличные организации.
Признаком хорошо разработанногобизнес-плана является наличие содержательной и достаточно полной информации вовсех его разделах, а также внимание к деталям. Чем лучше проработаны детали, темболее эффективным будет переход к делу и выше вероятность успеха. Этот документдолжен быть достаточно полным, чтобы чётко объяснить планы по реализациибизнес-идеи, но не слишком длинным, чтобы утомить читателя. Следуеториентироваться на объём в 15-35 страниц.
Бизнес-план должен бытьпредставлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить чёткоепредставление о существе дела и степени возможного участия в нём.
2.2 Структура бизнес-плана, определеннаястандартами UNIDO
В настоящее время вмеждународной практике методика подготовки бизнес-плана определена стандартамиUNIDO. Ими руководствуются большинство иностранных и российских инвесторов.
UNIDO (United Nations IndustrialDevelopment Organization) — международная организация, которая занимаетсявыработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой.
В соответствии с этимистандартами структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
Резюме
Описание предприятия и отрасли
Описание продукции (услуг)
Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Производственный план
Организационный план
Финансовый план
Направленность и эффективностьпроекта
Риски и гарантии
Приложения
Содержание основных разделовбизнес-плана: 1. Резюме
Резюме — это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме — это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.
Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов. 2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
Общие сведения о предприятии
Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
Структура управления и кадровый состав
Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы
Отрасль экономики и ее перспективы
Партнерские связи и социальная активность 3. Описание продукции (услуг)
Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.
Примерная структура раздела:
Наименование продукции (услуги)
Назначение и область применения
Краткое описание и основные характеристики
Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им
Патентоспособность и авторские права
Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции
Степень готовности к выпуску и реализации продукции
Наличие сертификата качества на продукцию
Безопасность и экологичность
Условия поставки и упаковка
Гарантии и сервис
Эксплуатация
Утилизация после окончания эксплуатации 4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население).
Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.
Примерная структура раздела:
Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования
Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон.
Анализ возможностей предприятия
Описание рынка сбыта продукции (услуги)
Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) — магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.
Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены 5. Производственный план
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Примерная структура раздела:
Общие сведения о предприятии
Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта
Используемая технология и уровень квалификации исполнителей
Потребность в площадях
Кадровое обеспечение
Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих
Объем производства
Расходы на персонал
Расходы на персонал включают в себя:
затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.);
затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.);
затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).
Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия
Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.
Смета текущих затрат
В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).
Расчет переменных издержек
К переменным издержкам относятся:
Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия
Затраты на производственный персонал
Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)
Расчет постоянных издержек
К постоянным издержкам относятся:
Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия)
Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт)
Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.) 6. Организационный план В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей. 7. Финансовый план
Цель раздела — показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
Примерная структура раздела:
Затраты подготовительного периода
Затраты текущего (основного) периода
Расчет поступлений от проекта
Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)
Расчет налоговых платежей
Другие поступления и выплаты
Отчет о прибылях и убытках
Поток реальных денег
Прогнозный баланс 8. Эффективность проекта Указывается значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта 9. Риски и гарантии Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнёрам и инвесторам 10. Приложения
Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:
подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);
характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);
раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);
обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);
подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы).
подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.)
Предлагаемая структурадостаточно универсальна и может быть применима к любому проекту — как длявнутреннего развития, так и для привлечения инвесторов.
При разработке проектов в каждойконкретной отрасли могут вноситься дополнительные разделы бизнес-плана,отражающие специфику отрасли и конкретного проекта.
Если бизнес начинается впервые,то в план включаются лишь расчётные показатели. Если бизнес уже существуетопределённое время, то в план включаются отчётные данные за предшествующий год,с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год.
Бизнес-план для организаций скрупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — этонаиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели,характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделыбизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.
Бизнес-план для непроизводственныхорганизаций отличается тем, что вместо развёрнутого плана производства внём кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будутпредоставляться. На первом месте здесь — описание условий предоставления услуг(выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечениеправ потребителей.
Список использованной литературы
1. www.pdf4.ru/text10788/UNIDO_standards.html
2. http://www.bportal.ru/invest/article. asp? type=analytic&id=319
3. http://www.volgograd.ru/business/own_business/91382.pub
4. http://business-invest. ucoz.ru/index/0-9
5. http://www.bmti.ru/node/2