Содержание
Введение
Глава 1.Сущность и роль малого бизнеса
1.1Необходимость малого бизнеса
1.2Развитие малого предпринимательства в России
Глава 2.Современный малый бизнес в России
2.1Состояние и проблемы малого бизнеса
2.2Государственное регулирование малого бизнеса
2.3Перспективы в малом бизнесе
Заключение
Списоклитературы
Введение
Актуальной проблемой в наше время является развитие малогобизнеса. Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами илиорганизациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг вобмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгодезаинтересованных лиц или организаций. Поскольку экономика Российской Федерациив большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес оченьуниверсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнесаостается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на егопути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективнаязаконодательная база, высокая налоговая нагрузка,ограниченность финансовых средств и т.д. Этадеятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом,так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на всесферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническуюи т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнесаи оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мерпо поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новыеинициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания ифункционирования предприятий малого бизнеса.
В данной курсовой работе мы определили сущность и роль малогобизнеса, рассмотрели современное состояние и проблемы, встречающиеся на путиразвития малого предпринимательства в России, а также методы их решения,проанализировали государственное регулирование, выявили перспективы малогобизнеса находящиеся на сегодняшний день в кризисном положении.
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий вРоссии, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующиезадачи:
— определить сущность и роль малого бизнеса.
— рассмотреть развитие малого предпринимательства в России.
— проанализировать современное состояние и проблемы.
— оценить государственное регулирование малого бизнеса.
— выявить перспективы.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы,статей, учебников по данной теме.
Источники информации: учебно-методическая литература по маломупредпринимательству, статьи в экономических журналах, законы и сайты винтернете.
Курсовая работа состоит: из введения, теоретической части, аналитическойчасти, заключения и списка литературы.
Структура курсовой:
Во введении обоснован выбор темы исследования ее, актуальность,определена цель, объект, предмет задачи и методы курсовой работы.
В первой главе рассказывается, что собой представляет малый бизнесего сущность, роль и значение, необходимость его развития в России.
Во второй главе рассматривается современное состояние и проблемымалого предпринимательства, методы государственного регулирования, и выявленыперспективы в малом бизнесе.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по темеисследования.
Глава 1. Сущность ироль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развитиямалого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малыепредприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малыйбизнес» и др. «Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами илиорганизациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг вобмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгодезаинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малыхпредприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующимобразом: «Малое предприятие-небольшое предприятие любой формы собственности,характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайненебольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейсяпрофильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, чтобизнес-деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной,негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицатьналичие государственного малого бизнеса [10, ст. 87, 88].
К малому предприятию относится коммерческая организация в любойсфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством,относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лицатакже относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не можетнормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малогобизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать снескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной,политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можноопределить при помощи следующих показателей:
• доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в маломбизнесе;
• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческихпредприятий;
• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доли малого бизнеса в экспорте продукции;
• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общейвеличине;
• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малымбизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастаетроль малого бизнеса в экономике страны. Например, в США на малые фирмыприходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕСна малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии нахозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всехпредприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистойпродукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий вВВП США составляет 52%, в странах ЕС-67%, Японии-55%. Необходимо отметить, чтов бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, априоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечномитоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночныеотношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики [10,ст. 90].
Развитие в России малого бизнеса имеет большоенароднохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
• мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболееполно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции идлительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса это одно из действенных направленийантимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создаватьсложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять иапробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизациюпроизводства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручноготруда;
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решитьили смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и классмелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведенииэлементарного порядка в стране;
• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса
прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка,быстрее реагирует на спрос потребителей; « в современных условиях РФ, когдапроцесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе,его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане являетсяважнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики» [14, ст.30]. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. Врезультате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• в снижении уровня безработицы;
• в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции иуслугах;
• в улучшении качества обслуживания;
• в более высокой удовлетворенности людей, особенно высоконеобразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу преждевсего как средство самовыражения;
• в формировании среднего класса в обществе как основы дляразвития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
• в формировании многочисленного класса мелких собственников,которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка истабильности в обществе и экономике;
• в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самыеразличные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствуетразвитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику иэкономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличениюполитического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этомугосударству не только политические, но и экономические дивиденды [15, ст. 150].
1.2 Развитие малого предпринимательства в России
Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось восновном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновенияновых малых предприятий с участием физических и юридических лиц. Первые малыепредприятия в нашей стране создавались как кооперативы на основе Закона «Окооперации», опубликованного в 1986 г. Процесс создания малых предприятийзначительно ускорился с публикацией постановления Совета Министров СССР от 8августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В немвпервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых предприятияхнаемного труда. В Законе «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» [1] к числу малых предприятийотносятся предприятия с предельной численностью работающих:
— в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек;
— сельском хозяйстве-60 человек;
— инновационной деятельности-60 человек;
— оптовой торговле-50 человек;
— научно-технической сфере-60 человек;
— розничной торговле и бытовом обслуживании-30 человек;
— остальных отраслях и при осуществлении других видовдеятельности-50 человек.
Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, вучредительном капитале которого доля юридического лица (или лиц) превышает 25%.Другими словами, малыми предприятиями считаются предприятия, не связанные всвоем функционировании решениями других юридических (или физических) лиц ввыборе стратегии и тактики действий. Постановление также вводило ряд льгот длямалых предприятий, действующих в приоритетных для экономики сферахпроизводства. Это способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия.Кроме того, предоставление льгот малым предприятиям стимулировало процессыразукрупнения государственных предприятий и организаций, создания малыхпредприятий в государственном секторе. Малый бизнес все сильнее воздействует наэкономику и процесс ее стабилизации. Исключительное влияние малоепредпринимательство оказывает на социальную сферу, оставаясь основнымисточником создания новых рабочих мест. В региональной структуре малого бизнесалидирующее положение занимает Центральный экономический район. Весьма быстрорастет число малых предприятий в регионе Северного Кавказа, где складываетсяодна из наиболее сложных ситуаций в области занятости населения. Однако в целомраспределение малых предприятий по регионам страны постепенно выравнивается [11,ст. 40, 41]. В стране происходит структурная перестройка промышленногопроизводства. Ее цель создание конкурентоспособных предприятий, интегрированныхв мировую экономику. В этих условиях предприятия различныхорганизационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют своиусилия (кооперация или концентрация). Кооперация предполагает принятиепредприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания приэтом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорнойоснове без потери предприятиями своей хозяйственной и юридическойсамостоятельности. Интеграция предприятий на основе концентрации проводитсяпосредством централизации и концентрации их хозяйственных средств иликапиталов. Этот процесс связан с частичным или полным отказом предприятий отсвоей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятияили вновь создаваемого общего органа управления. Объединение предприятий наоснове кооперации может быть временным или постоянным в виде различныхорганизационных форм (картелей, синдикатов, пулов и др.) [11, ст. 42 ].
В гражданском кодексе РФ [6] основными организационно-правовымиформами являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества,производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарныепредприятия. Организационно-правовая форма предприятия зависит от рядапризнаков: порядка формирования и минимальной величины уставного капитала,ответственности за обязательства предприятия, перечня и прав учредителей иучастников и др. Товарищество на вере является разновидностью полноготоварищества. По сравнению с полным товариществом оно имеет следующиеособенности: состоит из двух групп участников: полные товарищи — осуществляютпредпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несутнеограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества;вкладчики (коммандиты) — лишь делают вклады в имущество товарищества, но неотвечают своим личным имуществом по его обязательствам. Общество с ограниченнойответственностью (ООО) — это учрежденное одним или несколькими лицами общество,уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительнымидокументами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают поего обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, впределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с дополнительнойответственностью (ОДО)- такое общество является разновидностью ООО, однакоотличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности имуществаданного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники обществамогут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг сдругом. Однако размер этой ответственности ограничен — он касается не всего ихличного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь для его частиодинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов. С этой точкизрения такое общество занимает промежуточное место между обществами итовариществами. Акционерное общество (АО) — это общество, уставный капиталкоторого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают поего обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, впределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могутотчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаетсяоткрытым АО (ОАО). АО, акции которого распределяются только среди учредителейили иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО (ЗАО). СогласноГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделеннаяправом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имуществоунитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено повкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Производственныйкооператив (ПК) — это добровольное объединение граждан для совместнойдеятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля,бытовое обслуживание, медицинские услуги и т.п. Имущество, находящееся всобственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставомкооператива. Прибыль кооператива распределяется между его участниками всоответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставомкооператива. [13, ст. 5,6].
В современной западнойэкономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находятсебе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малогобизнеса стали системы франчайзинга (от franchise-льготный) и венчурного (от venture-рисковать)предпринимательства. Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которыезаключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и наразрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.[10, ст. 216, 239]. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставкетоваров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмыстановятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контрактыоказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговуюзону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их нареализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярныеплатежи от своих подопечных. Венчурная фирма-это коммерческая организация,занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития изавершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют«прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка,потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятсябыстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видамипродукции. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться ифункционировать и в России. Однако в целом малый бизнес не получил в Россииширокого распространения. [16, ст. 37].
Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод о том, что малыйбизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики.Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но итакже политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, гдена главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятияразвивались, не обходима поддержка со стороны государства.
Глава 2.Современныймалый бизнес в России
2.1 Состояние и проблемы малого бизнеса
Сравнительный анализ состояния малыхпредприятий в Российской Федерации показывает, что с IV квартала 2008 г.фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестицийв основной капитал у субъектов предпринимательской деятельности. Принятые иреализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднегопредпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование ростачисла субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступностидля них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры посодействию модернизации производственных мощностей действующих малых и среднихпредприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационной- производственной структуры российской экономики.
Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий повидам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. числозарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось сначала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числарабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике,усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ встроительстве в I квартале 2009 г. число занятых на малых предприятиях встроительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.
При проведении анализ спецификикризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующиепроблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства РоссийскойФедерации. (см. Табл.1)
Таблица 1
Проблемы субъектов малого предпринимательстваКатегория субъектов малого предпринимательства (МП) Проблемные точки Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги снижение спроса на услуги, риск неплатежей Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала-середины года Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе снижение спроса на продукцию Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу 2008 г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты МП административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малогопредпринимательства носят финансовый характер:
— отсутствие оборотных средств;
— отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как длярешения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых илинамеченных инвестиционных проектов;
— отсутствие свободного доступа к займам государственных имуниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малымиразмерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этихфондов;
— снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержекгрозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибылии рентабельности бизнеса;
— риск неплатежей от контрагентов отказ от работы с некоторымиконтрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» [18, ст. 28-42].
В соответствии с программой антикризисных мер принятие закона,позволяющего образовательным и научным организациям создавать малыепредприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учрежденийпрофессионального образования, а также будет способствовать распространениюпрактики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основедоговоров с предприятиями [21].
Доминирующая часть предприятий и рабочихмест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги пооперациям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговлиобеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая ирозничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовыхизделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работниковмалых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падениечисленности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и повсем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабоввыпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г.фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малых предприятий, илирезкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономикеобъемов строительства на 19,3%, оборота розничной торговли на 1,1% и оптовойторговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционированиямалых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий составил 1832,5 млрдруб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике,при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство»составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве –17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%. В российской экономикеструктура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиямиоптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннемпотребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позициималого бизнеса. (см. Табл.2)
Таблица 2
Оборот малых предприятий по видамэкономической деятельности в действующих ценах в млрд. руб., безмикропредприятий.
/>
В наиболее острой форме сокращениемасштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном,Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половинаабсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России. Этохорошо просматривается на рисунки Изменения объемов оборота малых предприятий кпредыдущему кварталу по федеральным округам. (см. Рис.1).
Свертывание масштабов экономическойдеятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций восновной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе покрупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижениеинвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегментемалых предприятий. (см. Табл.3).
/>
Рис.1. Изменение объемов оборота малыхпредприятий к предыдущему кварталу по федеральным округам в 2008-2009 гг., вдействующих ценах, в млрд. руб.
Изменение структуры инвестиций восновной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению саналогичным периодом предыдущего года определялось повышением долиЦентрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительномсокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирскомфедеральных округах. (см. Рис.2).
В структуре инвестиций в основнойкапитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую ирозничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленностисоставляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программыантикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. Наэти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственнуюподдержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб.,т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.
Таблица 3
Объем инвестиций в основной капиталмалых предприятий в 2008-2009 гг., в млрд руб., в действующих ценах, безмикропредприятий.
/>
/>
Рис.2. Структура инвестиций в основнойкапитал малых предприятий по федеральным округам, в % от общего числа.
В 2009 г. впервые предоставляется возможность авансовогоперечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого исреднего бизнеса – до 60% в течение I–III кварталов текущего года. Распределение субсидий федеральногобюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществлятьсяпропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территориирегиона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетнаябюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочнодо 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требованиеоб обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственныхзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальныхзаказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малыхпредприятий на 25 млрд. руб. [9].
2.2 Государственноерегулирование малого бизнеса
Правительство Российской Федерации иобщественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малогопредпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения поулучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов ростанациональной экономики, и он подвергается множеству проблем и для егопроцветания не обходимо применять множество различных мер.
В начале текущего года, во II квартале сохраняетсяпроблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, апотому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделенопредоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие [22].
— Принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малогобизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мераосуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридическихлиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовойподдержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федеральногобюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса, средства Внешэкономбанка;займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках.Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует овысокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов вполучении средств на эти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банковподали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса.Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.
— Принято решение о корректировке параметров, выдаваемых РосБРкредитов, относительно запланированных: кредиты должны выдаваться сроком неменее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центральногобанка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получатькредиты по этой программе под 10,5–10,7% годовых. Поэтому предстоит провестидополнительные переговоры с банками-партнерами с учетом новых условий кредитования.
— Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансированияделовых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающихмалому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее времяреализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговымиорганизациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а такжеразрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условияих кредитования.
— Принято решение о внедрении программы рефинансирования кредитныхпортфелей банков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том,что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленныхсубъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения новогофинансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансированияявляется направление полученных средств исключительно на дальнейшеекредитование малого бизнеса- РосБР планирует приступить к разработке механизмасекьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективныхформ финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и отстабильности общей финансовой ситуации в стране, готовности законодательнойбазы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектамималого бизнеса [22].
— Утверждено дополнительное финансирование региональныхгарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получитьзаймы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд. рублей, приняторешение выделить еще 15 млрд. рублей на эти цели. В результате реализациипрограммы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать болееприемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банкипредлагают сейчас (порядка 20–30% годовых). Однако практическая реализациямеханизма распределения средств на кредитование малого бизнеса протекает крайнемедленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одногокредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональныхбанков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовыминститутам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнеевсего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в товремя как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основукредитования малого бизнеса.
В части мер налогового стимулированиядля субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:
— Внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второйНалогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности примененияупрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано засчет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода наупрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время сучетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличенияпредельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утратыправа применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличитьчисло малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку дляплательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Крометого, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части«теневых» доходов малых предприятий [4].
— В конце июня во втором и третьем чтениях принят Федеральныйзакон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О примененииконтрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или)расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей,уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможностьдобровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельностипри условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего фактпокупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократитрасходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ[2].
Следует отметить, что действующая сначала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливатьпониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкогораспространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России»,действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случаераспространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половиныпредпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако длягосударства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений [21]. Мерыимущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым былиприняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. былиусовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:
— Упрощен доступ малых компаний к государственному имуниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки дляпроведения аукционов по размещению государственных заказов с перспективойувеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволитьвовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая формаорганизации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачностьценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции [20];
— Правительством РФ, вслед за принятым в I квартале 2009 г. решением о сниженииплаты за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановлениео совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизитьиздержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловаттможно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплатыоставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет [8.]
За II квартал текущего года непроизошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизациидля добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество болеетрех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади.Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положенияфедерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированытолько в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общейплощадью 6 млн. кв. метров.
Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижениюадминистративного давления на сектор малого предпринимательства. Однако ихэффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабленияадминистративного давления на предприятия малого бизнеса можно отнестиследующие:
— Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с1-го июля вступает в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного имуниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предпринимательболее не обязан получать разрешение на организацию собственного дела внадзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работыпредприятия. Однако данное положение касается только ограниченного кругадеятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейноепроизводство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряддругих видов деятельности… Более того, данный закон регламентирует количествопроверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверокдля микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 502. Понашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержкисектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществлятьсяпреимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна дляпредпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности [5].
— В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства вдеятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданыподразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. ВГенпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнениемзаконодательства о государственном контроле, в функции которого входитобеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольныхмероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводногоплана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок[18].
2.3 Перспективы в малом бизнесе
Нужно скорее говорить об индивидуальной предприимчивости,креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждогоотдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить теили иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранееготовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелымикредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационныетехнологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлятьинтерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее,мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов.Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.
В краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы длямалого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий,обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» инизкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще болеекомфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговуюнагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентскойбазы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержкебанковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить своеприсутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе можновыделить следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно-ремонтнуюотрасль и повседневные услуги для среднего класса.
В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительскогоспроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность иразоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которыеоказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют большийшанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих засчет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытаетсявыжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрываютнепрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпыобновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и болеегибкой работы с клиентом.
Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малыекомпании заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другойстороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места,занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительногочисла компаний микро — и малого бизнеса. В первую очередь, возникаютпредприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента былдефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говоритьо перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новыхкомпаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет-проектам иразработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторуюволну (первая была после августа 1998 года) малых и средних региональныхпроизводителей продуктов питания. Очевидной особенностью нынешнего периодаявляется острая нехватка денег. Резкое закрытие большинства каналовфинансирования и рост стоимости ресурсов привел к нескольким важнымпоследствиям: некоему отрезвлению рынка труда, тенденции к оптимизации бизнес-процессови отказу от всего лишнего, появлению новых форм расчетов. В частности,открытого бартера.
Также хотелось бы выделитьперспективы малого бизнеса в городе Бийске. Малое предпринимательство в городехарактеризуется высоким потенциалом роста, который определяется возможностямиего развития по следующим направлениям:
— развитие высокотехнологичных предприятий малого бизнеса;
— развитие бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
— развития бизнеса по оказанию транспортных и логистических услуги соответствующей бизнес-инфраструктуры (информационные, маркетинговые,консалтинговые, сервисные услуги и т.д.);
— торговля, общественное питание, бытовые и иные платные услуги,оказание которых не требует больших инвестиционных вложений;
— развитие малых предприятий, оказывающих социальные услуги погосударственным и муниципальным заказам, формирование рынка платных социальныхуслуг.
Делая выводы по аналитической главе, можно выделить следующее:Правительство Российской Федерации пытается принимать различные меры в планегосударственного регулирования малого бизнеса, но они очень малы по сравнению сзападными странами. В этом деле необходимо совершенствовать законодательнуюбазу тем более в условиях мирового кризиса. Конечно, постепеннозаконодательство о малом предпринимательстве развивается в сторонупредоставления малому, бизнесу дополнительных правовых гарантий. Однако этотпроцесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируетсяприменять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малыйбизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно.
Заключение
В процессе иследования мы определили, что малый бизнес играет вэкономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью ивлияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую,социальную, научно-техническую и т.д. Обеспечивает стабильность рыночныхотношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путемоткрытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производствапутем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятносказывается на экономическом росте национальной экономики.
Сущность малых предприятий характеризуется следующим: они хорошоадаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. Всилу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легчепроконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи сизменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства посравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей,способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективноеиспользование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создаетблагоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентнаясреда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор.Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшемуиспользованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источникомбюджетных поступлений. Отсюда следует, что развите малого бизнеса необходимодля государства.
Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось восновном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций ивозникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц. Этотпроцесс проходил очень кропотливо, подержки со стороны государства как таковойи не было, предприниматели шли на свой страх и риск, ради своего благополучия инасыщения рынка необходимыми товароми и услугами.
Проанализировав современное состояние малого бизнеса выеснелось,что происходит абсолютное уменьшениеобъемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал. Этообусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло надоступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционныхпроектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежатьподобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование.Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуютв реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, ирассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктурысоздания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процессдалеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируетсяприменять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малыйбизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности,необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностейдействующих малых предприятий, что существенно замедляет реализациюстратегической задачи по формированию современной инновационно-производственнойструктуры малого предпринимательства в России, сделать более доступнуюзаконодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовойподдержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.
Перспективы в малом бизнесевсегда за теми, кто заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует издержки,не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственныйпроцесс инновационные технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности,и больше нацелен на конечного потребителя.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон О государственнойподдержке малого предпринимательства в РФот 14 июня 1995 г. N88-ФЗ(с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2февраля 2006 г.): ПринятГосударственной Думой 12 мая1995 года. 12 мая 1995 года. //Официальные документы в образовании. — 2009. — N 17. — С. 35-38. — ISSN 0234-7512
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 22 мая 2003 г.N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличныхденежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (сизменениями от 3 июня, 17 июля 2009 г.). Принят Государственной Думой 25 апреля2003 года. Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года. О реализации настоящегоФедерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406.Федеральнымзаконом от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального законавнесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 08.02.1998 N14-ФЗ (ред. от 02.08.2009)Об обществах с ограниченной ответственностью (принятГД ФС РФ 14.01.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2009).
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о внесенииизменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй. Внести в главу 26.2 частивторой Налогового кодекса Российской Федерации. (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2002, № 30, ст. 3021; 2003, № 1,ст. 5, 6; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст.3112, 3117; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст.31).
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля. Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года.Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.
6. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ часть первая,(с изменениями на 30 декабря 2004 года), N 217-ФЗ (вступил в силу с 1 января2005 года).
7. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств(энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530)— [Электронный ресурс] -/Энерговопрос.ру www.energovopros.ru/index/elektroenergetika/pravila-tehnologicheskogo-prisoedinenija-energoprinimajuschih-us
8. «Программа антикризисных мер Правительства РоссийскойФедерации на 2009 год» (утв. Правительством РФ) — [Электронный ресурс] -
www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=90574;p=1
9. Абчук В.А. Курс предпринимательства: учеб./ под ред. — СПб.:Издательство «Альфа», 2001. – 544с., ил. ISBN 5-87062-085-6
10. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций(предприятий): учеб./ под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 560с. ISBN 5-482-00033-8
11. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник для вузов. — М.:ЭКСМО, 2008. — 416 с. — (Высшее экономическое образование)
12. Экономика предприятия (фирмы): Учебник\Под ред. Проф. О.И. Волковаи доц. О.В. Девяткина. – 3 изд., пераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601 с. –(100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). ISBN978-5-16-002990-0
13. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. –М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. – 141 с. ISBN 978-5-476-00795-1
14. Гукасьян, Галина Мнацакановна. Экономическая теория: учебноепособие. — 2-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2007. — 480 с. — (Учебное пособие)
15. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учебноепособие для вузов по направлению «Социально-экономическоеобразование». — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 320 с. — (Высшеепрофессиональное образование. Педагогические специальности). — Библиогр.: с.312 — 313
16. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособиедля вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. идоп.- М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2007.-495с. ISBN 5-238-01115-6.
17. Гарант — [Электронный ресурс] - (http://www.garant.ru/news/17427/).
18. Глисин, Ф. (нач. упр-ия). Малые предприятия в условиях кризиса[Текст]: (по результатам опросов руководителей малых предприятий) / Ф. Глисин// Экономист. — 2009. — N 7. — С. 28-42: табл., графики, диагр. — Библиогр.: с. 42 (5назв.). — ISSN 0869-4672
19. Как кризис «кушал» малый бизнес.| «Экономика и жизнь»№40 (9306) /Рубрики: Экономика, Статистика /Автор: Игорь Скляров
— [Электронный ресурс] — www.eg-online.v.qsoft.ru/article/79655/
20. Лаборатория программных продуктов — [Электронныйресурс] -
www.plab.ru/product/139/
21.Малоепредпринимательство в России: состояние и проблемы. О.Изряднова, Е.Фомина,Д.Казанцев/ «Российская экономика: тенденции и перспективы», №7 2009. — [Электронный ресурс] -smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html
22.Поддержкамалого бизнеса увеличивается. С. П. Крюков, председатель Правления Российскогобанка развития (ОАО «РосБР») — [Электронный ресурс] — www.rosbr.ru/ru/press_center/bank_news/?pid=2436.