Оглавление
Введение
Глава 1Теоретическая основы занятости и безработицы
1.1 Сущность безработицы
1.2 Классификация безработицы
Глава 2Современные проблемы безработицы
2.1 Ситуация на рынке труда вмире
2.2 Роль государства всокращении безработицы
2.3 Воздействие на занятость населения в России
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность. Проблема рынка труда, занятости и безработицы являютсяодной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Насовременном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро,так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право натруд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так ив правовом плане в нашей стране не рассматривались.
Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическуюпроблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждогочеловека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означаетснижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтомунеудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политическихдискуссий.
Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствованиямер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальныйхарактер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработногонаселения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственныхпрограммах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных,облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы какстрахования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, скоторыми сталкиваются безработные.
Рынок рабочей силы отражает основные тенденции в динамике занятости,ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной,демографической), а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамикубезработицы. Он существует как на макро-, так и на микроуровне. Именно намикроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов,появляются трудовые отношения, осуществляется мотивация труда.
Необходимым, также, является развитие служб занятости, созданиебаз данных о работниках и работодателях и т.д. Все эти направления на современномэтапе приобретают огромную значимость.
Цель исследования – рассмотреть понятие, структуру и видыбезработицы.
Задачи исследования:
1. Изучитьсущность и классификацию безработицы.
2. Определитьситуацию на рынке труда в мире в современных условиях.
3. Проанализироватьроль государства в сокращении безработицы.
Объект исследования – экономические проблемы занятости ибезработицы.
Предмет исследования – виды безработицы и меры по сокращениюбезработицы.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Розанова Н.М., Носова С.С., Новичкова В.И. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключенияи списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретическая основы занятости и безработицы 1.1Сущность безработицы
Одним из признаков макроэкономической нестабильности считаетсябезработица.
Безработица — это состояние, когда трудоспособное население ищет,но не может найти работу. Все население страны можно разделить натрудоспособное и нетрудоспособное[1].
Трудоспособное население — это люди, в возрасте от 16 до 55 лет(женщины) и 60 лет (мужчины), которые хотят и могут работать.
Нетрудоспособное (экономически неактивное) население — это всеостальные категории граждан:
1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения;
2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, поинвалидности;
3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;
4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;
5) военнослужащие срочной службы;
6) лица, находящиеся в местах лишения свободы или напринудительном излечении;
7) лица, у которых нет необходимости работать (например, иждивенцыи тунеядцы)[2].
Рабочая сила — это часть трудоспособного населения, которая имеетжелание работать, а не реализовывать свой труд в пределах домашнего хозяйства.
Часть рабочей силы, занятую в производстве, частном бизнесе, сфереуслуг, государственной службе, принято называть занятыми.
Часть рабочей силы, которая не имеет своего рабочего места, ноимеет желание работать, называется безработными.
Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработнымипризнаются люди, которые:
1) не имеют работы и заработка;
2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящейработы;
3) готовы приступить к работе в любой момент.
В зависимости от обстоятельства, из_за которого человек не имеетработу, безработных можно классифицировать на 4 группы:
а) впервые ищущие работу;
б) вышедшие на рынок труда после перерыва;
в) потерявшие работу после увольнения;
г) добровольно оставившие работу.
Для более конкретной характеристики безработицы в экономическойтеории применяют 3 взаимосвязанных показателя: уровень безработицы,естественный уровень безработицы, полная занятость.
Уровень безработицы — это отношение числа безработных к общейчисленности рабочей силы, выраженное в процентах.
Естественный уровень безработицы — это минимально возможный встране уровень безработицы при полной занятости (5-6%). Число свободных рабочихмест приблизительно равно числу людей, ищущих работу.
Полная занятость — это состояние в обществе, когда безработица непревышает своего естественного уровня (5—6%).
Кроме того, необходимо различать численность безработных, зарегистрированныхна биржах труда (в службах занятости) и общую численность безработных, прирасчете которой к безработным относятся все те, кто не имеет работы, активноищет ее и готов к ней приступить в кратчайшие сроки.
Причины безработицы многообразны: это и психологические, икоммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономическихпричин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:
1) развитие современных технологий, появление нового оборудования,машин приводят к высвобождению части работников, которым требуетсяпереподготовка или переквалификация;
2) сокращение управленческого аппарата;
3) экономический спад, в результате которого снижаются потребностиэкономики в ресурсах, в том числе и трудовых;
4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновениюустаревших отраслей и предприятий, и появление новых;
5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификойпроизводства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).
Безработица носит негативный характер и для экономики имеетмножество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главнымявляется недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП[3].
Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена,выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием вросте ВНП. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потерипродукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышаетестественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национальногопродукта составит 2,5%; если на 2% — то 5% и т. д.
Но существуют и другие негативные последствия безработицы:
1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и егосемьи;
2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;
3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.
Безработица нуждается в государственном регулировании.
Существует две точки зрения в решении этого вопроса:
1) теория Кейнса состоит в том, что причиной безработицы являетсянедостаточный уровень совокупного спроса; при этом если увеличить совокупный спрос,то и пропорционально уменьшится безработица;
2) государственная политика занятости, осуществляемая по двумнаправлениям:
а) регулирование уровня и продолжительности безработицы; при этомнеобходимо использовать службу трудоустройства (занятости), которая сокращаетвремя поиска человеком работы, информируя его об имеющихся вакансиях; кроме того,эти службы призваны решать вопросы переквалификации работников;
б) гарантии материальной и социальной поддержки:
·выплатапособий по безработице;
·предоставлениекомпенсации работникам, увольняемым с предприятий при сокращении численностиштатов, реорганизации или ликвидация предприятия;
·выплатастипендии на период повышения квалификации или переподготовки.
Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты.Во-первых, безработные — это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых,конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышениюэффективности труда.
Большинство зарубежных и отечественных ученых в настоящее время полностьюпризнают отрицательные последствия безработицы, поскольку она приводит к потереквалификации рабочей силы, деморализует психику вынужденно незанятых. Все этозакономерно приводит к социальной напряженности и преступности, а в конечномсчете — к недополучению объема валового внутреннего продукта (А. Оукен, Э.Долан, К. Макконнелл, Д. Кейнс, А. Пигу и др.).
Между тем некоторые ученые считают вполне допустимым существованиеопределенного уровня вынужденной незанятости (так называемая естественная нормабезработицы, в пределах от 5 до 7% численности экономически активногонаселения). Они объясняют это функционированием и неизбежными издержками каксамой рыночной экономики, так и необходимостью постоянного повышенияэффективности живого труда (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Гумалензи)[4].
При переходе к рынку с его закономерным проявлением массового высвобождениярабочей силы и перепрофилированием производства, с безработицей приходитсясчитаться как с реальной неизбежностью. Задача в данном случае должна заключатьсяв умелом и оптимальном стимулировании трудоспособного незанятого населения ксвоевременной переквалификации и в разумной материальной поддержке безработныхсо стороны государства. В этом суть современной политики занятости. По отношениюк сельской местности решение данной проблемы имеет более важное значение, чем вгороде. Это объясняется тем, что на селе выбор вакансий и рабочих мест явноограничен, а возможности трудоустройства сведены к минимуму.
На селе масштабы и уровень безработицы определяются не только новымиэкономическими отношениями, но и сезонным характером самого сельскохозяйственногопроизводства, естественным и миграционным приростом населения, оперативностьюработы органов государственной федеральной службы занятости. Поэтому при разработкеосновных мероприятий по смягчению и предупреждению массовой безработицы следуетучитывать указанные моменты.
Основные формы безработицы как на селе, так и в городе могут быть сведенык двум основным: открытой и скрытой. Нередко эти формы называют соответственноявная и неявная безработица.
Первая форма включает в себя официально зарегистрированных по линииорганов службы занятости безработных лиц, а также тех, кто самостоятельноприлагает усилия по нахождению работы или доходного занятия. Численностьпоследних может быть определена в соответствии с методикой МеждународнойОрганизации Труда (МОТ). В нашей стране она учитывается региональными органамистатистики. Характерно указать, что на долю безработных лиц, официальнозарегистрированных в органах службы занятости субъектов Южного Федеральногоокруга приходится в настоящее не более 2% численности рабочей силы указанныхрегионов (за исключением некоторых республик Северного Кавказа). Однако,реальная их численность (по сведениям статистических органов, использующихметодику МОТ) нередко превышает 12-14%.[5] 1.2Классификация безработицы
Обычно безработица определяется в виде удельного веса незанятых вобщей численности желающих работать. В связи с этим различают добровольную ивынужденную безработицу.
В условиях рыночной экономики в каждой стране есть трудоспособныеграждане, которые не желают работать. Эта категория людей, как правило,статистикой не учитывается.
К безработным относят вынужденных безработных, тех, которые хотятработать, ищут работу, но не находят места работы.
Существует множество классификаций безработицы. Ни одна из них неможет быть признана безупречной. В современной экономической литературенасчитывается около 60-70 типов безработицы и их классификаций. Эторазнообразие объясняется неодинаковостью подходов к исследованию безработицы, атакже теми целями, которые преследуются исследователями.
Например, при исследовании причин безработицы может использоватьсяодна классификация, а при выяснении методов ее сокращения — другая.
Существенное влияние на классификацию безработицы оказываетдоступность статистической информации о занятости, ее достоверность и полнота.В эмпирических исследованиях доминируют «статистические» подходы кклассификации, часто опирающиеся на социологические опросы и выборочныеобследования. В публикациях теоретического характера преобладают«аналитические» классификации, подверженные часто субъективной оценке.
В соответствии с общепринятой в мире классификацией безработицасводится к четырем ее основным типам: фрикционной, сезонной, структурной,циклической. В основу этой классификации положены продолжительность безработицыи главные причины, ее объясняющие.
Фрикционная (от лат. frictio — трение, действующий под влияниемтрения) безработица является следствием постоянного перемещения людей, связанногос переменой места работы или места жительства. Этот тип безработицы — результатнесовершенства информации в рыночной экономике, а также недостатка времени длятого, чтобы работнику и работодателю найти друг друга.
По советской терминологии этот тип безработицы назывался текучестьюкадров. Несмотря на постоянную борьбу с этой формой незанятости, жесткостьтрудового и миграционного законодательства, закрытость городов эта формавременной безработицы вместе с тем носила постоянный характер.
Каждый работник может пребывать в этой форме безработицы недолго.
Однако его место занимает другой, третий и т.д. Точнее говоря, этовременно-постоянный тип безработицы.
Даже при достижении равновесия спроса и предложения на рынке трудавсегда есть временно безработные, нашедшие или готовые найти новое рабочееместо. Эта форма безработицы характеризует работников и предприятия, ищущихнаилучшие условия занятости.
При современных методах распространения информации и перемещенияработников, не требующих затрат, этот процесс мог бы происходить мгновенно.Однако создание таких идеальных условий нереально. Фрикционная безработицанеизбежна, являясь продуктом как динамичности в развитии экономики, так иизменений в спросе и предложении на рынке труда.
Размеры фрикционной безработицы зависят от частоты перемещенийрабочей силы и вакансий, скорости и эффективности, с которыми люди ищущиеработу, и предприятия ее предлагающие, находят друг друга.
Специфические черты этой безработицы: охватывает относительнобольшое количество людей во всех демографических группах, сферах деятельности ирегионах; относительно непродолжительна для каждого человека; определеннаявеличина этой безработицы неизбежна при любых условиях[6].
Содержание фрикционной безработицы определяет методы государственныхслужб к ее снижению. Это прежде всего совершенствование информации о занятости,а также устранение причин нежелательных перемещений рабочей силы.
Сезонная безработица— результат колебаний на труд из-за сезонныхизменений в производстве и занятости. Этот тип безработицы часто отождествляютс фрикционной. Но сезонная безработица имеет специфику, отличающую ее отфрикционной. Учет этой специфики способен оказать влияние на своевременностьснижения ее размеров и стабилизацию социальной напряженности в регионах,связанных с сезонным производством.
Структурная безработица является следствием несоответствия междусвободными определенными рабочими местами и специально подготовленной рабочейсилой, желающей получить работу. Несоответствие в предложении и спросе нарабочую силу объясняется особенностями образования, специальной подготовки,географическим размещением производства и рабочих мест, возрастными характеристиками.Структурная безработица возникает в случае создания новых видов производств,требующих специальной подготовки и высококвалифицированных работников, в товремя как имеющаяся рабочая сила не отвечает этим требованиям. Структурнаябезработица является следствием структурных изменений в национальной экономике(отраслевых и территориальных). Она увеличивается и усложняется в период существенныхнаучно-технических преобразований.
Характерные особенности структурной безработицы: в отличие отфрикционной она затрагивает работников, на которых оказали влияние технологическиесдвиги, упадок традиционных отраслей экономики, конверсия военного производстваили региональные перемещения рабочих мест; этот тип безработицы носитдолговременный характер.
Природа структурной безработицы диктует и необходимость определеннойэкономической политики государства по ее ограничению. Это программы развитияопределенных сфер экономической деятельности в стране и регионах, а также вобласти переквалификации рабочей силы; перемещение безработных из депрессивныхрегионов страны; предоставление рабочих мест в государственном сектореэкономики.
Другой формой безработицы является структурно-технологическая,обусловленная структурной перестройкой экономики, перепрофилированием отраслейи производств, переориентацией их в соответствии с требованиями рыночнойэкономики. Эта форма безработицы существует постоянно (наряду с фрикционной) ивсегда будет себя проявлять, поскольку процесс совершенствования производстванеизбежен и неограничен. В то же время данная форма безработицы именно вусловиях перехода к рынку проявляет себя в наибольшей степени. Она предполагаетпостоянную переквалификацию рабочей силы, ее профессиональное совершенствованиеи качественный рост. Вместе с тем реальный уровень этой безработицы (и, преждевсего, в сельской местности) несколько завуалирован.
Общая численность фрикционных и структурных безработных определяеттак называемый естественный уровень безработицы, который, по мнению ученых, недолжен превышать 5-7% экономически активного населения страны (региона). Еслиэтот уровень превышает указанный предел, то говорят о наличии циклическойбезработицы. В нашей стране наиболее отчетливо она проявила себя в середине иконце 90-х годов. В настоящее время появилась надежда на определеннуюстабильность в занятости, хотя и незначительную[7].
Циклическая безработица (иногда ее называют безработицей недостаточногоспроса, или кейнсианской) возникает вследствие неспособности спроса внациональной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всехжелающих работать. В отличие от фрикционной и структурной безработицы,являющейся следствием несоответствия рабочих мест и рабочей силы, циклическаябезработица — результат недостатка рабочих мест в целом в экономике страныиз-за снижения темпов экономического роста. Циклическая безработица связана сдвижением экономического цикла: в фазе подъема она существенно снижается, вфазе кризиса и депрессии резко возрастает.
Однако циклическая безработица возникает не только вследствиецикличности экономического развития, но и в результате хронического экономическогозастоя. В этом случае ее называют «долговременной стагнацией».
Особенности циклической безработицы состоят в наличии существенныхежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом; как ифрикционная, циклическая безработица распространена в масштабе всей экономики;продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно),превышает продолжительность структурной.
Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализациягосударственных программ, способствующих стабилизации в развитии национальнойэкономики и повышению совокупного спроса на рабочие места.
Наряду с отмеченными явными формами безработицы наблюдается существованиескрытой ее формы, или так называемой безработицы на рабочем месте (рядотечественных авторов называет ее внутрипроизводственной).
Скрытая безработица проявляется прежде всего в превышении численностикадров, в существовании вынужденных простоев и отпусков.
Большей частью это относится к средним и крупным по своим размерампромышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которые содержат излишекрабочей силы для выполнения сезонных работ или на случай внезапного повышенияуровня деловой активности предприятия. Некоторым предприятиям иногда выгодноиметь скрытых безработных, поскольку затраты на увольнение лишнего работникапревышают издержки, связанные с сохранением его на прежнем рабочем месте:выгоднее отправить работника в отпуск без содержания, чем выплачивать ему приувольнении соответствующее пособие.
Скрытая форма безработицы служит в настоящее время своего рода социально-экономическимстабилизатором между занятостью и безработицей. В то же время с течениемвремени эта неявная ее форма будет трансформирована в явную (открытую). И еслине принять соответствующих радикальных мер по ее смягчению, то данная тенденцияв скором будущем может привести к социальному взрыву[8].
Масштабы безработицы сохраняются, сдерживаемые в основном скрытойее формой и ростом неформальной занятости. При этом структурно-технологическаябезработица носит не прогрессивный, а скорее регрессивный характер. За годыреформы, численность работников науки сократилась примерно на треть; средибезработных значительно увеличилась доля высококвалифицированных специалистов имолодежи. Молодые трудоспособные лица нередко переходят в разряд не обучающихсяиждивенцев, либо занятых в неформальном секторе экономики. Данная тенденцияведет к замедлению процесса обновления кадров в отраслях материальногопроизводства.
К тому же в настоящее время мало эффективны целевые комплексные программыпо сдерживанию массовой безработицы и созданию альтернативных рабочих мест,практически не совершенствуются программы профориентации молодежи, а значит, неосуществляется необходимая переподготовка кадров на перспективу, не определеныприоритеты развития сфер производственной и непроизводственной деятельности, втом числе и в сельской местности.
Глава 2 Современные проблемы безработицы 2.1Ситуация на рынке труда в мире
Мировой кризис нашел свое отображение и на рынке труда. Всплескбезработицы произошел в большинстве стран планеты. Миллионы людей остались безработы, находятся в активных поисках нового места, ожидая наступления лучшихвремен. Но вопрос вот в чем: скоро ли удастся выйти из кризиса? Ответследующий: каждой стране по-разному, всё зависит от политики правительства инаправления денежных средств в нужное русло. Но, к сожалению, прогнозы на годгрядущий неутешительные. Рассмотрим ситуацию на рынке труда некоторых странмира.
Безработица, Украина
В ноябре 2008 г. официальный уровень безработицы составил 2,3%,количество зарегистрированных в службе занятости безработных по состоянию на 1декабря 2008 г. достигло почти 640 тыс. чел. При этом действительный уровеньбезработицы в стране (с учётом незарегистрированных), намного выше. В следующемгоду уровень безработицы может значительно увеличиться до 8%, а по оценкамнекоторых экспертов – до 15%.
Безработица, Россия
По состоянию на 1 декабря 2008 г. число безработных в странесоставило 5 млн. чел., уровень безработицы зафиксировано на отметке 6,6%.Согласно прогнозам экспертов, уровень безработицы в России в следующем 2009году может достичь 7,6%, что составит 5,4 млн. чел.
Безработица, Латвия
В Латвии сейчас уровень безработицы составляет 6,1%, с учетомнезарегистрированных в Госагентстве занятости – около 10%. В 2009 г.прогнозируется рост данного показателя до 15-20%.
Безработица, Чехия
По состоянию на 1 декабря 2008 г. уровень безработицы в странесоставлял 5,3%, около 300 тыс. чел. По прогнозам специалистов, уровеньбезработицы в 2009 г. в Чехии может достичь 6%.
Прогнозы для рынка труда Германии также неутешительные: в 2009 г.количество безработных возрастет на 0,5 млн. чел., а в 2010 г может достичь 4-6млн. чел.
Безработица, Великобритания
Безработица в Великобритании также бьет рекорды. По состоянию на 1декабря 2008 г. число безработных составляло почти 2 млн. чел. Уровеньбезработицы зафиксирован на отметке 6% — это самый высокий показатель запоследние 10 лет. По прогнозам экспертов, к Новому Году в стране уже будетнасчитываться 2,5 млн. безработных.
Безработица, Испания, Словакия, Нидерланды, Австрия, Дания
В Испании по состоянию на 1 декабря 2008 г. зафиксированорекордный уровень количества безработных за последние 10 лет – около 3 млн.чел. Страна в конце октября 2008 г. имела самый высокий уровень безработицысреди всех стран Евросоюза – 12,8%, за ней следовала Словакия – 10%. Самыенизкие значения показателя наблюдались в Нидерландах (2,5%), Австрии (3%) иДании (3,2%).
Безработица, США
В США по состоянию на 1 декабря 2008 г. наблюдается рекордныйуровень безработицы за последние 15 лет – 6,7%, что составило 10,3 млн. чел.,которые зарегистрировались на бирже труда. По прогнозным оценкам, в следующемгоду данный показатель может вырасти до 7,6%.
Безработица, Япония
По прогнозам правительства Японии, уровень безработицы в 2008финансовом году, который закончится 31 марта, достигнет 4,2%, а в 2009финансовом году — 4,7%, что станет самым высоким показателем за последние 8лет.
Как видим, нестабильная ситуация на рынке труда существует во всеммире. Тот факт, что безработица сильно выросла уже на начальном этапе кризиса,внушает серьезные опасения насчет дальнейшего «оздоровления» рынка труда,особенно в краткосрочной перспективе. 2.2Роль государства в сокращении безработицы
При рыночной экономике существует противоречие между развитиемпроизводительных сил и решением социальных проблем, среди которых занятостьнаселения занимает особое место. Конечно, возможно создание экономическойситуации, при которой формально существует полная занятость, что и имело место вРоссии на протяжении десятилетий. Но при этом заработная плата была оторвана оттрудового вклада человека, имело место уравнительное распределение, людьми неосознавалась необходимость борьбы за повышение эффективности экономики. Принизкой производительности труда всем хватит работы: где низкая производительностьтруда, там всегда нужна рабочая сила, но там всегда воспроизводится и бедность.Другими словами, можно дать работу всем, но не получить необходимых товаров,удовлетворяющих потребительский спрос. Вместе с тем, общество, которое не можетудовлетворить потребность граждан в труде не может быть признано социальнопрогрессивным[9].
В этой ситуации возникает вопрос о том, возможно ли решитьпроблему безработицы в условиях рынка, установить ситуацию полной занятости иповысить эффективность труда[10].
При ответе на него следует учитывать, что рынок все время воспроизводитконкуренцию, обусловленную необходимостью получения большей прибыли. В этойситуации всегда найдутся люди, не выдерживающие конкуренции, будут «нерадивые»работники, сильные будут вытеснять слабых. Люди неравны по своим способностям,квалификации, психофизиологическим возможностям, поэтому между ними всегдабудут различия в эффективности их труда. Экономика не может быть уравнительной,если она хочет в условиях рынка прогрессивно развиваться, она должна бытьэффективной как в сфере производства, так и в создании условий для удовлетворенияпотребностей населения.
До тех пор, пока рыночные отношения будут способствовать развитиюпроизводительных сил, они будут жить, наполняться новым содержанием. За этимпроцессом должны пристально следить соответствующие государственные структуры.Рыночная экономика, которая несовершенна, имеет и свои недостатки, напримернесовпадение спроса и предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями.Признавая безработицу как необходимый элемент развития рыночной экономики,общество тем самым показывает бессилие человеческого разума перед экономическойстихией. Однако именно через рынок и конкуренцию общество может добитьсямощного развития производительных сил.
Уровень жизни определяется степенью удовлетворения материальных идуховных потребностей, что само по себе обусловливает потребность в труде, врабочей силе, в рабочих местах, в занятости. Чем выше уровень занятости, тембольше степень удовлетворения потребностей. Занятость населения — ключ к егоблагосостоянию. Общество должно думать об уровне занятости и производительноститруда. Оно должно сделать все возможное для раскрытия созидательных потенций.Для этого необходимо связать, через отношения собственности, личные интересычеловека с коллективными и государственными. Именно личный интерес движетразвитие производительных сил[11].
Научно-технический прогресс, сокращая численность работающих надействующих предприятиях, обусловливает возникновение новых отраслей и видовпроизводства, порождает новые потребности, что ведет к дополнительному спросуна рабочую силу. Кроме того, усиливается тенденции расширения занятости в сфереобслуживания и духовного производства. Следовательно, несмотря на сокращениезанятости в материальном производстве, занятость в целом не имеет тенденцию ксокращению, что связано в первую очередь с растущими потребностями населения.
Если общество не может обеспечить трудоспособного человекаработой, должно обеспечить его вынужденное бездействие или организовать его переобучение.Можно предложить безработному работу вообще, независимо от его квалификации испособностей, или работу по специальности. Первый вариант экстенсивен, второй –интенсивен, они выражают разные ступени зрелости общества. Доля занятых в техили иных отраслях народного хозяйства меняется под влиянием не толькопотребностей рынка, но и использования результатов научно-техническогопрогресса в производстве и роста на этой основе производительности труда.Положение о том, что в наиболее эффективных и рентабельных отраслях экономикиобязательно должно быть больше работников, занятого трудоспособного населения,не соответствует истине. Чем меньше занято в конкретной отрасли трудоспособногонаселения, и чем больше удовлетворяет она общественную потребность, темсущественнее ее вклад в создание валового национального продукта, вышепроизводительность труда. НТП диктует интенсивный путь развития[12].
На сегодняшний день абсолютное высвобождение огромного числароссийской рабочей силы в результате спада производства и других причин, возникновениерезервной армии труда – безработицы, официально признанной государством,обусловливает необходимость ее перераспределения между существующими и вновьвозникающими отраслями народного хозяйства, что не может не отразиться на структурезанятости. Должны быть активизированы все формы мобильности – между сферамизанятости, сферами и отраслями народного хозяйства, предприятиями,территориями, профквалификационной структурой работников. Регулированиепроцессами перераспределения необходимо для обеспечения занятости населения.Чем меньше времени уходит на перераспределение работников, тем лучше действует система,управляющая этим процессом. Структура занятости и ее прогноз тесно связаны спотребностью в рабочей силе. Погоня за прибылью и конкуренция заставляютпредпринимателей и предприятия высвобождать и притягивать рабочую силу. Рыночныеотношения способствуют более экономному использованию рабочей силы напроизводстве по сравнению с государственными предприятиями[13].
Cостояние российского рынка труда вполне объяснимо, ибо этот рынокнаходится пока еще в начальной стадии своего становления и не может быть отнесенв настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемыхрынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование,становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда(равно и других рынков).
Поскольку в России рыночные отношения только разворачиваются, приразработке основ социально-экономической политики необходимо учесть опыт другихстран.
Социальная защита населения в современных цивилизованных странахмира складывается из трех элементов: системы социальных гарантий, социальногострахования и социальной помощи. Эти же элементы являются составляющими системысоциальной защиты населения от безработицы. Правовой базой этой системыявляется конвенция Международной Организации Труда «О содействии занятости изащиты от безработицы», которая была принята в 1989 г. Конвенция и рекомендацииМОТ играют в современном мире существенную роль в регулировании рынка труда,защиты безработных и людей наемного труда. Конвенция рекомендует государствам,являющимся членами МОТ разработать политику, направленную на содействие полной,продуктивной и свободно избранной занятости. В Конвенции социально выделенытакие группы населения как женщины, молодежь, продолжительное время не работающие,инвалиды и другие люди, сталкивающиеся с трудностями в поисках занятости.Учитывая основополагающие рекомендации, суверенные государства разрабатывают иреализуют программы решения проблем занятости и социальной защиты безработных.
Социальная политика современных государств, направленная нарегулирование занятости населения, является достаточно многообразной, основныеособенности которой обусловлены историческими, экономическими, социальными,политическими факторами. Так, на современном этапе, особенности американскойсоциальной политики определяются задачами, которые сформулированы в ихпрограмме обеспечения населения занятостью: формирование в сознании человекаустановки, что ему выгоднее работать, чем быть зависимым от пособийгосударства; создании условий и привлечении к труду работающих матерей,являющихся представителями средних и обеспеченных слоев; оформлении новыхсоциальных контрактов, стимулирующих усилия для получения работы вместогосударственных пособий.
Обобщение опыта различных стран наглядно показывает, чтосоставление и реализация программы повышает эффективность деятельностигосударства в решении проблем безработицы и способствует интенсификацииэкономического роста, стабилизации политической и социальной ситуации вобществе[14].
Основы социальной поддержки и защиты безработных, обеспечениязанятости заложены в Конституции нашей страны, которые далее детализированы вЗаконе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе впервыев России безработица признана как закономерный процесс формирования ифункционирования рынка рабочей силы.
Этот закон гарантирует обеспечение всем гражданам Российской Федерации,которые постоянно проживают на ее территории, равные возможности в реализацииправа на труд, свободный выбор занятости, обеспечения социальной защиты. 2.3Воздействие на занятость населения в России
Регулирующее воздействие на занятость населения оказывают в Россиитри основных субъекта: государство, работодатели и профсоюзы. К сожалению, встране роль профсоюзов в решении проблем занятости близка к нулю.
Государство решает стратегические вопросы занятости населения,определяет основные контуры социально-экономической политики занятости и сокращениябезработицы. Для их реализации разрабатывает программы обеспечения занятостинаселения, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации,трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечивает гарантиидля безработных граждан. Государство, не вмешиваясь во внутрипроизводственнуюдеятельность предприятий, воздействует через налоговую систему, денежную икредитную политику на его деятельность, аккумулирует денежные средства на решениесоциальных вопросов занятости.
В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотренытакие гарантии как: бесплатная профессиональная ориентация; профессиональнаяподготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службызанятости; компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу вдругую местность по предложению органов службы занятости; бесплатное медицинскоеобслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу инаправление на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров научастие в оплачиваемых общественных работах; выплата пособия по безработице ит. д.
Работодатели, являющиеся вторым субъектом регулирования занятости,свою функцию в этом плане осуществляют путем сохранения создания и предложениярабочих мест на рынке труда. Но при этом создание рабочих мест и предложениеего на рынок труда для работодателя в целях сокращения безработицы носитнеобязательный характер.
Российским государством для проведения единой политики в странесоздана служба по труду и занятости. Эта система имеет три уровня: федеральныйуровень, уровень субъектов федерации и уровень муниципальных образований.Система службы занятости должна выполнять такие функции, как анализ современногосостояния рынка т руда и прогнозирования его на обозримое будущее, разработка иреализация целевых программ содействия занятости, учет безработных и оказаниеим помощи в трудоустройстве, организация подготовки и переподготовкиработников, профессиональная ориентация, выплата пособий, консультации повопросам трудоустройства, социальная поддержка безработных в решении различныхвопросов, связанных трудоустройством, оказание помощи в подборе кадров для предприятийи учреждений[15].
Вместе с тем следует отметить, что службы занятости занимаются внастоящее время в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочихмест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т. п.При этом важно отметить, что информация, получаемая данными службами, не всегдаполная и всесторонняя, ибо поступает она в эти организации главным образом состороны государственных предприятий, коммерческие структуры пытаются, какправило, решать вопросы набора рабочей силы, особенно исполнителейинтеллектуального труда, посредством своих внутренних каналов. Развитиеситуации на рынке труда показывает, что центры занятости и биржи труда должнызаниматься не только перечисленными выше проблемами, но также и выработкойстратегии и тактики в области занятости, прогнозирования занятости в еепрофессионально-квалификационном срезе, регулирование процессов подготовки ипереподготовки работников и т. д.
В Законе Российской Федерации о занятости предусмотрено, преждевсего, содействие трудоустройству, но в деятельности Государственной Службызанятости населения перекос сделан в настоящий период, преимущественно всторону защиты безработных. Это не способствует решению проблем занятости иформирует как и в других странах мира, в России, состоящих на учете, напассивность в поиске работы. По некоторым данным более половины средствГосударственного Фонда занятости населения РФ уходит на пассивную политикузанятости населения.
Все три уровня системы службы занятости, естественно, выполняютсвои функции, но они всегда должны быть состыкованными и дополнять друг друга.Так, если федеральные органы занимаются разработкой и финансированиемгосударственных программ, разработкой стандартов, процедур и форм контроля заработой служб занятости страны, то региональные службы адаптируютобщегосударственные программы к местным условиям, реализовывают их, руководятработой местных служб занятости, которые находятся под их юрисдикцией, включая планирование,финансирование и контроль за их деятельностью. Администрации субъектов России могутза счет своих средств, средств благотворительных организаций, спонсорскихвливаний увеличить финансовые ресурсы содействия занятости.
Обобщение деятельности ряда субъектов Российской Федерациипоказывает, что этим пользуются, прежде всего, так называемые, «республики иобласти доноры». Они по сравнению с общероссийскими стандартами устанавливаютболее длительные сроки выплаты пособий по безработице, устанавливают доплату кним, увеличивают стипендии лицам, проходящим профессиональное переобучение,способствуют созданию новых рабочих мест[16].
В последние годы проблемам занятости и сокращения масштабовбезработицы начали заниматься и негосударственные структуры. Эти структуры решаютвопросы трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан,информированием населения о рабочих местах и потребностях в кадрах ссоответствующей профессией и квалификацией. К негосударственным структурам относятсякоммерческие биржи труда, рекрутинговые фирмы, некоторые учебные центры,коммерческие агентства по подбору кадров, различные общества занятости и т. п.В г. Москве и Московской области получили широкую известность такого характера учреждениякак общество «Триза», корпорация «Исида» и «Инфо-Сервис». В Республике Башкортостантакже имеются такие организации. К ним относятся «Клуб ищущих работу», «Новыйстарт», «Аяк», «Универсум» и др. Предпринятые негосударственными структурамишаги по решению проблем безработицы безусловно заслуживают положительнойоценки.
При регулировании занятости и безработицы работодатели как государственных,так и негосударственных предприятий должны строить свою деятельность на основепринципа добровольности труда, который складывается из следующих моментов: свободавыбора гражданином между занятостью и незанятостью в общественном производстве;свобода выбора профессионального приложения труда; право выбора форм собственностипри приложении своего труда; выбор работником более благоприятного для негорежима труда; добровольный выбор географического места приложения труда. Однаковсе эти названные формы проявления свободы в реальности в условиях высокихпоказателей безработицы резко сужаются, тем более в ситуации, когда в странегосударственный фонд занятости населения ликвидирован.
Как известно, этот Фонд относится к государственным внебюджетнымфондам и был создан прежде всего для защиты населения от безработицы. Его средстванаправлялись на выплату пособий по безработице, на мероприятия по созданию исохранению рабочих мест, на возмещение затрат, связанных с назначениемдосрочных пенсий безработным, на оплату расходов на профессиональную подготовкуи переподготовку безработных, на организацию общественных работ, на разработкупрограмм занятости и т. д. Все это, естественно, способствовало в известноймере решать проблемы безработицы в стране.
Вместе с ликвидацией Государственного фонда занятости населения в2000 г. отменен платеж для страхования от безработицы, введен единый социальныйналог, снижен размер платежей в Фонд социального страхования с 5,4 до 4 %.Таким образом, в настоящее время социальная поддержка оказывается из средствбюджета. В конце 90-х гг. в ХХ в. сумма в объеме 1,5 % от величины фонда оплатытруда принадлежала Государственному фонду занятости и закон запрещал еепереключать на финансирование каких-либо других мероприятий. На наш взгляд, этозначительно ухудшило материальные основы социальной защиты безработных, поэтомувопрос о необходимости расширения возможностей решения занятости населениядолжен быть пересмотрен. Если будет снова восстановлен этот фонд, то он должен формироватьсяне только за счет работодателей, но и в виде страховых взносов для социальнойзащиты безработных как это делается во всех развитых странах мира.
Что же касается профсоюзов как общественной организации,защищающей интересы трудящихся в регулировании занятости и безработицы,законодательно подтверждена. В 21 статье Закона «О занятости населения вРоссийской Федерации» права профсоюзов они определены достаточно четко.
Заключение
Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотретьв одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всеговышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого израссмотренных вопросов.
Итак, можно утверждать, что проблема безработицы и занятости, являютсяодним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив их, невозможноналадить эффективную экономическую деятельность.
Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не являетсяисключением.
Безработица, по определению Международной организации труда (МОТ),это наличие в стране контингента лиц старше определенного возраста, не имеющихработы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемыйпериод.
Негативные последствия безработицы вызывают необходимость ее регулированияна государственном и региональном уровне. При этом выделяют два основныхнаправления управления безработицей – во-первых, воздействие на снижение ееестественного уровня и, во-вторых, смягчение (устранение) циклическойбезработицы. В этой связи особое внимание должно уделяться эффективномуфункционированию системы трудоустройства и своевременной переподготовкесельских кадров по линии государственной службы занятости населения. Этопредполагает предоставление доступной информации о наличии вакантных рабочихмест на предприятиях агропромышленного комплекса, создание гибкой системы материальнойподдержки безработных, разработку целевой программы профессиональной ориентациимолодежи, реализацию программы по выполнению общественных работ.
Одновременно должны использоваться методы стимулирующей бюджетной,фискальной и кредитно-денежной политики государства.
Однако, проводя ее, не следует забывать о взаимозависимости между уровнембезработицы и темпами инфляции. Практика показывает, что жесткая бюджетная икредитная политика позволяет снизить темп инфляции, поскольку повышение налогообложенияуменьшает размеры дотаций убыточным предприятиям, снижает доступность кредитныхресурсов, способствует банкротству ряда фирм, падению производства и какследствие — высвобождению рабочей силы и росту вынужденной безработицы. И, наоборот,стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика сдерживаетрост безработицы, но приводит к повышению инфляции. Иными словами, инфляциявсегда выступает платой за низкую безработицу и высокую занятость.
Указанные моменты предопределяют более детальное изучение проблем,связанных с повышением занятости населения, формированием регионального рынкатруда, смягчением и предупреждением массовой безработицы.
Список использованной литературы
1. БородянскийЭ., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Э. Бородянский, В.Кузьмин // Человек и труд – 2006. — № 9.
2. БреевБ.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005.
3. ВасильеваЕ.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009.
4. КрыловаЕ.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамикаи перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. — 2008. — № 2. — С. 16-22.
5. НанавянА.М. Безработица в россии: риски и экономические последствия // Экономическаянаука современной России. — 2007. — № 4. — С. 70-78.
6. НосоваС.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.:КноРус, 2009.
7. ПероваИ. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания // Вестникобщественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2008. — № 1. — С. 70-76.
8. РозановаН.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. – М.: Экономика, 2009.
9. СарафановаЕ.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор,2009.
10. Челюбеева Ю.В.Безработица как фактор экономической нестабильности глазами Адама Смита //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 10. — С. 363-367.