Тема реферата:
«Современное социально-экономическое положение Украины»
Содержание
Введение
Современноесоциально-экономическое положение Украины
Выводы
Использованные источники
Введение
Современное социально-экономическое положение Украиныхарактеризуется убыточностью стратегически важных предприятий, существеннойструктурной деформацией отечественного производства, усилением сырьевойнаправленности экспорта с незначительной долей добавленной стоимости, большойзависимостью экономики от внешних источников энергоносителей, существеннымуменьшением национального богатства с одновременным ускорением увеличениядолговой зависимости государства, усилением дифференциациисоциально-экономического развития регионов. В стране отмечаются критическинизкая рождаемость и чрезмерно высокая смертность, повышение демографическойнагрузки на население трудоспособного возраста, низкие материальный уровень икачество жизни граждан, рост бедности, значительное распространение практикипротивоправной деятельности субъектов хозяйствования, связанное с крайневысоким уровнем коррупции и злоупотреблений субъектов, наделенных властнымиполномочиями при выполнении ими государственных функций. Останавливается работакогда-то передовых мощных предприятий, приходят в упадок целые отрасли,практически разрушена социальная сфера, с карты Украины исчезли уже сотни сел ипоселков, гибнут родословные корни Украины — село и крестьянство. Государство влице центральных органов власти оказалось не способным эффективно выполнятьсвои конституционные функции, что приводит к нарастанию апатии, деструктивнымнастроениям и социальной напряженности в обществе.
Современное социально-экономическое положение Украины
Большую обеспокоенность ученых вызывает современный мировойфинансовый кризис, беспрецедентный по масштабам и глубине. По мнениюспециалистов, он продемонстрировал кризис идеологии «рыночногофундаментализма» и либеральной идеи саморегулирования рынка, вызвалнеобходимость коренного переосмысления механизмов и моделей государственноговоздействия на экономические и социальные процессы. Наиболее ощутимыми проявлениямифинансового кризиса в Украине уже стали: «паралич» платежно-расчетнойсистемы и кризис банковской ликвидности, уменьшение доходов бюджета и валютныхпоступлений при значительном накоплении внешней и внутренней задолженности,ускоренный спад производства, объемов ВВП и инвестиций, сокращение импорта иэкспорта, существенное снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Пообъемам производства ВВП за неполный год кризиса Украина опустилась на уровень2002-2003 гг., а темп снижения этого обобщающего показателя экономическогосостояния страны в текущем году является беспрецедентным в новейшей историиУкраины. На фоне такого резкого спада экономической активности поступления вбюджет обеспечиваются в значительной мере узаконением повышенных ставоккосвенных налогов и сборов и за счет критического накопления государственногодолга. Привычным явлением стал неконтролируемый и безосновательный рост цен наэнергоносители, потребительские товары и услуги, в то время как государствопрактически игнорирует выполнение властных полномочий в сфере регулирования цени антимонопольной политики.
Многие специалисты убеждены, что даже в этой сложной ситуацииУкраина имеет потенциальные возможности преодолеть кризисные явления, выйти нановый уровень развития. Новая экономика — это не только надлежащим образомурегулированные и прогнозируемые рыночные отношения, а переплетение рынка,государственного регулирования и социальной стабильности. В настоящее времякаждая развитая страна стремится построить новое информационное общество,способное обеспечивать и использовать высокотехнологичные инновационныедостижения. Именно инновации сегодня являются средством построениявысокоразвитого конкурентоспособного постиндустриального государства, которымдолжна стать Украина.
Однако, хотяв Украине на законодательном уровне провозглашен курс наинвестиционно-инновационное развитие, принято около 15 законов и несколькодесятков концептуальных подзаконных актов по вопросам развития образования,научных исследований, финансово-организационной поддержки инноваций, а такжераспоряжением Кабинета Министров Украины от 17 июня 2009 г. № 680 одобренаКонцепция развития национальной инновационной системы, фактическое состояниедел в этой сфере остается неудовлетворительным. В общем объеме реализованнойпромышленной продукции только 5,9% имеют признаки инновационной, удельный веспромышленных предприятий, внедрявших инновации, уменьшился с 14,8% в 2000 г. до10,8% в 2008 г., доля выполненных научных и научно-технических работ ВВПснизилась в 2008 г. до самого низкого уровня за все годы независимости Украиныи составила только 0,9%. Для сравнения: аналогичный показатель в развитыхстранах мира равняется не менее чем 2-3%, причем доля государства всоответствующих расходах достигает в среднем 35-40%.
Низкая эффективность государственной инновационной политикиобъясняется несовершенством и фрагментарностью существующего законодательства,неудовлетворительным выполнением принятых соответствующих законов. Формированиеинновационной инфраструктуры происходит медленно, бессистемно, без надлежащегообоснования; при этом отсутствуют четкие разграничения задач и полномочий всфере реализации инновационной политики между центральными и местными органамиисполнительной власти и органами местного самоуправления. Не получаетнадлежащей государственной поддержки деятельность изобретателей,рационализаторов, ученых, которые имеют завершенные научно-техническиеразработки, не создаются центры трансферов технологий. На низком уровнереализуются образовательный и научный потенциалы, прежде всего высших учебныхзаведений, в сфере информационно-коммуникационных высоких технологий, а такжеинформационные ресурсы системы научно-технической и экономической информации, вчастности базы данных по вопросам технологий, научно-технических достижений.Вопреки законодательству по мораторию на приватизацию научно-исследовательскихи отраслевых научных институтов, объемы противоправного отчуждения имущества вэтой сфере постоянно растут. Научные учреждения теряют собственные помещения,разрушаются научные школы, уничтожается оборудование и интеллектуальная собственность,процветает рейдерство. Многие ученые и специалисты вынуждены уезжать за пределыУкраины в поисках работы.
Инновационная система государства — это новое измерениеэкономических и социальных отношений, базирующееся на приоритетном развитиизнаний и технологий их использования. Это переход к новому стандарту общественныхценностей, когда знания действительно становятся материальной основойсуществования человека, а технологии их применения создают качественно новыекритерии благосостояния общества. По мнению ученых, создание такой системы — вызов времени и прерогатива государства, проявление политической воли ееруководства и основа экономической политики, консолидированных действий всехорганов государственной власти и органов местного самоуправления.
В докладах ивыступлениях ученых подчеркивается, что гармоничное развитие Украины каксуверенного государства, которое продвигается к построению гражданскогообщества и конкурентоспособной экономики на основе демократических ценностей,невозможно без эффективного и стабильного развития каждого ее региона. Сегодня,к сожалению, местная власть — как представительская, так и исполнительная — имеет для этого весьма ограниченные возможности, в особенности финансовые.Чрезмерная централизация распределения ресурсов страны, жесткое налоговоедавление, «ручное», часто непрофессиональное управление экономикойсверху, направленное не на стратегическую перспективу, а на латание перманентныхдыр, тормозят инициативу местной власти. Существенное отрицательное влияние наэкономику регионов, как и на уровне центральных органов государственной власти,имеет повсеместное распространение коррупции. К коррупционным действиям всечаще оказываются причастны органы не только местной власти, но и правоохранныеи судебные, которые по своему статусу обязаны искоренять это социальное зло. Вдалеко не правовом поле, часто с использованием силы судебного решения, ведетсяборьба за земельные участки, недвижимость, право собственности на имущество. Впоследнее время значительное распространение получило рейдерство,осуществляемое по типовым схемам, построенным на недостатках действующегозаконодательства, опасность которого до сих пор адекватно не воспринимаетсясоответствующими государственными органами, в том числе причастными крегистрации имущественных и неимущественных прав и осуществлению надзора засоблюдением законности.
Большое внимание уделяется предложениям по сглаживаниюдифференциации в уровнях развития отдельных регионов. Диспропорции всоциально-экономическом и культурном развитии, сложившиеся в процессецентрализованного, прежде всего отраслевого, управления экономикой, требуютбезотлагательных существенных изменений в региональной политике. Наличие такихдиспропорций усложняет проведение единой государственной политикисоциально-экономических преобразований, увеличивает угрозу возникновениякризисных явлений на уровне регионов, что будет непосредственно причинять вредправам и интересам граждан. Отсутствие взвешенной государственной региональнойполитики уже привело к значительному ослаблению, часто даже к фактическомупрекращению межрегиональных экономических связей и нарушению эффективноговзаимодействия по вертикали «центр — регионы». Поэтому первостепеннойзадачей государства должен стать поиск рационального баланса между объемомделегированных властных полномочий на уровне регионов и теми публичнымиполномочиями и функциями, которые будут осуществляться исключительноцентральными органами власти.
По мнению ведущих ученых, главной целью государственнойрегиональной политики в современных условиях должно быть содействиепропорциональному социально-экономическому развитию Украины и ее регионов,которое обеспечивало бы максимальную реализацию их экономического потенциаладля улучшения условий хозяйствования и повышения уровня жизни населения допоказателей наиболее развитых регионов, соблюдение гарантированных государствомсоциальных стандартов для граждан независимо от места их проживания.
Понятно, что для решения этих проблем и обеспечения устойчивогоразвития экономики страна нуждается в значительных по объемам прямых инвестициях,в частности иностранных, в виде современного оборудования, наукоемкихтехнологий, а также прав интеллектуальной собственности. Доля иностранныхинвестиций в экономику Украины в 2008 г. составляла в общей сумме инвестицийлишь 2,7%, что совершенно недостаточно. Неравномерность развития регионов и ихэкономического потенциала углубляется и соответствующей структурой иностранногоинвестирования, при которой, например, в экономику Киева поступило 32% объемапрямых иностранных инвестиций в Украину за 2008 г., а остальная их частьприходится на все другие регионы страны, где значительно преобладаетДнепропетровская область, причем доля многих регионов по этому показателю непревышает 1 %. Эксперты ООН отнесли Украину к 20 наиболее привлекательным дляпрямых инвестиций странам. Но для их привлечения необходимо создать благоприятныйинвестиционный климат, постоянно заботиться о формировании и поддержкеположительного делового и политического имиджа страны.
Для иностранного инвестора привлекательны выгодное географическоеположение Украины, разнообразные природные ресурсы, плодородные земли,квалифицированные кадры и высокий научно-технический потенциал. Но наряду сэтими преимуществами имеются и недостатки, снижающие заинтересованностьинвесторов: нестабильность, а кое-где явно лоббистский характерзаконодательства, отсутствие прозрачной, простой и стабильной налоговойсистемы, низкий уровень жизни населения, бюрократические препятствия восуществлении предпринимательской деятельности и отведении земельных участковдля строительства, продолжительный глубокий политический кризис инепредсказуемость государственной политики, произвол и коррупция вдеятельности, прежде всего, правоохранительных и судебных органов, а такжеорганов, выдающих лицензии и другие государственные документы разрешительногохарактера, повсеместное и практически ненаказуемое рейдерство. Особенноподчеркивают зарубежные эксперты высокий уровень коррупции, угрожающейбезопасности государства, которая приводит к нарушению принципов демократии иверховенства права.
На основеобобщения итогов обсуждения проблем становления в Украине конкурентоспособнойрегиональной экономики путем ускоренного перехода к инновационной моделиразвития, устранения недостатков в налоговом законодательстве, созданияположительного имиджа Украины во внешнем мире для привлечения инвестиций можнопредложить следующие рекомендации.
Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, местныморганам власти и органам местного самоуправления:
1. С целью обеспечения стабильного, управляемого и предсказуемогоразвития экономики Украины и ее регионов, прежде всего, необходимо кардинальноизменить роль государства в системе рыночных отношений на началах новейшихмоделей конъюнктурного регулирования экономики и экономического роста сактивным влиянием на оживление инвестиционной деятельности, формированиеинновационных форм конкурентоспособного хозяйствования. Незамедлительно перейтик государственному стратегическому планированию (прогнозированию) развитиястранына основе общегосударственной Программы стратегическогосоциально-экономического развития Украины и ее регионов на долгосрочный период(15-25 лет), которая должна быть принята Верховной Радой Украины в соответствиис ее конституционными полномочиями.
В основу такой Программы необходимо положить новейшую идеологиюэкономики знаний и инновационного делового мышления, что обеспечит мощныйпотенциал реальных трансформаций всех сфер общественной жизни страны и еерегионов, сориентированных на преодоление кризисных явлений и динамичный ростэкономики в условиях объективных процессов интеграции хозяйственной системыстраны в мировое экономическое пространство и ожидаемое значительное усилениеконкурентоспособной борьбы на международных рынках в связи с последующим цикломстабилизации и роста экономической конъюнктуры в глобальном измерении. ЭтаПрограмма должна стать методологической базой для разработки среднесрочныхпятилетних планов-прогнозов социально-экономического развития Украины,отдельных ее регионов, целевых государственных отраслевых и региональныхпрограмм. В свою очередь на основе таких пятилетних прогнозовсоциально-экономического развития Украины должен формироваться ежегодный бюджетстраны и регионов.
2. Исходя из того, что основным признаком конкурентоспособностистраны является ее способность генерировать и быстро овладевать научными,технологическими, промышленными, организационными инновациями, приобретаютактуальность разработка и реализация Доктрины экономики знаний, направленной напостроение национальной инновационной системы.При построениитакой системы должны максимально учитываться существующие и пока еще неутраченные Украиной гуманитарные, геополитические, экономические,научно-технические преимущества — выгодное географическое положение,высококвалифицированные кадры, высокий уровень научно-технического потенциала идр. Для этого необходимо:
— в соответствии с Концепцией развития национальной инновационнойсистемы безотлагательно разработать и утвердить в установленном порядкедолгосрочную Стратегическую программу инновационного развития страны наближайшее десятилетие и следующие 25 лет;
— разработать и принять специальные законы Украины о венчурнойдеятельности в инновационной сфере, государственной поддержке развития высокихтехнологий, о кластерной модели экономического развития, иннополисах,инновационной инфраструктуре. Завершить создание законодательной базы в сфереэкономики знаний принятием Инновационного кодекса Украины;
— дляулучшения организации инновационной деятельности при Кабинете Министров Украиныи областных государственных администрациях создать экономические советы извысококвалифицированных специалистов и научных работников. Ввести в составгосударственного и местных бюджетов «Бюджет инновационного развития»,за счет которого предусмотреть расходы для отдельных бюджетных программ, вчастности, на финансирование государственного заказа на инновационную продукцию,финансовую поддержку инфраструктуры инновационной деятельности и т. д.Источниками формирования «Бюджета инновационного развития» должныстать также средства, полученные от приватизации государственного имущества,поступления налога на недвижимость, часть прибыли государственных икоммунальных предприятий, не внедряющих инновации, и др.;
— создать Государственный венчурный банк с отделениями в областях,что будет стимулировать кредитно-финансовую деятельность в инновационной сфере.Содействовать организации частных инновационных банков и венчурных компаний,ввести государственные гарантии и механизмы стимулирования привлечениясбережений граждан в долгосрочные инвестиции;
— ускорить реформирование налоговой системы, создать такую системуналогообложения, которая бы стимулировала развитие экономики знаний. Вчастности, следует предусмотреть снижение налога на прибыль в той части,которая направляется на инновации, установить налоговые каникулы (льготы) длякомпаний, внедряющих технические инновации, а также налоговые льготы для новыхкомпаний и малых предприятий, работающих в высокотехнологичном секторепотребительского рынка;
— в экономической политике государства предусмотреть существенноерасширение рынка «длинных денег», доступных отечественным производителям,рост капиталов государственных банков. С этой целью усовершенствовать механизмрефинансирования банков, кредитующих высокотехнологичные секторы экономики,ввести предоставление гарантий государства под кредиты на развитиенанотехнологий и приоритетных отраслей, разработать инструментарии длянедопущения чрезмерного вывоза капитала за границу;
— создать интегрированную многоуровневую государственную системуинформационно-консультативной поддержки инновационной деятельности на всехэтапах внедрения новаций (идея — исследование — разработка — внедрение). Вобщегосударственную информационную сеть (банк данных) инноваций должнывноситься сведения об участниках инновационной деятельности и объектахинновационной инфраструктуры, направлениях новых фундаментальных и прикладныхразработок и возможностях их внедрения в производство;
— активизировать процесс интеграции вузовской науки сисследовательским сектором академической и отраслевой науки путем созданияисследовательско-образовательных комплексов (центров) инновационнойнаправленности по примеру ведущих европейских и мировых университетов.
Для надлежащей реализации указанных предложений по формированиюгосударственной политики в сфере инноваций необходимо создать и обеспечитьфункционирование:
— патентных подразделений на государственных предприятиях;
— подразделений по вопросам трансфера технологий, инновационнойдеятельности и интеллектуальной собственности в центральных органахисполнительной власти;
— сети региональных инновационных структур — инновационныхцентров, бизнес-инкубаторов, научных парков на базе ведущих высших учебныхзаведений, технополисов, центров трансфера технологий и др.;
— объектов инфраструктуры кадрового обеспечения осуществленияинновационной политики путем разработки и внедрения в учебных процессахпрофильных вузов и институтов (центров) повышения квалификации пилотнойбизнес-образовательной программы в сфере инновационной деятельности,специализированных курсов и семинаров повышения квалификации и т. д.
3. Главное условие реализации программы инновационного развитиястраны и ее регионов — инвестиционное обеспечение.Для достиженияинвестиционной привлекательности экономики регионов и Украины в целом необходимо:
— разработать и осуществить комплекс мер по кардинальномуулучшению инвестиционного климата как в стране в целом, так и в каждом регионе,всесторонне стимулировать инновационные вложения средств отечественныхпредприятий в приоритетные проекты, сдерживая «бегство» капитала зарубеж. Главным стимулом в этом направлении должно стать поэтапное освобождениеот налогообложения на прибыль расходов предприятий на инвестиции в основныефонды;
— стабилизировать политическую ситуацию в стране, снизить уровенькоррупции, решительно прекратить рейдерские захваты предприятий, либерализироватьусловия осуществления предпринимательства, способствовать развитию фондовогорынка, упорядочить и максимально упростить правила и инструкции полицензированию, разрешительному режиму, налогообложению и репатриации прибыли ит. д.;
— в инвестиционной политике государства и при совершенствованиизаконодательства предусмотреть правовые и другие гарантии для инвесторов, в томчисле иностранных, по надлежащей защите вложенных ими средств и прав на объектыинвестирования, гарантирование беспрепятственного использования доходов отинвестиций и стабильной, предсказуемой правовой среды;
— предоставить правовую защиту таким финансовым операциям, каккредитование инноваций и страхование коммерческих рисков, пересмотретьналоговую систему в части предоставления налоговых и других фискальных льготсубъектам хозяйствования, которые будут создаваться и действовать вприоритетных, особенно наукоемких, отраслях экономики на начальных этапах ихдеятельности;
— увеличить объемы государственного заказа на производство космической,авиационной техники и судоходных средств, а также на строительство дорог,транспортных развязок, стадионов, гостиниц, кемпингов, объектов туристическойинфраструктуры и т. д.;
— разработать программу освоения или расширения производства вУкраине на уровне мировых образцов компьютерной и высокотехнологичной бытовойтехники, которая сегодня, в основном, импортируется;
— предусмотреть в планах-прогнозах социально-экономическогоразвития страны и регионов меры по созданию объектов региональной инфраструктуры,подготовке целевых инвестиционных проектов для решения неотложных проблемрегионального развития с целью привлечения инвестиций и повышенияинвестиционной привлекательности регионов, улучшения условий внедренияпередовых инновационных технологий;
— в каждом регионе разработать программу оперативнойреструктуризации убыточных предприятий (их в стране свыше 40%) со специальнымучастием государства и бизнеса, а также модернизации неконкурентоспособныхпроизводств;
— разработать комплекс мер по восстановлению экономической базымалых городов и поселков, внедрению механизма поддержки развития депрессивныхтерриторий; предусмотреть 50-процентную налоговую льготу для инвесторов,осуществляющих инвестиции в объекты на таких территориях (по перечню, утвержденномуВерховной Радой Украины);
— на государственном и региональном уровнях формировать исистематически обнародовать в средствах массовой информации и сети Интернетинформацию о приоритетных для инвестирования объектах и о потребностях винвестиционных ресурсах, определить перечень государственныхпредприятий-банкротов для бесплатной передачи их частным лицам при условииосуществления последними инвестиций для оздоровления этих предприятий;
— возобновить широкую пропаганду в средствах массовой информации,на радио и телевидении лучших методов хозяйствования, обмен передовым опытомуправления и ведения бизнеса, особенно малого и среднего.
4. С целью ускорения инновационного развития страны и регионов,повышения конкурентоспособности и достижения регионами самодостаточностипредлагается:
— разработать в каждой области, районе, городе программу ускоренияразвития малого и среднего бизнеса как стратегического направления развитиятерриторий истраны в целом.Главной задачей таких программ должно быть обеспечение стабильныхусловий для дальнейшего функционирования малых и средних предприятий,возрождения малых городов и поселков, привлечения широких слоев населения кпредпринимательской деятельности, увеличения количества новых рабочих мест. Дляускорения развития малого бизнеса необходимо усилить финансовую поддержку этоговажного сектора региональной экономики, внедрить более эффективные системыфинансирования, кредитования и страхования и на этой основе обеспечитьувеличение поступлений средств в местные бюджеты, что положительно повлияет надинамику экономического и социального развития регионов;
— ускоритьупорядочение и совершенствование законодательной и нормативной базы,регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства. Повыситьмотивацию для местных органов власти по созданию благоприятного климата длямалого предпринимательства путем увеличения доли налоговых поступлений,остающихся в местных бюджетах;
— обеспечить качественное обновление трудовых, в частностиинтеллектуальных, ресурсов, разработать и внедрить системуорганизационно-образовательных мероприятий, направленных на повышениеспециального уровня, знаний и навыков участников предпринимательскойдеятельности, а также на возобновление работы профессионально-техническихзаведений на современной базе, распространение среди населения правовых иэкономических знаний;
— ускорить разработку Национальной программы кластеризацииэкономики страны на период до 2025 г., предусмотреть в ней решение наиболеесущественных вопросов формирования инновационных производственных сетевыхструктур, в частности, меры по:
анализу конкурентоспособности продукции, производимойпредприятиями региона, и на этой основе выявлению «точек роста»экономики на долгосрочную перспективу, которые стали бы основой для развитиякластеров;
социальной экспертизе результатов кластеризации по итогаммониторинга процессов формирования и деятельности кластеров;
созданию информационно-аналитической системы обслуживанияучастников кластерных объединений, мониторинга процесса их развития и распространенияположительного опыта;
разработке критериев и показателей экономической и социальнойэффективности деятельности украинских кластерных объединений в государственнойстатистической отчетности;
содействию формированию в каждом регионе мегакластеров, которые быобеспечивали устойчивое развитие региональной инновационной деловойинфраструктуры;
созданию условий для формирования и развития межрегиональныхинновационных, а также трансграничных кластеров в рамках еврорегионов, вкоторых принимает участие Украина;
развитию межрегионального и международного сотрудничествакластеров и мегакластеров Украины с кластерными объединениями стран ЕС, ОЧЭС,СНГ;
введению в высших учебных заведениях программ подготовки ипереподготовки специалистов в области создания и функционирования инновационныхсетевых структур (кластеров);
стимулированию создания мощных и конкурентоспособныхфинансово-промышленных корпораций — национальных экономических лидеров:горизонтально и вертикально интегрированных холдинговых компаний, способныхвыполнять функцию локомотивов экономического развития страны, а такжеорганизации и совершенствования деятельности институций, предоставляющихфинансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные,юридические образовательные услуги в обеспечении инновационной деятельности;
расширению интеграционных процессов путем трансграничногосотрудничества с целью повышения конкурентоспособности регионов, обеспечения ихустойчивого развития на современной технологической основе и высокого уровняпроизводительности труда, а также занятости населения.
5. Для решения региональных проблем в значительной мереспособствовать проведению нового этапа административных реформ, связанного сделегированием властных и управленческих функций центральных органов власти нарегиональный уровень, и всестороннему развитию местного самоуправления. Приэтом в регионе должны быть законодательно разграничены полномочия иответственность между отдельными органами власти.
Выводы
Надеемся, чтоотраженное коллективное мнение ученых-экономистов и практиков будет учтеноцентральными и местными органами исполнительной власти и представительскимиорганами в практической работе и законотворческой деятельности.
Использованныеисточники
1. «ЭкономикаУкраины» №3, 2010, с. 42-48
2. ХомяковВ.І., Бакум І.В. Економіка сучасної України. Навчальний посібник – К., Кондор,2010 – 428с.