Реферат по предмету "Экономика"


Современное состояние рынка конкуренции в России

Содержание
Введение
Глава1 Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы
Глава2. Монополистическая конкуренция: понятие, признаки, особенности
Глава 3.Особенности рынка монополистической конкуренции на примере рынка розничнойторговли
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявлениясистемы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякаяэкономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Хозяйственный механизм – это совокупность экономических,организационных и правовых методов» обеспечивающих реализацию экономическихинтересов и законов общества как системы и способствующих ее постоянномувоспроизводству на качественно новой основе.
Хозяйственный механизм – одна из самых сложныхэкономических категорий. Он включает в себя всю систему экономических категорийв их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработнаяплата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. – все этикатегории, как и многие другие, здесь не перечисленные, но практическииспользуемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственныймеханизм.
Изменения в социально-экономической жизни обществавызывают необходимость изменения экономических, правовых и организационных нормв использовании экономических категорий и законов прежде всего со стороныгосударства как хозяйствующего субъекта, призванного обеспечивать согласованиев системе экономических отношений и законов. Другие хозяйствующие субъектывынуждены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей деятельности.
Каждой социально-экономической системе свойствен свой хозяйственныймеханизм, определяемый характером господствующей собственности на средствапроизводства. В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметьместо значительные особенности в механизмах хозяйствования между странами. Длясоветской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме былплан, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими былицена, зарплата, себестоимость, налоги, процент и другие, регламентируемыегосударством.
В рыночной экономике в условиях частной собственности,свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственногомеханизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всехучастников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержкипроизводства и т.д.
Проблема конкуренции и монополии в условиях процессаглобализации становится наиболее обсуждаемой в научных кругах, посколькутенденция к глобализации не может не выдвигать новых требований к изучениюданного вопроса. Существует множество форм функционирования предприятия:монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция. Однойиз наиболее интересных форм является монополистическая конкуренция, котораясочетает в себе элементы конкуренции и монополии.
Объектом нашей курсовой является монополистическаяконкуренция.
Целью нашей курсовой работы является изучениеособенностей монополистической конкуренции в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решитьследующие задачи:
рассмотреть понятие категории «конкуренция», «монополия»;
рассмотреть основные методы конкурентной борьбы на рынке;
рассмотреть сущность и признаки монополистическойконкуренции;
выявить особенности монополистической конкуренции напримере рынка розничной торговли.

Глава 1 Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы
В экономической литературе существует множествоопределений категории «конкуренция».
По определению классической политической экономии,конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этогосоревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьмажесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сырья ипродажи товаров[1].
В экономической литературе приводятся и такиеэкономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующимисубъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности;практически принудительная форма реализации объективно действующих законоврыночной экономики.
Конкуренция – это соперничество между участникамирыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренциярассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленнымипроизводителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов,связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним итем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителямиза наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья иодновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорцийобщественного производства [3, с.179].
Конкуренция играет важную роль в обществе. Она являетсястимулятором деятельности самостоятельных хозяйственных единиц. Через неепроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Конкуренция – этоборьба, которая в конечном итоге вызывает спад цен, снижении производственныхзатрат, росту качества товаров и применении результатов научного прогресса.
Однако конкуренция имеет и обратную сторону. Она вызываетпротиворечия интересов экономических субъектов, вызывает расслоения идифференциацию в общественных слоях, вызывает желание создать в экономикемонополии, является источником появления непроизводительных затрат. В такомслучае, без вмешательства со стороны государства, конкуренция являетсяразрушающей силой.
На всех стадиях развития экономики конкуренция являетсяглавным средством развития производства. Многие экономисты считают, чтоконкуренция вызывает рост эффективности производства. Конкуренция с есоперническим духом заставляет производителя искать новые способы развитияпроизводства, используя новейшие достижения науки и техники, совершенствуятехнологию производства.
В современных условиях используются силовые методыконкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишениеконкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захватрынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д.используются также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасныхконкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.[2]
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентнойборьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен.Можно также привести используемый монополиями метод ценовой дискриминации(разные цены в разных местностях, демпинговые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Ониподразделяются на две группы[3]:
конкуренция по продукту;
конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту – стремление захватить частьотраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента икачества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продаетсяодновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы,50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж – использованиемногочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренциявключает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постояннымпокупателям.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажатоваров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствамипроизводства вместо приобретения их в собственность, т. е. долгосрочную арендумашин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственногоназначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизингестроятся на условиях договора купли-продажи.
В экономической литературе большое внимание уделяетсявидам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершеннуюконкуренцию.
Совершенная конкуренция – это свободное соперничествомногочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичнойпродукции. Такой конкуренции присущи следующие черты[4]:
на рынке действуют множество фирм, производящиходинаковую продукцию. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер,поэтому объем ее производства незначителен;
возможность свободного доступа в различныепроизводственные секторы;
продукт однороден, он производится множеством предприятийв рамках одной отрасли;
хорошая информированность всех участников рынка. Всесубъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, величину спроса ипредложения.
Совершенная конкуренция основана на частной собственностии хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляетсятолько через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь междупроизводителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парнымотношением «продавец-покупатель».
Совершенная, или свободная, конкуренция была типична дляэкономики развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX – начале XXв. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватываютотраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. Всилу этого возникает несовершенная конкуренция. Она, в отличие от совершенной,ограничена влиянием монополий и государства.
Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынкеприсутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет наих цену.
Существуют следующие основные модели несовершеннойконкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Условия, в которых обычно протекает конкуренция,называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой поколичеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контролянад ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа на рыноки выхода из него[5].
Совершенная конкуренция и монополия представляют собой«идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностьюсоответствующих параметрам этих структур, реально просто не существует.
Монополистическая конкуренция и олигополия – реальныетипы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. Кчислу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий,дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренциядостаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны,станции технического обслуживания, банки).
Глава 2. Монополистическая конкуренция: понятие,признаки, особенности
Идея монополистической конкуренции принадлежитанглийскому экономисту П. Стаффу, который сформулировал ее еще в 20-е гг. XX в.Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы Э.Чемберленом (США) и Д. Робинсоном (Великобритания). Эта теория обосновываетустранение барьера между конкуренцией и монополией, соединение их друг сдругом, без устранения различий между ними.
Монополистическая конкуренция – это такая рыночнаяситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят иреализуют однородную, но дифференцированную продукцию[6].
Монополистическая конкуренция не является ни совершенноконкурентной, ни совершенно монопольной. Для нее характерно значительное числотоваропроизводителей, которое превышает минимум 25 субъектов (хотя четкихграниц здесь не существует). Однако каждое предприятие в определенных рамкахобладает контролем над ценой. Монополистическая конкуренция широкораспространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности,сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья иверхней одежды, моющих средств (шампуней) и парфюмерии, меховых изделий и обувии т. д.).
Поскольку монополистическая конкуренция включает в себяпереплетение моделей совершенной конкуренции и монополии, можно выделитьследующие ее признаки[7]:
как и при совершенной конкуренции, в отрасли действуетмного фирм;
все фирмы имеют определенную возможность устанавливатьцену на производимые ими товары, так как каждая из них реализует продукт,отличный от товаров других фирм;
производство дифференцированного продукта (частично либополностью заменяемого) позволяет фирме устанавливать на него цену и изменять еев зависимости от действий конкурентов, производящих товары-субституты;
каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;
ограниченный контроль над ценами;
невозможность тайного сговора, согласованных действийфирм
с целью ограничения объема производства и искусственногоповышения цен;
отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;
самостоятельность фирм в определении своей структуры;
свобода входа и выхода фирм из отрасли.
Американский экономист Э. Чемберлин, обстоятельноразработавший теорию монополистической конкуренции еще в 30-х годах нашеговека, описывает ее рыночное содержание следующим образом: «Вместе сдифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциацииэлементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степенисуществует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией насвой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороныболее или менее несовершенных заменителей. Поскольку каждый является монополистоми все-таки имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о «конкурирующихмонополистах»; и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полнымоснованием говорить как о силах «монополистической конкуренции»… Там, гдепродукт дифференцирован, каждый продавец поистине является одновременно имонополистом, и конкурентом».
В условиях монополистической конкуренции получаютразвитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качествопродукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Этообъясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт ипроявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяетпредложить покупателям самые разнообразные по марке, типу, стилю товары.Улучшение качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширениерынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся осовершенствовании своих изделий[8].
Фирмы получают монопольную власть за счет дифференциациитовара, поэтому такая рыночная структура получила еще название монополии подифференциации товара. Дифференциация товара подразумевает, что никакие двефирмы не производят один и тот же товар. При этом вполне возможно, чтонекоторые изделия относятся к одному виду, но каждое из них имеет своиотличительные черты, так что фактически они являются разными товарами.
Приспосабливать потребительский спрос к продукту призванареклама. В отношении ее существуют разные суждения. Одни экономисты утверждают,что огромные расходы на рекламу (в США — 100 млрд долларов в год, в мире — 500млрд долларов в год) носят расточительный характер и ослабляют конкуренцию.Реклама довольно часто вводит в заблуждение покупателей, ставит средствамассовой информации в зависимость от рекламодателей, что ведет к искажениюобъективности передаваемой информации. Другие экономисты считают, что рекламапозволяет покупателям получать информацию о новых товарах, производителях,направлениях моды. Она стимулирует повышение уровня эффективности производства,обостряет конкурентную борьбу, препятствует монополизации рынков благодаряпередаче информации о новых производствах и продуктах.
Применение ценовых методов соперничества в условияхмонополистической конкуренции обусловлено невозможностью тайного сговора междуфирмами по вопросу уровня цен, так как предлагаемая продукциядифференцированна, хотя и взаимозаменяема.
Следует также отметить, что монополистическая конкуренцияне воздвигает высоких барьеров для вступления в отрасль. Поскольку фирмыпроизводят дифференцированные товары, эффект масштаба не имеет существенногозначения, и для начала дела не нужен большой капитал.
В условиях монополистической конкуренции новые фирмыпоявляются до тех пор, пока из производства извлекается прибыль. Появление нарынке новых фирм снижает спрос и предельный доход. Следовательно, принципмаксимизации прибыли регулирует действия фирм не только в области производстваи ценообразования, но и в сфере приложения капитала в национальной экономике.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизироватьприбыль и минимизировать убытки при производстве такого объема продукции, прикотором предельный доход равен предельным издержкам. Вследствие высокихиздержек или малого спроса фирма может нести убытки. Долгосрочное равновесиедостигается в случае, если цена покрывает издержки производства на единицупродукции. Следовательно, при монополистической конкуренции не достигается ниэффект использования ресурсов (цена больше предельных издержек), нипроизводственная эффективность (цена больше минимальных средних издержек).
Объем производства и цена в условиях монополистическойконкуренции находятся под влиянием, с одной стороны, конкуренции на рынке, а сдругой — степени монопольной власти, которой обладает каждая фирма.
Монопольная власть предполагает, что для каждой фирмыкривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может бытьстоль же маленькой, как и в условиях совершенной конкуренции. Однако уголнаклона кривой меньше, чем у абсолютно монопольной фирмы. Он зависит как отчисла конкурентов, так и от степени дифференциации товара. Чем меньшеконкурентов и чем сильнее дифференцирован товар, тем менее эластичной будеткривая спроса, и наоборот[9].
Отрицательный наклон кривой спроса означает, что фирмаможет влиять на цену. Незначительное изменение цены на продукцию какой-либофирмы может привлечь или оттолкнуть лишь незначительное число покупателей. Нопо мере дальнейшего изменения цены фирма может оказывать все большее влияние навыбор покупателей между ее продукцией и товарами конкурирующих с ней фирм.
Равновесие фирмы предполагает, что выполняется известноеусловие равенства предельных издержек и предельного дохода (МС = MR). В течениекраткосрочного периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Новозможность долгосрочного получения сверхприбыли исключается, поскольку входныебарьеры в отрасль практически отсутствуют: фирмы невелики, для организациипроизводства требуется относительно небольшой капитал, который легкомобилизовать для выпуска не совсем идентичной, но схожей с той, которая ужеимеется на рынке, продукции. В результате свободы входа и выхода из отраслиприбыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции.
Долгосрочное равновесие в условиях монополистическойконкуренции показано на рис. 1.
/>
Рис. 1 Монополистическая конкуренция[10]
Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средниеиздержки, представленные на кривой АС, то продавец, кривая спроса которого (Dm)находится выше кривой средних издержек, будет получать сверхприбыль. Это будетпривлекать на рынок новых конкурентов, в результате чего кривая спроса D'mбудет сдвигаться влево до тех пор, пока не исчезнет положительная прибыль. Этобудет достигнуто тогда, когда кривая спроса примет положение касательной ккривой средних издержек (точка А). В этой точке цена (Рт) равна среднимиздержкам, а прибыль — нулю.
Издержки монополистической конкуренции. Несмотря на точто в точке А прибыли фирмы равны нулю, эта точка не соответствует эффективномуиспользованию ресурсов, поскольку нет равенства цены предельным издержкам,которое достигается в условиях совершенной конкуренции (точка В). Как показанона графике, производство при монополистической конкуренции осуществляется нанаклоненном вниз участке кривой АС. Это означает, что фирма в условияхмонополистической конкуренции производит желаемый объем продукции (Qm) сиздержками, превышающими минимальные. Поэтому, как подчеркивал Э. Чемберлин,фирма при монополистической конкуренции всегда будет менее эффективна, чем присовершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные мощности.
Эти избыточные мощности и являются платой за монопольнуювласть, полученную фирмой на основе дифференциации товара. Как уже отмечалось,чем более дифференцирован товар, тем выше угол наклона кривой спроса, а значит,все дальше влево от оптимального размера, который возможен в точке минимальныхсредних издержек (QL), сдвигается объем производства. С другой стороны, чемсильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере рынок способенудовлетворять многообразные потребности и вкусы потребителей. В таком случаеесть основание утверждать, что с точки зрения общества в целом конкурентнаяструктура обладает и некоторым преимуществом[11].
Неэффективность рыночного механизма монополистическойконкуренции связана с двумя моментами. Первый — равновесная цена на таком рынкепревышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрываетиздержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенныеубытки. Второй момент обусловлен достижением объема производства, меньшего, чемего масштаб, обеспечивающий минимизацию средних общих издержек. В реальнойситуации это может проявляться в неполной загруженности имеющихсяпроизводственных мощностей. Такая неэффективность ухудшает материальноеположение покупателей в результате установления высоких цен и сокращенияпредложения товаров[12].
Однако отмеченное выше не свидетельствует о том, чтомонополистическая конкуренция нежелательна. Можно выделить следующиеположительные черты монополистической конкуренции[13]:
дифференциация продукта в определенный момент времени;
улучшение продукта с течением времени;
незначительность монопольной власти отдельных фирм, а следовательно,и убытков от такой власти;
возможность широкого выбора среди разнообразных конкурирующихтоваров и их марок.
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистическойконкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, объема производства истимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть инебольшие предприятия, где много возможностей изменения параметров товара (егомодификации, качества, внешнего вида и т.д.).
Таким образом, монополистическая конкуренция, порождаемаядифференциацией продукции, становится сегодня наиболее распространенной и дажеведущей формой конкуренции несовершенной.

Глава 3. Особенности рынка монополистической конкуренциина примере рынка розничной торговли
Во второй главе мы выделили основные чертымонополистической конкуренции:
на рынке присутствует относительно большое число мелкихфирм;
эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотяпродукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найтитовары-заменители и переключить свой спрос на них;
вступление новых фирм в отрасль не является сложным.Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуетсязначительных первоначальных капиталов. Эффект масштаба также не требуетразвития крупного производства.
В условиях монополистической конкуренции функционируетмножество отраслей, в основном производящих товары и услуги конечногопотребления. К ним, наряду с фармацевтической, парфюмерно-косметической,легкой, обувной промышленностью, относятся большинство отраслей пищевойпромышленности.
Спрос на продукцию этих предприятий не является абсолютноэластичным, однако его эластичность может быть достаточно высока. Если жеразница в ценах окажется существенной, то покупатель сможет найти на рынкеаналоги менее известных фирм с более низкой ценой. Правда, такие аналоги могутбыть найдены не по всей ассортиментной группе.
Конкуренция в данных отраслях также очень высока в связис несложным доступом новых фирм на рынок и возможностью использования различныхформ дифференциации продукта. В то же время следует отметить, что эластичностьспроса в отрасли зависит от числа конкурентов и степени дифференцированностипродукта. Чем больше конкурентов и чем выше дифференцированность продукта, тембольше эластичность спроса каждой фирмы, а значит, и совершеннее конкуренция вотрасли.
На практике это означает следующее. Во-первых, каждая изфирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случаеговорят, что рыночная продукция дифференцирована. Дифференциация предполагает,что любая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции другихфирм, чтобы привлечь покупателей. Чем в большей степени ей это удается, тембольшей монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса наее продукт. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм[14].
1. Продукты могут отличаться по своим физическим иликачественным параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональныеособенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важнымисторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, различаютсяс точки зрения мощности программно-аппаратной части, доступности дляпотребителя и т. д. Примером также может служить рынок безалкогольных напитков,заполненный разнообразными марками этого товара, которые немного различаются,но вполне взаимозаменяемы.
2. Услуги и условия их предоставления являются важнымкритерием дифференциации продукта. Один магазин может придавать особое значениекачеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют покупки и отнесут их кмашине покупателя. Конкурент в лице большого розничного магазина можетпродавать товары по более низким ценам, но зато предоставлять покупателям самимупаковывать и переносить свои покупки. Обходительность сотрудников магазина,репутация фирмы в части обслуживания покупателей и обмена ее продуктов, наличиекредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
3. Продукты также могут быть дифференцированы на основеразмещения и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешноконкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то что ассортимент продуктовв последних намного шире. Владельцы небольших продовольственных магазинов икиосков располагают их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах.Нередко такие торговые точки открыты 24 часа в сутки.
4. Дифференциация может являться и результатом мнимыхразличий, созданных с помощью рекламы, упаковки и использования торговых знакови торговых марок. Например, когда та или иная марка продукции связывается сименем какой-либо знаменитости. Классический пример дифференциации продукта —аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, ноцена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколькораз дороже, чем менее известных производителей, в значительной мере благодарярекламе: компания «Байер» сумела убедить потребителей, что ее аспирин самыйэффективный.
Таким образом, на сегодняшний день на рынкемонополистической конкуренции важно не столько количество продавцов, сколькодифференциация продукта: наделение продукта конкурентными преимуществами,грамотное позиционирование, реклама.
Следует отметить, что в отраслях, где присутствует монополистическаяконкуренция, стремление к безубыточности является общей тенденцией. Вреальности многие предприятия могут получать экономическую прибыль в течениедостаточно длительного периода, например, потому, что некоторые продуктыконкурентам трудно воспроизвести, либо благодаря наличию патента, дающегодолговременное преимущество перед конкурентами, а также высокой степени дифференциациипродукта и его совершенствованию на основе специализации и комбинированияпроизводства.
Эффективность функционирования отрасли монополистическойконкуренции многие российские исследователи оценивают с позиции экономическойэффективности.
Как известно, экономическая эффективность требуеттройного равенства — цены, предельных издержек и средних издержек. Равенствоцены и предельных издержек необходимо для оптимального использования ресурсов.Равенство цены и минимальных средних валовых издержек предполагает высокуюпроизводственную эффективность, использование наиболее эффективной или наименеезатратной технологии. Данное равенство означает, что потребители получатнаибольший объем продукции по самой низкой цене, какую будут допускатьсуществующие издержки.
В отрасли монополистической конкуренции по большей частине достигаются ни оптимальное использование ресурсов, ни производственнаяэффективность. Поскольку цена превышает предельные издержки и минимальныесредние валовые издержки, то ресурсы недоиспользованы и потребитель не получаетпродукт по наименьшей цене. В результате возникают недогрузка мощностей ипревышающие конкурентный уровень цены, которые являются издержкамимонополистической конкуренции. «Жертвами» этих издержек в конечном итоге становятсяпотребители продукции[15].
На сегодняшний день потребительский сектор — один изнаиболее динамично развивающихся сегментов российской экономики. Основныетенденции развития сектора розничной торговли на среднесрочную перспективуможно свести[16]:
1) региональной экспансии;
2) увеличению доли сектора непродовольственных товаров вструктуре оборота розничной торговли;
3) дальнейшей консолидации рынка;
4) сохранению интереса международных игроков кроссийскому рынку розничной торговли;
5) увеличению доли современных форматов торговли.
Согласно международному индексу развития розничнойторговли, Россия в последние годы неизменно находится в числе лидеров. Так, в2007 году РФ заняла 2-е место в рейтинге, уступив лишь Индии (табл. 1), причемпоказатель «привлекательность рынка» России был лучшим в первой пятеркерейтинга.
Таблица 1
Рейтинг привлекательности рынков разных стран[17]Страна Регион Страновой риск (Countr y risk) Рыночная привлекательность (Market attractiveness) Рыночное насыщение (Market saturation) Временной лимит для входа на рынок (Time pressure) Общее количество баллов (GRDI score) 25 % 25 % 30 % 20 % Индия Азия 55 31 89 76 100 Россия Восточная Европа 43 59 53 90 85 Вьетнам Азия 43 24 87 81 84 Украина Восточная Европа 42 37 76 81 83 Китай Азия 58 40 57 86 82 Чили Америка 67 57 47 48 71 Латвия Восточная Европа 58 50 31 88 69 Словения Восточная Европа 78 52 25 70 68 Ховартия Восточная Европа 57 51 28 91 67 Турция Средиземноморье 46 59 64 40 66
За последние 7 лет оборот розничной торговли в нашейстране увеличился до 13919,5 млн руб. (по состоянию на 2008 год), среднийгодовой темп роста составил 25 % (СAGR 2000–2008 = 25 %). Прогнозируется егоснижение до 11 %. В результате розничные продажи в 2015 году достигнутпоказателя 915,48 млрд долларов, что превысит уровень 2008 года почти в 3 раза.
Региональная структура российского потребительскогосектора асимметрична — наиболее развита в Центральном регионе и Москве, гдевыше показатели плотности населения и реальных доходов граждан, чем в целом постране. Вклад Центрального округа в общие розничные продажи составляет 33 %(см.таблицу в приложении 1). Однако в последние годы наблюдается тенденцияснижения доли Центрального округа в общем обороте розничной торговли.Российский ритейл вошел в стадию активной региональной экспансии, что выглядитсовершенно естественно, так как, во-первых, темпы роста доходов в регионахопережают темпы роста в Москве, а, во-вторых, для удержания доли рынка сетевымритейлерам требуется постоянно расширять торговые площади и, наконец, врегионах пока уровень конкуренции не очень высок.
К 2015 г. ожидается следующая структура рынка розничнойторговли, представленная на рисунке 1.
/>
Рис. 2. Розничные продажи по регионам. Прогноз на 2015год[18]: 1 —Центральный федеральный округ, 30 %; 2 — Северо-Западный федеральный округ, 10%; 3 — Южный федеральный округ, 13 %;4 — Приволжский федеральный округ, 18 %; 5— Уральский федеральный округ, 11 %; 6 — Сибирский федеральный округ, 13 %; 7 —Дальневосточный федеральный округ, 5 %

Ожидается, что в 2007–2015 годах розничные продажи врегионах будут расти опережающими темпами. Так, уже в 2008 году наибольшиетемпы роста розничной торговли можно отметить в Уральском, Центральном(исключая Москву) и Приволжском федеральных округах.
В настоящее время в России представлены все форматысовременной торговли: гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома (conveniencestore) и дискаунтеры (мягкие/жесткие). В России темпы роста современныхформатов торговли существенно выше, чем в странах Восточной Европы. Однакочисло торговых точек современного формата в расчете на миллион жителейзначительно меньше. Так, по данным ACNielsen, в 2008 году количество торговыхточек современного формата в Чехии составляло 1320 (то есть 129 торговых точекна 1 млн жителей), в Хорватии — 377 (86 точек на 1 млн), в Польше — 3109 (80),в Словакии — 368 (68), а в России — 2716 (что соответствует 19 магазинам на 1млн населения). Поэтому потенциал развития организованной торговли достаточновысок.
Характеристика магазинов современного форматапредставлена в табл. 2.
Таблица 2
Основные параметры магазинов современного формата[19]Параметр Дискаунтер Магазин у дома Супермаркет Гипермаркет Целевая аудитория низкий достаток средний остаток средний/высокий достаток широкий круг Средняя площадь, кв. м 300–1000 700–1200 1000–4000 5000–18 000 Ассортимент, SCUs 2000–4000 до 5000 5000–20 000 15 000–60 000 Доля непродовольственных товаров, % 10 10 –15 15–20 20–40 Средний чек, долл. 3–7 5–8 10 –15 > 20
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
монополистическая конкуренция широко представлена вроссийской экономике;
на сегодняшний день на рынке монополистическойконкуренции важно не столько количество продавцов, сколько дифференциацияпродукта: наделение продукта конкурентными преимуществами, грамотноепозиционирование, реклама.
в отрасли монополистической конкуренции по большей частине достигаются ни оптимальное использование ресурсов, ни производственнаяэффективность;
мы рассмотрели рынок розничной торговли, который являетсянаиболее ярким представителем монополистической конкуренции. Можно сказать, чторынок насыщен, но имеет потенциал роста.

Заключение
На основании проведенного курсового исследования можносделать следующие выводы.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспектыкатегории «конкуренция». Во-первых, конкуренция – это соперничество междуучастниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажитоваров. Во-вторых, существуют различные виды конкуренции. Наиболее частовстречаемая классификация – это совершенная и несовершенная конкуренция.Совершенная конкуренция – это свободное соперничество многочисленныхпроизводителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцытакого количества товаров, которое существенно влияет на их цену. Существуютследующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия,монополистическая конкуренция и олигополия. В-третьих, существуют различныеметоды конкурентной борьбы: силовые, ценовые, неценовые.
Во второй главе мы подробнее остановились намонополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция характерна длярынков товаров народного потребления, бытовой химии, парфюмерии, одежды и т.д.вообще, Монополистическая конкуренция – это такая рыночная ситуация, когдасравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, нодифференцированную продукцию. В условиях монополистической конкуренции получаютразвитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качествопродукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. В условияхмонополистической конкуренции фирмы не имеют долгосрочной прибыли, за правоналичия монопольной власти они платят избыточными мощностями.
В третьей главе, мы рассмотрели формы дифференциациитоваров. Также мы провели анализ рынка розничной торговли, поскольку розничнаяторговля считается ярким примером монополистической конкуренции и наиболеединамично развивающимся сектором экономики.
Проведенный анализ показал, что структура рынканеравномерна распределена по окрунам. Наибольшее присутсвие фирм в Центральномокруге и Москве. Однако ожидается, что в 2009–2015 годах розничные продажи врегионах будут расти опережающими темпами.
Основные тенденции развития сектора розничной торговли насреднесрочную перспективу можно свести к следующим моментам: региональнойэкспансии; увеличению доли сектора непродовольственных товаров в структуреоборота розничной торговли; дальнейшей консолидации рынка; сохранению интересамеждународных игроков к российскому рынку розничной торговли; увеличению долисовременных форматов торговли.
Таким образом, можно говорить о том, чтомонополистическая конкуренция как альтернатива олигополиям, монополиям имеетбольшой потенциал. С развитием монополистической конкуренции можно ожидать росткачества и конкурентоспособности продукции.

Список использованной литературы
1.        Залозная Г.М. Повышение конкуренции российской экономики // Современнаяконкуренция. – 2008. – № 5. – С.12-16.
2.        Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
3.        Копылов М. Конкурентная политика и конкурентная среда в РФ //Современная конкуренция. – 2009. – №5. – С.14-18.
4.        Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович,М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
5.        Курс экономичесткой теории / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров: «АСА», 2007. – 848 с.
6.        Лукьянов С. Входные барьеры: важнейший инструмент политики ограниченияконкуренции на российских рынках // Современная конкуренция. – 2009. – № 1.
7.        Лымарь Е.Н. Особенности рынков монополистической конкуренции врегиональном аспекте // Вестник Челябинского университета. – 2009. – №2. –С.71-76.
8.        Максимов С.В. На страже честной конкуренции // Современная конкуренция.– 2009. – №5. – С.70-81.
9.        Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Обществои экономика. – 2009. – № 4/5.
10.     Николаева Л.А., Черная И.П.Экономическая теория: учебник. – М.: КНОРУС,2006.
11.     Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.:Эксмо, 2008. – 448 с.
12.     Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина,А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
13.     Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.