Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Уральский ГосударственныйЭкономический Университет
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
Кафедра Национальной экономики
(название кафедры, на которуюпередается работа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Национальная экономика
На тему: Современное состояние иперспективы развития оптовой торговли
Екатеринбург
2010 год
Содержание
1. Оптовая торговля: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
2. Тенденции развития оптовой торговли
3. Перспективы развития оптовой торговли
Список литературы
1. Оптовая торговля: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Оптоваяторговля — совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупнымипартиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям илиорганизациям-потребителям.
Наиболееяркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарныеи фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки.Отличительной особенностью этих организаций является рыночный характер ихдеятельности: моральная и материальная ответственность за итоги коммерческойдеятельности, независимость, свободный выбор партнеров, полная финансоваяответственность.
По структуреоптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговлясырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.
Оптоваяторговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлюсредствами производства, продовольственными товарами без переработки,осуществляет торговые связи с производством.
Оптовая торговляоптовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в томчисле продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствамипроизводства; осуществляет торговые связи с потребителями.
Оптоваяторговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемыхоптово-посредническим звеном, как с производством, так и с потреблением. Онаявляется важнейшим опосредованным звеном между сферами производства ипотребления в процессе воспроизводства.
Основнымизадачами оптовых предприятий являются:
· поискпоставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей, а принеобходимости размещение заказов на предприятиях-товаропроизводителях всоответствии с покупательским спросом по ассортименту, количеству и качеству;
· закупкатоваров у производителей, их доставка и хранение;
· формированиеторгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
· проведениемаркетинговых исследований для производителей товаров и розничных предприятий стекущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения напродукцию производственно-технического назначения и товары народногопотребления;
· внедрениесовременных и прогрессивных методов оптовой торговли;
информационноеи консалтинговое обслуживание;
· обеспечениемаксимально возможной совокупной экономии за счет снижения уровня издержекобращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.
Оптовая торговляпредшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят всферу личного потребления, они либо поступают в производственное потребление,либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Оптоваяторговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участникамиакта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах, большими партиямитоваров.
Оптовая торговля занимает важноеместо в экономике рыночных государств, так как имеет ряд преимуществ дляпроизводителей:
а) поставляет товары безсущественного изменения их внешнего вида – переработчикам, агентам по перепродажеи крупным потребителям;
б) разгружает органысбыта производителя, так как нет необходимости оформлять множеством накладных,счетов, бухгалтерских документов и писем и другую документацию;
в) снижаются затраты,связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества мелкихрозничных торговцев, поставки осуществляются в адрес небольшого перечня крупныхоптовых торговцев.
Такимобразом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажитоваров производственными и торговыми предприятиями, а также посредникамидругим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населениюили для производственного потребления.
Внастоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная,когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечномупокупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляетсянепосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи являетсяоптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общемобъеме товарооборота торговых баз наибольший удельный вес приходится на долюскладского товарооборота.
Специализацияоптовой торговли на выполнении контрактной функции обеспечивает значительнуюэкономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. Врезультате покупатель, то есть розничная торговля экономит время, так какосвобождается от закупок у множества производителей, снижает материальныезатраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.
Оптовыепредприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чемусовершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортнойфункции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий врозничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.
Оптовыеторговые предприятия различают по месту и роли в процессе товародвижения;существуют предприятия, расположенные в районах производства, на которыхконцентрируются товары конкретной группы, выпускаемые мелкими и среднимипредприятиями конкретной отрасли (обувной или текстильной промышленности ит.д.); в районах потребления располагаются предприятия, которые обязаныобеспечить жителей региона (края или области) широким ассортиментомпотребительских товаров.
По масштабамдеятельности оптовые предприятия делят на предприятия общенационального(федерального) и регионального уровня. Оптовые предприятия общенациональногоуровня реализуют товары по всей территории страны и обеспечивают федеральныенужды. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям повсей территории страны.
По товарнойспециализации оптовые предприятия делят на специализированные и универсальные.
Специализированныеоптовые предприятия осуществляют закупку и продажу розничным предприятиям(другим оптовым предприятиям) товаров какой-либо одной товарной группы илинескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствамии назначением, например: одежда, текстильные товары, обувь, галантерейные товары,культтовары, хозяйственные товары, бакалейные товары, строительные материалы.
Универсальныеоптовые предприятия представляют к продаже предприятиям розничной торговлиуниверсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чащевсего используются в сельской местности.
Появление крупныхторговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщикахпродукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов,которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массойпредприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортименттаких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкогоассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет экономитьна затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямойконтакт с огромной массой производителей различных видов продукции иконкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощнымсредством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционныхи транспортных издержек.
Оптовая торговля занимает одно из ведущих мест в Общероссийскомклассификаторе видов экономической деятельности.Ей посвящен целыйраздел G, код — 51, где она подразделяется на: организации, осуществляющие оптовую торговлю, включаяторговлю через агентов (за вознаграждение или на договорной основе);сельскохозяйственным сырьем и живыми животными; пищевыми продуктами, включаянапитки, и табачными изделиями; непродовольственными потребительскими товарами; несельскохозяйственнымипромежуточными продуктами, отходами и ломом, топливом, машинами и оборудованием.
2. Тенденцииразвития оптовой торговли
Развитиеоптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главныхпоказателей зрелости рынка.
/>
Рис. 1. Этапы развития оптовой торговли
В своем развитии сектороптовой торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее времяроссийский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадиироста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства,розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственныеподразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового секторабудут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистическихуслугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевымассортиментом или удаленными территориями.
На данном этапегосударственное регулирование сектора оптовой торговли практически отсутствует,рынок представлен большим количеством компаний, ни одна из которых не являетсяявным лидером.
Сектор торговли РФ впоследние годы демонстрировал активный рост
С 2003 по 2008 годывыручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальныхпредпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста, которыйсоставил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства ираспределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпыроста которых составили 10,9%, 8,3% 7,4%.
/>
/>Рис. 2. Темпыроста выручки организаций отраслей и секторов экономики РФ
Общее количествохозяйствующих субъектов сектора торговли в 2008 году достигло 2 082 тыс.единиц. Вклад сектора экономики в ВВП РФ так же оставался достаточностабильным на протяжении последних лет и в 2008 году составил около 21%.При этом занятость в отрасли торговли увеличивалась с 9,9 млн. человек в 2002году до 12,1 млн. человек в 2008 году.
Таблица 1.
ЧИСЛО ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙТОРГОВЛИ на 1 января 2010 года
Всего
из них
СправочноВсего на 1 января 2009г.
коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринима-тельства
субъекты малого и среднего предпринимательства
средние предпри-ятия
малые предпри-ятия
микро-предприятия
А
1
2
3
4
5
6 Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 560,5 22,6 4,4 35,2 489,3 417,3 из них осуществляющие оптовую торговлю: через агентов (за вознаграждение или на договорной основе) 68,6 3,1 0,4 3,6 60,3 54,3 сельскохозяйственным сырьем и живыми животными 13,9 0,5 0,1 0,8 11,7 10,0 пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями 63,7 3,2 1,0 5,7 52,7 47,5 непродовольственными потребительскими товарами 99,1 4,7 0,7 5,9 86,3 70,9 несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом 114,9 4,0 0,9 8,1 99,5 83,8 из нее топливом 16,7 0,9 0,3 1,8 13,4 12,6 машинами и оборудованием 55,7 2,3 0,4 3,8 48,4 41,7 прочую 142,9 4,7 0,9 7,3 128,7 107,6
За последние годыпроизошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенноснизилась и продолжает снижаться доля бывших государственныхоптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новыхпосреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутреннихфирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов.
/>
Структура оптовойторговли на 2010 год более или мене однородна, с некоторым доминированием трехосновных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продажнепродовольственных товаров, порядка 18% — за счет продажинесельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% — за счет продовольственныхтоваров.
Основной показатель хозяйственнойдеятельности организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляетсобой продажу товаров народного потребления и производственного назначения дляпоследующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителейи экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производствав сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.
Таблица 2.
Оборот оптовойторговли по Российской Федерации.
(в фактическидействовавших ценах)
Годы
Оборот оптовой
торговли (млрд. руб.)
Темп роста (млрд. руб.)
Темп прироста
(%)
Структурный сдвиг, по отношению к 2004г.(%) 2004 11 422,9 * * * 2005 15 626,0 4 203,10 36,8 36,8 2006 19 921,8 4 295,80 27,5 74,4 2007 24 015,6 4 093,80 20,5 110,2 2008 31 136,4 7 120,80 29,7 172,6 2009 28 072,9 — 3 063,50 -9,8 145,8
./>
Рис. 3 Динамика объемовоптового оборота за 2004-2009 г.г. в целом по Российской Федерации
Анализ таблицы 2 и рисунка3 показывает стремительный рост объемов оборотаоптовой торговли, который достиг в 2008 г. 31 136 млрд. руб., так, в 2008году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодноувеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризисапостигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили28 072 млр. руб.
Из анализа текущего состояния сектораторговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности длядальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционнойпривлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличениемобщего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов,увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговымикомпаниями, развитием удаленных каналов продаж.
Реализация этих возможностей приведет кбольшому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны:росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической иценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле,росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, ростуналоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условийхранения, транспортировки и продажи товаров и др.
Успешной реализации этих возможностейможет помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли вРоссии:
· Чрезмерноерегулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговойдеятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательноедля достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности дляпотребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные,для предпринимателей.
· Недостатоквнимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговойдеятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например,Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч.,опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только снормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой.Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупныхи относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений вдеятельности последних в среднем значительно больше.
· Злоупотреблениеполномочиями Злоупотреблениеместными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий дляразвития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность вбизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягиваявыдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.
· Проблемы,связанные с недостаточностью инфраструктуры.Одной из наиболее острых проблем,препятствующих развитию сектора торговли в РФ, является недостаточно развитаяинфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не толькобазовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговыеобъекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектораторговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистическихкомпаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих илицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке,образовательных учреждений.
3. Перспективы развития оптовой торговли
Исходя из анализа проблемстоящих перед сектором торговли в РФ, можно сформулировать 7 ключевых задачстратегии:
· Повышениеэффективности регулирования сектора торговли
· Развитиеинфраструктуры торговли
· Стимулированиеразвития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
· Снижениекадрового дефицита в торговле
· Обеспечениенеобходимого уровня конкуренции
· Поддержкаразвития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей
· Стимулированиеразвития удаленных каналов продаж/>Сценарииразвития торговли и действия органов государственной власти при реализациивозможных сценариев
Для определения сценариевразвития торговли использовался документ Министерства Экономического РазвитияРоссийской Федерации от октября 2009 г. «Сценарные условия функционированияэкономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФна 2010 год и плановый период 2011 и 2012 года». Для временного периода 2012 –2020 года применяется прогноз из Концепции долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 годаот ноября 2008 года.
Построенная модельпрогнозирования базируется на входных данных, основанных на трех сценарияхразвития экономики РФ: инерционном, энерго-сырьевом и инновационном.
В инерционномсценарии (Таблица 3)ожидается стагнация экономики вследствие сжатия государственного спроса по мерезавершения антикризисных программ, продолжающаяся стагнация банковскогокредитования вплоть до 2011 — 2012 годов при невысоком уровне инвестрования винфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов индекс ростаВВП к предыдущему году составит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году, 103,1%в 2012 году.
Таблица 3.
Прогноз реализацииСтратегии для инерционного сценария развития экономики в текущих ценахПараметр 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2020 Вклад сектора в ВВП, % 21,50% 21,40% 21,20% 21,10% 21,00% 20,90% 20,20% Торговый оборот, всего, трлн. руб. 48,7 53,5 58,9 65 71,9 79,5 111,7 Оборот розничной торговли, трлн. руб. 14,6 16,1 17,7 19,8 22,2 24,8 36,1 Оборот оптовой торговли, трлн. руб. 34,1 37,5 41,2 45,2 49,7 54,6 75,7 Занятость, млн. чел. 11 10,7 10,6 10,6 10,6 10,6 10,3
Энерго-сырьевойсценарий (Таблица 4) подразумевает оживление в экономике вследствие ростареального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособностибизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительскогоспроса, так и модернизации предприятий. В 2011 — 2012 годах реализуетсякомплекс программ и преобразований, направленных на значительное повышениеэффективности здравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитиетранспортной инфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетныхучреждений после 2010 года предполагается повышение уровня заработной платы вбюджетном секторе пропорционально инфляции. Индекс роста ВВП составит 101,6% в2010 году, 103,0% и 104,3% в последующие годы.
Таблица 4
Прогноз реализацииСтратегии для энерго-сырьевого сценария развития экономики в текущих ценахПараметр 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2020 Вклад сектора в ВВП, % 21,50% 21,40% 21,00% 20,80% 20,50% 20,30% 18,10% Торговый оборот, всего, трлн. руб. 49,2 54,8 60,7 67,6 75,5 84,2 124,1 Оборот розничной торговли, трлн. руб. 14,8 16,5 18,4 20,7 23,4 26,4 40 Оборот оптовой торговли, трлн. руб. 34,4 38,2 42,3 46,9 52,1 57,8 84,1 Занятость, млн. чел. 11,1 11 10,9 11,1 11,2 11,3 11,4
Инновационныйсценарий (Таблица 5)предполагает оживление экономики, ведомое ростом цен на нефть и болееинтенсивным оживлением мировой экономике. Сценарий также предполагает умереннорастущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков ипрофессиональных агентств.
Таблица 5.
Прогноз реализацииСтратегии для инновационного сценарии развития экономики в текущих ценахПараметр 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2020 Вклад сектора в ВВП, % 21,60% 21,50% 21,20% 21,10% 20,90% 20,60% 19,10% Торговый оборот, всего, трлн. руб. 50,4 58,3 66,7 76,2 87,2 100 163,5 Оборот розничной торговли, трлн. руб. 15,1 17,6 20,2 23,4 27,1 31,5 53 Оборот оптовой торговли, трлн. руб. 35,2 40,8 46,5 52,8 60,1 68,5 110,5 Занятость, млн. чел. 11,3 11,3 11,3 11,6 11,8 12 12,9
Социально-экономическиепоследствия реализации Стратегии
В целом, по результатамреализации мероприятий, предусмотренных данной Стратегией с целью увеличенияэффективности российского сектора внутренней торговли, вне зависимости отсценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенногороста оборота, занятости и эффективности, как в самом секторе торговли, так и всопряженных секторах, а также значительного повышения качества жизни населения:
· Рост оборотасектора торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли. Доля продаж, приходящаяся насовременные форматы, возрастет с 35% до 55% к 2015 году и до 70% к 2020 г.Оборот сектора торговли увеличится с 46,1 до 79,5– 100,0 трлн. руб. в текущихценах к 2015 году (111,7 – 163,5 трлн. руб. к 2020 году).
· Ростналоговых поступлений. Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговыепоступления сектора в бюджеты всех уровней РФ – совокупные налоговыепоступления возрастут с 751 до 1 700 – 2 141млрд. руб. в текущих ценах к 2015году (2 281 – 3 340 млрд. руб. к 2020 году).
· Усилениеконсолидации сектора, повышение его прозрачности и вклада в экономику. В совокупности, экономику РФ ожидаетсущественный рост поступающих налоговых платежей и ВВП. Так, совокупный вкладсектора торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году.
Список литературы
1. Брагина Л.А.Данько Г.П. «Экономика торгового предприятия», Москва
1996г.
2. Раицкий К.А.Гребнев А.И. «Экономика предприятия», Москва 1999 г.
3. СборникФедеральной службы государственной статистики
на сайте www.gks.ru/
4. Сайт МинпромторгРоссии www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9
Проект «Стратегия развития торговлив Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года», МоскваМарт, 2010 год