Реферат по предмету "Экономика"


Совокупный спрос: компоненты и факторы, действующие в Республике Беларусь

Введение
Изучение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенностиявляется важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны.Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучениямакроэкономического равновесия рынка благ, условий его установления инарушения.
Объемнационального производства, уровни занятости и цен в экономике обусловленырезультатами взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.Несмотря на важность показателя совокупного предложения, все же совокупныйспрос – более важное понятие, о чем свидетельствует находящийся в разгаремировой финансово-экономический кризис. Именно падение спроса и егостимулирование через государственные расходы – сегодня основные тенденции вмире.
Проблемасовокупного спроса исследовалась многими экономическими школами, в том числекейнсианской и монетаристской. Одни говорят о том, что спрос порождаетпредложение, другие – наоборот. В любом случае понятия не существуют отдельно.
ДляРеспублики Беларусь проблема совокупного спроса является не менее актуальной,чем для других стран. На протяжении 2000–2008 г. в Республике Беларусьнаблюдался бурный экономический рост, что не удивительно, учитывая огромныйрынок сбыта РФ, и российские субсидии. Учитывая, что ВВП может считатьсясовокупным спросом, можно говорить о росте совокупного спроса также. При этомросли все статьи: потребительские расходы, инвестиционные расходы и т.д.
Однако,2009 г. показал, что, несмотря на отсутствие фондового рынка, странаподвергнута кризису. В чем же причины? Эта проблема будет раскрыта в ходенаписания данной курсовой работы.
Цельданной курсовой работы – отразить важность совокупного спроса и его показателив РБ.
Задачамиявляются:
1.        Отразить сущность и структуру совокупного спроса.
2.        Охарактеризовать факторы совокупного спроса
3.        Выявить факторы, действующие на совокупный спрос в РБ.

1.        Совокупныйспрос: сущность, элементы и факторы
1.1Сущность и структура совокупного спроса
Содержание совокупного спроса. Одним изважнейших проявлений общего равновесия в национальной экономике выступаетдостижение сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения, т.е.равенства денежных и материальных потоков.
Из курса «Микроэкономика» известно, чтопредставляет из себя спрос, а также индивидуальный и рыночный спрос. В данномслучае мы выделяем новое понятие – совокупный спрос (AD – aggregate demand) В чем его отличие?
Прежде всего, не следует представлятьсовокупный спрос как сумму индивидуальных спросов. Объективной основой индивидуального спросавыступает предельнаяполезность (субъективная ценность).
В отличие от этого объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы.
В формировании совокупного спросапринимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики:
а) сектор домашних хозяйств;
б) сектор бизнеса;
в) государство;
г) сектор «заграница» или внешний мир (впределах чистого экспорта).
Поэтому совокупный спрос – это агрегированныйспрос со стороны всех субъектов макроэкономики на блага отечественногопроизводства
Теперь о потребностях общества. Чтобы ихудовлетворить в условиях платности экономических благ, необходимы денежныесредства.
Поэтому совокупный спрос выступает какпотребности агрегированных субъектов рыночных отношений, представленные вденежной форме.
Совокупный спрос всегда ограничен темиреальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать дляудовлетворения потребностей.
Поэтому (3) совокупный спрос представляет собойсумму денежных расходов на конечные товары, произведенных в национальнойэкономике.
Совокупный спрос состоит из:
1) потребительскогоспроса домашниххозяйств на товары и услуги (за минусом расходов, связанных со строительствомжилья);
2) инвестиционногоспроса;
3) государственныхзакупок товаров иуслуг, в которые входят и государственные инвестиционные программы,строительство жилья и дорог;
4) заграничного спроса на отечественные товары со стороны иностранцев(чистый экспорт).
При этом в реальной действительностиодни компоненты совокупного спроса способны быстро изменяться (инвестиции,государственные расходы), другие – относительно стабильны и медленно изменяются(потребительские расходы). [6, с. 449]
Спрос домашних хозяйств. Спрос домашних хозяйствдоминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечногосовокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйствна рынке благ:
1)доход отучастия в производстве,
2)налоги итрансфертные платежи,
3)размеримущества,
4)доход симущества,
5)степеньдифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
6)численностьнаселения.
Два первых фактора объединяются в понятие«располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогеннымипараметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным,можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ,которая называется «функцией потребления».
Инвестиционный спрос. Подинвестиционным спросом понимается спрос предпринимателей на блага для:
1) восстановления изношенного капитала;
2) увеличения реального капитала.
Соответственно общий объем инвестиций делится на реновационные ичистые инвестиции. Если в некотором периоде общий объем инвестиции меньшевеличины обесценения капитала (амортизации), то чистые инвестиции оказываютсяотрицательной величиной.
Спрос на инвестиции – самая изменчивая часть совокупного сброса наблага. Инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономическойконъюнктуры. С другой стороны, именно изменения объема инвестиций чаще всегоявляются причиной конъюнктурных колебаний.
Специфика воздействия инвестиций на экономическую конъюнктурусостоит в том, что в момент их осуществления возрастет спрос на блага, апредложение благ увеличится лишь через некоторое время, когда в действиевступят новые производственные мощности.
В зависимости от того, какие факторы определяют объем спроса наинвестиции, последние делятся на индуцированные и автономные.
Инвестиции называются индуцированными, если причиной их осуществленияявляется устойчивое увеличение спроса на блага.
Когда при полной загрузке производственных мощностей, используемыхс максимальной интенсивностью, возрастет спрос на блага, то на первых порахдополнительную продукцию можно произвести за счет более интенсивнойэксплуатации действующего оборудования. Но если повышенный спрос сохраняетсянадолго, то в интересах предпринимателей увеличить производственные мощности вцелях изготовления дополнительной продукции с наименьшими затратами.
Чтобы определить объем инвестиций, обеспечивающий необходимоерасширение производственной базы, нужно знать приростную капиталоемкостьпродукции (c) – показатель, характеризующий,сколько единиц дополнительного капитала требуется для производствадополнительной единицы продукции. Чтобы при данной приростной капиталоемкостиувеличить производство с уt-1 доytнеобходимы индуцированные инвестиции в размере:
 
Iин = c (yt– yt-1 )                                (1.1)
Таким образом, индуцированные инвестиции являются функцией отприроста национального дохода. Коэффициент приростной капиталоемкости называюттакже акселератором.
Если в текущем году размер национального дохода сокращается посравнению с предыдущим годом (у t, то индуцированныеинвестиции принимают отрицательное значение. Практически это означает, чтоиз-за сокращения производства предприниматели частично или полностью не восстанавливаютизношенный капитал. Отсюда следует, что объем отрицательных инвестиций не можетпревысить размер амортизации: Iин£-D.
Однако нередко предпринимателям оказывается выгодным делать инвестициии при фиксированном национальном доходе, т.е. при заданном совокупном спросе наблага. Это, прежде всего, инвестиции в новую технику и повышение качествапродукции.
Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличениянационального дохода, но их осуществление не является следствием ростанационального дохода, и поэтому они называются автономными.
Какие же факторы определяют размер автономных инвестиций?
На этот вопрос существуют два ответа: кейнсианский и неоклассический.
В основе кейнсианской версии лежит введённое Дж. Кейнсомпонятие предельной эффективности капитала. Инвестиции в отличии от текущих затратна производство дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются,а в течение ряда последующих периодов. Поэтому при сравнении инвестиционныхзатрат с получаемых от них результатами возникает проблема соизмеренияразновременных ценностных показателей, которая решается посредствомдисконтирования. Если нужно определить, чего стоит сегодня возможностьполучения некоторой суммы денег через t лет при отсутствии инфляции, тонужно эту сумму разделить на (1 + R)t, где R – дисконтнаяставка.
По своему существу дисконтная ставка представляет собой мерупредпочтения экономическим субъектом нынешней ценности будущей. Как правило,каждый индивидуум имеет свою дисконтную ставку такого рода. Если дисконтнаяставка некоторого субъекта меньше ставки процента, выплачиваемого пооблигациям, то данный субъект приобретает облигации. И наоборот, тот, ктопредпочитает возможности покупки облигаций хранение наличных денег, имеетдисконтную ставку, превышающую процент на облигации. [1, с. 153]
Пусть некоторый инвестиционный проект требует вложений К0в текущем периоде и обещает дать в следующих трех периодах соответственно П1,П2,П3чистого дохода. Тогдаинвестор сочтет данный проект экономически целесообразным, если
K0
При заданныхПi величина суммы ихдисконтированных значений зависит от величины R. То значение R,которое превращает неравенство (1.2) в равенство, называется предельнойэффективностью капитала (R*).
Когда инвестор имеет возможность выбирать между несколькими вариантамиинвестирования, он остановится на тех из них, у которых R* самаябольшая. Почему? Это легко понять, если R* рассматривать в качестве ставкиссудного процента, при которой инвестиционный проект можно осуществить за счетзаёмных средств и «остаться при своих», т.е. полностью возвратить кредит спроцентами из ожидаемых доходов. Очевидно, что те кредиты лучше, которые «окупаются»при более высокой ставке ссудного процента. Расположим все существующиеинвестиционные проекты по мере убывания их предельной эффективности, как этопредставлено на рис. 1.1.
/>/>R*
/> 
 

/>i2
/> 
 

/>i1/> /> /> /> /> /> /> /> />  
 

I II III IV V I
Рис. 1.1 Ранжирование инвестиционных проектов по ихпредельной эффективности
Тогда объём рационального инвестирования можно представить какубывающую функцию от предельной эффективности капитала: I=I (R*). Этуфункцию не следует интерпретировать таким образом, что объём инвестицийвозрастает по мере снижения R*. Речь идет лишь о том, что при наличии разноэффективныхвариантов капиталовложений инвестиционные средства целесообразно распределятьна основе ранжирования вариантов по их R*.
Кроме доходности вариантов капиталовложений инвестор долженучитывать степень риска каждого из них. Среди всех вариантов вложений есть одинсамый надежный – это покупка государственных облигаций. По ним всегда в сроквыплачиваются установленные проценты. Поэтому ставку процента погосударственным облигациям можно рассматривать в качестве нижнего предела R*для вложений в реальный капитал. При ставке i1 инвестициибудут сделаны в первые четыре варианта из представленных на рис. 1.1. Еслиже ставка процента возрастет до i2, то реализуются лишь двапервых проекта. В реальный капитал делаются вложения, если R*> i. Призаданной функции I (R*) объем инвестиций в производство тем больше, чемнижеi. Следовательно, функцию автономных инвестиций можно представитьформулой:
I a = I i (R* – i)                                   (1.3)
гдеIi — предельная склонность показывает, насколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на одинпункт.
Так выводится кейнсианская функция автономных инвестиций. Ееграфик изображен на рис. 1.2.
/>i
/>/>/>/>/>R*
a
R* – i/> /> /> /> /> /> /> /> /> />  

/>Di{
 
 
/> 

/>I
DI
Рис. 1.2 График функции автономных инвестиций

Другаяцепь логических рассуждений используется неоклассиками.
Предприниматели прибегают к инвестициям для того,чтобы довести объём имеющегося у них капитала до оптимальных размеров.Зависимость объёма инвестиций от размера функционирующего капитала можно представитьформулой:
 
Iat =b (K* – K t); 0
где Iat — объем автономных инвестиций в период t;
Kt-объём капитала существующий на начало периода t;
K* –оптимальный объём капитала,
b– коэффициент, характеризующий меру приближения существующегообъёма капитала к оптимальному за период t.
Оптимальным является такой размер капитала, который при существующейтехнологии обеспечивает максимальную прибыль. Из микроэкономики известно, чтоприбыль достигает максимума, когда предельная производительность капитала (r) равна предельным затратамего использования. В условиях совершенной конкуренции предельные затратыиспользования капитала слагаются из нормы амортизации (d), определяющей величинуизноса капитала, и ставки процента по финансовым активам (i), представляющейальтернативные затраты использования средств в качестве капитала. Следовательно,прибыль максимальна при r = d + i.
Пусть технология производства характеризуется производственнойфункцией Кобба – Дугласа:
 
y= KaN1-a.                                       (1.5)
Тогда

r= K1-aaN1-a= ay/ K,                             (1.6)
а условие максимизации прибыли
 
ay/ K= d+ i.                                   (1.7)
Следовательно,
 
K* = ay/ (d+ i).                               (1.8)
Наглядно процесс определения К* представлен на рис. 1.3.Если ставка процента снижается, то оптимальный размер капитала увеличивается. Еслипри данной ставке процента растёт предельная производительность капиталавследствие технического прогресса или большего применения труда (сдвиг кривой r вправо вверх), то К* тожеувеличивается, т.е. К* = К* (r+, i-) при заданной d.
/>r
/> 
 
 
 

/>/>/>i+d r1(k)
d r0(k)
/> 

K*0 K*1K
Рис. 1.3 Определение оптимального размера используемогофирмой капитала

Так как объём капитала, действующего на начало периода, задан, тоиз формулы (1.2) следует:
 
Iаt= Iаt(r+, i-)                                            (1.9)
Различия между кейнсианской и неоклассической функциями автономныхинвестиций проистекают из различий r и R*. Предельная производительность капитала (r) характеризует используемуютехнологию производства и в этом смысле является объективным параметром.Предельная эффективность капитала – категория субъективная. Хотя при заданныхзначениях Пi и К0в формуле 1.2) значение R* определяется однозначно, но сами значения Пi являются оценочными величинами;они основаны на ожиданиях инвестора относительно будущих цен, затрат и объёмовспроса. Поэтому при внешней схожести обеих рассмотренных функций в кейнсианскойконцепции решающим фактором при определении объёма инвестиций является пессимизмили оптимизм инвестора (значения показателя R*), а в неоклассических моделях при данной технике – ставкапроцента (i). Иначе говоря кейнсианская функция инвестиций имеет меньшуюэластичность по ставке процента, чем неоклассическая функция инвестиций. [8, с. 251]
Спрос государства. Дляполучения совокупного спроса на рынке благ осталось определить спросгосударства и заграницы.
Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе,для производства общественных благ и государственных инвестиций.
На фоне исторического развития рыночного хозяйства обнаруживаетсяярко выраженная тенденция к увеличению доли государства в валовом продукте(табл. 1.1).

Таблица 1.1 Рост доли государственных расходов в ВНП (ВВП) (в%) внекоторых промышленно развитых странах в 1880–1985 гг.Страна 1980* 1929* 1960** 1985** Франция 15 19 35 52 Германия 10 31 32 47 Япония 11 19 18 33 Швеция 6 8 31 65 Великобритания 10 24 32 48 США 8 10 28 37
Поскольку экономическая активность государства в отличие от хозяйственнойдеятельности частных секторов не имеет чётко выраженного критерияоптимальности, то трудно выделить главные факторы, однозначно определяющаяобъём государственных расходов. В связи с этим при макроэкономическоммоделировании G рассматривается как экзогенная величина. Государственный бюджетстраны утверждается парламентом, как правило, на год вперёд, и тем самымосновные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому функцияспроса государства на рынке благ имеет вид Gt= сonst. Кроме прямого воздействиягосударства на рынок благ через их покупку оно косвенно влияет на совокупныйспрос посредством налогов и займов (выпуска облигаций).
С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода,а следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операциигосударства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процентаи как следствие на инвестиционном спросе предпринимателей.
Спрос заграницы. Спросзаграницы на рынке благ некоторой страны зависит главным образом от соотношенияцен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют.Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена» (terms of trade).

q= P/ ePz                                                                   (1.10)
где P, Pz – уровни цен соответственно внутристраны и заграницы; e – обменный курс отечественной валюты(показывает, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностраннойвалюты).
Когда q растёт, тоговорят, что реальные условия обмена страны улучшаются, так как за единицуотечественного блага можно получить больше иностранных. Однако для заграницыэто означает подорожание товаров из данной страны, и экспорт последней припрочих равных условий сократится. На основе изложенного функцию спросазаграницы на рынке благ некоторой страны (или функцию экспорта этой страны)можно представить в виде
 
E= E0 +gq                             (1.11)
где Е0- величина экспорта,автономная от q, т.е.определяемая другими факторами;
g – предельная склонность к экспорту,характеризует реакцию экспорта на изменение q.
В дальнейшем примем, что q= const, т.е. величина Е выступает как экзогенный параметр.
Заграница не только покупает, но и продаёт блага на рынке даннойстраны. В моделях, предназначенных для определения условий достиженияравновесия в национальной экономике (внутреннего равновесия), в целях упрощенияпредполагается, что объём предложения заграницы на национальном рынке благсовершенно эластичен, т.е. при данном уровне цен заграница удовлетворяет любойобъём спроса жителей данной страны на импортные товары. Для упрощенияпринимается также, что импортируются только потребительские товары.
Объём спроса домашних хозяйств на импортные товары определяетсятеми же факторами, что объём спроса на отечественные блага. Поэтомукейнсианская функция импорта имеет вид
 
Z(y) = Zyy                                          (1.12)
где Zy- предельная склонность кпотреблению импортных благ, показывающая, насколько единиц увеличится спрос наимпорт при увеличении располагаемого дохода на единицу.
Эконометрические расчёты показали, что в 70-х гг. Импорт США характеризовалсяфункцией (в млрд. дол.): Z= – 103.0 + 0.32у, а импортФРГ – функцией (в млрд. марок): Z = -84.5 + 0.14у.
В соответствии с неоклассической концепцией импорт является убывающейфункцией от ставки процента: Z(i) = bi, где b – параметр, показывающий,на сколько единиц сократится импорт, если ставка процента возрастёт на одинпункт.
Таким образом, совокупный спрос объективно оценивается пофакторнымидоходами. Совокупный спрос складывается из расходов потребительского сектора,государственного сектора, инвестиционных расходов и объемов экспорта.
1.2 Факторысовокупного спроса
Среди факторов совокупного спросапринято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые
Ценовой фактор АО. Отличительной особенностью совокупногоспроса выступает то, что при его анализе цена не может быть выраженав виде цены на тот илииной товар (одежда, обувь, станки и т.п.). Поэтому приходится использоватьпонятие «уровня совокупной цены».
В качестве такого уровня чаще всегоиспользуется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на. конечную продукцию.
Следует отметить, что уровень цен влияетна объем совокупного спроса по трем основным направлениям. В итогевыделяются:
а) эффект богатства;
б) эффект процентной ставки;
в) эффект реального богатства. [6, с. 451]
Эффект реальногобогатства обнаруживаетсяв том, что с понижением уровня цен увеличивается покупательная способностьденежных доходов и сбережений, других финансовых активов. Т. е. появляетсявозможность увеличить объем платежеспособного спроса. Изменение благосостояниянепосредственно вызывает изменение потребительских расходов.
Для иллюстрации воспроизведем денежноеуравнение:
М х V = Р х Y                                  (1.13)
где М – количество денег, находящихся вобращении;
V – скорость оборота денег;
Р – уровень цен в национальной экономике;
Y – объем совокупного спроса или реальный(физический) объем ВВП.
В соответствии с данным уравнениемполучается, что объем совокупного спроса (закрытая экономика) прямопропорционален массе обернувшихся денег (или платежеспособному спросу) иобратно пропорционален уровню цен:
Y=M*V/P=AD                                  (1.14)
Примечание. Обратим внимание наситуацию, связанную с финансовыми активами. Предположим, домашние хозяйствавладеют ценными бумагами на сумму 1 млн. талеров. При снижении уровня цен в 2раза богатство, представленное в виде акций, также увеличится в 2 раза.Повышение реального богатства приведет к увеличению потребительского спроса,что и отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса АD.
Эффект процентнойставки показывает,что уровень цен влияет на объем производства и через процентную ставку.
Так, повышение уровня цен при неизменнойденежной массе повышает спрос на наличные деньги для совершения покупок. Этоуменьшает денежные ресурсы банковской системы и ведет к повышению процентнойставки (т.е. цены денег). Сокращение ресурсной базы и ее удорожаниеавтоматически ведет к удорожанию кредитных ресурсов, что сокращает размерыбанковского кредитования и объем выпуска.
Кроме того, повышение процентной ставкивслед за повышением уровня цен делает потребительский кредит менеепривлекательным для сектора домашних хозяйств. По этой причине сокращаетсяспрос населения на потребительские товары. А это вновь отрицательно влияет наобъем выпуска. В общем, получается, что более высокому уровню цен всегда будетсоответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.
Эффект импортныхзакупок возникает втом случае, когда на внутреннем национальном рынке у покупателя естьвозможность выбора между отечественными и импортными товарами.
Повышение цен на внутреннем рынке принеизменном обменном курсе приводит к тому, что внутренние цены увеличиваются, втом числе, и в долларовом эквиваленте. Это обстоятельство сдерживает экспорт.Одновременно, это же обстоятельство привлекает в страну импорт, у которого появляетсявозможность поставлять товары по более низким ценам, но получать больше выручкив долларовом эквиваленте. Уменьшение совокупного спроса на отечественные товарыи наращивание импорта ведет к сокращению объема реального ВВП.
Неценовыефакторы АБ. Это факторы, которые несвязаны с изменением уровня цен, но тем не менее могут столь же сильно влить наизменение совокупного спроса.
Первый неценовый фактор – изменениепотребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличение размерареального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера доходамогут привести к увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителеминфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижениюсовокупного спроса. Задолженность потребителей (покупки в кредит) такжеизменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителяможет заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а этоуменьшит объём совокупного спроса.
Второй фактор – инвестиционные расходы бизнеса.Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупногоспроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупногоспроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижениепроцентной ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новыхтехнологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощностипредприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращатьинвестиционные расходы).
И ещё два неценовых фактора влияют на изменениесовокупного спроса – государственные расходы (прямая зависимостьсовокупного спроса от данного фактора) на закупку готовых товаров и услуг и чистыйэкспорт. В последний входят доход зарубежных стран (прямая зависимость) икурсы иностранных валют (также прямая зависимость).

1.3      Криваясовокупного спроса и ее сдвиги
Для графического отражения степенизависимости величины совокупного спроса от ценового фактора будем использоватьизвестную нам двухсекторную модель «цена – объем». По вертикали откладываетсяуровень цен (Р), а по горизонтали – объем ВВП (Y).
Кривая совокупного спроса иллюстрируетизменение совокупного объема расходов сектора домашних хозяйств, бизнеса, правительства и заграницы привозможном уровне цен (см. рис. 1.5). [6,с. 451]
/>
Рис. 1.5 Кривая совокупного спроса и сдвигвправо
 
Кривая АD выступает какгеометрическое место точек, каждой из которых соответствует определеннаякомбинация объема выпуска и общего уровня цен в экономике.
Кривая совокупного спроса имеетотрицательный наклон. Получается, что чем ниже уровень цен, тем больший объемвыпуска продукции (Y)будет выкуплен при той же массе денежных средств.
Приведенное выше денежное уравнениеобъясняет причину отрицательного наклона кривой АD. Если скорость движения денег принять запостоянную величину, то получается, что чем выше уровень цен, тем меньшим реальным денежнымбогатством, илипокупательной силой, обладают потребители при фиксированном объеме денежногопредложения.
Сдвиг кривой АD. В данном случае речь идет о влиянии на совокупный спрос техфакторов, которые в состоянии сдвинуть кривую АD в ту или иную сторону, т.е. радикальноизменить экономические условия (см. выше рис. 6.3).
Улучшение условий для проявления совокупногоспроса сдвигает кривую АD вправо (увеличение объема), ухудшение – влево (сокращение объема).
К факторам сдвига кривой АD следует отнести все те важнейшие обстоятельства,которые оказывают прямое воздействие на компоненты совокупного спроса, в первуюочередь на объем потребления в секторе домашних хозяйств и инвестиционныерасходы.
Совокупный спрос находится под прямымвоздействием тех изменений, которые имеют место в экономической политике. К нимтрадиционно относятся денежное обращение, колебания валютного курса, государственныезакупки и налогообложение.
Например,приведенное выше денежное уравнение в качестве неценовых факторов сдвига кривойАD выделяет объем предложения денег (М) и скорость движения денег (V).Обернувшаяся денежная масса (М х V) определяет положение кривой совокупногоспроса по горизонтали, т.е. степень ее сдвига.
Следует отметить, что неценовые факторыоказывают на совокупный спрос не изолированное, а комплексное воздействие. Приэтом очень часто каждый фактор может по-разному влиять на формированиесовокупного спроса.
Так, изменение денежногопредложения вызывает нетолько сдвиг кривой АО по горизонтали, но и параметры ее наклона по вертикали.
Рост экспорта означает сдвиг кривой совокупного спросавправо, а его сокращение – влево со всеми вытекающими последствиями.Одновременно поступление валютной выручки и изменение объема совокупнойденежной массы изменяет угол наклона кривой АD.
Государственныезакупки стимулируютсовокупный спрос и обусловливают сдвиг кривой вправо. Но если бюджет дефицитен,а для его покрытия используются ценные бумаги, то изъятие денежных ресурсов сфинансового рынка таким методом повышает процентную ставку и тормозит частные инвестиции.Есть основание ожидать сокращение совокупного спроса и изменение наклона кривойАD.
Кривая совокупного» спроса АD реагирует на изменение экзогенных (внешних) факторов (например, насостояние производства в странах-партнерах), а также внутреннегоинвестиционного климата, характера и интенсивности диалога между бизнесом' игосударственной властью, бизнесом и профсоюзами.
Поэтому для оценки воздействия одного, атем более нескольких факторов сдвига кривой АО придется проводить комплексный анализ,выделяя кратковременный и долговременный периоды.

2. Совокупный спрос: факторы, действующие в РеспубликеБеларусь
Экономика Республики Беларусь в последние десятилетияпретерпевает кардинальные изменения, что естественно приводит к изменению всехмакроэкономических показателей, причем не только в стоимостных показателях, нои в структурных. В данной главе следует проанализировать факторы совокупногоспроса в Республике Беларусь и их динамику за важнейшие периоды экономики РБ. Вданной работе будет рассмотрено два периода: период быстрого экономическогороста (2001–2008 гг.) и кризисный (2009 – … гг). Для анализа используютсяданные Белстата.
Итак какие же основные факторы следует проанализировать.
Если исходить и структуры совокупного спроса, описаннойвыше, то следует выделить факторы домашних хозяйств, инвестиционный спрос, расходыгосударства, внешний сектор.
Очень сложно сказать, какой из секторов наиболее важный.
Наименее важным наверное является сектор домашних хозяйств,так как наш рынок нельзя характеризовать как очень емкий. Что касается другихсекторов, то сектор промышленности, предъявляющий инвестиционный спрос являетсявесьма важным в структуре совокупного спроса, так как внеоборотный фондэкономики истощен, и имеется тенденция к его обновлению. Государственный секторважен исходя из концепции развития самой экономики, так каксоциально-ориентированное хозяйство характеризуется высокими расходами.Экспортоориентированность, несмотря на тенденции импортозамещения,предопределяет важность внешнего сектора.
Итак, в целом следует проанализировать следующие показателиразвития экономики РБ:
1.        ВВП;
2.        Инфляция;
3.        Процентная ставка;
4.        Уровень инвестиций в ОФ;
5.        Уровень розничного товарооборота;
6.        Доходы населения в РБ;
7.        Объем экспорта (показатель внешнего долга)
8.        Уровень государственных расходов.
Прианализе данных показателей использовались данные Белстата.
Своего рода агрерированным показателемспроса является показатель ВВП.
На протяжении 2001–2008 года в РеспубликеБеларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рис. 2.1). По 2008 года объемноминального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 разапо сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005–2008 гг.среднегодовой темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данныепоказатели росли существенно выше среднемировых, а также показателей соседнихстран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6%, Украины – 2.1%,Казахстана – 3.1%, Польши – около 5.4%.
Необходимо отметить, что в четвертомквартале 2008 наблюдалось существенное замедление роста основных компонентовВВП Республики Беларусь. Это связано, в первую очередь, с ситуацией в мировой экономике.
/>
Рис. 2.1 ВВП Беларуси

В общем и целом, в условиях постояннорастущего внутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемыхресурсов, совокупное предложение также росло. Однако, здесь следуетподчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит онедостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и оченьсильно.
Одним из основных компонентов, влияющихна рост ВВП и, соответственно, совокупный спрос в Беларуси являются инвестициив основной капитал, строительство. В 2008 году совокупный объем инвестиций восновной капитал и строительство в Беларуси составил 16.7 млрд.$. (рис. 2.2)В реальном выражении данный показатель увеличился по сравнению 2007 годом на23.1%. По итогам 2008 года, показатель отношения объема инвестиций к номинальномуВВП в Республики Беларусь достиг 27.9% по сравнению с 17.8% в 2001 году.
/>

Рис. 2.2 Инвестиции в ОФ
Как известно, совокупное предложениенемыслимо без потребительского, инвестиционного спроса. В 2008 году размерсреднегодового номинального объема доходов на населения в Беларуси составил3582 $. В реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) прирост доходовсоставил 12%. (рис. 2.3)
Основными источниками формированияденежных доходов населения в 2008 году стали оплата труда и социальныетрансферты, которые в январе 2008 года составили 77,3% от общей суммы денежныхдоходов. (оплата труда работников – 57,1%; трансферты населению (пенсиипособия, стипендии). – 20,2%).
Необходимо отметить, что по требованиямМФВ, в связи с выделением кредита, в Беларуси введен мораторий на повышениезарплат и пенсий. Таким образом, в 2009 году рост реальных доходов существенноснизится, а с учетом девальвации в начале 2009 г. доходы в долларовомэквиваленте упали.
/>

Рис. 2.3 Доходы населения в РБ
Высокая динамика роста доходов населенияоказывала непосредственное влияние на объем розничного товарооборота вРеспублике в 2001–2008 гг. Так, по итогам 2008 года объем розничноготоварооборота через все каналы реализации составил 23.7 млрд.$ и увеличился вреальном выражении на 20.5% по сравнению 2007 годом (рис 2.4). В 2001–2008 годусовокупный розничный товарооборот в номинальном выражении увеличился в 4.55раза.
Тем не менее, в связи с замедлением ростадоходов населения и объемов потребительского кредитования, уже в 4-м квартале2008 года наблюдалось падение спроса, следовательно, замедление ростатоварооборота.
/>
Рис. 2.4 Розничный товарооборот
И наконец, ИПЦ находится также в связи синфляцией. По сути, для борьбы с инфляцией достаточно производить многокачественных, конкурентоспособных отечественных товаров. В условиях нулевойбезработицы только так возможно снизить инфляцию. В 2008 году рост ИПЦ вБеларуси составил 13.3% (декабрь к декабрю) и превысил показатели 2007 года(рис. 2.5). Однако, среднегодовой уровень инфляции достиг 14.8%, чтоявляется достаточно высоким показателем, оказывающим отрицательно влияние намакроэкономическую стабильность. Тенденция ускорения инфляции наблюдаетсявторой год подряд.
Это связано со следующими факто рами:
1.        Рост цен на поставляемыеэнергоносители;
2.        Рост цен импорта;
3.        Высокий темп роста доходовнаселения, опережающий рост производительности труда;
4.        Государственное регулированиецен.

/>
Рис. 2.5 Индекс потребительских ценв Беларуси
Расходы погосударственному бюджету характеризуют роль государства в формированиисовокупного спроса страны.
Так, расходы побюджету на 2006 г. и последующие представлены по новой функциональнойклассификации, особенностями которой являются: сокращение количества разделов(до 10) и подразделов функциональной классификации расходов с их четкойпривязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, отражениецелевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональнойклассификации по соответствующим отраслям (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Расходы государственного бюджета. Функциональнаяклассификация, млрд. р. 2006 год
9 месяцев
2007 года 2007 год
9 месяцев
2008 года
РАСХОДЫ (функциональная классификация)
37 256,2
31 526,0
47 626,8
43 042,6 1 Общегосударственные расходы 4 936,9 4 240,6 6 471,1 5 809,6 2 Национальная оборона 998,8 765,1 1 206,2 935,5 3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1 719,2 1 444,1 2 062,7 1 654,0 4 Национальная экономика 7 600,9 6 714,2 11 189,0 11 471,3 5 Охрана окружающей среды 460,3 289,4 537,8 343,2 6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 1 674,0 1 424,2 2 152,5 2 162,0 7 Здравоохранение 3 527,7 2 980,1 4 325,2 3 551,2 8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 918,8 748,9 1 120,4 975,8 9 Образование 4 788,4 3 836,0 5 547,3 4 674,3 10 Социальная политика 10 631,2 9 083,6 13 014,5 11 465,7
Учитывая экспортную направленностьэкономики Республики Беларусь, немаловажно проанализировать динамику экспортныхпоставок нашей страны. Исходя из рис можно сделать вывод, что в целом экспортпостоянно рос как в физическом, так и в стоимостном выражении. Однако, здесьесть свои особенности. Дело в том, что около половины и более приходилось наРФ, что ставило под угрозу безопасность экспорта РБ. Об этом будем написанониже.
/>
Рис. 2.7 Объемвнешней торговли РБ за 2000–2008 гг. [13]
На протяжении 8 лет до 2009 экономикастраны сумела выйти из кризиса и начала довольно быстро развиваться. Об этомсвидетельствуют вышеописанные показатели. Следует отметить, что данный рост былобеспечен не только повышением эффективности производства, улучшением качествамакроэкономической политики, но и общим глобальным ростом мировой экономики, атакже высоким ростом таких стран, как Россия, которая является главным торговымпартнером.
Если 2001–2008 гг. РБ показывала высокие темпы роста иулучшения качества жизни граждан, то 2009 г. внес свои коррективы.Кризисные явления начали проявляться еще в конце 2008 г., когда началивозникать проблемы со сбытом продукции за рубеж. Соответственно, возникдисбаланс по счету текущих операций и нарушился платежный баланс. Все этопривело к девальвации в январе 2009. Но с учетом высокого импортного промежуточногопотребления товары за границей не стали дешевле на размер девальвации, что былонегативным моментом для экспортоориентированных производителей.
Для анализа влияния кризиса на экономику РБ достаточно проанализироватьследующие показатели: ВВП, уровень инвестиций в основные фонды, сальдосведенного счета платежного баланса, ставка рефинансирования, индекспотребительских цен.
Первоначальное значение прироста ВВП за январь 2009 г.находилось на уровне 4,2%, затем показатель был пересмотрен сначала до +3,6%, азатем до +2,6%. В этой связи не исключен пересмотр темпов роста ВВП в последующиемесяцы. (рис 2.8)
Вместе с тем, за 1 кв. 2009 г. произошел резкий рост запасовготовой продукции промышленности. Фактически промышленность вместо адекватногоснижения объемов производства вслед за сокращением внутреннего и внешнего спросапродолжала производить и накапливать продукцию.

/>

Рис. 2.8 ВВП РБ (красным отмеченымесяца 2009 г.)
 
Касаемо инвестиций в основные фонды, даже в условиях проблем спривлечением внешнего финансирования прирост инвестиций в основной капиталпревышает 15% в начале 2009 г. (рис 2.9)
Это дает основания ожидать от экономики Беларуси более оптимистичнойдинамики в 2009 г., чем от других стран СНГ.
/>

Рис. 2.9 Инвестиции в основные фонды
 
С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежныхдоходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и вянваре-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.
Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине2008 г.
Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка(14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции. (рис. 2.10)
/>
Рис. 2.10 Ставка рефинансирования и ИПЦ
Что касается экспорта, то данный показатель за январь-сентябрь2009 г. упал на 42,3%, что сегодня является одной из основных проблембелорусской экономики. Недостаток валютной выручки делает курс рубля слабее,что отражается на увеличении инфляционного давления не только со стороныимпортных товаров, но и белорусских, где доля импортных комплектующихприсутствует. На фоне требования МВФ о жесткой денежно-кредитной политики,сокращении государственных расходов и неповышении заработных плат объем совокупногоспроса естественно сокращается.
Проблемы, описанные выше являются выражением того, как мировойфинансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако, проблема нетолько в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютной выручки дляподдержания валютного курса. Проблема заключается в структурной перестройкеэкономики, в повышении ее конкурентоспособности, приходу частного капитала ит.д.

/>3.Меры стимулирования совокупного спроса в Республике Беларусь
 
/>3.1Стимулирование совокупного спроса в переходный период
Длятого чтобы показать, каким образом совокупный спрос может стимулироваться состороны государства, следует прибегнуть к его взаимосвязи с экономическимростом. Как известно, ВВП может определяться как величина всех потребленных встране товаров и услуг. Соответственно при анализе роста ВВП, егостимулирования мы говорим и о стимулировании спроса.
Фактическини одной стране Центральной и Восточной Европы, а также Азии из известнойтрансформационной группы не удалось избежать значительного снижения объемовнационального производства. Это обстоятельство подтверждает объективнуюобусловленность кризисного спада в переходный период.
В большинстве стран кризисный спад составил примерно 20–30%от ВВП и продолжался 2–3 года. Завершился обновлением основного капитала,реорганизацией устаревших организационных структур и приватизацией государственнойсобственности.
В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 годаприрост ВВП впервые официально составил 3%. [6, с. 233]
Средиосновныхпричин разразившегося экономического кризиса следуетвыделить:
1) прямоенаследование от административно-командной экономики системного кризиса;
2) потери,связанные с преобразованиями, проводимыми в переходный период (так называемый трансформационный спадиз-за закрытия вредных производств, демилитаризацияпромышленности и т.п.);
3) усложнениесоциально-экономических условий переходного периода крыночной экономике вследствие разрыва прежних хозяйственных связей (в рамкахСССР, СЭВ);
4) обесценение вкладов населенияи снижение его платежеспособного спроса;
5) разногорода ошибки и просчеты, допущенные вэкономической политике.
Такимобразом, вследствие данных явлений естественно объем совокупного предложениярезко сократился.
Таковаструктура так называемого комплекса торможения, которыйобнаружился в переходный период. Особое место в нем занимает системный кризис.
Стаким кризисом Беларусь столкнулись на заключительном этапе существованияадминистративно-командной экономики. По сути дела системный кризис можнорассматривать как разновидность так называемого формационного кризиса.
Начальнаястадия переходного периода. Под воздействием комплекса внутренних и внешнихфакторов в начальной фазе переходного периода наблюдается резкий сдвиг кривой совокупного спроса влевои вверх, что сопровождается ростом цен и снижением покупательной способностидомашних хозяйств.
Одновременноимеет место сдвиг кривой совокупного предложения вправои вверх (см. рис. 3.1).

/>
Рис. 3.1.Направление сдвига ADи AS в исходной фазепереходного периода
Безусловно,даже самый содержательный график не в состоянии отразить все проблемыпереходной экономики. Но основное все же установлено: значительный рост цен былдополнен кризисным спадом объема национального выпуска.
Этоозначает, что в переходный период унаследованный системный кризисобнаруживается через ригидность национальной экономики, когдав первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночныесигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающиеиз-за бесхозяйственности издержки производства.
Снижениеуправляемости и дисциплины в национальной экономике свидетельствует преждевсего о так называемом институциональном кризисе, чтообусловлено отсутствием высококвалифицированных специалистов в областисовременных рыночных технологий.
Общимпроявлением кризисного состояния национальной экономики выступает резкоеснижение жизненного уровня населения, дефицит инвестиций. В сельском хозяйстве аграрный кризис обнаруживаетсяне только через спад объемов производства и низкую урожайность, но и через снижениеплодородия почвы.
Активноформирующаяся теория переходного периода в качестве особой формы проявления кризисанационального производства рассматривает его продолжительность вовремени. Считается, что применительно к малой открытойэкономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительнаяпродолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежелизначительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. [6, с. 239]
Поэтомуна практике важно не допустить трансформации кризиса в состояние затяжнойдепрессии.
Такимобразом, основная сложность ситуации переходного периода состоит в том, чтопричины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всехпричин такого характера, а не простое восстановление под административнымдавлением докризисного объема производства к тому же на неэффективных итехнологически отсталых предприятиях будет означать реальное преодолениекризиса, а значит увеличение доходов как субъектов хозяйствования идомохозяйств, что в конечном итоге привело бы к увеличению совокупного спроса.
Стабильныйвыход из кризиса означает, что в национальной экономике появляются и множатсяновые точки экономического роста и, соответственно, совокупного предложения – ввиде модернизированных цехов, новых современныхпредприятий, использующих высокие технологии. В роли «локомотива» переходнойэкономики может выступить лишь новый и прогрессивный сектор национальногопроизводства, приходящий на смену рутинным видам производства.
Таким образом, с распадом СССР Республика Беларусьстолкнулась с серьезным кризисом. Причем данный кризис носил системныйхарактер, т.е. упадок можно было видеть практически во всех сферах. При этомкризис продолжался более 5 лет, хотя можно считать, что и до 2000 г.Только после этого установилось некое макроэкономическое равновесие,позволившее выйти Республике на устойчивый экономический рост.

/>/>3.2Влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику и совокупныйспрос Республики Беларусь
Кризиссказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние,начиная со второй половины прошлого года.
Сокращениевнешнего спроса на белорусскую продукцию привело к снижению ее экспорта,уменьшению объемов производства, росту запасов готовой продукции на складах, ухудшениюфинансовых результатов работы предприятий республики.
И в текущемгоду мы отмечаем негативное влияние мирового кризиса на экономику. Какотмечалось выше, ВВП за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3процента. В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.
Заметно ухудшилисьусловия торговли и с нашим основным партнером – Российской Федерацией, на долюкоторой в товарообороте республики традиционно приходится более 45 процентов.
Этиэкономические процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [12]
Работа попротиводействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономическогокризиса в Республике Беларусь носит комплексный характер и охватывает все сферыэкономики страны.
Экономическаяполитика нацелена на минимизацию последствий воздействия негативных внешних факторов,адаптацию экономики к новым условиям жизни.
Правительствоми Национальным банком выработан и реализуется антикризисный план.
Проводятсямероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активныемеры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.
В областибюджетной политики с конца прошлого года реализуются меры по:
·          достижению сбалансированного бюджета;
·          обеспечению сдержанного роста заработной платы в бюджетном
·          секторе и на государственных предприятиях;
·          ограничению государственных инвестиций;
·          повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
·          развитию системы адресной социальной поддержки населения.
Завершаетсяинвентаризация всех государственных, отраслевых и региональных программ.Результат этой работы – оптимизация программ и исключение тех мероприятий, которыепотеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических условиях.
Пересматриваетсяпорядок разработки программ и усиливается ответственность государственных органовза их эффективную реализацию.
Министерствомфинансов подготовлен проект уточненного бюджета на 2009 год, в котором существенныеизменения вносятся в доходы и расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов.Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении прогноза рассматриваетсяряд вариантов развития экономики.
Несмотряна сокращение бюджетных расходов, Беларусь будет стараться реализовать эти подходыс тем, чтобы сохранить достигнутый качественный уровень социальных услуг, обеспечитьсоциальную направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.
Длясмягчения негативных последствий кризиса используются, в том числе и налоговыестимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы было направленона снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики,либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности.
В 2008году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темпсохраняется и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП.Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более тщательно подойдем к этой ситуациис тем, чтобы попытаться сократить налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году.Учитывая опыт разрушающего воздействия кризиса на национальный финансовый рынокряда стран, мы в настоящее время завершаем работу над концепцией развития финансовогорынка страны.
Концепцияне только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихсяна рынке участниках (банков, страховых компаний, организаций инфраструктурырынка ценных бумаг), но и будет служить ориентиром для появления и развития новыхорганизаций. Это, главным образом, небанковские кредитно – финансовые институты– инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кромеэтого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждениякризисных явлений на финансовом рынке. Мерой, которая позволит ограничить возможныериски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгомстраны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровнекорпораций.
Тем неменее, несмотря на то, что в стране работает комплексная система противодействиякризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целомэкономической политики во многом ограничен. Поэтому у РБ есть все возможностиактивизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества врамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальнымипотерями выйти из кризисной ситуации.
В 2008 г.году между правительствами наших стран достигнута договоренность о взаимопониманиипо вопросам координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик,в соответствии с которой предусматриваются совместные действия по улучшениюпараметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательскойдеятельности и взаимной торговли между странами.
Болееактивно следует создавать стимулы для:
·          взаимной поддержки наших традиционных рынков;
·          развития кооперационных связей, их кредитования и урегулированиявзаимных неплатежей во взаимной торговле;
·          упрощения допуска товаров на внутренние рынки наших стран, включаяучастие в государственных закупках.
Такимобразом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономическийрост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу спада и рецессии.Причины различны, но, как и остальные экспортоориентированные страны, Беларусьпострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фонемировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом.

Заключение
Говоря о совокупном спросе, следуетпрежде всего определить отличие этого понятия от понятия «спрос». В отличие отэтого объективной основой совокупного спроса выступают пофакторные доходы.
В формировании совокупного спросапринимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики:
а) сектор домашних хозяйств;
б) сектор бизнеса;
в) государство;
г) сектор «заграница» или внешний мир (впределах чистого экспорта).
Поэтому совокупный спрос – этоагрегированный спрос со стороны всех субъектов макроэкономики на благаотечественного производства.
Совокупный спрос всегда ограничен темиреальными денежными доходами, которые потребители намерены использовать дляудовлетворения потребностей.
Поэтому совокупный спроспредставляет собой сумму денежных расходов на конечные товары, произведенных внациональной экономике.
Из этого можно сделать вывод, что совокупный спросвыражает тот реальный объем ВВП, который конечные потребители готовы выкупитьпри сложившемся уровне цен и денежного дохода.
Среди факторов совокупного спросапринято выделять ценовые (стоимостные) и неценовые. Отличительной особенностьюсовокупного спроса выступает то, что при его анализе цена не может быть выраженав виде цены на тот илииной товар (одежда, обувь, станки и т.п.). Поэтому приходится использоватьпонятие «уровня совокупной цены». Неценовые факторы – это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но тем неменее могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса.
Говоря о Республике Беларусь, о факторах, влияющих на совокупныйспрос в нашей стране, не следует искать каких-то кардинальных отличий от теориисовокупного спроса, описанной в первой главе. Есть лишь определенныеособенности, как, например, то, что Беларусь не отличается очень емкимвнутренним рынком, что определяет экпорториентированность экономики.
Проблемы, описанные во второй главе являются выражением того, какмировой финансовый кризис влияет на экономику Республики Беларусь. Однако,проблема не только в рынках сбыта и, соответственно, недополучении валютнойвыручки для поддержания валютного курса. Проблемы Республики не связаны скризисом, на фондовой бирже, как это наблюдается в других странах. Основнаязадача РБ сегодня – структурная перестройка экономики, отход от тяжелойпромышленности, упор на сферу услуг и т.д.
Списокиспользованных источников
1.   Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика– Москва: Издательство Инфра-М, 2004 г. – 416 с.
2.   Аналитическийдоклад «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состояниигосударственных финансов» [Электронныйресурс] – 2009. – Режим доступа: www.nuru.ru/fin/018.htm – Дата доступа:25.09.2009
3.   Воробьев В.А.,Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие – Минск: 2006. – 543 с.
4.   Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика – С-Пб.: АОЗТ «Литератураплюс» 1994 г. – 412 с.
5.   Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.:Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом «Инфра-М», 1997. – 783 с.
6.   Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономическийаспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебныхзаведений / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 543 с.
7.   Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей «Гос.упр. и экономика», «Мировая экономика» /Под редакцией П.Г. Никитенко и др.– Мн.: Равноденствие, 2004. – 295 с.
8.   Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей /Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко, М.Н. Базылевой. – Москва:Инфра-М, 2004. – 188 с.
9.   Мэнкью Н. Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского –Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер принт, 2004. – 573 с.
10.   Сакс Дж.Д.,Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М., 1997. – 664 с.
11.  Тарасевич Л.С. Макроэкономика:Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников,А.И. Леусский. – М.: Юрайт-издат, 2003. – 652 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.