Совершенствованиеорганизационно-экономической системы управления государственными пакетами акций
Разработкаэффективной системы управления государственными пакетами акций является частьюобщей проблемы организации управления государственной собственностью, одной изсамых актуальных для России в сложившихся условиях перехода к новойсоциально-экономической системе. Особое значение управления государственнойсобственностью в акционерных обществах с государственным капиталом обусловленонесколькими ключевыми моментами. Функционирующая в настоящее время в Россиимодель смешанной экономики представлена в основном частно-государственными игосударственными открытыми акционерными обществами (ОАО) со значительной долейгосударственного капитала. Именно это обстоятельство и определяет высокуюстепень потребности в эффективном управлении государственными пакетами акций,как весомой части государственной собственности в целом. Кроме того, впрактическом смысле государственное предпринимательство возможно именно вкрупных корпорациях в форме ОАО с государственным участием.
Корпоратизациямногочисленных предприятий ряда базовых отраслей хозяйства, изменение формысобственности в которых в соответствии с Государственными программамиприватизации могло осуществляться только по специальному решению органовгосударственной власти и особым схемам, предусматривала закрепление всобственности государства контрольных пакетов акций в создаваемых АО. К нимпримыкают компании с остаточными пакетами акций в государственнойсобственности, которые по разным причинам не были реализованы за ваучеры илиреальные деньги, а также компании, в уставный капитал которых включалась «Золотаяакция», дававшая государству определенные возможности влиять надеятельность АО.
Главнымсодержанием сегодняшнего этапа экономических преобразований выступаетнеобходимость и возможность достижения целей модернизации отечественногохозяйства и решения социальных проблем на основе возобновления экономическогороста. Практически общепризнанным стало мнение о том, что это невозможно безучастия государства и более эффективного выполнения им своих функций.Применительно к сфере имущественных отношений особенно важное значениеприобретает управление государственной собственностью. В одобреннойПравительством России летом 2006 года программе социально-экономическойполитики одним из основных направлений в области управления государственнымимуществом определено повышение эффективности управления имуществом, остающимсяв собственности государства. Среди объектов этой политики помимогосударственных предприятий наибольший удельный вес занимают хозяйственныеобщества с участием государства, в отношении которых программой предусмотренаоптимизация участия государства на основе принятия решений о дальнейшемзакреплении акций хозяйственного общества в государственной собственности,передаче акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень,продаже акций или ликвидации общества. При этом, в случае продолжениязакрепления акций хозяйственного общества в государственной собственности,предусматривается четкая формулировка целей участия государства в капитале испособы их достижения в договоре с управляющим.
Характеристика управлениягосударственной собственностью в современных ОАО с государственным участиемневозможна без обозначения их специфики, которая во многом обусловленаколичеством пакетов акций, принадлежащих государству. Как известно, государствоможет реально управлять государственной собственностью, владея достаточновесомым пакетом акций ОАО. Так, например, если государство владеет не более,чем 10% пакетом акций от общего их количества в корпорации, оно не можетоказать существенного воздействия на направления и эффективность еедеятельности, в том числе и на управление государственной собственностью. Вэтом случае государство, как и любой другой акционер, может лишь получатьдоходы от собственности в виде дивидендов на свои акции, а также при ихреализации при возрастании курсовой стоимости акций.
Владея10% пакетом акций корпорации, государство уже получает возможность выполнить однуиз основных функций менеджмента по управлению государственной собственностью – функцию«отрицательного контроля», суть которой в том, что совет директоровОАО не может не считаться с государством при принятии существенных решений.Десятипроцентный пакет позволяет государству требовать созыва внеочередногособрания акционеров по необходимой повестке вопросов. Кроме того, такойдейственный рычаг позволяет представителям государства в ОАО чувствовать себяравными относительно других крупных совладельцев корпорации.
Сточки зрения количественного подхода только обладание 51% и более голосующихакций дают возможность полного контроля в менеджменте. В то же время, вразвитых странах для осуществления контроля при управлении собственностьюдостаточно владеть 12–15% общего пакета голосующих акций корпорации. Приусловиях действующего законодательства России государству достаточно иметь 25%пакет акций, чтобы получить полный контроль при управлении собственностьюкорпорации.
ОАОс государственным участием являются полноценными субъектами рыночных отношений,в рамках которых возможно реализовать механизм воспроизводства и использованиягосударственной собственности. Государственные представители в ОАО сгосударственным капиталом работают по контракту с представительным органомвласти – Министерством имущественных отношений, ведомственный интерес которогосовпадает с государственным и выражает консолидированный общественный интерес.При управлении собственностью стратегия государства как владельца контрольногопакета акций частно-государственного предприятия заключается в согласовании ибалансировке интересов всех групп акционеров, в том числе и субъектовгосударственного пакета акций.
Управлениегосударственной собственностью в АО со 100%-ным государственным капиталом напервый взгляд представляется менее сложным, чем в АО со смешаннымгосударственно-частным капиталом, так как принятие управленческих решений и ихреализация не зависят от интересов и воли других акционеров. Однако и в такихкорпорациях государство правомочно решать только те задачи, которые всоответствии с законом «Об акционерных обществах» находятся вкомпетенции общего собрания акционеров. Эффективность функционирования АО со100-% государственным капиталом определяется необходимостью управления воспроизводствоми использованием государственной собственности на основе конкурентоспособной,гибкой системы с соответствующей стратегией и программой поведения наотечественном и мировом рынках, реализуемых через институт маркетинга именеджеров. Все члены совета директоров в АО со 100%-ным государственнымкапиталом назначаются государственным органом, в полномочии которого ононаходится. На практике достижению высоких коммерческих результатов деятельноститаких корпораций препятствует возможность чрезмерного административного влиянияпредставительных органов государства на их работников. Этому способствует идействующее в России законодательство.
Порядокназначения и деятельности представителей государства в органах управления АО сгосударственным участием определен при отсутствии закона об управлениигосударственной собственностью Указом Президента РФ «О некоторых мерах пообеспечению государственного управления». По существу возможность полногоподчинения органов управления данного типа АО командам государственно-властныхструктур закреплена юридически и Федеральным законом «О приватизациигосударственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества вРоссийской Федерации». В связи с этим, для устранения противоречия междугосударственным административным управлением и адаптированной к рынку,конкурентоспособной системой управления совершенно очевидна необходимостьразработки механизма демократизации управления АО со 100-% государственнымкапиталом.
Болеереально разрешение указанного противоречия в ОАО с контрольным пакетом акцийили «золотой акцией» государства, где государство осуществляет правасобственности в органах управления АО через своих представителей, которыесоставляют не менее 51% членов совета директоров. Однако здесь могут возникатьдругие проблемы. В связи с возрастанием дефицита государственного бюджета иувеличением государственного долга появляется соблазн покрывать их доходами отпродажи государственного пакета акций крупных корпораций. При этом существуетопасность продажи посредникам государственных пакетов акций АО, подлежащихреализации в ближайшее время путем продажи (в соответствии сзаконодательством). Кроме того, необходимость освобождения от государственногопакета акций часто пытаются обосновать тем, что в условиях России даже плохойчастный собственник хозяйствует эффективнее, чем государственные предприятия,подтверждая это соответствующими манипуляциями цифрового анализа. В связи сэтим необходимы более тщательное определение (пересмотр) группы предприятий,государственный пакет акций которых действительно целесообразно реализовать наоснове критериев экономической и социальной эффективности, поиск реальногоинституционального инвестора и обеспечение курсовой стоимости акций такихкорпораций. При этом применяемый механизм продажи государственного пакетадолжен предусматривать как мотивацию соответствующих государственных органов иих представителей в АО за дополнительные доходы, получаемые при реализациигосударственных пакетов акций, так и экономическую ответственность за возможныйущерб, нанесенный государству в результате его продажи.
Разработкацелостной концепции управления государственной собственностью в АО сгосударственным капиталом требует анализа сложившейся практики управления ею вданной организационно-правовой форме хозяйствования. В целом РоссийскаяФедерация участвует в 3896 хозяйственных обществах и товариществах, в том числев 580 государство пользуется правом «золотой акции». В соответствии сУказом Президента РФ №478 от 11.06.95 г. государственные пакеты акцийдолжны быть закреплены только в тех АО, которые производят продукцию, имеющуюстратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.Перечень таких АО включает 697 обществ.
Стратегическоезначение выпускаемой АО продукции – действительно ключевой критерий закреплениягосударственного пакета акций. Однако при таком узком подходе не учитываютсядругие критерии, имеющие не менее важное значение: наличие у частныхсобственников легального капитала для покупки государственной собственности,возможность самостоятельно эффективно воспроизводить, отработанность механизмагосударственного контроля за деятельностью новых собственников впостприватизационный период и т.п. В предложенной Концепции управлениягосударственным имуществом и приватизации в Российской Федерации дана следующаяклассификация АО в зависимости от доли государственного капитала в уставныхкапиталах обществ: 100% – 382 АО; более 50% – 470 АО; от 25 до 50% – 1601 АО;менее 25% – 863 АО. Таким образом, формально государство полностью контролируетдеятельность 852 АО. Если учесть, что в российских условиях уже 25% пакет акцийв АО дает собственнику возможность контроля, то по существу государство можетконтролировать деятельность 2453 АО. Основное число хозяйственных формированийс государственным участием по организационно-правовой форме представляют собойоткрытые акционерные общества (3611).
Однаиз основных функций АО с государственным пакетом акций – устойчивое получениедоходов государством в форме дивидендов. Анализ поступлений в бюджетгосударства доходов в виде дивидендов показал, что большую их часть (86%)обеспечивают такие крупнейшие АО с государственным капиталом, как ОАО «Газпром»,РАО «ЕЭС России», «ЛУКОЙЛ», «Алмазы России-Саха»,«Транснефть». От большинства АО государство получает дивиденды вмизерных размерах. Такую дивидендную политику нельзя признатьудовлетворительной.
Внастоящее время управление государственной собственностью в хозяйственныхобществах и товариществах осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ,Минимущество России, Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), а такжеотраслевые министерства и ведомства. Функции управления каждого из отмеченныхорганов определены в Концепции управления государственным имуществом иприватизации в Российской Федерации. Анализ функций управления государственнымимуществом показывает, что они являются лишь фрагментами подлинного менеджментауправления государственной собственностью. Процесс управления государственнойсобственностью в хозяйственных обществах и товариществах с государственнымкапиталом требует четкой координации между высшими органами власти, они жевыполняют в основном функции по управлению процессом приватизации.
Для управления собственностью в ОАО с государственным капиталомгосударство использует институт своих представителей. Представители из числагосударственных служащих назначаются по решению Президента, ПравительстваРоссийской Федерации или представительных государственных органов. В настоящеевремя в хозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталомзанято около 2000 государственных представителей, в том числе 99% из них – государственныеслужащие. Это работники отраслевых министерств и ведомств, их территориальныхорганов, сотрудники Минимущества РФ, Министерства по антимонопольной политике иподдержке предпринимательства (МАП РФ), Минфина РФ и РФФИ. Существующий порядокназначения государственных представителей из числа служащих не предусматриваетэффективных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации иподготовки с учетом управления конкретного объекта собственности,ответственности за результаты управления, мотивации их труда. Действующейсистемой не предусмотрена обязательная практика постановки четких задач передгосударственными представителями, закрепленная в договорах программымероприятий по реализации этих задач.
Все государственные представители обязаны согласовывать проектывносимых ими решений и свое голосование по проектам решений, предложенныхдругими субъектами органов управления АО, с органами исполнительной власти.Жесткие рамочные условия согласования построены на принципах директивногоцентрализованного управления и сковывают инициативу государственныхпредставителей в ОАО, порождают их безответственность за участие в принимаемыхрешениях. Административные органы, с которыми проводится согласование, также ненесут экономической ответственности за то или другое согласование. Посколькуцели и функции государственных представителей в управлении государственнойсобственностью четко не определены, их деятельность, как правило, основана наих собственном понимании этих целей и функций. Такое положение дел неспособствует повышению эффективности механизма управления государственнойсобственностью в данном типе АО.
Неэффективность административно-командной системы управления в ОАОпроявляется также в отношениях между собственником и менеджером. В связи с тем,что собрание акционеров и совет директоров могут вмешиваться воперативно-хозяйственную деятельность менеджера, необходимо четкое, юридическизакрепленное, разграничение между управлением оперативно-хозяйственнойдеятельностью, предпринимательством и управлением государственнойсобственностью. В АО, в уставном капитале которых доля государства несоставляет контрольного пакета акций и не введено специальное право «золотойакции», представитель государства может оказать определяющее влияние напринятие решений общим собранием путем создания блока с другими инвесторами. Вцелом же правовой статус, права и обязанности государственного представителя втаких АО в соответствии с действующим законодательством практически неотличаются от прав и обязанностей государственных представителей в АО сконтрольным государственным пакетом.
Таким образом, система управления государственной собственностью,в которой институт представителей государства использовался бы эффективно, ещене сложилась. У государственных представителей недостаточно прав и возможностейдля проявления инициативы. Кроме того, вследствие ощутимых стимулов в видевознаграждения за результаты деятельности многие государственные представителирассматривают свою работу как дополнительную нагрузку. Отсутствие четкойсистемы отбора, подготовки и оценки деятельности, отчетности, контроля,обоснованных подходов к определению полномочий государственных представителейпозволяет сделать вывод о том, что необходима разработка научно обоснованнойконцепции формирования и деятельности государственных представителей вхозяйственных обществах и товариществах с государственным капиталом.
Эффективность механизма управления государственными пакетами акцийво многом определяется соответствием правового регулирования отношенийсобственности. Что касается норм, которые затрагивают акции (доли, паи)хозяйственных обществ, находящиеся в государственной собственности, то здесь,как и в вопросах управления государственной собственностью в целом,предпринимались лишь попытки регламентации. Так, например, смысл Федеральногозакона «О защите экономических интересов Российской Федерации прираспоряжении акциями акционерных обществ, производящих продукцию (товары,услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения безопасностигосударства», принятого Федеральным Собранием, состоял в сохраненииконтроля государства над стратегически значимыми предприятиями. В окончательномварианте Закон устанавливал порядок распоряжения пакетами акций стратегическизначимых акционерных обществ, контроль над которыми государство еще сохранялона момент его принятия. В приложении к законопроекту был приведен перечень АО,операции с акциями которых им регулируются, сформированный на основе ранееутвержденного Правительством перечня АО, выпускающих продукцию, имеющуюстратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Наряду синфраструктурными объектами в этот список оказались включены, например,комбинаты хлебопродуктов практически всех регионов России. При этом предприятийоборонного комплекса в документе было явно недостаточно. Совершенно очевидно,что список составлялся исходя из отраслевых соображений, т.е. выделялисьпредприятия, значимые в технологическом смысле и важные с позиций региональныхвластей для обеспечения потребностей в определенном товаре. ОпределениеПравительством уникальности перечня объектов, представленных в тексте закона,означает признание невозможности распоряжения ими путем издания подзаконныхактов. Низкую активность государственных органов в решении вопросов повышенияэффективности управления государственной собственностью можно объяснить какполитическими соображениями, так и нежеланием решать подобные вопросы вусловиях незаконченного передела собственности. Все основные решения,реализованные на практике, касались лишь общего регулирования или оперативногораспоряжения определенной категорией имущества.
Разработка концепции управления государственной собственностью вАО с государственным капиталом требует решения и ряда других проблем. Так,например, в настоящее время отсутствует классификация хозяйственных товариществи обществ, акционером которых является Российская Федерация, исходя из размерадоли в уставных капиталах этих организаций, обеспечивающей возможность влиянияна принятие определенных решений органами управления этих организаций. В связис этим нет возможности составить перечень тех хозяйственных товариществ иобществ, в которых цель государства не может быть достигнута усилиямиуправляющего вследствие незначительности влияния. Отсутствует порядокполучения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел вхозяйственных обществах и товариществах, в которых участвует РоссийскаяФедерация. Действующий в настоящее время порядок передачи акций, принадлежащихРФ, в доверительное управление, предусматривая конкурсную процедуру привлечениядоверительных управляющих, не определяет необходимость подготовки участникамиконкурсов предложений о наилучшем способе достижения цели, а также порядокотчетности, контроля, оснований для применения мер ответственности в отношениидоверительного управляющего. Фактически государственные пакеты акций вакционерных обществах с государственным капиталом не имеют реальногоуправляющего. Нередко голосование крупными пакетами государственных акцийдоверяется менеджерам государственных предприятий или субъектам, которыесвязаны с ними и имеют в их отношении корыстный интерес.
Отсутствие системы мониторинга эффективности использованиягосударственных пакетов акций, реального экономического контроля исоответствующей экономической ответственности за эффективное использованиегосударственной акционерной собственности приводит к потере государствомвозможности управлять своей собственностью в ключевых отраслях экономики винтересах общества и развития национальной экономики в целом.
В программе российскогоПравительства по управлению государственными пакетами акций предлагаетсяоптимизировать структуру собственности путем сокращения количества пакетовакций, находящихся в собственности государства. Однако необходимость обеспечитьмаксимизацию бюджетных доходов за счет продажи государственного имущества ввиде пакетов акций и целых предприятий может столкнуться с отсутствиемадекватного платежеспособного спроса, а также угрозой краха фондового рынка.Кроме того, может возникнуть противоречие между теоретической возможностьюпродажи пакетов акций наиболее привлекательных предприятий и практическойнеэффективностью продаж ввиду недооценки активов.
Осуществление основных положений Программы Правительства вотношении хозяйственных обществ с участием государства, подавляющее большинствокоторых составляют акционерные общества, потенциально способно содействоватьлучшей реализации интересов государства в сфере корпоративного управления,однако на практике очень многое зависит от фактически применяемогоинструментария и конкретных механизмов. В этом плане необходимо проведениецелого комплекса мероприятий краткосрочного (срок реализации – до 1 года),среднесрочного (со сроком реализации 2–3 года) и долгосрочного характера.
В краткосрочном плане целесообразно проводить переаттестациюгосударственных представителей и выявление тех АО, где они голосовали заразмывание федерального пакета с анализом ситуации на этих предприятиях напредмет соблюдения законодательства.
В рамках среднесрочного временного горизонта основным вопросомявляется спецификация правомочий собственности государства в различных АО взависимости от ряда критериев, важнейшим из которых следует считать размер долигосударства в уставном капитале АО. Для осуществления функций управлениягосударству, как стратегическому собственнику мажоритарных пакетов акций (от 38%уставного капитала) и функций контроля над деятельностью предприятия, какодному из многих собственников для миноритарных пакетов акций (25% и менее),необходимы соответствующие нормы и процедуры. Исходя из этого, спецификаправомочий собственности государства в различных АО требует решения ряда задач.
Принятая российским Правительством в качестве перспективногодокумента по реформированию отношений собственности Концепция управлениягосударственным имуществом и приватизации при совершенствовании управленияакционерными обществами с государственным участием обоснованно исходит изнеобходимости заключения с управленцами жестких контрактов с ответственностьюза результаты деятельности, введения постоянного экономического мониторинга,реестра экономической эффективности с указанием будущих результатовфункционирования предприятия. Значительное влияние на эти процессы оказалиследующие решения: введение типовых форм отчетности представителей РФ в ОАО,создание реестра показателей экономической эффективности деятельности ОАО,акции которых находятся в федеральной собственности (январь 2000), переход кежегодному утверждению для ОАО с долей федеральной собственности более 50%показателей экономической эффективности деятельности, контролю за ихдостижением и использованием имущества, определению рекомендуемого размерадивидендов для голосования представителями РФ в органах управления ОАО,регламентация порядка назначения представителей государства и их взаимодействияс Министерством имущественных отношений и органами отраслевого управления взависимости от размера государственного пакета акций, включая временные срокиуведомлений, подачи предложений, согласований, выдачи письменных директив,отчетов об участии в работе органов управления предприятий.
Дальнейшее совершенствование процесса управления государственнымипакетами акций (паями), остающимися в собственности государства, требуетпридания еще большей четкости и регламентированности деятельностипредставителей государства в АО. Прежде всего, необходимо обеспечитьпредставление интересов государства в наиболее крупных и важных АО сотрудникамиорганов государственного управления, для которых эта работа станет основной сутверждением программы их ежегодной деятельности Правительством, и привести всоответствие с вышеупомянутыми документами действующий Примерный договор напредставление интересов государства, утвержденный еще в мае 1996 года. Вотношении предприятий, не имеющих стратегического значения, требуетпостепенного расширения практика применения механизма доверительного управлениянаходящимися в федеральной собственности пакетами акций в направленииопределения пределов вознаграждения и возмещения издержек доверительногоуправляющего, решения вопроса об осуществлении лицензирования деятельности подоверительному управлению, исходя из закона «О рынке ценных бумаг», сорганизацией и ведением реестра доверительных управляющих.
Требует совершенствования и механизм непосредственногостимулирования работы представителей государства путем направления им вопределенных размерах некоторой части дивидендных поступлений отгосударственных пакетов акций. Необходимо отметить, что Концепция управлениягосударственным имуществом и приватизации предполагает направление не менее 10%дивидендов, поступивших в бюджет по акциям, находящимся в федеральнойсобственности, на финансирование расходов, связанных с управлением этимиакциями, но не содержит конкретных схем их распределения. В целях селекциикадрового потенциала и пресечения злоупотреблений целесообразно создание информационнойбазы с содержанием полной информации обо всех лицах, представлявших когда-либоинтересы государства в АО, а также введение нормы об исключении в будущем изчисла представителей государства лиц, отстранявшихся от исполнения своихфункций по причине недобросовестности. Реализация этих мероприятий требуетвнесения корректив в уже действующие нормативные акты по вопросам, касающимсяработы государственных представителей в АО, а также разработки элементарныхмеханизмов контроля над финансовыми потоками и процессом хотя бы простоговоспроизводства капитала в смешанных компаниях с участием государства вкапитале, с учетом встраивания этих механизмов в схемы деятельности лиц,представляющих интересы государства в АО.
Проведение назревших институциональных реформ и активнойструктурно-промышленной политики невозможно без инвентаризации и ранжированияимеющихся в собственности государства пакетов акций в регионально-отраслевомразрезе с точки зрения исполнения доходной части бюджетов всех уровней.Ключевым пунктом Концепции в этом отношении является передача пакетов акций всобственность субъектов Федерации в зачет обязательств федерального бюджета приусловии предоставления им программы развития данного предприятия. Этому должнопредшествовать тщательное изучение ситуации на предприятиях, акции которых былипереданы властям регионов ранее. Необходимо увязать возможность передачифедеральных пакетов акций в собственность субъектов Федерации с количеством ужезакрепленных пакетов акций по региональной собственности, сроками еераскрепления, эффективностью предыдущих продаж с включением этих вопросов вофициальные документы по межбюджетным отношениям.
В долгосрочном плане реально постепенное выстраивание логичнойсистемы управления принадлежащими государству акциями, долями, паями вакционерных обществах и иных предприятиях смешанной формы собственности наоснове индивидуального подхода к каждому объекту управления ипрограммно-целевого принципа. Это предполагает определение целей участиягосударства в капитале конкретного предприятия, четкую формулировку стоящих всвязи с этим задач и документальную фиксацию путей воздействия на объектуправления при наличии эффективных инструментов контроля.
Помимо основных для среднесрочного этапа целей – качественноевыполнение предприятиями с участием государства в капитале своих функций,определенных при закреплении в государственной собственности пакетов акций,рост неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней – государство могло быпреследовать и другие цели, связанные с обеспечением устойчивых предпосылок дляэкономического роста. В Концепции управления государственным имуществом иприватизации в качестве самостоятельных целей управления государственнымиактивами в АО рассматриваются стимулирование производства и его диверсификация,улучшение финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности такихпредприятий, привлечение инвестиций, оптимизация управленческих затрат,осуществление институциональных преобразований в экономике. Основные способыдостижения этих целей должны быть направлены на использование пакетов акций,находящихся в собственности государства, для обеспечения кредитов и инвестиций,капитализации долгов предприятий бюджету и внесения земельных участков вуставный капитал АО с последующей продажей или передачей в доверительноеуправление вновь выпущенных акций, создания вертикально-интегрированныхкорпоративных структур, реструктуризации предприятий с выделениемимущественного комплекса, необходимого для решения общегосударственных задач.
В целом, вопросы совершенствования управления государственнымипакетами акций неразрывно связаны с самыми актуальными для дальнейшегосоциально-экономического развития России проблемами, среди которых можновыделить следующие: формирование эффективного собственника, взаимодействиеприватизированных предприятий с органами государственного управления ипривлечение инвестиций в реальный сектор экономики.