Реферат по предмету "Экономика"


Социальные обязательства государства

Федеральноеагентство по образованию
Белгородскийгосударственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Кафедра теориии методологии науки
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине “Экономическая теория”
на тему “Социальныеобязательства государства”
Белгород
2009 г

Содержание
Введение
Глава 1. Социальная политика
1.1 Сущность, структура и функции
1.2 Методологический аспектсоциальной политики
Глава 2. Обязательства государства
2.1 Социальное государство
2.2 Платежи на социальноестрахование: опыт транзитных и развитых экономик
Глава 3. Социальная политика на современномэтапе
3.1 Российская модель социальнойполитики
3.2 Антикризисные меры в социальнойсфере РФ
Заключение
Список литературы

Введение
Экономические реформыначала 90-х годов не учитывали в полной мере социальную составляющую проводимыхпреобразований: в тот период государственная политика ориентировалась нарешение не социальных, а экономических задач. Хотя, нужно отметить, что вусловиях развития экономики и рыночных отношений возрастает роль социальнойполитики государства.
Начавшиеся в последнеевремя процессы реформирования социальной сферы, направленные на созданиеадаптированного к условиям рыночной экономики механизма социальных отношенийпроходят достаточно динамично и касаются практически всех слоев населения.
В условиях мировогофинансового кризиса возрастает роль социальной политики государства, включающейв себя: социальную поддержку и защиту населения, а также распределениенационального дохода в пользу малообеспеченных слоёв общества.
Актуальность темыкурсовой работы заключается в том, что в условиях кризиса, сопровождающегосябезработицей, снижением оплаты труды и падением уровня жизни, необходимость ироль социальной политики государства становятся более остро.
Социальное государствовыполняет ряд управляющих функций по развитию экономики и социальной сферы,формирует институты доходов населения с учетом выравнивания, создаетпредпосылки для высокого качества жизни работающего населения. Таким образом,социальная политика направлена не просто на защиту человека от социальныхрисков, но и на недопущение резкого материального и социального неравенства.
Цели курсовой работы:
— изучение социальнойполитики государства, направленной на защиту и поддержку населения;
— рассмотретьантикризисные меры государства в социальной сфере;
— исследовать социальнуюполитику на современном этапе;
Для реализации этих целейв работе были поставлены следующие задачи:
− показатьсущность, структуру и функции социальной политики;
− рассмотретьосновные социальные обязательства государства;
− проанализироватьособенность российской социальной политики.
Теоретической основойкурсовой работы являются статьи журналов «Человек и труд», «Социальная политикаи социология», «Социальная защита», учебная литература.
Социальнаяполитика тесно связана с уровнем развития общества, с целями и задачами которыеставит общество перед собой в своём социальном развитии. Главная цельсоциальной политики в экономическом ракурсе – это распределение иперераспределение национального дохода между социальными группами. Хотя сферасоциальной политики многогранна: трудовые отношения, социальная поддержка изащита, охрана здоровья, образование, культура, наука.

Глава 1. Социальнаяполитика
1.1 Сущность,структура и функции
Социальнаяполитика включает всебя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местныеи региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизнибольших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующихценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
С точкизрения целей и средств развития общества, социальная политика относится кобласти целеполагания. Цель социальной политики — создание в обществеблагоприятного социального климата и социального согласия, условий,обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения.
Главнаяцель социальной политики государства – повышение благосостояния населения страны, снижение уровнябедности и неравенства.
Социальнуюполитику государства можно рассматривать как специфическую деятельностьгосударства, направленную на реализацию права каждого гражданина свободноучаствовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизниобщества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека,интересов социальных групп при постоянном выявлении и учёте социальныхпоследствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
Социальнаяполитика формируется с учётом конкретно – исторических условий страны. Основныенаправления социальной политики, отражающие её специфику:
1) Политика доходовнаселения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние)
2) Политика в сферетруда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальноестрахование, занятость населения)
3) Социальнаяподдержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионноеобеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии)
4) Основныенаправления развития отраслевой социальной сферы (охрана здоровья, образование,культура, наука, физическая культура и спорт)
5) Социоэкологичечкаяполитика
6) Политика вобласти современной инфраструктуры (жильё, транспорт, дороги, связь, торговое ибытовое обслуживание)
7) Миграционнаяполитика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников зарубежом, внешняя трудовая миграция)
Сущностьсоциальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементовсоциальной структуры — социальных групп.
Социальныегруппы могут действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и неосознавать, организовываться для действий в обществе или быть политически неорганизованными. Словом, они могут быть активными действующими социальнымисилами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивныминеорганизованными участниками социальных процессов (лишь потенциальными,формальными субъектами).
Субъектысоциальной политики — это граждане и социальные группы, а такжепредставляющие их институты, организации и органы власти, реально активновзаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие иотстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере. Главнымсубъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальнуюполитику.
Объектомсоциальной политикивыступает всё самодеятельное население, отдельныеграждане, социальные общности определённого уровня, объединённые конкретнымисвязями и отношениями.
Государственнаясоциальная политика — действиягосударства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные сконкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимымиорганизационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами ирассчитанные на определенные этапные социальные результаты.
Следующаясодержательная характеристика социальной политики — система целей, которыеставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Цели — желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп(классов) представляет себене только своё сложившееся положение вобществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Еслисоциальная группа активно общественно действует (является субъектом социальнойполитики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своихдействий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние,надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство,например, или на влиятельного деятеля).
В какихбы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы еёисторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих,постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальноесодержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшенияобщественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
Можновыделить основной круг функций (т.е. главных общественных задач,направлений) социальной политики:
Ø Обеспечениесоциальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.
Социальнаяструктура может быть разной в разных обществах, она может качественно менятьсяв истории одного и того же общества в результате революций и революционныхреформ. Но она должна обладать свойствами динамичности, иначе данное обществоразрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должнабыть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешниеопасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциалкачественного обновления.
Господствующиеклассы накопили исторический опыт поддержания социальной безопасности путёмкомпромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальнойнаправленности противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночноехозяйство, социальное государство, международная помощь слаборазвитым странам идр.
Но какойбы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда — обеспечитьсоциальную устойчивость, динамизм социального развития.
Ø Обеспечениетакого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалосьбы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
Ø Налаживание такойсистемы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, котораяболее или менее устраивает подавляющее большинство населения.
Отраспределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальныеусловия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальныхгрупп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупныйразмер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальнойпомощи и поддержки — эти и иные экономические параметры имеют социальный смысли социальное предназначение.
Ø Обеспечениеобществом и государством необходимого и достаточного уровня экологическойбезопасности.
Ø Обеспечениеобществом и государством необходимого и достаточного уровня социальнойзащищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.
Социальнаяполитикаосуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном,а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если нафедеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социальногоразвития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всемуобществу, то региональная социальная политика осуществляется с учётомособенностей региона: уровня экономического развития и соответствующихвозможностей, национальных, историко-культурных и других особенностей.
Социальнаяполитика, соответственно и деятельность её субъектов на региональном и местномуровнях направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особонуждающихся социальных групп и граждан.
Состояниесоциально-экономического развития, социально-трудовых отношений при наличииограниченных финансовых ресурсов, новых социальных функций государства требуетпостоянного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях определениядолговременных, среднесрочных и краткосрочных, текущих социальных программ.
Федеральныеорганы властипринимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальнойполитики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую системуминимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионногообеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования,культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы; формируютвнебюджетные государственные фонды, определяют условия и порядок компенсацииденежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.
Региональныеорганы властиразрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они жеобеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры;разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитиесоциальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищнуюполитику, политику в области образования, здравоохранения.
Развитиепроцессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий междуЦентром и регионами, приводит к тому, что всё более позитивную роль играютбюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее времяфинансируют всё, что относится к жизнеобеспечению населения в регионе. Региональныебюджеты имеют большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Онифинансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80%расходов на социально-культурные мероприятия.
Местныебюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения. Внастоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, для слабо защищённыхслоев населения.
Таким образом,социальная политика государства имеет сложную структуру, направленную нарациональное распределение и перераспределение дохода, оказание адреснойсоциальной помощи. Социальная политика тесно связана с типом и уровнем развитияобщества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачамикоторые ставит общество перед собой в своём социальном развитии.
Крометого, направления социальной политики охватывают все сферы жизнедеятельностилюдей и тем самым способствуют созданию благоприятного климата в обществе.
1.2 Методологическийаспект социальной политики
Среди основныхметодологически важных для формирования социальной политики понятий можноотметить «социальная сфера», «социальная поддержка»,«социальные услуги», «социальная защита», «социальноеобслуживание», «социально незащищенные категории граждан»,«малообеспеченные». Изучение содержательного смысла этих понятийпозволяет говорить о том, что многие термины пока что не до конца определены.
Что касается понятия«социальная сфера», сегодня оно традиционно трактуется каксовокупность отраслей, непосредственно обслуживающих население: образование,здравоохранение, социальная защита, культура, физкультура и спорт. По нашемумнению, подобная его интерпретация достаточно обоснована и не требуетуточнений. И именно в таком ракурсе социальная сфера представлена в бюджетныхрасходах субъектов Федерации и обуславливает социальную направленность бюджетаи соответствует приоритетам развития страны.
Другие термины,позволяющие обозначить направления деятельности государства в областисоциальных отношений, понимаются неоднозначно, что создает трудности вреализации единого подхода к социальной поддержке населения.
Расхождения в трактовкеиспользуемых понятий неизбежно сказываются на качестве и уровне социальногообслуживания населения. Именно поэтому столь важно достичь единства ввосприятии терминов, используемых для регламентации социальных процессов.
Понятия «социальнонезащищенные» и «малообеспеченные» тождественны состоянию«малоимущий» и определяются, с одной стороны, уровнем доходанепосредственно гражданина, с другой — возможностями бюджетов того или иногоуровня по обеспечению социальной помощи населению и регламентом социальногообслуживания. Последний аспект, который носит ярко выраженный региональныйхарактер, находит выражение в нормативно-правовых документах субъектовФедерации.
Другие термины не имеюттакого бесспорного толкования, несмотря на то, что их содержание раскрывается внормативно-правовых документах. В одном из них дано определение категории «социальноеобслуживание», являющейся одним из основополагающих понятий социальнойполитики государства. Под социальным обслуживанием понимаетсядеятельность социальных служб по социальной поддержке, оказаниюсоциально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг и материальной помощи по проведению социальнойадаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно тому же закону труднаяжизненная ситуация трактуется как ситуация, объективно нарушающаяжизнедеятельность граждан (инвалидность, неспособность к самообслуживанию всвязи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, низкийуровень жизни, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликтыи жестокое обращение в семье), которую гражданин не может преодолетьсамостоятельно.
Государственнаяподдержкамалообеспеченных категорий населения осуществляется в рамках социальногообеспечения.Система социального обеспечения включает в основном пенсии,пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам ит.д.), пособия малообеспеченным семьям, в которых есть дети, содержание иобслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях(домах-интернатах для престарелых инвалидов, пособия по безработице и т.п.
Социальная помощь(защита) являетсяпредметом регулирования федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «Огосударственной социальной помощи», но отношения, связанные спредоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, в этомнормативно-законодательном документе не рассматриваются.
Согласно трактовкезаконодателей термин «государственная социальная помощь»включает предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающимгражданам социальных пособий, субсидий, компенсаций.
В условиях перехода крыночной экономике, когда происходит резкая дифференциация групп населения поуровню дохода, данное понятие нуждается в уточнении, но на сегодняшний день неимеет однозначной трактовки.
Законотворчество врегионах не способствует выработке единого методологического подхода креализации социальной политики.
Под социальнымпособием понимаетсябезвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счетсредств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Субсидия — имеющая целевое назначение оплатапредоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.
Компенсация — возмещение гражданам произведенныхими расходов, установленных законодательством.
Анализ трактовок основныхтерминов и понятий, используемых в процессе регулирования социальной поддержкинаселения, свидетельствует об отсутствии достаточно четких представлений обобщей стратегии социальных преобразований в обществе.
Дискуссионный характерносит не только интерпретация понятий, но и определение целей социальногореформирования.
Так, некоторыеученые-экономисты, целевой установкой реформирования социальной сферы являетсяпреодоление бедности.
Другая их группа считаетнеобходимым в процессе реформирования социальной сферы выделять
Ø социальныеотношения, которые складываются в процессе формирования доходов населения(проблемы, связанные с заработной платой, налогообложением, социальнымстрахованием, пенсиями и т.д.);
Ø социальныеотрасли (непосредственно обслуживающие человека — здравоохранение, образование,социальные и жилищно-коммунальные услуги), делая акцент на преобразованиях вобласти оплаты труда.
На мой взгляд, болееобоснованным представляется разграничение социальной защиты и социальной политики.Преодоление бедности в нашей стране остается главной с точки зрения повышенияуровня и улучшения качества жизни населения; социальная политика нуждается вдругих приоритетах, например, защищать население от социальных рисков.
Думается, что содержательнотермины, используемые при регулировании социальной поддержки населения,следовало бы рассматривать в контексте социального воспроизводства населения.Притом, что объектом социальной политики являются человеческие ресурсы. Вкачестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» выделяют:демографию, здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. Именноэти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни, формируют«человеческий капитал». От состояния этих сфер зависит социальноесамочувствие общества, а значит, и благополучие страны.

Глава 2. Обязательствагосударства
 
2.1 Социальноегосударство
Задача государствасостоит в регулировании условий сосуществования людей путем установления такогоравновесия свобод и благ, которое бы обеспечивало каждому возможность вестидостойную жизнь.
Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в составприоритетных для данного государства.
Конституцияопределила РФ как социальное государство. Характеристики социальногогосударства:
а)развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов,формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;
б)развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;
в)развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткаяреализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая системасоциальной жизни;
Изначально функциигосударства включали обеспечение внешней безопасности, правового регулированияотношений в обществе (институтов собственности, семьи и т.д.), внутреннегоправопорядка и культурно-религиозной жизни.
В конце XIX в. — первойполовине XX в. политические и социальные права граждан динамично расширились,развиваются институты перераспределения общественных благ (обязательноесоциальное страхование, государственное социальное бюджетирование), социальнаясфера. Государство шире применяет прогрессивное налогообложение хозяйствующихсубъектов и граждан, меры, направленные на бюджетное выравнивание положениятерриторий, ориентируясь на создание благоприятных условий для экономическойдеятельности как платформы повышения благосостояния граждан и формированиеинститутов доходов, не допускающих резких различий в их имущественном положении.
Объективный ход развитиязападноевропейской цивилизации нашел отражение в двух ключевых установках:
Ø общество должногарантировать своим членам защиту от типичных социальных рисков материальногонеблагополучия;
Ø состояниеобщества целесообразно определять с позиции качества жизни наиболее уязвимыхего членов (подобно тому, как нагрузку на мост оценивают по его самой слабойопоре).
В современном пониманиицелью государства является обеспечение общественных благ, призванныхобеспечивать потребности населения в защите от внешних и внутренних угроз,поддержании правопорядка, организации повседневной жизнедеятельности.
Главный признаксоциального государства — наличие механизмов и институтов социальной защитыграждан, обеспечивающих ее приемлемый уровень.
МОТ определяетдостаточную меру социально-экономической защищенности населения исходя изсовокупности следующих условий:
1. сохранениядостоинства и самоуважения человека; свободы от угроз жизни и здоровью, а такжеот страха за свое материальное благополучие в случаях наступления социальныхрисков;
2. возможностипланировать свою профессиональную будущность (доступ к образованию)
3. наличие базовыхинститутов социального государства
Важнейшей предпосылкойобеспечения достойной жизни человека является оптимальное сочетание ифункционирование таких базовых институтов:
Ø частнаясобственность
Институт частнойсобственностипризван обеспечивать материальное благосостояние человека, достигаемоеблагодаря его предпринимательским усилиям. Функционирование и развитие данногоинститута предполагает внесение частным собственником значительного личноговклада в «копилку» совокупного дохода общества.
Ø достойнаязаработная плата
Институт достойнойзаработной платысоциальное государство формирует исходя из цели расширенного воспроизводстваквалифицированной рабочей силы и права трудящихся на вознаграждение, котороеобеспечивает им и их семьям приемлемый уровень жизни, доступ к качественномуобразованию и т.д.
Ø социальноестрахование
Институт социальногострахования(пенсионного, медицинского, по безработице и др.) призван гарантироватьработающим и членам их семей достойные пенсии, качественную медицинскую помощь,защиту доходов в случаях безработицы, инвалидности, утраты кормильца.
Ø общественныеблага
Институт общественныхблаг, создаваемыйсоциальным государством с помощью бюджетных механизмов, позволяет каждомугражданину страны получить доступ к услугам, обеспечиваемым федеральными,региональными и муниципальным органами.
Право на частнуюсобственность, достойную заработную плату и пенсию, доступ к качественнымсистемам здравоохранения и образования образуют фундамент реализацииосновополагающих принципов устройства общества: свобода и личнаяответственность граждан, личная ответственность и солидарная взаимопомощь,социальная справедливость и субсидиарность.
Данные институты образуют«ядро» социального государства, регулирующее его механизмы,функционирование которых сопряжено с соблюдением важного условия — должногоразвития каждого в их неразрывном единстве.
Социальное государствообразца начала XXI в. выполняет ряд управляющих функций по развитию экономики исоциальной сферы, формирует институты доходов населения с учетом выравнивания,достаточным для достойной жизни всех его категорий (дети, безработные, пожилые,инвалиды), создает предпосылки для высокого качества жизни работающегонаселения.
Неотъемлемые атрибутысоциального государства — реализация принципа достойного труда, использованиемеханизмов коллективного (обязательного по закону) страхования от социальныхрисков утраты трудоспособности (по болезни, старости, инвалидности) или местаработы.
Изменение демографическойситуации, новая политика на рынке труда и в сфере заработной платы требуютновых форм социальной солидарности, отказа от прежних стандартных форм участияработников в единых системах социального страхования.
В этой связи усиливаетсявнимание к большей дифференциации различных видов социального страхования,целенаправленному предоставлению пособий наиболее нуждающимся. Недаром во многихстранах развернулся поиск нового соотношения базовых принципов социальнойполитики (например, нахождение таких размеров и форм социальных гарантий,которые не подавляли бы стимулы к трудовой деятельности, не сдерживали ростэкономики и эффективности).
К сожалению, Россияоказывается вне этого процесса: достижения в социальной сфере, имевшиеся всоветское время, утрачены, а подходы к преодолению углубляющихся по сравнению сразвитыми странами различий в уровне и качестве жизни населения пока не сформулированы,и есть угроза усугубления в условиях кризиса.

2.2 Платежи насоциальное страхование: опыт транзитных и развитых экономик
Реальную налоговуюнагрузку на предпринимателей определяет не только ставка налога на прибыль, нои обязательные платежи на социальное страхование, которые являются одним изосновных источников пополнения госбюджета и реализации целей социальнойполитики. Отчисления на социальное страхование по форме ничем не отличаются отналогов, но имеют строго целевой характер (во многих развитых странах онисоставляют до 1/3 суммы собираемых налогов).
Социальные взносы,уплачиваемые как работодателями, так и работниками, используются для целевогофинансирования конкретных схем социального страхования в соответствии сзаконодательством (пенсионное страхование, страхование по временнойнетрудоспособности, страхование на случай потери работы).
На начальном этаперыночных преобразований в европейских странах наблюдалась тенденция к снижениюставок страховых отчислений работодателей на пенсионное обеспечение игосударственную политику занятости. В дальнейшем были реализованы шаги повариации механизма исчисления и уплаты страховых платежей, которые, в конечномсчете привели к увеличению общей налоговой нагрузки на предпринимателей.
Платежи на социальноестрахование носят обязательный характер практически во всех переходныхэкономиках. При этом ставки страховых отчислений, общий уровень платежей насоциальное страхование и пропорции распределения общего налогового бремени посоциальному страхованию заметно варьируют по отдельным странам. Основное бремясоциальных платежей несут работодатели: в большинстве странЦентрально-Восточной Европы на них приходится примерно 2/3 всей суммы платежейпо социальному страхованию.
В большинствеэкономически развитых государств законодательно установлен порог доходов дляисчисления платежей работодателей и работников на социальное страхование.Например, в Польше пороговое значение доходов для начисления платежей насоциальное страхование установлено на уровне 30-кратного размера среднейзаработной платы. Однако в Польше действуют более низкие ставки отчислений насоциальное страхование по сравнению с другими восточноевропейскими странами,при этом бремя социальных платежей распределено практически поровну между работодателямии работниками.
В Болгарии от уплаты платежей на социальноестрахование освобождены доходы, не превышающие 16800 левов, как дляработодателей, так и для работников, что соответствует четырехкратному размерусредней заработной платы. При этом совокупная ставка отчислений работодателейна социальное страхование составляет 23,575%, для работников 12,4%; болеевысокая ставка социальных платежей установлена для индивидуальныхпредпринимателей без образования юридического лица — 32,5%.
Болгария последовательноидет по пути снижения ставки страховых отчислений работодателей на социальноестрахование. Одновременно идет процесс перераспределения совокупной нагрузкисоциальных платежей между работодателями и работниками в направлении сниженияналогового бремени на работодателей по социальному страхованию.
В Румынии действует комбинированная ставкаотчислений на социальное страхование — 30%, которая поделена междуработодателем — 20,5% и работником — 9,5%. Более высокая ставка страховыхотчислений установлена для отраслей с тяжелыми и вредными условиями труда(химическая и горнодобывающая промышленность) — 35-40%, при этом основное бремястраховых платежей по социальному страхованию падает на работодателя — 25,5-30,5%.
В Словакии, пожалуй, самая высокая совокупнаяставка страховых платежей работодателей в Европе — 36,2%, ставка,соответствующих отчислений работников -13,4%. Значительная величина общегоналогового бремени по социальным страховым платежам обусловлена довольношироким кругом страховых оснований и высокими ставками страховых отчислений поотдельным видам страховых платежей. Так, при общей ставке обязательныхстраховых платежей для работодателей в 36,2%. Ставка страховых отчисленийработников: составляет 13,4%.
Налицо высокий уровеньрегрессивности при определении общего налогового бремени по социальнымстраховым платежам. Учитывая низкую ставку налога на прибыль — 19%, можноговорить о перекладывании общего налогового бремени на лиц со среднимидоходами, что, впрочем, открыто признается независимыми словацкимиэкономистами.
Та же тенденциянаблюдается и в Чехии, фактически копирующей опыт налоговых реформ вСловакии. Здесь ставка отчислений организаций и предприятий на социальноестрахование составляет 26%. Ставка отчислений работников на социальноестрахование составляет 8%. Ставка страховых платежей для предпринимателей безобразования юридического лица — 34%.
В отличие от другихвосточноевропейских стран в Словении основное бремя платежей насоциальное страхование несут работники: ставка страховых отчислений насоциальное страхование составляет 22,1%, ставка страховых платежейработодателей -16,1%.
Платежи на социальноестрахование носят обязательный характер и в экономически развитых странах. Также, как и в переходных экономиках, схема формирования взносов на обязательноесоциальное страхование варьирует по странам, однако в большинстве из нихосновное налоговое бремя соответствующих платежей несут работодатели;установлены и пороговые значения доходов для исчисления платежей по социальномустрахованию.
Так, в Австрииплатежи на социальное страхование начисляются только с доходов, превышающих 45тыс. евро в месяц. Платежи на социальное страхование признаются налоговымвычетом при исчислении налога на прибыль.
В Италии отчисления работодателей на социальноестрахование составляют от 40% до 45% в зависимости от типа и размерапредприятия. Ставки страховых отчислений для работников — примерно 10%.
Интересная схемасоциального страхования действует в Испании. Здесь платежи посоциальному страхованию исчисляются в зависимости от профессиональной категорииработника. Каждая категория имеет минимальный и максимальный порог доходов дляисчисления социальных платежей, который ежегодно индексируется в соответствии сизменением уровня инфляции.
Германия — одна из немногих европейскихстран, где порог доходов для исчисления страховых платежей установлен как дляпенсионного, так и медицинского страхования и дифференцирован по отдельнымрегионам с разным уровнем экономического развития. Бремя налоговых платежей посоциальному страхованию распределено практически поровну между работодателями иработниками.
Одна из наиболеесправедливых систем социального страхования действует в Бельгии, гдепримерно 2/3 совокупного бремени по социальным платежам несут работодатели:социальные отчисления рабочих и служащих составляют 13,07% от суммы ихзаработной платы, а взносы работодателей — 32,79-34,58%.
Самая простая системасоциального страхования действует в Дании. Здесь работодатели неотчисляют платежи на социальное страхование, все бремя социальных платежейнесут работники и индивидуальные предприниматели без образования юридическоголица. Ставка отчислений на социальное страхование составляет 8%.
В ряде европейскихстран с развитойсистемой социального обеспечения не применяется порог доходов для расчетаотчислений работодателей на социальное страхование. Такая практика действует,например, в Швеции, где уровень совокупных отчислений работодателей насоциальное страхование составляет 32,28%.
Работодатели несутосновное бремя платежей по социальному страхованию, работники осуществляют лишьотчисления на пенсионное страхование в размере 7%… От уплаты отчислений насоциальное страхование освобождены лица в возрасте 65 лет и старше. Дляиндивидуальных предпринимателей без образования юридического лица ставкаотчислений на социальное страхование составляет 30,71%, при этом сумма платежейпо соцстраху вычитается из налоговой базы при исчислении налога на доходыфизических лиц, который дифференцирован в зависимости от уровня доходов исоставляет от 0% до 25% на доходы.
Порог доходов дляисчисления платежей работодателей и работников на социальное страхование неприменяется и в таких экономически развитых европейских странах, какВеликобритания, Бельгия, Ирландия.
В Великобритании, Франциии Финляндии и Ирландии, действует прогрессивная модель исчисления страховых платежей пообязательному социальному страхованию. Например, в Великобритании ставкаобязательных страховых платежей для работодателей жестко увязана с заработнойплатой работников и составляет от 0% до 12,8% в зависимости от заработнойплаты. Социальные страховые платежи признаются налоговым вычетом при исчисленииналога на прибыль. В отношении работников применяется регрессивная шкала.
В Ирландии ставка социальных отчисленийработодателей составляет 10,75%. Отчисления на социальное страхование не платятработники и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица ввозрасте 65 лет.
Жалобы нашего бизнеса насверхвысокий уровень ЕСН — 26% — не подтверждаются сравнительным анализомпрактики финансирования системы социального страхования в экономически развитыхстран. Признает это и Министерство финансов РФ: по его данным, «социальныеплатежи в России составляют 12,5% ВВП, у них 15-28%. Подоходный доход в России- менее 4% ВВП, в других странах — 5-10%.
ПервоначальноМинистерство финансов РФ вышло с предложением дальнейшего реформированияэффективной ставки ЕСН, уплату которого предполагалось разделить междуработодателями и работниками. С 2010 г. предусматривалось увеличить пороговыезначения регрессивной шкалы доходов, с которых исчисляются страховые платежи.Сейчас максимальной ставкой единого социального налога в 26% облагаютсязарплаты не выше 280 тыс. руб. в год. Минфин предлагал поднять эту планку до1,1 млн. руб., от 1,1 до 2,3 млн. руб. — 10%, а свыше 2,3 млн. руб. -2%.
Индексация шкалы ЕСН смягчаетпроблему пополнения доходов госбюджета, однако при регрессивной шкале ЕСНэффективная ставка налога из-за роста заработной платы в стране ежегодноснижается на 1-2%, обусловливая дефицит. На мой взгляд, усиление регрессии приисчислении ЕСН можно рассматривать как очередной шаг в сторону снижениясоциальной ответственности бизнеса.
Ссылки на практикуразвитых экономик, применяющих регрессивную модель для исчисления обязательныхсоциальных страховых платежей, также не совсем корректны, учитывая низкийуровень экономического развития транзитных (переходных) стран (от 34% до 80% ксреднему уровню ВВП в ЕС). Кроме того, как отмечалось выше, в ряде экономическиразвитых стран с высокими социальными гарантиями населения порог доходов дляисчисления обязательных платежей на социальное страхование не применяется.
В переходных экономиках согромным социальным и имущественным расслоением населения применениерегрессивной модели исчисления платежей на социальное страхование „играетна руку“ лицам с высокими доходами и на нынешнем этапе является явнопреждевременным шагом, лишь усиливающим социальное неравенство.
Можно толькоприветствовать последние решения российского правительства, отменяющие с 2010г. регрессивную шкалу ЕСН и вводящие вместо ЕСН в размере 26% страховые взносыработодателей на пенсионное, медицинское и социальное страхование в размере34%, что, следует рассматривать не как увеличение налоговой нагрузки на бизнес,а как фактор усиления его социальной ответственности.

Глава 3. Социальнаяполитика на современном этапе
 
3.1 Российская модельсоциальной политики
социальныйполитика российский страхование
Радикальные экономическиепреобразования, как известно, повлекли за собой существенное снижение уровнядохода и жизненных стандартов значительной части населения нашей страны: посуществу, происходило обесценение трудового потенциала.
Значительный ущерб,нанесенный национальному человеческому капиталу, связан с сужением возможностейсамореализации личности, упрощением мотивационных механизмов в сфере труда,подрывом принципа равенства стартовых возможностей в связи с сокращениеммасштабов и снижением качества бесплатного образования, ухудшением здоровьянаселения, утратой доверия к власти.
В сложившейся ситуацииосновные усилия государства должны быть направлены на сохранение ивосстановление нематериальных составляющих общественного богатства. Для этого необходимопересмотреть как место социальной политики в системе государственныхприоритетов, так и ее концепцию, следовательно, формы и методы реализации.
Даже при увеличении в ВВПдоли государственных расходов на социальную политику до уровня, характерногодля развитых экономик, обеспечить сопоставимые масштабы социальных трансфертовне удастся, поскольку количество нуждающихся в помощи государства в нашейстране слишком велико.
Кроме того, неоправдывает себя и стратегия выявления „самых бедных“, посколькузатраты на трансакционные издержки, связанные с идентификацией»адресатов", значительно превышают сумму реальной помощи. Не следуетзабывать и то, что получение дополнительного дохода через систему социальнойпомощи и благотворительные фонды снижает самооценку людей, сводит их доунизительного положения объектов благотворительности, не способных существоватьсамостоятельно и быть полезными обществу.
В настоящее времяпроисходят реформы в основных отраслях социальной сферы — здравоохранении,образовании, ЖКХ, одним из результатов которых становится платность продуктов(услуг), производимых в данных секторах. В этой связи возникает две группыпроблем, общих для всего социального блока.
· технологии иорганизации производства социальных услуг;
· источниковфинансирования.
Мировая практикасвидетельствует, что социальная сфера не обладает достаточными возможностямиразвиваться только на основе саморегулирования; решающая роль здесь принадлежитгосударственным институтам.
Практики государственногоуправления оценивают рассмотренные социальные процессы как изменение российскоймодели социальной политики.
Во-первых, провозглашен отказ государства отжестокого регулирования поведения человека в социальной сфере, наборасоциальных услуг, которые может и должен получать гражданин.
Во-вторых, происходит разгосударствлениесоциальной сферы и освобождение государства от функции непосредственногопредоставления гражданину социальных услуг (применительно ко многим их видамгосударство постепенно перестает быть оператором, предоставляющим эти услугипотребителю: в одних случаях оно отводит себе роль законодателя, которыйустанавливает правила, в других — роль посредника).
В-третьих, формируется рынок социальных услугс реально возникающей конкуренцией их производителей, повышением качествасоциальных услуг и снижением издержек на их производство.
В-четвертых, в социальной политике появляетсяновый субъект — гражданин, который раньше был только ее объектом (когда человекза копейки получал услуги, то он как бы не имел морального права требовать,чтобы они были надлежащего качества и представлены в полном объеме; когда жечеловек начинает платить реальную цену за такие услуги, он автоматическипревращается в субъект, имеющий моральное и юридическое право на получениекачественных услуг, свободный выбор их вида и количества).
Необходимость решениясерьезных социальных задач побудило правительство к выбору прагматического пути- реализации правительственных программ в форме приоритетных национальныхпроектов в области образования, здравоохранения, жилья и сельского хозяйства.
Российская власть смоглаадекватно спрогнозировать развитие социокультурной мегатенденции в политике иэкономике, учтя российскую специфику. Избранные сферы определяют качество жизнилюдей и социальное самочувствие общества, создают стартовые условия для развитиячеловеческого потенциала.
Главной целью и базовымнациональным приоритетом в современном глобальном пространстве становитсячеловек, развитие его материального, интеллектуального, духовного потенциала.Человеческий потенциал, его количественный и качественный рост необходиморассматривать в качестве критериев эффективности функционирования государства,деятельности институтов власти.
Приоритетные национальныепроекты должны органически вписаться в стратегический курс развитиячеловеческого потенциала. С этой точки зрения основные усилия государствадолжны быть сконцентрированы на решении трех групп первостепенных задач:
· улучшениесоциально-экономических условий (увеличение подушевого ВВП, продолжительности икачества жизни, качества здравоохранения);
· повышениеинтеллектуального и культурного потенциала личности (рост числа студентов,школьников, доступ к культурным ценностям, увеличение количества ученых);
· духовное,нравственное совершенствование личности, формирование адекватной ценностнойсистемы общества и государства.
Эти три направления тесносвязаны и взаимно усиливают друг друга. Выделение одного из них и отказ отдругих означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.
По территории иобеспеченности природными ископаемыми Россия находится на 1-м месте в мире, почисленности населения — на 6-м, по размерам ВВП — на 10-м, что дает ей всеоснования претендовать на роль одного из лидеров мирового сообщества. Вместе стем положение, прежде всего в социальной сфере, остается достаточно сложным. Вомногом это связано с тем, что содержание либеральных реформ в стране свелось кформированию рыночного хозяйственного уклада. Таким образом, что «маятник»государственной экономической и социальной политики качнулся от «защитыинтересов трудящихся» (основной массы населения) в сторону «защитыинтересов капитала» (количество представителей которого не превышает 15%численности граждан страны). Это привело к утрате важнейших государственныхфункций в социальной сфере — социально сбалансированного учета интересов всехосновных социальных слоев, перераспределение финансовых ресурсов, регулированиясферы труда, здравоохранения, образования.
В результате подавляющеебольшинство населения страны не только не обрело достойного уровня и качестважизни, но и лишилось сколько-нибудь обнадеживающих перспектив на будущее.
Неоправданная по всеммеркам дифференциация заработной платы приводит к недопустимой степенирасслоения населения. Во многом ситуация с резкой дифференциацией доходовнаселения объясняется доминированием в последние годы экспортно-сырьевой моделиразвития национальной экономики, которая воспроизводит в расширенном объеме«точечный» рост отдельных подотраслей экономики и крупныхмегаполисов, где концентрируется большая доля финансовых ресурсов. Уже сегоднярост стоимостных параметров экономики на 65-75% обеспечен деятельностьюнескольких десятков крупных корпораций, расположенных не более чем в 150-200населенных пунктах страны. По оценкам ученых, при сохранении нынешних тенденцийфункционирования экономики «точечного» типа, дифференциация заработной платы идоходов населения в ближайшие три-четыре года возрастет еще на 40-60%.
Переломить этотнегативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной модернизациисоциальной сферы:
Во-первых, представляется необходимым создатьсистему взаимоувязанных социальных институтов, способных реально обеспечить:
ü работающим — институт достойной заработной платы, гарантирующей работнику и членам его семьиприемлемые уровень и качество жизни (средняя заработная платы по стране должнабыть не менее 5ти ПМ, а доля зарплаты в ВВП — достичь за пять лет 35%);
ü пенсионерам — институт пенсионного страхования, который бы гарантировал наемным работникамвозможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60%их заработной платы;
ü всем гражданамстраны — гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощив рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемойобязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты накоторые должны составлять не менее 6% ВВП); гарантированное (бесплатное)предоставление возможностей для получения среднего и высшегопрофессионального образования (государственные затраты на это должнысоставлять не менее 5% ВВП).
Во-вторых, государственные расходы насоциальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не нижеминимальных стандартов (не менее 20% ВВП), рекомендованных конвенциями ирекомендациями МОТ, Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000г.
В-третьих, необходимо разработатьобщенациональную (структурированную по основным направлениям) программуразвития систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунальной сферы,которая включала бы федеральную и согласованные с ней региональные программы.
Таким образом, российскаямодель имеет свои особенности и вполне реальные цели и задачи. Реализациякоторых в условиях кризиса усложняется, но необходимость их растёт, так какнаселение больше подвергается социальным рискам.
Рассмотрим антикризисныемеры РФ, направленные на обеспечение социальной поддержки и защиты населения.
3.2 Антикризисные мерысоциальной политике в РФ
Кризис перенастроилуправленческое мышление в пользу текущих проблем: они сегодня представляютсяболее значимыми, нежели перспективы, сформулированные в Концепции долгосрочногосоциально-экономического развития на период до 2020 г. Уже в октябре 2008 г.,когда Концепция утверждалась, правительству пришлось срочно заниматьсяоперативными, не терпящими отлагательства вопросами — спасать банки от дефициталиквидности, системообразующие предприятия — от дефицита кредитования.
На фоне многомиллиарднойпомощи государства банкам, крупным компаниям общественность не могла не ожидатьусиления поддержки самих граждан. Наглядная иллюстрация: в ток-шоу«Честный понедельник» (НТВ) 9 февраля 2009 г. 70% участниковпроголосовали за первоочередную поддержку граждан, а не банков и фирм. Примерованалогичной реакции в СМИ множество. Заметим, что в планах спасения от кризисадругих стран значительное место занимает помощь населению.
В России подобнаяподдержка началась с зон экономических интересов граждан: увеличены размерыстраховых гарантий по банковским вкладам населения, организована помощь припогашении ипотечных кредитов, введены кредитные программы при покупкеотечественных автомобилей.
В конце 2008 г. повышеныразмеры пенсий, увеличено максимальное пособие по безработице. На 2009 г.перенесен срок реализации права на материнский (семейный) капитал в случаепогашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам наприобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты.Правительство планирует выделить 43 млрд. руб. на финансирование региональныхпрограмм занятости населения, в том числе организацию общественных работ и переобучение.
Однако в условияхразворачивающегося кризиса этих мер недостаточно. Необходимо понимать, чтопроисходит не только спад производства и сокращение доходов, возникает реальнаяугроза реализации национальной социальной стратегии в части кардинальногосокращения бедности, развития среднего класса, увеличения рождаемости.
В трудной жизненнойситуации оказываются, прежде всего, семьи с детьми, особенно те, кто попадает взону риска, — безработные, малообеспеченные, многодетные, с одним родителем,для которых удовлетворение насущных потребностей, сохранение здоровья детейстановится подлинной проблемой. И было бы только справедливо вложить в ихподдержку часть накопленных государством стабилизационных резервов.
Актуальность введенияантикризисных мер для семей с детьми с каждым днем усиливается. По даннымРосстата, в конце декабря 2008 г. 5,8 млн. человек, или 7,7% экономическиактивного населения, классифицировались как безработные. По прогнозуМинздравсоцразвития РФ, если худшие ожидания сбудутся, в 2009 г. безпостоянного заработка могут остаться более 14% трудоспособного населениястраны, или 10 млн. человек.
В целях смягчениянегативных последствий экономического спада для населения рабочая экспертнаягруппа Общественного совета Центрального федерального округа (по инициативепредседателя Совета Е.Юрьева) разработала пакет антикризисных мер по социальнойподдержке семей с детьми.
Представляетсянеобходимым внести изменения в федеральное законодательство. Это законы «Огосударственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О занятостинаселения в РФ», «О дополнительных мерах государственной поддержкисемей, имеющих детей», «О федеральном бюджете на 2009-2011 гг.».Налоговый и Семейный кодексы РФ.
Меры по факторубезработицы,ухудшающей положение семей в связи с увольнением матери или отца в сложномпериоде рождения и воспитания детей, включает:
ü предоставлениеправа в случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудовою договора-матери (отцу), имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком,получать одновременно и пособие по безработице в случае признания ее (его)безработной (безработным);
ü беременнойженщине получать одновременно пособие по беременности и родам, а также пособиепо безработице (одинокой беременной женщине — в повышенном размере) в случаепризнания ее безработной.
ü установление длябезработных родителей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, надбавки к пособиюпо безработице в размере 10% от назначенного пособия (на период его действия).
Меры социальнойподдержки молодых семей:
ü справедливо былобы удвоить стандартный вычет по налогу на доходы физических лиц дляналогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок (дети), еслидругой родитель признан безработным или находится в отпуске по уходу заребенком, в отпуске по беременности и родам. В этом случае происходит не потерядоходов бюджета, а только перераспределение его расходов;
ü наиболее важной,по нашему мнению, мерой является продление выплаты пособия по уходу за ребенкомс 1,5 до 3 лет. Тем самым можно снизить «давление» женской рабочейсилы на рынок труда на фоне ожидаемых массовых увольнений. Вместе с тем, имея ввиду, что после трехлетнего перерыва на материнство неработающая мать должнавновь начать работать, целесообразно предоставить ей право использоватьсертификат на материнский (семейный) капитал на оплату собственнойпрофессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Это дастей дополнительный шанс стать более конкурентоспособной при возвращении на рыноктруда.
В условиях кризиса особуюактуальность приобретает вопрос об усилении родительской ответственности.В частности, в сфере алиментных отношений. Тут положение просто нетерпимое: пооценке ИЭ РАН, до 70% алиментообязанных либо уклоняются от уплаты алиментов,либо скрывают свои истинные доходы при их начислении. Судя по успешному опытудругих стран, проблему можно разрешить двумя мерами:
—  установитьфедеральный минимум алиментов в процентах (25% — от ПМ ребенка) спредоставлением права субъектам Федерации повышать его в зависимости от уровнядоходов населения в регионе;
—  создатьспециальную государственную службу — Алиментный фонд — в целях активизацииисполнения судебных решений об алиментах и выплаты во время розыска лица,уклоняющегося от их уплаты пособия на ребенка.
Решение о разработкерегиональной антикризисной социальной программы предполагает мобилизациюресурсов и эффективное расходование бюджетных средств. Подобный опыт имеется икрайне востребован сейчас. В этом формате чрезвычайно важным является всемернаяактивизация локальной социальной работы, от позиции местных властей напрямуюзависит полнота и эффективность социальной поддержки.
Общие ориентирысоциальной работы должны быть заданы на федеральном уровне. Поэтому рациональноустановить обязательный перечень предоставляемых в субъектах РФ льгот, услуг инатуральной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, сфинансовым участием федерального бюджета.
Обязательный федеральныйперечень услуг может включать бесплатный (льготный) набор продуктов питания длядетей, школьно-письменными принадлежностями, выдачу бесплатного пакета товаровдля новорожденного, бесплатное лекарственное обеспечение, предоставлениегорячего питания учащимся в школах и учреждениях начального профессиональногообразования, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатный проезд наместном пассажирском транспорте. Каждый регион может решать эту задачу длянуждающихся граждан с семейными обязанностями с учетом местных особенностей.
В целях распространениядоказавшего свою эффективность местного опыта, следовало бы обобщить и сделатьдоступными лучшие практики государственного и муниципального управления в сфересоциальной поддержки семей с детьми и детей, особенно находящихся в сложнойжизненной ситуации.

Заключение
В условиях мировогофинансового кризиса возрастает роль социальной политики государства, включающейв себя: социальную поддержку и защиту населения, а также распределениенационального дохода в пользу малообеспеченных слоёв общества.
В курсовой работе показано,что в условиях кризиса, сопровождающегося безработицей, снижением оплаты трудыи падением уровня жизни, необходимость и роль социальной политики государствастановится особенно актуальной.
Кроме того, социальнаяполитика направлена не просто на защиту человека от социальных рисков, но и нанедопущение резкого материального и социального неравенства.
В соответствии с целями изадачами курсовой работы выявила методологию социальной политики государства,её сущность и функции. А также рассмотрела антикризисные меры государства всоциальной сфере на современном этапе.
 В работе отмечается, чтоодним из основных источников пополнения госбюджета и реализации целейсоциальной политики, являются обязательные платежи на социальное страхование.На примере развитых и транзитных экономик показано, что ставки страховыхотчислений, общий уровень платежей на социальное страхование и пропорциираспределения общего налогового бремени по социальному страхованию заметноварьируются. В перспективе в России предусматривается изменение системысоциального страхования.
Важно заметить, чтосоциальная политика тесно связана с уровнем развития общества, с целями изадачами которые ставит общество перед собой в своём социальном развитии.Главная цель социальной политики в экономическом ракурсе – это распределение иперераспределение национального дохода между социальными группами. Хотя сферасоциальной политики многогранна: трудовые отношения, социальная поддержка изащита, охрана здоровья, образование, культура, наука.
Основнойже задачей социальной политики является создание в обществе благоприятногосоциального климата и социального согласия, условий, обеспечивающихудовлетворение основных жизненных потребностей населения.
Социальнаяполитика любого государства направлена на повышение благосостояния населениястраны, снижение уровня бедности и неравенства.
Такимобразом, социальную политику государства можно рассматривать как специфическуюдеятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданинасвободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовнойжизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностейчеловека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учётесоциальных последствий экономических, политических преобразований.

Список литературы
1. Голубев, Н.Социальный аспект доверия к реформам /Николай Голубев// Человек и труд. – 2008.- № 4. – С. 18-19.
2. Грачева, О. Местосоциальной поддержки населения в региональной социальной политике: методологическийаспект /Ольга Грачева // Человек и труд. – 2008. — № 1. – С. 9-12.
3. Гуманизациясоциальной сферы: монография/ под общ. ред. И.А. Ильяевой, Т.Н. Кузнецовой. –Белгород: крестьянское дело, 2002. – 270 с.
4. Игнатьев Р.Услуги оказывают на дому / Руслан Игнатьев // Социальная защита. – 2009. — № 4.– С. 3-6.
5. Кашин В. Методикаоценки эффективности корпоративной социальной политики (социальных инвестиций исоциального партнерства) / Владимир Кашин // Человек и труд. – 2009. — № 5. –С. 20-25.
6. Кузнецова З.Платежи на социальное страхование: опыт транзитных и развитых экономик / ЗояКузнецова // Человек и труд. – 2008. — № 12. – С. 18-23.
7. Морозова Е.А.Социальная политика на муниципальном уровне: социологическое измерение / Е.А.Морозова, О.В. Головина // Социальная политика и социология. – 2008. — № 4. –С. 268 – 280.
8. Пикулин М.Особенности российской модели социальной политики /Максим Пикулин// Человек итруд. – 2008. — № 4. – С. 16-17.
9.  Ржаницына Л.Антикризисные меры социальной поддержки семей с детьми в РФ: федеральный ирегиональный уровни / Людмила Ржаницына, Сергей Рыбальченко // Человек и труд.– 2009. — № 4. – С. 19-25.
10.   Ржаницына Л. Новый этап социальнойполитики в России: от преодоления бедности к обеспечению достатка / Л. Ржаницына// Человек и труд. – 2008. — № 8. – С. 8-14.
11.   Роик В. Социальное государство:задачи по реализации прав российских граждан на достойную жизнь/ Валентин Роик// Человек и труд. – 2009. — № 1. – С. 9-15.
12.   Социальная политика: учебник / подред. Н.А. Волгина. – 3-е изд., стер. – М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
13.   Сперанский А. Национальная идея –это наши дети/ Альберт Сперанский // Социальная защита. – 2008. — № 1. – С.3-6.
14.   Холостова Е.И. Генезис социальнойработы в России: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. –229 с.
15.   Холостова Е.И. Социальная политика исоциальная работа: учебное пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. –213 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.