Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанскийгосударственный технический университет им. Д.Серикбаева
Кафедра «Экономическая теория и рынок»
Курсоваяработа
По дисциплине «Экономическая теория»
Тема: «Смешанная экономика: ее сущность,типы и перспективы.»
Усть-Каменогорск
2008
План работы
Введение...........................…….… 3
Глава1.Устройство смешанной экономики….. 5
1.Сущностьсмешанной экономики….… 5
2.Моделисмешанной экономики….… 9
Глава 2.Формирование смешанной экономики в Республике Казахстан 14
1.Этапы иособенности формирования смешанной экономики Казахстана.14
Заключение.….… .21
Список литературы….… 22
ВВЕДЕНИЕ
В последние полтора-два столетия в мире действовали различныетипы экономических систем. Они различаются по способу координации хозяйственнойдеятельность людей, фирм, государства, а также по типу собственности наэкономические ресурсы. В зависимости от способа решения главных экономическихпроблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыреосновных типа экономических систем: традиционная, рыночная (капитализм),командная (социализм), смешанная.
В слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные наобычаях, экономические системы.
Административно-командная, централизованно-плановая экономика— это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитогообщественного разделения труда, специализации производителя, многообразияэкономических структур осуществляется сознательное жесткое регулированиеразвития экономики как органического целого из единого центра[11, с. 42.]. Из-заэтого прогресс общества тормозится.
Рыночное хозяйство — это общественная форма организацииэкономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействиепроизводства и потребителя посредством рынка[11, с. 62.]. В рыночной экономикевсе ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? — определяетрынок.
Современный анализ показывает, что наиболее привлекательнойдля общества стала смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынкагибкой системой государственного регулирования.
Смешанная экономика. Современная рыночная система являетсобой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства.Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, гдеэффективный рыночный механизм дополняется государственным регулированием. Рольгосударства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий дляведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночнойинфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения,решению общенациональных проблем и задач.
Однако смешанный тип устройства экономики нередко путают сдругими. В этой работе мы попробуем выделить отличительные особенностисмешанной экономики и доказать, что в данное время в Республике Казахстансуществует именно такой тип устройства экономики.
ГЛАВА 1. Устройство смешаннойэкономики
1.1. Сущность смешанной экономики
Термин «смешанная экономика» нередко используется не по назначению.К примеру, для некоторых смешанная экономика — синоним переходной экономики, а теперьи транзитной. Для других смешанная экономика – это «разнообразие и взаимодействиеформ собственности»'. Это перечисление можно продолжать, но дело не в перечислении,а в выявлении теоретических и методологических основ познания исследуемого явления,где, прежде всего надо выявить его содержательные основы. Решение этой проблемымы видим не в отвержении накопленных знаний, приклеивая им различные ярлыки, и нев приукрашивании модными терминами или взглядами. Авторы отдельных теорийформирования смешанной экономики выводят ее из следующего положения. «Вразвитых странах складывается смешанная, отличная от классического капитализма,цивилизация». Можно было бы согласиться с приведенным последующими положениями,но понятие “смешанная экономика” – не порождение только сегодняшнего дня. О смешаннойэкономике начали писать ровно, 100 лет назад и их авторами были А. Шеффле и А. Вагнер.Для них основой высказывания о формировании смешанной экономики послужиланаметившаяся практика государственного вмешательства вчастнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних авторов теориисмешанной экономики такой основой служит “… многосложность системыэкономических интересов и наличие альтернативных вариантов их реализации набазе высокой технологичности, гибкости, плюрализма и постоянной диверсификациипроизводства и индивидуализации производства". Авторы этих строк, как и А.Шеффле, А.Вагнер, А.Зомбарт выводят понятие не из внутренних закономерностейфункционирования общественного производства, а из внешней видимости. Соответственнои рекомендации по формированию смешанной экономики носят поверхностный,разноплановый характер, который не имеет логической последовательности,генетически проистекающей из действий органов власти. Почти все авторы различныхконцепций видят в смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся в«разрешении общественных и частных интересов», в «сочетании государственногои частного начала», в “государственной и частной собственности". Но чтодвижет и подвигает к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у них нет. Болеетого, некоторые авторы считают, что «содержание формирования рыночной экономикисмешанного типа нацелено… на более эффективную социально-экономическую системуи связано с трансформацией плановой экономики в рыночную». Здесь надосначала разбираться в содержании терминов, а затем переходить к содержательнойчасти цитаты.
— Во-первых, смешанная экономика — это не субъект, а объективнаяэкономическая реальность. Следовательно, смешанная экономика закономернофункционирует, не нацеливаясь на что-то.
— Во-вторых, она не связана с трансформацией плановой экономикив рыночную, ибо как объективное экономическое явление она имела место не тольков постсоветский, но и досоветский период, и не следует связывать ее с разваломСССР и переходом от так называемой плановой к рыночной экономике. Это субъекты влице государства и людей, работающих во властных органах, которые стремятся сформироватьрыночную экономику, ломая и уничтожая командно-административную систему. Здесьзаконы смешанной экономики объективно заставляют людей следоватьзакономерностям эволюции общественного производства.
— В-третьих, переходная экономика — понятие, присущее экономическимотношениям, проявляющимся при переходе от одного способа производства к другомув рамках одной формы общественного производства. Например, от рабовладельческихк феодальным, в основе которых находилось натуральное производство.
— В-четвертых, смешанная экономика – не поверхностное явление,и эту сторону отмечают почти все, кто пишет по этой проблеме и волей илиневолей указывают на связь ее с собственностью. Соответственно, смешаннаяэкономика не есть переходная экономика, не есть переходной период и, тем более,не есть транзитная экономика, ибо пласты экономических отношений, связанные с собственностью,говорят о глубинных отношениях. Собственность связана с типами общественногохозяйства и в зависимости от последнего проявляются различные формысобственности. Следовательно, смешанная экономика характеризует переходные отношенияне между способами производства, не между формациями, даже не междуцивилизациями. Она характеризует переходные отношения между типамиобщественного производства.
— В-пятых, о смешанной экономике заговорили в конце прошлого века.То было время, когда одни писали о монополиях, а другие (А. Шеффле и А.Вагнер)о смешанной экономике, и это не случайно. Названный период характеризовалсяпереходом к использованию новых видов энергии, новых видов передаточныхмеханизмов, новых орудий воздействия на предметы труда, что дало поводзаговорить о смешанной экономике, исходя из переворота в производительных силах(средствах производства), поэтому он является порождением переходных отношений междуформами общественного производства.
В западном мире – мире корпораций – в течение всего ХХстолетия создавалось современное индустриальное общество. В нем сочетаются громаднаяконцентрация денежного капитала, передовая техника и технология, сложнейшаяорганизационная структура. С другой стороны, здесь функционируют тысячи мелких предпринимателей,заполняющих те ниши в экономике, которые не представляют особого интереса из-занедостаточной эффективности для гигантов индустрии. Весь этот конгломератработает сам на себя, дополняя, используя или подавляя и преследуя определенныеинтересы своих собственников. В результате, экономический мир замкнулся на смешениитоварных и коллективных форм общественного производства. Экономическому мирупредстал не только частный собственник, не только отдельный частныйпредприниматель, но и ассоциированный или коллективный собственник,собственность государства и их различные сочетания. Глубинная причина появленияв экономической жизни различных форм собственности, связана с наличиемобщественного и мануфактурного разделения труда. В результате, общественноепроизводство, базирующееся на машинах, соединяет в себе две противоположныетенденции – обособление и взаимозависимость предприятий и отраслейпроизводства. Наличие коллективных отношений в рамках товарного производстваили товарных отношений в коллективном производстве показывает различноепереходное состояние общественного производства от одной формы к другой. Этопереходное состояние общественного производства фиксируется на новом уровнеразвития товарных отношений – смешанной экономике. Товарное производство, вкотором формируется коллективное производство и где закономерности первого преображаютсяи трансформируются во второе, называется смешанной экономикой.
1.2. Модели смешанной экономики
В современных условиях в промышленно развитых странахсмешанная экономика все более активно вытесняет рыночную. Главное достоинствосмешанной экономики в том, что она не имеет крайностей, присущих традиционной,рыночной и командной моделям. Основными производителями продукции ипокупателями условий производства в странах с развитой промышленностью являютсякрупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, нопри этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляетсяадминистративно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительныеотношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность наматериальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная;поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом вобществе определены и приоритетные цели. Государство выполняет в экономике активнуюфункцию, имеется система прогнозирования, планирования и координациидеятельности государственного и частного секторов.
Средством эволюционного перехода к смешанной системе являетсяреформирование, в ходе которого экономика оказывается в переходном состоянии(переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другойне всегда означает необходимость смены формы собственности. Например, к началу XX столетия экономическая модель,основанная на рыночных механизмах и регулируемая свободным рынком, изжилa себя. На смену свободному рыночномумеханизму пришел регулируемый: система государственного регулирования экономикивозникла еще во время первой мировой войны, ее демонтаж после войны привел ксильнейшему экономическому кризису (1929 – 1933 гг.). Дж. М. Кейнс и егопоследователи осознали это и обосновали необходимость реформирования экономики,усиления роли государства. Курс Рузвельта в США подтвердил их выводы напрактике.
Таким образом, форма собственности не препятствует и более жесткимизменениям экономического курса. Переход от одной экономической модели к другойзначительно облегчается наличием у всех современных экономических систем общейосновы – товарного производства, хотя сами системы различаются уровнем егоразвития, а также типом экономической власти и формами ее осуществления и тем,какое место в системе ценностей данного общества занимает экономическаядеятельность.
Смешанная экономика органично соединяет в себе преимуществарыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым вопределенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает ихотрицательные последствия.
/>/>/>Смешанная экономика – тип современнойсоциально-экономической системы, складывающейся в развитых странах Запада инекоторых развивающихся странах на стадии перехода и к постиндустриальномуобществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основусоставляет частная собственность, взаимодействующая с государственнойсобственностью ( 20-25). Схематично это можно представить следующим образом[11,с. 63.]:
/> 3 1 – рынок
2 – государство как
2 1 подсистема хозяйствования
3 – натуральное хозяйство
рис. 1.Структура экономической системы
смешанной экономики
На базе разнообразных форм собственности функционируют различныетипы хозяйства и предпринимательства ( крупное, среднее, мелкое ииндивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия( организации, учреждения)).
Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ейсоциальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с еемногосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономическогоразвития страны.
Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах ина различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуетсятем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшейстепени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственностиневелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитиекоторого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами,налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе,распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определеннаяформа государственно-частного предпринимательства через системуправительственных заказов.
Общая линия на развитие смешанной системы не означаетоднообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываютсяразличные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими«национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности,рынка и государственного регулирования. Эта особенность зависит от многихфакторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических игеополитических условий формирования общественного устройства, национальных исоциально-культурных особенностей страны, влияния тех или иныхсоциально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, какправило, может доминировать та или иная сторона параметров. Типы и виды экономикпредставлены следующими моделями рыночных систем:
l Американская модель - построена на системе всемерногопоощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной частинаселения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счетчастичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще неставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовойориентации на достижение личного успеха[9, с. 25.].
l Германская модель — это модель социального рыночногохозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особойсоциальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, сформированием многослойной институциональной структуры субъектов социальнойполитики. В германской экономической модели государство не устанавливаетэкономические цели — это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, — асоздаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализацииэкономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданскомобществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовыхвозможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основныхчастей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер поподдержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующиххозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределызападной экономической традиции. Но понимание государства в германской моделии, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от пониманиягосударства в других рыночных моделях представлением о более активномвмешательстве государства в экономику[9, с.26.].
Германская модель, характеризуется следующими чертами:
— индивидуальная свобода как условие функционированиярыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, этоусловие обеспечивается активной государственной политикой поддержанияконкуренции;
— социальное равенство — рыночное распределение доходовобусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий,в то время как достижение относительного равенства требует энергичнойсоциальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов междугруппами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участиегосударства в предоставлении социальных благ, например, в жилищномстроительстве;
— стимулирование технологических и организационных инноваций;
— проведение структурной политики;
— защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенностигерманской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночнойэкономики, первым из которых является органическое единство рынка игосударства.
l Японскаямодель — это модельрегулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможностинакопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулированияв сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционнойи внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративногоначала[9, с. 26.].
l Шведскаямодель — этосоциал-демократическая модель, которая отводит государству место верховнойсоциально-экономической силы. Демократически избранной государственной властиделегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономическойжизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальнойрыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практикестираются. Таким образом, современные страны взяли курс на построениесоциально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия«смешанная система хозяйства»[9, с. 27.].
ГЛАВА 2. Формирование смешанной экономики в РеспубликеКазахстан
2.1. Особенности смешанной экономики в условиях РеспубликиКазахстан
С момента обретениягосударственной независимости в Казахстане осуществлялись преобразования,направленные на создание экономики рыночного типа. Учитывая сложившиесясоциально-экономические и политические условия, отсутствие опыта и традицийгосударственного управления рыночной экономикой, необходимо было определитьбудущий тип государственного устройства, характер и способы защиты национальнойбезопасности.
Как известно, кризисэкономики Казахстана, как и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться ссередины семидесятых годов и выражался в снижении темпов роста и эффективностипроизводства, нарастании технического и технологического отставания от развитыхстран. В этой связи в центр экономической политики были поставлены вопросыповышения эффективности общественного производства, в частности путемускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалосьосуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночнойсистеме ведения хозяйства, были разработаны ряд программ такого перехода.
Первый этап радикальнойэкономической реформы в Казахстане в этой связи начался в конце 80-х годов ипродолжался по 1991 год, когда союзным и республиканским правительствами былисделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом,отказаться от чрезмерной централизации и предоставить больше правнепосредственно хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствованиехозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер порасширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткойсистемы централизованного планирования производства, распределения материально-техническихи финансовых ресурсов, не затрагивая при этом саму экономическую систему, аглавное, не затрагивая отношения собственности.
Характерной чертой тоговремени стало уклонение товаропроизводителей от поставок продукции по госзаказупо фиксированным ценам, преимущественное использование договорных цен,необоснованное увеличение заработной платы. Это привело к вынужденной эмиссииденег, не подкрепленных соответствующими товарными ресурсами. Таким образом,подавленная инфляция переросла в открытую форму, инфляционные процессыусилились и, соответственно, усилились кризисные явления в экономической иполитической сферах.
Второй этап экономическихреформ охватывает период 1992-1993 г.г. — с момента объявления Казахстаномсуверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан эти годыполностью зависел от изменений социально-экономической и политической ситуациив Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовалисьполовинчатостью, следовали в фарватере российской политики. В первую очередьэто относилось к денежно-кредитной и бюджетной политике, которая в условияхединой валюты диктовалась Центральным Банком РФ.
Следующий этапэкономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г.национальной валюты — тенге и привлечения широкомасштабной помощи международныхфинансовых организаций в рамках программ системных преобразований истабилизационных кредитов.
На этом этапе началосьформирование самостоятельной макроэкономической политики, которая, к сожалению,осуществлялась непоследовательно и не комплексно. Непоследовательность, вчастности, выразилась в попытке решить проблему неплатежей посредствомпредоставления предприятиям эмиссионных директивных кредитов для погашениязадолженности в растянувшемся во времени процессе либерализации цен, что толькоусугубило инфляционные процессы.
Как известно, в основесамостоятельной экономической политики, проводимой Правительством РеспубликиКазахстан, был заложен стандартный пакет антикризисных мер, которыйрекомендовали Международный Валютный Фонд и другие международные финансовыеорганизации:
— уменьшение ролигосударства в непосредственном управлении социально-экономическими процессами встране, отказ от директивных методов в пользу рыночных механизмов;
— либерализация цен изаработной платы;
— либерализациявнешнеэкономической деятельности;
— создание условийразвития негосударственного сектора экономики, приватизация государственнойсобственности;
— рационализациягосударственных расходов;
— сведение до минимумадефицита государственного бюджета;
— осуществление коренныхинституциональных преобразований в стране;
— повышениеэффективности финансовой сферы;
- проведениежесткой антиинфляционной политики.
В соответствии сПрограммой и Планом действий Правительства с 1995 года по настоящее время болееили менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной ибюджетной политики, либерализации внешнеэкономической деятельности,реформи-рова-ния отношений собственности и формирования рыночнойинфраструктуры.
В рассматриваемый периодвремени был задействован механизм санации и процедуры банкротстванесостоятельных предприятий. Последовательно проводилась структурнаяперестройка и демонополизация экономики с целью создания конкурентной среды. Вусловиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектовжизнеобеспечения — электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку нефтии газа) и связи, переработки сельскохозяйственной продукции, а такжестроительство приоритетных объектов со строительной готовностью не ниже 85%.
Бюджетная политика вцелом адаптировалась к неблагоприятным экономическим условиям, связанным срезким сокращением доходной части, и была ориентирована на стратегию выживания,финансирования наиболее неотложных социально-экономических мероприятий. Приэтом, правда, бюджет в значительной степени утратил такие важные функции, какинвестиционную, инновационную, структурообразующую, социальную. Меры посокращению бюджетных расходов на социальные нужды сопровождались усилениемадресности социальной защиты малоимущих слоев населения. В 1996 году быланачата реализация новой Программы действий Правительства Республики Казахстанпо углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый период времени былиразработаны и приняты такие важные документы как: среднесрочная программадальнейшего реформирования банковского сектора на 1996-1998 годы; программыпоэтапной передачи объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местныебюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития страхового рынка; повышениязанятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержкипредпринимательства; приватизации и реструктуризации государственнойсобственности на 1996-1998 годы (IIIэтап) и другие, которые были направлены на закрепление уже свершившихсяинституциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной иделовой активности.
Несмотря на неоднозначныеоценки и различное отношение к проводимой в Республике Казахстан реформе,реализация антикризисных программ создала организационно-правовые иэкономические предпосылки для перехода к рыночной экономике. В этой связиследует отметить, что социально-экономические реформы в Казахстане в целомпроходят противоречиво и с огромными сложностями, а потому с переменными успехамии провалами, с наличием ряда принципиальных позитивных сдвигов, произошедших в1992-1997 г.г. в обществе и экономике и негативных социально-экономическихпоследствий рыночной трансформации.
Переход Казахстана отсоциалистической системы к рыночной (и многоукладной) экономике вызвалсерьезные изменения в социальной структуре, которые имеют долговременныепоследствия. По данным переписи 1999 г., в сельском хозяйстве были заняты 21,9%трудоспособного населения, в промышленности и строительстве — 18,3%трудоспособного населения, в сфере услуг — 59,8% трудоспособного населения[1].В 2004 г. это соотношение несколько изменилось. По данным Агентства РК постатистике, в 2004 г. в сельском хозяйстве были заняты 32% населения, впромышленности и строительстве — 18%, в сфере услуг — 50% населения[1]. Поданным Всемирного банка, в Казахстане в 2002 г. насчитывалось 2,6% безработныхот общей численности трудоспособного населения[2]. В то же время числоофициально зарегистрированных безработных в 2004 г. составило 1,5%трудоспособного населения[1].
Для поддержаниядальнейшего политического роста и развития в условиях кризиса на мировых рынкахкапиталов, а также роста ценовой конъюнктуры особое значение приобретаетнеобходимость формирования системы прогнозирования и адекватного реагированияна внешние изменения. Данная система должна объединять ресурсы экономического иадминистративного воздействия на деятельность субъектов экономики – с тем,чтобы нейтрализовать угрозы и в полной мере использовать возможности внешнейсреды.
С этой точки зренияцелесообразно усилить позицию государства во всех сферах экономики, чтопозволит более эффективно защищать собственные экономические интересы.Тенденции мировой экономики состоят в том, что в жесткой конкурентной борьбемогут выстоять только мощные национальные корпорации, создание которых безучастия государства на данном этапе представляется невозможным. Пристальноговнимания требуют и вопросы стабильности финансовой системы государства, так какее состояние и возможности развития определяют условия роста экономики.
В целом казахстанскаямодель развития, определяемая движением от экономики к политике, вполнедоказала свою жизнеспособность. Она содержит потенциал будущего устойчивогоразвития при сохранении ее сути, когда для формирования сильного государстванеобходима стабильная экономическая основа, а для реализации экономическойстратегии – стабильность внутренних и внешних политических приоритетов.
Произошедшие в последниегоды преобразования произвели и определенное положительное воздействие насоциальную сферу страны: начали расти доходы населения, создаваться новыерабочие места, возросли расходы государственного бюджета на социальные нужды.Динамика основных показателей социального развития приводится в таблице:
Таблица 1
Динамика основныхпоказателей социального развития
РеспубликиКазахстана за 1995 — 1999 гг. [ 1] 1995 1996 1997 1998 1999 Динамика дохода населения (тенге) Среднемесячная начисленная заработная плата 4786 6841 8541 9683 10984 Среднемесячный прожиточный минимум населения ... ... 3505 3716 3394 Среднегодовой доход на душу населения 20646 28450 34187 36241 40986 Удельный вес трудовых доходов в денежных доходах населения, процентов 73 72 74 74 73 Среднемесячная заработная плата по промышленности, тенге 7792 10198 12489 13465 18007 Расходы государственного бюджета на социальные нужды (млн.тенге) Образование 45830 65608 73375 69462 77912 Здравоохранение 29954 35743 35270 26024 44474 Социальное обеспечение и социальная помощь 7837 9212 26566 53618 158942
Подведение итогов десятилетнего реформирования экономикиКазахстана в условиях суверенитета свидетельствует об успешной реализацииширокого круга сложных задач, стоявших перед страной. В результате проведениямасштабных преобразований полностью реформирована хозяйственная система,сформирована система экономических отношений, базирующаяся на принципахлиберальной открытой рыночной экономики, создана и развивается комплекснаясистема управления, адекватная как стандартам развитого рынка, так иособенностям национальной экономической среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшнийдень, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либосуществовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачносочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма икомандно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма ипреобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним ивнешним условиям, т.е. гибкой.
Достоинством смешанной экономики является эффективностьиспользования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешаннаяэкономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствуетвнедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом впользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу.Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственномурешению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существуетоднозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различнымисторическим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используютнеодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. ДанныеАгентства РК по статистике, www.kazstat.asdc.kz/
2. Данные Всемирного Банка, www.worldbank.org.kz
3. Аубакиров Я.Н.Экономические проблемы стратегии Казахстана.-
Алматы,1997.
4. Валовой Д.В. Рыночная экономика.Возникновение, эволюция и сущность. — М.: ИНФРА — М, 2005.
5. Введение в рыночную экономику / Подред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Гамарник Г.Н. Управлениеэкономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. – 2002.
7. Жанкина Д.К. Иностранные инвестиции в РК: плюсы и минусы.-//Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивыроста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.84.
8. Мамыров Н. К., Ихданов Ж.Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт,проблемы). Учеб.Пособие. — Алматы: Экономика, 1998. — с. 248.
9. Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
10. Экономика: Учебник / Под ред. доц.А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. доп.- М.: Издательство «БЕК»,1997
11. Экономическая теория: Учебник. — Изд.Испр. И доп. / Под общ. Ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П.Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 672 с.