--PAGE_BREAK--1.2. Обоснование необходимости государственной финансовой поддержки малого бизнеса
Как известно, основными финансовыми источниками для предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса. По данным статистического агнества «ТрейдМосСтат», спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30%. Интересны и другие цифры:спрос на кредиты малому бизнесу специалисты оценивают в 30 млрд долл. При этом общее предложение от банков составляет всего 5 млрд долл. По данным Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитах оценивается в 30 млрд. долл. ежегодно, а удовлетворяется она пока на 10-15%.
Вопрос «Зачем малому бизнесу нужны кредиты?» даже не заставляет задумываться: малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Понятно, что удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.
Другой вопрос «Чем кредиты выгодны банкам?» также не вызывает сомнений: банк – это экономическое учреждение, и он действует с учетом активно развивающегося рынка потребностей. Все большее количество населения получает доступ и возможности пользоваться кредитами. Банки реагируют на такой спрос, создавая предложение.
Итак, кредитование выгодно обеим сторонам. Отчего тогда кредитная поддержка малого бизнеса превратилось в целую проблему? Складывается парадоксальная ситуация: малому бизнесу жизненно необходимы кредиты банки также могут преумножить свою прибыль, поддерживая предпринимателей. Однако взаимовыгодный диалог почему-то пока не налажен. Что этому мешает? Эти и другие актуальные вопросы предстоит решить государственным организациям по поддержки малого бизнеса.
Интересное исследование, посвященное финансированию малого бизнеса, было проведено Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России»: 60,4% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30,5%. Лишь затем идут кредиты банков (16,2%). На диаграмме видно, что финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном малый бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы.
Рис 1.1. Финансирование малого бизнеса, в процентах к общему числу вложений
Глава 2. Анализ системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом 2.1 Исследование мирового опыта государственной финансовой поддержки малого бизнеса
В системе малого бизнеса занимает прочное место и играет весьма важную роль та его часть, что посвящает свою деятельность инновационному процессу. От нее в большой степени зависят интенсивный экономический рост страны и повышение конкурентоспособности ее народного хозяйства. Малый инновационный бизнес имеет ряд отличительных особенностей, среди них — его, как правило, межотраслевой характер, т.е. он обычно не замыкается в каких-то узкоотраслевых пределах. Объект такого бизнеса — все движение научной идеи, от ее выдвижения учеными до состоявшегося практического воплощения в требующихся масштабах.
Традиционно инновационный цикл принято связывать со сферой материального производства. Ее базовое значение несомненно. Но тем не менее нововведения возникают и воплощаются не только в ней. Они, проходя в принципе тот же инновационный цикл, существуют и в непроизводственной сфере: в медицине, образовании и ряде других отраслей, не производящих материальный продукт. Таким образом, инновационной является всякая деятельность, охватывающая исследования, разработку и внедрение нововведений независимо от того, каково их отраслевое предназначение.
Было бы ошибкой целиком связывать эту деятельность лишь с малым бизнесом. У крупных фирм больше финансовых возможностей для проведения фундаментальных исследований. Вместе с тем они обычно отягощены тяжеловесной и сложной управленческой пирамидой менее подвижны и гибки в реакции на запросы рынка. Этот недостаток не свойствен более мелким фирмам, которые быстрее реагируют на изменение рынка, более эффективно и экономно используют ресурсы, хотя сравнительная ограниченность последних не позволяет малого бизнесу браться за осуществление крупномасштабных проектов. По данным обследований, проведенных национальным научным фондом США, малый бизнес в расчете на одного занятого производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы (в промышленности США на долю малого бизнеса приходится 50% крупных изобретений. Малые инновационные предприятия в относительном выражении вкладывают больше средств, чем крупные. Завершающий — внедренческий — процесс на малых предприятиях (фирмах) протекает в среднем на год быстрее, чем на крупных.
Существует сильная зависимость (экономическая, политическая, научно-техническая и др.) малого инновационного бизнеса от внешних факторов. В определенной степени она преодолевается с помощью системы, в которой малые предприятия становятся субподрядчиками федерального правительства и тех или иных министерств и ведомств. Государственные заказы, осуществляющиеся на конкурсной основе, позволяют привлечь к реализации перспективных научно-технических программ и проектов тысячи инновационных фирм, включая и малые, тем более, что последним часто отдается приоритет.
Важнейшим элементом государственной поддержки, позволяющим снизить идущие от внешней среды риски, является создание инфраструктуры, которая обеспечивает успешное продвижение инноваций по всем стадиям инновационного цикла.
Такая инфраструктура охватывает:
· информационно-консалтинговые центры
· маркетинговые центры
· предоставляемые помещения, оборудование, транспортные средства, организацию дешевых бухгалтерского учета и делопроизводства
· выделение льготных кредитов и страхование риска
· и прочие услуги подобного характера.
Указанные элементы необходимой инфраструктуры малого инновационного бизнеса в рыночной экономике образуются как централизованно, путем государственной поддержки, так и децентрализованно, на основе содействия со стороны негосударственных коммерческих структур. Зарубежный опыт показывает, что особенно эффективно сочетание обоих этих направлений.
В целом система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом опирается на прямые и косвенные рычаги влияния и реализуется через два главных канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров.
Система государственной поддержки малого бизнеса в целом охватывает следующие основные элементы:
1. Правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса. Законодательство, с одной стороны, нося антимонопольный характер, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; с другой — стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса.
2. Система льготного кредитования малого бизнеса. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование, при этом максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает 400 тыс. евро. Он выдается на срок до 20 лет и погашается следующим образом: в первые 3 года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка 2 %, на пятый — 3%, на шестой — десятый годы — по 5 %. На остающиеся до истечения срока кредита 10 лет размер процентной ставки может быть изменен.
3. Государственное страхование займов, что позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск.
4. Льготное налогообложение, служащее инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Как правило, налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления.
5. Прямое бюджетное финансирование и госзаказы на продукцию малого бизнеса. Здесь поддержка является строго целевой. Так, в США и Японии в сметах расходов министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (например, в США — энергоснабжающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК).
6. Информационно- консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение деятельности Малых предприятий, позволяющее значительно снизить хозяйственный риск. Финансовые возможности этих фирм не позволяют организовывать маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночных исследований. Эту слабость компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров, центров менеджмента и подготовки кадров и т.п.
В стимулировании инновационной деятельности значительную позитивную роль играют налоговые льготы на вложения в новые фирмы (Германия, Великобритания), а также финансовые льготы на прибыль, которые применяются:
· при проведении приоритетных научных исследований;
· по отношению к модернизации и внедрению новейших технологий;
· посредством ускоренной амортизации (во всех странах с развитой рыночной экономикой).
В становлении малых инновационных фирм в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики заметная роль принадлежит и технопарковым структурам (технополисам, технопаркам, “теплицам”, технологическим и инновационным центрам), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, важных для данного региона.
Ключевым звеном технопарков являются университеты или иные научные центры. В течение 3-5 лет технополисы и технопарки “выращивают” 10 и более малых инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга электронно-вычислительную технику, оборудование, транспортные средства, помещения, а также оказывая необходимые бухгалтерские, канцелярские, консалтинговые услуги, подготовке кадров и др.
Сказанное позволяет сделать вывод, что поддержка малого инновационного бизнеса является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Таблица 2.1
Характеристика малого предпринимательства в развитых странах на 2006 год
Приведенные в таблице интегрированные показатели, характеризующие состояние сектора МП в развитых странах, указывают на фундаментальную роль малого бизнеса в социально-экономической и политической жизни каждой страны. Их сопоставление позволяет сделать вывод о том, что место МП определено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.
продолжение
--PAGE_BREAK--