Реферат по предмету "Экономика"


Системный анализ поведения предприятия в различных рыночных структурах

Министерствообщего и профессионального образования РФ
Таганрогскийгосударственный радиотехнический университет
Кафедраэкономики
На курсовуюработу по теме:
«Системный анализповедения предприятия в различных рыночных структурах»
2009

Содержание
Введение
1. Характеристика конкурентного рынка
2. Издержки производства
2.1 Явные и неявные издержки. Экономические и бухгалтерскиеиздержки и прибыль
2.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
2.3 Издержки производства в долгосрочном периоде
3. Параметры деятельности фирм на конкурентном рынке
3.1 Характеристика функции спроса отрасли и фирмы. Выручкафирмы
3.2 Выбор оптимального объема производства на конкурентномрынке
3.3 Равновесие фирмы на конкурентном рынке в краткосрочномпериоде
3.4 Кривая предложения фирмы и отрасли
3.5 Долгосрочное равновесие конкурентной отрасли и фирмы
Заключение
Список литературы

Введение
Современная рыночнаяэкономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромногоколичества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых иинформационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системыправовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.
По определению рынок — это организованная структура, в которой существуют производители ипотребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спросапотребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могуткупить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — этоколичество товара, которое производители продают по определенной цене)устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурнойорганизации рынка определяющее значение имеет количество производителей(продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессеобмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Этоколичество производителей и потребителей, характер и структура отношений междуними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием,выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции(лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).
Конкуренция – соперничество между участникамирыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Вкачестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынкекомпании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание,ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Рыночноесоперничество классифицируется так:

1.Характеристика конкурентного рынка
Совершеннаяконкуренция — этотакая организация рынка, при которой на уровень рыночной цены не может повлиятьни один конкретный продавец, ни один конкретный покупатель. Тогда каждыйпродавец (покупатель) может продать (купить) по данной цене любое количествопродукции. В условиях совершенной конкуренции фирму называют конкурентной.
Модельсовершенной конкуренции опирается следующие основные допущения:
Принятиецены. На рынкеконкурирует множество фирм, и, следовательно, каждая фирма часто сталкивается спрямой конкуренцией своим продуктам. Так как каждая отдельная фирма продаетдостаточно небольшую долю совокупного рыночного выпуска, ее решения неоказывают никакого влияния на рыночную цену. Таким образом, каждая фирмапринимает рыночную цену как данность. Короче говоря, на совершенно конкурентныхрынках фирмы выступают как получатели цены.
Допущениео принятии цены в равной степени применимо как к потребителям, так и к фирмам.На совершенно конкурентном рынке каждый потребитель покупает такуюнезначительную часть совокупного выпуска отрасли, что совершенно не влияет нарыночную цену, а следовательно, принимает цену как данность.
Другойспособ установления допущения о принятии цены состоит в том, что на рынкеимеется множество независимых фирм и потребителей, и все они верят — исправедливо, — что их решения не влияют на цены.
Однородностьтовара. Ситуация спринятием цены обычно возникает на рынках, где фирмы производят одинаковые илипочти одинаковые продукты. Когда продукты всех фирм на рынке в состоянииполностью заменить друг друга, т. е. когда они являются гомогеничными, ни однафирма не в состоянии поднять цену на свой продукт выше цены других фирм безпотери большей части или всего своего бизнеса. Большинство сельскохозяйственныхтоваров являются однородными: ведь качество продукции примерно одинаково средиферм данного региона. Например, покупатели зерна не интересуются, на какойконкретной ферме вырос продукт. Нефть, бензин и сырье, такое как медь, железо,древесина, хлопок и листовая сталь, также довольно однородны.
Напротив,когда продукты не являются однородными, каждая фирма имеет возможность повышатьсвою цену выше уровня цен конкурентов, не боясь потери всех своих продаж.
Допущениеоб однородности продукта играет важную роль, так как оно гарантирует, что всоответствии с анализом спроса и предложения существует единственная рыночнаяцена.
Малыеразмеры и многочисленность субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренцииобъединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что нарынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, каклюбая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
Приэтом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы посравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить ихобъемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса ипредложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один избесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станетни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишкилюбимого народом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна«точка».
Полнаяинформированность.Покупатели и продавцы обладают всей необходимой информацией о параметрах рынка.Информация распространяется среди них мгновенно и ничего им не стоит. Вчастности, покупатели осведомлены о потребительских свойствах товара ираспределении цен среди различных продавцов.
Свободныйвход и выход. Третьедопущение о свободном входе (выходе) означает, что не существует никаких особыхиздержек, препятствующих фирме как войти в отрасль и наладить производство, таки уйти из нее, если она не получает прибыли. В результате потребители могутлегко переключаться с одного производителя на другого, а производители — слегкостью выходить на рынок или уходить с него.
Особыеиздержки, ограничивающие вход, — это такие издержки, которые несет выходящий нарынок новичок, в отличие от фирмы, уже производящей данную продукцию.
Условиесвободного входа и выхода важно с точки зрения эффективности конкуренции. Оноозначает, что потребители легко могут переключиться на конкурирующую фирму,если сегодняшний продавец поднимет цену. Для предприятий это условие означает,что фирма может без проблем выйти на рынок, если увидит возможность полученияприбыли, и уйти с него, если начнет терять деньги. Таким образом, фирма можетнанять рабочих и купить капитал и сырье, необходимые для производства, а еслиона захочет закрыться или перебраться в другое место, то продать илипереместить эти факторы производства не составит сложности.
Еслиэти допущения совершенной конкуренции выполняются, для анализа поведениярыночных цен можно использовать кривые рыночного спроса и предложения. Конечно,на большинстве рынков эти допущения вряд ли соблюдаются точно. Это, однако, неозначает, что модель совершенной конкуренции бесполезна. Некоторые рынкидовольно близки к выполнению этих допущений. Но даже когда одно или больше изэтих предположений не выполняется и рынок не является совершенно конкурентным,из сравнений с идеалом совершенной конкуренции можно многому научиться.

2. Издержкипроизводства
прибыль рынокхарактеристика
Любаяфирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какуюприбыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, покакой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы сиздержками, которые предстоит понести.
Издержки-затраты напроизводство и реализацию продукции в денежной форме. Необходимо учитывать:
Прибыль-превышение выручкиот реализации над общими (полными) издержками.
PF=TR-TC
2.1Явные и неявные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль
Рассмотримиздержки фирмы в процессе производства и сбыта товаров и услуг. Прежде всего,обратим внимание на явные и альтернативные (неявные) издержки, так как и те идругие учитываются фирмой в ее деятельности.
К явнымотносятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства.Классическими факторами производства являются труд, земля (естественныересурсы) и капитал, т.е. явные издержки включают все денежные выплаты по бухгалтерскимсчетам.
Такили иначе, все явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещениюиспользованных факторов производства. Сюда входит оплата труда в видезаработной платы, земли – в виде аренды, капитала — в виде расходов на основныеи оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностейорганизаторов производства и сбыта.
Суммавсех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница междурыночной ценой и себестоимостью — как прибыль.
Однакосумма производственных издержек, если в них включать только явные издержки,может быть заниженной, а прибыль соответственно будет завышенной. Для болееточной картины, с тем чтобы принятие фирмой решения о начале или развитиипроизводства было обоснованным, в издержки следует включать не только явные, нои неявные (вмененные, альтернативные) затраты.
Альтернативными(вмененными, неявными) называются издержкииспользования ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Это упущенная выгодаот использования факторов производства. Например, собственник земли не платитренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым отсдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим.Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику ине получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший своиденьги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный(банковский) процент.
Учетне только явных, но и альтернативных издержек позволяет более точно оценитьприбыль фирмы. Экономическая прибыль определяется как разница между валовымдоходом и всеми (явными и альтернативными) издержками. Проведя различие междуявными и альтернативными издержками, можно определить, что понимается подприбылью в бухгалтерии. Бухгалтерская прибыль (финансовая прибыль) представляетсобой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками.На практике, как правило, руководитель сталкивается именно с этим видомприбыли.
Вструктуре неявных издержек выделяют:
1. Упущенную выгоду от использованияфакторов производства
2. Нормальную прибыль (NPF) – это минимальная ожидаемаяпланируемая прибыль, способная удержать предприятие в данной сфере бизнеса. Онарассматривается в двух аспектах:
а)Прибыль на вложенный капитал. Определяется объективными факторами – процентнойставкой по депозитам
б)Цена предпринимательского таланта и риска. Определяется субъективными факторами– минимальным уровнем прибыли, которую получают большинство предпринимателей вэтой сфере бизнеса
Бухгалтерскаяприбыль – этоприбыль отраженная на счете предприятия как результат превышения выручки отреализации над валовыми издержками.
APF=TR-TC(явные)
Экономическаяприбыль – этосверхприбыль, т.е. прибыль превышающая нормальную. В основе ее монопольный доход.Это означает, что данная фирма имеет преимущество перед своими конкурентами.
EPF=TR-TC(явные и неявные)
2.2Издержки производства в краткосрочном периоде
а)Постоянные, переменные и валовые издержки
Постоянныеиздержки FС (англ. fixed costs) — это издержки, которые не зависят от объемапроизводства. К ним относят амортизационные отчисления, арендную плату, процентза кредит, заработную плату административно-управленческого персонала иотчисления от нее.
Переменныеиздержки VС (англ. variable соsts) — это издержки, зависящие от объема производства.Прямые затраты на сырье, на материалы, рабочую силу и т.п. изменяются взависимости от масштабов деятельности.
Такиенакладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонныеразговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса,а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако вбольшинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категориипеременных, а накладные расходы относятся к постоянным.
Суммапостоянных и переменных издержек представляет собой валовые издержкифирмы ТС (англ. Total costs)- это затраты на даннуюпроизводственную программу за определенный период времени.
TC=FC+VC
Делениеиздержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделениекраткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочнымпонимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являютсяпостоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает новогооборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она можетрасширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являютсяпеременными.
б)Средние издержки
Подсредними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара.Выделяют:
Средниепостоянные издержкиАFС, которые рассчитывают путем деленияпостоянных издержек фирмы на объем производства;
Средниепеременные издержкиАVС, исчисляемые путем деленияпеременных издержек на объем производства;
Средниеваловые издержки илиполная себестоимость единицы изделия АТС – это затраты на производство иреализацию одной единицы продукции в денежной форме.
Средниеваловые издержки уменьшаются с ростом объема выпуска продукции. Это происходитпотому, что по мере расширения производства постоянные издержки фирмы относятсяна все большее и большее количество изделий, что приводит к их удешевлению.
в)Предельные издержки
Приростзатрат, связанный с выпуском каждой последующей единицы продукции, называется предельнымииздержками фирмы MC (marginal costs):
MC=∆VC/∆Q=(TC)’Q
∆VC— прирост переменных издержек;
∆Q— вызванный ими прирост объемапроизводства.
Приросте объема производства и продаж издержки фирмы могут изменяться:
а)равномерно. В этом случае предельные издержки являются величиной постоянной иравны переменным издержкам на единицу товара.
б) сускорением. В этом случае предельные издержки растут с увеличением объемапроизводства. Это происходит в связи с действием убывающей отдачи, удорожаниемсырья, материалов, затраты на которые относятся к категории переменных.
в) сзамедлением. Если расходы фирмы на закупаемые сырье, материалы снижаются приросте объема выпуска, предельные издержки сокращаются.
Рассмотримболее подробно влияние закона убывающей отдачи на предельные издержки фирмы.Предположим, что в качестве переменного выступает один фактор — труд.Определим, каким образом изменение отдачи от используемых работников повлияетна издержки фирмы при увеличении объема выпуска продукции.
Фирмане будет нанимать восьмого и девятого рабочих, так как восьмой не сможетобеспечить прироста производства, а девятый будет просто мешать, и производствосократится. Поэтому фирма либо примет решение о расширении производственныхплощадей, которые позволят эффективно использовать дополнительных рабочих, либоограничится наймом двух—семи рабочих при уже существующих мощностях. Однакоответить на вопрос, сколько конкретно рабочих будет нанято, нельзя, ибо нетинформации о спросе на продукцию и доходах фирмы от ее реализации.
2.3 Издержкипроизводства в долгосрочном периоде
В долгосрочном периодевсе факторы являются переменными, поэтому здесь не существует постоянныхиздержек и средних постоянных издержек. Для выделения долгосрочных издержекиспользуется дополнительная буква L (long-run).
Основными тремя видамииздержек в долгосрочном периоде являются: LTC (долгосрочные общие издержки), LAC (долгосрочные средние издержки), LMC (долгосрочные предельные издержки).
LAC – это отношение долговременныхваловых издержек к объему выпуска
LAC= LTC/Q
LMC – это изменение долгосрочных среднихиздержек, если объем производства возрастет на одну единицу.
LMC = ∆LTC/∆Q

Однако в отличие от MC предельные издержки в долгосрочномпериоде характеризуют прирост затрат при увеличении выпуска продукции наединицу если всересурсы являются переменными, а не только часть их.
LTC. Важнейшим фактором определяющимконфигурацию этой прямой является характер отдачи от масштаба. При постояннойотдаче от масштаба линия LTCимеет вид прямой, так как издержки увеличиваются в той же пропорции, что иобъем производства. При возрастающей отдаче линия имеет вид выпуклой кривой,так как затраты возрастают медленнее, чем выпуск. При убывающей отдаче линия LTC выпукла вниз.
Кривая LTC всегда проходит через начало координат,поскольку в долгосрочном периоде фирма может ликвидировать все свои ресурсы.

3. Параметрыдеятельности фирмы на конкурентном рынке
3.1Характеристика функции спроса отрасли и фирмы. Выручка фирмы
Посколькукаждая фирма в конкурентной отрасли продает ничтожную долю от всего объемапродаж отрасли, то объем выпуска, который фирма решит продать, не окажетникакого воздействия на рыночную цену товара. Рыночная цена определяетсяотраслевыми кривыми спроса и предложения. Следовательно, конкурентная фирмаявляется получателем цены. Вспомним, что принятие цены является одним изфундаментальных допущений совершенной конкуренции. Принимающая цену фирмазнает, что ее производственное решение не окажет никакого влияния на ценутовара. Например, когда фермер решает, на каком количестве акров земливыращивать пшеницу в этом году, рыночную цену пшеницы — скажем, $4 за бушель —можно принять как данность. Эта цена не изменится от его решения о количествеакров.
Частотребуется провести различие между кривыми рыночного спроса и кривыми спроса, скоторыми сталкиваются отдельные фирмы. В этой главе мы обозначаем рыночныйобъем выпуска и спрос заглавными буквами (Q и D), аобъем производства фирмы и спрос на ее товар строчными буквами (q и d).
Посколькуфирма является получателем цены, кривая спроса, с которой имеет дело отдельнаяконкурентная фирма, задается горизонтальной линией. На рис. 1, а кривая спросадля фермера соответствует цене пшеницы $4 за бушель. По горизонтальной осиоткладывается количество пшеницы, которое может продать фермер, а повертикальной оси откладывается цена.
Сравнимкривую спроса, характерную для фирмы (в нашем случае — для фермера) с рис. 1, ас рыночной кривой спроса D нарис. 1, б. Рыночная кривая спроса показывает, сколько пшеницы купят всепотребители при каждой возможной цене. Она имеет отрицательный (нисходящий)наклон, так как по более низкой цене потребители купят больше пшеницы. Однакокривая спроса для фирмы является горизонтальной, потому что продажи фирмысовершенно не влияют на цену. Пусть продажи фирмы возрастут со 100 до 200бушелей. Это почти не скажется на рынке, так как объем производства пшеницывсей отраслью составляет 100 млн бушелей. Цена определяется взаимодействиемвсех фирм и всех потребителей на рынке, а не решением какой-либо фирмы обобъеме выпуска.
Когдакривая спроса для отдельной фирмы горизонтальна, фирма может продатьдополнительную единицу продукции без снижения цены. В результате при продажедополнительной единицы товара общий доход фирмы возрастает на величину, равнуюцене; один бушель пшеницы, проданный за $4, приносит дополнительный доход в $4.Таким образом, предельный доход постоянен и равен $4. Средний доход, получаемыйфирмой, тоже составляет $4, так как каждый произведенный бушель пшеницы будетпродаваться за $4. Следовательно:
Криваяспроса d, построенная для отдельной фирмы наконкурентном рынке, одновременно является кривой ее средних доходов и кривой еепредельного дохода. Предельный доход, средний доход и цена, взятые вдоль кривойспроса, равны.
Выручкаконкурентной фирмы (TR) принеизменной рыночной цене (р) пропорциональна объему продаж (q):
TR=p x q
Изданной формулы следуют два вывода:
1) средняя выручкаконкурентной фирмы (отношение выручки к объему продаж) равна рыночной ценепродукта;
2) предельнаявыручка конкурентной фирмы (отношение прироста выручки к приросту объемапродаж) также равна рыночной цене продукта.
AR=MR=P
3.2 Выбор оптимальногообъема производства на конкурентном рынке
 
Вдлительном периоде предприятие может выбрать производственную мощность (масштабзавода) и, следовательно, объем выпуска, максимизирующий его прибыль. Процедурувыбора иллюстрирует рис.2. Первоначально отраслевой спрос и предложениеформируют равновесную цену Р (рис.2, а).
Нарис.2, б LАТС и LМС — кривые средних и предельных затрат длительного периодатипичного предприятия, SАТС1,SМС1, SАТС 2, SМС2, SАТС3, SМС3 — кривые средних и соответственно предельных затратзаводов трех масштабов (небольшого, среднего и крупного). Предположим, что прирыночной цене Р предприятие использует мощности небольшого завода 1. В этомслучае максимизирующий прибыль (точнее, минимизирующий убытки) выпуск составит q1. Очевидно, что такой выпускнеоптимален в длительном периоде. Действительно, предприятие может увеличитьмасштабы завода (производственные мощности) до уровня 3 и получить в результатеположительную экономическую прибыль при объеме выпуска q3.
Такимобразом, при данной рыночной цене оптимальная мощность (или масштаб завода)совершенно конкурентного предприятия — 3, а прибылемаксимизирующий (и вкоротком, и в длительном периоде) выпуск — q3 .
Можетпоказаться, что максимум прибыли может быть обеспечен выпуском q2 при использовании завода 2,имеющего среднюю мощность. Ведь в этом случае средние затраты были быминимальны (SАТС2(q2)
/>
Рис.2. Выбор оптимальной производственной мощности.
3.3 Равновесие фирмы вкраткосрочном периоде
Краткосрочнымпериодом называют такой период, в течение которого производственные мощностикаждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счетизменения объемов использования переменных ресурсов. Общее число предприятий вотрасли остается неизменным.
Попытаемсявыяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т.е.максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.
Прибыльфирмы (PF) есть разность между выручкой ииздержками:
PF = TR — ТС.
Еслиприбыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называют убытками.Величина убытков положительна.
Равновесныйвыпуск есть объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна.Всостоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам:
МR = МС
Инымисловами, если достигнут объем выпуска, максимизирующий прибыль, то егоувеличение на единицу вызовет увеличение выручки фирмы и ее издержек на одну иту же величину.
Дляконкурентной фирмы предельная выручка равна рыночной цене продукта. Поэтомуусловие равновесия конкурентной фирмы состоит в равенстве предельных издержек ирыночной цены продукта
Современнаяэкономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизацияиздержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равенпредельным издержкам (МR =МС). Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количествопродукции, а на оси ординат — совокупные доходы и издержки (см. рис. 3).
Совокупныйдоход представляет собой прямую, выходящую из начала координат, а совокупныеиздержки получаются суммированием кривых постоянных и переменных издержек.
Соединивоба графика, легко понять, в каких пределах варьируется деятельностьпредприятия, приносящая доход. Максимальная прибыль производится, когда разрывмежду ТR и ТС наиболее велик (отрезок АВ).Точки С и D являются точками критического объемапроизводства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС > ТR), такое производство экономическиубыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки Кдо точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске,равном ОМ. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этойточке угловые коэффициенты предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС) равны:
МR = МС. Таким образом, условиеммаксимизации прибыли является равенство предельного дохода предельнымиздержкам.
Сопоставлениепредельного дохода с предельными издержками можно осуществить инепосредственно. Производство следует продолжать до точки пересечения кривойпредельных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершеннойконкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается какзаданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельныеиздержки не сравняются с их ценой. Если МС Р, то такое производство осуществляется в убыток иего следует прекратить. На рис.4 общий доход (ТR = PQ)равен площади прямоугольника ОМКN.Общие издержки ТС равны площади ОRSN,максимум общей прибыли (PFmах= TR-ТС) представляет площадьпрямоугольника МRSК.
Вусловиях краткосрочного равновесия можно выделить четыре типа фирм (см. рис.5). Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (АVС=Р), называется предельной фирмой.Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время(краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не толькотекущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общиеиздержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма,где АТС = Р).
Вслучае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не можетпокрывать далее текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшисьза ее пределами (запредельная фирма, где АVС > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС
/>
Рис..Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия
3.4Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы и отрасли
Криваяпредложения для фирмы сообщает нам, какого объема производства фирма достигнетпри каждой возможной цене. Мы узнали, что конкурентная фирма может увеличиватьобъем производства до тех пор, пока цена не сравняется с предельнымииздержками, но закроется, если цена будет ниже средних экономических издержек.Мы также выяснили, что средние экономические издержки равняются средним общимиздержкам, когда невозвратные издержки отсутствуют; но что они равны среднимпеременным издержкам, когда издержки, рассматриваемые как постоянные, вдействительности представляют собой невозвратные издержки. Следовательно,кривая предложения фирмы — это часть кривой предельных издержек, которая лежитвыше кривой средних экономических издержек.
Рисунок6 показывает краткосрочную кривую предложения для случая, когда все постоянныеиздержки на самом деле вводятся к невозвратным издержкам. В этом примере длялюбой цены Р, которая больше минимума АVС, объем производства, максимизирующий прибыль, можноустановить прямо из графика. Например, при цене Р1, величина предложения будет составлятьq1; при цене Р2 она будет равна q2. Для цены Р, которая не превышаетминимального значения АVС,объем выпуска, который максимизирует прибыль, равняется 0. На рис.6 вся криваякраткосрочного предложения состоит из отмеченной пунктирами части вертикальнойоси, объединенной с кривой предельных издержек выше точки минимума среднихпеременных издержек.
Краткосрочныекривые предложения для конкурентных фирм имеют восходящий наклон по тем жесамым причинам, по которым возрастают предельные издержки — благодаря убывающейпредельной отдаче от одного или нескольких факторов производства. Из-за неерост рыночной цены будет побуждать фирмы, которые уже действуют на рынке,увеличить количество производимой продукции. Более высокая цена сделаетдополнительное производство прибыльным, а также увеличит общую прибыль фирмы,поскольку она зависит от всех произведённых фирмой товаров.
Рис.Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы
/>

Криваякраткосрочного рыночного предложения показывает объем выпуска, который отрасльпроизведет в краткосрочном периоде при каждой из возможных цен.
Когдапредельные издержки производства фирмы возрастают с МС, до МСу уровень выпускапродукции, максимизирующий прибыль, падаете
Объемпроизводства отрасли — это сумма величин предложения всех отдельных фирм.Следовательно, кривую рыночного предложения можно получить сложением кривыхпредложения всех этих фирм. Рисунок 7 показывает, как это сделать при наличиитолько трех фирм, каждая из которых имеет разные краткосрочные издержкипроизводства. Кривая предельных издержек каждой фирмы изображена, только в тойее части, которая лежит выше кривой средних переменных издержек.
Прилюбой цене ниже Р1 отрасль не будет производить продукцию вообще, поскольку Р1— это минимальные средние издержки производства фирмы с самыми низкимииздержками. Между Р1 и Р2 будет производить только фирма 3. Следовательно,отраслевая кривая предложения будет соответствовать этой части кривойпредельных издержек фирмы МС. При цене Р2 отраслевое предложение будетравняться сумме величин предложения всех трех фирм. Фирма 1 предлагает 2единицы. Фирма 2 — 5 единиц, а Фирма 3 — 8 единиц продукции. Таким образом,отраслевое предложение составляет 15 единиц. При цене Р3 фирмы предлагаютсоответственно 4,7 и 10 единиц; отраслевое предложение равняется 21 единице.Отметим, что отраслевая кривая предложения имеет восходящий наклон, но имеетточку перегиба при цене Р2, самой низкой цене, при которой производствоосуществляют все три фирмы. Однако при наличии на рынке большого количествафирм этот перегиб становится неважным. Таким образом, график отраслевогопредложения выглядит как гладкая, направленная вверх кривая.

/>
Рис.Предложение отрасли в краткосрочном периоде
Криваякраткосрочного предложения отрасли — это сумма кривых предложения отдельныхфирм. Так как третья фирма имеет более низкие средние переменные издержки, чем первыедве фирмы, то рыночная кривая предложения S начинается при цене Р, и совпадает с кривой предельныхиздержек третьей фирмы МС3 до тех пор, пока цена не достигнет Р2 где криваяперегибается. Для цены, равной Р2 и выше, величина предложения фирмы равняетсясумме величин предложения всех трех фирм.
3.5Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы и отрасли
 
Вусловиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все
факторыстановятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Посколькуфирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширитьпроизводство, снижая средние издержки.
Криваядолгосрочного периода ATCформируется на основе кривых АТС краткосрочных периодов и строится на ихминимальных значениях. Это объясняется тем, что любая фирма стремитсяминимизировать себестоимость продукции.
Вслучае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются (см.переход от АТС1 к АТС2 на рис.8) при убывающей производительности — растут(переход от АТС3 к АТС4).
Соединивточки минимума АТС1, АТС2, АТС3,…, АТСn, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде АТСL.
Ростпроизводства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могутотразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы(на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс можетне подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (см. рис.9).
Однаков большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены (рис.10). Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочномпериоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства,благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случаепроисходит снижение цены.
/>
Рис.10.Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периодеявляется восходящей
Подведемитоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис.11) максимумприбыли достигается при цене Р0, когда выполняется условие безубыточности
МR = МС = Р = АС или P=ATC При любой цене меньшей Р0 фирма в длительно периоде уходит изотрасли (P
/>
Рис. 11.Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Заключение
Достоинствасовершенной конкуренции
Приступаяк характеристике позитивных и негативных черт рынка совершенной конкуренции,воспроизведем еще раз условие долговременного равновесия в конкурентной отраслии проанализируем его экономический
P=MR=MC=ATCmin=LATCmin
1. В первую очередьобращает на себя внимание тот факт, что равновесие устанавливается на уровнедолгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек. Это со всейочевидностью говорит о том, что производство в условиях совершенной конкуренцииорганизуется технологически наиболее эффективным образом.
2. Не менее важно ито, что и фирма, и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле,кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода(D = МR), а кривая предложения — с кривой предельных издержек (S = МС). Поэтому условие долгосрочногоравновесия в конкурентной отрасли фактически равносильно тождеству спроса ипредложения на данный продукт (так как МR = МС, то S=D). Следовательно, можно говорить отом, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов:отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим дляпокрытия платежеспособного спроса.
3. Наконец,принципиальное значение имеет и безубыточность фирм в долгосрочном периоде (Р =LАТСmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость:фирмы не несут убытков. А с другой стороны нет и экономических прибылей, т. е.доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторовэкономики. Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает совершеннуюконкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когдаэкономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономикув состояние оптимума — а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может идтио совершенной конкуренции и только о ней. Ни при каком из типов несовершеннойконкуренции долгосрочное равновесие не обладает перечисленным набором свойств:минимальным уровнем издержек, оптимальным распределением ресурсов, отсутствиемдефицитов и избытков, отсутствием сверхприбылей и убытков.
Недостаткисовершенной конкуренции
Вместес тем совершенная конкуренция совершенной не лишена и ряда недостатков.
1. Малыепредприятия, типичные для этого типа рынка, часто оказываются неспособнымииспользовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия намасштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.
2. Рынок совершеннойконкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Действительно,небольшим фирмам обычно не хватает средств, чтобы финансировать длительные идорогостоящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Такимобразом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не долженбыть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершеннойконкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенномкрупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.

Список использованнойлитературы
1. Нуреев Р.М. Курсмикроэкономики. Учебник для вузов.-М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.– 572с.
2. Белая Н.А.Сборник задач по курсу «Микроэкономика»: Учебное пособие. Таганрог:издательство ТРТУ, 1998. 72с.
3. Микроэкономика.Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся поэкономическим специальностям и направлениям / под редакцией А. Г. Грязновой иА.Ю. Юданова. 2 изд.-М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-544 с.,илл.(Экономическая теория и российская практика)
4. Микроэкономика /под ред. В.М. Гальперина / .-СПб., 1994
5. Пиндайк Р.,Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: 1992


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оперативно-календарное планирование в единичном производстве. Расчет рейсового плана экипажа добывающего судна
Реферат Общение как нравственная ценность
Реферат Психолого–педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Законодавство України про військову службу 2
Реферат Эд король Франции
Реферат Анализ государственных нормативных требований охраны труда, установленных действующим законодательством
Реферат Honesty Essay Research Paper Honesty is the
Реферат Аттестация персонала в организации (на примере ОАО "Лебединский ГОК")
Реферат Химические средства защиты растений
Реферат Смысл жизни в различные исторические эпохи
Реферат Товарознавча характеристика плодових вин сировина класифікація виробництво вимоги до якості
Реферат Возникновение и становление ламаизма в Тибете
Реферат Королев С.П.
Реферат Організація виробництва мясного цеху заготівельного підприємтсва
Реферат Эстетика агиографического дискурса в поэме ВВ Маяковского Владимир Ильич Ленин