Система регионального воспроизводства: институциональный подход
Вэкономической науке сегодня сосуществуют две основные теоретические парадигмы:мэйнстрим, методологической основой которого является равновесный анализ, иинституциональный подход, достаточно разнообразный по имеющимся в его рамкахтечениям, одним из которых стала эволюционная экономическая теория. В рамкахэтих магистральных теоретических направлений анализируются экономическиепроцессы на различных уровнях, в том числе и на мезоэкономическом.
С точкизрения неоклассического подхода, ограниченность возможностей методологиикоторого сегодня уже никто не оспаривает, экономическая система представленасовокупностью взаимодействующих экономических субъектов, целевые функциикоторых заключаются главным образом в максимизации (прибыли, полезности).
Согласнопарадигме институциональной экономики, «действия агентов разворачиваютсяне „в чистом поле“ свободного рынка, а в сильно „пересеченнойместности“, наполненной разнообразными институтами – организациями,правилами, традициями и т.п. Побудительными мотивами действий агентов являютсяне столько попытки обеспечения максимальной прибыли, сколько стремление ксоответствию данного агента институциональным нормам и правилам, к улучшениюсвоего положения в рамках этих институтов. Главным объектом исследования притаком подходе выступает уже не агент, а институт, а предметом являютсяотношения между агентами и институтами» [4, с. 5].
Эволюционнаяже теория исходит из динамического представления о деятельности экономическихсубъектов, ставя во главу угла наследование и приобретение основных родовых ивидовых особенностей в рамках их эволюции.
Каждаяиз названных парадигм (теорий) имеет как сильные, так и слабые стороны, имеетпределы применимости, собственную прогностическую и прагматическую силу.Сегодня и личный интерес, и институциональные влияния, и эволюционнаясоставляющая признаются равно значимыми при изучении и объяснении экономическихпроцессов. Поэтому, как утверждает Г.Б. Клейнер, «можно полагать, чторазвитие системной парадигмы, связываемой с именем Я. Корнаи, приведет кинтеграции неоклассической, институциональной и эволюционной концепций. Даннаяпарадигма стремится к многостороннему рассмотрению социально-экономическихобразований как комплексов, носящих черты технологических, экономических,социальных, институциональных, биологических и иных систем. Главным объектомрассмотрения здесь служат социально-экономические системы, а предметом – ихразвитие, основанное на взаимодействии внутренних подсистем и влиянии внешнихсистем и сред» [4, с. 6].
Системныйанализ как научное направление активно развивался в 20–60-х гг. XX в. Как отмечает академик Д.С. Львов,«при исследовании экономик вообще и транзитивных в особенности, прианализе тех или иных планируемых решений должен быть в первую очередьпроанализирован системный аспект их последствий. Основной аргумент в том, что,условно говоря, жизнеспособными являются только системы. Несистемы обычносуществуют относительно незначительное время и рассыпаются под влиянием силпритяжения или отталкивания со стороны могущественных систем» [3].
Системныйподход к исследованию экономических объектов предполагает, прежде всего, обозначениеих элементов, взаимосвязей между ними и выделение системообразующей функции.Системообразующая функция региональной воспроизводственной системы, устойчивоесоциально-экономическое развитие региона, обеспечение жизнедеятельностичеловека, максимально полное удовлетворение действительных общественныхпотребностей, обеспечение условий для расширенного воспроизводства ресурсногопотенциала региона, а системообразующими признаками являются целостность,комплексность хозяйства, управляемость [1].
Регионкак территориально локализованная воспроизводственная система имеет ярковыраженную социальную направленность целей, их объективную приближенность кинтересам проживающего на этой территории населения. Развитие экономики региона– первооснова формирования жизненного уровня и пространства населения,проживающего на его территории. Именно с этой точки зрения необходимо оцениватьсвойство комплексности. Обеспечение комплексности реализуется прежде всего засчет собственных ресурсов региона путем развития отраслей производственной, социальнойинфраструктур, институциональной структуры. При их отсутствии или недостаточнокачественном уровне развития снижается эффективность деятельности и отраслейнепосредственной специализации и территориальной системы в целом. «Комплексностьрегиональной экономики получает свое выражение в пропорциональном высокоэффективномразвитии всех ее элементов, обеспечивающих прочную стыковку и синхронность фазвоспроизводственного процесса» [5, с. 70].
Однакоследует также учитывать, что комплексность хозяйства региона при удовлетворениипотребностей его субъектов может обеспечиваться и за счет привлечения внешнихпо отношению к нему ресурсов (товарных, финансовых, трудовых, технологических,информационных, интеллектуальных). При недостаточной комплексности хозяйства,особенно инфраструктурной и институциональной, может возникнуть отток мобильныхресурсов из региональной воспроизводственной системы, приводя к ее диспропорциональностии разбалансированности.
Длясистемных образований характерны две особенности: относительная устойчивость вовремени и наличие тесных связей между внутренними элементами (более тесных, чеммежду внутренними элементами и элементами внешней среды).
Одно из базисных понятийсистемы – системосодержащее пространство, включающее такие его типы, какгеометрическое (обычный пространственно-временной континуум) и целевое, илифункциональное, пространство [2]. Региональный воспроизводственный процесс протекает в определеннойпространственной среде, причем весьма результативным как втеоретико-методологическом, так и практическом планах является применениесистемного подхода, предполагающего выделение внутренней и внешней составляющейрегионального экономического пространства. Каждая из указанных составляющихэкономического пространства региона выполняет определенные функции.
Так, внешнееэкономическое пространство функционирования регионального воспроизводственногопроцесса обеспечивает:
1) органическуюсвязь региональной экономики с другими районами и страной в целом;
2) формированиересурсов воспроизводства, создаваемых в процессе обмена;
3) формированиенатурально-вещественной структуры продукции, подлежащей вывозу в другие районы,с учетом емкости национального и регионального рынков.
Функционирование внешнегоэкономического пространства позволяет каждой региональной системе пользоватьсявсеми преимуществами территориального разделения труда, едиными принципамиразмещения производительных сил и общими правилами регулирования денежного обращенияи финансово-кредитных отношений.
Внутреннее экономическоепространство – это, прежде всего, расположенные на территории региона элементыэкономического потенциала, составляющие вещественную и материально-техническуюоснову регионального воспроизводственного процесса [5].
Преждечем проанализировать внутреннее пространство регионального воспроизводства,следует сделать следующее замечание. Функциональное представление той или инойсистемы неразрывно связано с ее структурой, поскольку последняя описываетсовокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность итождественность самому себе, сохранение основных свойств при различныхвнутренних и внешних изменениях. муниципальный рыночный институциональныйэкономика
Структурныйметод анализа систем не следует сводить только к определению их элементногосостава. Структурализм в широком понимании, как абстрактно-теоретический методисследования, предполагает возможности моделирования, формализации и математизациисистемы, избранной в качестве объекта исследования. Выбор структуры системывсегда содержит возможность варьирования.
Внутреннееэкономическое пространство региона как институционально-воспроизводственнойсистемы объединяет ряд параметров [4]:
– расположенные натерритории региона элементы производственного потенциала, составляющиевещественную основу регионального воспроизводственного процесса;
– природную средужизнедеятельности и протекания производственных процессов;
– структурныеэлементы региональной воспроизводственной системы (отрасли и институциональныесектора);
– совокупностьвзаимодействующих институциональных субъектов;
– технико-технологическуюструктуру воспроизводственных процессов (совокупность сложившихся в данномрегионе технологических укладов);
– системурегиональных рынков, формирующих в настоящее время большую часть хозяйственныхсвязей между субъектами регионального воспроизводства;
– региональныйхозяйственный механизм (совокупность экономических и правовых механизмов, форми способов взаимодействия, созданных и традиционно применяемых субъектамирегионального воспроизводства;
– культурную средуобщества, обеспечивающую восприимчивость регионального сообщества краспространению стандартов качества жизни и новаций воспроизводства [2].
Остановимся на некоторыхиз выделенных параметров.
1. Регион может бытьпредставлен как совокупность отраслей, группирующихся, в конечном итоге, внесколько сфер деятельности в зависимости от назначения и особенностейконечного продукта. Назначение отраслевой классификации структуры экономикирегиона состоит в следующем:
– осуществлениеисчисления валового регионального продукта и национального (чистого) доходарегиона;
– возможностьопределения темпов развития отраслей различных сфер экономики;
– определениесоотношений между различными отраслями и сферами в валовом региональномпродукте;
– оценка вкладакаждой отрасли в финансовые ресурсы региона и выявление регионообразующих икомпенсирующих отраслей;
– определениеотраслевого спроса на финансовые ресурсы и т.п.
Принципы отраслевойклассификации основаны на понятии отрасли, как элемента экономической системы.Отрасль экономики – это качественно однородные группы хозяйственных единиц,характеризующиеся особыми условиями производства в системе общественногоразделения труда и играющие специфическую роль в воспроизводственном процессе.
В качестве критериев,определяющих отнесение хозяйственных единиц к определенной отрасли, могут бытьвыделены следующие:
– назначениепродукта или услуги;
– вид основногосырья и материалов, другие факторы создания результата (товара, услуги);
– особенностипроцесса создания товара или услуги, выраженные, в том числе, в показателяхдлительности операционного цикла и оборачиваемости активов, характеризующихинерционность отрасли.
Для целей отраслевогоанализа макроэкономической системы на первом этапе исследования рациональнымявляется разделение отраслей на две сферы, традиционное для классическойзарубежной и отечественной экономической теории, – производственную сферу исферу услуг.
2. Система региональныхрынков – совокупность связанных между собой рыночных образований различноготипа, обеспечивающих эффективное развитие и функционирование региональноговоспроизводства. Рынки, объединяя внешнее и внутреннее экономическоепространство регионального воспроизводственного процесса, создают социально-экономическуюсреду региона. В систему региональных рынков входят потребительский рынок,рынок средств производства, рынок труда, рынок финансово-кредитных ресурсов иценных бумаг, рынок недвижимости, рынок информации и знаний.
Каждый из этих рынковсвязан с обслуживанием внутрифазовых и межфазовых связей воспроизводственногопроцесса. Все рынки участвуют в кругообороте материально-вещественных,финансово-кредитных и денежных потоков, регулируя при этом экономическиеотношения между субъектами воспроизводства с целью обеспечения непрерывности исбалансированности развития производительных сил и производственных отношений.
Посредством региональныхрынков устанавливается соотношение между спросом и предложением. В зависимостиот принципов распределения продукта создаются доходы участниковвоспроизводственного процесса. Результатом является формирование потенциальногоплатежеспособного спроса субъектов экономической системы.
Роль рынков вформировании экономических отношений регионального воспроизводственногопроцесса проявляется через взаимодействие субъектов рыночных отношений иэлементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влияниемрегиональных факторов и предпосылок.
Региональные рынкивзаимосвязаны между собой и с внешней средой. Функционирование системы рынковнаправлено на обеспечение воспроизводственного процесса. В соответствии сфункциональным назначением региональные рынки могут быть разделены на три группы:
1) рынки, которыепрямо или косвенно влияют на материальное обеспечение населения и уровень жизни(потребительский рынок, рынок труда, рынок информации и знаний, рынокнедвижимости, финансовый рынок);
2) рынки, связанныес формированием материально-вещественных потоков в регионе и обеспечениемвоспроизводства элементов производительных сил (рынок труда, рынок средствпроизводства, рынок информации и знаний);
3) рынки,выполняющие функции сквозного обслуживающего характера (рынок информации изнаний, финансовый рынок).
Рассмотрим взаимодействиемежду различными типами региональных рынков. Потребительский рынок региона –это «основная составляющая структуры современной рыночной экономики, гдечасть ВВП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг,покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления»[5]. Функционирование регионального потребительского рынка определяетсясвязями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложениемна региональном рынке услуг; дифференциацией доходов и характером потребления;типом социально-экономического развития и типом потребления; текущимпотреблением и накоплением и т.д.
Региональныйпотребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой ведином процессе: потребности населения региона → производство(предложение) → денежные доходы населения → реализация (торговля) →потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процессавыступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем иструктуру производственных ресурсов.
Потребительскийрынок тесно взаимосвязан с другими региональными рынками. Так, потребительский рынок напрямую связанс рынком труда, поскольку соотношение спроса и предложения рабочей силы оказываетвлияние на денежные доходы населения, которые, в свою очередь, определяютплатежеспособный спрос на потребительском рынке. Потребительский рынок связантакже с рынком информации, характеризующей тенденции роста денежных доходов, ихструктуру, географию производства потребительских товаров.
Взаимодействиепотребительского рынка с финансовым обеспечивает финансирование нормальноготоварооборота внутри региона, имеющего важное значение для создания устойчивыхмежрегиональных связей. Потребительский рынок связан с рынком недвижимости,обусловливающим в определенной доле направления расходования денежных ресурсовнаселения.
Региональныйпотребительский рынок – это сложная система институтов в сфере обращения,характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участниковимеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства иполучить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности.
Субъектамиспроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи,покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания в данномрегионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением,конкуренцией, децентрализованной структурой.
Основнымипутями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля,мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в областисбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности,техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительскогорынка в целом.
Состояниепотребительского рынка – это совокупный результат взаимодействия комплексафакторов и условий воспроизводства, которые в данный момент времени определяютсоотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развитияэтого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемовпроизводства, структуры ввозимой продукции.
Рыноксредств производства опосредует товарное обращение орудий труда и предметовтруда. Субъектами данного рынка выступают производители орудий и предметовтруда и потребители этих товаров всех отраслей экономики как внутри региона,так и за его пределами. Это подчеркивает высокую степень открытости данногорынка, формируемого под воздействием внутрирегиональных и межрегиональныхсвязей.
Длярегионального рынка средств производства характерно меньшее число покупателей,более высокая степень централизации и концентрации покупателей в промышленныхрайонах, низкая эластичность зависимости спроса от цен, зависимость спроса насредства производства от потребительского спроса.
Региональныйрынок средств производства тесно связан с финансовым рынком. Для экономикирыночного типа характерно взаимоувязанное движение финансовых и материальныхресурсов. Наличие финансовых ресурсов и распределение их в регионепредопределяют движение товарно-материальных потоков. Вместе с темтоварообращение на рынке средств производства стимулирует рост доходов,обеспечение высокой скорости оборота финансовых ресурсов.
Региональныйрынок труда представляет собой сферу взаимодействия продавцов и покупателейрабочей силы на данной территории, в процессе которого формируется спрос ипредложение рабочей силы из различных профессионально-квалификационных групп.Труд имеет не только экономическую ценность, но и социальную, поскольку какисточник дохода определяет социальный статус человека в обществе. Поэтомуданный рынок является важнейшим элементом системы региональных рынков, обеспечивающихреализацию целевой направленности регионального воспроизводственного процесса.Он формируется и развивается под воздействием демографических, экономических,экологических, научно-технических и природно-климатических факторов.
Региональныеособенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из спецификиформирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структурызанятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, егообеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства,инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характеромподдержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти.Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительнозанятия учебных мест в сфере профобучения и рабочих мест в сфере экономикисоставляет двуединую цель управления трудовыми ресурсами и совокупностьюрабочих мест, занятостью как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Управлениетрудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всехстадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовыхресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением иструктурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силыпо отраслям экономики и предприятиям – серединная стадия в системе управления.В рамках этой стадии осуществляется процесс повторного распределения действующейрабочей силы. Происходит движение работников между предприятиями и отраслямиэкономики, между территориями.
Региональныйрынок труда взаимодействует с рынком финансово-кредитных ресурсов, посколькупоследние являются источником расширения сети рабочих мест, вовлеченияработников в сферу бизнеса.
Рынокинформации и знаний обслуживает весь региональный воспроизводственный процесс,поскольку принятие эффективных управленческих решений невозможно бездостоверной информации регионального уровня. Процесс формирования знаний иинформации о различных аспектах развития в регионе является непрерывным, таккак под влиянием научно-технического развития, изменений в структуресобственности, размещении производства, сдвигов в отраслевой структуреподвергаются переоценке все элементы ресурсного, производственного исоциального потенциалов региона, что оказывает существенное влияние на взаимодействиесубъектов воспроизводственной системы региона. Спрос на знания и информацию врегионе формируется следующими группами субъектов: населением, предприятиями иорганизациями различных отраслей и форм собственности, региональными органамиуправления, иностранными фирмами и компаниями. Потребители предъявляют спроскак на информацию долговременного характера, используемую при диагностике ипрогнозировании развития региона в целом и отдельных отраслей региональнойэкономики, так и на информацию краткосрочного, конъюнктурного характера. Пофункциональному назначению информации возможно выделение следующих сегментоврынка информации и знаний: деловая, научно-техническая, развлекательнаяинформация и информация бытового назначения и пр. Особую роль в воспроизводственнойсистеме региона играет такой сегмент, как рынок образовательных услуг.
Региональныйрынок финансово-кредитных ресурсов является относительно обособленной сферойотношений по поводу размещения и привлечения свободных денежных ресурсов. Наличиевременно свободных денежных средств (предмета торговли данного сегмента системырегиональных рынков) находится в непосредственной зависимости от характера оборотафинансово-кредитных ресурсов, масштабы и скорость которого определяютсяпроизводственно-экономической структурой региона: соотношением государственногои негосударственного секторов, отраслевой структурой. Как следствие, каждыйрегион имеет специфические особенности формирования и движения финансовыхресурсов. Рынок финансово-кредитных ресурсов тесно связан практически со всемилокальными воспроизводственными циклами определенного региона.
Всерегиональные рынки взаимосвязаны и взаимодействуют в направлении реализацииинтересов субъектов региональной экономики и формирования предпосылок для региональноговоспроизводственного процесса.
3.Третьим важным аспектом исследования региона как воспроизводственной системыявляется обозначение субъектов воспроизводственного процесса.
Элементамисубъектной структуры экономической системы региона являются:
– производителитоваров и услуг (предприятия и организации различных сфер деятельности);
– объединенные вдомашние хозяйства физические лица;
– органыгосударственного управления;
– финансово-кредитныеорганизации.
Каждый элемент (субъект)выполняет в воспроизводственной системе определенные функции.Предприятия-производители создают продукт в виде товаров или услуг, которыепосредством обмена принимают денежную форму и подлежат распределению междуэлементами системы. Результатом такого распределения являются фонды финансовыхресурсов, направляемые на цели производственного, личного и общественного потребления.
Домашние хозяйстваявляются источником наемного труда для предприятий, капитала для инвестированияв производство совокупного продукта. Они также предъявляют потребительскийспрос на товары и услуги, что является неотъемлемым элементом существованиярынка продуктов.
Функции государства(государственных органов регионального уровня управления) в экономическойсистеме могут быть сведены в три основные группы: экономические, политические исоциальные.
Экономические функции реализуются:
– в форме поддержкигосударством отдельных отраслей и сфер деятельности в виде бюджетных субсидий икредитов;
– бюджетногофинансирования отраслей, не привлекательных для частного капитала; участия вобмене товаров и услуг с целью удовлетворения общегосударственных потребностей(государственные закупки товаров и услуг, централизованный экспорт).
Политические функции реализуются в форме деятельностипредставительных и исполнительных органов государственной власти различногоуровня, международной деятельности, содержания армии, правоохранительныхорганов, органов судебно-исполнительной системы.
Социальные функции обусловлены объективнойнеобходимостью общественного потребления (здравоохранение, образование,культура, спорт, пенсионное обеспечение), обеспечения социальной защиты лиц,временно не участвующих в общественном труде или не имевших такой способностиот рождения, социальной защиты отдельных слоев населения.
Финансово-кредитнаяподсистема как элемент целостной экономической системы опосредует распределениеи перераспределение доходов участников воспроизводственного процесса,полученных в результате реализации созданного валового регионального продукта.
Обратимся теперь к рассмотрениюинституциональной системы региона, которая описывает внутреннееинституционально-экономическое пространство региона.
Но прежде следует сделатьряд замечаний методологического характера. Прежде всего, следует отметить, что,несмотря на активное развитие в последние несколько десятилетийинституциональной экономической теории, разные исследователи «до сих порпридерживаются различных определений ключевого для этого направления понятия „института“»[2]. В данной книге будем руководствоваться определением, предложенным Г.Б.Клейнером: «Под институтами будем понимать относительно устойчивые поотношению к изменению поведения или интересов отдельных субъектов и их групп, атакже продолжающие действовать в течение значимого периода времени формальные инеформальные нормы либо системы норм, регулирующие принятие решений,деятельность и взаимодействие социально-экономических субъектов (физических июридических лиц, организаций) и их групп» [2].
Разнообразие институтовпредполагает их упорядочение на основе классификации. На основании степениохвата данным институтом множества субъектов или систем выделяют номинальных и фактическихносителей института – множество субъектов или систем, которые подлежат охвату,могут быть охвачены или фактически охвачены данным институтом.
Институты делятся наформальные и неформальные. Неформальные институты возникают из информации,передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаевявляются той частью общественной жизни, которая называется культурой. Неформальныенормы пронизывают всю современную экономику, выступая как средство координацииустойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия.
Несмотря на то чтонеформальные институты возникают и закрепляются преимущественно в ходеэволюционного отбора, государство может оказывать существенное влияние наопределение направления их эволюции, а также на скорость институциональныхизменений. Отдельные неформальные правилахозяйственной жизни могутформироваться как на национальном уровне, так и на уровне отдельного региона.
Формальные институты(нормы, ограничения) возникают, как правило, на базе уже существующихнеформальных правил, обеспечивающих их выполнение, которые делятся на следующиегруппы:
– политические –институты, определяющие иерархическую структуру общества, его фундаментальнуюструктуру принятия решений и наиболее важные характеристики контроля заполитическими процедурами. Важность этих институтов заключается в том, что ониформируют экономические правила, хотя имеет место и обратная зависимость [3];
– экономическиеинституты – «щественно признаваемые функционально-организационные формыколлективной экономической деятельности, через которые реализуется системнаяфункция экономики»[5];
– системыконтрактации – способы и порядок заключения контрактов, регулируемых нормами изаконами.
«Поуровневая»классификация позволяет выделить глобальные, макроэкономические,мезоэкономические, микроэкономические и наноэкономические институты [4]. Причем такая классификацияотносится как к формальным, так и неформальным институтам.
Интересной и существеннойклассификацией здесь представляется предложенное Дж. Серлом разделениеинститутов на «регулятивные» правила, т.е. правила, регулирующиеаприорно существующие (точнее, возможные) действия, и «конструктивные»правила, которые создают саму возможность некоторых действий. Примеромрегулятивного института является система строительных норм и правил,конструктивного – институт кредита. Существуют институты, сочетающие в себерегулятивные и конструктивные особенности [24].
В группу основополагающихинститутов входят институты права, конкуренции, собственности, договора,обмена, ценообразования, управления, которые определяют и регулируютвзаимоотношения между институциональными субъектами, принимающими участие в региональномвоспроизводственном процессе.
Институциональнуюподсистему общества образует система институтов. Попытаемся описатьинституциональную систему регионального воспроизводственного процесса.Рассматривая регион как многомерную, полиструктурную систему, вместе с темследует исходить из триединого основания этой системы: природа – население –хозяйство. О.В. Иншаковпредложил схему формирования институциональной системы как одного изрезультатов взаимодействия трех основных сил в системе «человек – природа– общество» [2]. Согласно его концепции, «природа», «человек»и «общество» являются первичными и относительно самостоятельнымикомпонентами «бытия». Каждая из этих трех сфер, являясь относительносамостоятельными силами и развиваясь по собственным законам, но вовзаимодействии с другими, обладает определенными первичными функциональнымипотребностями («нуждами»), которые реализуются в требованиях,предъявляемых к другим сферам.
В современных условияхгосударственное регулирование экономики является составной частьювоспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулированиеэкономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвиговв отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретныенаправления, формы, масштабы государственного регулирования экономикиопределяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той илииной стране в конкретный период.
Представители школинституционализма считают, что необходимость государственного управлениярегиональным социально-экономическим развитием во многом обусловленанесовершенствовом рыночного механизма и его неспособностью решать современныепроблемы развития как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.Одной из главных проблем управления на всех уровнях в условиях рыночной экономикиявляется создание системы общественного контроля – на внутрифирменном,муниципальном, региональном и общегосударственном.
Идеальнаяинституциональная среда (система) регионального управления социально-экономическимразвитием должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленнойна достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия;быть достаточно простой для понимания; использовать системусоциально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать прогрессивноеразвитие.
Главное требование,которое предъявляется к институтам механизма управления регионом в условиях егоэкономической самостоятельности, состоит в том, что все составляющие элементымеханизма в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы,обеспечивающей рост эффективности производства, сбалансированности спроса и предложения,повышения качества товаров и услуг.
Институциональноеразвитие экономики региона происходит под влиянием взаимодействия междуинститутами и организациями (институты определяют «правила игры»;организации – «игроки»). Новые институты появляются тогда, когдапоявляются новые возможности получения прибыли, которая не может быть полученав уже существующей институциональной среде (системе).
Перспективным способомповышения эффективности государственного регулирования является использованиерыночных принципов и механизмов в деятельности региональных органов власти.Можно действовать в нескольких направлениях:
– прибегать каукционам как при закупках товаров и услуг, так и при распределении общественныхресурсов;
– заключатьконтракты на осуществление значительной части функций, ранее выполнявшихсягосударством;
– использоватьметоды оплаты выполненной работы только в зависимости от достигнутыхрезультатов даже в случаях, когда заключение контрактов не представляетсявозможным или желательным;
– ориентироватьсяна рыночную информацию; например, государство может полагаться на рыночныеоценки при осуществлении закупок или использовать информацию о ставках процентапо субординированной задолженности по банковским ссудам для определениясоответствия величины премии за риск при страховании депозитов.
Институциональная среда,выступающая интеллектуальным результатом воспроизводственной деятельностилюдей, обществ и государств, формирует соответствующие трансакционныеотношения, которые в итоге влияют на трансакционные издержки жизнедеятельностилюдей. Высокий уровень человеческих, демократических отношений в обществе предполагаетналичие развитых, обоснованных и согласуемых с законами трансакционныхотношений и издержек. Важно то, что они имеют возрастающую по своей сложностиинтеллектуальную природу, но материализуются в конечном итоге в благосостояниии продолжительности жизни граждан, безопасности их общественнойжизнедеятельности и создании основ устойчивого развития.
Переход к устойчивомуразвитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, когда будетобеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формированиеэффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении балансаинтересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимостьразработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждогорегиона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработкегосударственной политики в области устойчивого развития.
Проблемы, решаемые вкаждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральнымзадачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, вчастности:
– формированиерегионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическоеразвитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие наокружающую среду;
– выполнениеприродоохранных мероприятий на селитебных (жилых) и незастроенных территорияхгородов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарнуюочистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
– осуществление мерпо оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечениюсанитарно-эпидемиологического благополучия;
– развитиесельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий,адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почви их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защитысельского населения;
– реконструкциюрегиональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальныхэкосистем.
Развитие экономикирегиона последовательно проходит три базовых этапа. Первый – инерционный, длякоторого характерно сохранение таких отрицательных тенденций, как сокращениеобъемов производства в отдельных отраслях экономики, переходящий в фазустагнирующей стабилизации, с появлением опережающего роста промежуточногопродукта относительно конечного, углубление социального расслоения и др.
Второй этап – этапсвободного предпринимательства с ориентацией на получение максимальной прибылии производство наиболее конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнемрынках. В наибольшей мере данный этап отражает интересыпредпринимателей-инвесторов, но в той или иной степени соответствует иинтересам прочих субъектов; свободное предпринимательство создает рабочиеместа, выпускает нужную обществу продукцию, дает солидные отчисления от прибылив бюджеты всех уровней. Развитие на этом этапе предполагает максимизацию долидоходов, направляемой на развитие производства, и минимизацию доли доходов,направляемой на социальные нужды (помимо зарплаты). И, наконец, третий этап –этап устойчивого развития, под которым понимается развитие, отвечающеепотребностям настоящего времени, без ущемления возможностей будущих поколенийдля достижения их целей. Общие подходы к формированию конкретных механизмовсценария устойчивого развития предполагают ряд отличительных черт. Во-первых,речь должна идти об интеграции природоохранных аспектов и включении их в процессразработки и принятия экономических решений, повышении действенностиприродоохранной политики, введении жестких санкций за загрязнение окружающейсреды. Во-вторых, необходимо расширять базу экономического роста путемстимулирования малого бизнеса и предпринимательства, поскольку участиезначительной части населения в предпринимательской деятельности – один из главныхфакторов устойчивого развития. Наконец, необходимо осуществить оптимальноесоотношение властных полномочий федерального правительства, региональныхорганов государственной власти и местного самоуправления. Право территориисамостоятельно определять цели социально-экономического развития должно бытьподкреплено адекватными финансовыми возможностями и механизмами. При этомследует помнить о такой особенности регионального воспроизводства, как наличие двух егоаспектов: межрегионального и внутрирегионального. Это позволяет четкоразграничить предмет территориального и регионального управления. Длямежрегионального аспекта общественного воспроизводства центральными являютсявопросы территориального разделения труда, распределения государственных инвестицийи межрайонной интеграции. Внутрирегиональный аспект общественноговоспроизводства связан с формированием пропорций между внутренними элементамирегиональной экономики и управлением их развитием.
Библиографическийсписок
1. Белоусов, А.Р.Этапы становления российской модели воспроизводства [Текст] / А.Р. Белоусов //Проблемы прогнозирования. – 2011. – № 2.
2. Бутов, В.И.Основы региональной экономики [Текст]: учеб. пособие / В.И. Бутов, В.Г.Игнатов, Н.П. Кетова. – М.: Ростов н/Д, 2010.
3. Галушкина, М. Предпринимателина рынке идей [Текст] / М. Галушкина // Эксперт. – 2006. – № 17.
4. Зотов, В.В.Институциональные проблемы функционирования и преобразования экономики России[Текст] / В.В. Зотов, В.Ф. Пресняков, В.О. Розенталь // Экономическая наукасовременной России. – 2009. – № 1.
5. Инновационнаяэкономика [Текст] / под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. – М.: Наука, 2008.