Содержание
/>Введение
Понятие системы «точно-в-срок»
Компоненты системы JIT
Применение в СССР
Вывод
Список литературы
Введение
Подход «точно-в-срок» был разработан в японской автомобильнойкомпании Toyota. Его автор — Тайиши Оно (который в конечномсчете стал вице-президентом компании по производству) и несколько его коллег. Нато, что JIT была разработана именнов Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с оченьограниченными природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что японцы очень чувствительнык пустым тратам материалов, времени и средств, и к неэффективности труда. Они расцениваютбрак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы — как зло, потомучто они занимают пространство и связывают ресурсы.
Широко распространено мнение, что система JIT- это просто соответствующее планирование производства, результатом которого являетсяминимальный уровень незавершенного производства и материальных запасов. Но в сущности,JIT представляет собой определеннуюфилософию, которая охватывает каждый аспект производственного процесса, от разработкидо продажи изделия и послепродажного обслуживания. Эта философия стремится к созданиюсистемы, которая хорошо функционирует с минимальным уровнем материальных запасов,минимальным пространством и минимальным делопроизводством. Это должна быть система,которая не поддается сбоям и нарушениям и является гибкой (в том что касается измененийассортимента изделий и объема производства). Конечная цель состоит в том, чтобыполучить сбалансированную систему с плавным и быстрым потоком материалов через систему.
В системах JIT, качество «встроено»как в изделие, так и в производственный процесс. Компании, которые используют системуJIT, достигли такого уровня качества, которое позволяетим работать с небольшими производственными партиями и плотным графиком. Эти системыимеют высокую надежность, исключены главные источники неэффективности и срывов,а рабочие обучены не только трудиться в системе, но и непрерывно ее совершенствовать.
/>/>Понятие системы «точно-в-срок»
Некоторые промышленные предприятия пытаются устранить необходимостьподдержания значительных запасов, используя систему управления запасами точно-в-срок(Just-in-time- JIT). Принцип JIT впервые применили в США на заводе Ford Motor Company. Изложенв 1922 Генри Фордом в его книге «Моя жизнь, мои достижения». Широкое распространениесистемы JIT началось с конца 50-хгодов ХХ в., когда японская компания Toyota Motors, а потом и другие автомобильныекомпании Японии, начали внедрять систему КАНБАН. В настоящее время система«Точно в срок» широко используется в Японии, США и Европе. Принцип ТВСможно применять также и для повышения надежности сетей (Принцип джит-надежности).
Система «JIT» (поставки «точно в срок») основнойцелью ставит максимальную интеграцию всех логистических функций предприятия дляминимизации уровня запасов материальных ресурсов в интегрированной логистическойсистеме, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса длямаксимального удовлетворения запросов потребителей. Доставка грузов «точнов срок» позволяет в два раза сократить время выполнения заказа потребителя,на 50 % снизить уровень запасов и на 50-70 % уменьшить продолжительность выполнениязаказа на предприятии, изготовляющем продукцию [1].
Таким образом сущность подхода заключается в поставке требуемыхдля осуществления производства ресурсов точно в то время, когда в них возникаетнеобходимость.
Поставки «точно в срок» — метод планирования и управления,а также философия производства, целью которых является немедленное удовлетворениепотребительского спроса с высоким качеством и без потерь. Этот термин буквальноотражает содержание этого понятия. Оно означает выпуск и предоставление товарови услуг именно тогда, когда они нужны: ни раньше, поскольку в этом случае они будутожидать своего часа в запасах, ни позже, поскольку тогда их придётся ожидать заказчикам.Помимо фактора времени, содержащегося в понятии JIT, в этуконцепцию входят требования качества и эффективности. С учётом сказанного, можнопредположить следующее определение JIT.
«Термин JIT предназначендля незамедлительного удовлетворения потребительского спроса при совершенном качествеи отсутствии потерь» [2, стр.527]
Можно предложить и более развернутое определение JIT.
«Поставка „точно в срок“ (JIT)- строгий подход к повышению общей производительности и устранению потерь. Он предназначендля организации эффективного по затратам производства и поставки только необходимогокачества компонентов с заданным качеством, в нужное время и в необходимое место,используя для этого минимум производственных средств, оборудования, материалов ичеловеческих ресурсов. Поставки „точно в срок“ зависят от соотношениягибкости производства поставщика и потребителя. Этот подход реализуется через производственнуюпрактику, предусматривающую активное участие в общем деле всего персонала и работупо принципу единой команды. Основной принцип JIT — рационализацияи совершенствование методов работы» [2, стр.527].
Таким образом сущность подхода заключается в поставке требуемыхдля осуществления производства ресурсов точно в то время, когда в них возникаетнеобходимостьКомпоненты системы JIT
Выравнивание производства.
Cистема подтягивания.
Система «Канбан» (ярлыки или вывески).
Порядок на рабочем месте.
Производство малыми партиями.
Снижение времени переналадки.
Сквозное планово-предупредительное обслуживание.
Сквозной контроль качества.
Закупка по системе JIT.
Сбалансированные производственные линии.
Гибкое производство.
Деятельность малыми группами.
Обучение персонала при системе JIT проводят короткими сессиями (несколько часов в неделю), чтобыизбежать информационной перегрузки.
Производству JIT предшествуетпоток информации JIT.
Цели «точно в срок» аналогичны целям системы планированияпотребностей в материалах — предоставить нужную часть изделия в нужное время в нужноеместо, но способы достижения этих целей и результаты абсолютно разные. В то времякак система планирования потребностей в материалах построена на вычислениях, системанепрерывности построена на промышленном инжиниринге. Существует много отличительныхчерт системы «точно в срок», которые проявляются на практике в любом видедеятельности, в компании любой формы собственности, в производственном или непроизводственномсекторе экономики.
Концепция «точно в срок» тесно связана с составляющимилогистического цикла. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукциядолжны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно втот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, как в производстве,так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данномподходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, а это требуетадекватной реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственнопроизводственной программы.
Логистическая концепция «точно в срок» характеризуетсяследующими основными чертами:
минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенногопроизводства, готовой продукции;
короткими производственными (логистическими) циклами;
небольшими объемами производства готовой продукции и пополнениязапасов (поставок);
взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшимчислом надежных поставщиков и перевозчиков;
эффективной информационной поддержкой;
высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.
Внедрение и распространение концепции «точно в срок»в мире привело к изменению традиционного подхода менеджмента к управлению запасами.
Широкое распространение в логистической практике концепции«точно в срок» объясняется низким уровнем запасов материальных ресурсов,незавершенного производства и готовой продукции; сокращением производственных площадей;повышением качества изделий и снижением брака; сокращением сроков производства;повышением гибкости при изменении ассортимента продукции; высокой производительностьюи эффективностью использования оборудования; активным участием рабочих в решениипроизводственно-технологических проблем; хорошими отношениями с поставщиками и др.
Реализация концепции «точно в срок» начинается с ответана вопросы, как продукция будет продаваться и легко ли ее можно изготовить. Еслина эти вопросы дан положительный ответ внимание переключается на разработку самогопроцесса.
Для успешной реализации этого подхода важно заранее информироватьпоставщиков фирмы о производственных планах и потребностях в соответствующих видахматериальных ресурсов, а также добиваться требуемого качества поставляемых ресурсовв согласованные сроки. Несоблюдение этих требований может привести к возникновениюпроизводственных проблем и обойтись фирме очень дорого. Поэтому в данном случаетребуется установление тесных взаимоотношений между фирмой и её поставщиками материальныхресурсов.
Хотя при использовании этого метода бизнес практически не будетиметь товарных запасов, он всё же будет нести определенные издержки, связанные среализацией JIT-подходов. Поскольку необходимость поддержаниязапасов перекладывается на поставщиков, они могут попытаться возместить эти дополнительныеиздержки за счёт увеличения цен. Стоимость ресурсов может также увеличиться за счётосуществления большого количества поставок мелкими партиями. И наконец, особые отношения,тесные взаимосвязи между фирмой и её поставщиками могут привести к невозможностиполучения более дешёвых ресурсов при их оступности от других фирм.
Работу логистической системы, построенной на принципах концепции«точно в срок», можно представить как двухбункерную систему управлениязапасами. Один бункер используется для удовлетворения спроса в производстве илисбыте соответственно на материальные ресурсы или готовую продукцию, другой — пополняетсяпо мере расходования первого. Акцент делается на размещение оборудования таким образом,чтобы обеспечить непрерывный процесс производства. Там, где это возможно, вводитсяавтоматизация как процесса производства, так и обработки сырья. Нередко оборудованиеразмещается в форме буквы U, что способствует коллективной работе, гибкости работы,цикличности в обработке сырья и изделий. При этом разработчики продукции стремятсястандартизировать временные циклы и выработку постоянного набора продукции, основаннуюна ежемесячном производственном плане в рамках всей системы. Такая практика превращаетпроизводственный процесс в цикл по крайней мере месячный.
Таким образом, производство готовой продукции небольшими партиямиза относительно короткие производственные циклы определяет длительность циклов снабженияматериальными ресурсами.
Теоретически идеальным размером заказа для базовой системы«точно в срок» является одна единица, однако это, как правило, не реализуетсяиз-за высоких затрат на сбыт и обработку каждого заказа.
Логистические системы, использующие принципы концепции«точно в срок», являются «тянущими» системами {pull systems),в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовойпродукции происходит в том случае, когда количество их в определенных звеньях логистическойсистемы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются»по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или логистическихпосредников в системе дистрибуции. [5]
В концепции «точно в срок» существенную роль играетспрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатови готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющихданный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсоввблизи фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции.Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степеньюнадежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственноерасписание.
В практической реализации концепции «точно в срок»ключевую роль играет качество продукции. Японские автомобилестроительные фирмы,первоначально внедряя принципы данной концепции и микрологистическую систему KANBANв производство, изменили подход к контролю и управлению качеством на всех стадияхпроизводственного процесса и последующего сервиса. В конечном итоге это вылилосьв уже упоминавшуюся выше философию всеобщего управления качеством. Концепция«точно в срок» способствует усилению контроля и поддержанию уровня качествапродукции в разрезе всех составляющих логистической структуры. Микрологистическиесистемы, основанные на данном подходе, связанном с синхронизацией всех процессови этапов поставки материальных ресурсов, производства и сборки, поставки готовойпродукции потребителям, предполагают точность информации и прогнозирования. Этимобъясняются, в частности, и короткие составляющие логистических (производственных)циклов. Для эффективной реализации технологии JIT должны работать с надежными телекоммуникационнымисистемами и информационно-компьютерной поддержкой.
Современные технологии JIT и логистические системы стали болееинтегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственныхконцепций и распределительных систем, таких как системы, минимизирующие запасы влогистических каналах, логистические системы быстрого переключения, выравниванияуровня запасов, групповые технологии, превентивное гибкое автоматизированное производство,современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управленияциклами качества продукции и т.п. Поэтому в настоящее время такие технологии принятоотносить к новой версии концепции «точно в срок» — концепции JITII.
Основной целью логистической концепции JITII является максимальнаяинтеграция всех логистических функций фирмы для минимизации уровня запасов в интегрированнойлогистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукциии сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанныена идеологии JITII, используют гибкие производственные технологии выпуска небольшихобъемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательскогоспроса.
Многие рассматривают систему JIT как нечто большее, чем просто способ управления запасами. Философияэтого метода основана на отказе от излишков и стремлении к совершенству. Предполагается,что поставщики всегда будут стремиться к обеспечению своевременности поставок ресурсови что эти ресурсы будут качественными, без дефектов. Также ожидается, что производственныйпроцесс будет осуществляться с максимально возможной эффективностью. Это означает,что в производственном процессе не возникает непредвиденных перерывов, очереди изапасы на технологических переходах будут устранены, поскольку только время, котроерасходуется исключительно на осуществление технологических операций, рассматриваетсякак создающее ценность. И хотя эти ожидания могут быть слишком идеалистичными ив реальности недостижимыми, они помогают становлению культуры управления, котораянаправлена на достижение качества и стремление к совершенству
Международные автомобильные перевозки являются более сложнымпроцессом в организационном, технологическом и как следствие в управленческом аспектепо сравнению с перевозками в пределах одной страны.
Сложность международных перевозок вызвана необходимостью пересеченияграниц и таможенного регулирования грузопотоков, особенностями национального документооборота,инспекционными проверками технического состояния транспортных средств, соблюдениярежима труда и отдыха водителей и прочими обстоятельствами. [4, стр.129]
Временные характеристики преодоления сложных обстоятельств международныхавтомобильных перевозок и соблюдения требований к данному виду перевозок имеют случайныйхарактер, учёт которого особенно важен при проектировании доставки грузов, планированиии организации перевозок «точно в срок».
Основным источником случайности является маршрут, характеризующийсяопределённой протяжённостью, типом дорожного покрытия, местными ограничениями идругими параметрами. Составляющие перевозочного процесса являются случайными величинами,поэтому количественная оценка производится с использованием вероятностных характеристик./>/>Применение в СССР
Впервые подобная система была внедрена в авиационной промышленности(ВПК) СССР в 1940 г при участии нового наркома Шахурина. До этого, как и в другихвидах индустрии СССР работа велась по месячным и квартальным планам. При такой работепервые две недели каждого месяца обычно уходили на «подчистку» недоделанногов прошлом месяце, а в последней декаде начинался штурм, чтобы как-то выполнить план.За третью декаду производили около половины всей продукции. Это в лучшем случае.А в худшем — дело затягивалось еще больше. Было решено прекратить подобную практику,ввести ежедневный график-норму сдачи продукции государству и строго его придерживаться,так как штурмовщина тормозила основное производство.
Требовалось перестроить умы людей, приучить не вообще выпускатьсамолеты, моторы и все остальное, а выпускать точное количество ежедневно. Перестраиватьсяна суточный график приходилось всем — и кладовщику и директору. От складов до сборкиналаживали определенный ритм, который позволял ежедневно выпускать определенноеи все увеличивающееся количество самолетов. В годы войны, когда промышленность СССРполностью перешла на поточный метод производства, это позволило планировать, и совместнос широко применявшейся унификацией, стандартизацией, снижением цикла производства,простоя оборудования и постоянным повышением технологичности — гибко наращиватьтемпы производства.
«Мы пересмотрели все операции в цехе, начиная с моментапоступления деталей в цех и кончая выпуском из цеха агрегатов, — вспоминал начальникмонтажного цеха одного из заводов С.И. Смирнов. — Оказалось, что агрегаты около40 процентов времени находятся без движения. Встал вопрос о составлении такой циклограммы,при которой они были бы все время в работе. Вокруг этой задачи была сконцентрированаработа планового и технологического бюро и руководства цеха. В результате нам удалосьрезко уплотнить рабочий день, сократить простои, перейти к выпуску агрегатов почасовому графику. Цикл прохождения агрегатов в цехе сократился более чем в три раза».[3]
Особая роль принадлежала созданному в наркомате диспетчерскомуотделу. Отдел учитывал работу многих цехов на заводах, выпуск основных узлов и агрегатовсамолетов или моторов. Хорошо зная тот или иной цикл производства, работники диспетчерскогоотдела по количеству, например, крыльев или фюзеляжей, изготовленных в цехах, видели,нормально ли работает завод, или назревает срыв графика. Причем точно подсчитывали,через сколько дней может произойти срыв, выясняли причины, ставили в известностьруководство главков и наркомата.
Диспетчерский отдел наркомата поддерживал связь непосредственнос директорами. И когда все шло по графику, дело ограничивалось разговором с директором.Когда что-то не ладилось, директор обязан был лично доложить об этом начальникуглавка или наркому, тк лично спрашивали и с наркома конкретно: почему произошлоотклонение от графика на таком-то заводе и когда график будет выполнен?
В начале 1941 года ЦК партии ввел ежедневный письменный отчетперед ЦК и Совнаркомом о выпуске самолетов и моторов. В этом ежедневном донесенииуказывалось, сколько тем или иным заводом должно быть изготовлено самолетов илимоторов и сколько фактически сделано за истекшие сутки. А в конце 1941 года по указаниюЦК ввели еще и графу о самолетах, готовых к бою. Это означало, что самолет не толькопринят военпредом в сборочном цехе, но и облетан, и готов к отправке на фронт. Кначалу 1941 года по суточному графику стали работать все (пущенные в строй, тк многиееще строились) самолетные и моторные заводы СССР. [3]
Однако, подобный подход является инертным и не позволяет резкопереходить на выпуск принципиально новой продукции, хотя при должном умении и хорошемуправлении позволяет вносить существенные модификации в серийное производство. Чемуслужат примеры не только серийного производства, но и довольно быстрого и массовогопоявления на фронтах модификаций новейших истребителей СССР — Як и Ла, штурмовиковИл-2 и Ил-10 и других типов самолетов.
Опыт авиастроителей в годы войны переняли танкостроители, многократноповысив эффективность и снизив себестоимость изделий, что позволило сделать отечественныетанки массовыми в противовес немецким.
К сожалению, в годы войны невозможно было обходиться поставкамитолько точно во время из-за постоянного риска срыва поставок из-за налетов противникаи т.д. (к примеру часто запаздывали моторы, бронестекла, оружие, не хватало подшипников,клея для фанеры, резины, цветных металлов для производства деталей радиаторов итруб и тп), поэтому промышленность обходилась заменителями или крупными «заделами»на складах, которые постоянно пополнялись из фондов Комитета Обороны. Срочные поставкиосуществлялись не считаясь с себестоимостью транспортировки транспортными самолетамизаводов (к каждому заводу были прикомандированы по два Ли-2). Это кардинально (споправкой на военное время) отличает введенный в СССР стиль производства от системы«точно вовремя». В мирное время подобный стиль производства сохранитьнадолго не удалось, да и правительство не видело в нем смысла.
/>/>Вывод
Система «точно-в-срок» — это система, которая применяетсяпреимущественно в серийном производстве. В такой системе товары перемещаются черезсистему и задание выполняется в точном соответствии с графиком. «Точносрочные»системы требуют очень небольших материальных запасов, поскольку последовательныеоперации жестко скоординированы.
Конечной целью JIT является сбалансированный, плавный поток производства.Вспомогательные цели: устранение нарушений в системе, обеспечение гибкости системы,сокращение времени оснащения и сроков производства, исключение непроизводительныхрасходов, и минимизация материальных запасов. Формирующие блоки «точносрочной»системы — разработка изделия, разработка процесса, кадровые и организационные вопросы,планирование и управление производством.
Такое производство требует исключения всех возможных источниковнарушения плавного потока работ. Высокое качество необходимо, потому что проблемыс качеством могут нарушить процесс. Кроме того, решение проблем нацелено на устранениевсех нарушений производственного процесса и придание системе большей эффективностии непрерывного усовершенствования.
Ключевое преимущество «точносрочных» систем — пониженныйуровень запасов, высокое качество, гибкость, сокращение сроков производства, повышениепроизводительности и эффективности использования оборудования, снижение объема бракаи переработок, а также уменьшенные требования к площадям.
/>/>Список литературы
1. http://www.uni-car.ru/page_5.php
2. Джонстон Р. Слак Н. Чеймберс С. Организация, планирование и проектированиепроизводства. Операционный менеджмент. — М.: Инфра-М, 2009
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Точно_в_срок
4. Модели и методы теории логистики, под ред. Лукинского. — СПб.: Питер, 2003
5. http://www.interface.ru/home.asp? artId=5657