РЕФЕРАТ
Объём пояснительной записки 107 стр., рис. 6, табл. 38, источников30, приложений 6.
Тема: Снижение себестоимости продукции предприятия (на примере ОАО«МПОВТ»).
Ключевые слова: себестоимость продукции, элементы затрат,калькуляция, постоянные и переменные затраты, объём производства, метод учётазатрат, экономия, экономическая эффективность.
Объект исследования: открытое акционерное общество «Минскоепроизводственное объединение вычислительной техники».
Цель работы: на основании исследования и анализа себестоимостивыпускаемой продукции разработать направления её снижения.
В процессе изучения объекта исследования произведен анализтехнико-экономических показателей за 2006-2008 гг., затрат на рубль товарнойпродукции, себестоимости по статьям затрат на производство, калькуляцииотдельных изделий, эффективности использования оборотных средств.
На основе выявленных в результате анализа резервов в проектнойчасти:
- даны предложения посовершенствованию организационной структуры управления предприятием посредствомпередачи функций экономического анализа специалисту-аналитику с организацией впланово-экономическом отделе соответствующей должности;
- предложены технико-экономическиемероприятия по снижению себестоимости продукции: за счёт внедрения системыматериального стимулирования за экономию материальных ресурсов; использованиесистемы функционально-стоимостного учёта затрат на предприятии; сокращенияобщехозяйственных расходов; внедрения нового оборудования; снижениятрудоёмкости продукции;
- предложен вариантсовершенствования технологического процесса изготовления блока коммутационнойаппаратуры, в результате чего сократится время на его сборку и уменьшатсязатраты на материалы;
- даны предложения по снижению иоптимизации затрат по уплате экологического налога.
Суммарный экономический эффект от предлагаемых мероприятийсоставляет 380 683 тыс. р.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Научноеобоснование путей снижения себестоимости продукции предприятия
1.1Себестоимость как экономическая категория
1.2Проблемы калькулирования себестоимости продукции
1.3 Путиснижения себестоимости
2 Анализорганизационно-экономических факторов снижения себестоимости продукции ОАО«МПОВТ»
2.1Характеристика производственной специализации объекта исследования
2.2 Анализорганизационной структуры управления предприятием
2.3 Анализтехнико-экономических показателей работы ОАО «МПОВТ» за 2006-2008 гг.
2.4 Анализсебестоимости продукции
2.4.1Анализ затрат на рубль товарной продукции
2.4.2Анализ себестоимости по статьям затрат на производство
2.4.3 Анализкалькуляции типового изделия
2.4.4Анализ эффективности использования оборотных средств
3Технико-экономические мероприятия по снижению себестоимости продукции ОАО«МПОВТ»
3.1Совершенствование организационной структуры ОАО «МПОВТ»
3.2Разработка системы материального стимулирование работников предприятия заэкономию материальных, трудовых и прочих ресурсов
3.3Внедрение системы функционально-стоимостного учёта затрат на промышленномпредприятии
3.4Экономическое обоснование мероприятий по снижению отдельных элементов затрат
3.4.1Пользование услугами сотовой связи и сетью Интернет
3.4.2Экономия при начислении амортизационных расходов
3.4.3Экономия за счёт внедрения нового оборудования, прогрессивной технологии,механизации и автоматизации производства
3.5Изменение конструкции печатной платы блока коммутационной аппаратуры
4 Налоговаяполитика в республике Беларусь в области охраны окружающей среды
4.1Формирование экологического налога в Республике Беларусь
4.2 Путиснижения налоговых затрат на ОАО «МПОВТ»
Заключение
Списоклитературы
/>/>/>/>/>/>/>
ВВЕДЕНИЕ
В условияхформирования рыночных отношений в Республике Беларусь снижение издержекпроизводства приобретает особую важность. Наряду с повышением качествапродукции, уменьшение затрат на производство во многом определяетконкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния,платежеспособность и кредитоспособность.
Народнохозяйственноезначение снижения себестоимости продукции выражается в следующем:
-при одних и тех же ресурсах есть возможность производить большепродукции;
- ускоряется оборачиваемость оборотных средств;
- при рациональном использовании материальных ресурсов появляетсявозможность меньше вкладывать капитальных вложений в добывающие отрасли;
- снижение издержек — важнейший фактор интенсификации производства.
Себестоимость промышленной продукции отражает текущие затратыпредприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежнойформе.
Одно изглавных условий повышения эффективности работы предприятия — снижениесебестоимости продукции, работ, услуг.
Снижение себестоимостипродукции обеспечивается за счет следующих факторов:
- применение новейших технологий;
- экономия сырья, топлива, электроэнергии;
- повышение производительности труда;
- снижение потерь от брака и простоев;
- улучшение использования основных производственных фондов;
- сокращение расходов по сбыту продукции;
- упорядочение затрат на аппарат управления;
- изменение структуры производственной программы в результатеассортиментных сдвигов;
- сокращение условно-постоянных расходов в результате роста объемовпроизводства и реализации.
В последние годы наблюдается тенденция роста затрат напроизводство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводитудорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования,повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу,представительских расходов. Увеличивается сумма амортизационных отчисленийосновных фондов, в том числе из-за их переоценок и введения индексации.Повышаются расходы на заработную плату и отчисления на социальное страхование,пенсионное обеспечение. Все это впоследствии обуславливает очередной витокинфляции.
Чтобыпринимать оптимальные управленческие и финансовые решения, необходимо знатьсвои затраты. А анализ издержек поможет определить эффективность расходов,уточнить, не будут ли они чрезмерными; проверить хозяйственные показатели иведение счетно-учетных операций; подскажет, как устанавливать цены, какприменять данные о затратах для выработки тактических и стратегических решений,как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровеньприбыли. Чтобы выявить узкие места, полезно провести сопоставление фактическихи запланированных расходов.
В целомсведения о затратах требуются для определения, контроля и принятия решений поуправлению оперативно-хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ издержеквыявляет различные виды расходов, определяет пути их регулирования. Онпозволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены; определитьдинамику затрат: каким именно образом она воздействует на себестоимость и насебестоимость единицы продукции в зависимости от объема производства.
Знаниетого, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствуетпринятию мер по повышению эффективности и постепенному снижению расходов.Анализ издержек необходим для решения многих вопросов: для оценки фактороврентабельности, определения будущих направлений деятельности, оценкипроизводственных запасов, распределения и минимизации затрат, для определенияуровня безубыточности и т.д.
В качестве объекта исследования было выбрано открытое акционерное общество «МПОВТ» (ОАО «MПОBT») является одним из ведущихпредприятий радиоэлектронной отрасли Республики Беларусь, специализирующемся навыпуске конкурентоспособных на рынках стран СНГ и РБ средств связи ителекоммуникаций, вычислительной техники, энергосберегающего оборудования(счетчиков и регуляторов воды и теплоты), кассовых аппаратов и светотехническихизделий.
Предмет исследования – путиснижения себестоимости продукции и повышение эффективности работы предприятия.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что дляполучения максимальной прибыли при минимальных затратах, на предприятиинеобходимо проводить более точный и тщательный анализ системы учёта издержек повидам затрат и состава себестоимости.
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы на основанииисследования экономической литературы и практики работы предприятия проанализироватьзатраты на производство и выявить резервы снижения себестоимости.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность затрат на производство и основные принципы ихучета и классификации;
- рассмотреть основные нормативные документы, регулирующие состав ихарактеристику затрат, включаемых в себестоимость продукции;
- изучить методы учета затрат и их влияние на исчислениесебестоимости продукции;
- провести анализ основных технико-экономических показателей;
- осуществить анализ обобщающих показателей себестоимости продукции,а также по калькуляционным статьям и типового изделия;
- разработать мероприятия по снижению себестоимости продукции;
Для достижения цели дипломного проекта необходимо применение следующихметодов:
- сравнительный анализ;
- факторный анализ;
- анализ относительных показателей (коэффициентов).
В качестве информационныхисточников при написании дипломной работы были использованы: учебно-методическаялитература; фактические материалы (данные различных форм отчетностипредприятия); нормативные документы и инструкции Министерства финансов, Министерстваэкономики, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь; материалыпериодических изданий; материалы сайтов сети Интернет.
/>/>/>/>/>/>/>1 НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
/>/>/>/>/>/>/>1.1 Себестоимость как экономическая категория
Дляизготовления продукции на предприятии затрачивается труд, расходуются сырье,материалы, топливо, энергия, используется основной капитал, т.е. ресурсыпредприятия. Расход ресурсов на производство конкретных видов продукции внатуральном выражении называется затратами.
Затратыресурсов, выраженные в денежной форме, называются издержками.
Суммарноевыражение всех затрат на производство и реализацию продукции в пределахустановленных законодательством норм образует себестоимость продукции.Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценкуиспользованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природныхресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальныхактивов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство иреализацию в пределах норм расхода, утвержденных законодательством. [1, c.166]
Используютсяследующие виды себестоимости: плановая, расчетная, проектная и фактическая.
Плановаясебестоимость — это максимально допустимые затраты, которые при данном уровнетехники и организации производства необходимы для предприятия.
Расчетная ипроектная себестоимость используются в технико-экономических обоснованияхпроектов внедрения достижений научно-технического прогресса, при оценкеэффективности мероприятий по реконструкции и техническому перевооружениюпредприятий, формированию цен.
Фактическаясебестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижениюсебестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими.Фактические затраты могут отклоняться от плановых. Экономия будет создаваться вслучае улучшения использования основных производственных фондов, трудовых иматериальных ресурсов.
Напредприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:
а)себестоимость единицы продукции;
б)себестоимость товарной, реализованной продукции;
в) себестоимостьсравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, котораяпроизводилась в базисном периоде);
г) затратына один рубль товарной продукции определяются делением полной себестоимоститоварной продукции на ее объем в стоимостном выражении. Данный показательиспользуется в практике для оценки эффективности текущих затрат.
Показательзатрат на один рубль товарной продукции целесообразно использовать при анализепоказателей себестоимости продукции в динамике и через него рассматриватьизменение себестоимости товарной продукции.
Себестоимостьпродукции складывается из затрат, которые разнородны по своему составу,экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции. Этовызывает необходимость их классификации.
По формесвязи с процессом производства затраты подразделяются на основные и накладные.
Основныенепосредственно связаны с изготовлением продукции (сырье, основные материалы,технологическое топливо, заработная плата производственных рабочих). Накладныерасходы связаны с обслуживанием процесса производства и управлением (цеховые,общезаводские, коммерческие).
По методуучета и распределения между видами продукции выделяют прямые и косвенныезатраты.
Прямыезатраты — это расходы строго целевого назначения. Они включаются в себестоимостьединицы продукции методом прямого счета, например, заработная плата основныхпроизводственных рабочих, затраты на основные материалы. Косвенные затраты немогут быть отнесены к выпуску определенного изделия, так как они связаны сработой цеха или предприятия в целом. Они распределяются между различнымиизделиями пропорционально тому или другому условному измерителю, чаще всегопропорционально заработной плате основных производственных рабочих.
Похарактеру зависимости расходов от объема производства затраты делятся наусловно-постоянные и переменные. К переменным относятся затраты, которыеувеличиваются или уменьшаются по мере увеличения или уменьшения объема выпускапродукции (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия на технологическиецели, заработная плата производственных рабочих). Условно-постоянные расходы — это расходы, размер которых при изменении объема производства продукцииостается постоянным или изменяется в незначительных размерах (расходы,связанные с управлением и обслуживанием производства). [2, c.225]
Взависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость затратыподразделяются на расходы текущего периода, расходы будущих периодов ипредстоящие расходы. Под расходами текущего периода понимают расходы, связанныес производством и реализацией продукции в данный период. К расходам будущихпериодов относятся затраты, которые возникли в данном периоде, но подлежатпогашению в следующих отчетных периодах (освоение новых предприятий,производств и др.). К предстоящим расходам относятся зарезервированные расходы(расходы на оплату отпусков и т.д.).
По составу(однородности) затраты подразделяются на одноэлементные (простые) и комплексные(сложные). Одноэлементные (простые) затраты однородны по своему экономическомусодержанию, комплексные (сложные) состоят из нескольких экономическихэлементов. [1, с.172]
По участиюв процессе производства затраты подразделяются на производственные икоммерческие.
Похарактеру зависимости от данного предприятия расходы бывают зависимые инезависимые.
Зависимые — это нормы расхода сырья, материалов, труда. Независимые — нормы амортизационныхотчислений на социальное страхование, отчисления в пенсионный фонд. [2, с. 225]
Укрупненноможно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции:
- издержки предметов труда (сырья, материалов и т.д.);
- издержки средств труда (издержки основного капитала);
- издержки по использованию живого труда.
Взависимости от источника покрытия затраты предприятия подразделяются понескольким относительно самостоятельным подгруппам:
- затраты, включаемые в себестоимость продукции;
- затраты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия;
- затраты, покрываемые за счет целевых средств и средств специальныхфондов.
Знаниетого, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствуетпринятию мер по повышению эффективности и постепенному снижению расходов.Анализ издержек необходим для решения многих вопросов: для оценки фактороврентабельности, определения будущих направлений деятельности, оценкипроизводственных запасов, распределения и минимизации затрат, для определенияуровня безубыточности и т.д.
Производство любого видапродукта или оказание услуг требует определенных трудовых, материальных ресурсови средств труда.
Кромезатрат, связанных с производством продукции, предприятие несет расходы по еесбыту и продвижению на рынке. К ним, например, относятся расходы потранспортировке изделий потребителям, по проведению маркетинговых исследований,организации рекламы и др. Выраженные в денежной форме, они представляютиздержка реализации продукции (издержки обращения).
Наряду сиздержками производства и реализации продукции предприятие платит налоги,сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетные фонды, которыев соответствии с действующим законодательством также относятся на издержкипроизводства и реализации продукции.
Общая суммаиздержек производства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений вцелевые и внебюджетные фонды образует полную себестоимость продукции.
Множествовидов издержек, обусловливающих выпуск и реализацию продукции, требует для ихсистемного изучения и управления определенной упорядоченности, которую можноосуществить путем классификации.
Методическимирекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимостипродукции (товаров, работ, услуг) рекомендуется группировать затраты последующим основным направлениям:
- виды производств (основное, вспомогательное, непромышленное);
- структурные подразделения предприятия (места возникновения затрат,центры ответственности);
- виды, группы продукции (носители затрат);
- экономические элементы затрат;
- калькуляционные статьи расходов.
Для учета ипланирования затрат на производство и реализацию продукции применяются двевзаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная (по статьямрасходов).
Затратыназываются экономическими элементами, если они однородны по своемуэкономическому содержанию независимо от места осуществления и назначения.
Поэлементнаяклассификация затрат необходима для определения заданий по снижениюсебестоимости продукции. По элементам группируются затраты, однородные поэкономическому содержанию (материальные, трудовые, затраты, имеющие характеркомплексных денежных поступлений).
Поэлементная классификация предусматривает распределение затрат последующим элементам: (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1- Элементы состава затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)Элемент Содержание элемента Материальные затраты Отражается стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, транс портных услуг сторонних организаций, работ и услуг производственного характера Затраты на оплату труда Выплаты по заработной плате, исчисленные в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда Отчисления на социальные нужды Обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения, государственный фонд содействия занятости от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции (работ, услуг) Амортизация основных фондов Содержатся все амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части Прочие затраты Относятся все другие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат: налоги, сборы, отчисления в бюджетные фонды, относимые на себестоимость продукции; платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, плата по процентам за краткосрочные ссуды банков в пределах законодательно установленных ставок; оплата услуг связи, подготовки кадров, рекламы, пожарной охраны и другие затраты в пределах законодательно установленных норм
Группировказатрат по элементам позволяет определить себестоимость валовой и товарнойпродукции, спроектировать план по себестоимости и скоординировать плансебестоимости с другими разделами плана производства, разработать основныенаправления по снижению текущих издержек производства.
Калькуляционнаяклассификация отражает место возникновения этих затрат и применяется дляопределения затрат на единицу продукции (работ, услуг). Группировка затрат постатьям осуществляется в зависимости от их функциональной роли впроизводственном процессе: затраты, вызванные производственным потреблениемресурсов, и затраты, связанные с организацией, обслуживанием, управлением исбытом.
Методическимирекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимостипродукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерствапромышленности Республики Беларусь рекомендована группировка затрат последующим основным статьям калькуляции:
а) сырье иматериалы;
б) возвратныеотходы (вычитаются);
в) покупныеполуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий иорганизаций;
г) топливои энергия на технологические цели;
д)заработная плата производственных рабочих;
е)отчисления на социальные нужды;
ж) расходына подготовку и освоение производства;
з)общепроизводственные расходы;
и) общехозяйственныерасходы;
к) потериот брака;
л) прочиепроизводственные расходы;
м)коммерческие расходы.
Суммастатей 1-11 образует производственную себестоимость продукции, а суммадвенадцати статей — полную себестоимость продукции. [1, с.171]
Состав иколичественное соотношение элементов сметы затрат определяют структурусебестоимости продукции. Под структурой себестоимости понимаются ее состав поэлементам или статьям калькуляции и их доля в полной себестоимости.
Структурусебестоимости продукции характеризуют следующие показатели:
- соотношение между постоянными и переменными затратами, междупрямыми и косвенными и т.д.;
- систематическое определение и анализ структуры затрат напредприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управленияиздержками с целью их минимизации;
- структуру издержек предприятия формируют различные факторы:технический уровень и формы организации производства, его размещение, характеризготавливаемой продукции и перерабатываемых материально-сырьевых ресурсов,условия снабжения, особенности реализации продукции и др.
Эти факторывлияют на структуру себестоимости многопланово. Но основное их влияниезаключается в том, что доля живого труда уменьшается, а доля овеществленноготруда в себестоимости увеличивается.
Структуразатрат позволяет выявлять основные резервы снижения и разрабатывать конкретныемероприятия по их реализации на предприятии./>/>/>/>/>/>/>1.2 Проблемы калькулирования себестоимостипродукции
Взависимости от характера организации и технологии производства применяютсяразличные способы построения калькуляции себестоимости продукции.
Подкалькулированием понимают расчет себестоимости единицы продукции (работ,услуг), а калькуляция — документ, в котором оформляется этот расчет. Объекткалькулирования — это вид продукции (работ, услуг), на единицу которойопределяется себестоимость. Объектами могут быть готовая продукция, заказ,услуги, узел, деталь и др. Калькуляционная единица — измеритель объектакалькулирования (штуки, тонны, метры, кубометры и т.д.). Калькуляция на изделие(работу, услуги) составляется по статьям затрат.
В практикеэкономической работы принято различать следующие виды калькуляции: нормативную,проектно-плановую и отчетную.
Нормативнаякалькуляция рассчитывается исходя из:
- реально достижимых в условиях деятельности предприятия наиболеепрогрессивных норм и нормативов;
- возможностей использования наиболее совершенных технологическихпроцессов, прогрессивных видов сырья и материалов и т.п.
Нормативнаякалькуляция используется в практике управления производством в качествеэталона, сравнение с которым позволяет выявить пути снижения издержек напроизводство продукции и резервы увеличения прибыли за счет снижениясебестоимости продукции каждого вида. Она отражает уровень себестоимостипродукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления.
Проектно-плановаякалькуляция разрабатывается на определенный период времени (год, квартал,месяц) экономическими службами с учетом возможностей использованияматериальных, трудовых и других видов ресурсов исходя из действующих ипредполагаемых к внедрению в этом периоде норм и нормативов. Проектно-плановыекалькуляции используются для:
- обоснования уровней отпускных цен на конкретные виды продукции;определения потребностей в конкретных видах материальных, трудовых и финансовыхресурсов;
- последующего контроля за качеством управления производством путемсравнения данных проектно-плановых калькуляций с данными отчетных калькуляций,а результаты сравнения непосредственно характеризуют потери от превышенияфактической себестоимости продукции над проектно-плановой себестоимостью или,наоборот, дополнительный доход от снижения фактической себестоимости продукциипо сравнению с проектно-плановой.
Отчетнаякалькуляция составляется бухгалтерскими службами и, помимо целей сравнения сплановыми данными, является важным инструментом финансового контроля надрациональным использованием в производстве различных видов ресурсов.
Полнаясебестоимость включает производственную себестоимость и коммерческие расходы,связанные с реализацией продукции. Она равна сумме затрат по всем статьямкалькуляции.
Кроме того,расчет себестоимости единицы продукции может осуществляться на основе сметных,плановых и нормативных калькуляций.
Сметнаякалькуляция составляется на изделие или заказ, которые выполняются в разовомпорядке.
Плановаякалькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоеннуюпродукцию, предусмотренную производственной программой.
Нормативнаякалькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормамзатрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в техпроизводствах, где существует нормативный учет затрат на производство.
В условияхразвития рыночных отношений проблема снижения издержек приобретает особуюостроту. От ее решения во многом зависит конкурентоспособность продукции,устойчивость финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособностькаждого наличного или потенциального клиента банка. Нацеленность на снижениезатрат должна быть атрибутом хозяйствования. В этой связи необходим постоянныйпоиск и максимально быстрая мобилизация резервов снижения издержек предприятия.Эффективным инструментом изыскания названных резервов является экономическийанализ на основе установленной системы показателей. [1, с.178]/>/>/>/>/>/>/> 1.3 Пути снижения себестоимости
Управлениетекущими затратами подразумевает разработку и контроль за исполнением сметызатрат на производство, позволяющей контролировать общий уровень затрат и ихдинамику, сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Посмете затрат определяют уровень самоокупаемости по предприятию в целом и егоотдельным подразделениям. Сметы используются также для определения потребностейпредприятия в оборотных средствах, объемов реализации продукции и размеров возможнойприбыли.
Возможностиснижения себестоимости продукции можно выявить и анализировать по двумнаправлениям — источникам и факторам.
Подисточниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижаетсясебестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленноготруда, административно-управленческие расходы.
Подфакторами понимают мероприятия, вызывающие изменения себестоимости продукции.Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые ивнутрипроизводственные.
Народнохозяйственныефакторы — это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов наэлектроэнергию, тарифных ставок.
Внутриотраслевыефакторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышениеуровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию,совершенствование структуры управления, развитие кооперирования.
Внутрипроизводственныефакторы предусматривают экономию материальных ресурсов, увеличение объемавыполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования идр.
Выделяютсяследующие направления, по которым можно наметить резервы снижениясебестоимости: сырье и материалы, заработная плата, расходы на содержание иэксплуатацию оборудования, общехозяйственные и общепроизводственные расходы,рост производительности труда. [1, с.188]
Классификацияисточников и факторов снижения (себестоимости продукции представлена в таблице 1.2.
Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на тевиды продукции, на выпуск которых сони были использованы. Необходимо везде и навсех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырьяи материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Толькопри таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.
Так, на ОАО «МПОВТ» за 2008 г. были проведены следующие мероприятияпо снижению себестоимости продукции.
Таблица 1.2- Источники и факторы снижения себестоимостиИсточники Факторы Снижение затрат на оплату труда Применение трудосберегающих технологий, улучшение организации производства Снижение материалоемкости продукции Рациональное и экономное применение материальных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий Сокращение затрат на управление и обслуживание производства Изменение объема и структуры продукции Экономия внепроизводственных расходов Повышение качества продукции Ликвидация непроизводительных потерь и расходов Совершенствование стимулирования
Данные таблицы А.1 берутся из плана технического перевооружения, который составляетсяежемесячно каждым цехом, в конце каждого месяца передаётся впланово-экономический отдел, и в конце отчётного периода составляется годовойплан технического перевооружения по всему предприятию.
/>
/>/>/>/>/>2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВСНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «МПОВТ»
/>/>/>/>/>/>/>2.1 Характеристика производственнойспециализации объекта исследования
Открытое акционерное общество «МПОВТ» было образовано в 1956 г. наосновании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 августа 1956 г.за № 1197 и первоначально имело наименование «Минский завод математическихмашин», с 1971 г. было переименовано в «Минский ордена Ленина завод электронныхвычислительных машин им. Г.К. Орджоникидзе».
Приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 26 декабря2003 г. № 155 создано открытое акционерное общество «МПОВТ.
Общество располагается по адресу: 220013, Республика Беларусь, г.Минск, ул. Кульман, д.1.
ОАО «МПОВТ» зарегистрировано в Едином государственном регистреюридических лиц и индивидуальных предпринимателей 29.01.2004 г. за № 100346861и имеет учетный номер налогоплательщика 100 346 861.
Общество создано с целью осуществления хозяйственной деятельности,направленной на получение прибыли.
Предметом деятельности Общества является производство и реализацияпродукции и оказание услуг потребителям.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
- производство ЭВМ и другого оборудования для обработки информации;
- производство аппаратуры для кабельной телефонной и телеграфнойсвязи;
- производство осветительных приборов;
- производство печатных плат;
- исследования и разработки в области естественных наук и инженерии;
- сдача в наем (аренда) собственного недвижимого имущества;
- производство канцелярских машин (кассовых аппаратов);
- компьютеры и связанная с ними деятельность;
- оптовая и комиссионная торговля.
Общество находится в ведении Министерства промышленностиРеспублики Беларусь.
В структуру Общества по состоянию на первое января 2009 г. входятследующие подразделения:
- девять производств и цехов основного производства;
- восемь производств, цехов и пять участков вспомогательногопроизводства;
- 41 отдел и девять бюро и групп;
- два филиала без права юридического лица и не имеющие учетныхномеров налогоплательщика: завод вычислительной техники: 220121, г. Минск, ул.Притыцкого, 62 и завод печатных плат: 220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 62.
ОАО «МПОВТ» является соучредителем следующих предприятий инойформы собственности (совместные предприятия):
а) СП ЗАО «Международный деловой альянс» с долей в уставном фонде –три процента. Специализация СП – программный продукт;
б) СП «Алкатель МПОВТ» в форме закрытого акционерного общества сдолей в уставном фонде 49%. СП специализируется на производстве коммутационныхсистем «Алкатель 1000 С12».
В течение 2008 г. Общество продолжало работы по сдаче в арендуизлишних производственных и вспомогательных площадей.
Доля государства в уставном фонде Общества – 99,75%.
Продукция, производимая предприятием в настоящеевремя наиболее приемлема для потребления в странах СНГ и, прежде всего, вРоссийской Федерации. Соответственно направление исследований рынков сбыта,изучение конкурентов, мероприятия по продвижению сосредоточены по этим регионами предусматривают рекламную кампанию, обеспечение сервисных услуг, а такжеучастие предприятия в реализации отраслевой научно-технической программы«Средства телекоммуникации», государственной и отраслевой программ«Импортозамещение».
Целевым рынком для средств телекоммуникации исвязи являются общегосударственные городские и сельские телефонные сети,ведомственные телефонные сети топливно-энергетического комплекса,железнодорожного транспорта, силовых ведомств и других организаций.
В 2008 г. выпущено телекоммуникационноеоборудование, размещенное во всепогодных климатических шкафах. Разработаны изапущены в производство АТС «Бета М» с включением автоматизированного рабочегоместа (АРМ) на базе персонального компьютера.
Для удовлетворения рынка Республики Беларусь вкоммутационном оборудовании работают отечественные производители ОАО «МПОВТ»,ОАО «Связьинвест» с заводом «Промсвязь» и совместное предприятие «Алкатель –МПОВТ», а также иностранные поставщики «Siemens», «Eriksson», «Iskratel». В области разработкицифровых волоконно-оптических систем передачи специализируется научныйколлектив БГУИРа.
Телекоммуникационные сети – важнейшая частьинфраструктуры таких ведомств как РАО ЕС РФ, Газпром, железная дорога и т.д.Потребность в электронных АТС для ведомственных телефонных сетей Россииэкспертно оценивается в 400 тыс. номеров ежегодно.
Таблица 2.1 — Сведения о конкурентах, выпускающихцифровые АТС в Российской ФедерацииПредприятие-изготовитель Тип АТС Уровень цен к продукции ОАО «МПОВТ»
Конкурентоспособность в сравнении с продукцией
ОАО «МПОВТ» ЗАО «Борисоглебские системы связи» (Воронежская область) ТОС-120 ниже выше ООО «Квант-Интерком», г. Санкт-Петербург Мини АТС «Квант-Е» на уровне на уровне «Компания АЛС и ТЭК», г. Саратов АЛС-4096-С ниже на уровне НПО «Раскат», г. Москва Омега-1 ниже на уровне ООО «МТА», г. Санкт-Петербург М-200 ниже выше
В таблице 2.1 представлены сведения о конкурентах,выпускающих цифровые АТС в Российской Федерации.
Экспортный потенциал предприятий оценивается подвум критериям:
- наличиеразработанной и испытанной продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам всвоем классе;
- наличиетехнологической и производственной базы для выпуска конкурентоспособнойпродукции.
Изготавливаемая в настоящее время на ОАО «МПОВТ»продукция средств телекоммуникаций отвечает обоим критериям.
Основным рынком продаж ПЭВМ для ОАО «МПОВТ»является Республика Беларусь, так как рынок РФ и стран СНГ сформировансобственными поставщиками.
На предприятии организовано производство ПЭВМ сиспользованием импортной комплектации, что обеспечивает ПЭВМ достаточно высокийтехнический уровень. В условиях конкуренции получить преимущества на рынке ПЭВМпредполагается за счет организации на достаточно высоком уровне техническогообслуживания в гарантийный и послегарантийный период.
Кроме изготовления отдельных ПЭВМ, открытое акционерное общество«МПОВТ» также производит и реализует компьютерные классы для нужд учебныхзаведений Республики Беларусь.
Система качества производства компьютернойтехники сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO-9001.
КонкурентамиОАО «МПОВТ» на рынке ПЭВМ являются «БелАВМ», «Ксорекс-сервис», «Саммит Технолоджис»,«РД Групп». Данные фирмы имеют технический потенциал сравнимый с потенциаломОАО «МПОВТ», кроме того, и цены находиться примерно на одном уровне. В связи сэтим конкурентная ситуация достаточно жесткая.
В соответствии с генеральным соглашением о производственно-техническомсотрудничестве с ЗАО «Международный Деловой Альянс» в 2008 г. проведены работыпо постановке на производство двух изделий: платежно-справочного терминала иавтоматического устройства для выдачи банкнот.
В номенклатуру товаров народнохозяйственногоназначения, производимых ОАО «МПОВТ», входят контрольно-кассовые аппараты,счетчики количества воды и теплоты, стеллажное оборудование, медицинские шкафы,роторные замки, а также изделия по кооперации с МТЗ И МАЗ.
Потребителями этой продукции являются в основномпредприятия и организации Республики Беларусь. В Российскую Федерациюосуществляются поставки счетчиков количества воды и теплоты, медицинскихшкафов, роторных замков, универсального стеллажного оборудования.
Одним из направлений является изделиямедицинского назначения: ИМПЕКАРД-М, ЭСТЕЗИМЕТР, медицинские шкафы. Отмеченоснижение реализации медицинских шкафов на экспорт в РФ. Это связано спроблемами доставки и не достаточно гибкой ценовой политикой. По сравнению сОАО «МПОВТ» цены конкурентов производителей аналогичной продукции как в РБ, таки в РФ ниже на 10 — 20%. Главными задачами по реализации данного изделияявляются разумная ценовая политика и продолжение мероприятий по снижениюсебестоимости МШ.
На ЗВТ организовано производство системныхкассовых суммирующих аппаратов собственного производства и фискальныхрегистраторов (ФР) из давальческого сырья. В 2008 г. выпущено кассовыхаппаратов и дополнительного оборудования к кассовым аппаратам на сумму205 225,4 тыс. р.
Основную конкуренцию нашим КСА составляюткассовые аппараты импортного производства и производства РФ, имеющие высокуюнадежность и низкую стоимость.
В таблице 2.2 приведены сведения о конкурентах нарынке сбыта кассовых аппаратов в Республике Беларусь в 2008 г.
Таблица 2.2 — Сведения о конкурентах на рынке сбытакассовых аппаратов в Республике Беларусь в 2008 г.Предприятия Сравнение по техническими характеристикам с продукцией ОАО «МПОВТ» Уровень цен к продукции ОАО «МПОВТ» Конкурентоспособность в сравнении с продукцией ОАО «МПОВТ» 1 2 3 4 ОДО «НТС» соответствует соответствует выше ООО «Туссон» соответствует ниже выше УП «Торгтехника» соответствует соответствует выше ОАО «Белсчеттехника» соответствует ниже выше Прочие соответствует ниже выше
Широкое внедрение приборов коммерческого учетатепла в странах СНГ в последние годы вызвано резким удорожанием энергоресурсови государственной политикой в области энергосбережения. В общем объемеэнергопотребления Республики Беларусь на долю тепловой энергии приходитсяпримерно 40%, в связи с чем внедрение приборного учета расхода тепла имеетпервостепенное значение в деле ее экономии. Потребность рынка РеспубликиБеларусь в приборах учета в 2008 г. оценивается примерно в 1 500 – — 2 000 шт.,а рынка Российской Федерации – в 14 000 – 14 200 шт.
Наиболее крупными производителями ультразвуковых теплосчетчиковв нашей республике являются: ОАО «МПОВТ», г.Минск, НПП «Грансистема», г.Минск,«Арвас», г.Минск, РУП «БЕЛТЭН», СП «КАТРАБЕЛ», СП «Термо-К».
Что касается рынка Российской Федерации, то нанем основными конкурентами нашего предприятия выступают следующие фирмы: «UFM», г. Чебоксары, ПО«Машзавод «Молния»», г.Москва, ЗАО «Теплоком», г.Санкт-Петербург, ЗАО«АСВЕГА-М», г.Москва, ЗАО «Взлет», г. Санкт-Петербург, ЗАО «Промсервис»,г.Димитровград, ООО «КМ-5», г. Москва, НПО «Сисметатехника», г.Иваново.
Наблюдается тенденция снижения цен натеплосчетчики этих предприятий, в то же время они имеют лучшие характеристикипо сравнению с «МПОВТ»: поверочный интервал до четырёх лет, погрешностьизмерений два процента.
Поэтому главными задачами по дальнейшему освоениюрынка Республики Беларусь и Российской Федерации являются: улучшениетехнических характеристик производимой продукции, снижение погрешностиизмерений, разумная ценовая политика, организация дилерской сети по продаже иобслуживанию поставляемого оборудования.
ОАО «МПОВТ» является производителем роторныхзамков и изделий автотракторного направления по кооперации с МТЗ и МАЗ.
ОАО «МПОВТ» является единственным производителемроторных замков в РБ и РФ.
По предварительным оценкам на 2008 г. потребностьв роторных замках составит около 160 000 шт.
Основные потребители роторных замков:
- вРеспублике Беларусь – ПО «МТЗ», «Амкодор», «БЕЛАЗ», Могилевский автодорожныйзавод, «Лидаагропроммаш», «Гомсельмаш»;
- вРоссийской Федерации – Брянский завод дорожных машин «Арсенал», ООО «Раскат» г.Рыбинск, «Экскаваторный завод» г. Тверь.
В 2006 г. ОАО «МПОВТ» закрепилось на рынке новогодля общества вида изделия универсального стеллажного оборудования. Выигран рядтендеров на поставку и монтаж стеллажей, в том числе на Национальный архив РБ.
Основными конкурентами, производителями аналогичногоуниверсального стеллажного оборудования, являются: «ЗМИ», г. Новогрудок, ЗАО«Белметизделия», г. Фаниполь, ОАО «Витебск — Белпромкультура», г. Витебск, иряд предприятий-поставщиков стеллажей, экспортирующих продукцию из РФ и другихстран.
Цены конкурентов на 10-20% ниже при прочих равных условиях.
Маркетинговой стратегией ЗПП является увеличение объемов продаж засчет увеличения числа заказчиков печатных плат, что достигается путем повышенияконкурентоспособности выпускаемой продукции по цене, качеству, расширениемассортимента, освоения новых рынков по изготовлению опытных партий ссокращением в два раза сроков изготовления.
Продукция ЗПП ориентирована в основном на рынки Беларуси и России.Рынок печатных план Украины контролируется собственными производителями, крометого, рынок Украины защищен высокими таможенными пошлинами на импортнуюпродукцию.
В течение 2008 г. в соответствии с планом ОАО «МПОВТ» принялоучастие в 17 различных выставках.
Рекламные материалыразмещались в различных журналах, газетах, информационных каталогах опроизводимой продукции и об услугах, предоставляемых предприятием.
Размещена рекламнаяинформация обо всей продукции общества на сайтах Белорусской ТПП,Мингорисполкома, постоянно обновляется сайт ОАО «МПОВТ», постоянно размещаетсяи обновляется база «Тендеров».
Затраты на рекламную деятельность в 2008 г. составили 38,0 тыс.у.е.
В 2009 г. планируется принять участие в следующихспециализированных выставках по направлениям деятельности предприятия:
а) выставка, посвященная Дню белорусской науки
б) «Образование и карьера», г. Минск;
в) «ТIBO — 2009», г. Минск;
г) «Экспоэлектроника 2009», г. Москва;
д) «Энергоресурсосбережение 2009», г. Минск;
е) «Связь – Экспокомм-2009», г. Москва;
ж) «Медицина 2009»г. Минск;
з) «Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро», г. Минск;
и) «Культбытхозтовары 2009», г. Минск;
к) «PTS 2009», г. Минск.
В соответствии с годовым планом работы планируется разместитьрекламные материалы в СМИ РБ и РФ по всем видам продукции./>/>/>/>/>/>/> 2.2 Анализ организационной структуры управленияпредприятием
Под организационной структурой понимается совокупность звеньев,между которыми существует упорядоченная система взаимосвязей, находящихся междусобой в устойчивых отношениях, обеспечивающих процесс управления как единогоцелого для достижения поставленных целей.
На ОАО «МПОВТ» применяется пятизвенная система управления, слинейно-функциональным типом иерархии. Высшим звеном в данной системе являетсясобрание акционеров, которому подчиняется наблюдательный совет, и далее,генеральный директор. Следующим звеном иерархии являются заместители директорапо различным вопросам, которым, в свою очередь, подчиняются начальники цехов и отделов.На нижнем уровне иерархии находятся непосредственные исполнители – рабочие ислужащие.
На ОАО «МПОВТ» используется функциональный метод,предусматривающий деление предприятия на отдельные единицы, каждая из которыхимеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В результатеперсонал группируется в функциональные единицы, которые централизованновыполняют свои функции на уровне предприятия.
В структуре также присутствуют элементы матричного типа структур.Это проявляется в том, что каждому заместителю подчиняются опреде-ленныеотделы, цеха, бригады.
Руководство ОАО «МПОВТ» осуществляет генеральный директор.Генеральному директору подчиняются восемь директоров, курирующих различныенаправления деятельности, и помогающих директору справляться с поставленнымизадачами.
Директор поэкономике и финансам – первый зам. генерального директора — выполняет функциикоординации и совершенствования работы экономических служб; руководиттехнико-экономическим планированием, анализирует ход выполненияпроизводственной программы и финансового состояния и др. Ему подчиняются: отделбухгалтерского учёта, отдел организации труда и заработной платы,планово-экономический отдел, финансовый отдел, юридический отдел и СКБинтегрированных автоматизированных систем управления.
Планово-экономическийотдел осуществляет технико-экономическое планирование, внедряет на предприятиии в цехах хозрасчет, проводит учет и анализ деятельности цехов и предприятия вцелом по всем технико-экономическим показателям.
Бухгалтерияведет документальный учет производственно-хозяйст-венной деятельностипредприятия.
Отдел трудаи заработной платы (ОТиЗ) проводит работу по организации и нормированию труда,заработной платы.
Финансовыйотдел разрабатывает финансовый план предприятия и контролирует его выполнение,производит финансовые расчеты с внешними организациями.
Техническийдиректор – зам. генерального директора — в его ведении находятся вопросытехнического развития предприятия и его специализации; внедрение впроизводственный процесс достижений науки и техники; организации разработки,освоения в производстве новых видов изделий; безопасные условия труда; уровеньмеханизации и автоматизации процессов производства; стандартизация инормализация; работы вычислительной системы предприятия.
В подчинении технического директора находятся:
а) специальное конструкторско-технологическое бюро;
б) специальное конструкторское бюро;
в) общетехнический отдел;
г) отдел охраны труда и окружающей среды;
д) зам. технического директора по техпереоснащению, реконструкциии строительству, которому, в свою очередь, подчиняются: энерго-ремонтноепроизводство, ремонтно-механическое производство, отдел капитальногостроительства.
Специальное конструкторско-технологическое бюро разрабатываетконструкции новых изделий; совершенствует конструкции выпускаемых изделий;готовит конструкторскую документацию для внедрения.
Общетехнический отдел разрабатывает новые и совершенствуетсуществующие технологические процессы, разрабатывает, проектирует иизготавливает специальную технологическую оснастку.
Энерго-ремонтноеи ремонтно-механическое производства осуществляют ремонт всего паркаоборудования предприятия; надзор за состоянием и правилами эксплуатациистаночного парка, энергетического оборудования и электрических машин. В ихведении находятся ремонтно-механическая база, силовое хозяйство, служба связи.
Директор попроизводству и материально-техническому обеспечению – зам. генеральногодиректора — через подчиненные ему отделы и службы ведает вопросамиоперативно-календарного планирования и регулирования производства, руководитподразделениями основного производства, руководит материально-техническимснабжением. В его подчинении находятся: производственно-диспетчерский отдел,отдел материально-техничес-кого снабжения, отдел внешней комплектации иреализации, отдел технической документации, производство АТС, производствомагнитных элементов, механоокрасочное производство и транспортный цех.
Директор по персоналу, режиму и идеологической работе — зам. генеральногодиректора — отвечает за набор кадров рабочих и служащих, их учебу и подготовку.Ему подчиняются: отдел кадров и подготовки кадров, служба безопасности ивоенизированная охрана.
Директор помаркетингу руководит определением рынков сбыта продукции. Ему подчиняются: центртехнического обслуживания и торгового сотрудничества, торгово-коммерческийцентр, отдел конъюнктуры рынка, рекламы и контроллинга, салон-магазин«Импульс», производственно-технический комплекс средств вычислительной техники.
Директор покачеству — ведает вопросами контроля качества продукции. У него в подчинениинаходятся: отдел технического контроля, отдел метрологии и испытаний, участоквходного контроля.
На ОАО«МПОВТ» имеется информационно-вычислительный центр, который централизованновыполняет массовые и трудовые работы по всем функциям управления.
Ворганизационной структуре ОАО «МПОВТ» повышается эффективность управления засчет создания функциональных звеньев, участия в работе квалифицированныхспециалистов, передачи им полномочий и ответственности за результаты своейдеятельности, специализирующихся на выполнении определенных видов работ вединой системе линейного управления. Традиционные блоки одного профиляобъединяют специалистов в специализированные структурные подразделения — этоотделы производства, маркетинга, финансов.
Преимущества: стимулирует деловую и профессиональнуюспециализацию; линейные руководители освобождаются от глубоких знаний по каждойфункции; упрощается работа линейных руководителей, возрастает удельный весперспективных решений.
Недостатки: полномочия всистеме управления распределены не достаточно равномерно, поскольку большинстворешений принимается на уровне заместителей директоров и начальников отделов.Можно отметить, что трудоёмкость управления на ОАО «МПОВТ» различна поотношению к различным подразделениям за счёт недостаточно рациональноразработанной структуры управления. Наиболее высокая трудоёмкость управленияотносится к отделам по экономике и финансам, техническим службам и отделам попроизводству и материально-техническому обеспечению.
Численность работающих на ОАО «МПОВТ» по состоянию на первоеянваря 2009 г. – 2 248 чел. По категории персонала: руководители и специалисты– 973 чел. (44%), рабочие – 1 275 чел. (56%).
Таблица 2.3 – Обеспеченность трудовыми ресурсами Категории персонала 2006 г. 2007 г. 2008 г. Фактически в процентах 2007г. к 2006 г. 2008г. к 2007 г. 1 2 3 4 5 6 Всего 2 776 2594 2 413 93,44 93,02 В том числе основная деятельность, из неё: 2 567 2423 2 248 94,39 92,78 рабочие 1 466 1 369 1 275 93,38 93,13
служащие,
из них: 1 101 1 054 973 95,73 92,31 руководители 233 225 218 96,57 96,89 специалисты 868 829 755 95,51 91,07 Неосновная деятельность 209 171 165 81,82 96,49
Как видноиз данных таблицы 2.3, численность персонала основной деятельности в 2007 г.снизилась против 2006 г. и составила 94,39%, и продолжала снижаться, составив в2008 г. по сравнению с 2007 г. 92,78%.
Снижениечисленности наблюдается и по другим категориям персонала при темпе ростаобъёмов производства в 2007 г. 110%, в 2008 г. — 100,5% и ростепроизводительности труда в сопоставимых условиях в 2006 г. на 18,4%, в 2007 г. –на 16,5%, в 2008 г. – на 11,8%.
В процессеанализа изучим изменение структуры персонала предприятия. Ее изменениепроиллюстрировано данными таблицы 2.5. Из данных таблицы видно, что наанализируемом предприятии снижается производственный потенциал (удельный весрабочих в 2008 г. фактически ниже его величины в прошлом году и ниже, чем в2006 г.).
Таблица 2.4- Изменение структуры трудовых ресурсовКатегории персонала Структура персонала 2006 г. 2007 г. 2008 г. Количество, чел. Удельный вес, % Количество, чел. Удельный вес, % Количество, чел. Удельный вес, %
Персонал основной деятельности.
всего 2 567 100,00 2 423 100,00 2 248 100,00 В том числе: рабочие 1 466 57,11 1 369 56,50 1 275 56,72 руководители 233 9,08 225 9,29 218 9,70 специалисты 868 33,81 829 34,21 755 33,58
Важнымфактором, влияющим на управленческую структуру, является норма управляемости (диапазонконтроля), т.е. определённое число подчинённых, которыми можно эффективноуправлять. Считается, что её средняя величина составляет 7-10 чел. [6, с. 181] Длярасчёта коэффициента управляемости на предприятии мы применим норму, равную восьми.Рассчитаем коэффициент управления. В 2006 г. он составил:
(1466 + 868)/ 233 / 8 = 1,25
В 2007 г.коэффициент управляемости будет равным:
(1369+829)/ 225 / 8 = 1,22
В 2008 годуон составил:
(1275+755)/ 218 / 8 = 1,16
Из таблицы 2.4 можно сделать вывод, что год от года идёт снижениечисленности специалистов и рабочих, а также снижается количество руководителей.Но, в то же время, прослеживая динамику коэффициента управляемости, можноотметить его последовательное снижение. Коэффициент управляемости, имеющий тенденциюк снижению, говорит о неспособности системы управления обеспечитьудовлетворительную согласованность деятельности подразделений и отдельныхработников. Деятельность такого предприятия недостаточно неэффективна.Предприятие объективно нуждается в специальных мерах по организации управлениявторого порядка, направленных на повышение управляемости его системыуправления, например, уменьшении количества руководителей и расширении зонобслуживания линейным персоналом, т. е. увеличение коэффициента управляемостина основе повышения должностных окладов и ставок в порядке внедрения напроизводстве новых методов экономического руководства. Это может сократитьзатраты на заработную плату, а, следовательно, и издержки предприятия, чтоприведёт к снижению производственной себестоимости выпускаемой продукции.
Важнейшим структурным подразделениемэкономической службы предприятия является планово-экономический отдел (ПЭО).
Планово-экономический отдел общества является самостоятельнымструктурным подразделением Общества, подчиняется непосредственного директору поэкономике и финансам.
Отдел реализует на уровне Общества функцию управления «технико-экономическоепланирование и анализ хозяйственной деятельности».
ПЭО осуществляет методическое руководство планово-экономичес-кимиотделами филиалов и обособленных структурных подразделений. Отдел в своейдеятельности руководствуется: законами Республики Беларусь, декретами и указамиПрезидента Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями СоветаМинистров, приказами и распоряжениями Министерства промышленности, другиминормативными актами, приказами и указаниями генерального директора, указаниямидиректора по экономике и финансам, Уставом ОАО «МПОВТ» и настоящим Положением.
Отдел возглавляется начальником планово-экономического отдела.
Деятельность отдела должна способствовать внедрению рыночныхотношений, обеспечивать рост рентабельности производства и прибыли:способствовать совершенствованию внутризаводского хозяйственного расчета;способствовать формированию конкурентоспособных отпускных цен на продукциюизготавливаемую обществом. В работе ПЭО использует методы экономическогоанализа расходов по статьям затрат.
Организационная структура управления планово-экономическим отделомпредставлена на рисунке 2.1:
/>
Рисунок 2.1 — Организационная структура планово-экономическогоотдела
Роль ПЭО в снижении себестоимости заключается в разработке плановсебестоимости товарной продукции общества и доведении их до цехов предприятия,а также в контроле за выполнением установленных плановых пери-ода.
В функции планово-экономического отдела входят:
а) разработка отпускных цен на продукцию общества;
б) разработка планов себестоимости товарной продукции общества ицехов головного предприятия; статотчетность по формам ПЭО;
в) оперативная отчетность;
г) разработка и доведение перспективных, годовых, квартальных плановпроизводства и технико-экономических показателей работы по обществу иподразделениям;
д) методическое руководство работниками филиалов, экономистами це-ховголовного предприятия;
е) в части обязанностей ПЭО проведение работ по повышению научнойобоснованности планов, разработке мер по росту производительности труда,снижение себестоимости продукции, повышению рентабельности производства,увеличению фондоотдачи и прибыли;
ж) проведение анализа стоимости закупок и предоставляемых обществууслуг.
В целом можно сказать, что функциональные обязанности распределеныдовольно равномерно./>/>/>/>/>/>/> 2.3 Анализ технико-экономических показателейработы ОАО «МПОВТ» за 2006-2008 гг.
Результаты производственно-хозяйственной деятельности любогопроизводственно-хозяйственного подразделения (предприятие, цех, участок)оцениваются с помощью ряда технико-экономических показателей. Их определениеосновывается на тщательном экономическом анализе и расчетах, которые даютвозможность судить о степени использования материальных, трудовых и финансовыхресурсах подразделения.
Анализ технико-экономических показателей предприятия содержитобобщение данных результатов его хозяйственной деятельности за определенныйпериод, описание, как позитивных аспектов, так и детальный разбор недостатков инеиспользованных возможностей.
На основе этих сведений можно установить тенденции хозяйственнойдеятельности предприятия, сделать общие выводы. В целом анализ направлен напоиск собственных резервов производства (выполнение услуг), разработку мер помобилизации использования этих резервов.
Динамика технико-экономических показателей за 2006–2008 гг.представлена в таблице 2.5.
Из таблицы 2.5 видно, что объём производства продукции имееттенденцию к снижению. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. (базовым) годом снижениесоставило 0,9%, а уже в 2008 г. – 10,4%, из чего можно сделать вывод о сниженииспроса на производимую продукцию и усилении конкуренции на рынке, связанное споявлением более дешёвой продукции.
В то же время производство потребительских товаров в 2008 г. посравнению с 2006 г. увеличилось на 7,7%, что говорит о формированиипроизводственной программы, ориентированной на продукцию потребительскогорынка.
Снижение удельного веса новой продукции в общем объемепромышленного производства в 2008 г. на 20,7% по сравнению с 2007 г.свидетельствует о необходимости внедрения новых технологий и методов впроизводстве продукции.